Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНОЕ ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ НА ОРГАНИЗМ ДЕВУШЕК-ПОДРОСТКОВ, ОСВАИВАЮЩИХ ПРОФЕССИЮ РОВНИЧНИЦ '

КОМПЛЕКСНОЕ ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ НА ОРГАНИЗМ ДЕВУШЕК-ПОДРОСТКОВ, ОСВАИВАЮЩИХ ПРОФЕССИЮ РОВНИЧНИЦ Текст научной статьи по специальности «Биотехнологии в медицине»

CC BY
67
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE JOINT ACTION OF INDUSTRIAL FACTORS ON THE BODY OF ADOLESCENT-GIRLS UNDERGOING TRAINING IN COTTON INDUSTRY

The investigation was aimed at determining the joint and isolated action on the adole-cents’ body of industrial factors, especially that of noise, high air temperature and humidity and a great amount of dust in working premises. The finding was that the action of high temperature and humidity produced a slight strain of the thermoregulating apparatus. In the action of noise the threshold values of the auditory sensitivity altered depending on the length of stay of adolescents in a work shop. A particularly unfavorable effect on the body had the cotton dust. In its presence in the air even in small concentrations considerable changes developed in the reactivity of the nasal mucous membrane, which could eventually cause an inflammation of the upper respiratory tract.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНОЕ ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ НА ОРГАНИЗМ ДЕВУШЕК-ПОДРОСТКОВ, ОСВАИВАЮЩИХ ПРОФЕССИЮ РОВНИЧНИЦ »

логическую активность в пределах 10 ООО Dim ¡мл для белой мыши при вну-трибрюшинном введении.

Результаты наших исследований дали нам основание требовать прекращения выпуска на консервных заводах Армянской ССР консервов «портулак», который вызвал 3 вспышки ботулизма в 1953—1958 гг. (К- М. Аянян), ибо его практически невозможно отмыть от почвы.

Нам думается, что в книгах, популяризирующих методы консервирования в домашних условиях, следует разъяснять населению опасность приготовления слабо маринованных грибов и некоторых овощей (огурцы, морковь, портулак и др.), которые трудно отмыть от почвы при стерилизации домашними способами. Следует при этом разъяснить, как указано в отношении мяса и рыбы (А. Ф. Наместников), что кипячение не гарантирует доброкачественности мясных и рыбных консервов, ибо, кроме гнилостных и прочих бактерий, в них могут попасть опасные для человека бактерии ботулизма. Тем более не следует рекомендовать (даже при последующей стерилизации продукта кипячением в течение 20—30 мин.) добавлять уксусную кислоту в гораздо меньшем количестве, «чем это делается при обычном мариновании грибов в бочках или в другой обычной посуде» (А. Ф. Наместников, с. 185).

ЛИТЕРАТУРА

Аянян К. М. Гиг. и сан., 1960, № 10, с. 72. — А я н я н К. М., П л у з я н И. А. Ж. экспер. и клин, мед., 1967, № 3, с. 102. — Аянян К. М. и др. Гиг. и сан., 1968, № 1, с. 114. — Булатова Т. И. Ботулизм и его профилактика. М., 1966. — Матвеев К. И. Ботулизм. М., 1959.

Поступила 31/V 1961 г.

THE THERMORESI STANCE OF CL. BOTULINUM SPORES IN THE STUDY

OF THE SOIL BACTERIAL CONTAMINATION IN THE ARMENIAN SSR

К. M. Ayanyan, Т. I. Bulatova

The paper demonstrates the thermoresistance of CI. botulinum spores in the soil. The testing of 224 samples of soil showed that when 5 ml of soil suspension were kept at 80° for 30 min before their introduction into a culture medium, the causative agents of botulims were recovered in 47.3 per cent of samples, after boiling for 30 min — in 48 per cent, after boiling for 1 hr — in 21.9 per cent and after boiling for 2 hr — in 4.9 per cent. Spores of CI. botulinum В proved to be more thermoresistant than those of the type A. The authors conclude that the method of sterilizing home-made canned food by means of boiling is unreliable, especially in case of preserving vegetables and mushrooms, that cannot be fully cleaned of soil.

УДК 613.6:677.0221:613.96

КОМПЛЕКСНОЕ ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ НА ОРГАНИЗМ ДЕВУШЕК-ПОДРОСТКОВ, ОСВАИВАЮЩИХ ПРОФЕССИЮ РОВНИЧНИЦ

Л. А. Кузнецова

Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва

К числу производств, издавна привлекающих внимание гигиенистов и профпатологов, относятся предприятия текстильной промышленности, характеризующиеся комплексом неблагоприятных факторов среды (интенсивный шум и вибрация, повышенная температура и влажность воздуха, запыленность). Учитывая, что удельный вес различных факторов неодина-

2 Гигиена и санитария № 6

33

ков, мы поставили перед собой задачу выявить комплексное влияние шума, повышенной температуры, влажности и запыленности воздушной среды и удельный вес каждого из них. Под наблюдением находились здоровые девушки в возрасте 151/2—17 лет — учащиеся профессионально-технического училища, предварительно освидетельствованные в поликлинике

Условия, где они проходят производственную практику, следующие. В ровничном цехе температура воздуха колеблется в пределах 26—27°, относительная влажность составляет 41—62% . Уровень интенсивности шума равняется 84—86 дб, в спектре которого максимум звуковой энергии падает на частоты 1250, 3150, 5000 гц и превышает допустимый уровень на 6 дб при частоте 1250 гц. Содержание пыли в воздухе рабочих помещений не превышает ее предельно допустимую концентрацию, однако в одном из цехов, где наряду с ровничными машинами стоят трепальные, уровень пыли выше предельно допустимого в 2 раза. Учащиеся 1-го года обучения работают в цехе 4 часа в день.

Выбор методик определялся с учетом тех систем организма, которые в большей степени подвергались воздействию производственных факторов. Мы использовали методики исследования функционального состояния центральной нервной системы, порогов слуховой чувствительности, теплового состояния организма и реактивности слизистой оболочки носа.

Анализ динамики латентного периода зрительно-моторной реакции показал, что направленность ее сдвигов в течение рабочего дня и в течение производственного обучения была различной (табл. 1). Как видно из табл. 1,

Таблица 1

Динамика латентного периода зрительно-моторной реакции и некоторых показателей высшей нервной деятельности у подростков-ровничниц (по результатам 33. исследований)

Начало производственного обучения Через год производственного обучения

Время исследования величина латентного периода (сдвиг в о) количество случаев последовательного торможения ' (в %) количество случаев ошибок при дифференцировке (в %) величина латентного периода (сдвиг в о) количество случаев последовательного торможения (в %) количество случаев ошибок при дифференцировке (в %)

• V х а 5 5 >. X о £ о.® О X " а а « К X а. а* с ч н и о а •• н о и а Ч V «3 X X ЕГ И в> >•> X о в 55 • « X X >. X о V О.Х О X. X £ « V к 2 о х о. £ с ч Н й> >>в и.« X Ч V Д X в а* н 0> >. X о в

Через час работы После работы Восстановительный период, 20 мин. Восстановительный период, 40 мин. 28,0 20,0 10,0 19,0 39,0 48,4 50,0 27,0 61,0 51,6 50,0 73,0 6,06 6,1 7,4 13,7 93 94 93,9 92,6 86,3 — 55,0 42,0 39,0 37,0 45,0 42,0 42,0 50,0 55,0 58,0 58,0 50,0 3,5 7,0 100,0 96,5 93,0 100,0

после часа работы у обследованных наблюдалось укорочение латентного периода по сравнению с исходным уровнем (на 19о). Это говорит о вра-батываемости организма. После работы отмечалось удлинение латентного периода по сравнению с исходным уровнем (на 28 а), причем, несмотря на предоставляемый подросткам отдых (20 и 40 мин. после работы), латентный период все же не достигал исходного уровня, превышая его при 20-минут-ном отдыхе (на 20 а) и при 40-минутном (на 10 ст). Следует отметить увеличение числа случаев последовательного торможения, а также учащение ошибочных реакций при дифференцировке.

При анализе данных латентного периода в течение рабочего дня через год обучения удалось отметить следующую картину. Латентный период

укорачивался на протяжении всего рабочего дня (см. табл. 1), причем исходный уровень латентного периода через год обучения был короче, чем в начале производственного обучения. Кроме того, на протяжении рабочего дня больше стало случаев последовательного торможения, тогда как количество ошибок при дифференцировочной реакции через год производственного обучения уменьшилось.

В реакции подростков на воздействие шума, по мнению ряда авторов, сказываются их возрастные анатомо-физиологические особенности. Чем моложе возраст подростков, тем более выражена ответная реакция слухового анализатора, заключающаяся в понижении слуховой чувствительности (Л. Л. Ковалева; Е. А. Тимохина). Анализ полученных нами данных функционального состояния слухового анализатора показал, что при воздействии шума с уровнем интенсивности 84—86 дб уже после 1 часа работы у большинства подростков повысились пороги слуховой чувствительности; в зависимости от частоты они достигали после работы в среднем 3—5,7 дб (табл. 2). Следует отметить, что после работы

Таблица 2

Характер изменения порогов слуховой чувствительности у подростков-ровничниц в динамике рабочего дня и производственного обучения (средние данные по результатам 33 исследований)

Бремя исследования Время обследования

начало производственного обучения через год производственного обучения

частота (в гц)

500 2 000 4 000 8 000 500 2 000 4 000 8 000

До работы 24,3 23,4 22,7 21,6 20,2 20,3 21,1 21,2

Через час работы 25,4 24,8 25,4 25,0 27,2 27,8 27.8 28,1

После работы 28,3 27,4 28,4 26,9 32,5 33,1 35,8 35,3

Восстановительный период, 23,3 22,8 23,1 22,7 25,8 26,2 28,2 27,8

20 мин.

Восстановительный период, 22,8 22,6 22,4 21,3 18,8 19,4 20,6 21,2

40 мин.

Примечание. Восстановительный период 40 мнн. от 1000 до 8000 гц, Р> 0,05; в остальных случаях Р<0,01.

наблюдалось наибольшее повышение порогов слуховой чувствительности на частоте 4000 гц (5,7 дб). Через год обучения эти пороги снижались на всех исследуемых частотах (данные до работы), что свидетельствует о повышении чувствительности слуха и может говорить о неэакончившемся процессе формирования слухового анализатора в подростковом возрасте. На это указывают и другие авторы (Е. А. Тимохина, и др.). При анализе данных изменения порогов слуховой чувствительности в динамике дня следует отметить, что уже через час работы в цехе у подростков повышались пороги слуховой чувствительности; особенно это было выражено после работы (в среднем 8,4—14,7 бд). Наибольшее повышение отмечалось на -частоте 4000 гц (14,7 дб).

Исследуя влияние повышенной температуры и влажности воздуха на подростков, мы установили, что температура тела у них к концу рабочего дня повышалась незначительно. Температура кожи и электрокожное сопротивление в динамике дня изменялись следующим образом. Уже через час работы температура кожи правой кисти повышалась в 66,6% случаев, а после работы — в 74% случаев. Температура кожи груди понижалась через час и после работы в 51,8% случаев. Электрокожное сопротивление кожи правой кисти и кожи груди через час и после работы уменьшалось, что говорит об увеличении интенсивности потоотделения. Через год произ-

2*

35

водственного обучения наблюдалось относительно большее повышение температуры кожи кисти и более выраженное понижение температуры кожи груди, что связано с интенсивностью потоотделения. Полученные данные говорят о некоторой адаптации терморегуляторного аппарата к воздействию температуры.

Нашей целью было также выяснить влияние хлопковой пыли на состояние слизистой оболочки верхних дыхательных путей. О динамике изменений мы судили по 2 тестам: концентрации лейкоцитов и эпителиальных клеток на слизистой оболочке носа, определяемых методом последовательных промываний (М. А. Ясиновский). Этот метод дает возможность путем учета интенсивности эмиграции лейкоцитов на слизистую оболочку судить о ранних явлениях воспалительного процесса, вызываемых вредными профессиональными факторами. Результаты исследования показали, что даже небольшие концентрации пыли при комплексном воздействии с другими производственными факторами вызывали значительные изменения реактивности слизистой оболочки носа у подростков, работающих в цехе. У контрольной группы количество лейкоцитов и эпителиальных клеток соответственно составляло 14,6 и 6,4, а опытной группы — 36,0 и 14,0. Эти изменения характеризуют картину резкого раздражающего влияния пылевого фактора.

Выводы

1. Влияние отдельных факторов производственной среды (шума, пыли, повышенной температуры и влажности воздуха) на организм подростков неодинаково.

2. При воздействии температуры и влажности воздуха отмечается незначительное напряжение терморегуляторного аппарата.

3. Сдвиги порогов слуховой чувствительности неодинаковы в динамике производственного обучения. При работе в течение 4 часов изменения находятся в пределах физиологических колебаний (не более 10 дб), при переходе на 6-часовой рабочий день они увеличиваются (до 14,7 дб).

4. Неблагоприятно сказывается влияние на организм хлопковой пыли; даже небольшие концентрации ее при воздействии в комплексе с другими факторами вызывают значительные изменения реактивности слизистой оболочки носа. Эти изменения, возможно, следует связать с воздействием хлопковой пыли, так как влияние простудного фактора в таких случаях не сказалось.

ЛИТЕРАТУРА

Ковалева Л. Л. Гиг. и сан., 1967, № 1, с. 52. — Т и м о х и н а Е. А. Тезисы докл. научной конференции Московск. ин-та гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана. М., 1961, с. 35.

Поступила 2/1 1968

THE JOINT ACTION OF INDUSTRIAL FACTORS ON THE BODY OF

ADOLESCENT-GIRLS UNDERGOING TRAINING IN COTTON INDUSTRY

L. A. Kuznetsova

The investigation was aimed at determining the joint and isolated action on the adole-cents' body of industrial factors, especially that of noise, high air temperature and humidity and a great amount of dust in working premises. The finding was that the action of high temperature and humidity produced a slight strain of the thermoregulating apparatus. In the action of noise the threshold values of the auditory sensitivity altered depending on the length of stay of adolescents in a work shop. A particularly unfavorable effect on the body had the cotton dust. In its presence in the air even in small concentrations considerable changes developed in the reactivity of the nasal mucous membrane, which could eventually cause an inflammation of the upper respiratory tract.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.