Научная статья на тему 'Анализ качества образовательного процесса в среднем профессиональном образовании на основе квалиметрического подхода'

Анализ качества образовательного процесса в среднем профессиональном образовании на основе квалиметрического подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КВАЛИМЕТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / QUALIMETRIC APPROACH / THE QUALITY OF THE EDUCATIONAL PROCESS / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асси Рама Субхи

Цель данной статьи состояла в анализе качества образовательного процесса среднего профессионального образования по рабочей программе «Дизайн костюма» с целью определения эффективности рабочей программы в подготовке специалистов, и исследование проводилось на основе методов теоретического анализа отечественных и зарубежных исследований, педагогического наблюдения, анкетирования, педагогического эксперимента, интерпретации результатов и сравнения их; в результате исследования выявляются показатели качества профессионального образования. Приводятся результаты анкетного опроса студентов 3 4 курсов (специальность «Дизайн по отраслям») и преподавателей, измеряемые полнотой освоения содержания программ, даются рекомендации для повышения качества их подготовки, чтобы разработать и описать использование аналитических подходов, направленных на формирование качества образовательного процесса в учебных заведениях и дать возможность использовать формы анкетирования для анализа качества образовательного процесса в другом учреждении СПО или высшего образования по специальности «Дизайн (по отраслям)».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Асси Рама Субхи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS QUALITY OF EDUCATIONAL PROCESS IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION ON THE BASIS OF QUALIMETRIC APPROACH

The purpose of this article is to analyze the quality of the educational process by program of secondary vocational education " Design" in order to determine the effectiveness of the program for training students, and methodology the study was conducted on the basis of methods of theoretical analysis of domestic and foreign studies, pedagogical observation, questioning, pedagogical experiment, interpretation of the results and comparison of them; the results of the study reveal the quality indicators of vocational education. The results of a questionnaire survey of 3rd 4th year students (specialty "Design by industry") and teachers, measured by the completeness of the development of the content of programs, recommendations for improving the quality of their training, to develop and describe the use of analytical approaches aimed at the formation of the quality of the educational process in educational institutions. and to give it is possible to use forms of questioning for the analysis of quality educational process in other institution of VET or the higher education in the specialty "Design ".

Текст научной работы на тему «Анализ качества образовательного процесса в среднем профессиональном образовании на основе квалиметрического подхода»

нечто данное, заранее определенное». Приведем авторское понимание В.С.Федотовой категорий «самостоятельная работа» и «самостоятельная деятельность», рассматриваемых с точки зрения праксиологического подхода [1, с. 62-63].

Самостоятельная работа - это средство развития самостоятельности как одного из ведущих качеств личности, выражающегося в умении под руководством преподавателя, но без его непосредственного участия выбирать/находить наиболее рациональные способы решения задач и достижения цели. [4] Самостоятельная деятельность - это результат проявления самостоятельности, выражающийся в действиях и являющийся основой успешного профессионального становления в будущем. В авторском понимании самостоятельная деятельность, направленная на получение субъективно нового и/или объективно нового знания, реализующая интеллектуальные запросы личности, целенаправленная и активная, интерпретируется как исследовательская деятельность [5].

Таким образом, в нашем докладе вкратце даны характеристики таким понятиям, как «познание», «познавательная деятельность», «самостоятельная познавательная деятельность», уточнены и раскрыты значения этих терминов.

Список литературы / References

1. Колесникова И.А. Педагогическая праксиология [Текст] / И.А. Колесникова, Е.В. Титова. Москва: Академия, 2005. 256 с.

2. Кудаев М.Р. Методология и методика педагогических исследований [Текст] / М.Р. Кудаев. Майкоп, 2003. 168 с.

3. Кульневич С.В. Педагогика личности: от концепций до технологий [Текст] / С.В. Кульневич. Ростов-на-Д., 2001. 160 с.

4. Акунова А.Р. Педагогическая практика, как основной компонент формирующий профессиональные компетенции будущих педагогов [Текст] / А.Р. Акунова. Вестник науки и образования. Москва: Проблемы науки. № 7(19) июнь, 2016. 79-81 стр.

5. Акунова А.Р. Формирование и развитие самостоятельной познавательной деятельности студента - актуальная задача современности [Текст]/ А.Р. Акунова, Б.С. Чокошева. Вестник науки и образования. Москва: Проблемы науки. № 7 (19) июнь, 2016. 81-84 стр.

АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ НА ОСНОВЕ КВАЛИМЕТРИЧЕСКОГО ПОДХОДА Асси Р.С. Email: [email protected]

Асси Рама Субхи — магистрант, кафедра профессионального обучения (по отраслям), факультет управления и социально технических сервисов, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина,

г. Нижний Новгород

Аннотация: цель данной статьи состояла в анализе качества образовательного процесса среднего профессионального образования по рабочей программе «Дизайн костюма» с целью определения эффективности рабочей программы в подготовке специалистов, и исследование проводилось на основе методов теоретического анализа отечественных и зарубежных исследований, педагогического наблюдения, анкетирования, педагогического эксперимента, интерпретации результатов и сравнения их; в результате исследования выявляются показатели качества профессионального образования. Приводятся результаты анкетного опроса студентов 3 - 4 курсов (специальность «Дизайн по отраслям») и преподавателей, измеряемые полнотой освоения содержания программ, даются рекомендации для повышения качества их подготовки, чтобы разработать и описать использование аналитических подходов, направленных на формирование качества образовательного процесса в учебных заведениях и дать возможность использовать формы анкетирования для анализа качества образовательного процесса в другом учреждении СПО или высшего образования по специальности «Дизайн (по отраслям)».

Ключевые слова: квалиметрический подход, качество образовательного процесса, среднее профессиональное образование.

ANALYSIS QUALITY OF EDUCATIONAL PROCESS IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION ON THE BASIS OF QUALIMETRIC APPROACH Assi R.S.

Assi Rama Subhi — Master's Student, DEPARTMENT OF VOCATIONAL TRAINING, FACULTY OF MANAGEMENT AND SOCIAL TECHNICAL SERVICES, NIZHNY NOVGOROD STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY KOZMA MININ, NIZHNY NOVGOROD

Abstract: the purpose of this article is to analyze the quality of the educational process by program of secondary vocational education " Design" in order to determine the effectiveness of the program for training students, and methodology the study was conducted on the basis of methods of theoretical analysis of domestic and foreign studies, pedagogical observation, questioning, pedagogical experiment, interpretation of the results and comparison of them; the results of the study reveal the quality indicators of vocational education. The results of a questionnaire survey of 3rd - 4th year students (specialty "Design by industry") and teachers, measured by the completeness of the development of the content of programs, recommendations for improving the quality of their training, to develop and describe the use of analytical approaches aimed at the formation of the quality of the educational process in educational institutions. and to give it is possible to use forms of questioning for the analysis of quality educational process in other institution of VET or the higher education in the specialty "Design ".

Keywords: qualimetric approach, the quality of the educational process, secondary vocational education.

УДК 377.5

Одной из главных задач модернизации российского профессионального образования является повышение качества подготовки специалистов. Основной целью профессионального образования выступает подготовка квалифицированного работника соответствующего образовательному профессиональному стандарту СПО, конкурентоспособного на рынке труда, способного к эффективной работе на уровне мировых стандартов.

Основными целями Болонского процесса были повышение и контроль качества образования [2], и согласно документу ЮНЕСКО, есть три аспекта контроля образовательного процесса:

Качество образовательных программ, обеспечиваемое сочетанием преподавания и исследований; качество подготовки студентов и повышения роли механизмов учебно-профессиональной ориентации и мотивации молодежи; качество инфраструктуры «физической учебной среды» [5].

Для определения уровня качества образовательного процесса в среднем профессиональном образовании и оценки его эффективности, автор разработал анкеты на основе квалиметрического подхода «Е.В. Ворсина [1], Н.И. Никитина, Т.В. Васильева, И.Н. Никишина»[4], для того, чтобы оценить теоретическое и практическое проведение занятий рабочей программы с точки зрения студентов, и другую анкету измерения эффективности рабочей программы с точки зрения преподавателей, руководителей, и авторов этой программы, чтобы раскрыть факторы, влияющие на качество СПО (Дизайн костюма), раскрыть роль комптентностного подхода в формировании современной методологии, чтобы развить теоретические и практические занятия СПО и определить инновационные подходы к решению проблем качества подготовки квалифицированных специалистов.

Существует многообразие подходов к определению качества образования, поэтому для анализа качества образовательного процесса рабочей программы «Дизайн костюма» используем следующие подходы:

Структурно-функциональный подход к достижению качества содержания рабочей программы; функционально-деятельностный подход к достижению качества тенденций обучающихся [3]; системный подход к достижению качества целевого управления [6]; процессный подход к достижению качества образовательной деятельности и её результатов.

В эксперименте приняли участие 38 студентов группы КМТ - 15 4 курса, КМТ - 16 3 курса, и 6 преподавателей с факультета «Технологии и дизайна» - изучение контрольной группы проводилось 29.02.2019 г., экспериментальной группы 13-14.03.2019 г., и анкетирование преподавателей проводилось 13-15.03.2019 г.

В ходе работы нами был проведён педагогический эксперимент, который состоял из трёх этапов: наблюдение, измерение (анкетирование), анализ, и в ходе наблюдения нами были сделаны выводы о чёткости выстраиваемой работы, направленной на формирование анкетирования. Приступив к следующему методу-анализу целей, ОК-ПК (преподаватель и студент), содержания, методов обучения рабочей программы "дизайн костюма" и учебной практики подготовки студентов, мы опирались на стандарты образовательной и профессиональной программы для средних образовательных колледжей.

Результаты анкетирования студентов были проанализированы методами математического стандартного пакета "SPSS" и "Excel".

Результаты анализа экспериментальных и контрольных 3 - 4 курсов и мнений преподавателей показали несущественные различия в оценке качества рабочей программы.

Качество образовательного процесса зависит от качества целей и задач рабочей программы, качества общих и профессиональных компетенций подготовки студентов, качества содержания рабочей программы, качества инфраструктуры учебной практики, качества форм и методов проведения занятий и качества реализации ИКТ. В этом эксперименте участвовали студенты (3 и 4 курсов), обучающиеся по специальности «Дизайн» (по отраслям) на учебной практике «Дизайн костюма». Анкетирование показало среди студентов и преподавателей, изучающих программу «Дизайн костюма», Что студенты высоко оценили содержание программы, и это согласуется с оценкой студентов в экзаменационной ведомости: процент студентов (3 курс), которые получили «5», составил 52,6, процент студентов (4 курс) - 54,5.

Результаты анализа качества рабочей программы «Дизайн костюма», качества инфраструктуры образовательной среды, качества ПК студентов, по мнению преподавателей, было оценено как среднее.

Показатели, влияющие на качество подготовки студентов по рабочей программе и учебной практике по дисциплине «Дизайн костюма» СПО: цели и задачи рабочей программы; общие и профессиональные компетенции (знать, уметь, владеть) подготовки студентов; содержание дисциплины и практических работ, контрольных мероприятий рабочей программы; формы и методы обучения; программы по графическому дизайну; инфраструктуры образовательной среды; уровень оценки успеваемости студентов.

Это исследование показывает, что в рабочей программе дисциплины 0П.08 «Дизайн костюма» должно быть уделено большее внимания использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности и анализе проекта.

Результаты анализа качества форм и методов проведения занятий показывают, что необходимо обращать внимание на интерактивные формы проведения теоретических занятий: проектные технологии, технологии проблемно-деятельностного обучения, совместное обучение.

Для формирования адекватных моделей мониторинга необходимы систематический сбор и анализ объективных данных о результатах обучения студентов, применение новых контрольно-оценочных технологий в условиях образовательного учреждения, совершенствование педагогических технологий формирования профессиональной компетентности будущих специалистов в соответствии с требованиями международных стандартов подготовки специалистов.

Список литературы / References

1. Ворсина Е.В. Диагностика сформированности учебной компетентности студентов на основе квалиметрического подхода: Автореф дисс.. на соисгание уч степение к.п.н. Йошкар-Ола, 2015.

2. Горбачевская Д.С., Кутёва О.А., Позднякова И.Р. Болонский процесс и качество образования [Текст] // Международный журнал экспериментального образования, 2010. № 4. С. 23-24.

3. Кузнецов И.Н. Основы научных исследований: Учебное пособие для бакалавров / И.Н. Кузнецов. 3-е изд. М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и К», 2017. 284 с.

4. Никитина Н.И., Васильева Т.В., Никишина И.Н. Некоторые аспекты оценки качества непрерывного профобразования специалистов социономического профиля // Человеческий капитал, 2015. № 3 (75). С. 27-34.

5. Плаксунова Т.А. Оценка качества российского образования с позиции положений Болонской конвенции и Юнеско// Вестник института, 2011. № 1 (22). С. 38-47.

6. Пурин В.Д. Педагогика среднего профессионального образования (Высшее образование). Ростов н/Д.: Феникс, 2006. 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.