^ считают, что нарастающие риски, сильная дифферен-^ циация экономического и инвестиционного потенциа-х ла, явное отсутствие межрегиональных экономических ш связей приводят к общему падению инвестиционной х привлекательности округа, фрагментации территории ^ на отдельные лидирующие «анклавы» и пассивную 2 периферию, что вызывает необходимость активного изменения проводимой государственной инвестици-^ онной политики как на уровне «федеральный центр — к округ», так и внутри округа, с учетом особенностей входящих в него субъектов.
о! Литература
ш
о 1. Регионы России. Социально-экономические показатели 2 2005-2012 гг.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ ru/statistics/publications/catalog/doc_1138623506156. (Дата обращения: 20.02.2013). 2. Как составляется рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России (Как изменилась методика): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.
raexpert.ru/ratings/regions/2011/tab8. (Дата обращения: 15.11.2012).
3. Рейтинговая шкала: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.raexpert.ru/ratings/regions/ratingclass. (Дата обращения: 10.12.2012).
4. Инвестиционные рейтинги регионов России: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.raexpert.ru/ratings/ regions. (Дата обращения: 26.12.2012).
References
1. Regions of Russia. Socio-economic indicators for 20052012. Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/ doc_1138623506156. Accessed Feb. 20, 2013. (In Russ.).
2. How the rating of investment attractiveness of Russian regions is prepared (In what way the methods have changed). Available at: http://www.raexpert.ru/ratings/regions/2011/ tab8. Accessed Nov. 15, 2012. (In Russ.).
3. The rating scale. Available at: http://www.raexpert.ru/ratings/ regions/ratingclass. Accessed Dec. 10, 2012. (In Russ.).
4. The rating agency Expert RA 2005-2012. Available at: http:// www.raexpert.ru/ratings/regions. Accessed Dec. 26, 2012. (In Russ.).
Комплексное обоснование программы инновационного развития земельного сектора АПК в угледобывающих регионах Сибирского федерального округа
The Russian Federation Agro-Industrial Complex: Development of Arable Land in the Siberian Federal District's Key Coal-Mining Regions
УДК 338.43(571.1
Зеньков Игорь Владимирович
старший научный сотрудник Специального конструкторско-технологического бюро «Наука» КНЦ СО РАН (г Красноярск), доктор технических наук, доцент 660049, г. Красноярск, пр. Мира, д. 53
Zen'kov Igor' Vladimirovich
Special Design and Technological Bureau «Nauka» of Krasnoyarsk Scientific Center (Siberian Branch) of the Russian Academy of Science
Mira Ave 53, Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation
Кирюшина Елена Васильевна
старший преподаватель Сибирского федерального университета (г Красноярск) 660025, г. Красноярск, пр. Красноярский рабочий, д. 95
Kiryushina Elena Vasil'evna
Siberian Federal University
Krasnoyarskiy rabochiy Ave 95, Krasnoyarsk, 660025, Russian Federation
Продовольственная безопасность РФ в долгосрочном периоде должна обеспечиваться за счет решения таких задач, как расширение площади пахотных угодий, повышение продуктивности обрабатываемых полей севооборота, снижение расходов на сельхоз-
Логинова Екатерина Викторовна
аспирант Сибирского государственного технологического университета (г. Красноярск)
660049, г Красноярск, пр. Мира, д. 82
Loginova Ekaterina Viktorovna
Siberian State Technological University,
Mira Ave 82, Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation
Вокин Владимир Николаевич
профессор Сибирского федерального университета (г. Красноярск), кандидат технических наук
660025, г. Красноярск, пр. Красноярский рабочий, д. 95.
Vokin Vladimir Nikolaevich
Siberian Federal University
Krasnoyarskiy rabochiy Ave 95, Krasnoyarsk,
660025, Russian Federation
продукцию. Выполнению этих задач будет способствовать реализация специально разрабатываемых программ инновационного развития сектора АПК в крупных угледобывающих регионах Сибири. В результате реализации инноваций в земельном секторе АПК
в Красноярском крае, Кузбассе, Иркутской области формируются агроландшафты с новыми потребительскими свойствами. В статье представлены прогнозные технико-экономические показатели межрегиональной программы развития земельного сектора АПК в крупных угледобывающих регионах Сибирского федерального округа.
The article discusses the Russian Federation (RF), revealing that its agro-industrial complex (AIC) is developing arable land in the coal-mining regions of the Siberian Federal District. It notes, in passing, that this topic also covers the food security of Russia's arable land. Long-term agricultural objectives encompass, the critique states, expanding the arable land base, raising the productivity of cultivated fields, rotating crops and reducing production costs. One means of achieving these goals, the paper says, would be to implement a special program in Siberia's important coal-producing regions. In this sphere, it observes that innovative RF AIC activities in the agricultural sector of Krasnoyarsk (Siberian Federal District) have already established new sorts of consumer goods and agricultural landscapes. The AIC has, in addition, launched inter-regional development programs (IRDPs) in Siberia's major coal-mining regions. The presentation contains, inter alia, the predicted technical and economic indices for these IRDPs.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, инновационное развитие, сельскохозяйственные предприятия, земельные ресурсы, угледобывающий регион, Сибирский федеральный округ
Keywords: agro-industrial complex, innovative development, agricultural enterprises, land, coal-mining region, Siberian Federal District
Вступление России в ВТО высветило перспективные направления развития традиционных сырьевых отраслей российской экономики. Известно, что продовольственная и экономическая безопасность любого государства, наличие и состояние трудовых ресурсов на его сельских территориях определяются уровнем развития земледельческого и животноводческого секторов агропромышленного комплекса (АПК). Поэтому инновационному развитию АПК сектор государственного управления Российской Федерации уделяет самое пристальное внимание. В частности, разработана и утверждена к исполнению Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 г. [1], где определены цели, задачи и направления развития сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, финансовое обеспечение и механизмы реализации планируемых мероприятий, а также показатели их результативности.
В современных российских условиях траектории трендов в развитии АПК в долгосрочном периоде будут определяться воздействием социально-экономических и геополитических факторов. С одной стороны, вступление России в ВТО обусловливает появление большого количества дешевой импортной продукции на ее продовольственном рынке, а с другой — последствия мирового кризиса привели к непростой макроэкономической обстановке и его влияние до сих пор проявляется во многих сырьевых отраслях российской экономики, в том числе и в сельскохозяйственной сфере АПК.
В этой связи в ближайшие годы в земледельческом секторе АПК предстоит освоить главным образом интенсивные технологии, базирующиеся на использовании нового поколения тракторов и сельскохозяйственных машин, а также на увеличении объема внесения минеральных удобрений [Там же]. Однако применению высокопроизводительных тракторов и
комбайнов должны, в свою очередь, предшествовать ^
масштабные работы по расчистке полей от древесно- =п
кустарниковой растительности, а в угледобывающих х
регионах Сибирского федерального округа (СФО) пла- ш
нируемое увеличение объема вносимых минеральных х
удобрений целесообразно компенсировать путем на- ^
несения дополнительного почвенного слоя толщиной ^ 15-20 см на участки агроландшафтов с мощностью
почвенного слоя до 25 см, что приведет к повышению ^
со
их урожайности на 5-6 ц/га. Прогнозируемый рост к объемов производства продукции сельского хозяйства =Ц и пищевых продуктов позволит обеспечить населению < страны рацион питания по физиологическим нормам ^ и таким образом решить важнейшие задачи, опреде- ^ ленные Доктриной продовольственной безопасности ^ Российской Федерации. 2
Приоритетные направления первого уровня Государственной программы в сфере развития производственного потенциала включают мелиорацию земель сельскохозяйственного назначения, введение в оборот новых участков пашни и других категорий сельскохозяйственных угодий, а в экономической сфере — повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, что является главным условием перехода к инновационной модели развития АПК.
В числе приоритетных направлений второго уровня экологическая безопасность сельскохозяйственной продукции и продовольствия, наращивание экспорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия по мере насыщения ими внутреннего рынка, а также рациональное размещение и специализация сельскохозяйственного производства по зонам и регионам страны с учетом минимизации логистических издержек и других факторов, определяющих конкурентоспособность продукции.
Одна из целей Государственной программы на период до 2020 г. — воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других природных ресурсов. Повышение конкурентоспособности, рентабельности и устойчивости сельскохозяйственного производства должно быть достигнуто посредством проведения работ по комплексной мелиорации земель сельскохозяйственного назначения, эффективного использования природных ресурсов, повышения урожайности и расширения площади посевов сельскохозяйственных культур, осуществления культуртехнических, агролесомелиоративных и фитомелиоративных мероприятий [2].
В ходе реализации федеральной целевой программы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 гг.» [Там же] планируется рационально использовать биоклиматический потенциал и получать стабильный урожай растениеводческой продукции, разработать систему агролесомелиоративных мероприятий, обеспечивающих оптимизацию воздушного и гидротермического режимов агроландшафтов, улучшить социальные условия в сельских районах путем сохранения и создания новых рабочих мест, а также создать благоприятный инвестиционный климат с целью привлечения инвестиций в мелиоративную отрасль агропромышленного комплекса Российской Федерации.
Такие целевые индикаторы и показатели, как предотвращение выбытия из сельскохозяйственного оборота 428 250 га сельскохозяйственных угодий, прирост сельскохозяйственной продукции за годы реализации федеральной целевой программы на уровне 130 млн т зерновых единиц, сохранение существу-
<
о
Рис. 1. Расположение предприятий АПК и крупных угольных разрезов на территории Красноярского края
Предприятия угольной отрасли: 1 — угольный разрез «Бородинский» (18,0 млн т); 2 — угольный разрез «Переяслов-ский» (7,0 млн т); 3 — угольный разрез «Назаровский» (4,5 млн т); 4 — угольный разрез «Березовский» (6,5 млн т).
Предприятия агропромышленного комплекса: 5 — ООО «Искра» (18 000 га); 6 — ООО «Мильман-Агро» (17 000 га); 7 — ЗАО «Назаровское» (38 000 га); 8 — ЗАО «Авангард» (19 000 га).
ющих и создание 94 500 новых рабочих мест, обеспечиваются при систематическом проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, культуртехнических, агролесомелиоративных и фитомелиоративных мероприятий. Финансирование федеральной целевой программы 2014-2020 гг. предусмотрено в объеме 206,75 млрд руб.
Важнейшие задачи, поставленные государством в рассматриваемых документах, решаются в ходе реализации специально разрабатываемых долгосрочных программ инновационного развития земельного сектора АПК. Наш авторский коллектив разработал комплексную межрегиональную программу по инновационному развитию земельного сектора АПК и предлагает ее к реализации в крупных угледобывающих регионах с развитым земледелием СФО (Красноярский край, Кемеровская и Иркутская области).
В наших исследованиях под инновационным развитием земельного сектора АПК в угледобывающем регионе понимается «формирование агроландшафтов с новыми потребительскими свойствами, обусловленными проведением работ по культуртехнической мелиорации (расчистка полей от колков и земельных участков под древесно-кустарниковой растительностью, искажающих прямолинейность конфигурации обрабатываемых площадей) и увеличению мощности обрабатываемого почвенного слоя за счет снятия плодородного слоя почвы в контурах горных отводов угольных разрезов».
Межрегиональная программа инновационного развития земельного сектора АПК на территории угледобывающих регионов СФО в долгосрочном периоде подразумевает комплекс мероприятий, включающий производство работ по формированию агроландшаф-тов с улучшенными потребительскими свойствами, обеспечивающими повышение урожайности почвенного слоя и эффективное использование пропашных тракторов и зерноуборочных комбайнов. Программа разработана с учетом особенностей состояния земельных ресурсов и хозяйственной деятельности в крупных угледобывающих регионах СФО (Красноярский край,
Кемеровская и Иркутская области). Надо заметить, что общая площадь земель в административных границах только Красноярского края составляет 236 679 700 га. В Красноярском крае площадь земель лесного фонда — 155 523 900 га. Древесно-кустарниковой растительностью занята площадь 1 600 000 га. Лесистость территории края составляет 66%. Площадь пахотных угодий — 2 964 500 га [3].
Для Рыбинского, Назаровского и Шарыповского районов Красноярского края определены основные участники программы со стороны угледобывающего сектора — это крупные угольные разрезы «СУЭК-Красноярск» и «Красноярсккрайуголь» (см. рис. 1). Общий объем добычи угля по четырем угольным разрезам составляет 36 млн т в год. При этом под их горные отводы ежегодно отчуждаются 130 га продуктивных земель сельскохозяйственного назначения. В настоящее время только на складах ОАО «СУЭК-Красноярск» хранится почвенный слой в объеме 4,4 млн м3 [4]. Этот объем учтен при разработке программы инновационного развития земельного сектора АПК Красноярского края на период до 2023 г.
С учетом особенностей хозяйственной деятельности в угледобыче и АПК мы планируем создать на территории края два предприятия по проведению культуртехнической мелиорации и нанесению почвенного слоя. В основу их формирования положен кустовой принцип: Западный куст обслуживает угольные разрезы «Назаровский», «Березовский» и предприятия АПК: ЗАО «Назаровское» и ЗАО «Авангард»; Восточный куст — соответственно угольные разрезы «Бородинский» и «Переясловский», а также перспективные предприятия АПК Рыбинского района: ООО «Искра» и ООО «Мильман-Агро». Основные прогнозные характеристики (агрегаты) межрегиональной программы в Красноярском крае с учетом прогноза инфляционных изменений [5] представлены в табл. 1.
Общая площадь земель в административных границах Кемеровской области составляет 9 572 500 га. Площадь земель лесного фонда — 5 360 900 га. Площадь пахотных угодий достаточно стабильна во вре-
Технико-экономические показатели межрегиональной программы в Красноярском крае
Основные показатели программы Годы
2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023
1. Площадь земель АПК для нанесения почвенного слоя, га 570 570 570 570 570 570 570 570 570 570
2. Расходы по нанесению почвенного слоя, млн руб. 67,2 74,4 81,6 89,0 96,0 103,2 110,4 117,6 124,8 132,0
3. Доходы АПК от урожая, полученного на улучшенных землях, млн руб. 2,7 6,1 10,0 14,5 19,6 25,3 31,6 38,4 45,9 53,9
4. Снижение расходов АПК на минеральные удобрения, млн руб. 0,5 1,1 1,8 2,6 3,4 4,5 5,5 6,7 8,0 9,5
5. Площадь земель АПК для проведения культуртехнической мелиорации, га 1400 1400 1400 1400 1400 1400 1400 1400 1400 1400
6. Расходы на культуртехническую мелиорацию, млн руб. 280 310 340 370 400 425 460 490 520 550
7. Доход АПК от урожая на раскорчеванных землях, млн руб. 34,9 77,4 127,3 184,7 250,0 318,0 402,0 489,0 584,0 686,0
8. Доход от реализации древесины, млн руб. 700 781 857 932 1008 1071 1159 1235 1310 1386
9. Снижение расходов на холостой пробег сельхозтехники, млн руб. 3,2 7,0 11,4 16,9 22,6 29,0 36,4 44,1 53,0 62,0
о о со
<
о
Таблица 2
Технико-экономические показатели межрегиональной программы в Кемеровской области
Основные показатели программы Годы
2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023
1. Площадь земель АПК для нанесения почвенного слоя, га 6000 6000 6000 6000 6000 6000 6000 6000 6000 6000
2. Расходы по нанесению почвенного слоя, млн руб. 728 806 884 962 1040 1118 1196 1274 1352 1430
3. Доходы АПК от урожая, полученного на улучшенных землях, млн руб. 30,2 67,0 110,2 159,8 216,0 278,6 347,8 423,4 505,4 594,0
4. Снижение расходов АПК на минеральные удобрения, млн руб. 4,9 9,8 14,7 19,6 24,5 29,4 34,3 39,2 44,1 49,0
5. Площадь земель АПК для проведения культуртехнической мелиорации, га 1050 1050 1050 1050 1050 1050 1050 1050 1050 1050
6. Расходы на культуртехническую мелиорацию, млн руб. 202 223 244,8 266,4 288,0 309,6 331,2 352,8 374,4 396,0
7. Доход АПК от урожая на раскорчеванных землях, млн руб. 27,6 61,0 100,4 145,6 196,8 253,9 311,8 385,7 460,5 541,2
8. Доход от реализации древесины, млн руб. 588 651 714 777 840 903 966 1029 1092 1155
9. Снижение расходов на холостой пробег сельхозтехники, млн руб. 2,4 5,2 8,6 12,4 16,8 21,7 27,0 32,9 39,3 46,2
мени и находится на уровне 1 550 000 га [6]. Лесистость территории Кемеровской области — 56%. На территории ежегодно добывают 200 млн т угля, из них открытым способом порядка 150 млн т. В ходе добычи угля только концерн «Кузбассразрезуголь» ежегодно отчуждает из сельскохозяйственного оборота 5000 га земель, из них примерно 2500 га — продуктивные земли сельскохозяйственного назначения.
Отметим, что лесистость территории Кемеровской области невысока, поэтому суммарная площадь земельных участков для проведения культуртехнической мелиорации меньше, чем в соседних Красноярском крае и Иркутской области. В то же время в Кузбассе ежегодно появляется значительный объем почвенного слоя на уровне 10 млн м3. Это обстоятельство является важной особенностью Кузбасса, которая
также принимается во внимание в разрабатываемой программе.
На территории Кемеровской области с учетом масштаба добычи угля открытым способом, хозяйственной деятельности АПК, а также состояния земельного фонда планируется создать три предприятия по проведению культуртехнической мелиорации и нанесению почвенного слоя. В основу их формирования положена территориальная принадлежность к крупным угольным разрезам «Кузбассразрезугля» в северной и центральной частях области. Основные прогнозные характеристики (агрегаты) инновационного развития земельного сектора в Кемеровской области с учетом прогнозируемых инфляционных изменений [5] представлены в табл. 2.
Общая площадь земель в административных границах Иркутской области составляет около 77 480 000 га.
о о
о о со
<
о
Технико-экономические показатели межрегиональной программы в Иркутской области
Основные показатели программы Годы
2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023
1. Площадь земель АПК для нанесения почвенного слоя, га 750 750 750 750 750 750 750 750 750 750
2. Расходы по нанесению почвенного слоя, млн руб. 92,0 101,7 111,5 121,4 131,2 141,0 150,9 160,7 170,6 180,4
3. Доходы АПК от урожая, полученного на улучшенных землях, млн руб. 4,3 9,4 15,5 22,5 30,4 39,2 48,9 59,6 71,1 83,6
4. Снижение расходов АПК на минеральные удобрения, млн руб. 0,6 1,4 2,3 3,4 4,6 5,9 7,3 8,9 10,7 12,5
5. Площадь земель АПК для проведения культуртехнической мелиорации, га 2800 2800 2800 2800 2800 2800 2800 2800 2800 2800
6. Расходы на культуртехническую мелиорацию, млн руб. 590 654 717 780 843 906 969 1033 1096 1159
7. Доход АПК от урожая на раскорчеванных землях, млн руб. 72,8 145,6 218,4 291,2 364,0 436,8 509,6 582,4 655,2 728
8. Доход от реализации древесины, млн руб. 1568 1736 1904 2072 2240 2408 2576 2744 2912 3080
9. Снижение расходов на холостой пробег сельхозтехники, млн руб. 7,2 15,9 26,1 37,9 51,2 66,0 82,4 100,4 120,0 141,0
О — экономический эффект в земельном секторе АПК □ — суммарный доход, получаемый в ходе реализации программы ▲ — издержки, связанные с реализацией программы О — прибыль, получаемая в ходе реализации программы
Рис. 2. Изменение технико-экономических показателей программы инновационного развития земельного сектора АПК в Сибирском федеральном округе (Красноярский край, Кузбасс, Иркутская область)
Площадь земель лесного фонда находится на уровне 69 365 000 га. При этом показатель лесистости территории составляет 89,5%. Площадь пахотных угодий оценивается в 1 594 500 га [7; 8].
В Иркутской области исторически уровень цен на продовольственном рынке значительно выше, чем в соседних регионах. Поэтому на этой территории весьма актуальным считается увеличение доходности предприятий АПК и снижение издержек на его продукцию. Высокая лесистость области позволяет производить более масштабные работы по расширению площади пашни путем проведения культур-технической мелиорации. Поэтому мы рекомендуем
создать в области как минимум четыре предприятия, в структуре которых будут преобладать работы по культуртехнической мелиорации.
Основные прогнозные характеристики (агрегаты) инновационного развития земельного сектора в Иркутской области с учетом прогнозируемых инфляционных изменений [5] представлены в табл. 3.
Прогнозируемые траектории трендов основных экономических показателей межрегиональной программы представлены на рис. 2.
По нашим прогнозам, показатель, характеризующий рентабельность работ, планируемых межрегиональной программой, в период с 2014 по 2019 г. включительно
2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 О — доход АПК за счет нанесения почвенного слоя □ — снижение затрат на минеральные удобрения ▲ — доход АПК с раскорчеванных участков
О — снижение затрат за счет ликвидации холостого хода сельхозтехники
<
о
Рис. 3. Изменение составляющих «положительного эффекта» в АПК регионов
изменится в диапазоне 50-98%, а начиная с 2020 г. — в диапазоне 99-138%.
При этом в АПК регионов «положительный эффект», определяемый инновационным развитием земельного сектора, характеризуется явно выраженным устойчивым ростом (см. рис. 3). В ходе изменения траектории тренда в процессе реализации межрегиональной программы проявляющийся «положительный эффект» носит кумулятивный характер. Прогнозируемый эффект достигается посредством увеличения объема урожая зерновых культур, снижения количества минеральных удобрений для агроландшафтов с увеличенной мощностью почвенного слоя, снижения расходов на земледельческие работы благодаря ликвидации холостого пробега пропашных тракторов и зерноуборочных комбайнов, увеличения объема урожая за счет производства земледельческих работ на участках, вышедших из-под раскорчевки (ликвидация колков и земельных участков под древесно-кустарниковой растительностью, искажающих прямолинейность конфигурации агроландшафтов).
Структура эффекта в АПК в начале периода (2014 г.) выглядит следующим образом: 19% — доходы, получаемые от реализации урожая, собранного на земельных участках с дополнительно нанесенным почвенным слоем; 3% — снижение затрат на минеральные удобрения, которые необходимо было вносить на земельные участки с мощностью почвенного слоя до 0,25 м; 71% — доходы, получаемые от реализации урожая, собранного на земельных участках после проведения культуртехнической мелиорации; 7% — снижение затрат при выращивании зерновых культур, обусловленное ликвидацией холостого пробега пропашных тракторов и зерноуборочных комбайнов.
В ходе реализации программы уже в 2019 г. структура эффекта в АПК будет выглядеть следующим образом: 22% — доходы, получаемые от реализации
урожая, собранного на земельных участках с дополнительно нанесенным почвенным слоем; 2,5% — снижение затрат на минеральные удобрения, которые необходимо было вносить на земельные участки с мощностью почвенного слоя до 0,25 м; 67,5% — доходы, получаемые от реализации урожая, собранного на земельных участках после проведения культуртехнической мелиорации; 8% — снижение затрат при выращивании зерновых культур за счет ликвидации холостого пробега пропашных тракторов и зерноуборочных комбайнов.
После 10 лет выполнения программы структура эффекта в АПК будет выглядеть следующим образом: 25% — доходы, получаемые от реализации урожая, собранного на земельных участках с дополнительно нанесенным почвенным слоем; 2,0% — снижение затрат на минеральные удобрения, которые необходимо было вносить на земельные участки с мощностью почвенного слоя до 0,25 м; 65,0% — доходы, получаемые от реализации урожая, собранного на земельных участках после проведения культуртех-нической мелиорации; 8% — снижение затрат при выращивании зерновых культур за счет ликвидации холостого пробега пропашных тракторов и зерноуборочных комбайнов.
Важным моментом при разработке программы была комплектация спецтехникой. По оценкам специалистов, вполне приемлемой для условий Сибири считается продукция отечественного машиностроительного комплекса: бульдозеры, тракторы, манипуляторы, автосамосвалы, экскаваторы. Основой для определения количественного состава выступили объемы годовых работ по программе и техническая производительность механизмов (см. табл. 4).
Для условий Красноярского края, Кузбасса, Иркутской области мы рекомендуем создание производственного предприятия с дивизионной организацион-
о о
о о
CD
<
О
Комплектация работ спецтехникой согласно концепции межрегиональной программы инновационного развития земельного сектора АПК
Наименование спецтехники Регион
Красноярский край Кемеровская область Иркутская область
Работы по нанесению почвенного слоя
Бульдозер Т-170 3 20 2
Гидравлический экскаватор ЕК-300; 400 3 20 3
Автосамосвал КАМАЗ-6520 15 175 18
Работы по культуртехнической мелиорации
Гидравлический экскаватор ЕК-300; 400 4 3 8
Автосамосвал КАМАЗ-6520 16 12 32
Кусторез на базе шасси ДЭК-251 4 3 8
Гидравлический манипулятор ЛТ-72 8 6 16
Бульдозер с навесным оборудованием для корчевания древесно-кустарниковой растительности 12 9 24
Трактор К-700А 8 6 16
Тракторный прицеп 4 3 8
Топливозаправщик АТЗ-10 4 7 6
Всего в регионе, ед. 81 264 141
Итого по программе, ед. 486
Таблица 5
Изменение налоговых отчислений в ходе реализации программы, млн руб.
Регион Годы
2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023
Красноярский край 88,17 98,6 108,03 117,46 127,88 135,31 146,74 156,06 165,39 174,82
Кемеровская область 90,84 100,97 110,11 120,24 129,38 139,51 149,65 158,78 168,92 178,06
Иркутская область 203,18 224,93 246,58 267,33 289,18 310,93 332,68 354,43 376,08 397,93
Итого по программе 382,19 424,5 464,72 505,4 546,44 585,75 629,07 669,27 710,39 750,81
ной структурой: управляющий офис в г. Красноярске и по одному дивизиону в каждом регионе. Пилотный проект должен быть запущен в Красноярском крае для детализации отдельных рабочих процессов (особенно при выполнении работ по культуртехни-ческой мелиорации) с последующим переходом на территории соседних регионов (Кузбасс, Иркутская область).
В отдельный блок межрегиональной программы выделены основные налоговые отчисления: налог на имущество, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль. Виды работ, освобожденные от уплаты налогов (сельскохозяйственный сектор), в расчетах не учитывались. Изменение агрегированных налоговых отчислений, имеющих тенденцию к постоянному росту, представлено в табл. 5.
По нашей оценке, основные экономические показатели разработанной межрегиональной программы должны характеризоваться следующими цифрами: общий доход, получаемый в ходе ее реализации, предполагается на уровне 56,92 млрд руб.; суммарные прямые издержки составят 29,03 млрд руб.; прибыль, полученная непосредственно в агропромышленном комплексе и в результате производства работ по культуртехнической мелиорации, — 27,9 млрд руб.; налоговые отчисления в бюджеты различных уровней — 5,67 млрд руб.
Таким образом, в разработанной межрегиональной программе инновационного развития земельного сектора АПК на территории угледобывающих регионов СФО прослеживаются следующие позитивные
тенденции: увеличение площади агроландшафтов с новыми потребительскими свойствами, снижение себестоимости земледельческих работ и расходов на искусственное повышение плодородия земель (внесение минеральных удобрений), появление 620 новых рабочих мест в сельской местности. Кроме того, в ходе реализации программы будут стабильно выплачиваться налоги, что, в свою очередь, позитивно скажется на развитии социальной сферы сельских территорий.
В ходе реализации межрегиональной программы на территории Сибирского федерального округа в период до 2023 г. отдельные ее составляющие неизбежно будут способствовать достижению индикаторов Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. на территории РФ, а также значительно снизят геополитические и социально-экономические риски при ее выполнении.
Литература
1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mcx. ru/navigation/docfeeder/show/342.htm.
2. Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 гг.: Федеральная целевая программа: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// txt.www.mcx.ru.
3. Доклад о состоянии и использовании земель Красноярского края за 2011г.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.to24.rosreestr.ru/upload/to24/files/2012/2011.
4. Шорохов В. П. Стратегические аспекты решения проблем рекультивации нарушенных земель на угольных разрезах ОАО «СУЭК-Красноярск» // Уголь. 2013. № 1. С. 66-68.
5. Показатели инфляции в России в 2000-2010 гг.: статистика и прогноз: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fx57.net/biznes/pokazateli-inflyacii-v-rossii-v-2000-2010-gg-statistika-i-prognoz.html.
6. Доклад о состоянии и использовании земель в Кемеровской области за 2011 г.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.to42.rosreestr.ru/upload/to42/files/2012.
7. Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Иркутской области на 2013-2020 г.: Долгосрочная целевая программа Иркутской области: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.agroline.ru.
8. Региональный доклад о состоянии и использовании земель в Иркутской области за 2011 г.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.to38.rosreestr.ru/upload/ К>38Д^/2011.
References
1. State program for the development of agriculture and regulation of agricultural products, raw materials and food markets
for the years 2013-2020. Available at: http://www.mcx.ru/ m
navigation/docfeeder/show/342.htm. (In Russ.). m
2. Federal target program "Development of agricultural land ° reclamation in Russia for the years 2014-2020". Available
at: http://txt.www.mcx.ru. (In Russ.).
3. Report on the status and use of land in Krasnoyarsk region g in 2011. Available at: http://www.to24.rosreestr.ru/upload/ x to24/files/2012/2011. (In Russ.). g
4. Shorokhov V. P. Strategicheskie aspekty resheniya problem i rekul'tivatsii narushennykh zemel' na ugol'nykh razrezakh 2 OAO "SUEK-Krasn oyarsk" [Strategic aspects of problem ® solving of land reclamation at coal mines of JSC "SUEK- ^ Krasnoyarsk"]. Ugol' [Coal], 2013, no. 1, pp. 66-68.
5. Inflation indicators in Russia for 2000-2010: Statistics and m forecast. Available at: http://www.fx57.net/biznes/pokazateli- ^ inflyacii-v-rossii-v-2000-2010-gg-statistika-i-prognoz.html. (In ^
Russ.). ^
o
6. Report on the status and use of land in Kemerovo region in 2 2011. Available at: http://www.to42.rosreestr.ru/upload/to42/ files/2012. (In Russ.).
7. The long-term target program of Irkutsk region "Development of agriculture and regulation of agricultural products, raw materials and food markets in the Irkutsk region for the years 2013-2020". Available at: http://www.agroline.ru. (In Russ.).
8. Regional report on the status and use of land in Irkutsk region in 2011. Available at: http://www.to38.rosreestr.ru/ upload/to38/files/2011. (In Russ.).
Проблемы интеллектуальной энергетики в России
Russian Economic Growth: Creating an Intellectual Power Source at National and Regional Level
УДК 330.34:620.9
Глущенко Павел Витальевич
доцент Сочинского государственного университета, кандидат технических наук 354000, г. Сочи, Советская ул., д. 26а
Glushchenko Pavel Vital'evich
Sochi State University
Sovetskaya Str. 26A, Sochi, 354000, Russian Federation
Динамичное развитие современной российской экономики возможно при условии оптимального функционирования всех объектов электроэнергетики. Их нынешнее состояние требует качественной модернизации и преобразования в интеллектуальную энергетику.
В статье рассмотрены аспекты создания и функционирования интеллектуальной энергетики, внимание автора акцентировано на имеющийся в развитых странах научный и производственный опыт создания такой энергетики, указаны проблемы, влияющие как на функционирование современной электроэнергетики России, так и на процессы ее преобразования в интеллектуальную.
Автором сделаны выводы о возможности успешных действий по интеллектуализации энергетики в стране
и в регионах только при условии совместных усилий ученых, законодательной и исполнительной власти.
The article has examined the Russian Federation's (RF) economy, claiming that its growth is based on the optimal functioning of all of its power sources. Their present condition, the document notes, requires qualitative modernization followed by the creation of an "intellectual source of power". At this stage, the critique shifts its attention to the RF electric-power industry, covering the stages necessary to create an intellectual power source within it. During this discussion, the paper deals with aspects related to the development and functioning of "smart energy", focusing on a website available in developed nations. It also covers the minimal research and production experience required to establish such a power source. The blueprint has stated, in conclusion, that only by coordinated activities will the Russian scientific, executive and legislative sectors form an intellectual power source at national and regional level.
Ключевые слова: обеспечение качества электроснабжения, интеллектуализация, интеллектуальная электроэнергетика, технология самодиагностики, анализа и отчета (Smart Grid), активно-адаптивная сеть, энергетическая эффективность, энергосбережение
Keywords: quality of power supply, intellectualization, intellectual power industry, technology self-test, analysis and reporting (Smart Grid), active-adaptive network, energy-efficiency and conservation