Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com
2018, №6, Том 6 / 2018, No 6, Vol 6 https ://mir-nauki. co m/issue-6-2018.html
URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/116PDMN618.pdf
Статья поступила в редакцию 11.12.2018; опубликована 07.02.2019
Ссылка для цитирования этой статьи:
Виноградова О.С. Комплексно-процессно-проектный подход к дизайну педагогической системы качества профессионального иноязычного образования // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №6, https://mir-nauki.com/PDF/116PDMN618.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Vinogradova O.S. (2018). Complex process-design approach to the design of the pedagogical quality system of vocational foreign language education. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(6). Available at: https://mir-nauki. com/PDF/ 116PDMN618.pdf (in Russian)
УДК 378.6 ГРНТИ 14.35.01
Виноградова Ольга Сергеевна
Центр изучения иностранных языков «Лингвастарт», Москва, Россия
Преподаватель Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=885081
Комплексно-процессно-проектный подход к дизайну педагогической системы качества профессионального иноязычного образования
Аннотация. Методологической основой развития педагогической системы качества профессионального иноязычного образования служит социальное проектирование или дизайн управленческих и содержательных параметров педагогической системы профессионального иноязычного образования. Автором представлено направление дизайна образования, как комплексного явления по созданию образовательных проектов на основе комплексно-процессно-проектного подхода позволяет выстраивать предметную сферу образования с учетом внешних по отношению к ней тенденциям и обеспечивать качество профессионального иноязычного образования.
В статье к функциям дизайна образования автор относит отнести: выделение значимых актуальных социально-политических и педагогических тенденций, актуализацию культурных ценностей (общекультурных, национальных, этнических, профессиональных), выявление противоречий, выявление закономерностей разрабатываемых явлений, отбор актуальных подходов решения противоречий и выделение на их основе принципов упорядочивания социального и профессионального пространства через образовательные средства, методы, среду на основе компонентов педагогической системы; создание условий и способов удовлетворения потребностей личности в самореализации путем создания проектов совершенствования как системы профессионального иноязычного образования в целом, так и отдельных ее элементов, через постоянное диалогическое взаимодействия субъектов качества по вопросам качества образования; создание комплексно-процессно-проектной среды, конструирующей образ перспективного состояния педагогической системы на основе критериев и параметров, позволяющей включать ценности, требования субъектов качества, современные тенденции в различных сферах человеческой деятельности и экстраполировать
https://mir-nauki.com
их в процессы профессионального иноязычного образования и реализовать их через проектные цели, содержание, процесс и выходить на результат, удовлетворяющий или превосходящий ожидания субъектов образования.
Для эффективной реализации идей развития педагогической системы качества профессионального иноязычного образования необходимо использовать: комплексный подход в качестве ориентировочной основы управления изменениями системы, включающий анализ тенденций, ценностей, проблем, закономерностей, подходов, принципов как основы принятия решения о необходимости повышения качества; процессный подход в качестве операционной основы выделения традиционных или инновационных процессов (руководящих, основных или вспомогательных); проектный подход в качестве инструмента реализации стратегии, ее адаптации и трансформации, совершенствования (использование технологий и т. п.) на основе парадигмы цель-содержание-процесс-результат.
Методологической основой развития педагогической системы качества профессионального иноязычного образования выступает комплексно-процессно-проектный подход, определяемый как методология дизайна профессионального иноязычного образования и позволяет: интегрировать на своей основе разнонаправленные тенденции в области проектирования образовательных систем и экстраполировать современную методологию управлением качеством на предметную сферу профессионального иноязычного образования при определяющем влиянии внешних факторов и ценностей; создавать перспективный образ системы и ее параметров на основе конструирования образа результата образования (формированию и развитию личности), образовательного процесса (способов достижения результата) и образовательной среды (системы, обеспечивающей результат, удовлетворяющий субъектов системы); выступать основой интеграции содержательных подходов профессионального иноязычного образования (аксиологического, проблемного компетентностного); выступать основой непрерывного совершенствования педагогической системы цели-содержания-процесса-результата, субъектов образовательной деятельности и условий реализации и ее отдельных элементов на основе современных подходов к управлению качеством; выступать основой реализации на уровне проектов образовательной деятельности (обучения, воспитания, развития обучающихся), основанных на получении уникальных результатов образовательной и управленческой деятельности с привлечением внешних ресурсов в рамках повышения качества профессионального иноязычного образования.
Ключевые слова: комплексно-процессно-проектный подход; педагогическая система качества; профессиональное иноязычное образование; комплексный подход; процессный подход; проектный подход; качество профессионального иноязычного образования; интеграция аксиологического; проблемного и компетентностного подходов; модель социально-профессиональной иноязычной компетентности специалиста; парадигма цель-содержание-процесс-результат
Актуальность разработки методологических оснований построения педагогической системы качества профессионального иноязычного образования обусловлена процессом модернизации профессионального иноязычного образования, которая предусматривает обновление социальной психолого-педагогической концепции культуры организации и управления изменениями профессионального иноязычного образования.
В основе понимания развития системы качества профессионального иноязычного образования лежит социальное проектирование или дизайн управленческих и содержательных параметров педагогической системы профессионального иноязычного образования [3, 4]. Идеи о проектировании социальных систем были высказаны в работах Н.А. Аитова, А.И. Пригожина,
Ж.Т. Тощенко, Н.Г. Харитонова, Т.М. Дридзе. Проектирование понимается как одна из форм опережающего отражения действительности, создание прообраза (прототипа) предполагаемого объекта, явления или процесса посредством специфических методов.
Вместе с тем в современных условиях практически отсутствуют исследования, в которых системно изучаются вопросы качества профессионального иноязычного образования в рамках построения педагогической системы качества профессионального иноязычного образования, которая объединяла бы частные усовершенствования отдельных аспектов профессионального иноязычного образования и позволяла бы управлять качеством на единой платформе, отвечающей современным требованиям к управлению качеством.
В рамках реализации функций педагогики как науки, следует обратиться к решению теоретических и практических задач, стоящих при построении концепции развития педагогической системы качества профессионального иноязычного образования.
• выявление закономерностей процессов иноязычного образования;
• изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности;
• разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами;
• внедрение результатов исследований в практику преподавания;
• планирование образования на ближайшее и отдаленное будущее.
Социальное психолого-педагогическое управление опирается на новые подходы к оценке развития образовательных систем, в числе которых можно назвать:
• на уровне методологии - комплексный подход, основывающийся на анализе процессов в открытых системах (В.П. Океанов, Г.В. Лаврентьев, С.Н. Корсаков, В.А. Кутырев, М.С. Бакулина);
• на уровне общенаучной гуманитарной методологии и теории профессионального иноязычного образования - аксиологический подход (Е.В. Бондаревская, П.И. Бабочкин), культуросообразный подход к иноязычному образованию (С.Г. Тер-Минасова, В.П. Фурманова, Г.В. Елизарова), личностно-ориентированный (В.А. Сухомлинский, А.А. Леонтьев), личностно-деятельностный (И.А. Зимняя);
• на уровне конкретных методологических подходов - методология оценки качества (TQM - Всеобщий менеджмент качества, EFQM - Европейская система менеджмента качества) на основе процессного подхода (М. Хаммер и Дж. Чампи, М. Портер); проблемный подход (А.М. Матюшкин, Е.В. Ковалевская [7]); компетентностный подход (И.А. Зимняя);
• на уровне частной методологии - проектный подход (Дж. Дьюи, Е.С. Полат [10]) на уровне реализации на основе парадигмы цель-содержание-процесс-результат); квалиметрический (А.И Суббето, В.С. Черепанов, Ю.А. Шихов).
Формирование образа будущего состояния системы профессиональной иноязычного образования сопряжено с широким пониманием дизайна образования, связанным с проектированием свойств системы, планом реализации и результатом. Дизайн (от англ. Design - проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок) выступает в нескольких значениях:
• замысел (проект), процесс его реализации и полученный результат [5];
• как органичное новое соединение существующих материальных объектов и (или) жизненных ситуаций на основе метода компоновки при необходимом использовании данных науки с целью придания результатам этого соединения эстетических качеств и оптимизации их взаимодействия с человеком и обществом;
• как методология решения широкого спектра социально-технических проблем существования людей в предметной среде, путём рационального построения её визуальных и функциональных свойств [6];
• как механизм разработки вариантов действий, направленных на изменение существующих ситуаций в предпочтительные [1].
Дизайн образования, направлен на создание образа результата образования (внутреннего прироста: формирование и развитие личности обучающегося; и внешнего прироста: сформированности социально-профессиональной иноязычной компетентности обучающегося [2]), а также образовательной среды, обеспечиваемой компонентами педагогической системы, включающей цель, содержание, процесс и обеспечивающей результат, удовлетворяющий ожидания обучающихся и работодателей.
Помимо этого создание перспективного образа педагогической системы качества профессионального иноязычного образования обучающихся должно осуществляться на основе комплексно-процессно-проектного подхода, определяемого нами как создание (дизайн) образа будущего состояния педагогической системы и ее параметров, позволяющим экстраполировать современную методологию управлением качеством на предметную сферу при определяющем влиянии внешних факторов и ценностей и определяющим архитектуру построения системы на основе проекта.
Осуществление образовательной деятельности по профессиональному иностранному языку проходит в образовательной системе вуза, которая является основой реализации педагогической системы и включает механизмы управления педагогической системой, которые определяют качество происходящих в педагогической системе процессов обучения, воспитания и развития обучающихся в ходе профессионального иноязычного образования. Поэтому мы включаем в понимание педагогической системы качества не только элементы педагогической системы, но и механизмы управления качеством, что образует комплекс, объединенный целью повышения качества. «Комплекс» рассматривается как целостная совокупность предметов, явлений, свойств 1 , а комплексный подход характеризуется искусственным объединением разнокачественных подсистем в полисистему в целях создания гносеологической модели с целью анализа путей повышения результативности решения определенной задачи при разнообразных факторах, а сила связей задается и цементируется именно субъективной целью и деятельностью субъекта управления [8].
Ученые отмечают, что в принципе любой целостный объект можно изучать как систему, но не комплекс. К комплексам относятся централизованные системы, в которых немаловажную роль играют субъективные и разнонаправленные факторы, что характерно для образования в целом и профессионального иноязычного образования в частности. Отмечая особенность комплексного подхода, авторы отмечают возможность существования комплексов только в социальной сфере, в то время как системы существуют во всех сферах и включает в себя системный подход, но не сводится к нему.
1 Краткий словарь современных понятий и терминов. - М., Республика, 1995. - 398 с. Страница 4 из 14
Отмечая субъективность как решающий фактор появления комплексов, объединяющих системы в полисистему в русле общей идеи, выраженной в сознательной цели повышения эффективности функционирования каждой входящей системы и комплекса в целом, комплекс представляет собой устойчивое объединение с устойчивыми связями между системами,, функционирующую и развивающуюся максимально эффективно для данных условий в интересах реализации поставленной субъектом цели.
Важным в построении педагогической системы качества профессионального иноязычного образования является понимание «комплексности» как перехода от экстенсивного развития полисистем к преимущественно интенсивному их развитию, когда на смену количественному прибавлению подсистем, элементов и связей приходит качественное развитие связей и отношений внутри них и между ними.
Понятие «комплексность», по мнению ученых:
1. опирается на более широкую (по объекту отражения) категорию «системность»;
2. характеризует более высокую ступень развития систем социальной действительности на современном этапе развития общества;
3. свидетельствует о возрастании научно-теоретического уровня осмысления действительности [8].
В этом и состоит смысл системности качественно более высокого порядка, охватываемый понятием «комплексность».
Наиболее характерными чертами, признаками системных объектов, относимых к разряду комплексов, по мнению В.П. Океанова, выступают:
• принадлежность к области социальной формы движения материи;
• полисистемность;
• возникновение и функционирование под воздействием ярко выраженного субъективного фактора;
• пронизанность общей идеей - целью;
• функционирование с возрастающей или максимально возможной для данных условий эффективностью;
• более высокая степень устойчивости и упорядоченности централизованной структуры, что позволяет в определенных случаях рассматривать комплекс как центральную часть, ядро более широкой полисистемы;
• развитие преимущественно благодаря интенсификации имеющихся связей и отношений внутри и между системами;
• объединение в комплексе разнокачественных подсистем, связывание разноплановых целей в русле единой цели [9].
Рассматривая педагогическую систему качества профессионального иноязычного образования в рамках комплексного подхода можно отметить, что основания ее проектирования лежит создание комплекса на основе теории и современных тенденций развития общества, ценностей как основы построения воспитания средствами иностранного языка, противоречий социального и политического порядка, на основе которых выделяются закономерности понимания качества профессионального иноязычного образования,
выделяются подходы к ее реализации как в области управления (EFQM2) так и содержательные подходы (аксиологический, проблемный, компетентностный), принципы их реализации. Вместе они образую комплекс, который реализуется в системе профессионального иноязычного образования, которая:
• является социальным институтом, направленным на удовлетворение запросов общества (заказчика) и обучающегося;
• является полисистемна, т. е. включает подсистемы организационного порядка (образовательные организации) и компоненты педагогической системы (цели-содержание-процессы-результаты, условия, технологии);
• возникновение педагогической системы качества обусловлено необходимостью повышения качества образования и рассмотрения его в более широком социальном контексте в рамках тенденций повышения качества образования, гуманизации профессионального образования;
• функционирование и развитие происходит за счет организации системы качества, упорядочивающей и организующей процессы управления качеством внутри ядра системы, благодаря интенсификации имеющихся связей и отношений внутри и между системами;
• педагогическая система качества объединяет в комплексе разнокачественные подсистемы, связывает разноплановые цели повышения качества обучения, воспитания и развития обучающихся в русле единой цели (повышения качества профессионального иноязычного образования) на основе современных подходов к управлению качеством.
Таким образом, комплексный подход, он обладает большей гибкостью и практической направленностью и применяется на уровне как теоретического, так и обыденного сознания, что позволяет анализировать, создавать и оптимизировать функционирование систем, имеющих признаки комплексов или тенденцию к превращению в комплексы.
Комплексный подход позволяет интегрировать в комплекс разнонаправленные современные тенденции междисциплинарного порядка, закономерности функционирования системы с точки зрения современных подходов и отбор ценностей, актуальных для реализации системы на современном этапе, выходящие за рамки системы профессионального иноязычного образования (входы системы: современные требования науки и техники, современные требования к управлению качеством, требования общества (заказчика) и государства, ожидания обучающегося) и содержательные подходы к реализации педагогической системы профессионального иноязычного образования обучающихся на основе выделенных приоритетных целей (аксиологический, проблемный, компетентностный подходы).
Основой реализации комплекса выступают современная методология управления качеством на основе процессного подхода. Международный стандарт системы менеджмента качества ISO 9000:2000 определяет процесс как «совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, которые преобразуют входы в выходы» 3 и
2 Европейский фонд менеджмента качества. www.efqm-rus.ru.
3 ИСО 9000. Словарь терминов о системе менеджмента, свод принципов менеджмента качества. Текущая версия - «ISO 9000:2015. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь». http://protect.gost.ru/v.aspx?control=8&baseC=6&page=0&month=1&year=-
1&search=IS0%209001&RegNum=1&Doc0nPageCount=15&id=171889&pageK=49B99A87-2063-4FE5-A153-4C841D560DEB.
https://mir-nauki.com
основывается на методологии «Plan (планируй) - Do (делай) - Check (проверяй) - Act (действуй)» (PDCA) или методологией RADAR (Result, Approach, Deployment, Assessment, Refine) Европейской премии качества (EFQM) инструмент управления качеством, обеспечивающий структурированный подход к анализу функционирования организации и предполагает:
Results - проектирование результатов, которых надо достигать в рамках реализации своей стратегии. Валидность результатов обеспечивается их всесторонностью, актуальностью, надежностью, точностью, правильной сегментированностью и согласованностью со стратегией и потребностями и ожиданиями заинтересованных сторон; пониманием взаимосвязи отдельных результатов и их воздействие друг на друга, определенностью и ранжированностью по приоритетам ключевые результатов.
Качество результатов обеспечивается позитивными тенденциями и/или стабильно высокий уровень, ключевые результаты имеют обоснованные целевые значения, которые достигаются или превышаются, имеются внешние сравнения (бенчмаркинг) и они благоприятны в сравнения с лучшими вузами и вузами мирового уровня. Понимание связи между ключевыми возможностями и результатами создает уверенность в том, что устойчивый успех будет достигаться и в будущем.
Approach - планирование и разработка целостной сети обоснованных подходов для достижения необходимых результатов в настоящем и будущем. Он основан на текущих и будущих потребностях организации и осуществляется в рамках четко определенных процессов и явно ориентирован на потребности всех участников этих процессов (обучающихся, работодателей, преподавателей). Кроме того, подходы должны быть интегрированы, т. е. подход должен быть обусловлен стратегией и связан с другими соответствующими подходами. В подходы должны своевременно вноситься улучшения.
Deployment - системное развертывание подходов, обеспечивая их реализацию развертывание - это то, как организация реализует выбранный подход. В совершенной организации подход применяется системно во всех необходимых областях. Системность предполагает четкое планирование и использование подходящих методов работы. Должна быть предусмотрена возможность своевременного управления изменениями в подходе.
Assessment and Refine - мониторинг, оценка и улучшение подходов и их развертывания на основе мониторинга и анализа достигнутых результатов и постоянной деятельности по изучению, оценке и улучшению. Подход и его развертывание подвергаются регулярному мониторингу по показателям результативности и эффективности, осуществляется деятельность по изучению, существует практика воплощения новых идей для улучшения подходов. Результаты измерений, изучения и творческих поисков используются при идентификации, выявлении приоритетов, планировании и внедрении улучшений и инноваций.
Основанный на постоянном круговороте совершенствования он представляет собой более высокий уровень методологии, позволяющей выделять и совершенствовать процессы профессионлаьного иноязычного образования на основе их деления на руководящие (по совершенствованию качества основных процессов и управления), основные (обучения, воспитания и развития обучающихся) и вспомогательные процессы (научного, методического, информационного и материально-технического обеспечения) путем диагностики, проектирования, мониторинга, анализа и принятия решения о совершенствовании, а также элементов педагогической системы цели, содержания, процесса, результата.
Для совершенствования процессов воспитания, обучения и развития обучающихся в рамках профессионального иноязычного образования, а также для совершенствования управления с привлечением внешних ресурсов для получения уникальных результатов
образовательной деятельности возможно использовать проектный подход, который ориентирован на получение уникального результата при разработке инновационных проектов, реализации целевых программ и т. п.
Проектный подход, определяемый как комплекс мероприятий, направленных на реализацию целей и задач с помощью скоординированного взаимодействия элементов системы, завершающийся результатом, позволяет реализовывать как стратегических проекты, направленные на решение комплексных задач, как улучшение качества системы профессионального иноязычного образования, так и на решение тактических и оперативных задач, связанных с усовершенствованием отдельных элементов и процессов педагогической системы цели, содержания, процесса, результата.
Основным принципом проектного подхода является создание нового, как правило, уникального продукта с привлечением внешних ресурсов и источников. Особенностями проектов являются: уникальность и неповторимость; скоординированность выполнения взаимосвязанных действий (групповая работа); направленность на достижение конкретных целей; ограниченность по ресурсам, в т. ч. по времени (наличие начала и окончания). Соотношение характеристик интегрируемых подходов на основе парадигмы цель-содержание-процесс-результат представлено в таблице 1.
Таблица1
Соотношение параметров комплексного, процессного и проектного подходов
Комплекс Процесс Проект
Цель Выявление современных тенденций, ценностей, противоречий, подходов, принципов Обучения, воспитания и развития обучающихся Повышение качества воспитания, обучения и развития с уникальными (личностно-ориентированными) результатами
Содержание про фессионального иноязычного образования и управления качеством Принципы управления, современные тенденции Привычные повторяющиеся действия на основе оперативного управления: руководящие, основные, вспомогательные Действия, призванные создать уникальный продукт (изменение среды или внутренний прирост)
Процесс Разнородный Реализация, мониторинг, анализ Планирование, мониторинг, реализация, анализ, завершение
Результат Через анализ, процесс, проект Стагнация / совершенствование / деградация процессов Достижение нового уникального результата, продукта
Условия Меняющиеся Стабильные Меняющиеся
Сроки Неограниченные Неограниченные Ограниченные
Комплексно-процессно-проектный подход к построению и развитию педагогической системы качества профессионального иноязычного образования включает:
1. комплекс: современные тенденции в области науки и техники, образования, профессиональной сферы; ценности (общекультурные, иноязычные культурные, профессиональные); закономерности развития разрабатываемой области (философские, общественные, политические, педагогические, методические, специфические), требования к качеству, запросы заказчика, ожидания обучающегося; методологические подходы к реализации содержательной части проекта, основания интеграции подходов; принципы организации (реализации) (системные, общие (общедидактические, методические, специфические);
2. процесс: выделение руководящих процессов (управления качеством), основных процессов (обучения, воспитания и развития обучающихся) и вспомогательных процессов (научный, методический, информационный, материально-технический и др.);
3. проект: цель проекта (стратегическая, тактическая, оперативная); содержание (предметное и управленческое); процесс (программы развертывания содержания и программы обеспечения качества реализации содержания); результат (оперативный, тактический, стратегический, внешний и внутренний прирост) (рис. 1).
Рисунок 1. Комплексно-процессно-проектный подход к развитию педагогической системы качества профессионального иноязычного образования
Для эффективной реализации идей развития педагогической системы качества профессионального иноязычного образования необходимо использовать:
• комплексный подход в качестве ориентировочной основы управления изменениями системы, включающий анализ тенденций, ценностей, проблем, закономерностей, подходов, принципов как основы принятия решения о необходимости повышения качества;
• процессный подход в качестве операционной основы выделения традиционных или инновационных процессов (руководящих, основных или вспомогательных);
• проектный подход в качестве инструмента реализации стратегии, ее адаптации и трансформации, совершенствования (использование технологий и т. п.) на основе парадигмы цель-содержание-процесс-результат.
Таким образом, развитие направления дизайна образования, как комплексного явления по созданию образовательных проектов на основе комплексно-процессно-проектного подхода, позволяющего выстраивать предметную сферу образования с учетом внешних по отношению к ней тенденциям, неразрывно связано с повышением качества профессионального иноязычного образования.
К функциям дизайна образования можно отнести:
• выделение значимых актуальных социально-политических и педагогических тенденций, актуализацию культурных ценностей (общекультурных, национальных, этнических, профессиональных), выявление противоречий, выявление закономерностей разрабатываемых явлений, отбор актуальных подходов решения противоречий и выделение на их основе принципов упорядочивания социального и профессионального пространства через образовательные средства, методы, среду на основе компонентов педагогической системы;
• создание условий и способов удовлетворения потребностей личности в самореализации путем создания проектов совершенствования как системы профессионального иноязычного образования в целом, так и отдельных ее элементов, через постоянное диалогическое взаимодействия субъектов качества по вопросам качества образования;
• создание комплексно-процессно-проектной среды, конструирующей образ перспективного состояния педагогической системы на основе критериев и параметров, позволяющей включать ценности, требования субъектов качества, современные тенденции в различных сферах человеческой деятельности и экстраполировать их в процессы профессионального иноязычного образования и реализовать их через проектные цели, содержание, процесс и выходить на результат, удовлетворяющий или превосходящий ожидания субъектов образования.
Принципы дизайна образования должны отражать тенденции и закономерности, вскрытые в процессе исследования внешних факторов и предметной сферы профессионального иноязычного образования:
• аксиологичность;
• культуросообразность;
• комплексность и системность;
• процессный подход;
• проблемность;
• профессиональная направленность на компетентность.
Таким образом, рассматривая методологические основания развития педагогической системы качества профессионального иноязычного образования целесообразно использовать комплексно-процессно-проектный подход, определяемый как методологию дизайна профессионального иноязычного образования, позволяющую:
1. интегрировать на своей основе разнонаправленные тенденции в области проектирования образовательных систем и экстраполировать современную методологию управлением качеством на предметную сферу профессионального иноязычного образования при определяющем влиянии внешних факторов и ценностей;
2. создавать перспективный образ системы и ее параметров на основе конструирования образа результата образования (формированию и развитию личности), образовательного процесса (способов достижения результата) и образовательной среды (системы, обеспечивающей результат, удовлетворяющий субъектов системы);
3. выступать основой интеграции содержательных подходов профессионального иноязычного образования (аксиологического, проблемного компетентностного);
4. выступать основой непрерывного совершенствования педагогической системы цели-содержания-процесса-результата, субъектов образовательной деятельности и условий реализации и ее отдельных элементов на основе современных подходов к управлению качеством;
5. выступать основой реализации на уровне проектов образовательной деятельности (обучения, воспитания, развития обучающихся), основанных на получении уникальных результатов образовательной и управленческой деятельности с привлечением внешних ресурсов в рамках повышения качества профессионального иноязычного образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Jesper Simonsen, Jesper Simonsen, J0rgen Ole Bœrenholdt, Monika Buscher, John Damm Scheuer. Design Research: Synergies from Interdisciplinary Perspectives. -Taylor & Francis, 2010. - 240 p. - ISBN 9781135145934.
2. Виноградова О.С. Модель социально-профессиональной иноязычной компетентности специалиста как основа качества профессионального иноязычного образования специализированных вузов // Гуманитарные и социальные науки, 2018. № 4, http://www.hses-online.ru/2018/04/21.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
3. Виноградова О.С. Педагогическая система качества профессионального иноязычного образования специализированных вузов // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №4, https://mir-nauki.com/PDF/32PDMN418.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
4. Виноградова О.С. Условия и критерии реализации педагогической системы качества профессионального иноязычного образования // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 № 5, https://mir-nauki.com/PDF/01PDMN518.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
5. Воронов Н.В. Суть дизайна. 56 тезисов русской версии понимания дизайна. - М. : Издательство Грантъ, 2002.
6. Дизайн / Москаева А.С., Зенкевич Е.П. // Дебитор - Евкалипт. - М.: Советская энциклопедия, 1972. - (Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А.М. Прохоров; 1969-1978, т. 8).
7. Ковалевская Е.В. Проблемное обучение: подход, метод, тип, система (на материале обучения иностранным языкам) - М.: МНПИ, 2000. - 256 с.
8. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Методологический анализ системного и комплексного подходов и разработка электронного учебно-методического комплекса // Известия АлтГУ. 2011. №2-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ metodologicheskiy-analiz-sistemnogo-i-kompleksnogo-podhodov-i-razrabotka-elektronnogo-uchebno-metodicheskogo-kompleksa (дата обращения: 16.07.2018).
9. Океанов В.П. Комплексный подход - методологический анализ // Ежегодник Философского общества СССР 1985 г. - М., 1986, - С. 89-104.
10. Полат Е.С. Метод проектов на уроках английского языка [Текст] / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 2, 3. - с. 17-19, 23-24.
Vinogradova Olga Sergeevna
Center of foreign languages "Linguastart", Moscow, Russia
E-mail: [email protected]
Complex process-design approach to the design of the pedagogical quality system of vocational foreign language education
Abstract. The methodological basis for the development of the pedagogical system of quality of professional foreign language education is the social design or design of management and content parameters of the pedagogical system of professional foreign language education. The author presents the direction of the educational design as a complex phenomenon for the creation of educational projects on the basis of an integrated process-project approach allows you to build a subject area of education taking into account external trends in relation to it and to ensure the quality of professional foreign language education.
The article presents the functions of the educational design: the allocation of significant current socio-political and pedagogical trends, the actualization of cultural values (General cultural, national, ethnic, professional), the identification of contradictions, the identification of the laws of the developed phenomena, the selection of relevant approaches to solving contradictions and the allocation on their basis of the principles of ordering social and professional space through educational means, methods, environment based on the components of the pedagogical system; creation of conditions and ways to meet the needs of the individual in self-realization by creating projects to improve both the system of professional foreign language education in general and its individual elements, through constant dialogue interaction of quality subjects on the quality of education; creation of a complex-process-project environment that constructs an image of the perspective state of the pedagogical system on the basis of criteria and parameters, which allows to include values, requirements of quality subjects, modern trends in various spheres of human activity and extrapolate them into the processes of professional foreign language education and implement them through project goals, content, process and achieve results that meet or exceed the expectations of the subjects of education.
For effective implementation of the ideas of development of the pedagogical system of quality of professional foreign language education, it is necessary to use: an integrated approach as an indicative basis for management of changes in the system, including the analysis of trends, values, problems, patterns, approaches, principles as the basis for decision-making on the need to improve the quality; a process approach as an operational basis for the allocation of traditional or innovative processes (leadership, basic processes or auxiliary); project approach as a tool for strategy implementation, its adaptation and transformation, improvement (use of technologies, etc.) based on the goal-content-process-result paradigm.
The methodological basis for the development of the pedagogical system of quality of professional foreign language education is a complex-process-project approach, defined as the methodology of design of professional foreign language education and allows: to integrate on its basis multidirectional trends in the design of educational systems and extrapolate modern methodology of quality management on the subject area of professional foreign language education with the determining influence of external factors and values; to create a perspective image of the system and its parameters on the basis of constructing an image of the result of education (formation and development of the individual), the educational process (ways to achieve the result) and the educational environment (a system that provides the result that satisfies the subjects of the system); to act as a basis for the integration of meaningful approaches of professional foreign language education (axiological, problematic competence); to act as a basis for continuous improvement of the pedagogical system of
https://mir-nauki.com
the purpose-content-process-result, subjects of educational activities and conditions of implementation and its individual elements on the basis of modern approaches to quality management; to act as a basis for the implementation at the level of projects of educational activities (training, education, development of students), based on the receipt of unique results of educational and management activities with the involvement of external resources in the framework of improving the quality of professional foreign language education.
Keywords: complex-process-project approach; teaching quality system; professional foreign language education; holistic approach; process approach; project approach; the quality of professional foreign language education; integration of the axiological; problem-solving and competence based approaches; the model of socio-professional foreign language competence of the expert; the paradigm of goal-content-process-result
116PDMN618