Научная статья на тему 'Роль изложения в обогащении речи учащихся начальных классов'

Роль изложения в обогащении речи учащихся начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
441
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА / WRITTEN WORK / РАЗВИТИЕ РЕЧИ / DEVELOPMENT OF SPEECH / ИЗЛОЖЕНИЕ / PRESENTATION / СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА / СВЯЗЬ ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ С РАЗВИТИЕМ РЕЧИ / COMMUNICATION GRAMMAR TRAINING WITH THE DEVELOPMENT OF SPEECH / ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И РЕЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ / AND THE FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS OF SPEECH / SCHEDULING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чокошева Бурулкан Сапаровна

В данной статье отмечается роль написания изложения в развитии речи учащихся начальных классов, рекомендуются некоторые пути и способы его написания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль изложения в обогащении речи учащихся начальных классов»

The role of présentation in the enrichment of speech of pupils of initial classes

Œokosheva B.

Роль изложения в обогащении речи учащихся начальных классов

Чокошева Б. С.

Чокошева Бурулкан Сапаровна / Chokosheva Burulkan - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии,

Кыргызский государственный университет имени И. Арабаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в данной статье отмечается роль написания изложения в развитии речи учащихся начальных классов, рекомендуются некоторые пути и способы его написания. Abstract: this article notes the role of writing in the development of the presentation speech ofprimary schoolpupils, some recommended ways and means of their writing.

Ключевые слова: письменная работа, развитие речи, изложение, составление плана, связь обучения грамматике с развитием речи, формирование коммуникативных и речевых компетенций учащихся.

Keywords: written work, the development of speech, presentation, scheduling, communication grammar training with the development of speech, and the formation of communicative competence of students of speech.

При обучении родному языку написание изложения занимает особое место. Обучение фонетике, словообразованию, лексике и фразеологии, морфологии, синтаксису, орфографии и пунктуации во взаимосвязи с развитием речи на уроках кыргызского языка создают огромные предпосылки для обогащения речи учащихся [1, с. 11].

Еще в самых первых методических трудах, исследованиях, пособиях по методике преподавания кыргызского языка уделялось особое внимание развитию связной речи учащихся. Автор первой «Азбуки» И. Арабаев уделял особое внимание развитию речи учащихся, в связи с чем, внес в книгу упражнения специально для этих целей. Один из первых ученых Кыргызстана К. Тыныстанов, уделяя особое внимание работе с текстом при развитии речи учащихся, во всех своих учебниках по родному языку рекомендовал художественные тексты этнопедагогического содержания, народные сказки, пословицы и поговорки. С. Нааматов, разработавший первое методическое пособие по изучению кыргызского языка, основной целью преподавания родного языка определил развитие речи учащихся. Вышеназванные ученые использовали грамматику кыргызского языка в качестве основного средства для развития связной речи. Взгляды и исследования первых ученых -методистов не нашли своего дальнейшего продолжения и содержание изучения кыргызского языка в школе составила грамматика языка. Согласно требованиям куррикулума обучение кыргызскому языку не должно ограничиваться усвоением грамматического материала, необходимо уделять основное внимание практическим аспектам языка [5, с. 55].

Как отмечено в Государственных стандартах предметного образования в школах Кыргызской Республики: «В развитии речи учащихся, а также обучении их грамотной, культурной и связной речи через изучение теоретического курса языка необходимо тренировать свободное написание на литературном языке изложения, сочинения, эссе, тезисов, статей и других письменных работ с применением всех средств фонетики, лексики, морфологии, синтаксиса, фразеологии, пунктуации» [1, с. 5].

Ученые А. В. Текучев, Т. А. Ладыженская, В. Ч. Капинос, Е. Ч. Никитина, Ф. Буслаев, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик и др., исследовавшие методику обучения русского языка, разработали положения развития речи, письменных работ, в том числе написания изложений, они рассматривали данные виды деятельности как неотъемлемую часть обучения грамматике [3, с. 31; 4, с. 79].

Написание изложений проводится в начальных классах средней общеобразовательной школы повсеместно. Достижение систематического содержательного написания своих мыслей учащихся в письменной форме является одной из основных задач написания изложений. Через написание изложения мы адаптируем глубокое понимание учебного материала учащимися, развиваем их способности и навыки.

Данный вид письменной работы проводится при помощи текста, сюжетных рисунков, а также при помощи опорных слов и словосочетаний. При выполнении таких видов изложений учащиеся тренируются применять каждое слово к месту и составлению

предложений по синтаксическим правилам. Систематически проведенные уроки по написанию изложения в обязательном порядке улучшают орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Конечно же, перед тем, как предлагать учащимся написать изложение, необходимо провести предварительные устные упражнения, вопросы -ответы. В соответствии с целями урока в начале написания изложения необходимо провести подготовительную работу по нижеследующему плану:

• Согласно содержанию текста, направляющий рассказ учителя, чтение текста, пояснение его содержания.

• Словесно-орфографическая подготовка: пояснение значения некоторых слов и написание их на доске.

• План изложения (после второго чтения текста, план изложения составляется с включением его содержания в соответствующем порядке и пишется на доске).

• Устный пересказ содержания текста 2-3 учащимися согласно плану, устранение недостатков.

• Написание изложения.

В качестве примера предлагается образец урока по написанию изложения при помощи текста на тему «Учительница-мастерица»:

Тема урока: Написание изложения.

Цель урока:

Таблица 1. Цели урока

Образовательная Развивающая Воспитательная

Учащиеся пишут изложение по тексту «Учительница-мастерица». Тренируются в написании изложения по тексту Повышаются навыки слушания, запоминания, совершенствуется письменная речь, формируются навыки правописания Учащиеся обучаются ценить необходимость различных профессий, а также уважать представителей этих профессий и друг друга

Индикаторы: Считаются достигнутыми вышеуказанные цели, если: Таблица 2. Индикаторы

учащиеся хорошо запомнили то, что слышали по тексту и написали изложение на соответствующем уровне повысились способности учащихся слышать, видеть и замечать, и эти результаты заметны по их письменной работе учащиеся размышляют о различных профессиях, стремятся уважать их и уважать друг друга

Тип урока: Урок проверки и закрепления знаний, умений, навыков учащихся.

Форма урока: Творческий урок.

Методы урока: Пересказ, пояснение, показательный.

Оснащение урока: Аудио, иллюстрации, текст.

Межпредметная связь: Литературное чтение, физкультура, рисование. Ход урока:

Фрагмент урока Предложенный метод, способ Деятельность учителя и учащихся Оснащение урока

Организация Способ «Приятное настроение» Учитель во время урока создает благоприятную обстановку среди учащихся, предлагает вести себя свободно, учащиеся говорят друг другу комплименты

Пояснение целей написания изложения Пересказ, пояснение посредством применения вопросов и ответов к ним Учитель поясняет цель и условия написания изложения. Учащиеся задают непонятные им вопросы, обсуждают их. Готовятся к написанию изложения Тема пишется на доске

Написание изложения Учитель выразительно читает текст, или дает слушать аудио-версию текста Текст «Учительница-мастерица» читается выразительно, или же прослушивается через аудио. Проводится работа по сюжетным рисункам, соответствующим каждому из разделов содержания текста, и с опорными словами, учащиеся пересказывают то, что слушали. Обсуждаются вопросы и ответы, план по тексту. Учащиеся пишут изложение в соответствии с планом Аудио, текст изложения

Физминутка Пересказ стиха Читают стих Т. Кожомбердиева «Тоо экен деп ойлоду» и повторяют движения муравья.

Выполнение заданий при написании изложения Самостоятельная работа, наблюдение, обсуждение Для целей проверки знаний учащихся, можно давать дополнительные задания. Например: поясните значение словосочетания «умелые руки»; разберите по составу слов данное словосочетание и т.д. Задания пишутся на доске

Оценивание изложений Оценивание самого себя, друг друга и оценивание учителя Учитель раздает оценочные листы для оценивания самого себя и друг друга. Дает возможность некоторым учащимся прокомментировать свое оценивание. Сам выводит результаты. Учащиеся заполняют оценочные листы, выводят результаты и сдают учителю Листы для оценивания самого себя и друг друга

Задание на дом Пояснение домашнего задания Нарисовать рисунки по содержанию текста, подобрать стихи, загадки, пословицы по темам: учитель, знание, ремесленничество, национальные изделия Задание пишется на доске

Учительница-мастерица.

Жумабубу апа более 50 лет трудилась в одной школе учительницей начальных классов. Она обучила и воспитала сотни детей и выпустила их из стен начальной школы. Своим неустанным трудом она завоевала уважение учащихся и родителей. Была награждена многими государственными наградами.

Жумабубу апа была не только уважаемой учительницей, но и являлась умелой мастерицей на все руки. Она сшивала калпаки, тюбетейки, кемсели, белдемчи и другую национальную одежду. Умело создавала красивые шырдаки, ала кийизы, туш кийизы, сшитые из кусков, тошоки.

Учительница-мастерица организовала в школе кружок умелых ручек и обучала девочек вышиванию, вырезке орнаментов, шитью одежды.

Жумабубу апа являлась членом Союза художественных ремесленников Кыргызстана. Созданные ее руками национальные изделия были удостоены ценных призов на республиканских конкурсах и выставках.

План:

1. Жумабубу апа - учительница.

2. Изделия, созданные руками учительницей-мастерицей.

3. Школьный кружок ремесленников.

4. Жумабубу апа - член Союза художественных ремесленников.

Вопросы:

1. Жумабубу апа была учительницей каких классов?

2. Чем она занималась кроме профессии учителя?

3. Какие национальные изделия она создавала?

4. Какую национальную одежду сшила мастерица?

5. Чему обучала девочек?

Опорные слова: Жумабубу апа, учительница, начальные классы, уважение, воспитание, национальные изделия, национальная одежда, кружок, учительница-мастерица [5, с. 58].

Литература

1. Башталгыч класстардын программалары. Б., 2011.

2. Кыргыз Республикасынын мектептеринде предметтик билим беруунун мамлекеттик стандарттары. Б., 2007.

3. Методика развития речи на уроках русского языка. / Под ред. Ладыженской Т. А., М., 1980.

4. Русский язык в начальных классах / Под ред. Соловейчик М. С. М., 1991.

5. ЧокошеваБ. С. Башталгыч класстарда кыргыз тилин окутуунун методикасы. Б., 2014.

The use of joint training methods, careful reading and understanding in teaching Kyrgyz language at the elementary school Chokosheva B.

Применение совместных учебных методов, пристального чтения и понимания при обучении кыргызскому языку в начальных классах

Чокошева Б. С.

Чокошева Бурулкан Сапаровна / Chokosheva Burulkan - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии, Кыргызский государственный университет имени И. Арабаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в данной статье обозначена роль формирования коммуникативных компетенций таких как: социальные, языковые, речевые и мыслительной деятельности учеников в применении совместных учебных методов и постановке внимательного изучения новых приемов работы с текстом.

Abstract: this article is designated the role offormation of communicative competences such as social, language, speech and intellectual activity of students in the use ofjoint training methods and staging a careful study of new techniques to work with text.

Ключевые слова: пристальное чтение, читать, понимая, совместное обучение, инсерт, мозговой штурм, речевые и языковые компетенции, критическое мышление. Keywords: close reading, reading understanding, co-educational, insert, brainstorming, speech and language competence, critical thinking.

Метод пристального чтения и понимания помогает ускорению мыслительной деятельности у обучаемых, повышению интереса к проходимой теме, вовлечению всех учеников в обучающий процесс. Направлен на формирование коммуникативных социальных, а также речевых и языковых компетенций. К данным стратегиям относятся: двучастный дневник, инсерт, запутанные логические цепочки. Из этих приемов, при обучении родному языку с работой над текстами в начальной школе наиболее эффективным считается инсерт.

Слово «Инсерт» в переводе с английского - эффективное обучение, понимание и система интерактивного обучения, или еще его называют методом пристального чтения и понимания. При применении метода инсерт, ученики, читая текст, понимают, анализируют его и у них вырабатывается критическое мышление. По стратегии инсерт можно работать самостоятельно, в парах или в группе [5, с. 55]. Метод «Инсерт» пошагово:

1. Ученикам дается тема, по которой проводится мозговой штурм, через стратегию задается вопрос «что вы знаете по данной теме?»

2. Написанное дополняют и обсуждают в парах друг с другом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.