пунктуационными ошибками. В данное учебное пособие включены разделы новых правил правописания кыргызского языка.
Тест. После каждой изучаемой темы с целью формирования и оценивания знаний студентов включены тестовые задания [3, стр. 45].
4. Самостоятельная работа, связанная с изучаемыми материалами.
Составить таблицы, карточки. Составить картотеку грамматических правил. Собирать материалы для портфолио. Работа с «Орфографическим словарем» и «Орфографическими правилами». Упражняться с помощью грамматических разборов. Работа с учебником, учебной программой. Собирать фразеологизмы, пословицы, поговорки, скороговорки и изучать их. Написание реферата. Разработка проекта. Работа над ошибками, работа с Интернет-ресурсами: www.Kyrgyzinfo.ru; www.KyrgyzTili.kg;www.akunova25.narod.ru (для студентов и преподавателей ВУЗов); www.akunova.orgfree.com (дистанционное обучение) и т. д. Выполняя задания и упражнения, предложенные в учебном пособии, студенты могут приобрести те компетенции, которые указаны в Госстандарте по дисциплине «Практический курс кыргызского языка» [1, стр. 16].
С целью улучшения содержания учебно-методического комплекса «Практический курс кыргызского языка», мы ждем ваших ответов на следующие вопросы: Имеются ли какие-то отзывы, мнения по 1 -2 части учебного пособия, по которым вы занимались на 1 -2 курсах? Какие успехи? Какие были трудности? Понравились ли вам предлагаемые нами система, способы? Приобретаете ли вы навыки исследовательского обучения, работая в группах, самостоятельно? Почувствовали ли особенности каждой ступени познания, развивая усвоенные материалы от самой простой ступени запоминания до ступени творчества? Приобрели ли навыки пунктуационной грамотности, самооценивания, оценивания друг друга, неустанной работы над орфографическими, пунктуационными ошибками в письменных работах? Работая по предлагаемой системе дидактических материалов, заданий, не занимаясь выучиванием теоретических материалов, а работая посредством текста, занимались ли вы обогащением своей речи, почувствовали ли богатство и силу родного языка?
Мы, авторы ждем ваших ответов на эти вопросы по следующему электронному адресу: акипоуа[email protected] и желаем преподавателям и студентам, чтобы они и дальше неустанно работали над развитием своих знаний, умений и навыков по родному языку.
Литература
1. Акунова А. Р., Чокошева Б. С. Типовая и рабочая программы по «Практическому курсу кыргызского языка». Бишкек, 2010.
2. Акунова А. Р., Чокошева Б. С. Практический курс кыргызского языка. 1 часть. Бишкек, 2010.
3. Акунова А. Р., Чокошева Б. С. Практический курс кыргызского языка. 2 часть. Бишкек, 2010.
Дистанционное обучение как образовательный формат. Мировой обзор
Машукова Б. С.
Машукова Бэла Султановна /Mashukova Bela Sultanovna — кандидат химических наук, доцент, кафедра высокомолекулярных соединений и органической химии, Кабардино-Балкарский государственный университет, г. Нальчик
Аннотация: в статье рассматривается новый обучающий формат - дистанционное образование и его состояние на сегодняшний день, достоинства и недостатки формата. Показаны примеры создания учебных и образовательных онлайн-курсов по всему миру, созданных на различных образовательных платформах, показаны причины их возникновения. Ключевые слова: дистанционное образование, онлайн-курсы.
УДК 374.1
Массовые открытые онлайн-курсы появились на рынке несколько лет назад с обещанием революции в образовании. Сегодня можно встретить на рынке дистанционного образования множество аббревиатур (MOOK, COOK, МЧОК), за которыми - названия онлайн-курсов и интерактивных систем обучения. Рассчитан такой новый образовательный, учебный формат на довольно различную аудиторию.
МООК означает «Массовые открытые онлайн-курсы» (MOOC - Massive Open Online Courses). Название отражает цель проекта - сделать обучение доступным для максимального числа слушателей.
COOK - ^общество открытых онлайн-курсов (Cooc - Community Open Online Courses) - это корпоративные обучающие курсы, они рассчитаны на предприятия, а не на частные лица.
МЧОК - это маломасштабные частные онлайн-курсы (SPOC - small private online courses). Такой формат предполагает обучение небольшой группы слушателей в частном порядке, через интернет, с учетом их конкретных потребностей.
С каждым годом все больше университетов предлагают открытые курсы онлайн для всех (МООК). Это последнее достижение в области дистанционного обучения. Их цель - образование, доступное каждому. Каждый может зарегистрироваться, пройти обучение заочно и после успешной сдачи экзаменов получить диплом. К примеру, в США первым масштабный проект дистанционного обучения запустил Массачусетский институт. Затем Стэнфордский университет основал Udacity [1]. В мае 2012 года к проекту Массачусетского института присоединился Гарвардский университет на базе общей платформы EdX [2].
Далее присоединились Стэнфорд, Принстон, университет Пенсильвании и Мичиганский университет открыли бесплатные образовательные курсы на базе проекта Coursera [3].
Университет Бригама Янга в штате Айдахо еще в 2001 году был академией. Сейчас здесь учатся 11 000 студентов и этот вуз - третий по величине частный университет в Соединенных Штатах. Он не соревнуется с другими вузами ни в спорте, ни в исследованиях. Вместо этого руководство стремится дать студентам качественное образование - и дистанционное, и традиционное [4].
Дистанционное обучение дает возможность молодым людям, живущим вдали от крупных городов, в труднодоступных и изолированных районах, получить образование. В прошлом дети даже не имели возможности посещать школу. Но в век интернета расстояние больше не является препятствием для знаний.
К примеру, Оркнейские острова являются самой северной британской территорией. Население островов, особенно зимой, обычно отрезано от материка и лишено доступа к учебным заведениям. Университет Хайленда нашел решение через Интернет: нет необходимости создавать крупный университетский центр - достаточно организовать несколько небольших учебных центров, соединенных между собой виртуальной сетью [5].
Во время видео конференций учащиеся и преподаватели могут общаться в режиме реального времени. Все последние достижения высоких технологий: широкополосный Интернет, спутниковая связь, Wi-Fi становятся удобным средством обеспечения необходимой информацией всех учащихся, независимо от их место пребывания.
Так, в Бразилии люди и сегодня живут вдали от цивилизации в труднодоступных, удаленных районах, в замкнутом мире. До ближайшей школы нужно добираться несколько часов. Долгое время доступность образования оставалась серьезной проблемой, но сегодня выход найден. Уроки транслируются напрямую через спутник в школы, где установлены принимающие антенны, программа средней школы преподается с телеэкрана. Школьники слушают материал по физике, истории, английскому языку и т. д. сидя за партами. Если что-то остается непонятным, всегда можно обратиться за объяснениями. Ученики используют Интернет. Благодаря веб-камере, час вопросов и ответов всегда происходит вживую.
Около сорока специально подготовленных преподавателей находятся в городе Манаусе. Телевизионный сигнал оттуда принимают пятьсот школ по всему штату Амазония. Вместо классных комнат - телевизионная студия: с камерами, декорациями, техническим персоналом. Сегодня около тридцати тысяч учеников получают образование таким образом. Ежегодно правительство Амазонии выделяет четырнадцать миллионов евро на эту пилотную программу. Сейчас ее готовятся внедрить в Канаде и Австралии [6].
В Австралии спутниковая связь и видеоконференции - не единственная возможность, чтобы установить контакт между учителем и живущими в отдаленных районах учениками. Здесь важную роль играет наличие Интернета. Здесь есть дистанционное обучение, разработанное и предложенное Школой в Брисбене. Ее свободным графиком сегодня пользуется более трех тысяч учащихся по всему миру. Любой молодой человек, где бы он ни жил: за городом, на ферме, в палатке или на яхте - имеет возможность учиться наравне со сверстниками, не теряя школьный год и не отставая от одноклассников [7].
Для многих молодых австралийцев, живущих на бескрайних просторах континента, Школа дистанционного обучения стала школой будущего.
Так же открытие онлайн-курсов - прекрасная возможность расширить горизонты для детей и подростков из развивающихся стран.
Известно, что в Китае сложные вступительные экзамены в вузы и университеты. И если поступить не удалось, то многие начинают свое обучение дистанционно. Такой вариант предлагают не попавшим на очное обучение соискателям крупнейшие университеты Китая - «Бейда» и «Цинхуа». Педагоги дают уроки, их распространяют по Интернету, причем смотрят и слушают не только студенты, но и
педагоги из разных уголков Китая. На подготовку и запись каждого часа онлайн-лекций уходит примерно три дня работы. Профессор пишет текст лекций, начитывает их, а затем редактирует видео. А руководство Университет «Цинхуа» осознало: дистанционное обучение - еще и хороший бизнес. Университет, по некоторым данным, вложил в развитие своей Интернет-платформы средств из расчета 120 тысяч евро на предмет.
В итоге, сегодня в Китае все больше людей используют программы, благодаря онлайн-платформе Netease Open Course. Открытые курсы «Netease» - хорошая альтернатива университетам - можно бесплатно получать знания, когда есть свободное время. В сеть выложены более двадцати тысяч лекций, видеоконференций, семинарских занятий из самых известных университетов мира. Большинство видео имеют китайские субтитры. Пользователи могут посмотреть их по дороге на работу или во время занятий спортом, благодаря весьма популярному приложению для мобильных телефонов. Благодаря этой платформе, слушатели могут осваивать, обогащать дисциплины, предлагаемые в разных уголках мира, знакомиться с иным взглядом на вещи, с иными мнениями [8, 9].
Штаб-квартира открытых курсов «Netease» расположена в городе Ханчжоу. За пять лет офис наладил партнерские связи с Оксфордским, Йельским и Кембриджским университетами, а также с американским веб-ресурсами. Здесь основная масса пользователей - люди в возрасте 18-35 лет. В основном это студенты университетов или недавние выпускники. Их отличает желание учиться и дальше. Они также нуждаются в знаниях, которые можно сразу применять в работе. А еще для них это такое времяпрепровождение - своего рода отдых.
В рамках онлайн-курса пользователи могут делиться своими мнениями с другими студентами. Программа позволяет китайской молодежи легко перешагивать барьеры, возводимые традиционной школой и властями. А значит, завоевывать мир.
Горизонты расширяет также проект «Африканская бизнес-инициатива» - проект, который ставит целью подготовку специалистов в сфере делового администрирования на «Черном континенте». Наиболее активно в программе участвуют Кения и ЮАР. Они надеются через несколько лет подключить к обучению до миллиона молодых людей. Среди сегодняшних молодых бизнесменов в Кении - немало самоучек. После того как они открывают свое дело, постигая основы бизнеса по книгам, они впоследствии чувствуют нехватку знаний и часто записываются на углубленный дистанционный курс по своему профилю. «Африканская бизнес-инициатива» запускает ежегодно новые курсы при содействии ведущих бизнес-школ континента [10].
Таким образом, аудитория онлайн-курсов очень разнообразна. В ней есть и просто люди, желающие записаться и учиться, есть те, кто учится по месту работы по инициативе компании.
Изначальная идея - сделать образование доступным, то есть бесплатным. Ведь для владельцев сайтов неважно, сколько людей прослушают курс - 10 или 10 миллионов, их затраты не вырастут. Однако если по окончании курса слушатель захочет получить сертификат, подтверждающий его знания и открывающий ему путь к дальнейшему обучению, то он должны пройти экзамен, который будет платным.
Однако везде есть плюсы и минусы.
Основной недостаток - обучение заочно влияет на дисциплину студентов. По статистике, такие курсы не дослушивают до конца 95 % записавшихся. Например, в Англии для совершенствования английского языка существуют открытые онлайн-курсы, разработанные Британским Советом. На сайте зарегистрировано более 35 миллионов слушателей. Но подавляющее большинство студентов не дослушали курс до конца. Некоторые недооценили объем работы, другие уже после первого просмотра видео поняли: предполагаемый курс не отвечает их запросам и ожиданиям.
Преимущество подобной формы обучения - это возможность адаптировать его под себя, слушать курсы в удобное время, дома, к примеру. Основная масса слушателей подключается к Интернет-лекторию вечером, по окончании рабочего дня.
Итак, дистанционное обучение - это новинка, для многих регионов революционная. Естественно, что это иногда вызывает критику со сторону старой традиционной школы. Возможно, это происходит из-за боязни конкуренции. Дистанционное обучение только набирает силу, оно часто не слишком качественно. Но одновременно виден огромный потенциал этого образовательного формата. Определенно дистанционное обучение может со временем действительно стать универсальным - для любых уголков мира.
Литература
1. Udacity. [Электронный ресурс]: дистанционные образовательные курсы Стэнфордского
университета. URL: https://www.udacity.com/ (дата обращения: 17.06.2016).
2. Edxro [Электронный ресурс]: дистанционные образовательные курсы Гарвардского университета и Массачусетского технологического института. URL: https://www.edx.org/ (дата обращения: 17.06.2016).
3. Coursera. [Электронный ресурс]: образовательная платформа онлайн-курсов от ведущих университетов и организаций мира. URL: https://www.coursera.org/ (дата обращения: 17.06.2016).
4. BYUI. [Электронный ресурс]: дистанционные образовательные курсы Университета Бригама Янга. URL: http://www.byui.edu/ (дата обращения: 17.06.2016).
5. Theguardian. [Электронный ресурс]: дистанционные образовательные курсы. URL: www.guardian.co.uk/education/ (дата обращения: 17.06.2016).
6. WISE. [Электронный ресурс]: Всемирный инновационный саммит по образованию (WISE). Проект «Дистанционное обучение в Амазонских лесах» (Distance Learning in the Amazon Forest). URL: http://www.wise-qatar.org/edhub/distance-learning-amazon-forest/ (дата обращения: 17.06.2016).
7. Brisbane SDE (Brisbane School of Distance Education). [Электронный ресурс]: Школа дистанционного образования г. Брисбон. www.brisbanesde.eq.edu.au/ (дата обращения: 17.06.2016).
8. WISE. [Электронный ресурс]: Всемирный инновационный саммит по образованию (WISE). Открытые образовательные курсы «Netease». URL: https://www.wise-qatar.org/netease-open-course-china/ (дата обращения: 17.06.2016).
9. By Xuyang Jingjing Source. Distance education 2.0. [Электронный ресурс] Global Times Published, 20131013. URL: http://www.globaltimes.cn/content/817449.shtml?utm_source=buffer&utm_campaign=B uffer&utm_content=buffer2489f&utm_medium=twitter#.UmCruyQoaWf/ (дата обращения: 17.06.2016).
10. AMI. [Электронный ресурс]: Образовательные курсы по программе «Африканская бизнес-инициатива» (African management initiative). URL: http://www.africanmanagers.org/ (дата обращения: 17.06.2016).
Интеллектуальный хоккей как новая форма игровой технологии в образовательном процессе Рогачев А. М.
Рогачев Алексей Михайлович /Rogachev Alexey Mihaylovich - кандидат исторических наук, преподаватель истории и обществознания, Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми Физико-математический лицей-интернат, г. Сыктывкар
Аннотация: в статье рассматриваются ключевые особенности интеллектуальной деятельности в образовательном процессе. Описывается новый вид авторской игровой технологии - интеллектуальный хоккей. В дальнейшем демонстрируются возможности применения технологии на практике.
Ключевые слова: интеллектуальный хоккей, интеллектуальная деятельность, игровые технологии.
DOI: 10.20861/2312-8089-2016-19-001
Понятие «игровая педагогическая технология» достаточно традиционно и включает в себя обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Заметим, что в последнее время игровые технологии стали популярными в педагогическом сообществе. Это можно связать с тем, что ФГОСы предполагают наличие практической (проектной) деятельности. Игра (как педагогическая технология) зачастую и воспринимается как вариант такой деятельности. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком -четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью. Ученик в результате обучения должен получить и развить, в числе прочего, умение анализировать информацию и генерировать на основе имеющихся фактов новое знание. В этом заключается самая важная идея игровых технологий в образовательном процессе.
По нашему мнению, данную идею в полной мере могут реализовать интеллектуальные игры, которые предусматривают интеллектуальную деятельность участников. В чистом виде она предполагает рождение нового знания. В отличие от викторины (игра на эрудицию, другими словами -кто больше знает), интеллектуальная игра предполагает развитие умения правильно и эффективно использовать знания, что гораздо важнее в реальной жизни.