Научная статья на тему 'Использование метакомпетентностного подхода в подготовке бакалавров психолого-педагогического направления к применению музейной педагогики в дошкольных образовательных организациях'

Использование метакомпетентностного подхода в подготовке бакалавров психолого-педагогического направления к применению музейной педагогики в дошкольных образовательных организациях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАКОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МЕТАКОМПЕТЕНЦИИ / ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТАЗНАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТАСПОСОБЫ / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЗЕЯ / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / METACOMMENTARY APPROACH / METACOMPETENCE / THEORETICAL AND PRACTICAL METAZANIA METASPACE / CULTURAL AND EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE MUSEUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лысенко Нина Александровна

В статье рассматривается современное высшее образование, которое играет главную роль в образовании личности. Современное образование ставит перед студентами бакалавриата ряд образовательных задач, решение которых в процессе обучения ведет к формированию профессионально-педагогической компетенции. Образование в вузе предполагает определенные условия развития педагогической компетентности, как основополагающего элемента профессионализма педагога. Одной из таких задач является реализация технологий музейной педагогики в будущей профессиональной деятельности бакалавра в работе дошкольных образовательных организаций. Метакомпетентностный подход позволяет сформировать метакомпетенции, обеспечивающие реализацию технологии музейной педагогики в дошкольных образовательных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лысенко Нина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE METACOMPETENCE APPROACH IN TRAINING BACHELORS OF PSYCHO-PEDAGOGICAL DIRECTIONS FOR USE OF MUSEUM PEDAGOGY IN PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

The article deals with modern higher education, which plays a major role in the education of the individual. Modern education sets a number of educational objectives for undergraduate students, the solution of which in the process of learning leads to the formation of professional and pedagogical competence. Education in high school involves certain conditions for the development of pedagogical competence, as a fundamental element of the professionalism of the teacher. One of such tasks is realization of technologies of Museum pedagogics in future professional activity of the bachelor in work of preschool educational organizations. Metacommentary the approach allows us to develop meta-competences, ensuring the implementation of Museum education in preschool educational institutions.

Текст научной работы на тему «Использование метакомпетентностного подхода в подготовке бакалавров психолого-педагогического направления к применению музейной педагогики в дошкольных образовательных организациях»

оздоровительно-спортивной направленности. К подобным проектам специалисты относят создание и функционирование студенческих центров подготовки волонтеров (социального и спортивного профиля).

Литература:

1. Агарков Н.М., Акинина Н.В. Реализация здоровьесберегающих технологий в вузах // Вестник новых медицинских технологий. 2011. T.XVIII. №1. С. 176-177.

2. Грачев К.Ю., Федосеева С.Ю. Здоровьесберегающее пространство вуза, как условие непрерывного педагогического развития // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016. №8 (112). С. 39-43.

3. Дзодзикова Л.А. Педагогическое сопровождение здоровьесбережения студентов: Дис...канд. пед. наук. Владикавказ, 2008. 191 с.

4. Кирилов К.А., Дмух О.В., Осипов А.Ю. Формирование здорового образа жизни студентов в социально-образовательной среде вуза // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. 2018. №60-4. С. 203-206.

5. Кокорина О.Р. Здоровьесбережение личности в условиях высшего педагогического образования: Дис.докт. пед. наук. Москва, 2012. 459 с.

6. Костарев А.Ю., Сирлибаев М.К. Педагогические условия формирования оздоровительной компетенции студентов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. №9 (151). С. 145-150.

7. Лещинский В.А. Подготовка преподавателя к реализации здоровьесберегающего образования в вузе в процессе повышения квалификации: Дис.канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2007. 202 с.

8. Лукашин Ю.В. Формирование здоровьесберегающей компетенции у студентов педагогического вуза: Дис.канд. пед. наук. Пенза, 2010. 273 с.

9. Осипов А.Ю., Белов А.В., Кадомцева Е.М., Раковецкий А.И. Подготовка студентов к волонтерской деятельности на спортивных мероприятиях с помощью специализированного физического воспитания // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. №1 (31). С. 131-134.

10. Осипов А.Ю., Гринько А.Л., Жуйко Д.А., Тарасенко А.П., Шнаркин С.М. Формирование здоровьесберегающих компетенций у студенческой молодежи (социальный и педагогический аспект) // В мире научных открытий. 2015. №9-2 (69). С. 651-660.

11. Осипов А.Ю., Логинов Д.В., Дворкина Е.М. Развитие здоровьесберегающей компетентности у студентов педагогических вузов // European Social Science Journal. 2014. №6-1 (45). С. 201-206.

12. Палаткин И.В. Формирование здоровьесберегающих компетенций студентов в системе высшего педагогического образования // Сибирский педагогический журнал. 2012. №4. С. 222-226.

13. Русанов В.П., Рябцев С.М., Гончарова М.С. Здоровьесберегающее образование в системе профессиональной подготовки специалистов в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2017. №3. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26393 (дата обращения: 15.02.2019).

14. Семенкова Т.Н. Педагогическая система сохранения и укрепления здоровья учащейся молодежи: Дис.докт. пед. наук. Кемерово, 2013. 442 с.

15. Тихомирова Л.Ф. Формирование готовности студентов педагогического вуза к осуществлению здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2015. №1. T.II (Психолого-педагогические науки). С. 62-68.

16. Трухачев В.И., Тарасова С.И., Таранова Е.В., Скрипкин В.С. Система здоровьесберегающего сопровождения педагогического процесса в современном вузе // Физическая культура: Воспитание, Образование, Тренировка. 2014. №1. С. 2-6.

17. Шутюк Л.Н. Здоровье студентов, как социально-педагогическая задача вузовского образования // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2015. №11 (106). С. 407-413.

18. Югова Е.А. Анализ структуры и содержания здоровьесберегающей компетентности студентов педагогического вуза // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2011. №3. Т.1. С. 213-217.

19. Imas Y., Dutchak M., Andrieieva O., et al. Modern approaches to the problem of values' formation of students' healthy lifestyle in the course of physical training // Physical Education of Students. 2018. №22 (4). Р. 182189. DOI: 10.15561/20755279.2018.0403

20. Nagovitsyn R., Chigovskaya-Nazarova Y., Miroshnichenko A., Senator S. The realization of the system programme "Health Saving Education" in the pedagogical university // European Journal of Contemporary Education. 2018. №7. P.137-149. D0I:10.13187/ejced.2018.1.137

21. Osipov A., Kudryavtsev M., Iermakov S., et al. Comparative analysis of effectiveness of some students' physical culture training methodic // Physical education of students. 2017. №4. P.176-181. D0I:10.15561/20755279.2017.0405

22. Osipov A., Vonog V. Ensuring a possibility of high quality training of students as sports volunteers for competitions in terms of organizing and running Universiade - 2019 // Journal of Physical Education and Sport. 2016. №16 (2). P.361-364. DOI:10.7752/jpes.2016.02057

Педагогика

УДК 36.373

исследователь, преподаватель-исследователь Лысенко Нина Александровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТАКОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Аннотация. В статье рассматривается современное высшее образование, которое играет главную роль в образовании личности. Современное образование ставит перед студентами бакалавриата ряд образовательных задач, решение которых в процессе обучения ведет к формированию профессионально-педагогической компетенции. Образование в вузе предполагает определенные условия развития педагогической компетентности, как основополагающего элемента профессионализма педагога. Одной из

таких задач является реализация технологий музейной педагогики в будущей профессиональной деятельности бакалавра в работе дошкольных образовательных организаций. Метакомпетентностный подход позволяет сформировать метакомпетенции, обеспечивающие реализацию технологии музейной педагогики в дошкольных образовательных учреждениях.

Ключевые слова: метакомпетентностный подход, метакомпетенции, теоретические метазнания и практические метаспособы, культурно-образовательный потенциал музея, музейная педагогика.

Anmtation. The article deals with modern higher education, which plays a major role in the education of the individual. Modern education sets a number of educational objectives for undergraduate students, the solution of which in the process of learning leads to the formation of professional and pedagogical competence. Education in high school involves certain conditions for the development of pedagogical competence, as a fundamental element of the professionalism of the teacher. One of such tasks is realization of technologies of Museum pedagogics in future professional activity of the bachelor in work of preschool educational organizations. Metacommentary the approach allows us to develop meta-competences, ensuring the implementation of Museum education in preschool educational institutions.

Keywords: metacommentary approach, metacompetence, theoretical and practical metazania metaspace, cultural and educational potential of the Museum.

Введение. Высшее образование представляет собой главный этап непрерывного образования личности. В современных условиях его характеризует то, что в процессе обучения студенты бакалавриата осваивают компетенции, выражающиеся в теоретических и практических знаниях, умениях, навыках. При этом общей целью образовательного процесса вуза является развитие профессионально-личностного, творческого потенциала будущего специалиста, способного решать новые профессиональные задачи, имеющие социальную значимость [2].

В настоящее время подготовка бакалавров сочетает в себе фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным, исследовательским подходом к разрешению конкретных образовательных проблем [1, с. 186].

Изменения подготовки специалиста в вузе для сферы дошкольного образования связаны с парадигмальными изменениями во взглядах на ее цели и назначение. Общезначимыми ведущими идеями процесса совершенствования здесь выступает ориентация на представление о ребенке как субъекте культуры, развивающегося в условиях открытого культурно-информационного пространства, расширение которого осуществляется во взаимодействии с различными институтами культуры. Как считают Библер В.С., Бондаревская Е.В., Валицкая А.П., Ванслова Е.Г., Газман О.С., Геришунский Б.С., Громыко Ю.В., Зимняя И.А., Каган М.С., Колесникова И.А. в дошкольном образовании востребованы педагоги, готовые осуществлять профессиональную деятельность как целостную систему жизнедеятельности ребенка. Такого педагога, способного к образовательной культуротворческой деятельности, возможно подготовить, осуществляя метакомпетентностный подход. Освоение близких к педагогической области знаний, технологий, содержания, как, например, - музейной педагогики, возможно на основе формирования способности в период обучения в вузе к самообразованию, самоорганизации, рефлексии, т.е. готовности быть субъектом познания. Однако, сдерживание данного процесса определяется ограниченностью применения метакомпетентностного подхода, недостаточно разработанного в дискурсе дидактики высшей школы.

Изложение основного материала статьи. Качество результатов обучения в процессе профессиональной подготовки по специальности оценивается по степени соответствия основной образовательной программы федеральным государственным образовательным стандартам, которые в настоящее время наиболее приближены к профессиональным стандартам педагога [7].

Современное образование ставит перед студентами бакалавриата ряд образовательных целей, достижение которых в процессе обучения ведет к формированию профессионально-педагогической компетентности. Образование в вузе предполагает определенные условия развития педагогической метакомпетентности, как основополагающего элемента профессионализма педагога. Одном из проявлений ее является освоение инновационных технологий, к которой относится музейная педагогика. Музейная педагогика в интерпритации А. Лихтварка рассматривается [6] как область, обеспечивающая образование посетителя через «музейный диалог», развивая его способность к восприятию искусства. Ведущим принципом в современной музейной педагогики является погружение ребенка в музейную среду с целью освоения им музейного наследия, самовыражения в интерпретации полученных впечатлений.

На этапе современного развития российского образования усиливается востребованность образовательного потенциала музея, усиливается сотрудничество музеев с образовательными учреждениями. Выполняя функцию сохранения и трансляции исторической памяти, музеи способствуют по-новому переосмысливать отношение к культурному наследию, накопленному веками, и формируют у человека потребность в общении с этим наследием. Музейная педагогика, как активно развивающееся направление педагогики, решает эти задачи совместно с образовательными учреждениями, осуществляя воспитание и обучение подрастающего поколения на материалах музейных коллекций.

В условиях культурно-пространственной среды музея происходит активизация интереса к истории человечества, реализуются практические виды деятельности, такие как общение, учение, игра, а также происходит становление личности, как субъекта культуры.

Актуальность применения музейной педагогики как инновационной технологии развития личности на разных ступенях образования, а также особенностей реализации технологий музейной педагогики в дошкольных образовательных учреждениях, стало важным в постановке целей и задач образовательного процесса в бакалавриате и разработки содержания педагогических дисциплин и технологий их осуществления.

Музейная педагогика как область педагогики отражает основные научные подходы к организации педагогического процесса, но имеет свою специфику. Овладение музейной педагогикой как инновационной технологией и научной областью требует реконструкции учебного процесса в бакалавриате [9].

Это предопределило необходимость внедрения метакомпетентностного подхода к подготовке бакалавров к реализации технологий музейной педагогики в будущей педагогической деятельности.

Основой метакомпетентностного подхода является метапредметность. Метапредметность считает Т.В. Сергеева - «это существенные знания, оптимизирующие процесс познания и саморазвития в их

синергетическом единстве и обеспечивающие самоуправление этим процессам» [8]. Когнитивные и смысловые составляющие в метапредметном подходе находятся в диалектическом единстве, с одной стороны содержание предмета, а с другой, возможность субъектом управлять процессом познания и саморазвития.

Метапредметные знания раскрывают закономерности изменения предметов и процессов, системообразующие основы деятельности и процессов, представления об объектах и субъектах и условиях осуществления деятельности [8].

На теоретическом уровне в метапредмете рассматриваются ценностно-смысловые культурные доминанты образовательной среды, на практическом уровне осваивается моделирование культурно-образовательного пространства развития личности.

В процессе современного высшего образования метапредметность можно видеть в модульной системе. Современными учеными под модулем понимается часть образовательной программы и учебные дисциплины, имеющие логическую завершенность в культурных целях и результатах воспитания и обучения. Модули разрабатываются на основе моделирования.

В. А. Штофф, раскрывая понятие моделирования, под моделью представлял некоторую реальную или мысленную систему, замещающую оригинал и подобную ей. Благодаря этому, модель содержит информацию об оригинале. Процесс моделирования сводится к разработке модели, воспроизводящей особенности оригинала в экспериментальном или мысленном исследовании созданной модели, исходя из чего, модели могут быть материальными или мысленными [10].

В. А. Ясвин показывает возможность использования моделей для преобразования образовательной среды [11].

Наиболее удобная, компактная форма представления логики педагогического исследования - это модель, демонстрирующая воспроизведение характеристик какого-либо объекта на другом объекте в специальных терминах моделирования, системе элементов [1]. При этом воспроизводятся определенные стороны, связи, функции объекта исследования, четко обозначается, фиксированная связь элементов. Модель имеет определенную структуру, которая отражает существенные стороны реального педагогического объекта.

При моделировании метакомпетентностного подхода в системе высшего образования основной целью является определение понятия метакомпетентность, отличающийся универсальностью, целостностью и системной значимостью и отражающей переход в подготовке педагога к концепции метаобразования. Метакомпетентность (Р. Браун, Ф. Деламер) представляет собой надструктивный вход, обеспечивающий приобретение иных компетенций и определяет способность специалиста активно реализовать меняющихся условиях готовность к переносу знаний и способов действий на новые объекты образовательной деятельности.

Анализ научных источников показывает, что структура метакомпетентности включает различные компоненты. К ним следует отнести метазнания, метакогнитивную включенность в деятельность в виде способности управлять собственным процессом учения, умения осуществлять самооценку образовательных достижений и выстраивать индивидуальную стратегию образования на основе рефлексии.

Метазнания отражают такой уровень знаний, которые обеспечивают выход за пределы предмета и освоение иных предметных областей. Содержание метазнаний расширяет представления об образовании как сфере культуры, и функционирования педагогической деятельности как процесса воспроизводства культурных ценностей и смыслов в подрастающих поколениях.

Выводы. Включение музейной педагогики в образовательный процесс меняет его сущностную составляющую и требует формирование культуро-образовательной метакомпетентности, включающую организационно-функциональный и социально-личностный компоненты.

Для формирования организационно-функционального компонента необходима метапредметная система, которая совмещает в себе музейную и дошкольную педагогику, выполняя функции развития представлений о целостности педагогического процесса, его сущности, структуре и особенностей содержания на уровне дошкольного образования по основным направлениям: коммуникативно-социального, познавательного, художественно-эстетического, физически-оздоровительного и речевого развития ребенка.

В структуру организационно-функционального компонента культуро-образовательной метакомпетентности включены: диагностирование, прогнозирование, моделирование, проектирование, конструирование, апробация, внедрение и обобщение педагогического опыта.

Данные структурные элементы составляют целостный педагогический процесс с возможностью интеграции в культурно-образовательное пространство на основе взаимодействия с музеями.

В структуре культуро-образовательной метакомпетентности социально-личностный компонент представляет систему экстрафункциональных качеств личности, обеспечивающих продуктивность учебной, профессиональной и социально-профессиональной деятельности. Именно метакачества как совокупность способностей, качеств, свойств личности, обусловливают продуктивность учебно-познавательной, социальной и профессиональной деятельности субъекта. Метакачества значительно расширяют функции субъекта профессиональной деятельности и придают ей более широкий радиус действия. В современной системе образования необходимо учитывать эти требования и при метакомпетентностном подходе осуществлять «формирование свободной и ответственной личности, способной конструктивно работать в ситуации рисков и сочетающую профессиональную компетентность с гражданской ответственностью, обладающей должным мировоззренческим кругозором и нравственным сознанием, способностью к продуктивному обучению и творчеству» [5].

При рассмотрении психолого-педагогических условий формирования культуро-образовательной метакомпетентности у студентов бакалавриата психолого-педагогического направления по овладению музейной педагогикой как инновационной формы приобщения детей дошкольного возраста к культуре, основным проявлением организационно-функционального компонента является организация и поддержка образовательного процесса в системе культурно-образовательного пространства и следует обратиться к междисциплинарным понятием, к которым относится процесс интеграции.

Педагогическое значение интеграции, выражается в том, что музеи и дошкольные образовательные организации относятся к единому культурно-образовательному пространству и имеют единую педагогическую систему категорий, понятий, педагогических законов и концепций. В метазнаниях

выражается обобщенное понятие педагогической системы, преодолевается дублирование в ее представлении как единой системы педагогической деятельности.

Культурно-образовательная интеграция объединяет сферы образовательной деятельности музея и дошкольной образовательной организации и осуществляет функции взаимообогащения и взаимопроникновения содержания и воспитательной деятельности средствами музейной педагогики в целях создания более полных условий развития личности ребенка дошкольного возраста [3].

Метазнания составляют теоретическую основу воспроизведения культуры в культурно-образовательном пространстве дошкольной образовательной организации [4]. Культурно-образовательное пространство предстает как социальная ценность в конкретном времени и пространственных параметрах и как личностно-значимые условия развития субъекта образования, его эмоционально-интеллектуальной и духовной сферы. Открытость образовательной среды культурному пространству и вызывает необходимость в развитии метакачеств.

При осуществлении процесса обучения в бакалавриате на основе метакомпетентностного подхода, обеспечивающего интеграцию дошкольной и музейной педагогики, развивается культуро-образовательную компемпетентность как способность осуществлять педагогическую деятельность в дошкольной сфере в контексте культурно-образовательного пространства и способности к культурно-педагогическому саморазвитию.

Литература:

1. Введенский В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. 2003. № 10. С. 51-55.

2. Венда В.Ф. Перспективы развития психологической теории обучения операторов // Психологический журнал. - 2009. - Т.1. - №4.

3. Вербицкий A. A. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / A.A. Вербицкий, О.Г. Ларионова. М.: Логос, 2009. 336 с.

4. Гатальский В. Д. Культурно-образовательное пространство как социально-педагогическая система // Педагогика. 2009. №3. С. 52-57.

5. Иванов Д. А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании: проблемы, понятия, инструментарий. - М., 2008.

6. Лихтварк, А. Музеи как образовательные и воспитательные учреждения. // Образовательные и воспитательные задачи современного музея / Под. Ред. Л.Г. Оршанского. - СПб., 1914. - 114 с.

7. Приказ Минобрнауки России от 14.12.2015 №1457 (ред. от 20.04.2016) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 психолого-педагогического образования (уровень бакалавриата).

8. Сергеева Т.В. Эко-Гуманистическая технология саморазвития. Монография. - Х.: А.П. «Блок», 2010. - 214 с.

9. Столяров Б. А. Музейная педагогика - история и современность // Народное образование. №5. 2001.

10. Штоф В. А. Моделирование и философия. М.-Л. 1969. 128 с.

11. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.

Педагогика

УДК: 433

кандидат педагогических наук, доцент Любов Михаил Сергеевич

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского Арзамасский филиал (г. Арзамас)

ПРИРОДНО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ РОДНОГО КРАЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье на примере отдельно взятого региона России - Арзамасского района -рассматриваются составляющие природно-культурного наследия, посредством которого возможна реализация патриотического воспитания учащейся молодежи. Акцентируется внимание на необходимости формирования патриотических качеств у студентов вузов в условиях современной социально-экономической ситуации в России и политической обстановки в мире. Приводятся возможные пути реализации патриотического воспитания студентов, обозначаются приоритетные формы изучения природных и культурно-исторических объектов родного края.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, природно-культурный потенциал, Арзамасский регион.

Annotation. In the article on the example of the separately taken region of Russia - the Arzamas district - the constituents of naturally-cultural heritage by means of that realization of patriotic education of studying young people is possible are examined. Attention is accented on the necessity of forming of patriotic qualities for the students of institutions of higher learning in the conditions of modern socio-economic situation in Russia and political situation in the world. Possible ways over of realization of patriotic education of students are brought, the priority forms of study of natural and cultural and historical objects of native edge are designated.

Keywords: patriotic education, naturally-cultural potential, Arzamas region.

Введение. События последних лет, происходящие на постсоветском пространстве и мире в целом, диктуют необходимость внесения корректив в систему среднего и высшего образования. Современный студент должен быть не только компетентным в области своей профессиональной деятельности, но и в то же время обладать политическим кругозором, высоким нравственным потенциалом и патриотическим чувством. Именно поэтому всестороннее изучение родного края является одной из составляющих современного образовательного процесса. Учебно-воспитательная деятельность в вузе должна строиться с учетом формирования патриотических качеств у студентов.

Академик Д.С.Лихачев справедливо отмечает: «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.