Научная статья на тему 'Комплексный подход как фактор организации логопедического сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата'

Комплексный подход как фактор организации логопедического сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
459
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексный подход как фактор организации логопедического сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата»

2) способности к выстраиванию простых логических цепочек: «Кто кем будет? Что чем будет?», «Собери предмет»;

3) аналитических способностей и расширения словарного запаса: «Жили-были», «А наоборот?», «Кто следующий?».

Умелое использование игровых приёмов в логопедической работе заинтересовывает ребёнка, он тянется заниматься, познавать новое, старается, чтобы у него всё получилось. Игра вызывает у ребёнка положительные эмоции и облегчает процесс познания.

В ходе целенаправленного и систематического воздействия через игровую деятельность, процесс развития мыслительных операций у детей с ОНР должен пройти легче, быстрей и интересней.

Список литературы

1. Белова-Давид Р.А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи // Нарушение речи у дошкольников. - М., 1969.

2. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М., 1968.

3. Мастюкова Е.М. Основы психоневрологического понимания общего недоразвития речи: хрестоматия. - М., 1996.

4. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методические рекомендации к «Диагностическому альбому для оценки развития познавательной деятельности ребёнка». Дошкольный и младший школьный возраст. - М., 2005.

5. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути их коррекции. - М.,

2003.

6. Филичева Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи // Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. - М., 1999, 2004.

7. Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М., 1993.

И.В. Высоцкая, И.А. Шуляк

учителя-логопеды, ГБСКОУ школа № 584 «Озерки» Санкт-Петербурга

Комплексный подход как фактор организации логопедического сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Основной задачей системы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями является их социальная адаптация в общество. Успешность достижения этой задачи во многом зависит от уровня овладения детьми с ОВЗ языковыми возможностями.

В настоящее время увеличивается количество детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА), у которых выражены речевые расстройства. Организация логопедического сопровождения в школе VI вида - одно из наиболее важных направлений в работе специалистов коррекционной службы. Рассмотрим основные направления и методы работы учителя-логопеда школы VI вида с использованием ИКТ (информационных коммуникативных технологий).

Использование в логопедической работе разнообразных компьютерных технологий способствует не только формированию речевого, но и общего психического развития детей с нарушениями ОДА. Компьютерные

27

средства обучения дают возможность повышения мотивационной готовности детей к обучению. Учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном виде, вызывает интерес у учащихся. Компьютерные обучающие программы на индивидуальном коррекционном занятии позволяют обеспечить каждому ребенку темп и способ усвоения знаний, создать условия для проявления самостоятельности в зависимости от тяжести нарушения и вида образовательной программы (ОП). С целью оптимизации коррекционного процесса, для осуществления качественной индивидуализации обучения детей используются развивающие, обучающие компьютерные программы, авторские презентации логопедических занятий.

Для развития произвольной моторики пальцев рук у детей с нарушениями ОДА занятия на компьютере имеют очень большое значение. В процессе выполнения компьютерных заданий дети учатся нажимать пальцами или другими частями тела на определённые клавиши, по возможности использовать мышь. Для детей с нарушениями ОДА - это подготовка к овладению и совершенствованию навыка альтернативного письма, являющаяся важной составляющей в развитии коммуникативной функции речи. Работа по развитию и коррекции дыхания, голоса и просодической стороны речи, звукопроизношению ведется с применением ПК. Компьютерные средства представляют для учителя-логопеда дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Включение компьютерных программ в процесс логопедического воздействия, направленного на преодоление дизартрии у детей с нарушениями ОДА, оптимизирует процесс коррекции их устной речи и в целом содействует гармонизации развития.

Для развития пространственной ориентации, мелкой моторики, внимания, реакции, цветового восприятия и логического мышления используется компьютерная программа «Маленький гений» (Marco Polo Grou),состоящая из 25 логических игр, которые подходят для учащихся начальной школы 6-7 вида ОП и учащихся старших классов 8 вида ОП.

В программах «Русский язык. Программа-тренажёр из серии «Репетитор» (РФ), «1С Репетитор. Русский язык» (ООО «lC-Паблишинг») содержатся диктанты, диагностика, коррекция, работа над ошибками, уроки и экзамены по разделам русского языка.

Серия компьютерных программ «Баба Яга» (Com.Media) с красивой мультипликационной графикой, множеством задорных и веселых присказок и прибауток в стихотворной форме поможет ребенку не просто выучить буквы, но и закрепить навык чтения.

В работе над трудными звуками поможет программа «Домашний логопед. Практический курс» (ID Compani), которая содержит более 350 разнообразных упражнений для отработки проблемных звуков, иллюстрации к каждому упражнению, веселые скороговорки, игры, загадки, пословицы и поговорки, речевую и дыхательную гимнастику, упражнения на развитие неречевого и фонематического слуха. В программе содержатся две веселые мини-игры - «Звуковик» и «Угадайка» (рычалки, жужжалки, пыхтелки, шуршалки), которые помогут в работе с безречевыми детьми,

28

формируя навыки развития неречевого (различие бытовых шумов, звуков природы, животных и т. п.) и фонематического (различие звуков речи) слуха.

Каждое из заданий игры «Машенька: Веселая азбука» (Dereza Production Studio) состоит из нескольких этапов. При успешном прохождении заданий, следующие немного усложняются, что даёт стимул к совершенствованию знаний. Эта обучающая игра помогает ребенку освоить буквы, слоги, закрепить полученные знания. Задания по изучению букв, составлению слогов и слов представлены в игровой форме и развивают навыки самостоятельной работы на компьютере.

Программа «Игры для Тигры» предлагает комплексный подход к коррекции речевых нарушений и содержит более 50 упражнений с несколькими уровнями сложности по темам «Звукопроизношение», «Просодика», «Фонематика», «Лексика». Упражнения каждого блока позволяют организовать логопедическую работу в соответствующем направлении, исходя из индивидуальных образовательных потребностей ребёнка.

Также на занятиях с использованием компьютера с успехом достигается координированная работа зрительного, слухового и моторного анализаторов. Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально для детей с двигательными нарушениями.

Применяя ИКТ на логопедических занятиях с целью повышения эффективности процесса коррекционно-логопедического воздействия, учитель-логопед ставит задачи повышения мотивации интереса детей к логопедическим занятиям, положительное эмоциональное состояние ребенка на занятии, интеллектуальное и социальное развитие, формирование навыков сотрудничества, самоконтроля, коррекции речевых нарушений, побуждает к активной творческой деятельности, создаёт положительную эмоциональную атмосферу сотрудничества. Использование ИКТ позволяет в условиях школы VI вида ОП осуществлять с учащимися проектную деятельность, создавать совместные компьютерные презентации, электронные доклады. Это является подготовкой для создания возможностей дальнейшего дистанционного обучения детей с нарушениями ОДА после окончания школы.

Основная часть занятия всегда посвящена непосредственному общению логопеда и ребенка, а компьютерную программу рекомендуется использовать только как дополнительное средство работы, как часть общего сценария всей работы логопеда с ребенком. Компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса, быть подобрана с учётом психофизических особенностей ребёнка с нарушением ОДА и применяться только тогда, когда это необходимо. Опыт показывает, что в результате комплексной логопедической работы у детей возрастает речевая активность, потребность высказать свои мысли, чувства, что мотивирует общение ребёнка. Каждое логопедическое занятие представляет собой комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения, отвечающую индивидуальным возможностям и образовательным потребностям учащегося.

29

Комплексные логопедические занятия становятся неотъемлемой частью коррекционно-развивающего процесса и являются одним из важных результатов инновационной деятельности в практике работы учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Список литературы

1. Кутепова Е.Н. Оптимизация процесса школьного обучения с помощью программно-методических средств // Логопедия: методические традиции и новаторство. -М., 2003. - 435 с.

2. Лынская М.И. Использование компьютерных технологий в работе логопеда // Логопедия. - 2006. - № 2. - С. 54-56.

3. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М., 2001. - 275 с.

Ю.Ф. Гаркуша

кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры логопедии, Московский педагогический государственный университет

Логопедическое консультирование родителей, имеющих детей с задержкой речевого развития

Процесс становления речи у ребенка раннего возраста все более привлекает внимание специалистов в области логопедии и других наук. Исследуется состояние речи при возникновении задержки речевого развития, разрабатываются пути ее преодоления [1-4 и др.].

Отставание ребенка в развитии самостоятельной речи на любом из этапов ее развития беспокоит его родителей, которые обращаются за помощью к логопеду. Независимо от возможных вариантов организации специальной помощи по преодолению задержки речевого развития (ЗРР) у ребенка раннего возраста огромное значение имеет консультирование логопедом его родителей. Формы взаимодействия с родителями, применяемые логопедом, могут быть различными (проведение семинаров, тренингов, групповых, индивидуальных консультаций и др.).

В настоящей статье представлены некоторые результаты нашей многолетней исследовательской и практической работы по отдельным направлениям консультирования родителей, имеющих детей с задержкой речевого развития.

На начальном этапе сотрудничества логопеда с ближайшим окружением детей с ЗРР, прежде всего, определяется уровень психологопедагогической компетентности родителей, выясняется степень их осведомленности относительно возможностей и характера психомоторного и познавательного развития ребенка раннего возраста. Изучается, как родители взаимодействуют с ребенком, знают ли они, каковы психологопедагогические предпосылки развития речи. Определяется уровень их знаний о формах и содержании общения ребенка с взрослым и сверстниками. Формируются представления о том, как происходит последовательное развитие ситуативно-личностной и ситуативно-деловой форм общения (по М.И. Лисиной) ребенка с взрослым, что является значимой предпосылкой развития его самостоятельной речи. Перспективы разви-

30

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.