УДК 378
Хубешты Елена Геннадьевна
соискатель кафедры дошкольного образования Северо-Осетинского государственного педагогического института
КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Khubeshty Elena Gennadievna
External PhD student, Department of Preschool Education, North Ossetian state pedagogical Institute
HEALTH CULTURE AS AN INDICATOR OF STUDENTS' PREPARATION FOR THE IMPLEMENTATION OF HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES IN THE PRESCHOOL EDUCATIONAL
ENVIRONMENT
Аннотация:
В работе показано, что в современном обществе здоровье занимает значимое место в системе человеческих ценностей, что определяет задачи профессионального образования, которые направлены на формирование здорового образа жизни и безопасной среды для обучающихся. При этом культура здоровья, заключающаяся в образованности по вопросам здоровья и здорового и безопасного образа жизни, в сформированных умениях строить процесс воспитания и навыках формирования, сохранения и укрепления как собственного здоровья, так и воспитанников, представляется важным показателем готовности студентов - будущих педагогов дошкольного образования - к реализации здоровьеразвивающих и здоровьесберега-ющих технологий в образовательной среде. В ста-тье представлены результаты исследования отношения к здоровью студентов педагогического вуза, согласно которым большинство студентов - будущих педагогов дошкольного образования - характеризуются средними показателями отношения к здоровью на всех уровнях: когнитивном, эмоциональном, ценностно-мотивационном и поведенческом. Выявлены студенты с низкими показателями отношения к здоровью, что определяет задачи в профессиональной подготовке студентов по повышению их культуры здоровья, направленные на сохранение и приумножение здоровья участников образовательного процесса.
Ключевые слова:
здоровье, культура здоровья, здоровьесьерегающие технологии, здоровьеразвивающие технологии, отношение к здоровью, профессиональные компетенции, профессиональная подготовка, студенты
Summary:
The paper shows that in modern society, health occupies a significant place in the system of human values. It determines the tasks of professional education aimed at the formation of student's healthy and safe lifestyle. Health culture can be considered as an indicator of students' readiness to implement health-saving and health-developing technologies in the preschool educational environment. It is reflected in education in health issues and a healthy lifestyle, possession of a set of ways to form, preserve and strengthen their own health, the ability to effectively build the process of educating a health culture and use health-saving technologies. The article presents the results of a study of pedagogical university students' attitude to health, according to which, the majority of students, who are future teachers of preschool education, are characterized by average indicators of attitude to health at the cognitive, emotional, behavioral and value-motivational levels. Students with low indicators of attitude to health have been identified. The following determines the tasks, aimed at preserving and increasing the health of participants of the educational process, in the professional training of students on improving their health culture.
Keywords:
health, health culture, health-saving technologies, health-developing technologies, attitude to health, professional competencies, professional training, students
Одной из приоритетных задач современного образования является воспитание гармоничной личности, что заключается в успешности, социальной активности, в физическом и духовном развитии. Основные положения, касающиеся защиты и охраны здоровья детей, находят свое отражение в нормативных актах и законодательно закрепленных документах международного и государственного уровней. К примеру, в Конвенции о правах ребенка в статье 6 указывается, что «каждый ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие» [1]. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования приводятся требования к реализации направления педагогической деятельности по сохранению и укреплению здоровья детей [2], где обосновываются требования к формированию профессиональных компетенций по способности и готовности создавать психологически комфортную и безопасную образовательную среду, направленную на сохранение и укрепление здоровья детей, с учетом социально-экономических прав и свобод личности.
Исходя из этого, необходимо готовить будущих педагогов дошкольного образования к выполнению вышеобозначенных задач в профессиональной деятельности.
Отметим, что проблема здоровьесбережения в условиях образования раскрывалась Е.А. Багнетовой, Р.А. Березовской, В.И. Бондиным, Н.А. Жмыховой, К.П. Зайцевой, М.О. Зотовой, А.А. Ивановской, Г.Ф. Карповой, А.В. Лысенко, В.И. Мареевым, А.В. Пелиховой, И.А. Пономаревой, Н.А. Рыбачук, В.В. Сериковым, Н.К. Смирновым и др.
Большинство исследователей схожи во мнении о том, что качество современного образования невозможно рассматривать в отрыве от позиции здоровьесбережения. При этом здоро-вьесбергающее образование должно строиться по принципу комплексности с использованием таких педагогических технологий, которые нацелены на совместную творческую деятельность всех участников образовательно-воспитательного процесса, а также учитывать не только возрастные, но и психологические и физиологические особенности субъектов данного процесса.
Традиционный подход в педагогике характеризуется разноплановостью в понимании здо-ровьесберегающих технологий (ЗОТ). Но, если опираться на методологические положения, выдвинутые В.В. Сериковым, то здоровьесберегающая педагогическая деятельность отличается совершенно новым подходом построения взаимодействий процессов воспитания и образования в рамках образовательно-воспитательного процесса, направленного на обеспечение психологически комфортного пространства и реализацию педагогических технологий по сохранению и укреплению здоровья всех его субъектов [3].
Развивая данные идеи, Н.К. Смирнов обосновывает, что здоровьесберегающие технологии должны представлять собой комплексные системы психолого-педагогических и организационных методов и технологий, построенных на научно-методологической основе, отражающей акценты на сохранение и укрепление здоровья обучающихся при формировании культуры здоровья у всех субъектов образовательно-воспитательного процесса [4].
В педагогической теории мы находим разночтения в трактовании термина «здоровьесберегающие технологии». Многие исследователи подчеркивают значимость педагогического потенциала в развитии культуры здоровья, исходя из чего вводят понятие «здоровьеразвивающие педагогические технологии» [5], что обусловливает необходимость создания образовательной среды, направленной на развитие, сохранение и укрепление здоровья всех участников образовательно-воспитательного процесса.
В современной педагогике профессионального образования цели реализации педагогических технологий здоровьесбережения и здоровьеформирования характеризуются разнообразием и взаимообуславливаемостью. Среди них отметим основные:
- разработка и трансляция представлений о здоровье;
- формирование культуры здоровья, сопровождающееся развитием мотивации к коррекции образа жизни с целью укрепления и сохранения здоровья;
- разработка и реализация мониторинга и диагностики уровня здоровья, а также прогнозирование его динамики;
- овладение современными здоровьесберегающими и здоровьеразвивающими технологиями, умениями их самостоятельного использования;
- реализация индивидуальных оздоровительных программ;
- создание условий для профессионального роста в овладении как теоретическими знаниями, так и практическими навыками в здоровьесберегающем сопровождении образовательного процесса, а также для внедрения здоровесберегающих и здоровьеразвивающих технологий в учебно-воспитательную среду образовательного учреждения.
Теоретический анализ показал, что современные концепции образования содержат здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие технологии, внедряемые в образовательное пространство на основе принципов гуманизации и реализации здравоцентристской парадигмы развития человека третьего тысячелетия, называемого эпохой расцвета культуры здоровья [6].
Здоровьесберегающая среда образовательных учреждений, деятельность которых направлена на подготовку будущих педагогов, сочетаясь в другими факторами профессионального образования, способна обеспечить формирование культуры здоровья и сопряженные с ней установки на здоровый образ жизни у обучающихся студентов [7], которые в будущем будут использовать здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие технологии в своей профессиональной деятельности [8].
Мы, разделяя точку зрения Е.А. Багнетовой, считаем, что основой формирования культуры здоровья у участников образовательного процесса является создание здоровьесберегающей среды, которая будет «втягивать» обучающихся в сферу здоровья до уровня стереотипа здоро-вьесберегающего поведения. Исходя из этого, можно сказать, что «воспитание культуры здоровья - это процесс рефлексивной выработки стереотипа поведения обучающегося, направленный на обеспечение развития личности как субъекта оздоровительной деятельности в соответствии с его интересами, склонностями, способностями, ценностными установками на самосохранение
здоровья, а также стремление передачи знаний, умений и навыков обоснованного ведения здорового образа жизни» [9, с. 176].
Подобное целеполагание в профессиональной подготовке студентов разделяет основные положения современных концепций образования, которые рассматривают здоровье как одну из наивысших ценностей общества и личности в отдельности. При этом необходимо отметить, что включение ценности здоровья в систему не должно быть абстрактно. Требуется выведение ее в ценность-цель, достижение которой требует постоянной и целенаправленной педагогической деятельности, переходящей в насущную потребность.
Данные размышления привели к необходимости диагностики уровня культуры здоровья через выявление особенностей отношения к здоровью у студентов - будущих педагогов дошкольного образования.
С помощью опросника «Отношение к здоровью» Р.А. Березовской [10] мы анкетировали 60 студентов, обучающихся в ГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт» (г. Владикавказ) по направлению подготовки - 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование».
В результате исследования выявили данные, которые позволяют говорить об уровне адекватности отношения к здоровью у опрошенных респондентов (таблица 1).
Таблица 1 - Распределение показателей отношения к здоровью
студентов педагогического вуза, %
Уровень отношения к здоровью Высокий Средний Низкий
Когнитивный 23,3 48,4 28,3
Эмоциональный 21,7 60,0 18,3
Поведенческий 30,0 46,7 23,3
Ценностно-мотивационный 21,7 63,3 15,0
Как мы видим из таблицы 1, на когнитивном уровне отношения к здоровью 28,3 % студентов характеризуются слабой осведомленностью о культуре здоровья и низкой компетентностью в вопросах сохранения и укрепления здоровья. У этих респондентов не сформированы знания об основных факторах риска и антириска здоровьесбережения, они не осознают значимости здоровья в обеспечении активной и продолжительной человеческой жизни. 23,3 % студентов, напротив, обладают осведомленностью относительно ценности здоровья и важности его сохранения, они компетентны в сфере здоровья и обладают знаниями о факторах риска и антириска при сохранении и укреплении здоровья, осознают ценность здоровья в обеспечении активной, полноценной и продолжительной человеческой жизни. Остальные 48,4 % студентов характеризуются средним уровнем когнитивного показателя отношения к здоровью
Низкими показателями эмоционального уровня отношения к здоровью характеризуются 21,7 % студентов. Они не проявляют тревожность по поводу сохранения и укрепления своего здоровья, также для них не характерны состояния наслаждения и радости относительно собственного здоровья. Другая крайность, отражающая чрезмерное беспокойство и тревогу относительно своего здоровья, выявлена у 18,3 % студентов. На среднем уровне, характеризующимся адекватностью, что проявляется в оптимальном уровне тревожности относительно своего здоровья и сопровождается умениями радоваться и наслаждаться состоянием здоровья в умеренной степени, выявлено 60 % студентов.
Рассмотрим распределение уровня отношения к здоровью на поведенческом уровне. 30 % студентов не характеризуются соответствием действий и поступков требованиям, отражающим представления и установки здорового образа жизни. Напротив, 23,3 % выборки чрезмерно озабочены соблюдением требований ЗОЖ. Остальные 46,7 % проявляют адекватность на поведенческом уровне отношения к здоровью, соблюдая основные требования, необходимые для сохранения и укрепления здоровья.
На ценностно-мотивационном уровне отношения к здоровью 15 % студентов обладают показателями высокой значимости здоровья как человеческой ценности в системе ценностных ори-ентаций (в частности, терминальных), что определяет высокую степень мотивации на сохранение и укрепление здоровья. Напротив, 21,7 % выборки проявляют беспечность в этом отношении и не рассматривают здоровье как высшую человеческую ценность, не стремятся к его сохранению и укреплению. 63,3 % респондентов характеризуются адекватными показателями отношения к здоровью на ценностно-мотивационном уровне, для них здоровье является значимой человеческой ценностью.
Таким образом, большинство студентов современного педагогического вуза характеризуются адекватной степенью отношения к здоровью как на когнитивном, так и на эмоциональном,
ценностно-мотивационном и поведенческом уровнях, что проявляется в некоторой относительной осведомленности и компетентности в сфере здоровья, тревожности по поводу состояния своего здоровья и сопровождается умениями радоваться и наслаждаться состоянием здоровья при соблюдении основных требований, необходимых для его сохранения и укрепления. Согласно результатам проведенного исследования более одной пятой части студентов педагогического вуза, принявших участие в исследовании, имеют низкие показатели отношения к здоровью. Опираясь на воззрения А.А. Ивановской о том, что студенты являются весьма динамичной социальной группой, характеризующейся процессами формирования физиологической, психологической и социальной зрелости, способны быстро адаптироваться к различным факторам как природного, так и социального контекста, но при этом представляют собой наиболее уязвимую категорию населения, подверженную высокому риску нарушений в показателях здоровья [11], необходимо усилить работу по оптимизации влияния образовательной среды на личность студентов, особенно на когнитивном и поведенческом уровнях, повышая показатели культуры здоровья и отношению к нему. При этом отметим, что забота и охрана здоровья обучающейся молодежи с помощью педагогического арсенала обусловлена установками педагогов, работающими со студентами, на формирование здорового образа жизни, что связано с их уровнем культуры здоровья. В связи с этим воспитание культуры здоровья становится одним из приоритетных направлений в индивидуальном психолого-педагогическом развитии студентов. Следовательно, опираясь на результаты данного исследования, можно разрабатывать модели и программы развития культуры здоровья студентов педагогического вуза как трансляторов идеологии здорового образа жизни, а также установок на формирование безопасной образовательной среды, что выступит перспективой нашего исследования.
Ссылки:
1. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. [Электронный ресурс] // Гарант. URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 21.03.2021).
2. Приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». [Электронный ресурс]. URL: 1гНр://минобрнауки.рф/.../12.02._% (дата обращения: 21.03.2021).
3. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: учеб. пособие для вузов / под ред. В. А. Сластенина, И.А. Колесниковой. М., 2008. 256 с.
4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М., 2005. 315 с.
5. Там же.
6. Жмыхова Н.А. Культура здоровья студентов и технология ее формирования, 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2019/11/30/kultura-zdorovya-studentov-i-tehnologiya-eyo (дата обращения: 21.03.2021) ; Зотова М.О. Проблема здоровьесбережения личности в образовательном процессе // Вестник университета ГУУ. Серия : Социология и управление персоналом, 2008. № 12 (50). С. 60-62 ; Пелихова А.В., Зайцева К.П. Подготовка педагогов дошкольного образования к осуществлению здоровьесберегающей деятельности // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров, 2018. С. 84-89 ; Рыбачук Н.А. Теория и технология формирования культуры здоровья студентов : дис. ... д-ра пед. наук. Краснодар, 2003. 519 с.
7. Бондин В.И., Карпова Г.Ф., Лысенко А.В., Мареев В.И., Пономарева И.А., Толстокора О.Н. Культура здоровья молодежи [Электронный ресурс]: монография. М., 2018. URL: https://izd-mn.com/30mnnpm18.html (дата обращения: 21.03.2021).
8. Багнетова Е.А. Культура здоровья студентов педагогического вуза как необходимое условие будущей профессиональной деятельности // Успехи современного естествознания, 2004. № 4. С. 175-176.
9. Там же. С. 176.
10. Березовская Р.А. Отношение к здоровью // Практикум по психологии здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. СПб., 2005. С. 100-110.
11. Ивановская А.А. Формирование культуры здорового образа жизни студентов в условиях здоровьесберегающей системы образования, 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/formirovanie-kulturi-zdorovogo-obraza-zhizni-studentov-v-usloviyah-zdorove-sberegayuschey-sistemi-obrazovaniya-664914.html (дата обращения: 21.03.2021).
Редактор: Шушанян Наринэ Суреновна Переводчик: Кочетова Дарья Андреевна