Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

К ПРОБЛЕМЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРАГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / ЗДРАВОЦЕНТРИСТКАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ / КОНЦЕПЦИЯ ЗДОРОВЬЯ / КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хубешты Е.Г.

Работа посвящена рассмотрению основные исходных позиций к разработке модели подготовки студентов к реализации здоровьесберегающих технологий в дошкольнообразовательной организации. В данной статье представлен анализ современного состояния профессионального образования с позиции гуманистического подхода и здоровьесберегающей парадигмы в образовании, которые находят свое отражение в компетентностном подходе, реализуемом при подготовке студентов к профессиональной деятельности в дошкольном образовании, с отсылкой на нормативные документы, регламентирующие деятельность по подготовке будущих педагогов дошкольного образования. Показано, что подготовка студентов к реализации здоровьесберегающей деятельности представляет собой взаимодействие субъектов образовательного процесса посредством совокупности совместных действий, основанных на здоровьесберегающих принципах жизни с использованием здоровьесберегающих технологий в своей работе, что способствует освоению, усвоению и присвоению студентами знаний, умений, навыков и способов здоровьесберегающей деятельности. Раскрыта суть здоровьесберегающих педагогических технологий, разрабатываемых на основе теоретических предпосылок, представленных в педагогических концепциях: «поиска истины» Сократа, самоактуализации А. Маслоу, обобщенной концепции генетической нравственности Н.Гартмана. В статье приведены цели реализации здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в современном профессиональном образовании будущих педагогов дошкольного образования и отмечены основные психологопедагогические условия подготовки студентов педагогического вуза к здоровьесберегающей деятельности, которые в дальнейшем будут нами учитываться при разработке модели подготовки студентов к реализации здоровьесберегающих технологий в дошкольнообразовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хубешты Е.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEM OF PREPARING STUDENTS FOR THE IMPLEMENTATION OF HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES IN A PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

The work is devoted to the consideration of the main starting positions for the development of a model ofpreparing students for the implementation of health-saving technologies in a preschool educational organization. This article presents an analysis of the current state of vocational education from the perspective of a humanistic approach and a health- saving paradigm in education, which are reflected in the competence-based approach implemented preparing students for professional activity preschool education, with reference to regulatory documents regulating the training of future teachers of preschool education. It is shown that the preparation of students for the implementation of health-saving activities is the interaction of subjects of the educational process through a set of joint actions based on health-saving principles of life with the use of health-saving technologies in their work, which contributes to the development, assimilation and appropriation by students of knowledge, skills, skills and methods of health-saving activities. The essence of health-saving pedagogical technologies developed on the basis of theoretical prerequisites presented in pedagogical concepts: Socrates' "search for truth”, A.Maslow 's self-actualization, N.Hartman's generalized concept of genetic morality is revealed. The article presents the goals of implementing health- saving and health-forming technologies in modern professional education of future teachers of preschool education and highlights the main psychological and pedagogical conditions for preparing students of a pedagogical university for health-saving activities, which in the future we will take into account when developing a model of preparing students for the implementation of health-saving technologies in a preschool educational organization.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Educational bulletin "Consciousness"/ Образовательный вестник "Сознание"

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

RESEARCH ARTICLE | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ ©Khubeshty E.G., 2022

и?* : ч http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2022-24-l-20-28

V — Ч Принята 29.01.2022 | Accepted 29.01.2022

УДК 371

ON THE PROBLEM OF PREPARING STUDENTS FOR THE IMPLEMENTATION OF HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES IN A PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Khubeshty E. G.

North Ossetian State Pedagogical Institute, Vladikavkaz, Russian Federation

К ПРОБЛЕМЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Хубешты Е.Г.

ГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ, Российская Федерация

Abstract. The work is devoted to the consideration of the main starting positions for the development of a model ofpreparing students for the implementation of health-saving technologies in a preschool educational organization. This article presents an analysis of the current state of vocational education from the perspective of a humanistic approach and a health-saving paradigm in education, which are reflected in the competence-based approach implemented preparing students for professional activity preschool education, with reference to regulatory documents regulating the training of future teachers of preschool education. It is shown that the preparation of students for the implementation of health-saving activities is the interaction of subjects of

m

m

Аннотация. Работа посвящена рассмотрению основные исходных позиций к разработке модели подготовки студентов к реализации здоровьесберегающих технологий в дошкольно-образовательной организации. В данной статье представлен анализ современного состояния профессионального образования с позиции гуманистического подхода и

здоровьесберегающей парадигмы в образовании, которые находят свое отражение в компетентностном подходе, реализуемом при подготовке студентов к профессиональной деятельности в дошкольном образовании, с отсылкой на нормативные документы, регламентирующие деятельность по

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

the educational process through a set of joint actions based on health-saving principles of life with the use of health-saving technologies in their work, which contributes to the development, assimilation and appropriation by students of knowledge, skills, skills and methods of health-saving activities. The essence of health-saving pedagogical technologies developed on the basis of theoretical prerequisites presented in pedagogical concepts: Socrates' "search for truth", A.Maslow 's self-actualization, N.Hartman's generalized concept of genetic morality is revealed. The article presents the goals of implementing health-saving and health-forming technologies in modern professional education of future teachers of preschool education and highlights the main psychological and pedagogical conditions for preparing students of a pedagogical university for health-saving activities, which in the future we will take into account when developing a model of preparing students for the implementation of health-saving technologies in a preschool educational organization.

Keywords: health, health-saving technologies, student training, health-centered paradigm of education, health concept, health culture, healthy lifestyle.

REFERENCES

[1] Bagnetova. E.A. Culture of health of students as a necessary condition of future professional activity [Text] / E. A. Bernatova // Successes of modern science, 2004. №. 4. P. 175-176.

[2] Bondin, V.I. education of the individual in modern educational systems [Text] / V. I. Bondin // news of

подготовке будущих педагогов дошкольного образования. Показано, что подготовка студентов к реализации здоровьесберегающей деятельности представляет собой

взаимодействие субъектов образовательного процесса посредством совокупности совместных действий, основанных на здоровьесберегающих принципах жизни с использованием здоровьесберегающих

технологий в своей работе, что способствует освоению, усвоению и присвоению студентами знаний, умений, навыков и способов здоровьесберегающей деятельности. Раскрыта суть здоровьесберегающих педагогических технологий, разрабатываемых на основе теоретических предпосылок, представленных в педагогических концепциях: «поиска истины» Сократа, самоактуализации А. Маслоу, обобщенной концепции генетической нравственности Н.Гартмана. В статье приведены цели реализации

здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в современном профессиональном образовании будущих педагогов дошкольного образования и отмечены основные психолого-педагогические условия подготовки студентов педагогического вуза к здоровьесберегающей деятельности, которые в дальнейшем будут нами учитываться при разработке модели подготовки студентов к реализации здоровьесберегающих технологий в дошкольно-образовательной организации.

Ключевые слова: здоровье, здоровьесберагающие технологии, подготовка студентов,

здравоцентристкая парадигма образования, концепция здоровья, культура здоровья, здоровый образ жизни.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

[1] Багнетова. Е.А. Культура здоровья студентов педагогического вуза как необходимое условие будущей профессиональной деятельности [Текст] / Е.А. Багнетова // Успехи современного естествознания, 2004. № 4. С. 175-176.

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

the South branch of the Russian Academy of education. Issue VII. "Humanitarian methodology and practice of personality-oriented upbringing and continuing education". Rostov N/D. 2006. P. 93-98.

[3] Dal, V.I. The Big illustrated explanatory dictionary of the Russian language [Text] / V. Dal. AST, Astrel, 2005. - [Electronic resource] Access mode: https://meshok.net/item/246790025_ %D0%94%D0%B0%D0%BB%D1%8C _%D0%92_%D0%98_%D0%91%D0%BE%D0%BB %D1%8C%D 1%88%D0%

[4] Ivanovskaya, A.A. Formation of a healthy lifestyle culture of students in the conditions of a health-saving education system [Text] / A.A. Ivanovskaya, 2018. -[Electronic resource] Access mode: https://infourok.ru/formirovanie-kulturi-zdorovogo-obraza-zhizni-studentov-v-usloviyah-zdorove-sberegayuschey-sistemi-obrazovaniya-664914.html

[5] Convention on the Rights of the Child of November 20, 1989 // Reference legal system "Garant"-[Electronic resource] Access mode: https://base.garant.ru/2540422/

[6] Palatkin, I.V. Preparation of university students for health-saving activities [Text]: dissertation ... Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.01 / Ilya Vladimirovich Palatkin. Kemerovo, 2015. 237 p.

[7] Pelikhova, A.V. Preparation of preschool education teachers for the implementation of health-saving activities [Text] / A.V. Pelikhova, K.P. Zaitseva // Scientific support of the personnel training system, 2018. №. 1 (34). P. 84-89.

[8] Piscoppel, A.A. The problem of the foundations of personal morality in N. Hartman's axiology [Text] / A.A. Piscoppel // Methodology and History of psychology, 2019. Issue 1. P.91-119.

[9] Professional standard "Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary, general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)" (approved by the order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation dated 18.10.2013. №. 544-n. [Text] - [Electronic resource] Access mode: https://base.garant.ru/70535556/

[10] Rybachuk, N.A. Theory and technology of formation of students' health culture [Text]: dissertation ... Doctor of Pedagogical Sciences: 13.00.08 / Natalia Anatolyevna Rybachuk. Krasnodar, 2003. 519 p.

[2] Бондин, В.И. Воспитание личности в современных образовательных системах [Текст] / В.И. Бондин // Известия Южного отделения Российской академии образования. Выпуск VII. «Гуманитарная методология и практика личностно-ориентированного воспитания и непрерывного образования». Ростов н/Д. 2006. С. 93-98.

[3] Даль, В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка [Текст] /В. Даль. АСТ, Астрель, 2005 — [Электронный ресурс] Режим доступа: https://meshok.net/item/246790025_ %D0%94%D0%B0%D0%BB%D1%8C_%D0%92 _%D0%98_

%D0%91%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88 %D0%

[4] Ивановская, А.А. Формирование культуры здорового образа жизни студентов в условиях здоровье сберегающей системы образования [Текст] / А.А. Ивановская, 2018. —[Электронный ресурс] Режим доступа: https://infourok.ru/formirovanie-kulturi-zdorovogo-obraza-zhizni-studentov-v-usloviyah-zdorove-sberegayuschey-sistemi-obrazovaniya-664914.html

[5] Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. [Текст] // Справочная правовая система «Гарант» — [Электронный ресурс] Режим доступа: https://base.garant.ru/2540422/

[6] Палаткин, И.В. Подготовка студентов вуза к здоровьесберегающей деятельности [Текст]: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Илья Владимирович Палаткин. Кемерово, 2015. 237 с.

[7] Пелихова, А. В. Подготовка педагогов дошкольного образования к осуществлению здоровьесбергающей деятельности [Текст] / А.В. Пелихова, К.П. Зайцева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров, 2018. № 1 (34). С. 84-89.

[8] Пископпель, А.А. Проблема оснований личной нравственности в аксиологии Н. Гартмана [Текст] / А.А. Пископпель // Методология и история психологии, 2019. Вып. 1. С.91-119.

[9] Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального, общего, основного

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

[11] Smimov, N.K. Health-saving educational technologies and health psychology at school [Text] / N.K. Smimov, Moscow: ARKTI, 2005. 315 p.

[12] Federal state educational standard of higher education in the field of training 44.03.01. Pedagogical education. [Text] - [Electronic resource] Access mode: https ://fgos.ru/fgos/fgos-44-03 -01 -pedagogicheskoe-obrazovanie-121/

общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013. №544-н. [Текст] —[Электронный ресурс] Режим доступа:

https://base.garant.ru/70535556/

[10] Рыбачук, Н.А. Теория и технология формирования культуры здоровья студентов [Текст]: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.08 / Наталья Анатольевна Рыбачук. Краснодар, 2003. 519 с.

[11] Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе [Текст] / Н.К. Смирнов. М.: АРКТИ, 2005. 315 с.

[12] Федеральный государственный образовательный

стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01. Педагогическое образование. [Текст] —[Электронный ресурс] Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-01-pedagogicheskoe-obrazovanie-121

Khubeshty E.G. — SPIN ID: 1002-2613; ORCID ID: 0000-0002-3129-6217

Research interests, number of main publications: Preschool pedagogy; about works have been published, one of them in a peer-reviewed edition of the Higher Attestation Commission and more than 15 in conference materials.

Хубешты Е.Г. — SPIN ID: 1002-2613; ORCID ID: 0000-0002-3129-6217

Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Дошкольная педагогика; опубликовано около работ, из них одна в рецензируемом ВАК издании и более 15 в материалах конференций.

For citation: Khubeshty E.G. ON THE PROBLEM OF PREPARING STUDENTS FOR THE IMPLEMENTATION OF HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES IN A PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION // Educational bulletin "Consciousness". - 2022. - №1. Vol.24. - C. 20-28. Doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2022-24-1-20-28.

Для цитирования: Хубешты Е.Г. К ПРОБЛЕМЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Образовательный вестник "Сознание". - 2022. - №1. Т.24. - С. 20-28. Doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2022-24-1-20-28.

Введение. Актуальность исследования проблемы подготовки студентов к реализации здоровьесберегающих

технологий в дошкольно-образовательной организации обусловлена высокими темпами развития современного общества, в котором

повышается значимость ценности здоровья человека наряду с ростом ответственности, сопровождающейся напряжением

психических и физических ресурсов при осуществлении профессиональной

деятельности. В этом аспекте подготовка

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

будущих педагогов дошкольного

образования становится актуальной и предполагает помимо получения

квалификации педагога, приобретение навыков здоровьесбережения, основанных на знании основ здоровья и здорового образа жизни.

Данные задачи профессионального образования находят свое отражение в документах, регламентирующих

образовательную деятельность по подготовке будущих педагогов в сфере дошкольного образования, как на федеральном уровне, так и в локальных документах образовательных учреждений, деятельность которых направлена на подготовку

конкурентоспособных специалистов,

разделяющих здоровьесберегающие

принципы жизни и использующих здоровьесберегающие технологии в своей работе. Как отмечает И.В. Палаткин, в современном мире здоровье рассматривается не только в качестве условия развития, но и как основа его сохранения и существования [6, с. 3].

В связи с этим возникает необходимость разработки научно-обоснованной и эффективной модели подготовки студентов к реализации здоровьесберегающих технологий в дошкольно-образовательной организации, предполагающей с одной стороны, формирование активной позиции студентов по освоению здоровьесберегающего опыта; а, с другой, - готовности к трансляции этого опыта последующим поколениям.

Цель настоящего исследования -

определить основные концепции и педагогические условия подготовки студентов к реализации

здоровьесберегающих технологий в дошкольно-образовательной организации.

Материалы и методы. Методологической основой работы являются методы теоретического обобщения и анализа валеологической, философской,

педагогической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Результаты и обсуждение. Проблема здоровья и его формирования в отечественной науке отражена в работах М.В. Аносовой, М.М. Безруких, О.В. Белоусова, Я. М. Герчака, Д. И. Давиденко, В. П. Казначеева, Н. К. Смирновой, И.В. Палаткина, и др. В трудах Н. П. Абаскаловой, Э. М. Казина, Н. Э. Касаткиной, О. Р. Кокориной, А. С. Москалевой, М. И Сентизовой, М.О. Зотовой, А.Г. Бериева, С.В. Васильевой и др. находит отражение научное обоснование здоровьесберегающей

деятельности обучающихся.

При этом отметим, что теоретические и методические аспекты подготовки к здоровьесберегающей деятельности

представлены в научных работах М.Н. Ахметовой, Я.М. Герчака, О.Ю. Елькиной, О.М. Панюковой, В.А. Головиной, Э.Н. Вайнера, А.В. Пелиховой, К.П. Зайцевой, Н.А. Рыбачук, И.В. Палаткина, Н.А. Жмыховой, А.А.Ивановской, Е.А. Багнетовой, С.В. Гертнер и др.

Анализ исследований этих авторов доказывает, что здоровьесбережение в современных условиях развития общества становится одной из приоритетных задач образования, целью которого выступает воспитание гармоничной, успешной, социально активной, а также физически и духовно развитой личности [1, 4, 6, 7, 10].

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

Защита и охрана здоровья ребенка находит свое отражение в законодательных и нормативных документах международного и государственного уровней и закреплены в его социально-экономических правах и свободе личности. К примеру, в статье 6 Конвенции о правах ребенка отмечается, что каждый ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие [5]. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, а также в профессиональном стандарте педагога [9] подчеркивается, что важным направлением в дошкольном образовании является сохранение и укрепление здоровья детей, реализация которого предъявляет к педагогу высокие требования относительно сформированности у него компетенций, отражающих способность и готовность к созданию психологически комфортной и безопасной образовательной среды для детей, к сохранению и укреплению их здоровья.

Действительно, в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, утвержденуого Минобрнауки России 22 февраля 2018 г. отмечается, что выпускник, освоивший образовательную программу, в соответствии с таким профессиональным видом деятельности, как педагогическая, должен быть готов решать профессиональные задачи не только по изучению возможностей, потребностей и достижений обучающихся в области образования, осуществлять обучение и воспитание в сфере образования в соответствии с образовательными стандартами, но и использовать технологии, соответствующие возрастным особенностям обучающихся, и обеспечивать охрану жизни

и здоровья обучающихся во время образовательного процесса [12]. Также в вышеуказанном ФГОС отдельно выделяются группы универсальных компетенций по самооргаизации и саморазвитию (в том числе здоровьесбережению), и безопасности жизнедеятельности, направленные на обеспечение полноценной социальной и профессиональной деятельности, а также реализацию траектории саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни. Исходя из этого, необходимо готовить будущих педагогов дошкольного образования к выполнению

вышеобозначенных задач по обучению и воспитанию детей с опорой на здоровьесберегающие принципы.

Продолжая разрабатывать

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

здравоцентристкую парадигму образования, многие ученые считают, что современное качество образования не должно рассматриваться вне контекста

здоровьесбережения [1, 4, 10]. Сама же здоровьесберегающая деятельность в образовании заключается в реализации комплекса современных педагогических технологий, которые по функциям и по организации раскрывают структуру совместной творческой деятельности, построенной с учетом психолого-педагогических и физиологических особенностей детского развития [7].

И.В. Палаткин подчеркивает, что с позиций системного подхода подготовка студентов к реализации

здоровьесберегающей деятельности

представляет собой взаимодействие субъектов образовательного процесса, совокупность совместных действий которых способствует освоению, усвоению и присвоению студентами знаний, умений,

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

навыков и способов здоровьесберегающей деятельности. При этом готовность к осуществлению такого рода деятельности рассматривается как результат подготовки и при этом выступает основным инструментом в процессе реализации потенциальных возможностей каждой личности [6].

Ряд современных концептуальных разработок построения образовательных систем позволяют очертить ведущие положения, определяющие необходимость введения здоровьеразвивающих (или ранее называемых здоровьесберегающими)

технологий в образование, которым отводят ведущую роль в гуманизации образования и реализации здравоцентристской парадигмы здоровья человека третьего тысячелетия, которую называют эпохой расцвета культуры здоровья [1, 4, 6].

Согласно Н.А. Рыбачук, суть здоровьесберегающих педагогических

технологий как функциональных систем организационных способов творческого управления учебно-познавательной и практической деятельности обучающихся определяется совокупностью известных на сегодняшний день педагогических концепций гуманистической направленности [10]. Отметим основные положения некоторых из них: концепции «поиска истины» Сократа, самоактуализации А. Маслоу и обобщенной концепции генетической нравственности Н. Гартмана.

Концепция «поиска истины» Сократа. Основными ценностями в данной в некотором смысле относительно

педагогической концепции к реализации педагогической деятельности выступают душа, личность, свобода, выбор и самоопределение. В ней заложено огромное количество принципиальных идей и

замыслов, которые впоследствии оказали влияние на возникновение методологии гуманистической педагогики, отражающей выбор личности, диктуемый совестью, личностными ценностями, нравственностью и природным творчеством.

Концепция самоактуализации А. Маслоу. В рамках данной концепции осуществление педагогической деятельности сопряжена с такими понятиями, как извлекать, востребовать спрятанные (заложенные в сознании) от природы духовно-нравственные ценности, сделать их значимыми для личности. Согласно А. Маслоу, тенденция к самоактуализации составляет сущность, ядро личности. Другими словами, человек постоянно стремится воплощать, реализовывать, опредмечивать себя, свои способности и свою сущность в целом. А так как он может реализовать себя лишь в деятельности, то потребность в самореализации и потребность в деятельности представляются для личности единым образованием. По мнению исследователя, развитие человека

осуществляется при достижении уровня удовлетворения потребностей,

характеризующихся иерархическим

порядком. Потребность в самоактуализации и самореализации в творчестве выступает потребностью наивысшего уровня. По А.Маслоу, актуализироваться означает стать реальным, обрести фактическое

существование, реализуясь в творчестве.

Суть обобщенной концепции генетической нравственности заключается в постановке вопроса о смысле жизни, ее цели и ценности, о сознании, совести и чувстве стыда, что не может рассматриваться как абсолютная истина. С позиции гуманистической философии образования

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

центральным моментом является изучение смысла, возникающего при познании действия связей между явлениями. Этот смысл не может быть привнесен извне. В связи с этим значимым и ценным определяется познание смыслового содержания связей, причин, ценностей, предметом исследования являются не столько связи между явлениями, сколько смысл, возникающий при познании действия этих связей. А.А. Пископпель отмечает, что согласно Н. Гартману, смысл не может быть привнесен извне, поэтому значимым определяется познание смыслового содержания тех связей, причин, ценностей, мирового сознания, в которых «человек, находящийся в мире, пытается уяснить себе и мир, и самого себя» [8, с.95-96]. В современном подходе к образованию подчеркивается необходимость плавного и осторожного развития человека, а не как ранее, ломка и подгонка развивающегося человека к некоей совершенной модели личности. Исходя из этого, личность содержит взаимодействие двух программ в развитии - генетической и социальной. При этом совесть, рассматриваемая как «совместная весть», совместное знание, общий опыт отражает, по определению В. Даля, «нравственное сознание, нравственное чувство или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращение от лжи и зла; невольная любовь к добру и истине; прирожденная правда в различной стадии развития» [3].

Следовательно, в современных условиях развития общества

здоровьесбергающее образование должно строится по принципу комплексности с использованием таких педагогических технологий, которые нацелены на совместную творческую деятельность всех участников образовательно-воспитательного процесса, и при этом учитывать не только возрастные, но и психологические и физиологические особенности субъектов данного процесса.

Н.К. Смирнов подчеркивает, что здоровьесберегающие технологии,

используемые в современном

образовательном пространстве, должны представлять собой комплексные системы психолого-педагогических и

организационных методов и технологий, построенных на научно-методологической основе, отражающей акценты на сохранение и укрепление здоровья обучающихся при формировании культуры здоровья у всех субъектов образовательно-воспитательного процесса [11].

В заключении хочется отметить, что цели реализации здоровьесберегающих и зоровьеформирующих технологий в современном профессиональном

образовании характеризуются разнообразием и взаимообуславливаемостью, отражая:

• разработку и реализацию представлений у студентов о здоровье;

• разработку и построение диагностической и мониторинговой моделей оценки и прогнозирования уровня здоровья;

• формирование «психологии» здоровья и мотивации к коррекции образа жизни обучающегося с целью укрепления его здоровья;

• реализацию индивидуальных оздоровительных программ;

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

• овладение современными здоровьесберегающими и здоровьеформирующими методами и конкретными методиками, умениями их использования при самостоятельных занятиях студентов;

• познание индивидуальных особенностей организма;

• приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной сфере;

• создание условий для повышения профессионального уровня в овладении знаниями как теоретическими, так и практическими в области охраны детства, здоровьесберегающего сопровождения, внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательную систему образовательного учреждения;

• формирование умений по адаптированию некоторых здоровьесберегающих образовательных технологий к конкретной аудитории.

Выводы. Таким образом, подготовка студентов к реализации

здоровьесберегающих технологий в дошкольно-образовательной организации обусловлена предпосылками развития педагогической мысли и ведущей ролью гуманизации образования и потребностью в реализации здравоцентристской парадигмы здоровья. Определяющими условиями в подготовке студентов педагогического вуза к здоровьесберегающей деятельности, по нашему мнению, должны стать: актуализация смысла ценности здоровья, формирование мотивации к обогащению опыта здоровьесберегающей деятельности,

активизация здоровьесберегающей

деятельности посредством организации конструктивного взаимодействия субъектов образовательного процесса. Опираясь на сделанные выводы и основные положения педагогических концепций, отражающих здравоцентристкую парадигму образования, а также требования Федерального

государственного образовательного

стандарта дошкольного образования, и профессионального стандарта педагога, мы в перспективе нашего исследования планируем разработать и апробировать модель подготовки студентов к реализации здоровьесберегающих технологий в дошкольно-образовательной организации.

Corresponding Author: Khubeshty Elena Gennadievna - candidate of the Department of Preschool Education, teacher of the Department of Preschool Education, North Ossetian State Pedagogical Institute,

Vladikavkaz, Russian Federation

E-mail: vermarina@inbox.ru

Ответственный за переписку: Хубешты Елена Геннадьевна — соискатель кафедры дошкольного образования, преподаватель кафедры дошкольного образования ГБОУ ВО «СевероОсетинский государственный педагогический институт», г.Владикавказ, Российская Федерация

E-mail: vermarina@inbox.ru

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.