Научная статья на тему 'Информационная система инновационного развития земельного сектора АПК центральной и Восточной Сибири'

Информационная система инновационного развития земельного сектора АПК центральной и Восточной Сибири Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
28
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / AGRICULTURE / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATIVE DEVELOPMENT / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / LAND / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / INFORMATION MANAGEMENT SYSTEM / FARMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зеньков Игорь Владимирович, Сибирякова Ольга Валерьевна, Вокин Владимир Николаевич, Кирюшина Елена Васильевна

Инновационное развитие агропромышленного комплекса в Российской Федерации обусловливает необходимость внедрения передовых технологий в его земельный сектор. Большие возможности для внедрения инноваций в земельный сектор АПК имеются в угледобывающих регионах Сибирского федерального округа (Кузбасс, Красноярский край). Для оценки результатов инновационного развития земельного сектора АПК на этих территориях необходимо создать трехуровневую информационную систему состояния продуктивных земель сельскохозяйственного назначения с учетом региональных экономических особенностей. В информационной системе отражаются качественные и количественные показатели масштабного изъятия и восстановления продуктивных земель сельскохозяйственного назначения. Использование информационной системы позволит оперативно решать вопросы реализации инвестиционных проектов развития земельного сектора АПК в крупных угледобывающих регионах Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зеньков Игорь Владимирович, Сибирякова Ольга Валерьевна, Вокин Владимир Николаевич, Кирюшина Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Russian Federation's Coal-Extracting Regions: Innovative Developments by the Agro-Industrial Complex in Siberia

The article discusses the Russian Federation's (RF) coal-extracting regions, focusing on innovative developments by the Agro-Industrial Complex (AIC) in Siberia’s central and eastern sectors. These developments, it adds, call for the introduction of advanced technologies into that complex. At this stage, the critique reveals that vast opportunities have come about for innovative AIC policies and activities in the Siberian Federal District’s coal-bearing territories (such as Kuzbass and Krasnoyarsk). A triple-tier information system, the paper posits, needs to be established to properly examine all of the regional features contained in the agri-business land developments. This system, the document relates, would provide qualitative and quantitative scales for the removal and recovery of RF agricultural produce. The blueprint indicates, in conclusion, that this information system could also be employed to manage investmentand agriculture-oriented land-development programs already initiated (or scheduled to commence) in Siberia’s major coal-mining regions.

Текст научной работы на тему «Информационная система инновационного развития земельного сектора АПК центральной и Восточной Сибири»

m 3. Кувалин Д. Б. Экономическая политика и поведение пред-

□с приятий: механизмы взаимного влияния. М.: МАКС Пресс, 2009. 320 с.

l- 4. Римашевская Н. М. Пути повышения качества трудового

cl потенциала в современной России // Народонаселение.

g 2011. № 1. С. 25-30.

х 5. Сергиенко В. И. Инновационный Дальний Восток: миф

g или реальность? // Россия в АТР. 2009. № 4 (13).

® References

X

^ 1. Granberg A. G., e.a. Prognozirovanie perspektiv tekhnolog-icheskoy modernizatsii ekonomiki Rossii [Forecasting prosit pects of technological modernization of the Russian economy]. ^ Moscow, MAKS Press Publ., 2010. 816 p.

2. Proekt Doklada o razvitii chelovecheskogo potentsiala v Rossiyskoy Federatsii. 2011 [Draft report on human resource development in the Russian Federation. 2011]. Programma razvitiya OON [United Nations Development Programme]. Moscow, JSC Dizayn-proekt "Samolet" Publ., 2011. 150 p.

3. Kuvalin D.B. Ekonomicheskaya politika i povedenie pred-priyatiy: mekhanizmy vzaimnogo vliyaniya [Economic policy and enterprise behavior: Mechanisms of mutual influence]. Moscow, MAKS Press Publ., 2009. 320 p.

4. Rimashevskaya N. M. Puti povysheniya kachestva trudovogo potentsiala v sovremennoy Rossii [Ways to improve the quality of labor potential in modern Russia]. Narodonaselenie, 2011, no. 1, pp. 25-60.

5. Sergienko V. I. Innovatsionnyy Dal'niy Vostok: mif ili real'nost'? [Innovative Far East: Myth or reality?]. Rossiya vATR [Russia in Asian and Pacific Region], 2009, no. 4 (13).

Информационная система инновационного развития земельного сектора АПК Центральной и Восточной Сибири

The Russian Federation's Coal-Extracting Regions: Innovative Developments by the Agro-Industrial Complex in Siberia

УДК 338.43(571.1/.5)

Зеньков Игорь Владимирович

старший научный сотрудник Специального конструкторско-технологического бюро «Наука» КНЦ СО РАН (г Красноярск), доктор технических наук, доцент 660049, г. Красноярск, пр. Мира, д. 53

Zen'kov Igor' Vladimirovich

Special Design and Technological Bureau «Nauka» of Krasnoyarsk Scientific Center (Siberian Branch) of the Russian Academy of Science

Mira Ave 53, Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation

Сибирякова Ольга Валерьевна

доцент Сибирского федерального университета (г. Красноярск), кандидат экономических наук 660074, г Красноярск, ул. Киренского, д. 26а

Sibiryakova Ol'ga Valer'evna

Siberian Federal University

Kirenskogo Str. 26a, Krasnoyarsk, 660074,

Russian Federation

Вокин Владимир Николаевич

профессор Сибирского федерального университета (г. Красноярск), кандидат технических наук

660025, г. Красноярск, пр. Красноярский рабочий, д. 95.

Vokin Vladimir Nikolaevich

Siberian Federal University

Krasnoyarskiy rabochiy Ave 95, Krasnoyarsk, 660025, Russian Federation

Кирюшина Елена Васильевна

старший преподаватель Сибирского федерального университета (г. Красноярск) 660025, г. Красноярск, пр. Красноярский рабочий, д. 95

Kiryushina Elena Vasil'evna

Siberian Federal University

Krasnoyarskiy rabochiy Ave 95, Krasnoyarsk, 660025, Russian Federation

Инновационное развитие агропромышленного комплекса в Российской Федерации обусловливает необходимость внедрения передовых технологий в его земельный сектор. Большие возможности для внедрения инноваций в земельный сектор АПК имеются в угледобывающих регионах Сибирского федерального округа (Кузбасс, Красноярский край). Для оценки результатов инновационного развития земельного сектора АПК на этих территориях необходимо создать трехуровневую информационную систему состояния продуктивных земель сельскохозяйственного назначения с учетом региональных экономических особенностей. В инфор-

мационной системе отражаются качественные и количественные показатели масштабного изъятия и восстановления продуктивных земель сельскохозяйственного назначения. Использование информационной системы позволит оперативно решать вопросы реализации инвестиционных проектов развития земельного сектора АПК в крупных угледобывающих регионах Сибири.

The article discusses the Russian Federation's (RF) coal-extracting regions, focusing on innovative developments by the Agro-Industrial Complex (AIC) in Siberia's central and eastern sectors. These developments, it adds, call for the introduction of advanced technologies

into that complex. At this stage, the critique reveals that vast opportunities have come about for innovative AIC policies and activities in the Siberian Federal District's coal-bearing territories (such as Kuzbass and Krasnoyarsk). A triple-tier information system, the paper posits, needs to be established to properly examine all of the regional features contained in the agri-business land developments. This system, the document relates, would provide qualitative and quantitative scales for the removal and recovery of RF agricultural produce. The blueprint indicates, in conclusion, that this information system could also be employed to manage investment- and agriculture-oriented land-development programs already initiated (or scheduled to commence) in Siberia's major coal-mining regions.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, инновационное развитие, сельскохозяйственные предприятия, земельные ресурсы, информационная система управления

Keywords: agriculture, innovative development, farms, land, information management system

Продовольственная безопасность Российской Федерации — одно из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны, фактор независимости демографической политики и условие повышения качества жизни граждан на основе гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения [1].

На практике оценивать состояние продовольственной безопасности РФ в сфере сельскохозяйственного производства и его конкурентоспособности предлагается путем определения объемов производства сельскохозяйственной продукции, прогнозной продуктивности используемых в сельском хозяйстве земельных ресурсов. А критериями оценки выступает показатель удельного веса отечественной сельскохозяйственной продукции в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка продуктов. Например, пороговые значения удельного веса собственного производства зерна, мяса (мясопродуктов), молока (молокопродук-тов), картофеля должны быть не менее 95, 85, 90, 95% соответственно.

Расчетные прогнозные риски определяют уровень угрозы продовольственной безопасности и в перспективе могут приводить к снижению пороговых значений критерия продовольственной безопасности. Данное обстоятельство требует реализации мер государственной поддержки АПК с целью повышения уровня инновационной и инвестиционной активности в сфере производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Для обеспечения устойчивого развития российского общества необходима концентрация усилий на главных направлениях инновационного развития АПК, в числе которых повышение почвенного плодородия и урожайности, расширение посевов сельскохозяйственных культур за счет неиспользуемых пахотных земель, развитие научного потенциала АПК, поддержка новых направлений в смежных областях науки, увеличение темпов структурно-технологической модернизации АПК, воспроизводство природно-экологического потенциала, развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров, способных реализовать задачи инновационной модели развития АПК с учетом требований продовольственной безопасности, и др.

К тому же в инновационном развитии сельских территорий следует предусмотреть диверсификацию занятости сельского населения, оптимизацию межотраслевых экономических отношений, стимулирующих рост темпов расширенного воспроизводства, привлечение инвестиций и внедрение инноваций в сельское

хозяйство, технологическую модернизацию, освоение ^ новых технологий, обеспечивающих повышение про- =п изводительности труда и ресурсосбережения в сель- х ском хозяйстве. Поскольку эти показатели динамичны, ш в области организации и управления обеспечением х продовольственной безопасности необходимо осу- ^ ществлять мониторинг, прогнозирование и контроль ^ ее состояния, сформировать государственные информационные ресурсы в этой сфере, принять ряд ^ других мер. к

На уровне Федерации одной из важнейших задач =Ц правительства страны является мониторинг состоя- < ния продовольственной безопасности и контроль за ^ реализацией мер по ее обеспечению. Органы власти ^ субъектов Российской Федерации во взаимодействии ^ с федеральными органами государственного управле- 2 ния должны формировать и реализовать единую государственную экономическую политику обеспечения продовольственной безопасности, учитывая при этом региональные особенности и данные мониторинга состояния продовольственной безопасности на соответствующих территориях.

Основные положения Продовольственной доктрины РФ, а также программы развития сельского хозяйства должны быть отражены в Государственной автоматизированной системе управления сферы АПК (ГАСУ АПК). Разработанная подпрограмма «Создание Государственной автоматизированной системы управления в сфере АПК» на период 2013-2020 гг. предполагает осуществление следующих основных мероприятий:

• создание системы автоматизированного ведения паспортов сельскохозяйственных товаропроизводителей и учета результатов сельскохозяйственной переписи;

• создание системы комплексного оперативного мониторинга;

• создание системы анализа угроз и рисков развитию АПК и обеспечению продовольственной безопасности, выработки прогнозов, решений и рекомендаций в сфере управления АПК;

• обеспечение государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения [2].

В качестве индикаторов реализации этой подпрограммы предусмотрены также показатели доли региональных и муниципальных органов в управлении АПК, использующих индивидуальные ресурсы ГАСУ АПК; уровня паспортизации сельскохозяйственных товаропроизводителей; доли земель сельскохозяйственного назначения, охваченных системой государственного мониторинга, и ряд других.

Полагаем, что при формировании ГАСУ АПК для регионов СФО в каркас информационной системы в обязательном порядке должны быть включены блоки, отражающие результаты работ по горнотехнической рекультивации горнодобывающих предприятий (объем и качество снимаемого почвенного слоя), условия внедрения инновационных технологий в земельный сектор АПК региона, показатели логистики при реализации инноваций и др. Так, например, в крупных угледобывающих регионах Сибирского федерального округа (Кузбасс, Красноярский край) инновационное развитие земельного сектора АПК должно базироваться на производстве работ по культуртехнической мелиорации (увеличение площади полей севооборота) и нанесении продуктивного почвенного слоя, снимаемого в границах горных отводов горнодобывающих предприятий, осуществляющих крупномасштабное изъятие земель сельхозназначения.

Рис. 1. Схема информационных потоков в трехуровневом мониторинге изъятия и восстановления земель

сельскохозяйственного (с/х) назначения

На рис. 1 представлена предлагаемая прогнозная блок-схема мониторинга продуктивных земель сельскохозяйственного назначения в регионе с консолидацией информации на федеральном уровне для принятия управленческих решений. Здесь отражена общая схема восстановления земель в регионах добычи полезных ископаемых (уголь, руда).

В Красноярском крае необходимость разработки региональной программы обусловлена дальнейшим развитием АПК края и реализацией соответствующих мероприятий. Программа ставит перед собой выполнение ряда важных задач [3; 4].

1. Сохранение и восстановление плодородия почв, стимулирование развития растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства.

2. Стимулирование развития животноводства, а также переработки и реализации животноводческой продукции.

3. Поддержка малых форм хозяйствования.

4. Обеспечение развития агропромышленного комплекса края на основе технической и технологической модернизации.

По мере решения этих задач удельный вес площадей возделывания сельскохозяйственных культур по ресурсосберегающим технологиям возрастет к 2020 г. до 77,3%.

5. Совершенствование системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса края в целях ускорения модернизации и инновационного

развития отрасли. Информационная господдержка позволит оптимально решить данную задачу. Надо заметить, что успешная реализация программы позволит укрепить продовольственную безопасность региона [4]. Удельный вес региональной сельскохозяйственной продукции и продовольствия к 2020 г. должен составить по зерну, картофелю, мясу (мясопродуктам), молоку (молокопродуктам) соответственно 99,8, 100, 83,8, 85,5%. Реализация предполагаемых мер позволяет отдельно выделить основной субъект АПК: сельскохозяйственное предприятие, показатели и характеристики которого станут основой формируемой информационной системы ГАСУ АПК с всесторонним охватом наиболее значимых показателей инновационного развития.

Надо заметить, что эффективное управление сельхозпредприятием в системе АПК, ориентированного на реализацию инноваций в земельном секторе, может быть основано на системном подходе с привлечением финансово-технических, технологических и специальных данных. Все это, в свою очередь, предполагает применение необходимых средств программного обеспечения на всех уровнях управления. Автоматизация управления предприятием, реализующим инновации в земельном секторе АПК, становится ключевой задачей при реализации федеральных и региональных программ по инновационному развитию сельского хозяйства в Российской Федерации. Обширная географическая дисперсия земельных участков, принадлежащих производителям сельскохозяйственной

продукции, обусловливает создание адекватной информационной системы управления инновациями в земельном секторе АПК крупного сибирского региона, каким является Красноярский край.

Предлагаемая информационная система управления инновационным развитием земельного сектора АПК края должна быть проработана с максимальным учетом как природных характеристик, так и показателей хозяйственной деятельности и намечаемых инноваций. К ним относятся:

• топографические данные, позволяющие всесторонне оценить рельеф (продольный и поперечный уклоны) эксплуатируемых и перспективных для реализации инноваций земельных участков предприятий АПК;

• модели, описывающие конфигурацию полей севооборота сельхозпредприятий в каждом районе, технико-экономические показатели работы сельскохозяйственных машин (тракторы, комбайны), специфику хозяйственной деятельности предприятий АПК, а также ее детализацию;

• алгоритмы для решения класса задач, обозначенных в модели;

• информация как основа для разработки технических условий на внедрение инновационных технологий расширения площадей земельного фонда и повышения их продуктивности.

При разработке информационной системы было установлено, что в обрабатываемых информационных потоках выделены таблицы с данными, описывающие многомерные массивы однородных элементов. Это природные показатели земельных участков (площадь, мощность почвенного слоя и т. п.), показатели продуктивности почв (содержание гумуса, азота, калия, фосфора и т. п.), агроэкологические показатели (содержание в почвах тяжелых металлов, бензапирена, фенола и т. п.), фактографические данные (урожайность земельных участков, наименование сельхозкультур, возделываемых на них, и т. п.). Надо отметить, что наиболее широко представлены табличные данные, формируемые в районных подразделениях государственного управления, занимающихся мониторингом показателей хозяйственной деятельности предприятий АПК. Однако, поскольку каждое из таких подразделений имеет собственную систему учета, возникает задача переноса необходимой информации из этих систем в базу данных Министерства сельского хозяйства края, а затем в вышестоящие инстанции.

На первом этапе работ задачи этого класса нами предлагается решать путем разработки специальных таблиц в формате .х!в, которые заполняются районными подразделениями (службами) и пересылаются по электронной почте на региональный сервер, где администратор импортирует полученные данные в исходную базу. Для исправления возможных ошибок в получаемых данных предусмотрен Web-интерфейс редактирования. Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что проблема формирования показателей внедрения инноваций в земельный сектор возникает как на местах, так и в системе регионального сельскохозяйственного управления. К сожалению, в настоящее время в Министерстве сельского хозяйства, которому подведомственны действующие предприятия АПК, отсутствуют базы данных, способные предоставить ответы на многие вопросы по реализации инновационных технологий в земельном секторе АПК края.

Формат федеральной программы, оговаривающей развитие земельного фонда АПК в регионах РФ, географическое расположение каждого сельскохозяйственного предприятия послужит основой для раз-

работки информационной системы инновационного ^

развития земельного сектора. Так, по нашему мнению, =п

формируется системный подход к проблеме. х

Логически увязанная цепь создаваемой информа- ш

ционной системы о земельном фонде в регионе с х

масштабным изъятием земель сельхозназначения ^

под нужды недропользования должна отражать такие ^ основные его показатели, как мощность плодородного

слоя почвы и мощность нанесения дополнительного ^

т

почвенного слоя, а также площадь земель, на которых к целесообразно проведение работ по культуртехниче- =Ц ской мелиорации. В последнем случае в общей пло- < щади полей севооборота отдельно выделяют площадь ^ колков, находящихся в контурах полей, и площадь ^ земельных участков под древесно-кустарниковой рас- ^ тительностью, искажающих прямолинейность конфи- 2 гурации обрабатываемых полей.

Все результаты топографической съемки отдельно взятых полей, составляющих земельный фонд предприятия АПК, в виде их параметрических характеристик заносятся в банк данных. Такое хранилище информации предприятия (банк данных) создается с привлечением следующих показателей:

• объем почвенного слоя, образующегося при горнотехнической рекультивации земель на территории горного отвода горнодобывающего предприятия;

• объем почвенного слоя, требуемого для нанесения на поля севооборота;

• объем деловой древесины, заготавливаемой в результате проведения работ по культуртехнической мелиорации на земельном фонде каждого сельхозпредприятия;

• объем инвестиций, требуемый для реализации инноваций в земельный сектор перспективных сельхозпредприятий.

Для удобства пользователя системой создана специальная форма «Карточка предприятия», отражающая накапливающуюся в базе данных информацию о состоянии продуктивного земельного фонда предприятия АПК. Надо отметить, что трансформация поступающих с мест баз данных в хранилище информации о хозяйственной деятельности предприятий АПК позволяет применять как стандартные пакеты ПО, так и адаптированное программное обеспечение. В качестве моделей, описывающих хозяйственно-экономическую деятельность предприятия АПК, мы предлагаем применять рейтинговые (интегральные) оценки. Это открывает возможность более качественного комплексного анализа, поскольку предприятия АПК оцениваются с различных сторон. С использованием интегрального показателя вся совокупность показателей деятельности предприятий АПК разбивается на несколько групп по степени проявления анализируемых свойств и параллельно проводится ранжирование показателей внутри каждой группы.

В качестве исходной методической основы для построения рейтингов используется специальный метод «эталонного предприятия», построенный на практическом применении известного в математической статистике приема, оперирующего формулой среднеква-дратического отклонения для определения степени разброса анализируемых величин (количественные и качественные оценки земельного фонда одного предприятия) от некоторого базисного ориентира. Этим определяется «расстояние» от каждого предприятия, входящего в исследуемую совокупность, до предприятия эталонного. Степень близости каждого отдельного предприятия к эталонному и определяет его место в рейтинге.

Применительно к действующим предприятиям АПК данный подход может быть реализован пошагово, в определенной логической последовательности. Прежде всего рассматриваются N предприятий, подлежащих рейтинговому ранжированию. После соответствующей идентификации характеристик из всех значений выбирается наилучшее, которое характеризует условно-эталонное предприятие. Исходные показатели для каждого полигона стандартизируются по отношению к условно-эталонному предприятию по известным формулам. Затем для каждого предприятия определяется величина среднеквадратического отклонения всех его показателей от условно-эталонных значений, которая и принимается за основу формируемой рейтинговой оценки.

Использование ГИС-инструментария позволяет также осуществлять анализ состояния земельного фонда каждого фермерского хозяйства, что открывает новые возможности построения специализированных тематических карт с нанесением системы ограничений по рельефу, границ водоохранных и санитарно-защитных зон и т. п.

Подготовка к внедрению вышеописанных технологий и принятие квалифицированного решения об инвестициях в земельный фонд того или иного предприятия АПК предполагает наличие:

• четко обозначенных краткосрочных и стратегических целей внедрения инновационных технологий в земельном секторе;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• персонала, прошедшего подготовку (мировой опыт показывает, что на один доллар, вложенный в приобретение аппаратного и программного обеспечения, должно приходиться до 3-4 долларов на обучение персонала);

• детального описания существующих процессов и их пересмотра в зависимости от приоритетных целей (принципы реинжиниринга бизнес-процессов);

• сравнительного анализа существующего на предприятии положения, связанного с состоянием аппаратного и программного обеспечения, применяющимися протоколами, стандартами и т. п., для определения потребностей в инвестициях на перспективу;

• разработки требований к ресурсам проекта (качество и величина материальных и человеческих ресурсов, в какое время следует эти ресурсы оплачивать);

• возможности и понимания заказчиком (предприятием АПК) своего участия в построении информационной системы реализации инноваций в земельный сектор на уровне региона;

• оптимальной логистической схемы при размещении продукции инновационных технологий на территории перспективных предприятий АПК.

Как известно, сельскохозяйственная продукция служит единственным источником получения доходов на предприятиях АПК. Поэтому все технологические процессы, начиная от подготовки сельхозтехники и семенного фонда к посеву и заканчивая переработкой урожая зерновых культур, являются ключевыми моментами при формировании прозрачной прибыли, особенно в случае если предприятие намеревается участвовать в федеральной целевой программе инновационного развития сельского хозяйства.

В этой ситуации цели и задачи управления предприятием могут быть достигнуты при использовании информационных технологий. Поэтому на любом предприятии АПК остро стоит проблема управления информацией о характеристике сельхозпродукции. В результате управление информацией позволяет

значительно увеличить интеллектуальный капитал предприятия, упорядочить деятельность всех подразделений и исполнителей, укрепить отношения с потребителями сельхозпродукции, поставщиками материалов, спецтехники, комплектующих и т. д., а также стать базой для построения системы управления качеством. К тому же применение информационных систем позволяет достичь значимых финансовых и конкурентных преимуществ.

В итоге использование информационных систем в управлении инновационным развитием АПК РФ позволяет эффективно и оперативно разрабатывать проекты по расширению фонда продуктивных земель сельскохозяйственного назначения согласно программе по развитию сельского хозяйства. Именно благодаря этим свойствам информационные системы могут выступать в качестве эффективного инструментария в рыночной конкуренции.

В заключение отметим, что в условиях инновационного развития АПК в России перспективными направлениями формирования модели управления инновациями в земельном секторе АПК представляются:

• анализ состояния почвенных ресурсов после реализации инноваций в земельном секторе предприятий с разнящимися технико-экономическими показателями;

• анализ технико-экономических показателей хозяйственной деятельности фермерских хозяйств, на земельных участках которых реализованы инновации;

• построение моделей управления инновациями на основе выявленных трендов, отражающих динамику деятельности АПК в формате региона как в кратко-, так и в долгосрочной перспективе;

• экологические аспекты результатов реализованных инноваций (гидрогеологические условия, возможная почвенная ветровая эрозия и т. п.).

В условиях реализации инноваций в земельный сектор АПК угледобывающего региона в распределении финансовых ресурсов просматриваются два принципиально различающихся временных этапа. На первом этапе возможности информационных технологий должны обеспечить сокращение времени на выработку решения о первоочередности реализации инноваций, т. е. способствовать пониманию, в земельном секторе каких предприятий АПК в регионе в первую очередь и с какой эффективностью должны быть реализованы инновации. На втором этапе главная цель инновационного развития АПК должна быть направлена на определение доходов предприятия от увеличения площади посевных, подготовку, аттестацию и организацию новых рабочих мест, изменение стоимости выращивания зерновых культур, выявление мультипликационного эффекта, генерируемого реализованными инновациями. К основным промежуточным результатам следует отнести: получение деловой древесины в ходе реализации инноваций, сокращение затрат времени при определении физических объемов производства работ по инновационному развитию территорий АПК благодаря переходу от ручных расчетов к компьютерному моделированию, повышение степени удовлетворенности заказчика за счет участия последнего в предоставлении информации для реализации инноваций, организацию использования накопленных компьютерных баз знаний в новых проектах.

Таким образом, разработанная информационная система управления инновационным развитием земельного сектора АПК в условиях крупного угледобывающего региона Сибири с масштабным изъятием

продуктивных земель сельхозназначения, каким является Красноярский край, может применяться на территории любого угледобывающего региона в Сибирском федеральном округе (Кузбасс, Забайкальский край и др.), а после соответствующей адаптации и повсеместно на территории Сибирского федерального округа РФ.

Литература

1. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/02/03/prod-dok.html.

2. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mcx. ru/navigation/docfeeder/show/342.htm.

3. Инвестиционный паспорт развития агропромышленного комплекса Красноярского края: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.old.krasagro.ru/docs/invest.pdf.

4. Долгосрочная целевая программа «Развитие сельского т

хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйствен- щ

ной продукции, сырья и продовольствия в Красноярском ° крае на 2013-2020 годы»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/

doc/70110644. 5

References

o

1. Presidential Decree of January 30, 2010 № 120 "On approval of ^ the Food Security Doctrine of the Russian Federation". Available k at: http://www.rg.ru/2010/02/03/prod-dok.html. (In Russ.). =j-

2. State program of agricultural development and market regu- < lation of agricultural products, raw materials and foodstuffs x for the years 2013-2020. Available at: http://www.mcx.ru/ J navigation/docfeeder/show/342.htm. (In Russ.). ^

3. Investment certificate of the agro-industrial complex of o Krasnoyarsk Territory. Available at: http://www.old.krasagro. s ru/docs/invest.pdf. (In Russ.).

4. The long-term target program "Agricultural development and market regulation of agricultural products, raw materials and foodstuffs in the Krasnoyarsk Territory for the years 2013-2020". Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/70110644. (In Russ.).

Тенденции и закономерности развития рынка медицинских услуг в регионах России

The Russian Federation: Development of Its Health Care Market at Regional Level

УДК 338.46:61

Антохин Юрий Николаевич

ассистент Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики

190000, Санкт-Петербург, ул. Седова, Д. 55/1

Antokhin Yuriy Nikolaevich

Saint Petersburg State University of Service and Economics

Sedova Str. 55/1, St. Petersburg, 190000, Russian Federation

В современных условиях приоритет в государственной экономической политике смещается от собственно экономических к социально-экономическим ориентирам. Важное место среди них занимают те, которые связаны с обеспечением здоровья населения, повышением продолжительности жизни, доступностью медицинской помощи и т. д. В этой связи необходим анализ динамики рынка медицинских услуг России, в том числе в региональном разрезе, что позволяет выявить основные тенденции его развития, которые могут учитываться в государственной политике. Автором статьи выявлена региональная дифференциация в развитии рынка медицинских услуг и описаны ее закономерности. На основе обработки экономико-статистических данных, для обоснования решений по формированию государственной региональной политики в сфере регулирования системы платных медицинских услуг населению, сформированы кластеры

регионов, однотипных по значениям основных показателей развития рынка медицинских услуг. Результатом использования авторских разработок может явиться обеспечение селективности государственного регулирования системы медицинской помощи населению с учетом присущей ей региональной специфики.

The article says that the Russian Federation's (RF) economic policy is undergoing a shift from an economic focus to one having a socio-economic perspective. The critique notes that this would comprise the population's medical welfare, thereby raising the projected life expectancy and fulfilling the minimal health-care requisites. At this stage, the paper refocuses the discussion on the dynamics of regional medical services in the RF. Its goal, the document says, is to identify the major health-care trends from the viewpoint of public-policy (PP). In this regard, the review describes PP regulations and tactics, observing variations in the regional health-care market. The commentary states that the country has acquired and processed economic and statistical data as a pre-step to regulating regional medical-service payments, establishing health-based clusters and unveiling key health-market indicators. In conclusion, the blueprint indicates that the RF has selected software designed to preserve medical care's state-wide coverage while also maintaining regional individuality.

Ключевые слова: рынок медицинских услуг, добровольное медицинское страхование, типологии регионов

Keywords: medical services market, voluntary medical insurance, regional typology

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.