ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
И БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
THEORY AND METHODOLOGY OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT
AND BIOLOGICAL PROBLEMS OF EDUCATIONAL SPACE SECURITY
YAK 37.013.77:613.6.02 ББК 88.8
E.A. БАГНЕТОВА
E.A. BAGNETOVA
ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
FACTORS OF PROFESSIONAL STRESS OF EDUCATORS IN GENERAL EDUCATION SCHOOLS
В статье рассматриваются результаты изучения показателей психологического и функционального состояния педагогов. Выявлено, что на формирование высокого уровня профессионального стресса оказывают влияние объективно существующие сложности современного педагогического труда, а также субъективные особенности отношения педагогов к проблемам трудового процесса. Показатели функционального состояния педагогов связаны с развитием хронического стресса, физиологического дискомфорта и психосоматического механизма защиты от стресса.
In the article the results of study of psychological and functional state of educators are under discussion. It was revealed that formation of high-level professional stress is influenced by objectively existing complexity of modern pedagogical work as well as subjective features of educators' attitude to problems of working process. Indicators of functional state of educators are connected with development of chronic stress, of physiological discomfort and of psychosomatic stress protection mechanism.
Ключевые слова: педагог, профессиональный стресс, здоровье, эмоциональное выгорание, условия труда.
Key words: educator, professional stress, health, burnout, working conditions.
Здоровье и качество жизни педагогических работников, как и во многих других профессиональных сферах, в значительной степени зависят от условий, организации, содержания труда и других особенностей деятельности. Однако многочисленные исследования показывают, что стрессовые факторы в образовательной среде, будучи всегда широко распространенными, в последние десятилетия стали особенно масштабными. Профессия российского педагога по многим своим составляющим относится сегодня к одному из наиболее психогенных, интеллектуально и эмоционально напряженных видов деятельности [1, с. 6; 3, с. 4].
Постоянно меняющиеся требования к структуре, содержанию и организации труда педагогов, в чем-то разумные, в чем-то откровенно неэффективные, часто существенно осложняют условия профессиональной деятельности, так как любое новшество требует времени для его освоения, что в значительной степени отвлекает время педагога от полноценной работы с учащимися. Наиболее разрушающее влияние на психическое состояние оказывают не сами по себе изменения как таковые (многие из которых востребованы временем и необходимы), а их бесконечная череда, увеличивающая и без того большой поток формальностей по сопровождению учебно-воспитательного процесса. И, к сожалению, стало повсеместной нормой введение изменений без их предварительной проверки на целесообразность, безопасность для физического и психического здоровья всех участников образования.
В некоторых регионах России современный учебный процесс протекает в сложных климатоэкологических условиях, когда сам факт проживания человека в таком месте свидетельствует о наличии повышенных рисков здоровью. Так, ежедневная профессиональная деятельность педагогов Ханты-Мансийского автономного округа, относящегося к Среднему Приобью, проходит на фоне постоянного влияния гипокомфортных природных и антропогенных воздействий, предъявляющих существенные нагрузки к адаптационным системам организма.
В цели нашего исследования входила оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы и интегральная диагностика профессионального стресса педагогов, включающая определение стресса по условиям и организации труда, переживанию острого и хронического стресса, личностным и поведенческим деформациям, удовлетворенности социальным климатом и вознаграждением за труд.
Показатели психического состояния учителей изучались с помощью комплекта психодиагностических тестов. Вычислялся общий индекс профессионального стресса и его отдельные составляющие по 35 показателям. Оценка профессионального стресса в целом и по его отдельным шкалам интерпретировалась в 5 вариантах: низкий, умеренный, выраженный, высокий, предельно высокий. К благополучным зонам относятся «низкий» и «умеренный» уровни стресса. Состояния, характеризуемые как выраженный, высокий и предельно высокий стресс, являются неблагоприятными и требуют мер по оптимизации психического состояния.
Для изучения функционального состояния сердечно-сосудистой системы (далее ССС), отражающего успешность адаптации к различным условиям жизни и деятельности (включая климатоэкологические и профессиональные), определялся индекс функциональных изменений (далее ИФИ), который, как комплексный показатель, позволяет осуществить оценку функционирования системы кровообращения с учетом росто-весовых и возрастных соотношений. Для интерпретации выявленных функциональных состояний обследованных использовалась следующая шкала: до 2,10 баллов - удовлетворительная адаптация ССС; от 2,11 до 3,20 - напряжение адаптационных механизмов; от 3,21 до 4,30 - неудовлетворительная адаптация; более 4,31 - срыв адаптации.
В исследовании участвовали 119 педагогов женского пола в возрасте от 25 до 60 лет двух общеобразовательных школ г. Сургута. Результаты представлены на 80 участников. Критерием исключения из исследования являлось наличие диагностированных патологий функциональных систем организма и острых воспалительных заболеваний, несоответствие ответов при психологическом тестировании критериям правдивости по шкале лжи. Статистическая обработка данных осуществлялась при помощи пакета статистических программ «Statistica 8.0» и «Биостатистика 4.03» с учетом нормальности распределения выборки. Анализ взаимосвязей переменных осуществлялся методом линейного корреляционного анализа Пирсона (г). Исследование
обсервационное, аналитическое, одномоментное. Выборка стратифицированная, простая, случайная. Заполнение опросных бланков проводилось на условиях строгой конфиденциальности и добровольном согласии обследованных.
Результаты исследования показали, что из 35 рассматриваемых показателей профессионального стресса (далее ПС) и психоэмоционального состояния педагогов не выявлено ни одного, соответствующего низкому или умеренному уровню формирования. Все они отвечали выраженному, высокому или предельно высокому уровню развития. Так, высокий уровень стресса у учителей выявлен по оценке условий и организации трудового процесса, по субъективной оценке, профессиональной ситуации в целом, по сформирован-ности личностных и поведенческих деформаций. Переживание острого и хронического стресса также оценивается высоким уровнем. Общий индекс профессионального стресса (ОИПС) у педагогов высокий. В оценке вознаграждения за труд и степени удовлетворенности социальным климатом в коллективе выявлен выраженный уровень стресса.
Более детальное рассмотрение всех составляющих ПС выявило сфор-мированность выраженного уровня стресса по удовлетворенности условиями, содержанием и организацией трудового процесса. Высоким уровнем развития стресса характеризуются такие особенности профессиональной деятельности, как интенсивность трудовых нагрузок; разнообразие, сложность и значимость решаемых задач; когнитивная напряженность и контроль исполнения заданий. Выраженный уровень стресса сформирован по физическому дискомфорту, эмоциональной напряженности, трудностям в общении и затруднениях в поведении. Предельно высокий уровень стресса выявлен в оценке общего самочувствия педагогов.
Исследование показателей психоэмоционального состояния педагогов выявило высокий уровень тревоги, астении, психосоматических защитных реакций и выраженный уровень сформированности различных нарушений сна, проявлений агрессии и депрессивных состояний.
Личностные и поведенческие деформации у педагогов нашли отражение в выраженном уровне сформированности типа личности А («стресс-коронарный» тип), поведенческих факторов риска (опасные для здоровья формы реагирования на стрессовые ситуации и трудности), невротических реакций. Синдром эмоционального выгорания соответствует высокому уровню развития.
Дальнейшее исследование показало, что на формирование общего индекса профессионального стресса (далее ОИПС) оказывает влияние степень удовлетворенности педагогами особенностями трудового процесса, так как коэффициент корреляции ОИПС с показателем выраженности стресса по шкале «Условия и организация труда» составил г = 0,49. На ОИПС влияет уровень стресса по субшкале «Обратная связь» (что предполагает недостаток информации о качестве проделанной работы, в частности обратной связи по позитивным моментам своей деятельности, г = 0,58) и «Автономность исполнения» (предполагающую недостаточную возможность проявлять инициативу, самостоятельно планировать выполнение работы, необходимость жестко следовать предписанным правилам и инструкциям, г = 0,50). На формирование общего индекса профессионального стресса также воздействует степень неудовлетворенности вознаграждением за труд (г = 0,53), уровень конфликтности в коллективе (г = 0,60).
Высокий уровень профессионального стресса у педагогов связан не только с объективно присутствующими сложностями трудовой деятельности, но также в значительной степени с индивидуальными психоэмоциональными состояниями. Так, на развитие ОИПС у педагогов оказывает существенное влияние эмоциональная напряженность (г = 0,83), уровень тревожности (г = 0,66), депрессии (г = 0,75), астении (г = 0,65), когнитивная напряженность (г = 0,60) психосоматические реакции (г = 0,60) и индивидуальные поведенческие факторы риска (г = 0,55). На развитие перечисленных состоя-
ний оказывают влияние как объективные (все современные стрессогенные особенности профессиональной деятельности педагога), так и субъективные (индивидуальные стиль реагирования на разнообразные стрессоры) факторы.
Стресс по шкале «Субъективная оценка профессиональной ситуации», диагностированный в коллективах как высокий, складывается из восприятия учителями профессиональных задач как очень сложных (г = 0,73), значимых (г = 0,73), слишком разнообразных по своему содержанию (г = 0,60) и таких, за которые они несут серьезную личную ответственность. Рост уровня стресса по данной составляющей профессиональной деятельности также связан с неудовлетворенностью педагогами вознаграждением за труд (г = 0,38), повышением уровня эмоционального выгорания (г = 0,38) и агрессии (г = 0,30).
Выраженность у сотрудников педагогических коллективов психосоматических реакций связана с ростом острого (г = 0,67) и хронического стресса (г = 0,80), неудовлетворенности личными достижениями (г = 0,46), эмоциональной напряженности (г = 0,56), депрессивных состояний (г = 0,64), профессионального выгорания (г =0,48), невротических реакций (г = 0,64), различных нарушений сна (г = 0,44). Склонность к проявлению психосоматического механизма защиты от стресса также оказалась связана с возрастом (г = 0,38) и стажем работы в системе образования (г = 0,41).
Сформированность предельно высокого уровня стресса по шкале «Общее самочувствие» связана с присутствием у педагогов острого (г = 0,78) и хронического стресса (г = 0,64); развитием таких состояний, как эмоциональная напряженность (г = 0,61), профессиональное выгорание (г = 0,47), неудовлетворенность личными достижениями (г = 0,42).
Выявлены взаимосвязи между показателями профессионального стресса и возрастными характеристиками учителей. Так, с увеличением возраста сотрудников уменьшается уровень стресса по интенсивности трудовых нагрузок (г = -0,31), особенностям содержания труда (г = -0,37), удовлетворенности вознаграждением за труд (г = -0,3), социальной конфликтности (г = -0,27) и сформированности типа личности А (г = -0,31).
Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы педагогов выявила следующее распределение: у 15% педагогов - удовлетворительная, 70% - напряженная, 15% - неудовлетворительная адаптация. Рост показателя ИФИ связан с переживанием хронического стресса (г = 0,32) и физиологического дискомфорта (г = 0,32), выраженностью психосоматического механизма защиты от стресса (г = 0,51), невротических реакций (г = 0,29), депрессии (г = 0,28) и черт типа личности А (г = 0,30).
Ввиду того, что полученным результатам можно доверять (так как по шкале лжи у включенных в исследование педагогов не наблюдалось несоответствия ответов критериям правдивости или каких-либо искажений), возникает необходимость дальнейшего поиска и анализа причин обнаруженного высокого уровня профессионального стресса, свидетельствующего о неблагополучной адаптации педагогов к существующим условиям трудовой деятельности. Выявленные предельно высокий уровень стресса по субшкале «Общее самочувствие» и высокий уровень стресса по выраженности психосоматических защитных реакций указывают на серьезные риски не только успешности профессиональной деятельности, но и состоянию здоровья педагогов. Полученные данные подтверждаются результатами исследования функционального состояния сердечно-сосудистой системы обследованных, по результатам которого только у 15% учителей ИФИ соответствует удовлетворительному показателю. Выявилась связь между психосоматическим механизмом защиты от стресса и стажем работы в системе образования (г = 0,41). Профессиональные задачи, которые педагогам приходится решать, оцениваются ими как очень сложные, значимые, разноплановые и ответственные.
Происходящие в течение последних лет постоянные изменения требований к структуре и содержанию труда педагогов имеют прямое отношение к развитию профессионального стресса, так как, постоянно сменяя друг дру-
га, эти изменения не оставляют возможности спокойно к ним адаптироваться и получить позитивный опыт, что является существенным фактором возрастания психического напряжения. В психологических опросниках, позволяющих определить причины развития стресса у профессионалов различных сфер деятельности, присутствует вопрос, выявляющий наличие в обследуемом учреждении инноваций за последние полгода, при положительном ответе на который риск развития профессионального стресса существенно возрастает. Современные педагоги находятся в активной инновационной деятельности не полгода, а уже не один десяток лет. Работа в режиме непрекращающихся перемен неизбежно вызывает состояние утомления, создает ощущение хронической нестабильности, угрозы потери жизненно важных интересов и ценностей. Исследования различных состояний работника в связи с изменениями в сфере профессиональной деятельности свидетельствуют о том, что постоянно изменяющиеся условия существования провоцируют негативные изменения в психике человека (снижают самооценку, повышают уровень тревожности) [2, с. 1].
Огромное количество отчетной деятельности педагогов (по своему объему уже давно достигшей абсурдного размера), высокий уровень мотивации и ответственности наших учителей на фоне проживания в гипоком-фортных условиях северного региона оказываются дополнительными факторами риска в сложившейся ситуации. Такие особенности профессионально-педагогической деятельности провоцируют развитие негативных психических состояний у педагогов.
Кроме внешних стрессогенных факторов на уровень профессионального стресса, конечно, влияет и персональная способность каждого члена коллектива сохранять уравновешенное психоэмоциональное состояние. Практически любые составляющие профессиональной деятельности могут быть источником стресса при неверном их оценивании [2, с. 28]. Индивидуальные реакции на сложные ситуации во многом зависят от личностных характеристик сотрудников и привычного стиля реагирования на стресс. В связи с этим в профилактические направления деятельности образовательных учреждений необходимо включать мероприятия, направленные на повышение стрессоу-стойчивости педагогов.
Литература
1. Багнетова, Е.А. Образ жизни и профессиональные факторы риска здоровью педагога [Текст] / Е.А. Багнетова. - Сургут : РИО СурГПУ, 2017. - 100 с.
2. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: дидактика и профилактика [Текст] / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - СПб. : Питер, 2008. - 336 с.
3. Колитова, А. Человек и время в ситуации социальной нестабильности [Электронный ресурс] / А. Колитова // Оп^те библиотека. - 1997. - Режим доступа: http://www.xserveг.гu/useг/chivs (дата обращения: 31.05.2017).
4. Сабинина, Н.Н. Профилактика профессиональных рисков педагогов в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения [Текст] : автореф. ... дис. канд. пед. наук / Н.Н. Сабинина. - СПб., 2012. - 24 с.