РАЗДЕЛ 3. ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ В ВУЗЕ
SECTION 3. ISSUES OF HEALTH CULTURE FORMATION IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
В работе представлены результаты анализа проблемы формирования культуры здоровья обучающихся. Обнаружено противоречие между хорошо разработанными теоретическими положениями и недостаточной результативностью их практической реализации. Обозначена проблема формального подхода к осуществлению данной деятельности, что в значительной степени обусловлено высокой загруженностью российских педагогов. Отмечена не решенная на сегодняшний день задача соотнесения всех внедряемых мер по формированию культуры здоровья с конкретными показателями здоровья и поведенческими особенностями обучающихся. Цель данной работы состояла в анализе тех компонентов педагогической модели формирования культуры здоровья обучающихся, которые ранее не использовались или использовались недостаточно. Результаты и научная новизна. Предложено внести в модели формирования культуры здоровья компоненты, которые могут повысить их результативность. К ним относятся: осуществление предварительного анализа ведущих индивидуально-поведенческих, социально обусловленных и региональных климатоэкологических рисков здоровью не только обучающихся, но и педагогов; разработка предупредительных направлений работы, направленных на профилактику и развитие устойчивости обучающихся к потенциальным опасностям. Предложены направления заботы о педагогах, как ключевых участников процесса формирования культуры здоровья обучающихся. Обоснована необходимость диагностики социально-психологических, личностных и профессиональных факторов риска развития эмоционального выгорания, организационного стресса и индивидуальных поведенческих рисков здоровью педагогов; построения системы организации отчетной деятельности педагогов, уменьшающей существующие нагрузки.
DOI 10.26105/SSPU.2021.1.70.011 УДК 37.013.43 ББК 74.005.5
Е.А. БАГНЕТОВА
АКТУАЛЬНОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ, ФОРМИРУЮЩИХ КУЛЬТУРУ ЗДОРОВЬЯ
E.A. BAGNETOVA
THE RELEVANCE OF IMPROVING PEDAGOGICAL MODELS THAT DEVELOP THE CULTURE OF HEALTH
The paper presents the results of an analysis of the problem of developing a culture of health among students. We found a contradiction between well-developed theoretical provisions and insufficient practical implementation. The problem of a formal approach to this activity has been identified to the extent that it is due to the workload of Russian teachers. It has not been possible to correlate all the health culture measures being introduced to with the specific health and behavioural characteristics of the learners. The purpose of this work was to analyze those components of the pedagogical model of the formation of the culture of health of students that had not previously been used or were not used sufficiently. Results and scientific novelty. It is proposed that models for a health culture include components that can improve their effectiveness. They include: conducting a preliminary analysis of individual, social and regional climate-related health risks, not only for learners but also for educators; developing precautionary approaches; development of preventive areas of work aimed at prevention and development of students' resistance to potential dangers. The directions of carrying for teachers, as key participants in the process of developing a culture of health among students, have been proposed. The need to diagnose socio-psychological, personal, and occupational risk factors for the development of emotional burnout, organizational stress and individual behavioural risks to the health of teachers has been substantiated; Building a system for organizing the reporting activities of teachers, which reduces existing burdens.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: культура здоровья, педагогическая модель, здоровье, обучающиеся, образовательная организация.
KEYWORDS: culture of health, pedagogical model, health, students, educational organization.
ВВЕДЕНИЕ. Дети, подростки и молодежь относятся к той особой группе населения, которая является самым ценным ресурсом для развития государства. Однако современные исследования фиксируют многочисленные нарушения в состоянии здоровья обучающихся всех возрастов [4, с. 35]. Среди факторов, определяющих здоровье детей, семейные, играют основополагающую роль [12, с. 55; 3, с. 76]. По данным исследователей, у детей и подростков самым предпочитаемым источником получения информации о здоровье являются родители. Именно семья изначально формирует и само здоровье, и отношение к его сохранению [3, с. 77]. И происходит это, прежде всего, через повседневную демонстрацию родителями особенностей своего образа жизни и ценностных ориентаций. Те принципы сохранения здоровья, которые школьники и студенты узнают в процессе учебы, ложатся на уже определенную, сформированную семьей основу.
Однако социальная реальность такова, что далеко не все семьи могут обеспечить своим детям достойную заботу о здоровье, возможность получать высококачественные услуги здравоохранения, образования, и хорошее качество жизни в целом. Особенно высокому риску подвергаются малоимущие группы населения, семьи мигрантов и вынужденных переселенцев. Данные ряда исследований показывают, что многие родители в силу разных причин не уделяют достаточно внимания здоровому образу жизни (ЗОЖ) как своему собственному, так и ребенка [12, с. 56; 3, с. 76]. Стиль жизни значительного количества родителей не является здоровым, в нем обнаруживаются многочисленные поведенческие факторы риска. В связи с этим возрастает роль системы образования в формировании здоровьесохраняющего поведения обучающихся. Образовательные организации (ОО) всех уровней — это те социальные институты, через которые проходят практические все люди в обществе. И та система формирования культуры здоровья, которая в них сложилась, оказывает существенное влияние на жизнь и здоровье каждого человека [13; 14; 10].
ЦЕЛЬ СТАТЬИ состоит в описании компонентов структуры и содержания педагогической модели формирования культуры здоровья обучающихся, которые ранее не использовались или использовались недостаточно.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ: на основе обобщения теоретических и практических данных исследователей определены наиболее актуальные направления формирования культуры здоровья обучающихся; соотнесено содержание существующих педагогических моделей ее формирования с происходящими в образовательной среде и обществе изменениями, с появляющимися новыми рисками здоровью и данными исследователей по вопросам сохранения здоровья участников образовательного процесса. Предложено внести в модели формирования культуры здоровья компоненты, которые могут повысить их результативность.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ стали концепции исследователей по проблеме формирования культуры здоровья обучающихся. Для достижения поставленных задач использовались теоретические методы исследования (анализ, синтез и сравнение научных источников, моделирование,) и эмпирические (изучение педагогического опыта, наблюдение, сопоставление независимых характеристик).
Активное изучение факторов, определяющих здоровье, выявило связь между снижением показателей смертности и заболеваемости, увеличением продолжительности жизни с уровнем материального благополучия и культуры населения. Еще в начале прошлого века известный физиолог В. Я. Данилевский назвал культуру ведущим фактором здоровья, что позднее подтвердилось при сопоставлении социально-экономических показателей разных стран со здоровьем их граждан. Культурологический подход к анализу факторов здоровья привел к пониманию возможности использования системы образования и педагогических средств в целенаправленном формировании культуры здоровья обучающихся. Окончательное понимание того факта, что здоровье обусловлено не только достижениями современной медицины, но, в первую очередь, образом жизни в целом и повседневными поведенческими привычками в частности, сделало еще более актуальным разработку и внедрение в образовательную среду комплексной системы формирования культуры здоровья и ЗОЖ.
Одним из первых исследователей, обративших внимание на необходимость практической реализации идеи сохранения здоровья населения через его воспитание, был крупный российский теоретик медицины И. В. Давыдовский. Он призывал к тому, чтобы забота о сохранении, восстановлении и укреплении здоровья человека была не только медицинской проблемой, но и многих других профессиональных сфер жизни человека, наук и практик. Активно пропагандировал значение здорового образа жизни и актуализировал реализацию его воспитания через систему образования И. И. Брехман, обративший внимание на то, что у многих людей здоровье не занимает ведущее место в системе ценностей, что позволило обосновать необходимость целенаправленного формирования ценностного компонента культуры здоровья на протяжении всего периода обучения человека [5, с. 38]. Легендарные ученые Н.М.Амосов, Ф.Г.Углов и многие другие представители медицины писали о том, что основным субъектом профилактики развития заболеваний, обусловленных образом жизни, должен быть именно здоровый человек, так как при соблюдении правил ЗОЖ, многие заболевания не имеют шансов к возникновению.
Факторы, принципы и средства сохранения здоровья известны давно, но всегда было и до сих пор остается проблемой достижение таких результатов воспитания как осознанное и разумное отношение людей к своему здоровью. Такая ответственная позиция основана на знаниях и понимании тех закономерностей, которые обуславливают здоровье человека; сформированной мотивации к самосохраняющему поведению и реализации в своей жизни принципов здоровья. Все перечисленные компоненты осознанного отношения к здоровью и составляют то понятие, которое называют культурой здоровья. Исследователи включают в него философско-мировоззренческие (как часть общей культуры) и нормативно-поведенческие (индивидуальные и общественные) составляющие. Под культурой здоровья
сегодня понимают интегративную характеристику личности, включающую в себя когнитивный, мотивационно-ценностный и поведенческий компоненты, в совокупности своей позволяющие естественно и систематично вести здоровый образ жизни, ценить не только свою жизнь, но и окружающих и всего живого.
Осознание актуальности формирования культуры здоровья у людей всех возрастов и подрастающего поколения в особенности, привело к необходимости уточнения этого понятия, определения его структуры и содержания, разработке образовательных программ и моделей формирования, критериев результативности и педагогических условий, повышающих успешность этого процесса. Разработкой этих вопросов занимались такие авторы как И.И.Брехман, В.А.Ананьев, Р.И.Айзман, В.П.Казначеев, В.П.Петленко, В.В.Колба-нов, О.Л.Трещева, О.А.Ахвердова, В.А.Вишневский, Д.Н.Давиденко, С.Ю.Лебедченко, Э.Н.Вайнер, Г.А.Кураев, Н.А.Литвинова, С.В.Васильев, Т.И.Прокопенко, Н.П.Абаскалова, В.А.Лищук, И.В.Ильина и мн. др.
Исследователями разработаны здоровьесберегающие технологии, которые можно применять в системе образования (Е.Н.Галынская, Э.М.Казин, Л.А.Богданова, Н.К.Смирнов и др.); предложены комплексные программы обучения здоровью (В.Н. Касаткин с соавторами, Г.К. Зайцев, Г.М. Брадик и др.); разработаны педагогические модели формирования безопасного и здорового образа жизни обучающихся (А.С.Шинкаренко) и концепции здоровья в рамках санитарно-гигиенического просвещения (Ю.П.Лисицин, А.В.Сахно и др.). В.А.Вишневским писаны и практически реализованы педагогические стратегии и технологии здоровьесбережения в образовательной организации.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ. На сегодняшний день дано определение понятия «культура здоровья человека», выявлено его содержание, разработаны программы и модели формирования.
Основной проблемой до сих пор является формальный подход к практической реализации деятельности по воспитанию культуры здоровья обучающихся средствами системы образования. В значительной степени это объясняется высокой загруженностью российских педагогов, находящихся под прессингом многочисленных видов отчетной деятельности, не связанных с непосредственной работой с учащимися и недостатком в образовательных организациях специалистов по здоровьесбережению и психологов. Еще более трудной задачей является соотнесение всех внедряемых в этом отношении мер с конкретными показателями здоровья и поведенческими особенностями обучающихся всех возрастов. Оценка результативности формирования культуры здоровья и здоровьесохраняющего поведения является наиболее сложным компонентом этого процесса, который еще предстоит совершенствовать исследователям. Эта задача едва ли решаема силами образовательных организаций и, скорее всего, требует подключения целых научных коллективов. Однако, этап оценки результативности актуален только в том случае, если сам процесс формирования культуры здоровья обучающихся осуществляется качественно и когда речь идет о сравнении эффективности той или иной модели или программы. Для того, чтобы была просматриваема связь между вложенными усилиями и результатом, чрезвычайно важным является периодическое обновление моделей формирования культуры здоровья и их изначальная грамотная разработка. Необходимым также является качество их реализации на основе продуманной системы работы, конкретных этапов действий и комплексного подхода.
Моделирование является одним из действенных подходов к реализации процесса, в том числе формирования культуры здоровья обучающихся, позволяющем связать теоретические наработки с их практической реализацией [11, с. 99; 8, с. 168]. Педагогическая модель позволяет соединить в себе управленческие, сущностные, исследовательские, теоретические и практические компоненты процесса формирования культуры здоровья
обучающихся; детализировать все целевые, структурные и содержательные составляющие; определить участников ее реализации и их функциональные обязанности; продумать программно-методическое обеспечение, методологические подходы и педагогические условия реализации.
Анализ моделей формирования культуры здоровья показал, что при всем существующем разнообразии их изначальная разработка недостаточно учитывает необходимость предварительного анализа ведущих рисков здоровью и жизни обучающихся и существование специфических рисков, характерных для каждого региона проживания и конкретной образовательной организации. Медицинские риски здоровью и направления профилактики их возникновения анализируются практически всеми авторами, но недостаточно хорошо представлен анализ рисков всех составляющих образа жизни. Естественным следствием такого положения вещей является тот факт, что существующие модели недостаточно работают на первичную профилактику возникновения индивидуально-поведенческих и социально обусловленных рисков здоровью обучающихся. Между тем, построение деятельности, основанной не только на разработанных авторами общепризнанных компонентах и направлениях формирования культуры здоровья, но и на выявленных, свойственных конкретному образовательному коллективу существующих рисков здоровью, несомненно, сделало бы эту работу более результативной. Эти риски делятся на семейные (медико-биологические, социально-экономические, психологические, поведенческие), образовательные (все санитарно-гигиенические и процессуальные особенности образовательного процесса, включая значительные по объему и интенсивности учебные нагрузки), педагогические (качество взаимодействия педагогов с обучающимися), криминальные (подстерегающие обучающихся не только вне образовательных организаций, но и, несмотря на все барьеры, проникающие в них), виртуальные (усиливающие существующую гиподинамию, развивающие искаженное восприятие реальности и несущие в себе многие другие физические и психические риски жизни и здоровью).
Риски современного мира таковы, что в модели формирования культуры здоровья необходимо включать не только те компетенции, которые планируется получить у обучающихся на выходе, но и предупредительные направления работы, направленные на профилактику и развитие устойчивости к потенциальным опасностям. Постановка и решение подобных задач требуют подключения к образовательному процессу новых участников (исследователей, психологов, социальных работников, физиологов), овладения педагогами особенными для этой сферы компетенциями и дополнительных источников финансирования таких нововведений.
В модели формирования культуры здоровья должны быть включены направления работы с семьями обучающихся, начиная с самого раннего возраста, так как многие проблемы со здоровьем детей обусловлены, например, дефицитом психологической культуры родителей. В существующих моделях и программах хорошо описана необходимость поиска способов уменьшения негативного влияния на здоровье учащихся интенсификации учебного процесса, постоянно повышающихся нагрузок на здоровье школьников и студентов. Этот компонент хорошо разработан и описан авторами, но по-прежнему его крайне сложно реализовать практически. Актуальна и профилактика повсеместно распространённого дефицита двигательной активности [13; 15], особенно усугубленного в северных регионах страны холодными погодными условиями, что еще более усиливает существующие риски здоровью. Процесс учебной деятельности школьников и студентов в таких районах протекает на фоне воздействия сложных природных и антропогенных факторов, предъявляющих серьезные нагрузки к адаптационным возможностям организма [3, с. 25]. Суровые климатические условия севера повышают нагрузку на функциональные системы организма человека и вносят существенные коррективы в содержание понятия «Культура здоровья».
Обучение особенностям самосохранения в специфических условиях жизни, профилактика рисков здоровью обучающихся приобретают свои отличительные особенности и особую актуальность. Такая специфика появляется в особенностях организации физической активности, культуры питания и психологии здоровья. Свои отличительные особенности культуры здоровья есть в каждом регионе, что обязательно должно находить отражение в моделях ее формирования, реализуемых в образовательных организациях. Однако региональные аспекты культуры здоровья на сегодняшний день разработаны недостаточно.
Осуществление направлений работы с педагогами требует не меньшей детализации и внимания, чем с учащимися. Тем не менее, анализ существующих моделей формирования культуры здоровья показывает, что этому вопросу уделяется недостаточное внимание. Важнейшее значение имеет не только обозначение тех функций, которые педагоги должны выполнять в отношении формирования культуры здоровья своих подопечных, но и направления заботы о самих учителях и преподавателях. От педагогов зависит не только качество образования и воспитания культуры здоровья учеников, но их физическая, интеллектуальная и психическая сохранность. Степень комфортности психологического состояния педагогов напрямую влияет на показатели здоровья обучающихся. Это очевидно на уровне здравого смысла и доказано многими исследователями этого вопроса [1, с. 116; 9, с. 177; 2, с. 29]. Известно, что процесс получения образования, помимо его позитивных составляющих, является одним из факторов риска здоровью. Обучение в средней и высшей школе — это сложный и длительный процесс, требующий огромных затрат энергии, физических усилий, эмоциональной устойчивости. По данным специалистов Института возрастной физиологии РАО, из разнообразных патогенных факторов не менее трети приходится на «внутришкольные воздействия», которые в значительной степени определяются самочувствием и отношением педагогов ко всем аспектам своей деятельности [6, с. 17]. В то же время исследования выявляют у российских педагогов высокий уровень эмоционального выгорания, повышенную тревожность, высокий уровень стресса и другие неутешительные показатели психического, физического здоровья и качества жизни [2, с. 16]. Данные авторов, по сути, отражают такое нервно-психическое состояние многих учителей и преподавателей, которое граничит с профессиональной непригодностью. Такая данность обусловлена невероятным объемом отчетности и многими другими, нуждающимися в анализе на предмет целесообразности, факторами, столь широко распространёнными в российской педагогической среде, что не сложно догадаться, какой уровень душевного комфорта наши педагоги, невольно, создают своим ученикам. Все показатели продуктивности обучения, воспитания и формирования культуры здоровья школьников и студентов напрямую связаны с эмоциональным состоянием и физическим самочувствием педагогов. Решение данной проблемы не во всем зависит от самих образовательных организаций, так как основную роль в этом процессе играют постоянные встряски системы образования, не обусловленные ее настоящими потребностями, неимоверно усложняющие содержание педагогического труда, сменяющие друг друга и даже не оставляющие время на адаптацию к ним [2, с. 19]. По данным авторов, некоторые из нововведений являются и вовсе «диаметрально противоположными совершенствованию образования» [7, с. 6]. Объективно существующая сегодня в образовании система жесткой повседневной подотчетности, напряженнейших процедур прохождения индивидуальной аттестации каждого педагога и аккредитации образовательной организации в целом являются главными факторами риска развития негативных психических и физических состояний у педагогов [2, с. 33]. Ведущим фактором риска по отношению к здоровью педагога и, как следствие, здоровью и качеству образования обучающихся, сегодня является такая организация педагогического труда, при которой основная часть рабочего времени посвящена описанию своей деятельности, вместо непосредственной работы со школьниками и студентами.
Учитывая тот факт, что сегодня профессия российского педагога по многим своим составляющим объективно является одним из наиболее потенциально стрессогенных, интеллектуально и эмоционально напряженных видов деятельности, необходимо определять те направления работы образовательных организаций, которые хоть в какой-то степени могут минимизировать существующие риски по отношению к здоровью учителей и преподавателей. В перечень профилактических мероприятий по сохранению здоровья педагогов могут входить:
— создание внутри образовательной организации такой системы отчетной деятельности педагогов, которая уменьшит существующие нагрузки;
— проведение диагностики социально-психологических, личностных и профессиональных факторов риска развития эмоционального выгорания;
— определение факторов риска развития организационного стресса, обусловленного негативными особенностями обустройства условий и содержания труда;
— осуществление диагностики индивидуальных поведенческих рисков здоровью; стремление к равномерному распределению нагрузки в течение учебного года у всех педагогов;
— создание условий для физической активности и гармонизации психологической сферы педагогов возможностями образовательной организации.
Очевидно, что, не решив проблему перегрузок и других профессиональных аспектов качества жизни педагогов, невозможно существенно повысить результативность формирования культуры здоровья обучающихся, впрочем, как и качество образования.
ВЫВОДЫ. Таким образом, проведенный анализ показал, что современные модели формирования культуры здоровья необходимо совершенствовать, соотнося их содержание с происходящими в образовательной среде и обществе в целом изменениями, с появляющимися новыми рисками здоровью и данными исследователей по вопросам сохранения здоровья участников образовательного процесса. Обобщая данные авторов и результаты собственных исследований, предлагаем в моделях формирования культуры здоровья актуализировать следующие компоненты:
— нормативно-правовое обоснование деятельности образовательных организаций, направленной на сохранение здоровья участников образовательного процесса;
— научно обоснованные (и подтвержденные выявленными факторами риска) мероприятия по охране здоровья и повышению профессиональных аспектов качества жизни педагогов;
— диагностику факторов риска в образе жизни обучающихся: в образовательном и виртуальном пространствах, социальном окружении и климатоэкологических условиях проживания. Выявленные риски дадут основание для разработки направлений профилактики, актуальных для конкретной образовательной организации и учитывающих региональные особенности;
— выделение предупредительных, текущих и перспективных направлений работы в каждом периоде обучения;
— определение этапов реализации всех направлений работы с обучающимися и педагогами, обозначение критериев результативности каждого из них;
— определение направлений первичной профилактики развития рисков по отношению к здоровью участников образовательного процесса;
— определение функциональных обязанностей ключевых участников реализации модели (руководителя образовательной организации; заместителей руководителя по управлению ресурсами, по реализации образовательных программ, контролю качества образовательных результатов, по воспитанию и социализации обучающих-
ся; членов методических советов, медико-психолого-педагогического консилиума; педагогов-предметников, членов методических объединений и творческих коллективов педагогов; психологической службы; советов и творческих объединений обучающихся и родителей);
— детализацию всех направлений работы: с обучающимися, родителями, педагогами;
— учет всех составляющих культуры здоровья: образовательных, мотивационно-ценностных и поведенческих.
Социальный заказ на образованное и здоровое поколение всегда актуален, что предполагает не только обеспечение таких условий обучения и воспитания, которые в максимальной степени способствуют сохранению и укреплению здоровья школьников и студентов, но и активное формирование культуры здоровья. Модели формирования культуры здоровья обучающихся необходимо постоянно совершенствовать, опираясь на уже имеющийся опыт исследователей и соотносить их содержание с меняющимися особенностями жизни, индивидуально-поведенческими, социально обусловленными и региональными климатоэкологическими рисками.
ЛИТЕРАТУРА
1. Акимова Л.А. Культура здорового и безопасного образа жизни учителя как основа формирования здоровья учащегося // Теория и практика общественного развития. 2014. № 4. С. 116-119.
2. Багнетова Е. А. Образ жизни и профессиональные факторы риска здоровью педагога / 2-е изд., испр. Москва: ИНФРА-М, 2019. 100 с.
3. Багнетова Е.А. Образ жизни и факторы риска здоровью учащихся Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Берлин: Директ-Медиа, 2015. 232 с.
4. Баранов А.А., Кучма В.Р., Скоблина Н.А., Милушкина О.Ю., Бокарева Н.А. Основные закономерности морфофункционального развития детей и подростков в современных условиях // Вестник РАМН. 2012. № 12. С. 35-40.
5. Бахтин Ю. К. Валеология — наука о здоровье: тридцать пять лет на трудном пути становления // Молодой ученый. 2015. № 17 (97). С. 36-42.
6. Безруких, М.М. Школьные и семейные факторы риска, их влияние на физическое и психическое здоровье детей // Вестник практической психологии образования. 2011. № 1. С. 16-21.
7. Воронова Т.А., Гретченко А.И., Кулапов М.Н., Зуев В.М., Калинина И.А. Разломы российского образования // Проблемы образования, 2019. Т. 23. № 4. С. 4-12.
8. Касимов Р.А. О нормативной модели здорового образа жизни // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2015. № 2 (38). С. 161-172.
9. Коваленко И.Г. Здоровье учителя как условие здоровья ученика / И.Г. Коваленко // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 2 (16). С. 177-178.
10. Кокаева И. Ю. Развитие регионального образовательного пространства как фактор сохранения и укрепления здоровья младших школьников: Дис. ... док. пед. наук. Владикавказ, 2011. 350 с.
11. Левкевич В.Г., Ножка И.А., Шило О. В. Педагогическая модель формирования культуры здоровья студента // Современные методы формирования здорового образа жизни у студенческой молодежи. Минск: изд. центр БГУ, 2017. С. 99-102.
12. Маркова А.И., Ляхович А.В., Гутман М.Р. Образ жизни родителей как детерминанта здоровья детей // Гигиена и санитария. 2012. № 2. С. 55-61.
13. Мелешкова Н. А., Григорьева С. А., Букреева Н.А. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья, здорового образа жизни у студентов вуза // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 1 (21). С. 157-161.
14. Поляров А. С., Кузьмин А. А., Панихина А.В.Здоровый студент — будущее России // Региональные социогуманитарные исследования. История и современность: материалы междунар. науч.-практ. конф. Пенза, Семипалатинск, Прага, 2011. С. 69-73.
15. Biddle S.J.H., Atkin A., Cavill N., Foster C. Correlates of physical activity in youth: A review of quantitative systematic reviews. International Review of Sport and Exercise Psychology. 2011. P. 25-49.
REFERENCES
1. Akimova L.A. Kul'tura zdorovogo i bezopasnogo obraza zhizni uchitelja kak osnova formirovanija zdorov'ja uchashhegosja [The culture of a healthy and safe lifestyle of the teacher as the basis for the formation of the student's health] Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija. 2014. № 4. S.116-119. (In Russian).
2. Bagnetova E.A. Obraz zhizni i professional'nye faktory riska zdorov'ju pedagoga [Lifestyle and Occupational Risk Factors for The Health of the Teacher]/ 2-e izd., ispr. Moskva: INFRA-M, 2019. 100 s. (In Russian).
3. Bagnetova E.A. Obraz zhizni i faktory riska zdorov'ju uchashhihsja Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga — Jugry [Lifestyle and risk factors for the health of students of the Khanta-Mansi Autonomous Region — Ugra]. Berlin: Direkt-Media, 2015. 232 s. (In Russian)
4. Baranov A.A., Kuchma V.R., Skoblina N.A., Milushkina O.Ju., Bokareva N. A. Osnovnye zakonomernosti morfofunkcional'nogo razvitija detej i podrostkov v sovremennyh uslovijah [The main patterns of morphofunctional development of children and adolescents in modern conditions] / Vestnik RAMN. 2012. № 12. S. 35-40. (In Russian).
5. Bahtin Ju.K.Valeologija — nauka ozdorov'e: tridcat'pjat'letna trudnomputistanovlenija [Valeology — health science: thirty-five years on the difficult road to becoming] // Molodoj uchenyj. 2015. № 17 (97). S. 36-42. (In Russian).
6. Bezrukih, M.M.Shkol'nye i semejnye faktory riska, ih vlijanie na fizicheskoe i psihicheskoe zdorov'e detej [School and family risk factors, their impact on children's physical and mental health] // Vestnik prakticheskoj psihologii obrazovanija. 2011. № 1. S. 16-21. (In Russian).
7. Voronova T.A., Gretchenko A.I., Kulapov M.N., Zuev V.M., Kalinina I.A.Razlomy rossijskogo obrazovanija [The faults of Russian education] // Problemy obrazovanija, 2019. T. 23. № 4. S. 4-12. (In Russian).
8. Kasimov R.A. O normativnoj modeli zdorovogo obraza zhizni [On the normative model of a healthy lifestyle] // Jekonomicheskie i social'nye peremeny: fakty, tendencii, prognoz. 2015. № 2 (38). S. 161-172. (In Russian).
9. Kovalenko I.G.Zdorov'e uchitelja kak uslovie zdorov'ja uchenika [Teacher's health as a condition of the student's health] // Problemy sovremennoj nauki i obrazovanija. 2013. № 2 (16). S. 177-178. (In Russian).
10. Kokaeva I.Yu. Razvitie regional'nogo obrazovatel'nogo prostranstva kak faktor sokhraneniya i ukrepleniya zdorov'ya mladshikh shkol'nikov: dis. ... dok. ped. nauk [Development of Regional Educational Space as a Factor to Preserve and Strengthen Health of Junior Schoolchildren: Doctor of Pedagogics Dissertation]. Vladikavkaz, 2011. 350 s. (In Russian).
11. Levkevich V.G., Nozhka I.A., Shilo O.V. Pedagogicheskaja model' formirovanija kul'tury zdorov'ja studenta [Educational model of student health culture] // Sovremennye metody formirovanija zdorovogo obraza zhizni u studencheskoj molodezhi. Minsk: izd. centr BGU, 2017. S. 99-102.
12. Markova A.I., Ljahovich A.V., Gutman M. R. Obraz zhizni roditelej kak determinanta zdorov'ja detej [Parents' lifestyle as determinant of children's health] // Gigiena i sanitarija, 2012. № 2. S. 55-61. (In Russian).
13. Meleshkova N. A., Grigorieva S. A., Bukreeva N.A. Physical education and the formation of a culture of health, healthy lifestyles among university students [Physical education and the formation of a culture
of health and wellness in university students] / Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom, 2016. № 1 (21). S. 157-161. (In Russian).
14. Polyarov A. S., Kuzmin A. A., Panikhina A.V.Zdorovyy student — budushcheye Rossii [A healthy student is the future of Russia]. Proceedings of the international scientific-practical conference "Regional socio-humanitarian studies. Past and Present". Penza, Semipalatinsk, Prague, 2011. S. 69-73. (In Russian).
15. Biddle S.J.H., Atkin A., Cavill N., Foster C. Correlates of physical activity in youth: A review of quantitative systematic reviews. International Review of Sport and Exercise Psychology, 2011. 4(1). S. 25-49. (In Inglish).