УДК 378.4 DOI: 10.31862/2218-8711-2022-1-236-246
ББК 74.48
ОСОЗНАНИЕ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
REALIZATION OF THE VALUE OF HEALTH PRESERVATION BY STUDENTS OF A MEDICAL UNIVERSITY
Бирюкова Наталья Викторовна
Директор Ресурсного центра «Медицинский Сеченовский Предуниверсарий» ФГАОУ ВО Первый МГМУ имени И. М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) E-mail: [email protected]
Biryukova Natalya V.
Director of the Resource Center "Medical Sechenov Pre-University Department" of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education I. M. Sechenov First Moscow State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation (Sechenov University) E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрены компоненты ценностного отношения к здоровью. Проведено анкетирование 537 обучающихся Ресурсного центра «Медицинский Сеченовский Предуниверсарий» и 153 студентов первого курса Сеченовского Университета. Основное внимание при опросе уделено компонентам здоровьесберегающей деятельности, а также принципам формирования здоровьесберегающей позиции. Рассмотрены компоненты готовности обучающихся к здоровьесбережению. Полученные результаты исследования свидетельствуют о несформированной здоровьесберегающей позиции и ценностного
Abstract. The article examines the components of the value attitude to health. 537 students of the Resource Center "Medical Sechenov Pre-University" and 153 first-year students of the Sechenov University have answered a questionnaire. The main attention during the survey was paid to the components of health-preserving activity, as well as to the principles of formation of the health-preserving position. The article also considers the components of students' readiness for health preservation. The results of the study indicate an unformed health-preserving
Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
© Бирюкова Н. В., 2022
отношения к здоровьесохранению в среде молодых людей.
position and value-based attitude to health preservation among young people.
Ключевые слова: здоровьесбережение, здоровый образ жизни, обучающиеся, здоровьесберегающая позиция.
Keywords: health-preserving, a healthy lifestyle, students, the health-preserving position.
Для цитирования: Бирюкова Н. В. Осознание ценности здоровьесбережения обучающимися медицинского вуза // Проблемы современного образования. 2022. № 1. С. 236-246. DOI:
value of health preservation by students of a medical university. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2022, No. 1, pp. 236-246. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-1-236-246.
Cite as: Biryukova N. V. Realization of the
10.31862/2218-8711-2022-1-236-246.
Введение
Сохранение здоровья молодых людей - приоритетное направление современного общества и системы образования. Здоровьесбережение большинством исследователей понимается как целенаправленная работа по сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, предполагающая определенные преобразования, прежде всего интеллектуально-эмоциональных сфер личности, и направленная на повышение ценностного отношения как к собственному здоровью, так и к здоровью окружающих. Реализация же здоровьесберегающего направления в образовательной структуре предполагает формирование у обучающихся опыта их здоровьесберегающей позиции, рассматриваемой нами как интегративное качество личности учащегося, с его внутренними убеждениями, направленными на сохранение и укрепление здоровья, обеспечивающей возможность проявления свободы выбора и принятия на себя ответственности за сохранение здоровья.
Здоровьесберегающая позиция обеспечивает благополучное развитие обучающегося и способствует его успешной социализации. Важнейшей позицией сохранения и укрепления собственного здоровья является гармоничное физическое и духовное развитие обучающегося.
Состояние физического и психического благополучия является определенной гарантией качественного образования и социокультурного развития, поэтому важно обеспечить сохранение здоровья обучающихся. Неоправданно высокие перегрузки обучающихся еще на уровне предпрофессионального образования в системе общего образования России приводят к угрозе ухудшения здоровья молодых людей.
В настоящее время в современном обществе появилась потребность ценностного отношения к своему здоровью, поддержанию высокого стандарта качества жизни, образу жизни. Изменилось отношение к процессу подготовки студентов медицинского вуза, возрос интерес к компетентным специалистам, владеющим здоровьесберегающими технологиями и имеющим собственную здоровьесберегающую позицию.
Вместе с тем в системе профессиональной подготовки специалистов в данной области, несмотря на медицинский профиль подготовки, здоровьесберегающая составляющая в образовательном процессе вуза выражена недостаточно. Как показало исследование, представляется целесообразным использовать потенциал вузовского обучения и формирования у студентов личной здоровьесберегающей позиции, представляющей интерес не только с точки зрения личностных качеств будущего специалиста, но и с позиции уровня его профессионализма [1-3].
В современной профессиональной деятельности в области медицины необходимы специалисты высокого уровня профессионально значимых качеств, готовых к саморазвитию и самосовершенствованию, реализующих постулаты здоровьесбережения по отношению к себе и окружающим. То есть совершенствование системы профессионального медицинского образования должно гармонизировать с законами здоровьесбережения. Поэтому необходимо поддерживать и укреплять здоровье не только в физическом, но и в психическом плане, чтобы обеспечить полноценное функционирование интеллектуальной и эмоциональной сферы, повышать осознанность личной ответственности за свое здоровье [3-5].
Таким образом, стратегически важна направленность ресурсного потенциала обучающихся на здоровьесберегающую мобилизацию, которая способствует формированию системы взглядов и убеждений относительно здоровьесберегающих ценностей в себе, в своем окружении и в своей будущей профессии, а следовательно, основ здоровьесберегающей позиции. Процесс обучения в этом случае направляется не только на повышение профессиональной образованности, но и на ценностное отношение к здоровьесбережению.
А. Г. Маджуга выделяет следующие компоненты готовности к здоровьесберегающей деятельности у обучающихся:
• когнитивный компонент включает в себя систему знаний о здоровье и его составляющих, принципах здорового образа жизни и способах оздоровления организма;
• ценностно-потребностный компонент состоит в удовлетворении потребности и готовности принимать активное участие в формировании здорового образа жизни;
• эмоционально-волевой компонент отвечает за формирование ответственного и позитивного отношения к своему здоровью, его сохранению и укреплению;
• деятельностно-практический компонент направлен на активную деятельность по улучшению здоровья [6].
С данной классификацией соотносимы компоненты здоровьесберегающего процесса, выделяемые Е. И. Глебовой и С. И. Карабаевой:
• целевой компонент включает весь спектр образовательной деятельности (от целостного развития личности до развития отдельных качеств);
• содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в конкретные задачи;
• деятельностный компонент включает инвариантные профессиональные знания и компетенции, направленные на здоровьесбережение;
• ресурсный компонент направлен на обеспечение высокого уровня психоэмоционального комфорта, стрессоустойчивости, функциональных резервов организма;
• процессуальный компонент следует рассматривать как процесс построения систематически организованной методической работы по совершенствованию здоровьесберегающей компетентности педагогов;
• результативный компонент определяет эффективность функционирования модели процесса обучения [7].
Проблема отсутствия разработанной технологии формирования здоровьесберега-ющей позиции у обучающихся в системе профессионального медицинского образования, которая сможет обеспечить здоровьесбережение, представляется нам актуальной для рассмотрения ее в данной статье.
Цель нашего исследования - выявить уровень понимания студентами медицинского вуза основ здоровьесбережения, роли рефлексии собственных действий в контексте будущей профессиональной деятельности, необходимой для формирования здоро-вьесберегающей позиции.
Материалы и методы исследования
Для реализации поставленных целей по специально разработанной нами анкете интервьюированы 537 обучающихся Ресурсного центра «Медицинский Сеченовский Предуниверсарий» и 153 студента первого курса Сеченовского Университета. Исследование включало не только изучение наличия вредных привычек обучающихся, но и оценку уровня их физической активности, анализ пищевых предпочтений, распределение бюджета времени.
Результаты исследования и их обсуждение
В сформированности ценностного отношения к здоровью мы выделяем следующие структурные компоненты: мотивационно-ценностный компонент, который определяет особенности мотивации к достижению успеха в здоровьесбегающей деятельности; когнитивный компонент, характеризующий знания человека о своем здоровье, понимание роли здоровьсбережения, знание основных факторов, оказывающих позитивное и негативное влияние на здоровье человека; поведенческий компонент, определяющий особенности поведения в сфере сохранения здоровья, степени приверженности обучающегося к здоровьсбережению; рефлексивно-оценочный компонент [8-11].
Вопросы анкеты.
1. Какое место в ваших ценностных предпочтениях занимает ЗДОРОВЬЕ?
2. Что, по вашему мнению, является основой здоровьесбережения (выбранное подчеркнуть):
• рациональное питание;
• двигательная активность и закаливание;
• соблюдение правил личной гигиены;
• благоприятные взаимоотношения с окружающими;
• контроль за состоянием своего здоровья.
3. Какие наиболее явные факторы, по вашему мнению, негативно влияют на состояние здоровья человека (выбранное подчеркнуть):
• низкая физическая активность;
• несоблюдение рационального питания;
• несоблюдение режима дня;
• неблагоприятная окружающая природная среда (экология);
• некачественное медицинское обслуживание;
• перегрузки во время учебы.
4. Ведете ли вы, по вашему мнению, здоровый образ жизни?
5. Является ли, по вашему мнению, здоровьесбережение важным фактором, обеспечивающим социальную активность в профессии?
6. Наблюдается ли в вашей семье или в группе сверстников дискомфортный психологический климат?
7. Используете ли вы в течение дня одновременно более одного вида электронного средства?
8. Испытываете ли вы дефицита сна?
9. Как вы думаете, управляете ли вы своими эмоциями?
10. Связываете ли вы сохранение своего здоровья с регулярными профилактическими медицинскими осмотрами?
По результатам проведенного исследования установлено, что у 59% опрошенных из всех представленных категорий первую позицию в ценностных предпочтениях занимает «здоровье».
В основе здоровьесбережения большинство молодых людей (82%) считают отсутствии вредных привычек. Также важным в здоровьесохранении респонденты выделили рациональное питание - 71%, двигательную активность и закаливание в системе - 62%, соблюдение правил личной гигиены и благоприятные взаимоотношения с окружающими - 67%, контроль за состоянием своего здоровья - 59%.
При анализе осведомленности обучающихся о факторах, негативно влияющих на состояния здоровья, показал, что 57% респондентов считают основным фактором низкую физическая активность и несоблюдение рационального питания. При этом 55% респондентов считают несущественным фактором в здоровьесбережении соблюдение режима дня. 40% опрошенных считают, что отрицательное влияние на состояние здоровья является неблагоприятная окружающая природная среда (экология), 17% отметили, что на сохранение здоровья негативно влияет некачественное медицинское обслуживание. По мнению 35% молодых людей, перегрузки во время учебы также оказывают негативное влияние на здоровье. Отсутствие установки на здоровьесбереженье выделили в качестве негативного фактора только 6% обучающихся.
По результатам исследования мотивационно-ценностного компонента ценностного отношения к здоровью 17% опрошенных считают, что ведут здоровый образ жизни, 73% - не всегда и не в полном объеме, 10% не придерживаются принципов здорового образа жизни. При детальном анализе мотивов здоровьесбережения выявлено, что для более 85% студентов это возможность иметь здоровых детей (потомство), для 87% молодых людей это возможность
сохранить свое здоровье. Здоровьесбережение как важный фактор, обеспечивающий социальную активность в профессии, рассматривают меньше половины опрошенных (47%).
Данные анкетирования показали, что обучающиеся по основным позициям здорового образа жизни имеют правильное традиционное представление, но чаше всего имеющиеся знания не поддерживаются их фактическим поведением, что свидетельствует об отсутствии рефлексии собственных действий. Наиболее распространенными факторами риска для здоровья среди опрошенных обучающихся, по данным анкеты, является наличие низкой двигательной активности, которую отметили 45% опрошенных, дефицита сна у 82% обучающихся, прием горячей еды 1 раз в день и реже (78%), недостаток свежих овощей и фруктов (48%), дефицит в рационе молока и молочных продуктов (53%), дефицит употребления мяса (46%). Большинство респондентов питается нерегулярно, несбалансированно, калорийной пищей, содержащей мало рыбы, фруктов и овощей. Идеальную массу тела имеют 72%, избыточный или дефицит веса у 28% опрошенных обучающихся.
По данным проведенного анализа хронокарт установлено, что в среднем время, затрачиваемое на все приемы пищи за сутки, составляет 59,09 ± 29,06 мин, что является свидетельством достаточно быстрого процесса приема пищи. При анализе физической активности анкетируемых отмечается, что занимаются физическими упражнениями более 2 раз в неделю всего 30%. В то же время 54% молодых людей не связывают такой профиль питания в сочетании с низкой двигательной активностью и дефицитом сна с возникновением избыточной массы тела, гипертонической болезни, метаболического синдрома. Несмотря на то, что соблюдение правил личной гигиены молодые люди отметили как важный фактор, при этом гигиенические процедуры занимают в среднем у большинства опрошенных лишь 15-40 минут в день (0,52 ± 0,33 минут в среднем). Обращает на себя внимание, что только 52,3% опрошенных включают в свой распорядок дня водные процедуры 2-3 раза в сутки.
Дискомфортный психологический климат в семье или в группе, вредные привычки (курение, алкоголизм) в семье отметили 25 и 50% опрошенных.
При опросе 37% указали на употребление пива и других спиртных напитков, 11% - на курение, пассивное курение (курят члены семьи) отметили 18%. При аналогичном исследовании, проводимом нами в школах города Москвы в 2016-2018 гг. среди учащихся 5-9-х классов, показало, что более 90% пятиклассников были уверены, что курить не будут, среди девятиклассников этот процент снижается до 72,91%. Данные настоящего исследования свидетельствуют, что более трети 10-классников имеют факт регулярного курения.
Использование одновременно более чем одного вида электронного средства достаточно значительное количество времени в течение дня обучающиеся объясняют высоким уровнем информатизации. Так, среднее время использования сотового телефона в сутки почти в 3 раза превышает время, затрачиваемое на учебную деятельность. К тому же на работу с планшетом и компьютером обучающиеся затрачивают от 5,4 до 7,9 ч в сутки. Для сравнения, в 2014 г. уровень информатизации учащихся в крупном промышленном городе составил 3,01 ± 0,2%, или 0,72 ч, а в инновационной образовательной организации - 13 ± 0,3% или 1,7 ч. Таким образом, среди обучающихся Сеченовского Университета установлено практически постоянное использование электронных средств, сопровождающееся значительным напряжением зрительного анализатора, так
как обучающиеся преимущественно работают с электронным средством с малой диагональю (сотовый телефон).
Анализ использования электронных средств обучения в различных видах деятельности подтвердил, что обучающиеся чаще всего используют сотовый телефон, так как больше всего времени отдают общению, общению через социальные сети, прослушиванию музыки и т. д. На подготовку и различные работы для учебных занятий обучающиеся затрачивают в 1,8 раз больше времени, чем на использование электронных средств на занятиях.
С ценностным отношением к здоровью 37% опрошенных связывают с умением управлять своими эмоциями и состоянием уверенности в себе. 95% видят в повышении физической активности возможность своего оздоровления. Немного меньше 60% опрошенных связывают принципы здоровьесбережения с регулярными профилактическими медицинскими осмотрами, а вот необходимость формирования у себя установки на здоровый образ жизни не очень популярна среди молодых людей, важной ее считают только 18% опрошенных.
Роль семьи в формировании здоровьесберегающей позиции молодые люди отмечают, как ведущую, так же важными считают материально-бытовые условия и квалифицированное медицинское сопровождение. Позитивным оказался анализ познавательной активности опрошенных, необходимость в дополнительных сведениях отметили более 79% опрошенных. Самый большой интерес отмечается к темам по рациональному питанию и профилактике стресса.
Обращает на себя внимание такой тревожный факт, как отсутствие у обучающихся желания и установки формировать здоровьесберегающей позиции у себя и в своей семье. При ответе на вопросы, позволяющие выявить, соблюдают ли молодые люди принципы здоровьесбережения, обнаружены противоречия. Проблематика здоровьесбережения в представлениях опрошенных в ряде случаев существует в неактуализованном виде, о чем свидетельствует несоответствие между заявляемым признанием его значимости на когнитивном уровне и реализуемым жизненным поведением.
Выводы
Данные исследования показали, что у обучающихся медицинского вуза в основном сформулированы представления о принципах здоровьесбережения, но они расходятся с их фактическим поведением.
Для реализации идеи формирования здоровьесберегающей позиции должны быть сформированы теоретические знания обучающихся. Теоретические знания студентов создают предпосылки для приоритетного ценностного отношения к здоровьесбереже-нию, осознания значимости здоровьесберегающей позиции, необходимости сохранения и укрепления здоровья, развитие личной мотивации [5].
Для обеспечения эффективного функционирования и развития здоровьесберегаю-щей системы необходимо создать среду и установить взаимодействие участников образовательного процесса в совместной деятельности. Для современного образовательного учреждения актуальна не просто образовательная среда, но еще и среда здоровьесбере-гающая, здоровьеформирующая в контексте будущей профессиональной деятельности.
Активная цифровизация образовательного процесса инициирует создания технологии, с учетом подготовки выпускников медицинских вузов, с целью формирования у них здоровьесберегающей позиции.
Важно соблюдение санитарно-гигиенических условий при формировании информационной образовательной среды как основы формирования безопасной и лич-ностно-ориентированной образовательной среды для обучающихся. Существующая в настоящее время лекционно-семинарская система в условиях информатизации образования, дистанционного образования и перехода от образовательной среды учебного заведения к образовательной среде личности неспособна реализовать образовательный потенциал системы в связи с тем, что меняется сама система.
Физическое присутствие обучающегося в образовательном учреждении становится необязательным, а за пределами учреждения, в рамках личного образовательного пространства студента, реализовать контроль за ним в имеющихся в настоящее время формах не представляется возможным. Более того, необходимо отметить, что ни само учреждение, ни место проживания обучающегося перестали быть ключевыми пунктами доступа к коммуникационным технологиям.
Безусловно, важны соответствующие педагогические условия для формирования здоровьесберегающей позиции. Необходимо отметить, что новая информационная система образования меняет и роль преподавателя. Из единственного транслятора знаний он становится помощником в выборе и реализации индивидуальной образовательной траектории в соответствии с психофизиологическими и духовными потребностями обучаемого. Необходимо отметить важность обновления содержания обучающих модулей в процессе формирования здоровьесберегающей позиции [3; 4; 12].
Изменения точки зрения в отношении формирования здоровьесбережения среди студентов медицинского вуза для обеспечения высокого уровня здоровья своего и окружения актуализирует необходимость в разработке технологии для развития здо-ровьесберегающей компетентности, обеспечивающей накопление профессионального опыта и здоровьесохраняющих знаний, умений и навыков, а также личностных качеств, то есть для развития собственной здоровьесберегающей позиции.
Проблема сохранения и укрепления здоровья студентов медицинского вуза имеет большое не только медицинское, но и социальное значение, так как молодежи предстоит формировать ценностно-нравственное, физическое и психическое здоровье общества, то есть формировать здоровьесберегающую позицию среди населения. В создавшихся условиях особенно значимым является воспитание у студентов медицинского вуза ценностного отношения к собственному здоровью.
Формирование мотивационных ориентиров напрямую, на наш взгляд, зависит и от демонстрации отношения взрослых к своему здоровью. Занятия лыжами, плаванием будут удовлетворять доминирующую возрастную потребность обучающихся воспринимать здоровьесбережение как необходимую жизненную составляющую будущей социальной успешности. Выполняя различные задания, связанные с вопросами здоровьесбереже-ния, будущие врачи осваивают маршруты по выработке правил здоровья для успешного функционирования системы организма. Такой обучающий контент связан с глубоким
переосмыслением себя в образовательном пространстве и социуме с точки зрения здоровья не как ценности отдельного субъекта, но как ценности, принадлежащей обществу. Например, изучая тему «Высшая нервная деятельность и основы психофизиологии», студенты обсуждают проблемы сохранения и укрепления психического здоровья.
Современное общество самостоятельно определяет для себя приоритетные жизненные ценности. Ценностное отношение к здоровьесбережению будущих врачей к общественному и личному здоровью является важным компонентом общей и профессиональной культуры.
Поэтому, на наш взгляд, актуально исследование ценностных преференций обучающихся медицинских вузов в отношении здоровьесбережения.
Заключение
Полученные в ходе исследования результаты, характеризующие социальную ценность здоровьесбережения в контексте будущей профессиональной деятельности, свидетельствуют о несформированности устойчивой здоровьесберегающей позиции в среде обучающихся Сеченовского Университета. Несмотря на то что значимость здоровья как высокая позиционируется только на когнитивном уровне, анализ поведенческого компонента свидетельствует о достаточно высокой готовности к изменению своего образа жизни обучающихся, в частности, в области рационального питания, интенсивности физических нагрузок и практической активности в отношении здоровьесбережения.
При формировании педагогической модели по здоровьесберегающей позиции у студентов медицинского вуза необходимо:
• включить теоретический модуль и теоретические знания о ценности здоровь-есбережения, ответственности за свое здоровье;
• учитывать особенности формирования здоровьесберегающей позиции от среды, научить рефлексировать собственные действия в контексте будущей профессиональной деятельности;
• обогатить знаниями обучающихся о принципах здорового образа жизни, в том числе с помощью проведений мероприятий по профилактике заболеваний и гигиеническому воспитанию;
• использовать все возможные ресурсные средства в процессе формирования здоровьесберегающей позиции обучающихся медицинского вуза.
Список литературы
1. Мухаметзянов И. Ш., Храпаль Л. Р. Требования к педагогической продукции, реализованной на базе ИКТ (гигиенический аспект) // IV Международного научно-методический симпозиум «Электронные ресурсы в непрерывном образовании» (ЭРНО-2015), 27-30 сентября 2015. Анапа, 2015. С. 65-70.
2. Фетисов А. С. Педагогическая концепция формирования профессиональных качеств педагога в контексте здоровьесберегающей образовательной среды (система повышения квалификации): автореф. дис... д-ра пед. наук. Воронеж, 2019. 58 с.
3. Цквитария Т. А. Педагогические технологии организации учебного процесса в вузе: учеб. пособие. Ч. 1. Ростов н/Д.: Изд-во РостГМУ, 2015. 124 с.
4. Фетисов А. С., Бирюкова Н. В. Формирование здоровьесберегающей позиции учащихся как педагогическая проблема // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-1. С. 289-292.
5. A study of psychological stress in undergraduate medical students at S. N. Medical College, Bagalkot, Karnataka / B. Mannapur, A. S. Dorle, L. D. Hiremath [et al.] // Journal of Clinical and Diagnostic Research. 2010. Vol. 4, No. 4. P. 2869-2874.
6. Маджуга А. Г. Педагогическая концепция здоровьесозидающей функции образования: автореф. дис... д-ра пед. наук. Стерлитамак, 2011.
7. Глебова Е. И. Здоровьесбережение как средство повышения эффективности обучения студентов вуза: автореф. дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2005.
8. Камышникова Л. А., Макарян Б. С. Оценка соблюдения принципов здорового образа жизни в молодом возрасте и оценка риска кардиоваскулярной патологии на примере студентов медицинского института // Научный результат. 2015. № 2. С. 62-68.
9. Радченко О. Р., Уразманов А. Р., Мусин Н. М. О подготовке медицинских кадров по программам профилактики неинфекционных заболеваний и формирования основ здорового образа жизни // Фундаментальные исследования. 2014. № 10. С. 1786-1789.
10. Рапопорт И. К., Ганузин В. М., Бирюкова Н. В. Врачебное профессиональное консультирование: история и современность // Здравоохранение Российской Федерации. 2021. Т. 65, № 4. С. 334-341.
11. Фетисов А. С. Теоретико-методологические основы формирования профессиональных качеств учителя в контексте здоровьесберегающей образовательной среды // Антропные образовательные технологии в сфере физической культуры: сб. ст. по материалам VII Всерос. науч.-практ. конф. Н. Новгород, 2021. С. 46-50.
12. Lisicki T. Students of the first year of medical schools to the requirements of a healthy lifestyle. Gdansk, AWFiS Press. 2006. 160 p.
13. Сорокина А. С., Власова В. Н. Образовательное пространство медицинского вуза как среда, формирующая стремление к здоровому образу жизни // Образование. Наука. Инновации. 2014. № 6. С. 134-140.
14. What do medical students think about their quality of life? A qualitative study / Tempski P., Bellodi P. L., Paro H. B. [et al.] // BMC Medical Education. 2012. Vol. 12. № 1. DOI: https:// doi.org/10.1186/1472-6920-12-106.
References
1. Mukhametzyanov I. Sh., Khrapal L. R. Trebovaniya k pedagogicheskoy produktsii, realizovannoy na baze IKT (gigienicheskiy aspekt). In: Proceedings of the IV International scientific-Methodological symposium "Elektronnye resursy v nepreryvnom obrazovanii" (ERNO-2015), 27-30 Sept. 2015. Anapa, 2015. Pp. 65-70.
2. Fetisov A. S. Pedagogicheskaya kontseptsiya formirovaniya professionalnykh kachestv pedagoga v kontekste zdorovyesberegayushchey obrazovatelnoy sredy (sistema povysheniya kvalifikatsii). Extended abstract of ScD dissertation (Education). Voronezh, 2019. 58 p.
3. Tskvitariya T. A. Pedagogicheskie tekhnologii organizatsii uchebnogo protsessa v vuze: ucheb. posobie. Part 1. Rostov-on-Don: Izd-vo RostGMU, 2015. 124 p.
4. Fetisov A. S., Biryukova N. V. Formirovanie zdorovyesberegayushchey pozitsii uchashchikhsya kak pedagogicheskaya problema. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2021, No. 70-1, pp. 289-292.
5. Mannapur B., Dorle A. S., Hiremath L. D. et al. A study of psychological stress in undergraduate medical students at S. N. Medical College, Bagalkot, Karnataka. Journal of Clinical and Diagnostic Research. 2010, Vol. 4, No. 4, pp. 2869-2874.
6. Madzhuga A. G. Pedagogicheskaya kontseptsiya zdorovyesozidayushchey funktsii obrazovaniya. Extended abstract of ScD dissertation (Education). Sterlitamak, 2011.
7. Glebova E. I. Zdorovyesberezhenie kak sredstvo povysheniya effektivnosti obucheniya studentov vuza. Extended abstract of PhD dissertation (Education). Ekaterinburg, 2005.
8. Kamyshnikova L. A., Makaryan B. S. Otsenka soblyudeniya printsipov zdorovogo obraza zhizni v molodom vozraste i otsenka riska kardiovaskulyarnoy patologii na primere studentov meditsinskogo instituta. Nauchnyy rezultat. 2015, No. 2, pp. 62-68.
9. Radchenko O. R., Urazmanov A. R., Musin N. M. O podgotovke meditsinskikh kadrov po programmam profilaktiki neinfektsionnykh zabolevaniy i formirovaniya osnov zdorovogo obraza zhizni. Fundamentalnye issledovaniya. 2014, No. 10, pp. 1786-1789.
10. Rapoport I. K., Ganuzin V. M., Biryukova N. V. Vrachebnoe professionalnoe konsultirovanie: istoriya i sovremennost. Zdravookhranenie Rossiyskoy Federatsii. 2021, Vol. 65, No. 4, pp. 334-341.
11. Fetisov A. S. Teoretiko-metodologicheskie osnovy formirovaniya professionalnykh kachestv uchitelya v kontekste zdorovyesberegayushchey obrazovatelnoy sredy. In: Antropnye obrazovatelnye tekhnologii v sfere fizicheskoy kultury. Proceedings of the VII All-Russian scientific-practical conference. Nizhny Novgorod, 2021. Pp. 46-50.
12. Lisicki T. Students of the first year of medical schools to the requirements of a healthy lifestyle. Gdansk, AWFiS Press. 2006. 160 p.
13. Sorokina A. S., Vlasova V. N. Obrazovatelnoe prostranstvo meditsinskogo vuza kak sreda, formiruyushchaya stremlenie k zdorovomu obrazu zhizni. Obrazovanie. Nauka. Innovatsii. 2014, No. 6, pp. 134-140.
14. Tempski P., Bellodi P. L., Paro H. B. et al. What do medical students think about their quality of life? A qualitative study. BMC Medical Education. 2012. Vol. 12, No. 1. DOI: https://doi. org/10.1186/1472-6920-12-106.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2022, № 1
Статья поступила в редакцию 03.10.2021 The article was received on 03.10.2021