• студенты в процессе проведения занятий с детьми раннего возраста овладевают приемами проведения диагностического обследования детей с нарушениями речи;
• студенты овладевают навыками взаимодействия с детьми и их родителями в процессе проведения логопедической коррекции;
• студенты овладевают навыками разработки индивидуальных коррекционных программ, составления конспектов логопедических занятий, приемами проведения индивидуальных логопедических занятий;
• проведение логопедических занятий с детьми способствует формированию у студентов профессиональных навыков и умений, позволяет им приобрести навыки практической деятельности, повысить их уровень профессиональных компетенций.
По нашему мнению, создание центров для проведения логопедических занятий с детьми разного возраста, использование их для формирования профессиональных компетенций у студентов, обучающихся по очной форме, является одной из эффективной форм проведения практических и семинарских занятий, что является актуальным в условиях введения и совершенствования подготовки по программам бакалавриата. Эта форма работы позволяет готовить конкурентно-способных специалистов в области специального образования.
Список литературы
1. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическими поражениями центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: метод. пособие / под ред. Е.А. Стребелевой. - 2-е изд. - М.: Экзамен, 2004. - 128 с.
2. Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. - 4-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2010. - 240 с.
3. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации». - М.: КНОРУС, 2013. - 176 с.
О.А. Вудмаска
студентка В.В. Морозова
кандидат педагогических наук, доцент Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина
Особенности развития мыслительных операций
у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Вопросами изучения речевой патологии у детей c общим недоразвитием речи занимались многие учёные, такие как Р.А. Белова-Давид [1], Р.Е. Левина [2], Е.М. Мастюкова [3], Е.Ф. Соботович [5], Т.Б. Филичева [6], Г.В. Чиркина [7] и многие другие.
Большинство авторов указывает на недостаточность мышления у таких детей. Одно из центральных мест в этих исследованиях занимает вопрос о соотношении мышления и речи при недоразвитии речи.
Мышление является высшим познавательным процессом. Детское мышление проходит определенные этапы в своем развитии. Нагляднодейственное, наглядно-образное (невербальное), словесно-логическое и
24
абстрактно-логическое (вербальное) мышление являются последовательными этапами развития мышления в онтогенезе.
У детей с общим недоразвитием речи обнаруживается недостаточный объем сведений об окружающем мире, о свойствах и функциях предметов действительности, возникают трудности в установлении причинноследственных связей явлений, трудность в освоении отвлечённых и обобщающих понятий, трудности в программировании своего высказывания, недоступность осмысления и употребления сложных речевых конструкций. Обладая в целом полноценными предпосылками овладения мыслительными операциями, дети отстают в развитии словеснологического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Характерной особенностью детей с общим недоразвитием речи является слабость мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования, умозаключения.
Отставание в развитии мышления - одна из основных черт, отличающих детей с ОНР от сверстников с нормальным речевым развитием. Отставания в развитии мыслительной деятельности у детей с ОНР проявляются во всех компонентах структуры мышления.
При общем недоразвитии речи недостаточность мышления проявляется, прежде всего, в слабости аналитико-синтетической деятельности, в низкой способности к отвлечению и обобщению, в затруднении понимания смысловой стороны любого явления. Темп мышления у детей с ОНР замедлен, туго подвержен, страдает переключаемостью с одного вида умственной деятельности на другой. Недоразвитие мышления находится в прямой связи с общим нарушением речи, поэтому словесные определения, не связанные с конкретной ситуацией, устанавливаются детьми с большим трудом.
Анализ литературных данных показал, что проблема изучения состояния мыслительных операций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является недостаточно изученной и требует дальнейшего осмысления и углубления. Так как дошкольники с общим недоразвитием речи составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития, необходимо как можно ранее выявить нарушения в формировании мыслительных операций и провести логопедическую работу, соответствующую возрастным и психологическим особенностям ребёнка.
Целью исследования являлось выявление особенностей развития мыслительных операций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Для достижения данной цели был проведен констатирующий эксперимент, в котором принимали участие две группы детей: экспериментальная и контрольная. Средний возраст детей составил 6-7 лет. Экспериментальную группу составили 15 детей с нормальным речевым развитием, а контрольную - 15 сверстников с общим недоразвитием речи III уровня.
25
При подборе методики констатирующего эксперимента была использована работа Н.Я. Семаго, М.М. Семаго [4].
Методика констатирующего эксперимента была использована в модифицированном виде и включала в себя пять заданий, которые были направлены на исследование способности к обобщению, абстрагированию, отвлечению; на исследование уровня процесса последовательности суждений, устанавливания причин следственной связи, целенаправленности мышления и выделения характера логических связей и отношений между предметами.
Анализ результатов исследования мыслительных операций у детей с общим недоразвитием речи позволил выявить некоторые особенности, проявляющиеся в недостаточной сформированности основных операций мышления. Так, у детей с общим недоразвитием речи, в отличие от детей с нормальным речевым развитием, уровень успешности овладения мыслительными операциями намного ниже.
У детей экспериментальной группы были отмечены затруднения в отвлечении от конкретных ситуаций, в нахождении сходства между предметами, в обозначении группы предметов одним словом, недостаточное осмысливание действий, невозможность установить причинноследственные связи между предметами, затруднения в процессе анализирования, сравнения, классификации, обобщения.
Эти нарушения могут свидетельствовать о трудностях в программировании мыслительных операций.
Для ответов, предоставляемых детьми, в большинстве случаев были характерны нарушения связности повествования в результате плохой пе-реключаемости от одного задания на другое, ограниченности словарного запаса, невозможности установить смысловые связи между предметами на картинках.
В большинстве случаев дети с общим недоразвитием речи свой ответ составляли с помощью наводящих вопросов. У них отмечались смысловые ошибки, бедность и однообразие употребляемых языковых средств, короткие фразы, недостаточное употребление сложных предложений.
Таким образом, проведённое исследование доказало необходимость работы по развитию мыслительных операций и возможность повышения уровня сформированности мыслительных операций у детей с ОНР в ходе целенаправленного и систематического логопедического воздействия.
В соответствии с полученными результатами констатирующего эксперимента, и учитывая, что у дошкольников ведущий вид деятельности -игровой, были разработаны методические рекомендации к проведению коррекционно-логопедической работы по развитию мыслительных операций, подобраны игры и упражнения для развития предпосылок мышления. Эти игровые упражнения были направлены на развитие следующих способностей:
1) способности к обобщению и классификации на основании существенных признаков: «Что лишнее?», «Кто где живёт?», «Угадай-ка», «Найди похожее»;
26
2) способности к выстраиванию простых логических цепочек: «Кто кем будет? Что чем будет?», «Собери предмет»;
3) аналитических способностей и расширения словарного запаса: «Жили-были», «А наоборот?», «Кто следующий?».
Умелое использование игровых приёмов в логопедической работе заинтересовывает ребёнка, он тянется заниматься, познавать новое, старается, чтобы у него всё получилось. Игра вызывает у ребёнка положительные эмоции и облегчает процесс познания.
В ходе целенаправленного и систематического воздействия через игровую деятельность, процесс развития мыслительных операций у детей с ОНР должен пройти легче, быстрей и интересней.
Список литературы
1. Белова-Давид Р.А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи // Нарушение речи у дошкольников. - М., 1969.
2. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М., 1968.
3. Мастюкова Е.М. Основы психоневрологического понимания общего недоразвития речи: хрестоматия. - М., 1996.
4. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методические рекомендации к «Диагностическому альбому для оценки развития познавательной деятельности ребёнка». Дошкольный и младший школьный возраст. - М., 2005.
5. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути их коррекции. - М.,
2003.
6. Филичева Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи // Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. - М., 1999, 2004.
7. Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М., 1993.
И.В. Высоцкая, И.А. Шуляк
учителя-логопеды, ГБСКОУ школа № 584 «Озерки» Санкт-Петербурга
Комплексный подход как фактор организации логопедического сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Основной задачей системы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями является их социальная адаптация в общество. Успешность достижения этой задачи во многом зависит от уровня овладения детьми с ОВЗ языковыми возможностями.
В настоящее время увеличивается количество детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА), у которых выражены речевые расстройства. Организация логопедического сопровождения в школе VI вида - одно из наиболее важных направлений в работе специалистов коррекционной службы. Рассмотрим основные направления и методы работы учителя-логопеда школы VI вида с использованием ИКТ (информационных коммуникативных технологий).
Использование в логопедической работе разнообразных компьютерных технологий способствует не только формированию речевого, но и общего психического развития детей с нарушениями ОДА. Компьютерные
27