Научная статья на тему 'Комплексный подход к физическому воспитанию студентов на занятиях "физической культура" и "элективные курсы по физической культуре"'

Комплексный подход к физическому воспитанию студентов на занятиях "физической культура" и "элективные курсы по физической культуре" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
392
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ / СТУДЕНТЫ ВУЗА / УЧЕБНЫЙ ПЛАН / ДНЕВНИК КОНТРОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ПРАКТИКА / PHYSICAL CULTURE / ELECTIVE COURSES IN PHYSICAL CULTURE / UNIVERSITY STUDENTS / CURRICULUM / DIARY OF INDEPENDENT CLASSES / PHYSICAL CULTURE AND SPORTS PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щадилова Ирина Сергеевна, Смирнова Галина Анатольевна

Статья посвящена необходимости взаимодействия на паритетной основе двух обязательных дисциплин учебного плана вуза «Физической культуры» и «Элективных курсов по физической культуре». Несмотря на различие целей, задач, методов, применяемых процессе учебных и внеучебных занятий, данные дисциплины могут и должны не просто дополнять друг друга, а создавать условия накопления теоретических и практических знаний умений и навыков студента, применяемых в физкультурно-спортивной практике. Обоснована необходимость формирования потребности у студентов к самостоятельным занятиям избранным видом спорта, привлечения молодого поколения к физической активности как в режиме учебного дня, так и в свободное время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щадилова Ирина Сергеевна, Смирнова Галина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integrated approach to physical education of students in the lessons of "Physical culture" and "Elective courses in physical culture"

The article is devoted to the need for interaction on a parity basis of two mandatory subjects of the University curriculum "Physical culture" and "Elective courses in physical culture". Despite the difference in goals, tasks, and methods used in educational and extracurricular activities, these disciplines can and should not just complement each other, but create conditions for the accumulation of the theoretical and practical knowledge of the students, skills and abilities used in physical education and sports practice. The necessity in forming the need among the students to self-study their chosen sport, attracting the younger generation to physical activity both during the school day and in their free time is justified.

Текст научной работы на тему «Комплексный подход к физическому воспитанию студентов на занятиях "физической культура" и "элективные курсы по физической культуре"»

Мы также оценили субъективную оценку самочувствия в контрольной и экспериментальной группах после посещения ими занятий оздоровительным плаванием.

ВЫВОДЫ

В настоящее время, когда проблемы здоровья населения, связаны в основном с малоподвижным образом жизни (с гиподинамией и гипокинезией) и, как следствие, появлением избыточного веса. Существует необходимость и далее повышать информированность населения через социальные медиасредства [2] об оздоровительном влиянии занятий плаванием на здоровье, в том числе и взрослого населения. Таким образом, выявлено оздоровительное влияние плавания на организм взрослого человека. Посещение бассейна снимает психоэмоциональное напряжение и улучшает состояние вегетативной нервной системы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шурыгина, В.В. Динамика показателей психофизического развития юных спортсменов, занимающихся тхэквондо /В.В. Шурыгина, Р.Н., Гайфуллин, Р.З. Хадиятов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 5 (171). - С. 292-295.

2. Кондаков, В.В. Коррекция нарушений суставно-связочного аппарата студентов специальных медицинских групп средствами оздоровительного плавания/ В.В. Кондаков, В.Л. Дрогомерец-кий // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 12 (82). - С. 83-86.

REFERENCES

1. Shurygina, V. V., Gaifullin R.N. and Hadiatov R.Z. (2019), "Psychophysiological development dynamics of young taekwondo athletes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (171), pp. 292-295.

2. Kondakov, V.L. and Drogomeretskiy, V.V. (2011) "Correction of the articular-ligamentous apparatus disorders of the students of special medical groups by means of health improving swimming", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No.12 (82), pp.83-86.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 13.01.2020

УДК 796.011.3

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ «ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРА» И «ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ПО

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ»

Ирина Сергеевна Щадилова, кандидат педагогических наук, доцент, Галина

Анатольевна Смирнова, старший преподаватель, Российский университет

транспорта, Москва

Аннотация

Статья посвящена необходимости взаимодействия на паритетной основе двух обязательных дисциплин учебного плана вуза «Физической культуры» и «Элективных курсов по физической культуре». Несмотря на различие целей, задач, методов, применяемых процессе учебных и внеучебных занятий, данные дисциплины могут и должны не просто дополнять друг друга, а создавать условия накопления теоретических и практических знаний умений и навыков студента, применяемых в физ-культурно-спортивной практике.

Обоснована необходимость формирования потребности у студентов к самостоятельным занятиям избранным видом спорта, привлечения молодого поколения к физической активности как в режиме учебного дня, так и в свободное время.

Ключевые слова: физическая культура, элективные курсы по физической культуре, студенты вуза, учебный план, дневник контроля самостоятельных занятий, физкультурно-спортивная практика.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.1.p358-362

INTEGRATED APPROACH TO PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS IN THE

LESSONS OF "PHYSICAL CULTURE" AND "ELECTIVE COURSES IN PHYSICAL

CULTURE"

Irina Sergeevna Shchadilova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Galina Anatolyevna Smirnova, the senior teacher, Russian University of Transport, Moscow

Abstract

The article is devoted to the need for interaction on a parity basis of two mandatory subjects of the University curriculum "Physical culture" and "Elective courses in physical culture". Despite the difference in goals, tasks, and methods used in educational and extracurricular activities, these disciplines can and should not just complement each other, but create conditions for the accumulation of the theoretical and practical knowledge of the students, skills and abilities used in physical education and sports practice.

The necessity in forming the need among the students to self-study their chosen sport, attracting the younger generation to physical activity both during the school day and in their free time is justified.

Keywords: physical culture, elective courses in physical culture, University students, curriculum, diary of independent classes, physical culture and sports practice.

ВВЕДЕНИЕ

Сложившаяся в последние годы в России социально-экономическая ситуация выводит проблему укрепления здоровья и продолжительности жизни населения на уровень первостепенного значения.

Беспечное отношение молодежи к своему здоровью и физическому развитию объясняется неправильно сложившимися еще в школьном возрасте взглядами на физическую культуру, ее общественную и личную ценность. В педагогических и общественных кругах регулярно происходит полемика о совершенствовании форм физического воспитания в образовательных учреждениях. Этот процесс не обошел стороной и высшую школу.

В обобщенной форме можно выделить два основных направлений преобразования системы физического воспитания:

- Совершенствование традиционной урочной формы ФВ, средствами физической культуры;

- Развитие массового спорта, как основного средства формирования необходимой и достаточной физической подготовленности студента.

Для большинства россиян, физическая культура, физическое воспитание и спорт, неразделимые явления, однако, для решения проблем формирования гармонично развитой личности, а тем более управления процессом психофизического здоровья нации, это разные виды деятельности. Поэтому необходимо четко сформулировать, что должна выполнить система образования и конкретно вуз, как в части функциональной готовности человека, так и в части формирования необходимых поведенческих реакций личности.

Цель исследования: Сегодняшние реалии обучения в вузе требуют обоснования необходимости тесного, комплексного взаимодействия в учебном процессе студента двух «родственных» по сути, но абсолютно разных по поставленным целям и используемым методам обучения, дисциплин «Физическая культура» и «Элективные курсы по физической культуре».

Представляя процесс физического воспитания единым целым комплексных процессов, объединяющим обе дисциплины, мы можем констатировать, что физическое воспитание определяется своей многофункциональностью и выражено следующими основными позициями:

- непосредственное решение задач физического воспитания; формирование личностных качеств студентов;

- создание предпосылок (базы) для оптимизации процесса физического воспитания и работы по собственному физическому совершенствованию.

Без этого не мыслится реализация ни одной сколько-нибудь серьезной задачи. Наряду с физической активностью необходимо учитывать и формирование творческой активности личности, этому способствует возможность занятий студентов «Элективными курсами по физической культуре и спорту». Среди средств, способствующих формированию творческой активности, выделяют: решение учебно-педагогических задач диалог, организация самостоятельной работы [1].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Одной из сложнейших задач физического воспитания студентов в вузе является их подготовка к сознательному построению здорового образа и стиля жизни. Овладение приемами и навыками физического воспитания в период учебы в определенной степени может решить эту задачу. Так физическое воспитание оказывает свое позитивное воздействие на студентов в таких направлениях как:

- совершенствование учебных и вне учебных форм занятий физической культурой;

- содействие социальному и профессиональному становлению молодого специалиста;

- эффективная организация учебно-трудовой деятельности; организация быта и отдыха студентов в соответствии с принципами здорового образа жизни современного человека.

В чем же принципиальное отличие двух направлений работы?

Дисциплина «Физическая культура и спорт» составляет 2з.е. (72ч) и ставит своими основными задачами:

1. Дополнение базового информационного поля Естественнонаучными знаниями о человеке (анатомия, физиология и психология);

2. Знание основ теории физической культуры;

3. Знание своего физического развития и психологических особенностей личности конкретного индивида;

4. Безусловно и наличие мотива, потребности в физическом развитии;

5. Достаточное развитие эмоционально-волевых качеств; Наличие установки на реализацию поставленной цели;

6. Владение методами и средствами физического развития и совершенствования личности с возможностью реализации на практике.

«Элективная курсы по физической культуре», представлены в учебном плане студента в объёме 328 часов, введены в ФГОС-3+ для изменения сложившейся ситуации с пассивностью молодёжи к занятиям двигательной активностью и усиления роли дисциплины «Физическая культура и спорт» в образовательном процессе студента, которая, к сожалению, не в полной мере позволяет творчески пользоваться приобретенными знаниями умениями и навыками.

Эта дисциплина представляет собой спортивно-направленное физическое воспитание, в основе которого лежит учет интересов занимающихся, что должно стимулировать студента к учебным занятиям [4].

Привлекательность вида физкультурно-спортивной деятельности, его направление, необходимо выбирать каждому студенту самостоятельно. Как правило, принимается во внимание собственные предпочтения: знания, интересы, сформированные умения. В Российском университете транспорта (РУТ(МИИТ)) имеются специалисты по различным направлениям спортивной подготовки, а в физкультурно-спортивную практику включено около четырёх тысяч студентов.

Спортивный клуб РУТ(МИИТ) проводит набор в следующие секции для реализации программы дисциплины «Элективные курсы по физической культуре», пользующиеся большим спросом обучающихся, несмотря на то, что эти занятия могут проходить у студента самостоятельно и вне стен университета: бокс; фехтование; йога; тяжелая атлетика; аэробика; баскетбол; волейбол; плавание; тренажерный зал (мужской); тренажерный зал (женский); мини-футбол; самбо, дзюдо; грэпплинг, ММА (смешанные единоборства); секция по подготовке к сдаче норм ГТО; армспорт; дартс; настольный теннис; пулевая стрельба. Секции пользуются большим спросом обучающихся несмотря на то, что эти занятия могут проходить у студента самостоятельно и вне стен университета [2, 3].

Анализ вовлеченности студентов показал, что, несомненно, прослеживается заинтересованность студентов в спортивно-ориентированных направлениях деятельности и желание быть включенным в физкультурно-спортивную практику в течении учебного дня.

Что же получает студент благодаря такому комплексному воздействию? Прежде всего это ознакомление и получение набора двигательных проявлений (действий), необходимого и достаточного, для эффективной реализации себя в разнообразных формах социальной деятельности; освоение способов (тактических вариантов) конструирования операционного состава двигательных действий направленных, на решения стандартных жизненных задач; формирование психофизических качеств как проявление единства форм двигательной реакции и физиологического потенциала.

Образовательная система должна выполнять, по данному предмету две функции: обучение двигательным действиям, навыкам и формирование функционального резерва организма или подготовка к предметной деятельности.

Основываясь на формирующихся и уже сформированных навыках двигательной активности того или иного направления, а именно выбранного для изучения вида спорта в рамках «Элективных курсов по физической культуре», студент имеет возможность приблизиться к максимально для себя возможному личному или абсолютному результату, выступая на соревнованиях различного ранга. Университет в полной мере предоставляет такие возможности, привлекая студентов к обширной и насыщенной программе спортивно-массовой работы. Появляется устойчивая мотивация к достижению успеха через соревновательную деятельность. Элективные курсы предоставляют возможность научиться контролировать своё самочувствие, распределять усилия при выполнении различного рода физической нагрузки, адаптироваться к стремительному жизненному ритму в условиях современной жизни. В связи с тем, что осуществлять педагогический контроль у занимающихся самостоятельно «Элективными курсами по физической культуре» затруднительно, на кафедре «Физическая культура и спорт» РУТ (МИИТ) был разработан дневник контроля самостоятельной работы, который позволит студенту не только фиксировать свои занятия, но и даст возможность задуматься о динамике своих личных показателей, со стороны посмотреть на реальный объём выполненной нагрузки.

Выводы: интегральное взаимодействие двух дисциплин в общем образовательном процессе позволит:

1. Повысить уровень теоретических знаний ценности физической культуры (лекционные и методико-практические занятия).

2. Развить физический потенциала, работоспособность студента, его психофизических качеств, а также в целом определяет здоровье будущего специалиста.

3. Сформировать мотивационной готовность к занятиям к физкультурно-спортив-ной деятельностью.

4. Создать условия «включенности» в физкультурно-спортивную практику, полноценно реализуя знания, умения и навыки в здоровом стиле жизни, что является характеристикой и признаком сформированности физической культуры личности.

5. Самоорганизация студента к физкультурно-спортивной деятельности, построение собственных тренировочных и оздоровительных программ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болдов, А.С. Формирование интереса к физкультурно-спортивной деятельности у студентов специальных медицинских групп : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Болдов Александр Сергеевич. - М., 2006. - 24 с.

2. Постол, О. Л. Повышение психофизических качеств студенток транспортного вуза на занятиях по физической культуре с применением восточных оздоровительных практик / О. Л. Постол, О.Н. Панкратова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2019. - № 4 (170). - С. 262266.

3. Фирсин, С.А. Отношение преподавателей физической культуры к разнообразным инновационным программам, технологиям, методикам / С.А. Фирсин, Е.В. Липский // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 5. - С. 349-352.

4. Щадилова, И.С. Элективные курсы по физической культуре как основа мотивации студентов к практическим занятиям / И.С. Щадилова // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2018. - № 2. - С. 92-96.

REFERENCES

1. Boldov, A.S. (2006), Formation of interest in physical culture and sports activities among students of special medical groups, dissertation, Moscow.

2. Postol, O.L. and Pankratova, O.N. (2019), "Increase of psychophysical qualities of students of transport higher education institution on occupations on physical culture with application of East improving practices", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 170, No. 4, pp. 262-266.

3. Firsin, S.A. and Lipsky, E.V. (2018), "Attitude of physical culture teachers to various innovative programs, technologies, methods", Modern problems of science and education, No. 5, pp. 349-352.

4. Shchadilova, I.S. (2018), "Elective courses in physical culture as a basis for motivating students to practice", Izvestiya Tula State University. Physical culture. Sports, No. 2, pp. 92-96.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 28.01.2020

УДК 373.2

ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕГРАЦИИ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ И ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ

Любовь Николаевна Эйдельман, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Аннотация

В статье выделены причины нарушения эмоциональной сферы детей в образовательном процессе. Обеспечить содействие в успешном решении этих проблем позволяет интеграция танцевальной и физкультурно-оздоровительной деятельности в системе дополнительного образования детей, которая оказывает влияние на формирование эмоциональной сферы через создание специальных условий. Исследования показали, что интеграция физкультурно-оздоровительной деятельности, где конструктивным стержнем становится танцевальное искусство, характеризуется высоким уровнем двигательной активности, игровой направленностью, свободой выбора действий партнёра, положительным эмоциональным фоном; позволяет ребёнку проявить себя творчески, получить позитивные эмоции, удовольствие от посильного мышечного напряжения, реализовать интересы и потребности, что, в конечном итоге, формирует его эмоциональную сферу.

Использование метода эмоционально-цветовой аналогии (цветопись А.Н. Лутошкина) в исследовании позволило получить данные, показывающие улучшение эмоционального состояния детей на 26,1% в экспериментальной группе.

Ключевые слова: интеграция, танцевальная деятельность, физкультурно-оздоровительная деятельность, эмоциональная сфера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.