Научная статья на тему 'Мотивация в гиревом виде спорта на этапе начальной спортивной подготовки'

Мотивация в гиревом виде спорта на этапе начальной спортивной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
207
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИРИ / ГИРЕВОЙ СПОРТ / МОТИВАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Живодёров Алексей Валерьевич, Живодёров Валерий Александрович, Стригельская Ирина Юрьевна, Воробьёва Наталия Петровна

В статье представлены результаты исследования, направленного на развитие мотивации при использовании в тренировочном процессе спортсменов гиревиков гирь разновесов на этапе начальной спортивной подготовки. Соревновательные гири в гиревом спорте 16 кг, 24 кг, 32 кг. Использование соревновательных гирь в тренировочном процессе, на этапе начальной спортивной специализации, вызывают затруднения в формировании техники и развитии силовой выносливости. Использование гирь разновесов с шагом два килограмма, на этапе начальной спортивной специализации, даст перспективу начинающему спортсмену в гиревом спорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Живодёров Алексей Валерьевич, Живодёров Валерий Александрович, Стригельская Ирина Юрьевна, Воробьёва Наталия Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motivation in kettlebell sport at the stage of initial sports training

The article presents the results of the study aimed at development of motivation when using in the training process of the kettlebell athletes the weights balances at the stage of the initial sports training. Competitive kettlebells in kettlebell lifting are of 16 kg, 24 kg, 32 kg. Use of the competitive kettlebells in the training process, at the stage of the initial sports specialization cause difficulties in the formation of the technique and development of the strength endurance. The use of weights set with weight step of 2 kg, at the stage of the initial sports specialization will give the perspective to the beginner athlete in kettlebell sport.

Текст научной работы на тему «Мотивация в гиревом виде спорта на этапе начальной спортивной подготовки»

2. Akopov, G.V. (2011), "Technology of professional conscience diagnostics", in Modern educational technology Nikitina, G.M. (Ed.), Kniga, Samara, pp. 103-143.

3. Akopov, G.V., and Arkhipova, I.V. (2016), Diagnostics of professional conscious: methodical design for Bachelor and Master students of ''Psychology ", "Psychology and Pedagogics ", "Pedagogical education", "Sociology of education" specialties, for postgraduates and other researchers, under the editorship of Semenova, T.V., Porto-Print, Samara.

4. Kljuchenko, A.N. (2010), "Formation of the professional I-concept of the person", Vestnik Mos-kovskogo UniversitetaMVD Rossii, No. 3, pp. 31-33.

5. Kulakova, A.I. (2015), "Formation peculiarities of awareness choice in the period of general training", Vestnik of Kostroma State University named after N.A. Nekrasov, Issue 21, pp. 78-82.

6. Sorochan, V.V. (2005), Psychology of professional activity: abstract of lectures, S.Yu. Vitte Moscow University, Moscow.

7. Tsvyk, V.A. (2005), "Professional consciousness of person: concept and structure", Vestnik RUDN, Philosophy series, No. 1 (11), pp. 104-115.

Контактная информация: kylie.89@bk.ru

Статья поступила в редакцию 11.12.2018

УДК 796.894.2

МОТИВАЦИЯ В ГИРЕВОМ ВИДЕ СПОРТА НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

Алексей Валерьевич Живодёров, кандидат педагогических наук, мастер спорта РФ по гиревому спорту, доцент, Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет); Валерий Александрович Живодёров, доцент, помощник ректора, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург); Ирина Юрьевна Стригельская, кандидат педагогических наук, доцент, Наталия Петровна Воробьёва, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический

университет)

Аннотация

В статье представлены результаты исследования, направленного на развитие мотивации при использовании в тренировочном процессе спортсменов гиревиков гирь разновесов на этапе начальной спортивной подготовки. Соревновательные гири в гиревом спорте 16 кг, 24 кг, 32 кг. Использование соревновательных гирь в тренировочном процессе, на этапе начальной спортивной специализации, вызывают затруднения в формировании техники и развитии силовой выносливости. Использование гирь разновесов с шагом два килограмма, на этапе начальной спортивной специализации, даст перспективу начинающему спортсмену в гиревом спорте.

Ключевые слова: гири, гиревой спорт, мотивация, физическая подготовленность.

MOTIVATION IN KETTLEBELL SPORT AT THE STAGE OF INITIAL SPORTS

TRAINING

Alexey Valerievich Zhivoderov, the candidate ofpedagogical sciences, master of sports of the Russian Federation in weight lifting, senior lecturer, Saint-Petersburg State Institute of Technology; Valery Aleksandrovich Zhivoderov, the senior lecturer, rector's assistant, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Irina Yuryevna Strigelskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Natalia Pe-trovna Vorobyova, the senior teacher, Saint-Petersburg State Institute of Technology

Annotation

The article presents the results of the study aimed at development of motivation when using in the training process of the kettlebell athletes the weights balances at the stage of the initial sports training. Competitive kettlebells in kettlebell lifting are of 16 kg, 24 kg, 32 kg. Use of the competitive kettlebells in the

training process, at the stage of the initial sports specialization cause difficulties in the formation of the technique and development of the strength endurance. The use of weights set with weight step of 2 kg, at the stage of the initial sports specialization will give the perspective to the beginner athlete in kettlebell sport.

Keywords: kettlebells, kettlebell lifting, motivation, physical fitness.

ВВЕДЕНИЕ

В военном институте (инженерно-техническом) курсантам второго курса предложена программа тренировки, в гиревом спорте, с использованием гирь разновесов с шагом два килограмма начиная с 8 кг. Соревновательные гири в гиревом спорте 16 кг, 24 кг, 32 кг. Использование соревновательных гирь в начале тренировочного процесса может вызвать затруднение в формировании техники, развития силовой выносливости и как факт спортсмены могут покинуть секцию, не раскрыв свой потенциал. Применение же гирь разновесов с шагом два килограмма позволят поэтапно подойти к результату, сформировав правильную технику движения в гиревом спорте, что в свою очередь даст положительные эмоции, повышающие мотивацию.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

На базе Военного института (инженерно-технического) (с сентября 2017 года по декабрь 2017 года) проводились исследования. В рамках нашего исследования принимали участие две группы, контрольная и экспериментальная. В каждой группе было по 8 человек (курсанты второго курса). Средний вес занимающихся составил 73,4±0,3 кг. Средний возраст составлял 19,2±0,5 лет.

Показатели динамометрических исследований, тяги блока, к груди сидя, перед началом проведения эксперимента

Используя комплексные методы исследования, перед началом эксперимента, мы провели сравнительный анализ двух групп контрольной и экспериментальной.

Показатели динамометрического исследования тяга блока к груди сидя представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Тяга блока к груди сидя показатели динамометрического исследования (кг) (Пкг=8, Пэг=8, М±т)_

Тяга блока к груди сидя Максимальная сила (кг)

Контрольная группа 57±0,3

Экспериментальная группа 55±0,2

р-уа1ие p<0,05

Измерения максимальной силы, тяги блока за голову сидя, контрольной группы равны, средний показатель 57±0,3 кг. Измерения максимальной силы, тяги блока за голову сидя, экспериментальной группы средний показатель равен 55±0,2 кг. Средний показатель максимальной силы, тяги блока за голову сидя, контрольной группы больше среднего показателя экспериментальной группы на 3,5%. Различия статистически не достоверны (р<0,05).

Показатели исследований, становая тяга, перед началом эксперимента

Мы провели сравнительный анализ двух групп контрольной и экспериментальной используя комплексные методы исследования.

Становая тяга со штангой, в таблице 2 представлены показатели выполнения упражнения.

Таблица 2 - Показатели выполнения упражнения становая тяга со штангой (кг) (пкг=8,

Пэг=8, М±т)_

Становая тяга со штангой Максимальная сила (кг)

Контрольная группа 95±0,5

Экспериментальная группа 92±0,5

p-value p<0,05

При проведении измерения максимальной силы, становой тяги, средний показатель контрольной группы равен 95±0,5 кг. При измерении экспериментальной группы средний показатель силы равен 92±0,5 кг.

Средний максимальный результат становой тяги, контрольной группы больше среднего результата экспериментальной группы на 3,2%. Различия статистически не достоверны (р<0,05).

Показатели выполнения упражнения приседание со штангой на груди, перед началом эксперимента

Показатели выполнения упражнения приседание со штангой на груди представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Показатели выполнения упражнения приседание со штангой на груди (кг) (Пкг=8, Пэг=8, М±т)__

Приседание со штангой на груди Максимальная сила (кг)

Контрольная группа 54±0,5

Экспериментальная группа 56±0,5

р-уа1ие р<0,05

При проведении измерения упражнения приседание со штангой на груди, контрольной группы, средний показатель силы равен 54±0,5 кг. При проведении измерения силы упражнения приседание со штангой на груди экспериментальной группы средний показатель равен 56±0,5 кг. Средний максимальный показатель приседание со штангой, экспериментальной группы больше среднего показателя контрольной группы на 3,6%. Различия статистически не достоверны (р<0,05).

Перед началом эксперимента для отбора в контрольную и экспериментальную группы статистических различий в силе не обнаружено.

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА И ИХ АНАЛИЗ

Показатели динамометрических исследований, тяги блока, за голову сидя

Используя комплексные методы исследования, мы провели сравнительный анализ двух групп контрольной и экспериментальной. Данный анализ динамометрического исследования позволяет разграничить эти группы по силовым показателям выполняемого движения.

В таблице 4 представлены показатели динамометрического исследования тяга блока к груди сидя.

Таблица 4 - Показатели динамометрического исследования тяга блока к груди сидя (кг) (Пкг=8, Пэг=8, М±т)_

Тяга блока к груди сидя Максимальная сила (кг)

Контрольная группа 74±0,4

Экспериментальная группа 88±0,3

р-уа1ие р<0,001

При проведении измерения максимальной силы, тяги блока к груди сидя, контрольной группы, средний показатель равен 74±0,4 кг. При проведении измерения силы экспериментальной группы, средний показатель равен 88±0,3 кг. Проведя измерения двух групп наибольший средний показатель силы выявлен у экспериментальной группы.

Средний показатель максимальной силы, тяги блока к груди сидя, экспериментальной группы больше среднего показателя контрольной группы на 15,9 %. Различия статистически достоверны (р<0,001).

Таким образом, показатель наибольший максимальной силы тяги блока к груди сидя у экспериментальной группы, на втором месте контрольная группа.

Показатели исследований, становая тяга

Используя комплексные методы, мы провели сравнительный анализ двух групп контрольной и экспериментальной. Данный исследовательский анализ позволяет

разграничить эти группы по силовым показателям выполняемого движения становая тяга.

В таблице 5 представлены показатели выполнения упражнения становая тяга со штангой.

Таблица 5 - Показатели выполнения упражнения становая тяга со штангой (кг) (пкг=8, пэг=8, М±т)_

Становая тяга Максимальная сила (кг)

Контрольная группа 120±0,5

Экспериментальная группа 140±0,5

р-уа1ие р<0,001

При проведении контроля силы упражнения становая тяга средний показатель контрольной группой, равен 120±0,5 кг. При проведении контроля упражнения становая тяга средний показатель силы экспериментальной группой равен 140±0,5 кг. При сравнительном анализе двух групп наибольший средний показатель силы в становой тяге больше у экспериментальной группы.

Средний максимальный показатель силы в становой тяге, экспериментальной группы больше среднего показателя контрольной группы на 14,3 %. Различия статистически достоверны (р<0,001).

Показатели выполнения упражнения приседание со штангой на груди В таблице 6 представлены показатели выполнения упражнения приседание со штангой на груди.

Таблица 6 - Показатели выполнения упражнения приседание со штангой на груди (кг) (Пкг=8, Пэг=8, М±т)_

Приседание со штангой на груди Максимальная сила (кг)

Контрольная группа 74±0,5

Экспериментальная группа 88±0,5

р-уа1ие р<0,05

При выполнении контроля силы, упражнения приседание со штангой на груди, контрольной группы, средний показатель равен 74±0,5 кг. При выполнении контроля силы, упражнения приседание со штангой на груди экспериментальной группы средний показатель равен 88±0,5 кг. Средний максимальный показатель силы в приседании со штангой на груди, контрольной группы меньше среднего показателя силы экспериментальной группы на 15,9 %. Различия статистически достоверны (р<0,001).

Мотивация к занятиям гиревым видом спорта после проведённого эксперимента В таблице 7 представлены результаты желания заниматься в секции гиревого спорта после проведённого эксперимента

Таблица 7 - Результаты желания к занятиям гиревым видом спорта после проведённого

Желание заниматься гиревым видом спора Количество человек

Контрольная группа 2

Экспериментальная группа 5

эг

При учёте желания заниматься гиревым видом спорта, контрольной группы, показатель равен 2 человека - 25% от количества участвующих. При учёте желания заниматься гиревым видом спора, экспериментальной группы показатель равен 5 человек - 63% от количества участвующих. Показатель в учёте желания заниматься в секции гиревого спорта контрольной группы меньше среднего показателя экспериментальной группы.

Результаты анкетирования

Мы провели анкетирование двух групп контрольной и экспериментальной. В анкете был поставлен вопрос о преимуществах и недостатках программ, по которым занимались контрольная и экспериментальная группы.

При проведении анкетирования экспериментальной группы были выявлены плюсы тренировочной программы. Данным плюсом явилось включение в тренировочный процесс

упражнений с гирями разновесами. В экспериментальной группе с помощью вышеуказанных гирь смогли акцентировать внимание на технике выполнения упражнений, сформировав правильное движение, позволив увеличить количество повторений в каждом упражнении, развив силовую выносливость.

Анкетирование контрольной группы, наоборот, выявило минусы упражнений с соревновательными гирями. Занимаясь соревновательными гирями 16 кг, 24 кг, 32 кг шагом 8 кг, сформировать технику движения было очень затруднительно, тренирующиеся уде -ляли больше внимание удержанию гирь в исходном положении, чем выполнению движения, что в свою очередь отрицательно сказалось на результате и силе в целом.

ВЫВОДЫ

В целом полученные результаты можно объяснить тем, что экспериментальная группа в тренировочном процессе применяла гири разновесы с шагом в два килограмма. Это дало возможность акцентировать внимание на технике выполнения упражнений, сформировав правильное движение, позволив увеличить количество повторений в каждом подходе, развив силовую выносливость и увеличив результат в каждом отдельном упражнении. В отличие от контрольной группы, которая не использовала гири разновесы, а занималась с соревновательными гирями 16 кг, 24 кг, 32 кг шагом 8 кг.

ЛИТЕРАТУРА

1. Платонов, В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов / В.Н. Платонов. - Москва : Физкультура и спорт, 1987. - 257 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Платонов, В.Н. Современная спортивная тренировка / В.Н. Платонов. - Киев : Здоровье, 1980. - 386 c.

3. Подскоцкий, Б.Е. Предупреждение отклонений в состоянии здоровья юношей, занимающихся тяжёлой атлетикой / Б.Е. Подскоцкий // Тяжёлая атлетика : учебник. - Москва : Физкультура и спорт, 1971. - С. 68-76.

4. Пономарев, В.Н. Атлетизм / В.Н. Пономарёв, Ю.А. Богащенко. - Красноярск : Кн. изд-во, 1991. - 253 с.

5. Ратов, И.П. Биомеханические черты спортивного мастерства : научно-методическое пособие / И.П. Ратов ; Всерос. научно-исследоват. ин-т физ. культуры. - Москва : [б.и.], 1971. - 80 с.

6. Ратов, И.П. Двигательные возможности человека (нетрадиционные методы их развития и восстановления) / И.П. Ратов. - Минск : Минсктиппроект, 1994. - 116 с.

REFERENCES

1. Platonov, V.N. (1987), Training of qualified athletes, Physical culture and sport, Moscow.

2. Platonov, V.N. (1980), Modern sports training, Zdorovye, Kiev.

3. Podskotsky B.E. (1971), "Prevention of deviations in health condition of young men engaged in heavy athletics", in book Weightlifting: tutorial, physical Education and sport, Moscow, рp. 68-76.

4. Ponomarev, V.N. (1991), Athleticism, "Book publishing house", Krasnoyarsk.

5. Ratov, I.P. (1971), Biomechanical characteristics of sportsmanship: methodological textbook, VNIFK, Moscow.

6. Ratov, I.P. (1994), Possibility of movement of human (non-traditional methods of development and reconstruction), Minsktipproekt, Minsk

Контактная информация: zhivoderov74@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.