Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА'

КОМПЛЕКСНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩАЯ ПОЗИЦИЯ / КОГНИТИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бирюкова Н. В.

В статье рассмотрены содержательные компоненты комплексной технологии, реализуемые при формировании здоровьесберегающей позиции у студентов медицинских вузов, представлена концепция здоровье сбережения. Цель исследования - разработать структурную модель методики обучения здоровьесберегающим технологиям. В работе использовались методы: анализ, синтез, обобщение, систематизация, сравнение, моделирование. Особое внимание уделено авторской интерпретации определения понятий «комплексная технология» и «здоровьесберегающая позиция». Важная сторона понимания здоровьесберегающей позиции обучающихся состоит в необходимости осознания своего поведения, в рефлексии собственной деятельности, которая является важнейший задачей в системе образования. Для целей исследования важны идеи, представленные Г.П. Щедровицким, который рассматривает рефлексию как форму мыследеятельности на основе системно- мыследеятельностного подхода [Щедровицкий 2005]. В исследовании применена технология с учетом физиологических и личностных особенностей студентов; системнодеятельностный, антропологический, аксиологический, контекстный и компетентностный подходы. В статье описана педагогическая модель формирования здоровьесберегающей позиции студентов медицинского вуза, включающая четыре взаимосвязанных блока: методологический, содержательный, процессуальный и диагностический. Представлены базовые педагогические условия, направленные на формирование когнитивной личности в процессе овладения будущей профессиональной деятельностью. Мы выделили три уровня сформированности здоровьесберегающей позиции студентов: репродуктивный, продуктивный, креативный. В процессе исследования мы пришли к выводу, что комплексная технология представляет собой открытый самоорганизующийся системокомплекс, способствующий эффективному формированию здоровьесберегающей позиции студентов, представляющий собой целостностную систему обучения, совмещающую в себе теоретические и практические аспекты с применением разнообразных форм и методов. Были определены этапа формирования здоровьесберегающей позиции студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPLEX TECHNOLOGY AS A MEANS OF FORMING A HEALTH-SAVING POSITION OF MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS

The article discusses the content components of a complex technology, implemented in the formation of a health-preserving position among students of medical universities, the concept of health preservation is presented. The aim of the research is to develop a structural model of the methodology for teaching health-preserving technologies. The following methods were used in the work: analysis, synthesis, generalization, systematization, comparison, modeling. Particular attention is paid to the author's interpretation of the definition of the concepts of "integrated technology” and "health- preserving position”. An important side of understanding the health-preserving position of students is the need to be aware of their behavior, in the reflection of their own activities, which is the most important task in the education system. For the purposes of the study, the ideas presented by G.P. Shchedrovitsky, who considers reflection as a form of thought activity based on the systemic-thought-activity approach [Shchedrovitsky 2005]. The study used technology, taking into account the physiological and personal characteristics of students; system-activity, anthropological, axiological, contextual and competence-based approaches. The article describes a pedagogical model of the formation of a health- preserving position of students of a medical university, which includes four interrelated blocks: methodological, substantive, procedural and diagnostic. The basic pedagogical conditions aimed at the formation of a cognitive personality in the process of mastering future professional activities are presented. We have identified three levels of formation of the health-preserving position of students: reproductive, productive, creative. In the course of the research, we came to the conclusion that the integrated technology is an open self-organizing system complex, contributing to the effective formation of the health-preserving position of students, which is an integral learning system that combines theoretical and practical aspects with the use of various forms and methods. The stages of the formation of the student's health-preserving position were determined.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА»

Я

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

RESEARCH ARTICLE | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

©Biryukova N. V., 2022

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2022-24-1-4-10

Принята 29.01.2022 | Accepted 29.01.2022

COMPLEX TECHNOLOGY AS A MEANS OF FORMING A HEALTH-SAVING POSITION OF MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS

Biryukova N. V.

First Moscow State Medical University named after I.M. Sechenov, Moscow, Russian Federation

КОМПЛЕКСНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Бирюкова Н.В.

ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, г. Москва, Российская Федерация

Abstract. The article discusses the content components of a complex technology, implemented in the formation of a health-preserving position among students of medical universities, the concept of health preservation is presented. The aim of the research is to develop a structural model of the methodology for teaching health-preserving technologies. The following methods were used in the work: analysis, synthesis, generalization, systematization, comparison, modeling. Particular attention is paid to the author's interpretation of the definition of the concepts of "integrated technology" and "health-preserving position". An important side of understanding the health-preserving position of students is the need to be aware of their behavior, in the reflection of their own activities, which is the most important task in the education system. For the purposes of the study, the ideas presented by G.P.

Аннотация. В статье рассмотрены содержательные компоненты комплексной технологии, реализуемые при формировании здоровьесберегающей позиции у студентов медицинских вузов, представлена концепция здоровьесбережения. Цель исследования -разработать структурную модель методики обучения здоровьесберегающим технологиям. В работе использовались методы: анализ, синтез, обобщение, систематизация, сравнение, моделирование. Особое внимание уделено авторской интерпретации определения понятий «комплексная технология» и

«здоровьесберегающая позиция». Важная сторона понимания здоровьесберегающей позиции обучающихся состоит в необходимости осознания своего поведения, в рефлексии собственной деятельности, которая является

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

Shchedrovitsky, who considers reflection as a form of thought activity based on the systemic-thought-activity approach [Shchedrovitsky 2005]. The study used technology, taking into account the physiological and personal characteristics of students; system-activity, anthropological, axiological, contextual and competence-based approaches. The article describes a pedagogical model of the formation of a health-preserving position of students of a medical university, which includes four interrelated blocks: methodological, substantive, procedural and diagnostic. The basic pedagogical conditions aimed at the formation of a cognitive personality in the process of mastering future professional activities are presented. We have identified three levels of formation of the health-preserving position of students: reproductive, productive, creative. In the course of the research, we came to the conclusion that the integrated technology is an open self-organizing system complex, contributing to the effective formation of the health-preserving position of students, which is an integral learning system that combines theoretical and practical aspects with the use of various forms and methods. The stages of the formation of the student's health-preserving position were determined.

Keywords: complex technology, pedagogical conditions, health-preserving position, cognitive personality, professional activity.

REFERENCES

[1] Verbitsky A. A. Active learning in higher education: contextual approach / A. A. Verbitsky. - Moscow: Higher. school, 1991. S. 204

[2] Komarova E.P. Formation of professional qualities of a teacher: problems of integration / E.P. Komarova, A.S. Fetisov // In the collection: Anthropocentric sciences: an innovative view of education and personal development. Materials of the VII

важнейший задачей в системе образования. Для целей исследования важны идеи, представленные Г.П. Щедровицким, который рассматривает рефлексию как форму мыследеятельности на основе системно-мыследеятельностного подхода [Щедровицкий 2005]. В исследовании применена технология с учетом физиологических и личностных особенностей студентов; системно-деятельностный, антропологический,

аксиологический, контекстный и

компетентностный подходы. В статье описана педагогическая модель формирования здоровьесберегающей позиции студентов медицинского вуза, включающая четыре взаимосвязанных блока: методологический, содержательный, процессуальный и

диагностический. Представлены базовые педагогические условия, направленные на формирование когнитивной личности в процессе овладения будущей профессиональной деятельностью. Мы выделили три уровня сформированности здоровьесберегающей

позиции студентов: репродуктивный, продуктивный, креативный. В процессе исследования мы пришли к выводу, что комплексная технология представляет собой открытый самоорганизующийся

системокомплекс, способствующий

эффективному формированию

здоровьесберегающей позиции студентов, представляющий собой целостностную систему обучения, совмещающую в себе теоретические и практические аспекты с применением разнообразных форм и методов. Были определены этапа формирования здоровьесберегающей позиции студента.

Ключевые слова: комплексная технология, педагогические условия, здоровьесберегающая позиция, когнитивная личность,

профессиональная деятельность.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

[1] Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. -Москва: Высш. школа, 1991. С. 204

[2] Комарова Э.П. Формирование профессиональных качеств педагога: проблемы интеграции / Э.П. Комарова, А.С. Фетисов // В сборнике: Антропоцентрические науки: инновационный взгляд на образование и

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

International Scientific and Practical Conference. 2018.S. 16-18

[3] Lopaeva NS The educational environment of the university in the formation of health-saving competencies / NS Lopaeva // Bulletin of the Chelyabinsk Pedagogical University. - 2010. - No. 10. - P. 78-87.

[4] Fetisov A.S. Model of the formation of personal and professional qualities of a teacher as a subject of health-preserving educational environment of a school / A.S. Fetisov // World of Education - Education in the World. 2014. No. 4 (56). S. 169-179.

[5] Fetisov A.S. Professional and subject development of a teacher based on complex network technology / A.S. Fetisov, A.A. Verbitsky, E.P. Komarova, S.A. Bakleneva // Language and Culture. 2020.No 52. S. 123-139.

[6] Charlton A. Predicting the onset of smoking in boys and girls / A. Charlton, V. Blair // Soc. Sci. Med. -1989. - V. 29. - P. 813-818.

[7] Janis I.L. Decision making: A psychological analysis of conflict, choice and commitment / I.L. Janis, L. Mann. - N. Y.: The Free Press & L.: Collier Macmillan, 1977. p.19

[8] Becker M.H. The health belief model and personal health behavior / M.H. Becker // Health Educat. Monogr. - 1974. - V. 2. - P. 324-508.

[9] Charlton E. Basic principles of teaching a healthy lifestyle / E. Charlton // Questions of psychology. -1997. - No. 2. - S. 3-14

[10] Tones K. Health education: Effectiveness, efficacy and equity (2nd edition) / K. Tones, S. Tilford. - L.: Caption and Hall, 1994.- 305 p.

[11] Maiman L.A. The Health Belief Model: Origins and correlates in psychological theory / L.A Maiman, M.H. Becker // Health Education Monographs - 1974.-P. 336-353.

[12] Rosenstock I.M. Historical origins of the Health Belief Model / I.M. Rosenstock // Health Education Monograph - 1974.- P. 328-335.

развитие личности. Материалы VII Международной научно-практической

конференции. 2018. С. 16-18

[3] Лопаева Н. С. Воспитательная среда вуза в формировании здоровьесберегающих компетенций / Н. С. Лопаева // Вестник Челябинского педагогического университета. -2010. - № 10. - С. 78-87.

[4] Фетисов А.С. Модель формирования личностно-профессиональных качеств педагога как субъекта здоровьесберегающей образовательной среды школы / А.С. Фетисов // Мир образования - образование в мире. 2014. № 4 (56). С. 169-179.

[5] Фетисов А.С. Профессионально-предметное развитие педагога на основе комплексно-сетевой технологии / А.С. Фетисов, А.А. Вербицкий, Э.П. Комарова, С.А. Бакленева // Язык и культура. 2020. № 52. С. 123-139.

[6] Charlton A. Predicting the onset of smoking in boys and girls / A. Charlton, V. Blair // Soc. Sci. Med. -1989. - V. 29. - P. 813-818.

[7] Janis I.L. Decision making: A psychological analysis of conflict, choice and commitment / I.L. Janis, L. Mann. - N. Y.: The Free Press & L.: Collier Macmillan, 1977. p.19

[8] Becker M.H. The health belief model and personal health behavior / M.H. Becker // Health Educat. Monogr. - 1974. - V. 2. - P. 324-508.

[9] Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни / Э.Чарлтон // Вопросы психологии. - 1997. - №2. - С. 3-14

[10] Tones K. Health education: Effectiveness, efficacy and equity (2nd edition) / К. Tones, S. Tilford. - L.: Caption and Hall, 1994. - 305 p.

[11] Maiman L.A. The Health Belief Model: Origins and correlates in psychological theory / L.A Maiman, M.H. Becker // Health Education Monographs -1974. - Р. 336-353.

[12] Rosenstock I.M. Historical origins of the Health Belief Model / I.M. Rosenstock // Health Education Monograph - 1974. - Р. 328-335.

Biryukova N.V. - SPIN ID 3408-0190; ORCID ID 0000-0001-9560-2802

Research interests, number of major publications: medicine, medical education, more than 80 publications have been published, 7 of them in SCOPUS, 21 in VAK, 5 monographs and 30 in conference proceedings.

Бирюкова Н.В. - SPIN ID 3408-0190; ORCID ID 0000-0001-9560-2802

Сфера научных интересов, количество основных публикаций: медицина, медицинское образование, опубликованы более 80 публикаций из них 7 в СКОПУС, 21 в ВАК, 5 монографий и 30 в материалах конференций.

For citation: Biryukova N.V. COMPLEX TECHNOLOGY AS A MEANS OF FORMING A HEALTH-SAVING POSITION OF MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS // Educational bulletin "Consciousness". - 2022. - №1. Vol.24. - С. 4-10. Doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2022-24-1-4-10.

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

Для цитирования: Бирюкова Н.В. КОМПЛЕКСНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА // Образовательный вестник "Сознание". - 2022. - №1. Т.24. - С. 4-10. Doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2022-24-1-4-10.

Введение. Последние несколько десятилетий характеризуются тенденциями

неблагоприятного состояния здоровья молодых людей, увеличение числа с хроническими заболеваниями, рост нервно-психических расстройств и т.д. С самых разных точек зрения и мнений все шире признается, что здоровье в настоящее время является глобальной общественной проблемой, особенно для молодых людей, которые определены как группа риска (McManus, 2016; World Health Organization, 2017).).

Приоритетной целью образования является обеспечение его высокого качества, которое, не должно сводиться только к обучению. Сохранение здоровья - одна из ведущих задач, стоящих перед обществом и системой образования. Здоровьесберегающая функция - как раз та функция образования, которая ориентирована на формирование у участников образовательного процесса опыта уважительного отношения к своему здоровью. Обеспечение сохранения здоровья участников образовательного процесса является необходимостью: оно гарантирует качественный образовательный процесс и социокультурное развитие студентов. Для реализации законов здоровьесбережения необходимо совершенствовать систему образования в части повышения осознанности личной ответственности за сохранения своего здоровья.

Современное образовательное

пространство тесно связано с компьютерными технологиями и различными электронными средствами обучения. Широкое применение интерактивных компьютерных технологий (оснащение цифровой среды - планшеты, электронные доски, ноутбуки, электронные учебники, ридеры, интегрирование в учебной процесс

различных Интернет-ресурсов) требует от участников образовательного процесса наличия компетенции приобретать навыки безопасного существования в современном информационном пространстве. Меняется отношение общества к медицинским вузам, отмечается давление с его стороны, звучат запросы к повышению ответственности за обеспечение информированности и безопасности пациентов. Также необходимо отметить появление нового поколения студентов, которые имеют другой по сравнению с предшествующими

поколениями жизненный опыт, хорошо разбираются и активно пользуются информационными технологиями.

В этой связи требованиям общества будут удовлетворять медицинские специалисты, которые получили в процессе своего образования компетенцию, позволяющую иметь не только достаточно высокий уровень усвоения новой информации через эмоционально-ценностное отношение к деятельности, но и готовых к формированию как собственной системы ценностей в вопросах сохранения и укрепления здоровья, так и у других людей. Необходимость формирования

здоровьесберегающей позиции будущего врача должна трансформироваться в осознанную потребность, с возможностью применять навыки в работе с будущими пациентами. Таким образом выпускник медицинского вуза должен иметь собственную здоровьесберегающую

позицию. Основной задачей исследования является разработка структурной

педагогической модели методики обучения студентов здровьесберегающим

технологиям.

За последние два года цифровизация образовательного контента выступила как

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

приоритетная, которая требует создания принципиально новой технологии, соразмерной подготовке студентов медицинских вузов, с целью формирования у них здоровьесберегающей позиции, которая будет ориентирована на основы будущей профессиональной деятельности студента.

Перемены в отношении

здоровьесберегающей позиции связаны с потребностью общества в

высоконравственных выпускниках

медицинских вузов готовых к формированию ценностей в себе и в своём окружении с твёрдой здоровьесберегающей позицией на основе рефлексивных умений в рамках, собственной профессиональной

деятельности.

Результаты и обсуждения. В настоящее время на развитие образовательной системы существенно влияют применение

разнообразных технологий, которые оптимизируют процесс обучения и воспитания. В нашем исследовании применение комплексной технологии в учебном процессе обусловлено

необходимостью учета физиологических и личностных особенностей студентов; применение системно-деятельностного, антропологического, аксиологического, контекстного и компетентностного подходов; возможностью проектирования учебного процесса в контексте будущей профессиональной деятельности;

организация форм взаимодействия преподавателя и студента, обеспечивающих результаты обучения [1, 4].

В аспекте смыслового содержания будущей профессиональной деятельности актуально использование комплексной технологии, которую можно расценивать как прогрессивную, способствующая педагогу осознанно направлять мыслительную деятельность обучающегося, целью которой является формирование когнитивной личности в процессе овладения будущей профессиональной деятельностью - от квази-

профессиональной через профессиональную к собственной профессиональной деятельности.

Комплексная технология открывает новые горизонты в поддержке здоровья участников образовательного процесса. Цифровая коммуникация в и комплексная технология этом контексте без проблем позиционируются как новые педагогические инструменты для повышения грамотности в области здоровьесбережения [2, 5].

Опираясь на исследования А.А. Вербицкого, Э.П. Комаровой, А.С. Фетисова мы разработали педагогическую модель формирования здоровьесберегающую

позицию студентов медицинского вуза на основе комплексной технологии,

включающая четыре взаимосвязанных блока:

1) методологический блок: цель, методологические подходы (системно-деятельностный, антропологический, аксиологический, контекстный, компетентностный), принципы (структурной целостности и комплексности, личностно-центрированной направленности, моделирования, самореализации студентов медицинского вуза посредством построения индивидуальной траектории, единства когнитивного и ценностного);

2) содержательный блок: модуль 1 (теоретические знания о здоровьесберегающей позиции студентов медицинского вуза, способность к познанию и исследованию себя, способность нести ответственность за своё здоровье); модуль 2 (особенности формирования здоровьесберегающей позиции обучающихся в контексте среды дают возможность упорядочить собственную активность, конструктивно решать здоровьесберегающие проблемы, открывать путь к рефлексивному поведению в различных проблемных ситуациях будущей профессиональной деятельности); модуль 3 (медико-профилактические знания студентов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

медицинского вуза, проведение мероприятий по профилактике заболеваний, гигиеническое воспитание, формирование здоровьесберегающей позиции обучающихся, в процессе которой раскрывается способность рефлексивного отношения к себе, к профессии, к самоанализу, к моделированию результатов своей профессиональной деятельности, к организации индивидуальных форм обучения с целью формирования индивидуальной траектории студентов медицинского вуза); модуль 4 (ресурсные средства в процессе формирования здоровьесберегающей позиции студентов медицинского вуза).

3) процессуальный блок (основные этапы формирования здоровьесберегающей позиции, формы, методы, средства);

4) диагностический блок, включающий следующие критерии и показатели: мотивационный (мотивы формирования здоровьесберегающей позиции обучающихся, их потребность в достижении успеха, осознанное ценностное отношение к здоровьесберегающей позиции); знаниевый (знание ценностных доминант в процессе формирования здоровьесберегающей позиции обучающихся; осознанное восприятие здоровьесберегающей позиции; самостоятельность и глубина суждений в здоровьесберегающей деятельности); праксиологический (овладение различными видами деятельности, проявление двигательной активности во всех сферах здоровьесберегающей деятельности, стремление к саморазвитию, самообразованию в процессе формирования здоровьесберегающей позиции); рефлексивный (развитие здоровьесберегающего самосознания, осознание себя медицинским работником в процессе формирования здоровьесберегающей позиции

обучающихся, понимание своих сильных и слабых сторон в здоровьесберегающей деятельности)

Нами были выделены три уровня сформированности здоровьесберегающей позиции студентов: репродуктивный, продуктивный, креативный.

В процессе исследования мы раскрыли сущность комплексной технологии, как открытый самоорганизующийся

системокомплекс, способствующий

эффективному формированию

здоровьесберегающей позиции студентов, представляющий собой целостностную систему обучения, совмещающую в себе теоретические и практические аспекты и такие наиболее эффективные с применением таких форм, как: спецкурс, проблемная лекция, лекция-визуализация, семинар-дискуссия, беседа, вебинары; методов: дискуссия, мозговой штурм, моделирование, метод проектов, эссе, конкурс на лучшую работу, защита проекта; средств: планшет, смартфон, веб-форумы, веб-энциклопедии, интерактивные доски, документ-камера, презентация, видеоконференция [3, 7]. Были определены этапа формирования здоровьесберегающей позиции студента:

I этап - теоретические знания о здоровьесберегающей позиции, взаимодействии субъектов образования.

На первом этапе формируются следующие рефлексивные умения: умение формировать цель и задачи исследования; умение соотносить содержание обучения с целью здоровьесберегающей деятельности; умение прогнозировать виды профилактики; умение определять состояние здоровья

представителей различных возрастных групп; навыки рефлексивного поведения в стрессовых ситуациях; умение использовать цифровые средства; умение реализовать себя в различных вариативных образовательных программах [6, 8, 9].

II этап - обучающий, особенности формирования здоровьесберегающей

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

позиции с учетом среды способствуют конструктивному решению проблемных ситуаций [10, 11, 12]. На этом этапе формируем следующие рефлексивные умения: умение осмысливать детерминанты проектирования здоровьесберегающей

позиции; умение определять, какие цифровые средства способствуют формированию здоровьесберегающей позиции; умение выявить факторы здоровьесберегающей среды, оказывающее влияние на здоровьесберегающую позицию; умение рационально использовать фактор времени в период пандемии; умение создавать ситуации с различными сюжетами с целью повышения интереса и эмоционального настроя; умение идентифицировать себя с другими обучающимися; умение выявлять недостатки у себя и у других; умение реализовать формы, средства и методы интеллектуального развития обучающихся; умение работать в команде; умение учитывать позицию «учащего других» по отношению к другим (Д.Б.Эльконин).

III этап - организация здоровьесберегающей деятельности,

индивидуальных форм обучения с использованием цифровых средств. На третьем этапе сформированы следующие рефлексивные умения: умение

аргументировать выбор профессии врача;

умение разрабатывать здоровьесберегающую стратегию в достижении успеха; умение раскрывать творческий потенциал обучающихся в процессе организации самостоятельной деятельности; умение использовать формы, средства и методы, направленные на реализацию, формирование лидерских качеств, уверенности в себе, в своих силах; умение развивать навыки конструктивного взаимодействия; умение использовать здоровьесберегающую среду с целью развития работоспособностей, внимания, эмоционального настроя; умение нивелировать эмоциональные и физические нагрузки, различные отклонения в состоянии здоровья.

Выводы. Разработанная модель

формирования здоровьесберегающую

позицию студентов медицинского вуза на основе комплексной технологии

способствует не только сохранению и укреплению собственного здоровья, но и профессиональному развитию, что, в свою очередь, улучшает профессиональную самооценку студента и стремление стать специалистом своего дела с активным взаимодействием и сотрудничеством с коллегами и пациентами по вопросам здоровьесбережения.

Corresponding Author: Natalya V. Biryukova, Director of the Resource Center «Medical Sechenov Pre-Universit» of the I.M. Sechenov First Moscow State Medical University (Sechenov University), Moscow, Russian Federation

E-mail: [email protected]

Ответственный за переписку: Бирюкова Наталья Викторовна, директор Ресурсного центра «Медицинский Сеченовский Предуниверсарий» ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), Москва

E-mail: [email protected]

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.