Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы студентов с помощью учебно-методических комплексов'

Организация самостоятельной работы студентов с помощью учебно-методических комплексов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
275
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКУМ КЫРГЫЗСКОГО ЯЗЫКА / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / БУДУЩИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / КОМПЕТЕНЦИИ / ИЗУЧЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПОСРЕДСТВОМ ТЕКСТА / МЕТОДЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ / ВИДЫ И ФОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ / ТАКСОНОМИЯ БЛУМА / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ / ПОРТФОЛИО СТУДЕНТА / ВИДЫ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акунова Айнура Рысбековна, Чокошева Бурулкан Сапаровна

Статья об учебно-методическом комплексе «Практический курс кыргызского языка», состоящем из типовой и рабочей программ, учебного пособия из 2-х частей, интернет-сайта www. Kyrgyzinfo.ru дипломанте и финалисте конкурса «Лучший инновационный учебно-методический комплекс, составленный на основе компетентных отношений в вузах Кыргызской Республики», организованного Министерством образования Кыргызской Республики, Ассоциацией образовательных учреждений «Education Network» в 2011 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы студентов с помощью учебно-методических комплексов»

Организация самостоятельной работы студентов с помощью учебно-методических комплексов Акунова А. Р.1, Чокошева Б. С.2

'Акунова Айнура Рысбековна /Akunova Ainura Rysbekovna - кандидат педагогических наук, доцент;

2Чокошева Бурулкан Сапаровна /Shokoscheva Burulkan Saparovna - кандидат педагогических наук, доцент,

кафедра технологии обучения, факультет педагогики, кыргызского, русского языка в начальной школе, Кыргызский государственный университет им. Ишеналы Арабаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: статья об учебно-методическом комплексе «Практический курс кыргызского языка», состоящем из типовой и рабочей программ, учебного пособия из 2-х частей, интернет-сайта www. Kyrgyzinfo.ru - дипломанте и финалисте конкурса «Лучший инновационный учебно-методический комплекс, составленный на основе компетентных отношений в вузах Кыргызской Республики», организованного Министерством образования Кыргызской Республики, Ассоциацией образовательных учреждений «Education Network» в 2011 году.

Ключевые слова: практикум кыргызского языка, самостоятельная работа студента, учебно-методический комплекс, будущие специалисты, компетенции, изучение материала посредством текста, методы личностно-ориентированного обучения, виды и формы оценивания, таксономия Блума, интерактивные игры, портфолио студента, виды домашних заданий.

Кыргызский язык, национальный язык кыргызского народа и государственный язык Кыргызской Республики имеет важное значение на всех этапах обучения. На каждой ступени образования обогащаются знание, умения и навыки изучающего родной язык. В результате, посредством глубокого изучения родного языка, студенты обучаются грамотно говорить и писать на родном языке, формируются как компетентные специалисты своей профессии.

Студент, обучающийся по специальности «Учитель начальных классов», «Учитель кыргызского языка и литературы», глубоко изучая материалы родного языка, передает свои знания учащимся средней общеобразовательной школы. На сегодняшний день из-за новых поставленных задач к обучению и воспитанию появилась необходимость по новому относиться к образованию. Учитель нынешнего времени должен сохранить традиционные методы и приемы обучения и в то же время быть способным усовершенствовать свои знания, согласно инновациям в образовании.

Разностороннее обучение родному языку является важной задачей в подготовке специалистов по кыргызскому языку и литературе в начальной и средней школе. Поэтому в учебном плане дисциплине «Практический курс кыргызского языка» уделено должное место. Этой дисциплине студенты обучаются в I-IV семестре 1-2 курса с целью практического обучения кыргызскому языку и широкого применения основ знаний и навыков.

«Практический курс кыргызского языка» предназначается для укрепления знаний по системе современного литературного языка, интерпретации в школьной программе, учебниках и учебных пособиях, разделов современного кыргызского языка, орфографии, пунктуационной грамотности и его развитию посредством упражнений. В подготовке коммуникабельных, применяющих свои знания в практике, владеющих педагогическим мастерством специалистов, эта дисциплина играет огромную роль.

В вузах по дисциплине «Практический курс кыргызского языка», согласно государственному стандарту, действуют следующие программы: Система «Современного кыргызского языка» и его интерпретация в учебных программах, учебниках, учебных пособиях. Орфографическое и пунктуационное знание и упражнение. Нормы современного кыргызского языка. Приемы проверки письменных работ учащихся, пути анализа ошибок. Понятие «сложности» в кыргызском языке и его классификация. Сложности в усвоении орфографии и пунктуации. Способы развития орфографической и пунктуационной грамотности.

Предметом дисциплины является современный литературный язык. Целью дисциплины является глубокое и теоретическое изучение его и удобное и правильное применение практически, способность анализировать интерпретации изучаемых тем в учебных программах, учебниках, учебных пособиях.

Задачи дисциплины:

• Расширение и дополнение лингвистических знаний студентов.

• Обогащение познавательной деятельности студентов.

• Изучать кыргызский язык, изучить традиции и историю своего народа.

• Выполнять упражнения на разных уровнях обучения посредством текста.

• Формирование орфографической и пунктуационной грамотности.

В обучении «Практического курса кыргызского языка» рассматриваются следующие знания, умения, навыки:

• дать основную информацию по разделам современного кыргызского языка (фонетика, графика, орфография и орфоэпия, лексикология, фразеология, морфология, синтаксис, пунктуация, стилистика, текстология и т. д.);

• усвоить интерпретацию современного кыргызского языка в учебных программах, учебниках, учебных пособиях и выбирать, применять подходящие учебные средства;

• усвоить нормы современного кыргызского языка;

• различать уровни сложности в изучении разделов кыргызского языка;

• изучать способы развития орфографической и пунктуационной грамотности и применять их на практике;

• изучать классификацию ошибок письменных работ учащихся и пути проверки и исправления ошибок;

• выбирать учебные методы и способы оценивания успеваемости учащихся в изучении кыргызского языка.

В результате студент должен знать:

• объекты исследования каждого раздела кыргызского языка;

• историю кыргызского языка;

• основные задачи, понятия, определения в языке;

• место кыргызского языка в системе языков и их общности и развития.

Должен изучить:

• нормы литературного языка;

• разъяснить различные факты, приводить примеры;

• различные практические навыки по кыргызскому языку;

• упражняться проводить все виды грамматических разборов.

Должен приобрести:

• навыки по достаточному, богатому словарному запасу в родном языке;

• навыки правильной устной и письменной речи;

• навыки лингвистической подготовки по преподаванию кыргызского языка в общеобразовательной школе [1, стр. 7]. С целью приобретения основ этих знаний и планируется изучить дисциплину «Практический курс кыргызского языка» в I и II курсах; учебному плану разделены на следующие тематические группы.

Таблица 1. Разделы дисциплины «Практический курс кыргызского языка»

№ Разделы

1. Система современного литературного кыргызского языка

2. Разделы современного кыргызского языка

3. Фонетика. Графика и орфография

4. Лексика и фразеология

5. Морфология

6. Синтаксис

7. Орфография и пунктуация

8. Нормы современного литературного кыргызского языка

9. Классификация ошибок письменных работ учащихся способы проверки и пути

10. Способы развития орфографической и пунктуационной грамотности

Методы обучения, предлагаемые для формирования компетенций по дисциплине: активные и интерактивные методы обучения, предлагаемые при обучении дисциплины «Практический курс кыргызского языка»: проблемное обучение, критическое чтение, мозговой штурм, работа в группах, презентация, составление портфолио и т. д.

Методы оценивания успеваемости студентов (суммативное и формативное оценивание):

- Тестовые задания, контрольные тексты.

- Портфолио студента.

- Устный опрос.

- Коллоквиум.

- Письменная контрольная работа.

- Групповые ролевые игры.

средней навыков часы по

- Критические комментарии.

- Дебаты.

- Применение дидактических средств обучения.

- Журнал преподавателя.

- Анкеты и т. д.

Рабочая программа «По практическому курсу кыргызского языка» для студентов вузов составлена согласно требованиям Государственного стандарта по высшему и профессиональнальному образованию и типовой программе по дисциплине. Она разработана по технологии обучения по модульной системе, и преподаватели, руководствуясь ею, могут организовать учебный процесс.

Содержание рабочей программы по «Практическому курсу кыргызского языка»:

1. Объяснительная записка.

2. Структура и содержание дисциплины.

3. Тематический план усвоения дисциплины (лекция, практические занятия, самостоятельная работа студентов).

4. Технология контролирования учебных работ студентов и методическое оборудование.

5. Ресурсы.

6. Дополнительная информация.

7. Приложения [1, стр. 5].

Основная цель - обучая студентов кыргызскому языку в теоретической, практической и методической аспектах, формировать компетентного будущего специалиста, грамотно говорящего и пишущего на родном языке. Для того чтобы осуществлять эту цель, предлагается следующая работа:

1. Изучать материал посредством текста. Тексты подобраны по воспитательному и познавательному значениям. Например, в I семестре по материалам «Моя Родина - Кыргызстан», во II семестре «Народные достояния» изучается программный материал в соответствии с познаванием студентов национальных особенностей кыргызского народа. Во второй части учебного пособия расположены материалы, изучаемые в III семестре по тематикам «Традиции предков, нравы матерей», в IV семестре «История языка - история народа». На I курсе используются интерактивные стратегии, такие как кластер, эссе, диаграмма Венна, а на втором курсе пирамида, Даймонд-бриллиант, инсерт, по которым выполняются грамматические упражнения. Изучаются стратегии критического мышления, тестовые задания используются как формативное оценивание.

Интерактивные игры. При прохождении каждой новой темы, для того чтобы активизировать студентов и сосредоточить их внимание, используются различные игры, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, с целью обогащения речи студентов и усвоения ими богатого клада родного языка [3, стр. 58].

2. Каждый изучаемый материал организовывается в соответствии с таксономией Блума,

т. е. при этом формируются знания, умения и навыки студентов с самого элементарного уровня запоминания до творческого уровня. Для этого, учитывая разные стили изучения, разработаны следующие задания:

1) На уровне запоминания - основные грамматические правила, по теме передаются через таблицы, схемы; развитие и продолжение темы предлагается выполнять самостоятельно.

2) На уровне понимания - выполняются упражнения, связанные с содержанием текста (написание, эссе, составление кластера, диаграмма Венна, изучение текста с применением стратегии критического чтения).

3) На уровне применения - думают, понимают и применяют содержание темы, текста, связывая их с жизнью.

4) На уровне анализирования - исследование информации, связанной с изучаемым материалом, текстом.

5) На уровне синтезирования - разработать самостоятельно различные примеры и задания по теме, по тексту.

6) На уровне оценивания - изучение и оценивание интерпретации изучаемой темы в учебных программах, учебниках, учебных пособиях для начальных классов или же 5-11-х классов средней общеобразовательной школы.

7) На уровне творчества - написать эссе, составить кроссворды, буклеты, загадки, произведения, проекты и т. д.

3. Орфографическая минута - на каждом занятии уделяется 5-10 минут на развитие орфографических и пунктуационных знаний студентов. Для этого выбирается любая часть предлагаемого текста и проводятся различные виды диктантов. Написанный диктант проверяется путем самопроверки или проверки друг друга. Организуется работа над орфографическими и

пунктуационными ошибками. В данное учебное пособие включены разделы новых правил правописания кыргызского языка.

Тест. После каждой изучаемой темы с целью формирования и оценивания знаний студентов включены тестовые задания [3, стр. 45].

4. Самостоятельная работа, связанная с изучаемыми материалами.

Составить таблицы, карточки. Составить картотеку грамматических правил. Собирать материалы для портфолио. Работа с «Орфографическим словарем» и «Орфографическими правилами». Упражняться с помощью грамматических разборов. Работа с учебником, учебной программой. Собирать фразеологизмы, пословицы, поговорки, скороговорки и изучать их. Написание реферата. Разработка проекта. Работа над ошибками, работа с Интернет-ресурсами: www.Kyrgyzinfo.ru; www.KyrgyzTili.kg;www.akunova25.narod.ru (для студентов и преподавателей ВУЗов); www.akunova.orgfree.com (дистанционное обучение) и т. д. Выполняя задания и упражнения, предложенные в учебном пособии, студенты могут приобрести те компетенции, которые указаны в Госстандарте по дисциплине «Практический курс кыргызского языка» [1, стр. 16].

С целью улучшения содержания учебно-методического комплекса «Практический курс кыргызского языка», мы ждем ваших ответов на следующие вопросы: Имеются ли какие-то отзывы, мнения по 1 -2 части учебного пособия, по которым вы занимались на 1 -2 курсах? Какие успехи? Какие были трудности? Понравились ли вам предлагаемые нами система, способы? Приобретаете ли вы навыки исследовательского обучения, работая в группах, самостоятельно? Почувствовали ли особенности каждой ступени познания, развивая усвоенные материалы от самой простой ступени запоминания до ступени творчества? Приобрели ли навыки пунктуационной грамотности, самооценивания, оценивания друг друга, неустанной работы над орфографическими, пунктуационными ошибками в письменных работах? Работая по предлагаемой системе дидактических материалов, заданий, не занимаясь выучиванием теоретических материалов, а работая посредством текста, занимались ли вы обогащением своей речи, почувствовали ли богатство и силу родного языка?

Мы, авторы ждем ваших ответов на эти вопросы по следующему электронному адресу: акипоуа[email protected] и желаем преподавателям и студентам, чтобы они и дальше неустанно работали над развитием своих знаний, умений и навыков по родному языку.

Литература

1. Акунова А. Р., Чокошева Б. С. Типовая и рабочая программы по «Практическому курсу кыргызского языка». Бишкек, 2010.

2. Акунова А. Р., Чокошева Б. С. Практический курс кыргызского языка. 1 часть. Бишкек, 2010.

3. Акунова А. Р., Чокошева Б. С. Практический курс кыргызского языка. 2 часть. Бишкек, 2010.

Дистанционное обучение как образовательный формат. Мировой обзор

Машукова Б. С.

Машукова Бэла Султановна /Mashukova Bela Sultanovna — кандидат химических наук, доцент, кафедра высокомолекулярных соединений и органической химии, Кабардино-Балкарский государственный университет, г. Нальчик

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация: в статье рассматривается новый обучающий формат - дистанционное образование и его состояние на сегодняшний день, достоинства и недостатки формата. Показаны примеры создания учебных и образовательных онлайн-курсов по всему миру, созданных на различных образовательных платформах, показаны причины их возникновения. Ключевые слова: дистанционное образование, онлайн-курсы.

УДК 374.1

Массовые открытые онлайн-курсы появились на рынке несколько лет назад с обещанием революции в образовании. Сегодня можно встретить на рынке дистанционного образования множество аббревиатур (MOOK, COOK, МЧОК), за которыми - названия онлайн-курсов и интерактивных систем обучения. Рассчитан такой новый образовательный, учебный формат на довольно различную аудиторию.

МООК означает «Массовые открытые онлайн-курсы» (MOOC - Massive Open Online Courses). Название отражает цель проекта - сделать обучение доступным для максимального числа слушателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.