УДК 796.011.3
«ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ» КАК ОСНОВА МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ПРАКТИЧЕСКИМ
ЗАНЯТИЯМ
И.С. Щадилова
Представлены нестандартные подходы к обучению студентов на занятиях по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре» средствами выбранного вида спорта, являющиеся основой адаптации личности к условиям учебного процесса в университете и мотивирования к практическим занятиям по физической культуре.
Ключевые слова: личность студента, элективные курсы, физическая культура, коллективная деятельность, мотивация, индивидуальный стиль деятельности, психологический комфорт.
Мотивация к учебному процессу - это система факторов, которые способствуют реализации определенной задачи, с целью стимулировать прогресс в получении знаний, умений и навыков. Современные реалии формирования физической культуры личности студента очной формы обучения, в отношении к двигательной деятельности в физкультурно-спортивной практике напрямую зависят от условий жизни и жизнеобеспечения, от интенсивности процессов формирования и управления деятельностью индивидуума [1].
«Элективные курсы по физической культуре» введены в ФГСО-3+ для изменения сложившейся ситуации с пассивностью молодёжи к занятиям двигательной активностью. Эта дисциплина представляет собой спортивно-направленное физическое воспитание, в основе которого лежит учет интересов занимающихся, и которое должно стимулировать интерес к учебным занятиям. Имеющееся отношение к физкультуре определяется направленностью личностной, внутренней программы студента, установками учебного процесса, получаемые благодаря возможности взаимодействия с личностью преподавателя.
Привлекательность вида физкультурно-спортивной деятельности, его направление, необходимо выбирать каждому студенту самостоятельно. Как правило, принимается во внимание собственные предпочтения: знания, интересы, сформированные умения.
«Элективные курсы по физической культуре» обеспечивают свободный выбор вида практической физкультурно-спортивной деятельности, а дифференциация становится основой спортивно -направленного физического воспитания, что даёт возможность приобщения учащейся молодёжи к ценностям физической культуры. Обеспечивает формирование внутренней потребности в регулярных занятиях физической активностью, которая становится основой самовоспитания личности студента [2].
Отлаженный мотивационный механизм на учебных занятиях, позволяет преподавателю эффективно и результативно управлять поведенческим механизмом студентов в рамках тренировочного занятия, способствовать росту результативности, увеличению объёма выполняемой физической нагрузки, успешной работе по обучению теории и практики физического воспитания.
Результаты и их обсуждение. Предполагается, что учебный процесс будет построен в соответствии с особенностями и потенциальными возможностями студентов. Активное вовлечение обучающихся в многообразные виды физкультурно-спортивной деятельности, предлагаемых элективными курсами по физической культуре в рамках обучения бакалавра, стимулируют к инициативности, самостоятельности, добровольному участию каждого учащегося. Учебная дисциплина со свободным выбором вида деятельности мотивирует изучить задачи, терминологию и содержание избранного спорта, сформировать установки на активный образ жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярной двигательной активности. Обеспечивают знание основных требований безопасности при использовании спецоборудования на спортивных сооружениях, спортивных игровых площадок, даёт возможность обеспечить посильными, интересными занятиями физической культурой лицам с ограниченными возможностями.
Эмоциональное переживание быстроты формирования собственных умений и навыков, как правило, используются личностью на уровне мотивов деятельности, что, в свою очередь, формирует потребность в занятиях физической культурой. Специально созданная ситуация успеха в физкультурно-спортивной деятельности и преодоление посильных трудностей является одним из эффективных педагогических условий стимулирования работы личности над собой [2, 5].
В соответствии с предложенной концепцией спортивной деятельности, в целом, и физкультурно-практической деятельности на спортивных играх, в частности, занятиях волейболом, попытаемся выстроить структуру задач, которые будет решать студент, освоивший авторскую программу обучения этой сложно-координационной игре. Формальность ограничения объема двигательной активности рамками учебного процесса (72 ч за семестр или 54 ч за семестр в зависимости от учебного плана), выдвигает задачу повышения эффективности этих занятий и, как следствие, мотивации к ним.
Одной из основных задач для высших учебных заведений определено динамика студенческих спортивных результатов в двигательных упражнениях, что способствует поддержанию и закреплению устойчивого интереса к занятиям. Преподавателю трудно
постоянно учитывать все индивидуально-психологические различия обучающихся, но ориентироваться на наиболее типичные и характерные, для большинства студентов необходимо при подаче программного материала в рамках практических занятий.
Для формирования оптимального индивидуального стиля деятельности студентов по физической культуре важным представляется сотрудничество и взаимовлияние обучающихся при совместной работе. На занятиях в группах, мы сочетали индивидуальную, парную, упражнения в тройках и групповую работу, при приоритете групповой. Уменьшение количества индивидуальных видов работ мы обосновываем невозможностью полноценно научиться играть в волейбол путем самостоятельного труда в одиночку. Для этой цели нужны виды работы, опирающиеся на общение членов группы и имитирующие реальные условия игры [3].
Известно, что взаимодействие «преподаватель-студент» проявляется только в учебных условиях. При этом проявляется неравноправность ролей партнеров. Преподаватель управляет деятельностью учащегося, зависимое положение ученика и статусное неравенство, дисциплина учебного процесса ограничивает возможности подопечного, приводит к скованности, боязни неудач, снижают мотивацию.
При жестком контроле это еще больше усугубляется ожиданием оценки и отрицательно сказывается на «выходных» результатах. Предлагаем следующий способ организации, посредством использования на всем протяжении обучения двусторонней игры от облегченного варианта (площадка уменьшена, а сетка занижена), до стандартных условий игры. Посильные игровые условия позволяют обучающимся самостоятельно решать задачи индивидуального и коллективного взаимодействия в образовательном процессе. Организовывая коллективную деятельность, по возможности, необходимо прогнозировать потенциальные трудности, заранее разучив части сложного упражнения [4].
Все материалы были классифицированы нами по степени сложности, в зависимости от уровня умений студента. В процессе занятий «Элективными курсами по физической культуре» в учебной группе решаются следующие задачи:
1. Определение конкретных целевых установок: освоить вид спорта (волейбол) на уровне выполнения простейших технических элементов, знания истории возникновения игры, правил и методики организации занятий и проведения соревнований.
2. Акцентирование внимания на осознанное освоение и совершенствование в виде спорта, как основном факторе достижения
успеха. Формированию личностных качеств у студентов содействуют:
• контроль за достижением результатов по индивидуальным заданиям преподавателей;
• участие в групповых курсовых, внутривузовских соревнованиях;
• дисциплинированность и подчинение общему порядку проведения учебных занятий и соревнований;
• помощь в освоении элементов «сильного» студента «слабому»;
• преодоление физических нагрузок на фоне утомления.
3. Поощрение креативного использования деятельностного подхода в обучении.
4. Стимулирование успехов студентов в учебном процессе, которое позволяет применить:
• включение студентов в проведение частей учебно -тренировочных занятий (самостоятельная подготовка конкретного задания);
• реферативная разработка тем по физической культуре и спорту (как обзорных, так и с методической направленностью);
• использование перехода студентов, по мере овладения умениями и навыками игры, в группы с более высоким уровнем подготовки и содействие переводу лучших студентов в сборную команду университета или предоставить возможность тренироваться с лучшими спортсменами вуза.
Основой предложенной педагогической технологии является погружение студентов в среду активного воздействия средств и методов физического воспитания на занятиях «Элективными курсами по физической культуре».
Выводы.
1. Учебные занятия «Элективные курсы по физической культуре» строятся в соответствии с мотивацией студентов к занятиям, в содержание которых входят: общая и специальная физическая подготовка по выбранному виду спорта, обучение и совершенствование техники приемов, основы тактики игры, методика организации и проведения соревнований.
2. Психологический дискомфорт устраняется с помощью двусторонней игры, что вносит определенную разрядку в учебную обстановку, так как руководство преподавателя менее выраженным. Напряжение снимает атмосфера интереса к игре, которая создавала в группе непринужденные дружеские и одновременно «деловые отношения», построенные на общности.
Список литературы
1. Изаак С.И. Анализ кадрового потенциала физической культуры и спорта в практике государственного и муниципального управления в России // Эффективное государственное и муниципальное управление как фактор социально-экономического развития России: сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. МИГСУ РАНХиГС при Президенте РФ. М.: Проспект, 2014. С. 234-238.
2. Коршунова О.С., Роледер Л.Н. Элективные курсы по физическому воспитанию в вузах, перспективы и возможности // Молодой ученый. 2016. №23. С. 558-560.
3. Пешкова Н.В. Спортивная ориентация студентов в процессе реализации спортизированного физического воспитания в вузе // Теория и практика физической культуры. 2016. № 4. С 21.
4. Романов А.А., Щадилова И.С., Савкин А.Ю. Физические упражнения как основное средство подготовки студентов // Среднее профессиональное образование. 2017. №3. С. 16-18.
5. Томич М. Основы менеджмента в спорте. М.: МАФСИ, 2005.
351 с.
Щадилова Ирина Сергеевна, канд. пед. наук, зав. кафедрой, ishchad@,mail. ru, Россия, Москва, Российский университет транспорта (МИИТ)
"ELECTIVE COURSES ON PHYSICAL CULTURE" AS A BASIS OF STUDENTS 'MOTIVATION TO PRACTICAL CLASSES
I.S. Shchadilova
Non-standard approaches to teaching students at the "Elective courses in physical culture" discipline by means of the chosen sport are presented, which are the basis for the individual's adaptation to the conditions of the educational process at the university and motivation for practical training in physical culture.
Key words: student's personality, elective courses, physical culture, collective activity, motivation, individual style of activity, psychological comfort.
Shchadilova Irina Sergeevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, chair, ishchad@mail. ru, Russia, Moscow, Russian University of Transportation (MIIT)