Научная статья на тему 'Особенности комплексного подхода в лечении заикания у детей младшего дошкольного возраста'

Особенности комплексного подхода в лечении заикания у детей младшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3518
636
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности комплексного подхода в лечении заикания у детей младшего дошкольного возраста»

Положительным итогом коррекционного обучения по данной программе является преодоление стойкой неуспеваемости по родному языку у детей с недоразвитием речи при первично сохранном интеллекте и возможность их дальнейшего, часто успешного, обучения в образовательной школе, лицее, гимназии.

М. В. Баранова, И. Н. Барышникова, С. Н. Кайма, С. В. Кузнецова, А. А. Куликова

Особенности комплексного подхода в лечении заикания у детей младшего дошкольного возраста

Заикание относится к тяжелым нарушениям речи, и оно до настоящего времени продолжает оставаться одним из наиболее сложных в коррекции. Таким образом, проблему заикания невозможно рассматривать без комплексного и всестороннего подхода, поскольку нарушение плавности речи связано с целым рядом причин как биологического, так и социально-психологического характера. Комплексный подход включает систему четко разграниченных, но согласованных между собой средств воздействия разных специалистов: совместную работу врача психиатра (невролога), логопеда, психолога, специалиста по логоритмике. Не всегда после успешной работы мы гарантированы от рецедивов, связанных с изменением условий жизни пациента. В коррекции заикания зачастую применяются самые разнообразные методы, иногда противоречащие друг другу.

Предлагаемая нами методика коррекции заикания у детей младшего возраста (2,5-4 года) основана на принципе комплексного подхода и активного участия родителей в коррекционном процессе. Наиболее эффективна, по нашим наблюдениям, коррекция заикания на групповых занятиях. Поскольку речь - это социальная функция, то её нарушение также должно коррегироваться в группе. На групповых занятиях логопед более полно может реализовать модели различных форм речевого общения, что является для ребёнка хорошим речевым тренингом. Количество детей данного возраста в группе не должно превышать 4-5 человек. Отбор детей в группу осуществляется по результатам комплексного обследования, с учётом возраста детей и степени тяжести речевой патологии.

Наша методика предполагает проведение 30 групповых коррекционных занятий на первичном курсе и 24 занятий на поддерживающем курсе. Занятия следует посещать 3 раза в неделю на первичном курсе и 2 раза в неделю на поддерживающем курсе. Курс коррекции включает групповые логопедические занятия, групповые логоритмические занятия, групповые психологические занятия,

50

лечение и наблюдение врача (психиатр и/или невролог). Для детей данного возраста рекомендуется проводить не более двух групповых занятий в день (обязательное логопедическое занятие и занятие по логоритмике или логопедическое занятие и психологическое занятие). Речевое занятие должно стоять первым в расписании, при такой последовательности продуктивность логопедического занятия значительно выше.

Особенности работы логопеда с заикающимися детьми младшего возраста (2,5-4 года)

В большинстве случаев логопедическую коррекцию заикания принято начинать у детей с 5 лет. Но, как показывает практический опыт, первые запинки возникают в 2,5-3 года, в момент развития развёрнутой фразовой речи. К 5 годам заикание переходит в хроническую форму течения; формируются патологические привычки, стереотипы поведения. Поэтому, на наш взгляд, наиболее эффективным, как и при любом заболевании, является оказание своевременной помощи пациенту как можно раньше. Младший дошкольный возраст ребёнка, страдающего заиканием, не является противопоказанием для проведения коррекционной работы. Чем раньше будет начато лечение, тем быстрее и успешнее протекает процесс коррекции и меньшая вероятность возникновения рецидивов. Следует рекомендовать обращение к специалистам на инициальном этапе заикания (в течение первых 3-4 месяцев от начала первых запинок). На этом этапе речевые занятия ребёнку не показаны. Рекомендован охранительный режим, ограничение речевой активности, медикаментозное лечение. Если спустя 3-4 месяца запинки сохраняются, рекомендуется комплексная коррекция речевого нарушения, включая специальные речевые занятия.

Логопедические занятия проводятся в группе. Продолжительность коррекционных логопедических занятий для детей младшего дошкольного возраста по физиологическим нормам составляет 2025 минут. Между занятиями должно быть предусмотрено время на короткий перерыв перед следующим занятием.

Возраст 2,5-4 года предъявляет высокие требования к структуре занятия. Логопед должен знать цель занятия (каких результатов должен добиться на этом занятии). Каждое занятие должно иметь простое построение: начало, основная часть, заключительная часть; при этом начало и заключительная части должны быть непродолжительными по времени. Речевой материал занятия для заикающихся детей младшего дошкольного возраста должен быть лёгким и очень доступным - значительно проще речевых возможностей ребёнка. Особенно важно придерживаться этого принципа на начальных этапах коррекции. Также при отборе материала важно учитывать сопутствующие речевые нарушения (задержка темпов речевого

51

развития, системные недоразвития речи). Содержание материала должно соответствовать детскому опыту. Необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала, он должен соответствовать возрастной норме и речевым способностям ребёнка. Усложнение происходит постепенно, от занятия к занятию по принципу «от простого к сложному».

Логопед должен избегать ситуаций неуспеха на занятиях, в том числе и речевого неуспеха. Организованная под руководством логопеда речь на занятии должна быть без заикания! Работа должна строиться с учётом произносительных возможностей ребёнка; опираться на свободные от заикания формы речи и начинать следует с сохранных форм речи у ребёнка: сопряжённо - отражённая, автоматизированная, ритмизированная, назывная, короткие ответы на вопросы. На первичном курсе коррекционных занятий не рекомендуется сочетать занятия по коррекции заикания с занятиями по коррекции звукопроизношения. Работа над постановкой правильного звукопроизношения так или иначе ведёт к повышению тонуса артикуляторной мускулатуры. По нашему мнению, более целесообразно начинать эту работу на последующих этапах коррекционной работы, когда степень выраженности заикания будет значительно снижена. Также мы не рекомендуем на начальных этапах коррекционной работы использование методов аутогенной тренировки и упражнений на релаксацию по контрасту с напряжением, так как любая фиксация в этом возрасте противопоказана. Отдельно упражнения на расслабление как элемент в занятии может быть использован. В младшем дошкольном возрасте не показано использование дыхательных упражнений на занятиях по коррекции заикания. Физиологическое дыхание у заикающихся детей не нарушено и не требует дополнительной коррекции. Увлечение дыхательными упражнениями в работе с заикающимися дошкольниками может ухудшить их речевое состояние, в том числе усилить дыхательные судороги и спровоцировать сопутствующие движения (поднимание плеч, дополнительный вдох перед началом высказывания и т. п.). Удлинение речевого выдоха следует проводить на материале эталонных фраз, в ритмизированной речи, в коротких пересказах.

Хочется отметить, что огромная роль в работе по коррекции заикания на первичном курсе отводится родителям. Логопед должен работать в тесном контакте с родителями, объясняя им принципы занятий с заикающимся ребёнком, демонстрируя приёмы работы с ребёнком. На этом этапе речь родителей является эталонной для детей. Родители общаются с ребёнком, выполняют задания специалистов, учитывая все рекомендации логопеда.

На протяжении всего первичного курса родители совместно с ребёнком под руководством логопеда выполняют задания к уроку в

52

альбоме, который является основным наглядным пособием. В перерывах между курсами родители могут использовать данное пособие для закрепления полученных навыков.

Особенности работы психолога с заикающимися детьми 2,5-4 лет

Помощь в нормализации психологического климата в семье ребенка, страдающего заиканием, является первоочередной задачей успешного проведения коррекционного лечения.

Большинство заикающихся детей испытывают чувство тревоги, неуверенность, страх. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации становятся избыточными для их нервной системы. Они вызывают нервное напряжение и усиливают внешние проявления заикания. Также обращают на себя внимание расстройства нервной системы заикающихся, их физическое здоровье, общая и речевая моторика, собственно речевая функция, наличие психологических особенностей. Высокая пластичность центральной нервной системы ребёнка младшего дошкольного возраста, выбор правильных средств и методов воздействия определяют в основном благоприятную перспективу процесса коррекции заикания. На наш взгляд, использование игровых методов в психокоррекционной работе с ребенком основываются на естественной потребности в игре, что и является важнейшим условием правильного, гармоничного развития ребенка, навыков адаптированного взаимодействия с людьми.

Основными принципами нашей методики являются методы игротерапии:

- изменение поведения ребенка в ситуации «здесь и теперь»;

- отреагирование эмоционального напряжения и ролевое моделирование разнообразных путей решения проблем общения;

- укрепление единства «я», чувства собственного достоинства и веры в себя.

Игры обеспечивают эмоциональную разрядку, снимают торможение, связанное со страхом, способствуют гибкости поведения и усвоению групповых норм, развивают координацию движений. Также для коррекции заикания мы предлагаем метод арт-терапии, основная задача которой состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. Рисование благотворно влияет на психику малыша. Творчески подходя к этому занятию, рисовать можно где угодно и чем угодно: мелом на асфальте, пальцем на запотевшем стекле, ладонью гуашевой краской и акварелью. Лучше для маленьких детей рисовать гуашевой краской большими кистями на больших листах бумаги разной формы и величины. Также полезна для заикающегося ребенка и лепка из пластилина и глины. Все это нормализует нервную систему ребенка, а также развивает и обогащает

53

малыша. С помощью метода рисования мы можем выделить несколько этапов коррекции заикания у детей:

• снижение эмоционального напряжения у ребенка;

• активизация родителей на самостоятельную психологическую работу с ребенком;

• повышение веры родителей в возможность достижения позитивных результатов психокоррекции.

Особенности работы специалиста по логоритмике с заикающимися детьми 2,5-4 лет

Организация логоритмических занятий способствует развитию и коррекции двигательной сферы, сенсорных способностей детей, страдающих заиканием, содействует устранению речевого нарушения. Логоритмика оказывает большое психотерапевтическое воздействие на личность заикающегося ребенка.

У большинства дошкольников, страдающих заиканием, часто грубо нарушена темпо-ритмическая сторона речи. Зачастую даже простые ритмы недостаточно сформированы. Поэтому работа над восстановлением темпо-ритмической организации речи весьма благотворно сказывается на процессе коррекции. Для заикающегося наиболее важен музыкальный ритм, он регулирует не только движение, но и слово и руководит темпом и динамическими особенностями речи. Так как развитие моторики и экспрессивной речи происходит у ребенка в тесном единстве, то под влиянием коррекционной работы моторика и речь могут изменяться параллельно друг другу. Логоритмические занятия проводятся по определённой схеме, последовательно, поэтапно, с учётом основных дидактических принципов. Занятие длится 30-45 минут. Следуя в расписании за логопедическими, логоритмические занятия содействуют закреплению навыков слитности и плавности речи. Занятия по логоритмике направлены на закрепление темы, предложенной на логопедическом занятии. Занятие по логоритмике для детей данного возраста предпочтительно проводить в форме сказки или занимательной игры. Использование на занятии песен, стихотворных текстов и упражнений, направленных на синхронизацию речи с движением, практически полностью исключает возможность проявления заикания у ребенка. Занятие поддерживает у ребёнка хорошее настроение, бодрость и уверенность в своих силах. Это положительно сказывается на эмоциональном отношении ребенка к занятиям в целом. Родителям важно знать, что устранение речевого дефекта - это зачастую длительный процесс, который зависит от своевременности их реагирования на его появление. И желательного результата можно добиться при активном участии всех членов семьи, объединивших свои усилия со специалистами в процессе лечения ребенка.

54

М. А. Витюк, Н. Н. Китаева,

А. А. Костырева, М. В. Лутшева, Л. В. Степанова

Особенности развития вербально-логического мышления младших школьников с дисграфией

Одна из актуальных проблем современной психологопедагогической практики - исследование вербально-логического мышления у детей младшего школьного возраста с дисграфией. В период младшего школьного возраста мышление ребёнка находится на переломном этапе развития - совершается переход от нагляднообразного к вербально-логическому, понятийному мышлению.

Для выявления особенностей вербально-логического мышления у детей младшего школьного возраста с дисграфией была использована методика, в которую были включены следующие задания: парные аналогии, простые аналогии, выделение двух существенных признаков, исключение понятий; методика «Обобщения» [1].

В эксперименте приняли участие 30 учеников вторых классов в возрасте 8-8,5 лет, которые вошли в состав двух групп. Экспериментальную группу составили дети с дисграфией на почве нарушения языкового анализа и синтеза. По клинико-педагогической классификации 8 испытуемых имели стертую псевдобульбарную дизартрию. А в контрольную группу вошли дети без нарушений речевого развития.

Результаты исследования оценивались по пятибалльной шкале. Сравнительное исследование вербально-логического мышления у младших школьников с дисграфией и с нормальным речевым развитием выявило различный уровень его сформированности у данных категорий детей. Средний балл выполнения всех заданий серии у детей с нормальным речевым развитием составил 3,8; у детей с дисграфией - 3,2.

Исследование состояния вербально-логического мышления детей начиналось с изучения сформированности логических связей между понятиями.

Результаты исследования показали, что нарушения у младших школьников с дисграфией оказались более выраженными по сравнению с их сверстниками с нормальным речевым развитием. Средний балл выполнения заданий у детей у детей экспериментальной группы составил 2,8, а в контрольной группе - 3,5.

У учащихся обеих групп наблюдались выраженные затруднения при выполнении заданий "Парные аналогии" и, особенно "Простые аналогии", тем не менее испытуемые с дисграфией намного хуже справились с данными заданиями. Школьники с дисграфией часто

55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.