Научная статья на тему 'Характеристика и сущность понятия «Самостоятельная познавательная деятельность»'

Характеристика и сущность понятия «Самостоятельная познавательная деятельность» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
394
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА / КУРС «СОВРЕМЕННЫЙ КЫРГЫЗСКИЙ ЯЗЫК» / ПРАКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / КАРТИНА МИРА / ПОЗНАНИЕ / КОГНИТИВНАЯ ТЕОРИЯ / МОТИВАЦИЯ / INDEPENDENT COGNITIVE ACTIVITY / COGNITIVE INDEPENDENCE / INDEPENDENT STUDENT’S WORK / COURSE "MODERN KYRGYZ LANGUAGE" / PRAXEOLOGICAL APPROACH / PICTURE OF THE WORLD / COGNITION / COGNITIVE THEORY / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акунова Айнура Рысбековна

В каждом научном исследовании во введении обосновывается актуальность темы исследования, выявляются существующие противоречия, определяются проблема, объект, предмет, цель и задачи, гипотеза исследования, раскрываются его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, перечисляются методы исследования, характеризуется теоретико-методологическая база, а также формулируются положения, выносимые на защиту. Соискатели ученых степеней по направлению педагогика в первый очередь должны изучать методологию и методику педагогических исследований, теории познания, педагогику и психологию личности от концепций до технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS AND ESSENCE OF THE CONCEPT "INDEPENDENT COGNITIVE ACTIVITY"

In each scientific study in the introduction, the relevance of the research topic is justified, the existing contradictions are revealed, the problem, object, subject, purpose and tasks are determined, the research hypothesis, its scientific novelty, its theoretical and practical significance are revealed, the methods of investigation are listed, characterized by a theoretical and methodological basis, as well as formulates the provisions to be defended. Applicants of academic degrees in the direction of pedagogy must first of all study the methodology and methodology of pedagogical research, theory of knowledge, pedagogy and personality psychology from concepts to technology.

Текст научной работы на тему «Характеристика и сущность понятия «Самостоятельная познавательная деятельность»»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ХАРАКТЕРИСТИКА И СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» Акунова А.Р. Email: Akunova663@scientifictext.ru

Акунова АйнураРысбековна - доктор педагогических наук, и.о. профессора, кафедра технологии обучения кыргызскому, русскому языкам в начальной школе, Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в каждом научном исследовании во введении обосновывается актуальность темы исследования, выявляются существующие противоречия, определяются проблема, объект, предмет, цель и задачи, гипотеза исследования, раскрываются его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, перечисляются методы исследования, характеризуется теоретико-методологическая база, а также формулируются положения, выносимые на защиту. Соискатели ученых степеней по направлению педагогика в первый очередь должны изучать методологию и методику педагогических исследований, теории познания, педагогику и психологию личности от концепций до технологий.

Ключевые слова: самостоятельная познавательная деятельность, познавательная самостоятельность, самостоятельная работа студента, курс «Современный кыргызский язык», праксиологический подход, картина мира, познание, когнитивная теория, мотивация.

CHARACTERISTICS AND ESSENCE OF THE CONCEPT "INDEPENDENT COGNITIVE ACTIVITY" Akunova A.R.

Akunova Aynura Rysbekova - Doctor of Pedagogics, Acting Professor, DEPARTMENT OF TEACHING TECHNOLOGY OF KYRGYZ, RUSSIAN IN PRIMARY SCHOOL, KYRGYZ STATE UNIVERSITY I. ARABAEV, BISHKEK, REPUBLIC OFKYRGYZSTAN

Abstract: in each scientific study in the introduction, the relevance of the research topic is justified, the existing contradictions are revealed, the problem, object, subject, purpose and tasks are determined, the research hypothesis, its scientific novelty, its theoretical and practical significance are revealed, the methods of investigation are listed, characterized by a theoretical and methodological basis, as well as formulates the provisions to be defended. Applicants of academic degrees in the direction of pedagogy must first of all study the methodology and methodology of pedagogical research, theory of knowledge, pedagogy and personality psychology from concepts to technology. Keywords: independent cognitive activity, cognitive independence, independent student's work, course "Modern Kyrgyz language", praxeological approach, picture of the world, cognition, cognitive theory, motivation.

УДК 371.315.7

Человек окружающий его мир узнает через собственное мышление. Изучает законы природы и явления, делает анализы, выводы. Эта наука называется гносеологией. Гносеология (от греческого слова «гнозис» - знание, «логос» - понятие) - наука о знании человеческой природы и ее ресурсов, отношение к истине, знанию, надежности и достоверности объекта, является разделом философии. В философии говорится, что «Знания - это понятия в языке, доказательства, итог процесса, отражающий через познавательную теорию» Следовательно, мы в любой отрасли науки, в процессе преподавания и обучения, должны подчиняться законам природы. Мы убедились, что без понимания теории, сущности, значения человеческого познания, невозможно найти эффективные пути познания разных наук, методов обучения [2, с. 11].

Смысл познания человека, заключается в том, что мы убеждаемся, что в науке, без понимания теории, эффективные пути обучения в образовании, сводятся на нет. По сведениям философских энциклопедических словарей «Познание мира рассматривается в четырех ракурсах - это бытовой, научный, художественный и религиозный. Бытовой аспект складывается из опыта практического выполнения разнообразной деятельности. Его итог - это привычки, взгляды и вера. В результате каждодневной практической деятельности, человек узнает о быте, традициях, о взаимосвязи языка и культуры, о духовно-нравственных ценностях.

Формируется этикет человека, религиозные и политические убеждения. На основе каждодневного практического опыта познания мира, появляются и другие его виды».

Когнитивная теория - знание проблем и возможностей; отношение знания и истины; условия, определяющие действительность знаний, которая изучает отрасль философии. Когнитивная - означает процесс достижения истины. Абсолютная истина формируется из большого количества реальности./ Эти философские понятия, определения, составляют научно-методологическую основу исследования и организацию самостоятельной познавательной деятельности студента в процессе обучения кыргызскому языку. Если в научных источниках рассмотреть, как дана категория «деятельность» в аспектах философии, психологии и педагогики, то «деятельность» это особая форма человеческих отношений к окружающему миру, которая рассматривается как философская категория. Понятие деятельности включает в себя: цели, средства, результат и процесс. Категория «деятельность» в психологии глубоко исследована такими учеными, как А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов. Известный психолог А.Н. Леонтьев отмечает, что структура деятельности - состоит из простой деятельности и операций. Простая деятельность не делится, а его мотив, предмет и цель всегда совпадают. Мотив - это потребность личности, которая вызывается этой потребностью. Деятельности без мотива не существует. [3, с. 27-28].

Действие отличается от деятельности несоответствием мотива с целью или ожидаемого результата. Особенность действия считается, «способностью переходить от одной деятельности к другой». Следующая единица строения - это операция. Операция - это элемент действия. Действия строятся из операции, а деятельность из действий. Если мы четко поймём отношение строения элементов деятельности, то мы поймём, как учебный процесс позволяет студентам переходить из управления операцией в управление действием, далее на управление деятельностью.

Среди множества вопросов, которые язык задает исследователям, один из самых интересных, как нам кажется, это вопрос о том, как язык формирует картину мира человека. Но прежде - несколько слов о том, что такое картина мира? Американский антрополог Роберт Редфильд определяет картину мира как такое видение мира, которое характерно для того или иного народа; это - представления членов общества о самих себе и о своих действиях, о своей жизни и своей активности в мире. Замечательно об этом сказано у философа Макса Фромма, «человек обладает разумом и воображением», и этот факт приводит его к необходимости не только иметь чувство собственной идентичности, но и интеллектуально ориентироваться в мире. Чем дальше развивается его разум, тем более адекватной становится его система ориентации, то есть тем более она приближается к реальности /.../. Вполне очевидно, что его картина мира зависит от развития его разума и знаний». Об этом же пишет выдающийся немецкий философ М. Хайдеггер, утверждая, что человек воспринимает и понимает мир как картину; то есть, мир для него преобразуется в картину, и именно так человек осваивает мир [3, с. 47]. К настоящему времени понятие «картина мира» в науке относится к числу фундаментальных, в котором выражается специфика не только познавательной, но и всей жизнедеятельности человека.

Познание, или когниция, - это философская проблема, и мы не будем здесь подробно ее касаться. За рабочее определение мы возьмем следующее: познание - специфический вид духовной деятельности человека, это процесс постижения мира. По данным психологии, в процессе познания человек использует не только разум, но и чувства. Что происходит в процессе познания? - Обработка информации внешнего мира. То есть, человек получает разнородные сигналы и классифицирует их по когнитивным категориям. Но на основании чего? - Он опирается на принятые в данной лингвокультуре (сформированные) признаки-сигнификаторы. Мы говорим, что познание - это процесс. А его результат - знание. Человек познает для того, чтобы получить представление о предметах, вещах, событиях; познает для того, чтобы получить и иметь знание о мире. В организации такого процесса исследователями используется и распространяется такое особое направление, как педагогическая праксиология, которое в учебном процессе только начали использовать, но результативность доказывается с каждым годом.

В нашем исследовании в изучении курса «Современный кыргызский язык» мы опираемся на такой аспект, в основе которого лежит праксиологический подход, направленный на получение максимального результата при минимальных затратах ресурсов и времени, потому что «самостоятельная работа» и «самостоятельная деятельность» могут быть предметом праксиологии. Праксиологический подход, по словам Л. Мизеса, базируется на положениях праксиологии (теории успешной деятельности), которая интерпретируется как «наука выбора средств, а не целей, ее предмет - средства. Цели в праксиологический науке принимаются как

нечто данное, заранее определенное». Приведем авторское понимание В.С.Федотовой категорий «самостоятельная работа» и «самостоятельная деятельность», рассматриваемых с точки зрения праксиологического подхода [1, с. 62-63].

Самостоятельная работа - это средство развития самостоятельности как одного из ведущих качеств личности, выражающегося в умении под руководством преподавателя, но без его непосредственного участия выбирать/находить наиболее рациональные способы решения задач и достижения цели. [4] Самостоятельная деятельность - это результат проявления самостоятельности, выражающийся в действиях и являющийся основой успешного профессионального становления в будущем. В авторском понимании самостоятельная деятельность, направленная на получение субъективно нового и/или объективно нового знания, реализующая интеллектуальные запросы личности, целенаправленная и активная, интерпретируется как исследовательская деятельность [5].

Таким образом, в нашем докладе вкратце даны характеристики таким понятиям, как «познание», «познавательная деятельность», «самостоятельная познавательная деятельность», уточнены и раскрыты значения этих терминов.

Список литературы / References

1. Колесникова И.А. Педагогическая праксиология [Текст] / И.А. Колесникова, Е.В. Титова. Москва: Академия, 2005. 256 с.

2. Кудаев М.Р. Методология и методика педагогических исследований [Текст] / М.Р. Кудаев. Майкоп, 2003. 168 с.

3. Кульневич С.В. Педагогика личности: от концепций до технологий [Текст] / С.В. Кульневич. Ростов-на-Д., 2001. 160 с.

4. Акунова А.Р. Педагогическая практика, как основной компонент формирующий профессиональные компетенции будущих педагогов [Текст] / А.Р. Акунова. Вестник науки и образования. Москва: Проблемы науки. № 7(19) июнь, 2016. 79-81 стр.

5. Акунова А.Р. Формирование и развитие самостоятельной познавательной деятельности студента - актуальная задача современности [Текст]/ А.Р. Акунова, Б.С. Чокошева. Вестник науки и образования. Москва: Проблемы науки. № 7 (19) июнь, 2016. 81-84 стр.

АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ НА ОСНОВЕ КВАЛИМЕТРИЧЕСКОГО ПОДХОДА Асси Р.С. Email: Assi663@scientifictext.ru

Асси Рама Субхи — магистрант, кафедра профессионального обучения (по отраслям), факультет управления и социально технических сервисов, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина,

г. Нижний Новгород

Аннотация: цель данной статьи состояла в анализе качества образовательного процесса среднего профессионального образования по рабочей программе «Дизайн костюма» с целью определения эффективности рабочей программы в подготовке специалистов, и исследование проводилось на основе методов теоретического анализа отечественных и зарубежных исследований, педагогического наблюдения, анкетирования, педагогического эксперимента, интерпретации результатов и сравнения их; в результате исследования выявляются показатели качества профессионального образования. Приводятся результаты анкетного опроса студентов 3 - 4 курсов (специальность «Дизайн по отраслям») и преподавателей, измеряемые полнотой освоения содержания программ, даются рекомендации для повышения качества их подготовки, чтобы разработать и описать использование аналитических подходов, направленных на формирование качества образовательного процесса в учебных заведениях и дать возможность использовать формы анкетирования для анализа качества образовательного процесса в другом учреждении СПО или высшего образования по специальности «Дизайн (по отраслям)».

Ключевые слова: квалиметрический подход, качество образовательного процесса, среднее профессиональное образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.