Научная статья на тему 'Критерии и условия реализации педагогической системы качества профессионального иноязычного образования специализированных вузов'

Критерии и условия реализации педагогической системы качества профессионального иноязычного образования специализированных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КАЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА / КАЧЕСТВО ЦЕЛЕЙ / КАЧЕСТВО СОДЕРЖАНИЯ / КАЧЕСТВО ПРОЦЕССА / КАЧЕСТВО РЕЗУЛЬТАТА / КАЧЕСТВО УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ / ПАРАДИГМА ЦЕЛЬ-СОДЕРЖАНИЕ-ПРОЦЕСС-РЕЗУЛЬТАТ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА / TEACHING QUALITY CONTROL SYSTEM OF PROFESSIONAL FOREIGN LANGUAGE HIGHER EDUCATION / QUALITY OF PROFESSIONAL FOREIGN LANGUAGE EDUCATION / INTEGRATION OF APPROACHES / AXIOLOGICAL APPROACH / PROBLEM-BASED APPROACH / COMPETENCE APPROACH / THE PARADIGM OF GOAL-CONTENT-PROCESS-RESULT / ORGANIZATIONAL COMPONENT / PEDAGOGICAL COMPONENT / THE MODEL OF PEDAGOGICAL SYSTEM OF THE PROFESSIONAL QUALITY OF FOREIGN LANGUAGE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виноградова Ольга Сергеевна

Автором представлены критерии и условия реализации педагогической системы качества профессионального иноязычного образования в рамках построения концепции педагогической системы качества профессионального иноязычного образования для специалистов со знанием иностранного языка. В совокупности о качестве профессиональной иноязычного образования можно судить на основе критериев оценки компонентов педагогической системы: организационного и педагогического, представляющих собой интегративную основу оценки качества профессионального иноязычного образования. О качестве организационного компонента возможно судить по степени организации управления качеством (прогностичности управления педагогической системой, а именно планирование качества на стратегическом, тактическом, оперативном уровне; наличии или отсутствии системы оценки качества документированных процедур управления качеством (функционирования и развития) на основе принципов качества TQM, а также степени соответствия документированных процедур управления качеством реальным процессам (воспитания, обучения и развития обучающихся).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criteria and conditions of realization of teaching quality control system of professional foreign language higher education of specialized universities

The author presents the criteria and conditions for the implementation of the teaching quality control system of professional foreign language higher education in specialized higher institutions in the framework of the teaching quality control system of professional foreign language higher education in specialized higher institutions of specialists with knowledge of a foreign language. In total, the quality of professional foreign language education can be judged on the basis of criteria for assessing the components of the pedagogical system: organizational and pedagogical, which are an integrative basis for assessing the quality of professional foreign language education. The quality of the organizational component can be judged by the quality of management (predictive management of the pedagogical system, namely quality of planning at the strategic, tactical, operational levels; the presence or absence of a quality assessment system; documented quality management procedures (functioning and development) based on the principles of quality TQM, as well as the degree of compliance of documented quality management procedures to real processes (education, training and development of students).

Текст научной работы на тему «Критерии и условия реализации педагогической системы качества профессионального иноязычного образования специализированных вузов»

Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com

2018, №5, Том 6 / 2018, No 5, Vol 6 https://mir-nauki.com/issue-5-2018.html

URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/01PDMN518.pdf

Статья поступила в редакцию 27.08.2018; опубликована 14.10.2018

Ссылка для цитирования этой статьи:

Виноградова О.С. Критерии и условия реализации педагогической системы качества профессионального иноязычного образования // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №5, https://mir-nauki.com/PDF/01PDMN518.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Vinogradova O.S. (2018). Criteria and conditions of realization of teaching quality control system of professional foreign language higher education of specialized universities. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 5(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/01PDMN518.pdf (in Russian)

УДК 378.6 ГРНТИ 14.35.01

Виноградова Ольга Сергеевна

Центр изучения иностранных языков «Лингвастарт», Москва, Россия

Преподаватель Кандидат педагогических наук E-mail: olgawin76@gmail.com РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=885081

Критерии и условия реализации педагогической системы качества профессионального иноязычного образования

Аннотация. Автором представлены критерии и условия реализации педагогической системы качества профессионального иноязычного образования в рамках построения концепции педагогической системы качества профессионального иноязычного образования для специалистов со знанием иностранного языка. В совокупности о качестве профессиональной иноязычного образования можно судить на основе критериев оценки компонентов педагогической системы: организационного и педагогического, представляющих собой интегративную основу оценки качества профессионального иноязычного образования.

О качестве организационного компонента возможно судить по степени организации управления качеством (прогностичности управления педагогической системой, а именно планирование качества на стратегическом, тактическом, оперативном уровне; наличии или отсутствии системы оценки качества документированных процедур управления качеством (функционирования и развития) на основе принципов качества TQM, а также степени соответствия документированных процедур управления качеством реальным процессам (воспитания, обучения и развития обучающихся).

Ключевые слова: педагогическая система качества профессионального иноязычного образования; качество профессионального иноязычного образования; критерии оценки качества; качество целей; качество содержания; качество процесса; качество результата; качество условий реализации; парадигма цель-содержание-процесс-результат; педагогические условия реализации педагогической системы качества; организационные условия реализации педагогической системы качества

Вопросы качества профессионального иноязычного образования в вузах связаны с оценкой на основе критериев качества целей, содержания, процессов и результатов предметной среды, а также отношения субъектов образовательного процесса и работодателя к результатам функционирования системы образования. Для специалистов со знанием иностранного языка иностранный язык служит средством осуществления профессиональной деятельности [7].

Под педагогической системой качества профессионального иноязычного образования понимается совокупность механизмов управления качеством, на основе принципов качества TQM, обеспечивающих функционирование и развитие педагогической системы профессионального иноязычного образования за счет гармоничного взаимодействия целей, содержания, процессов и обеспечивающих результат, удовлетворяющий или превосходящий ожидания заказчика и обучающегося.

В свою очередь, под качеством профессионального иноязычного образования понимается комплексная характеристика системы профессионального иноязычного образования, отражающая:

1) меру соответствия результатов развития личности обучающегося возможностям ее развития, отражающую гуманистическую направленность иноязычного образования;

2) меру соответствия результатов сформированной компетенции требованиям заказчика и обучающегося, отражающую сформированную компетентность специалиста;

3) свойство системы профессионального иноязычного образования удовлетворять или превосходить ожидания заказчика и обучающегося.

Концепция педагогической системы качества профессионального иноязычного образования построена на основе интеграции организационного и педагогического компонентов системы на основе анализа их целевого, содержательного, процессуального компонентов и условий, форм, средств и технологий.

В совокупности о качестве профессиональной иноязычного образования можно судить на основе критериев оценки компонентов педагогической системы: организационного и педагогического, представляющих собой интегративную основу оценки качества профессионального иноязычного образования.

О качестве организационного компонента возможно судить по степени организации управления качеством (прогностичности управления педагогической системой, а именно планирование качества на стратегическом, тактическом, оперативном уровне; наличии или отсутствии системы оценки качества документированных процедур управления качеством (функционирования и развития) на основе принципов качества TQM, а также степени соответствия документированных процедур управления качеством реальным процессам (воспитания, обучения и развития обучающихся).

Критерии качества педагогического компонента позволяют судить о:

1) качестве целей воспитания, обучения и развития обучающихся (актуальность -соответствия современным требованиям науки; всесторонность - степени отражения аспектов воспитания, обучения и развития обучающихся; соответствие требованиям заказчика - наличие порядка внесения изменений в Квалификационные требования по направлениям подготовки и периодичность внесения изменений в (профессиограмму специалиста, квалификационные требования) учебный план и тематические планы;

2) качестве содержания (научная актуальность - соответствие современным требованиям науки; соотнесенность с целями - соответствие целям профессионального иноязычного образования, интересам и потребностям современных обучающихся; всесторонность - полнота раскрытия всех целей в содержании и системность дидактической организации; проблемность - уровень реализации проблемности в содержании; культуросообразность - наличие отражения форм культуры в языке; аутентичность -соответствие нормам иностранного языка (официального и профессионального);

3) качестве педагогических процессов изучения и преподавания, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития обучающихся (адекватность - целям и содержанию образования; гуманистичность - соответствие процессам развития обучающихся; проблемность процессов и методов воспитания, обучения и развития - проблемная направленность и высокая степень осознанности, активности и самостоятельности в решении проблем обучающимися; технологичность и инновационность - степень системности реализации в образовательном процессе инновационных педагогических и информационных технологий и постоянная разработка и обновление новых научно обоснованных инновационных технологий);

4) качестве результата, (гуманистичности - степени удовлетворенности обучающихся содержанием, процессом и результатом и образовательной деятельности; адекватность результатов целям - уровень владения социально-профессиональной иноязычной компетенции выпускника, и степенью удовлетворенности заказчика и обучающегося результатами профессионального иноязычного образования; целостность и адаптивность системы профессионального иноязычного образования - степенью согласованности взаимодействия компонентов системы цели - содержания - процесса - результата;

5) качестве условий организации образовательной культуросообразной среды в аудиторное и внеаудиторное время, обеспечивающих воспитание и развитие обучающихся.

Остановимся на условиях более подробно.

К условиям реализации системы качества профессионального иноязычного образования можно отнести:

• организационные условия обеспечения качества, реализуемые в ходе управленческой деятельности субъектами качества образования;

• педагогические условия, реализуемые в ходе образовательного процесса по профессиональному иностранному языку, а также организационные формы педагогической деятельности и средства реализации педагогического взаимодействия (в том числе - технические).

Целью создания организационных условий для функционирования педагогической системы качества является повышение культуры качества субъектов образовательного процесса, выраженной:

1) в осознании того, что понимается под качеством профессионального иноязычного образования;

2) в наличии положительной мотивации к использованию инструментов качества;

3) использовании механизмов оценки качества отдельных компонентов педагогической системы и в целом.

Повышение культуры качества происходит путем планомерного воздействия руководства, уполномоченных по качеству и субъектов качества (педагогов, обучающихся) на процессы и результаты образовательной деятельности, что обеспечит повышение целостности

педагогической системы и способствует осмысленному отношению к собственной деятельности субъектов качества (руководства, преподавателей, обучающихся).

К организационным условиям качества педагогической системы мы относим:

1) Создание нормативных условий организации системы: система документации в области качества, структурное распределение полномочий, применение принципов качества TQM к процессам управления качеством, системный подход к решениям, направленным на реализацию направлений концепции.

2) Кадровое обеспечение основных процессов качественным педагогическим составом с учетом необходимости интеграции технических новшеств с содержанием образования и психологическим обеспечением измерений педагогической деятельности.

3) Создание условий развития профессионализма преподавателей на постоянной основе в рамках кафедры, совершенствования системы переподготовки преподавателей на постоянной основе, максимально приближенной к образовательному процессу и реализуемой в нем.

4) Создание форм для научного и методического творчества (создание постоянно действующих методических и научных семинаров и конференций по вопросам качества и инновационной деятельности), направленных на развитие мотивации и повышения субъектности преподавателей путем организации [6] (проблемных семинаров, проблемно-проектных семинаров, организационно-деятельных игр), эвристико-продуктивных (фестивалей педагогических идей, социально-педагогических инициатив, проектов; конкурсов профессионального мастерства), продуктивных (научных конференции; теоретических (методологических) семинаров; повышение квалификации по индивидуальному плану; творческие отпуска; научные стажировки).

5) Создание социально-психологических условий, связанных с созданием позитивного отношения у субъектов качества к идеям качества и педагогической системе качества, формирование понимания происходящих процессов, информирование по вопросам качества, проведение научных исследований в данном направлении.

6) Обеспечение соответствия материально-технических условий требованиям нормативных документов, разработка методик работы с техническими средствами, введение бенчмаркинга (поиска наилучшего опыта в подобных организациях) и конкурсов технологий.

К педагогическим условиям реализации педагогической системы качества профессионального иноязычного образования относятся:

1) качество вспомогательных процессов (методического, научного, информационного, обеспечивающих качество основных процессов);

2) профессионализм преподавателя;

3) удовлетворенность преподавателя условиями организации образовательной деятельности;

4) качество образовательной среды, объединяющей планы обучения, воспитания и развития обучающихся в образовательном процессе (культуросообразной, антропоцентричной, технологичной);

5) качество форм организации и контроля образовательной деятельности (репродуктивных-продуктивных);

6) качество средств образовательной деятельности по профессиональному иностранному языку: УМК, технических средств, качество технологий.

Организационные и педагогические условия реализуются во вспомогательных процессах обеспечения качества. Остановимся подробнее на каждом из педагогических условий обеспечения качества.

1. Вспомогательные процессы обуславливают успешную реализацию основных процессов профессионального иноязычного образования: обучения, воспитания и развития обучающихся. Они включают:

• процесс организации и функционирования методической деятельности, на основе принципов (научности, системности, связи науки с практикой, комплексности, творческого характера деятельности), что создает единое пространство для взаимодействия по вопросам методической работы и выражается в показателях качества методической работы (количество изданных УМК, учебно-методических пособий и т. д.). Одним из параметров качества является наличие описанных научно обоснованных педагогических технологий, применяемых в образовательном процессе, по которым можно оценить качество основных процессов обучения, воспитания и развития обучающихся;

• процесс организации и функционирования научной деятельности на кафедрах, качество организации которого определяет уровень научной обоснованности применяемых методических приемов и технологий обучения, развитие уровня научной подготовленности преподавателей и слушателей, характеризуемой мерой участия в различных формах научной деятельности (ведение и участие в НИР, написание статей, ведение научных обществ слушателей, написание кандидатских и докторских исследований и т. д.);

• процесс организации и функционирования информационного процесса, обеспечивающий прозрачность требований к качеству, согласованное взаимодействие и функционирование организационных подразделений в аспекте реализации методической и научной работы, характеризуется всесторонностью, планомерностью, прозрачностью.

Критерием качества вспомогательных процессов и условий организации и развития педагогической системы профессионального иноязычного образования выступают:

• высокие показатели научной, методической и образовательной деятельности преподавателя, коллектива кафедры;

• понимание субъектами качества, что является качеством профессионального иноязычного образования, целей развития системы, положительное отношение к качеству и готовность следовать философии качества;

• наличие интегрированных форм организации творческой научной и методической деятельности преподавателей, реализующих обеспечение развития стратегических целей;

• кадровое обеспечение, направленное на повышение профессионализма преподавателей в вопросах качества профессионального иноязычного образования, на обеспечение с сотрудничества преподавателей со специалистами по психологии и информационным технологиям в целях обеспечения качества и доступности изучения профессионального иностранного языка с помощью дистанционных курсов.

2. Профессионализм преподавателя. Следующим условием реализации качества процессов обучения, воспитания и развития, обучающихся и элементом оценивания качества

профессионального иноязычного образования выступает профессионализм преподавателя. Профессионализм проявляется и в высоких результатах деятельности, и в состояниях преподавателя иностранного языка. С.А. Дружилов выделяет две группы показателей эффективности:

1) внешние (объективные) показатели результативности выполнения профессиональной задачи;

2) внутренние, психологические (и психофизиологические) показатели деятельности [5].

Технологичным решением в оценке профессионализма преподавателя предложили В.Д. Шадриков и И.В. Кузнецова [11]:

1. владение учебным материалом (содержанием): насколько глубоко и полно раскрыта заданная тема занятия (цикла занятий) на основе изучения результатов контрольных и иных посещений;

2. развитие базовых педагогических компетенций педагогической деятельности, включающих:

• компетентность в области личностных качеств;

• постановки целей и задач педагогической деятельности;

• мотивации обучающихся;

• информационной компетентности;

• разработки программ, дидактических материалов и педагогических решений;

• организации педагогической деятельности и выражающийся в высоком уровне сформированности социально-профессиональной иноязычной компетенции обучающихся;

• удовлетворенности обучающихся этим результатом и качеством образовательного процесса;

• удовлетворенности заказчика результатом образования.

В основе оценки деятельности преподавателя лежит профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»1 и методика оценки уровня квалификации педагогических работников2 на основе модели компетенций, в которую вошли 6 основных компетенций, которыми должны владеть педагогические работники. В рамках педагогической системы качества профессионального иноязычного образования профстандарт должен выступить ориентиром, на который осуществляется постепенный переход, поэтапно ознакамливая преподавателей иностранного языка с современными требованиями.

Профессиональная деятельность педагога оценивается комплексно. Всесторонняя оценка качества профессионального иноязычного образования включает:

1 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».

2 Письмо Министерства образования и науки РФ от 29 ноября 2010 г. № 03-339 «О методике оценки уровня квалификации педагогических работников» http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070066/.

1. 2.

3.

4.

самооценку деятельности преподавателя по всем аспектам своей деятельности;

оценку со стороны руководства, на основе анализа контроля занятий, анализа учебной, методической и научной работы на основе показателей деятельности;

оценку со стороны коллег на основе опросов и анкетирования, взаимопосещений занятий;

оценку со стороны обучающихся.

Процесс оценки качества деятельности преподавателя профессионального иностранного языка включает:

1. диагностику качества деятельности преподавателя сбор информации на основе оценок его деятельности другими субъектами качества, а также показателей качества методической и научной работы);

2.

3.

4.

5.

мониторинг деятельности преподавателя на основе посещений, показательных занятий, и других мероприятий, направленных на выявление существующего положения;

анализ и оценка качества деятельности преподавателя руководством и уполномоченными по качеству;

решение о мерах по устранению недостатков и выявленных несоответствий системы;

планирование нового качества деятельности преподавателя (воспитания, обучения, развития обучающихся и методической и научной работы).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Представим модель оценки качества деятельности преподавателя профессионального иноязычного образования на рисунке 1.

Рисунок 1. Модель оценки качества деятельности преподавателя профессионального иноязычного образования

3. Удовлетворенность преподавателя иностранного языка условиями организации образовательной деятельности является чрезвычайно важным компонентом в построении системы качества профессионального иноязычного образования. Этот механизм оценки управленческой деятельности руководства выявляет сущностные проблемы в качестве

происходящих основных, руководящих и вспомогательных процессах. Являясь непосредственным реализатором образовательного процесса, преподаватель должен ощущать частью системы, занимать в ней важное место и чувствовать себя востребованным не только в аудитории, но и в жизни кафедры и образовательного учреждения.

Важным в оценке удовлетворенности преподавателя выступает его идентификация с осуществляемой деятельностью. Только положительная идентификация с деятельностью позволяет качественно осуществлять процесс обучения, воспитания и развития обучающихся. Находясь в кризисе, отрицательная профессиональная идентификация не позволяет ему осуществлять качественно осуществлять свою деятельность, что требует внимания руководства и коррекции, или управленческой.

Ценность в понимании причин низкого качества осуществляемой деятельности может стать понимание состояния психологического выгорания преподавателя. Такая особенность преподавательской профессии связана с характером осуществляемой деятельности и требует пристального отслеживания.

Развитие рефлексии над деятельностью способствует опрос на оценку собственной деятельности и оценку деятельности своего коллеги. Введение данных аспектов в анкетирование преподавателей преследует несколько целей:

• развитие педагогической культуры, выраженной в уважительном отношении преподавателя к своему труду и труду коллеги;

• развитие культуры качества, выраженной в рефлексии над осуществляемой деятельностью и современным требованиям к ней.

Оценка преподавателем качества организации и управления построена на основе анализа:

1) параметров общей оценки деятельности кафедры на основе адаптированной модели EFQM (European Foundation for Quality Management) - модель Европейского фонда управления качеством, призванная стимулировать организации совершенствовать качество управления кафедрой или факультетом, где критерии и параметры качества системы профессионального иноязычного образования встроены в модель премии качества;

2) параметров профессиональной идентичности преподавателя (например, методика профессиональной идентичности Л.Б. Шнейдер [12]);

3) профессионального выгорания (например, методика К. Маслач и С. Джексон адаптация Водопьянова Н.Е. [8]);

4) параметров самооценки деятельности (на основе методики В.П. Шадрикова и М.Д. Кузнецовой [11]);

5) параметров оценки деятельности своего коллеги (на основе методики В.П. Шадрикова и М.Д. Кузнецовой).

4. Качество образовательной среды, объединяющей планы обучения, воспитания и развития обучающихся в образовательном процессе основывается на понимании кульутуросообразности, антропоцентричности, аутентичности и выражающейся в многослойности ее построения.

Для отечественной системы профессионального образования, по мнению авторов [2], более привлекательной является концепция средового подхода к образованию, в которой каждый учащийся смог бы найти свою «культурную нишу» в учебном заведении.

https://mir-nauki.com

Выделяя культуросообразность такой среды как важной характеристики, ее формирование происходит на основе аутентичный аудио и видео, письменных материалов сети Интернет, что создает ощущение погружения в иностранный язык и культуру и способствует повышению мотивации изучения иностранного языка.

Антропоцентричность или личностная ориентированность образовательной среды выражается на направленность всех элементов образовательного процесса: целей, содержания, процессов, форм, методов средств на развитие личности обучающегося. Выражается она в психологически комфортной обстановке, направленной на раскрытие индивидуальных возможностей обучающегося, дифференциации и индивидуализации процессов обучения, воспитания.

Аутентичность такой среды формируется на основе продуктов речевой деятельности носителей иностранного языка, что позволяет в условиях отсутствия общения с носителем моделировать культурно адекватное поведение обучающихся и распознавать характерные особенности общения. Выраженные в письменной форме, такие продукты позволяют анализировать не только лингвистические особенности текстов, но и развивать умения анализа, синтеза, сопоставления, что способствует развитию критического мышления.

Построение и управление такой средой обеспечит формирование социально- и профессионально-личностных качеств изучающего иностранный язык. Таким образом, множественность индивидуальных объектов управления может быть заменена одним, фундаментальным объектом - воспитывающей средой. Такое понимание управления процессом управления образованием актуально для понимания качества воспитания профессионального иноязычного образования.

Воспитательная и развивающая среда формируется по уровням. Для профессионального иноязычного образования эти контуры составляют:

1) внешний уровень - уровень вуза;

2) уровень внеаудиторной работы, кружков обучающихся, секций научной работы, творческой работы, театральный клуб на иностранном языке, дискуссионный клуб на иностранном языке с выходом на внешний уровень с участием в конкурсах и пр.;

3) уровень образовательного процесса по иностранному языку, где воспитательные и развивающие цели конкретизируются в соответствии с целями и задачами учебного процесса (рис. 2).

уровень вуза, где организуются культурно-массовые мероприятия, выезды, таетральные занятия и прочее

кружки обучающихся, секции научной работы, творческой работы, театральный клуб на иностранном языке, дискуссионный клуб на иностранном языке (внеаудитороная работа)

образовательный прооцесс по иностранному языку \ (уровень кафедры иностранных языков)

Рисунок 2. Уровни воспитательной и развивающей среды

Следует отметить, что во многих учебных заведениях формирование образовательной среды профессионального иноязычного образования завершается на уровне образовательного процесса, не охватывая внеаудиторных форм, тем более не реализуются на уровне образовательных учреждений. Такое положение дел не позволяет в полной мере говорить о полноценной среде, способствующей самореализации обучающихся и не позволяет в полной мере реализовывать их творческие способности.

Таким образом, оценку качества образовательной среды, объединяющей планы обучения, воспитания и развития обучающихся в образовательном процессе, характеризуемой кульутуросообразностью, антропоцентричностью, аутентичностью, включающей:

1. внешний уровень организации - уровень вуза;

2. уровень внеаудиторной работы;

3. уровень аудиторной работы по реализации образовательного процесса по иностранному языку, где воспитательные и развивающие цели конкретизируются в соответствии с целями и задачами учебного процесса.

5. Качество форм организации и контроля образовательной деятельности профессионального иноязычного образования. В соответствии с А.В. Хуторским [10, С. 297] формы обучения делятся на:

1) форму обучения (индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые) и отражают характер взаимодействия преподавателя и обучающегося;

2) форму организации обучения - ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения, отражающего вид учебного занятия (практическое занятие, лекция, семинар, курсы и пр.).

Индивидуальная форма подразумевает взаимодействие преподавателя с одним учеником (консультации, репетиторство, тьюторство, менторство и пр.). В групповых формах учащиеся работают в группах, создаваемых в различных условиях (занятия, лекции, семинары, конференции, олимпиады, экскурсии, деловые игры).

В индивидуально-групповых формах отражается сочетание первых и вторых форм обучения. Занятия проходят в малых группах в зависимости от целей, не менее 5 обучающихся в каждой группе (в исключительных случаях может быть меньше) до 10-12 человек. Такая форма предполагает коллективно-индивидуальную деятельность в ходе изучения иностранного языка: на начальном этапе фронтальные виды работы перемежаются с групповыми, парными, что способствует развитию коммуникативных навыков обучения, формирует культуру общения коллектива.

В работе групп преобладают организационно-деятельностные формы деятельности: планирование деятельности, обсуждения, развитие взаимодействия на иностранном языке, чему способствуют когнитивные методы: проблемного обучения: дискуссии, решение лингвистических, коммуникативных и социально-профессиональных задач на иностранном языке. Переход от фронтальных к групповым формам способствует развитию закреплению навыков общения на иностранном языке, а также способствует мотивации к изучению иностранных языков.

Грамотное сочетание групповых и индивидуальных форм организации на занятии способствует результативности и эффективности обучения и высокой мотивации обучающихся.

Учащиеся являются активными субъектами обучения. Проблемные методы обучения учитывают познавательно-коммуникативные потребности обучающихся и возможности

преподавателя. Возможность применения проблемного обучения во всех формах обучения и воспитания обусловлена приближенностью процессов мышления и познания обучающегося к интересам обучающегося через содержание образования и формам организации аудиторной и внеаудиторной работы.

Выстраивание познавательной деятельности должно проходить в форме организации деятельности обучающихся на основе методов дискуссии, затем ролевой игры на основе различных сюжетных линий (бытовых, социальных, профессиональных), и реализовываться на более высоких уровнях в виде проектов (исследовательских, творческих, информационных), парных, групповых, индивидуальных [4].

Таким образом, оценку качества форм организации и контроля образовательной деятельности можно осуществить:

1) по степени соответствия форм организации обучения продуктивным видам образовательной деятельности;

2) по степени вариативности продуктивных видов образовательной деятельности в ходе аудиторных и внеаудиторных занятий и самостоятельной работы обучающихся;

3) по всесторонности охвата видов социальной и профессиональной деятельности, и аспектов воспитания, обучения и развития обучающихся.

6. Качество средств образовательной деятельности по профессиональному иностранному языку. Средства обучения подразумевают комплекс учебников, учебных пособий и технических приспособлений, с помощью которых осуществляется управление деятельностью преподавателя по обучению языку и деятельностью учащихся по овладению языком. Они облегчают процесс овладения языком и делают его более эффективным. Средства обучения делятся на: средства обучения для преподавателя, для учащихся, а также аудиовизуальные и технические средства [13].

Современные средства обучения и воспитания кладутся в основу классификации технологий по их типам: вербальные (аудио), наглядные (видеообучение), аудиовизуальные, программированные, электронно-обучающие, компьютерные, телекоммуникационные, дистанционные, спутниковые и разнообразные действенно-практические [9].

Наиболее доступным из мультимедийных средств следует признать электронный учебник. Создание образовательной среды электронного учебника по иностранному языку -важный компонент системы современного образования, направленного на реализацию концепций технологизации, повышения коммуникативности, информатизации обучения на занятиях иностранного языка [3]. По типу организации и способу доставки обучающемуся мультимедийные учебники бывают трех видов:

1) на CD-ROM с или без печатного приложения;

2) на Интернет-сайтах с или без печатного приложения;

3) на CD-ROM, но с привязкой к некоторым Интернет-сайтам, с печатным приложением или без него.

К достоинствам электронных учебников можно отнести:

• наглядность представления материала (использование цвета, иллюстраций, звука, видео, анимации и т. д.);

• обратная связь (встроенные тест-системы обеспечивают контроль за усвоением материала);

• интерактивность, что позволяет учащимся самостоятельно регулировать скорость прохождения учебного материала;

• интуитивная простота в применении.

Анализ современных учебников и пособий по иностранному языку для различных категорий специалистов показал, что важным элементом учебника становится его электронное обеспечение, т. е. наличие обеспечивающих его образовательную среду механизмов (электронного сопровождения, аудио, видео файлов, встроенных в электронную оболочку, механизмы отражающие поэтапное формирование навыков и умений, систему самостоятельной оценки сформированности знаний, умений, опыта). Такое обеспечение позволяет сформировать образовательную культуросообразную современную среду, отвечающую современным требованиям.

Разработка и использование методик работы с техническими средствами, в частности с интерактивной доской позволяют:

• повышать мотивацию обучающихся к обучению иностранного языка;

• полнее реализовать важный дидактический принцип наглядности;

• создать лучшие условия для программирования и контроля;

• осуществлять обучение с учетом индивидуальных типологических возможностей каждого учащегося;

• обеспечивать ускоренное формирование и развитие навыков слухового самоконтроля;

• повышают доступность материала и интерактивность в обучении.

Оценку качества средств образовательной деятельности по профессиональному иностранному языку:

• вариативности средств обучения, качество технологий;

• технологичности используемых средств, выражающейся в наличии наукоемких и практикоориентированных технологий, как педагогических, так и технических;

• наличию методики оценки применяемых педагогических технологий.

Таким образом, критерии оценки качества профессионального иноязычного образования включают комплекс, характеризующий цель, содержание, процесс и результат, и условия реализации системы качества профессионального иноязычного образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Modern Languages: Learning, Teaching, Assessment. A Common European Framework of Reference. - Strasbourg, 1996.

2. Виноградов В.Л., Синюк А.И. Профессиональная подготовка будущего специалиста как человека культуры / Концептуальные основы подготовки будущего специалиста как человека культуры: Сборник статей / Под общ. ред. А.И. Синюка. - Елабуга: Муниципальное учреждение «Управление образования Елабужского муниципального района», 2006. - С. 3-9.

3. Виноградова О.С. Создание образовательной среды электронного учебника по английскому языку в вузе // Интернет-журнал «Науковедение», 2014 №3 (22) [Электронный ресурс] - М.: Науковедение, 2014. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/58PVN314.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.

4. Виноградова О.С. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции с использованием проблемных методов обучения ИЯ на продвинутом этапе специализированного вуза (на материале английского языка): Дис. ... к.п.н. - М., 2003. - 228 с.

5. Дружилов С.А. Психология профессионализма: инженерно-психологические аспекты: Учеб. пособие / С.А. Дружилов; Сиб. гос. индуср. ун-т. - Новокузнецк, 2000. - 157 с.

6. Молчанов С.Г. Профессиональная компетентность в системах аттестации, управления, повышения квалификации и профессиональной деятельности / С.Г. Молчанов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: межвузовский сборник научных трудов. Вып. 1. - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2001. - 122 с.

7. Мыльцева Н.А. Система языкового образования в неязыковых специализированных вузах: на материале английского языка: автореферат дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.02 / Мыльцева Нина Александровна -Москва, 2008. - 42 с.

8. Профессиональное (эмоциональное) выгорание (МВ1) адаптация Водопьянова Н.Е. Методика К. Маслач и С. Джексон. Источник: https://psycabi.net/testy/391-oprosnik-professionalnoe-emotsionalnoe-vygoranie-pv-metodika-k-maslach-i-s-dzhekson-adaptatsiya-n-vodopyanova-e-starchenkova-testy-dlya-diagnostiki-sindroma-pv.

9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

10. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - Спб.: Питер, 2001. - 544 с.

11. Шадриков В.Д., Кузнецова М.Д. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников кадров // Тенденции развития образования: проблемы управления и оценки качества образования. Материалы VIII Международной научно-практической конференции. 2012. С. 312-322.

12. Шнейдер Л.Б. Реконструкция профессиональной идентичности: структурный и динамический аспекты / Л. Шнейдер // Развитие личности. - 2000. - № 2. - С. 4468. - С. 61.

13. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. 2-е изд., испр. и доп. 2006 г. - 480 с.

https://mir-nauki.com

Vinogradova Olga Sergeevna

Foreign languages learning center "Linguastart", Moscow, Russia

E-mail: olgawin76@gmail.com

Criteria and conditions of realization of teaching quality control system of professional foreign language higher education of specialized universities

Abstract. The author presents the criteria and conditions for the implementation of the teaching quality control system of professional foreign language higher education in specialized higher institutions in the framework of the teaching quality control system of professional foreign language higher education in specialized higher institutions of specialists with knowledge of a foreign language. In total, the quality of professional foreign language education can be judged on the basis of criteria for assessing the components of the pedagogical system: organizational and pedagogical, which are an integrative basis for assessing the quality of professional foreign language education. The quality of the organizational component can be judged by the quality of management (predictive management of the pedagogical system, namely quality of planning at the strategic, tactical, operational levels; the presence or absence of a quality assessment system; documented quality management procedures (functioning and development) based on the principles of quality TQM, as well as the degree of compliance of documented quality management procedures to real processes (education, training and development of students).

Keywords: teaching quality control system of professional foreign language higher education; the quality of professional foreign language education; integration of approaches; axiological approach; a problem-based approach; competence approach; the paradigm of goal-content-process-result; organizational component; pedagogical component; the model of pedagogical system of the professional quality of foreign language education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.