СПЕЦИАЛЬНОЕ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
И. В. Высоцкая, И. А. Шуляк
Коррекционная работа учителя-логопеда в условиях школы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата с учащимися с интеллектуальной недостаточностью
В школе для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) обучаются дети с детским церебральным параличом (ДЦП), с органическими поражениями центральной нервной системы (ЦНС), миопатией, гипоплазией, мышечной атрофией. Патология ОДА у детей проявляется в виде параличей, парезов, гиперкинезов, нарушений координации движений. Сложный дефект представлен не только двигательной патологией, но и системными нарушениями всех высших психических функций, зрения, слуха, чувствительности, судорожными припадками, соматическими заболеваниями, интеллектуальной недостаточностью.
Основной задачей системы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями является их социальная адаптация в обществе, формирование жизненных компетенций. Успешность достижения этой задачи во многом зависит от уровня овладения детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата и интеллектуальной недостаточностью языковыми возможностями (Выготский Л.С., 1960).
Организация логопедического сопровождения в школе - одно из наиболее важных направлений в работе специалистов коррекционной службы.
Основной целью логопедической работы с детьми с нарушениями ОДА и интеллектуальной недостаточностью является развитие навыков коммуникативного общения, улучшение разборчивости речи. Ориентиром в логопедической коррекции служит уровень актуального речевого и интеллектуального развития, а не календарный возраст ребёнка.
Учащиеся с нарушениями ОДА и интеллектуальной недостаточностью усваивают материал неосознанно, механически, смысловые связи не устанавливаются. Необходимо максимальное включение анализаторов, актуализация ощущений разной модальности, а также использование максимальной и разнообразной наглядности.
387
В связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, имеющих интеллектуальную недостаточность, консервативны, изменяются с трудом, необходимо особенно тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков. Характерной особенностью является частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме. Это обусловлено слабостью замыкательной функции коры, трудностью формирования новых условно-рефлекторных связей, их хрупкостью, быстрым угасанием без достаточного подкрепления.
Особенностью логопедической работы в условиях школы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, является тщательная дозировка заданий и речевого материала. Для эффективного усвоения правильных речевых навыков детям необходим индивидуальный темп работы с учетом психофизических особенностей каждого ребенка.
Важнейшее значение в логопедической коррекционной работе с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата и интеллектуальной недостаточностью имеет дифференцированный подход, который предполагает учет особенностей высшей нервной деятельности (например, преобладание процесса возбуждения или процесса торможения): психические особенности ребенка, его
работоспособность, особенность моторного развития, степень недоразвития речи, симптоматику речевых расстройств, их механизмы и т. д. (Мастюкова Е. М., 1983).
Перспективным направлением развития коррекционного образования в рамках специальной школы является использование информационных технологий. Их применение позволяет формировать более высокую степень мотивации, увеличить долю самостоятельной работы, повышает интерес к процессу обучения. Компьютерные средства обучения дают возможность повышения мотивационной готовности детей к обучению. Учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном виде, вызывает интерес у учащихся. Компьютерные обучающие программы на индивидуальном коррекционном занятии позволяют обеспечить каждому ребенку темп и способ усвоения знаний, создать условия для проявления самостоятельности в зависимости от тяжести нарушения здоровья. С целью оптимизации коррекционного процесса, для осуществления качественной индивидуализации обучения детей используются развивающие, обучающие компьютерные программы, авторские презентации логопедических занятий (Лынская М.И., 2006).
Для развития произвольной моторики пальцев рук у детей с нарушениями ОДА занятия на компьютере имеют очень большое значение. В процессе выполнения компьютерных заданий дети
388
учатся нажимать пальцами или другими частями тела на определённые клавиши, по возможности использовать «мышь». Для детей с нарушениями ОДА это подготовка к овладению и совершенствованию навыка альтернативного письма, что является важной составляющей в развитии коммуникативной функции речи. Работа по развитию и коррекции дыхания, голоса и просодической стороны речи, звукопроизношению ведется с применением ПК. Основная часть занятия всегда посвящена непосредственному общению логопеда и ребенка, а компьютерную программу рекомендуется использовать только как дополнительное средство работы, как часть общего сценария всей работы логопеда с ребенком.
Опыт работы показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с нарушениями ОДА и интеллектуальной недостаточностью с хорошими диагностическими показателями имеются трудности, связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания. Учащимся требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа. В связи с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная задача - создание условий для его активизации и актуализации собственного высказывания.
Одним из приемов инновационной технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) является дидактический синквейн. Составление дидактического синквейна, являясь формой свободного творчества, требует умения от учащегося с нарушением ОДА и интеллектуальной недостаточностью выбирать из имеющейся информации существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать (Акименко В.М., 2011).
Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ученика, который позволяет быстро получить результат. Дети с нарушением ОДА и интеллектуальной недостаточностью, не имеющие возможность моторной реализации письма, могут создавать свой синквейн в виде устных сочинений.
Реализация инновационных технологий на логопедических занятиях становится неотъемлемой частью коррекционноразвивающего процесса и является одним из важных результатов деятельности в практике работы учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В результате комплексной логопедической работы у детей возрастает речевая активность, потребность высказать свои мысли, чувства, что мотивирует общение ребёнка. Каждое логопедическое занятие представляет собой комбинацию средств коррекционного обучения, отвечающую индивидуальным возможностям и образовательным потребностям учащегося.
389