нию боевых и военно-профессиональных задач, а также сократить время на их адаптацию после прибытия к новому месту военной службы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баяхметов С.У. Педагогическое влияние преподавателей на личностно-профессиональное саморазвитие курсантов военного вуза / С.У. Баяхметов // Сибирский педагогический журнал - 2012. - № 7. - С. 99-106.
2. Зеер Е.Ф. Теоретико-прикладные основания психологии профессионального развития : монография / Е.Ф. Зеер. - Екатеринбург, 2015. - 194 с.
3. Обрезков А.В. Педагогическое сопровождение профессионального становления курсантов военного вуза : дис. ... канд. пед. наук / Обрезков Алексей Викторович. - Челябинск, 2022. -204 с.
4. Полковников А.В. Проблема инженерной культуры будущих офицеров в современном военно-педагогическом образовании / А. В. Полковников // Россия сегодня: глобальные вызовы и национальные интересы. Взгляд молодых : статьи и тезисы докладов 24-ой международной молодежной научной конференции. - Москва , 2019. - С. 422-426.
5. Полковников А.В. Технология формирования инженерной культуры курсантов военных вузов с использованием среды динамического моделирования SimInTech / А.В. Полковников // Вопросы современной науки: проблемы, тенденции и перспективы - 2019. - № 10 (36). - С. 13-15.
6. Слободнюк Е.Г. Профессионально-ценностные ориентации как фактор становления будущего учителя : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Слободнюк Елена Геннадьевна. - Магнитогорск, 2000. - 18 с.
REFERENCES
1. Bayahmetov, S.U. (2012), "The pedagogical influence of teachers on the personal and professional self-development of cadets of a military university", Siberian Pedagogical Journal, Vol. 7, pp. 99106.
2. Zeer, E.F. (2015), Theoretical and applied foundations of the psychology of professional development, monography, Ekaterinburg.
3. Obrezkov, A.V. (2022), Pedagogical support for the professional development of cadets of a military university, dissertation, Chelyabinsk.
4. Polkovnikov, A.V., (2019), "The problem of engineering culture of future officers in modern military pedagogical education", Russia Today: Global Challenges and National Interests. The look of the young, proceedings of the All-Russian student scientific and practical conference, Moscow, pp. 422-426.
5. Polkovnikov, A.V. (2019) "Technology for the formation of engineering culture of cadets of military universities using the dynamic simulation environment SimInTech", Issues of modern science, Vol. 10 (36), pp. 13-15.
6. Slobodniuk, E.G. (2000), Professional value orientations as a factor in the formation of a future teacher, dissertation, Magnitogorsk.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.09.2022
УДК 796.894.2
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД, КАК СИСТЕМА ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ В
ГИРЕВОМ СПОРТЕ
Алексей Валерьевич Живодёров, кандидат педагогических наук, доцент мастер спорта РФ по гиревому спорту, Иван Михайлович Евдокимов, кандидат педагогических наук, доцент, доцент, Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, Санкт-Петербург; Валерий Александрович Живодёров, доцент, помощник ректора, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени Петра Францевича Лесгафта, Санкт-Петербург; Евгений Сергеевич Горовенко, кандидат педагогических наук, доцент, Военный инсти-
тут физической культуры, Санкт-Петербург
Аннотация
Гиревой спорт относится к циклической спортивной дисциплине. Каждое соревновательное упражнение в арсенале гиревого спорта (толчок, рывок, толчок по длинному циклу) выполняется в определённый промежуток времени (10 минут). Спортсмену необходимо выполнить максимальное количество подъёмов за отведённое время. Исходя из вышесказанного, отметим, что гиревой спорт относится к видам спорта, развивающим силовую выносливость. Тренировочный процесс в гиревом спорте направлен на увеличение функциональных возможностей спортсмена. Функциональные возможности играют важную роль в достижении результата. Для максимального тренировочного эффекта в гиревом спорте необходимы систематизированные занятия, направленные на увеличение силы и силовой выносливости, а точнее сказать, необходим комплексный тренировочный подход.
Ключевые слова: гиревой спорт, комплексный подход, тренировочный процесс, сила, силовая выносливость.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.9.p133-136
INTEGRATED APPROACH AS A SYSTEM FOR ACHIEVING RESULTS IN
KETTLEBELL LIFTING
Alexey Valerievich Zhivoderov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Master of Sport, Ivan Mikhailovich Evdokimov, the candidate of pedagogical sciences, docent, St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation; Valery Aleksandrovich Zhivoderov, the docent, rector's assistant, the Lesgaft National State University of Physical Culture, Sport and Health, St. Petersburg; Evgeny Sergeevich Gorovenko, the candidate of pedagogical sciences, docent, Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg
Abstract
Kettlebell lifting refers to a cyclical sports discipline. Each competitive exercise in the arsenal of kettlebell lifting (push, jerk, push on a long cycle) is performed in a certain period of time (10 minutes). The athlete must perform the maximum number of lifts in the allotted time. Based on the above, we note that kettlebell lifting refers to sports that develop strength endurance. The training process in kettlebell lifting is aimed at increasing the functionality of the athlete. Functionality plays an important role in achieving results. To maximize the training effect in kettlebell lifting, systematic classes are needed aimed at increasing strength and strength endurance, or rather, a comprehensive training approach is needed.
Keywords: kettlebell lifting, integrated approach, training process, strength, strength endurance.
ВВЕДЕНИЕ
Заслугой гиревого спорта является то, что данный вид спорта развивает как силу, так и силовую выносливость. Говоря о силе и силовой выносливости в гиревом спорте, необходимо отметить, что эти два понятия неразрывно взаимосвязаны и дополняют друг друга [2]. Из вышесказанного сформулируем первый подход комплексной тренировки:
- использование в тренировочном процессе весь арсенал гирь, начиная с 16 кг и 32 кг с шагом 2 кг;
- использование лёгких гирь позволит нам развивать силовую выносливость, а тяжёлых силу [3].
Необходимо отметить, что при выполнении упражнения с гирями снаряд наилучшим образом влияет на развитие и укрепление опорно-двигательного аппарата, дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Показатель, характеризующий функциональные возможности организма, - это объём сердца, осуществляющий перекачку крови в количественном отношении. Работоспособность и восстановление напрямую зависят от количества и динамики циркуляции крови в организме. Эффектом тренированности сердечно сосудистой системы у спортсменов, занимающихся цикличными видами спорта, является брадикардия. Спортсмены высокой квалификации имеют частоту сердечных сокращений
в покое 30-35 ударов в минуту. Чем больше объем сердца, тем меньше частота сердечных сокращений, но при этом объём перекачиваемой крови увеличивается, а значит, снабжение клеток кислородом тоже увеличивается. Из вышесказанного второй и третий этап комплексного подхода включает:
- использование гиревой и беговой тренировки;
- использование объёмной и интервальной тренировок.
Немаловажным фактором является психологическое и эмоциональное состояние спортсмена. Говоря об этих двух составляющих, отметим четвёртый этап комплексного подхода: осуществление проходок (тактическая расстановка сил при выполнении соревновательного движения в интервале времени 10 минут, повышение уверенности в собственных силах - «Если я показывал результат много раз на проходках, что мне помешает это же сделать на соревнованиях?»).
МЕТОДИКА И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Проводя исследования комплексного подхода как системы достижения результатов в гиревом спорте, группой исследователей был проведён эксперимент на базе спортивной секции гиревого спорта Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения с июня 2022 по август 2022 года. Для проведения эксперимента были сформированы контрольная и экспериментальная группы из спортсменов-гиревиков.
Контрольная группа осуществляла объёмные тренировки три раза в неделю с гирями 24 кг и беговые тренировки 2 раза в неделю.
Экспериментальная группа занималась также три раза в неделю, использовала в тренировочном арсенале объёмные и интервальные тренировки. Также в тренировочный процесс были включены проходки (10 минут) с гирями 16 и 24 кг, которые проходили один раз в две недели. Выполняя проходки, спортсмены экспериментальной группы пробовали свои силы в соревновательном лимите времени, а также самостоятельно осуществляли расклад сил, чтобы до конца отстоять весь временной промежуток. Арсенал используемых гирь в тренировочном процессе экспериментальной группы включал гири 16 кг, 24 кг, 28 кг и 32 кг. Также экспериментальная группа выполняла беговые тренировки 2 раза в неделю.
Перед проведением исследования в контрольной и экспериментальной группах был проведен предварительный эксперимент.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Представленные в таблице 1 показатели толчка по длинному циклу контрольной группы соответствуют среднему показателю 26±2 повторений. Результат толчка по длинному циклу, экспериментальной группы соответствует среднему показателю 27±1 повторений. Проведя сравнительный анализ результатов, представленных в таблице 1, мы можем сказать, что средний показатель толчка по длинному циклу экспериментальной группы больше среднего показателя толчка по длинному циклу контрольной группы на 3,7 % данные различия статистически не достоверны (р>0,05).
Поставленный группой исследователей эксперимент позволил выявить особенности в силовых показателях контрольной и экспериментальной группах после окончания тренировочного этапа.
Таблица 1 - Толчок гирь по длинному циклу 24+24 кг (пкг=5, пэг=5, М±т)
Толчок гирь по длинному циклу 24+24 кг Количество раз 1=10
Контрольная группа 26±2
Экспериментальная группа 27±1
p-value p>0,05
В таблице 2 представлен средний показатель толчка по длинному циклу контрольной группы, равный 32±2 повторения. Средний показатель толчка по длинному циклу экспериментальной группы равен 46±2 повторения.
Результат толчка по длинному циклу в таблице 2 показывает, что средний показатель экспериментальной группы больше среднего показателя контрольной группы на 30,4 %. Различия статистически достоверны (р<0,05).
Таблица 2 - Толчок гирь по длинному циклу 24+24 кг (пкг=5, пэг=5, M±m)
Толчок гирь по длинному циклу 24+24 кг Количество раз t=10
Контрольная группа 32±2
Экспериментальная группа 46±2
р-уа1ие p<0,05
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Использование в тренировочном процессе спортсменов гиревиков комплексного подхода позволяет расширить тренировочный потенциал, снизить психологическую напряжённость за счёт смены тренировочной нагрузки варьируя тренировки на силу и силовую выносливость. Улучшить общее эмоциональное состояние спортсменов за счёт ухода от монотонности тренировочного процесса, а также повысить уверенность в своих собственных силах на соревнованиях. Всё вышеперечисленное эффективно сказывается на конечном результате спортсменов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дворкин Л.С. Тяжелая атлетика: в 2-х томах. Том 2 / Л.С. Дворкин. - Москва : Юрайт, 2018. - 115 с.
2. Живодёров А.В. Мотивация в гиревом виде спорта на этапе начальной спортивной подготовки / А.В. Живодеров, В.А. Живодёров, Н.П. Воробьёва, И.Ю. Стригельская // Учёные записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2018. - № 12 (166). - С. 72-76.
3. Живодёров А.В Лёгкие гири как средство развития функциональной выносливости у спортсменов гиревиков / А.В. Живодеров, И.М. Евдокимов, В.А. Живодёров, И.Д. Павлов // Учёные записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2022. - № 8 (210). - С. 93-96.
REFERENCES
1. Dvorkin, L.S. (2017), Weightlifting in 2 volumes, Volume 2, Moscow.
2. Zhivoderov, A.V., Zhivodyorov, V.A., Vorobyova, N.P. and Strigelskaya, I.Y. (2018), "Motivation in kettlebell lifting at the stage of initial sports training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 166, No 12. Pp. 72-76.
3. Zhivoderov, A.V., Evdokimov, I.M., Zhivoderov, V.A. and Pavlov, I.D. (2022), "Light kettle-bells as a means of developing functional endurance in kettlebell athletes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 210, No 8, pp. 93-96.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.09.2022
УДК 37.037:796.011.3
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОК ВОЛГОГРАДСКОГО СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Анна Валентиновна Жорова, магистрант, Дарья Илдаровна Дегтярева, кандидат педагогических наук, Елена Павловна Прописнова, кандидат педагогических наук, доцент,
Волгоградская государственная академия физической культуры, г. Волгоград