Научная статья на тему 'Особенности дифференцированного обучения в Омском ГАУ по дисциплине "Элективные курсы по физической культуре"'

Особенности дифференцированного обучения в Омском ГАУ по дисциплине "Элективные курсы по физической культуре" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ / СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL CULTURE / ELECTIVE COURSES / STUDENTS / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сумина Виктория Владимировна

В статье рассмотрены особенности преподавания дисциплины «Элективные курсы по физической культуре». Выявлены доминирующие физкультурно-спортивные интересы обучающихся Омского ГАУ. Наиболее популярными видами физкультурно-спортивной деятельности выступают волейбол и гиревой спорт. Отмечается, что эта учебная дисциплина способствует социальной адаптации обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сумина Виктория Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Differentiated Education in Omsk State Agrarian University on the Discipline "Elective Courses in Physical Training"

The article discusses the features of teaching the discipline "Elective courses in physical culture." Revealed the dominant physical and sports interests of students of the Omsk State Agrarian University. The most popular sports activities are volleyball and weight lifting. It is noted that this academic discipline contributes to the social adaptation of students.

Текст научной работы на тему «Особенности дифференцированного обучения в Омском ГАУ по дисциплине "Элективные курсы по физической культуре"»

Сумина В. В. Особенности дифференцированного обучения в Омском ГАУ по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре»// Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2019. - №2 (17) апрель -июнь. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2019/2/00725.pdf. - ISSN 2413-4066

УДК [378.147:796]:378.4(571.13)

Сумина Виктория Владимировна

Старший преподаватель ФГБОУ ВО Омский ГАУ г. Омск vv.sumina@omgau.org

Особенности дифференцированного обучения в Омском ГАУ по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре»

Аннотация. В статье рассмотрены особенности преподавания дисциплины «Элективные курсы по физической культуре». Выявлены доминирующие физкультурно-спортивные интересы обучающихся Омского ГАУ. Наиболее популярными видами физкультурно-спортивной деятельности выступают волейбол и гиревой спорт. Отмечается, что эта учебная дисциплина способствует социальной адаптации обучающихся.

Ключевые слова: физическая культура, элективные курсы, студенты, физическое воспитание.

Введение. Физическое воспитание является неотъемлемой частью системы высшего образования. В соответствии с последними требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО 3++) в вузе организуется учебный процесс по «Физической культуре» в рамках базовой части дисциплины в объеме не менее 72 академических часов и «Элективные курсы по физической культуре» продолжительностью не менее 328 академических часов[1].

Элективные курсы по физической культуре (от лат. е1ейш~ избранный) - дисциплина, содержание которой позволяет удовлетворить физкультурно-спортивные интересы (повысить свою квалификацию) в соответствии с индивидуальными интересами и предрасположенностью (дисциплины по выбору).Учебная дисциплина «Элективные курсы по физической культуре» входит в структуру базовой части учебного плана, позволяя студенту освоить содержание и направленность различных систем физических упражнений для сохранения здоровья и повышения уровня физической подготовленности. Кроме развития общекультурных компетенций этот учебный курс способствует формированию у обучающихся мировоззрения и культуры личности, обладающей гражданской позицией, нравственными качествами, чувством ответственности, самостоятельностью в принятии решений, инициативой, толерантностью, способностью успешной социализации в обществе, способностью использовать разнообразные формы физической культуры и спорта в повседневной жизни для сохранения и укрепления своего здоровья, семьи и трудового коллектива для качественной жизни и эффективной профессиональной деятельности[2].

Цель освоения учебной дисциплины «Элективные курсы по физической культуре» в вузе нефизкультурного профиля, каким является Омский ГАУ, прежде всего направлена на формирование физической культуры личности студентов. Поэтому при изучении данной

дисциплины у них должно быть сформировано мотивационно-ценностное отношение к целенаправленному использованию разнообразных средств физической культуры, спорта, профессионально-прикладной физической подготовки для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей жизни и профессии [3].

Цель исследования. Определить доминирующие физкультурно-спортивные интересы обучающихся Омского ГАУ.

Организация исследования. Для выявления физкультурно-спортивных интересов студентов нами был проведен анализ наполняемости учебных групп по различным модулям. Исследование проводилось в период апреля-мая 2019 г.

Результаты исследования и их обсуждение. Согласно требованиям рабочей программы учебной дисциплины, обучение осуществляется в следующих формах:

1. Учебные занятия:

- обязательные (практические и контрольные), которые предусматриваются в учебных планах по всем направлениям подготовки бакалавров и специалистов;

- специальная медицинская группа для обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья;

- самостоятельная работа студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СРС) под руководством преподавателя, в том числе с использованием массовых открытых онлайн курсов.

2. Внеучебные занятия:

- физкультурных и спортивных секциях;

- самостоятельные занятия физическими упражнениями;

- массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия.

Спортивно-ориентированное воспитание студентов должно подстегнуть и

стимулировать интерес к активному двигательному режиму в стенах нашего университета. Для этого была разработана модульная учебная программа особенностью которой является наличие зачетных требований и контрольных нормативов по различным видам спорта.

Обучающиеся самостоятельно выбирают наиболее интересные для них виды физкультурно-спортивной деятельности, входящие в определенные модули:

1 модуль - спортивные игры(волейбол, баскетбол, футбол);

2 модуль - силовые виды и единоборства (греко-римская борьба, гиревой спорт, пауэрлифтинг);

3 модуль - физкультурно-спортивная рекреация (фитнес, теннис, бадминтон, плавание);

4 модуль - циклические виды спорта (лыжный спорт, легкая атлетика, скандинавская ходьба).

Наполняемость модулей студентами, проходящими обучение на территории студенческого городка № 1, отражена на рис. 1.

■ 1 модуль- спортивные игры (волейбол, баскетбол, футбол)

■ 2 модуль- физкультурно-спортивная рекреация (фитнес, теннис, бадминтон, плавание)

3 модуль- циклические виды спорта (лыжи, скандинавская ходьба)

4 модуль- силовые виды и

единоборства (греко-римская борьба, гири, пауэрлифтинг)

Рис. 1. Распределения обучающихся по учебным модулям

Результаты обработки статистических данных о наполняемости учебных групп показывают, что большинство студентов первого курса Омского ГАУ предпочитают спортивные игры. Далее в предпочтениях у студентов циклические виды спорта. Также большое количество студентов выбирают модуль - физкультурно- спортивная рекреация и силовые виды и единоборства.

На рис. 2 представлено распределение предпочтений обучающихся первого курса по видам спорта.

■ волейбол ■фитнес

лыжный спорт

■ гиревой спорт

■ футбол борьба

скандинавская ходьба

Рис. 2. Распределение обучающихся первого курса по видам спорта

Диаграмма показывает, что большинство студентов Омского ГАУ предпочитают волейбол, что составляет 25%. Количество студентов, интересующихся лыжным спортом составляет 17 %, фитнесом занимается 16% от общего числа студентов, далее идет гиревой спорт (14%),борьба и скандинавская ходьба занимают по 10%. Меньше всего студентов выбирают футбол, что составляет 5% от общего количества.

Наиболее распространенные среди обучающихся первого курса виды спорта по факультетам представлены на рис. 3.

■ Агротехнологический факультет (волейбол)

■ Экономический факультет (гиревой спорт)

ФАПЭПиВ(фитнес)

■ Землеустроительный факультет (скандинавская ходьба)

■ Факультет технического сервиса в АПК (гиревой спорт)

Рис. 3. Наиболее распространенные среди обучающихся первого курса виды спорта по

факультетам

По данным диаграммы видно, что наиболее популярным видом спорта агротехнологического факультета Омского ГАУ является волейбол, 21% студентов предпочитают этот вид спорта. Среди студентов экономического и факультета технического сервиса в АПК предпочитают гиревой спорт, 19% и 25% соответственно. На факультете агрохимии, почвоведения, экологии, природообустройства и водопользования составляет 18% фитнес. Землеустроительный факультет предпочел скандинавскую ходьбу, что составляет 17%.

Заключение. Проведенное исследование показало, что физкультура является неотъемлемой частью системы современного образования, так как она имеет огромное воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение. Ее ценность заключается не только в приобретении и сбережении здоровья, но и в решении важной социальной задачи формирования личности и совершенствования характера, помогающего молодому человеку успешно социализироваться и адаптироваться в профессиональном сообществе.

Ссылки на источники:

1. Барчуков, И.С. Физическая культура: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / И.С. Барчуков; Под общ.ред. Н.Н. Маликов. - М.: ИЦ Академия, 2015. - 528 с.

2. Дианов, Д.В. Физическая культура. Педагогические основы ценностного отношения к здоровью / Д.В. Дианов, Е.А. Радугина, Е Степанян. - М.: КноРус, 2014. - 184 с.

3.Попов, С.Н. Лечебная физическая культура: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / С.Н. Попов, Н.М. Валеев, Т.С. Гарасева. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 416 с.

Victoria Sumina

Senior teacher of department Of Physical Education and Sport FSBEI HE Omsk SAU, Omsk vv.sumina@omgau.org

Features of Differentiated Education in Оmsk State Agrarian University on the Discipline

"Еlective Courses in Physical Training"

Abstract. The article discusses the features of teaching the discipline "Elective courses in physical culture." Revealed the dominant physical and sports interests of students of the Omsk State Agrarian University. The most popular sports activities are volleyball and weight lifting. It is noted that this academic discipline contributes to the social adaptation of students.

Keywords: physical culture, elective courses, students, physical education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.