gs4 право и экономика ^d
DOI:10.24412/2076-1503-2021-7-133-138 NIION: 2018-0076-7/21-021 MOSURED: 77/27-023-2021-07-220
БИРЮКОВА Наталья Викторовна,
директор Ресурсного центра «Медицинский Сеченовский Предуниверсарий», e-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ B ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ
Аннотация. В статье освещены вопросы моделирования процесса формирования здо-ровьесберегающей позиции студента на основе теоретической модели. Целью статьи провести анализ понимания студентов медицинского вуза о здоровьесбережении, роль рефлексии собственных действий в контексте будущей профессиональной деятельности для формирования здоровьесберегающей позиции. В статье обощены теоретические подходы о влиянии ИКТ на здоровье школьников и студентов. С целью выявления здоровьесбе-регающей позиции проведен опрос студентов первого курса. В ходе исследования были получены показатели, свидетельствующие о многочисленных рисках здоровья: не рациональное питание, курение, употребление алкогольных напитков, не достаточный сон. Необходимо подчеркнуть, что студенты большую часть времени заняты телефонами и компьютерами, что составляет реальную угрозу в сохранении их здоровья. Сделаны выводы о том, что для студентов первого курса отличаются низким уровнем готовности к профессиональной деятельности.
Ключевые слова: цифровая среда, здоровьесберегающая позиция, информационно-коммуникационные технологии, первокурсники, учеба, сон, питание.
BIRYUKOVA Natalia Viktorovna,
Director of the Resource Center "Medical Sechenovsky Pre-University"
DOCTOR OF ТНЕ RESOURCE CENTER '^DICAL SECHENOV PRE-UNIVERSITY EDUCATION"
Annotation. The article highlights the issues of modeling the process of forming a student's health-preserving position on the basis of a theoretical model. The purpose of the article is to analyze the understanding of students of a medical university about health preservation, the role of reflection on one's own actions in the context of future professional activity for the formation of a health-preserving position. The article generalizes theoretical approaches to the impact of ICT on the health of schoolchildren and students. In order to identify a health-preserving position, a survey of first-year students was carried out. In the course of the study, indicators were obtained that indicate numerous health risks: inadequate diet, smoking, drinking alcohol, not getting enough sleep. It should be emphasized that most of the time students are busy with phones and computers, which is a real threat to the preservation of their health. It is concluded that for first-year students they have a low level of readiness for professional activity.
Key words: digital environment, health-preserving position, information and communication technologies, freshmen, study, sleep, nutrition.
Введение. На формирование здоровьесбе-регающей позиции обучающихся влияют научно-технический прогресс в образовательном процессе, социальные изменения в образовании, применение инновационных информационных технологий, как в процессе обучения, так и в процессе быта. Глобальные перемены, которое общество переживает в условиях реформирования образования, насыщения электронными
информатизационными технологиями, отражаются и на здоровьесбережения обучающихся.
Современное образовательное пространство тесно связано с компьютерными технологиями и различными электронными средствами обучения, что обусловлено переходом современного образования от пассивных методов обучения - к активным. Компьютерные средства обучения являются инструментом воспитания, влияющим
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021
на развитие творческого потенциала обучающихся. Технические средства обучения, которые были актуальны ранее (учебные фильмы, аудио-фонная аппаратура, компьютеры, оснащенные мониторами с лучевыми трубками) в школе XXI века замещаются новыми техническими средствами (компьютеры с жидкокристаллическими мониторами, ноутбуки, интерактивные доски, средства для чтения электронных учебников с использованием специального программного обеспечения, интегративной технологии VRML (моделирование виртуальной реальности), позволяющего заменять традиционные наглядные и порой громоздкие пособия на уроках мультимедийными, интерактивными). Национальная доктрина образования в Российской Федерации, принятая до 2025 года, провозглашает необходимость овладе-нияинформационно-коммуникационными технологиями (ИКТ), что немедленно реализуется как основная задача в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования.
Реформирование системы образования с применением интерактивных методов обучения несет определенные риски здоровью обучающихся в то же время интерактивные методы исключают авторитарный стиль преподавания, что существенно повышает их здоровьесберегаю-щий потенциал. Задача, стоящая перед системой образования организовать учебный процесс, таким образом, чтобы цифровые технологии были эффективным средством, способствующим формированию здоровьесберегающей позиции студентов.
Цель статьи - провести анализ понимания студентов медицинского вуза о здоровьесбереже-нии, роль рефлексии собственных действий в контексте будущей профессиональной деятельности для формирования здоровьесберегающей позиции.
Материалы и методы исследования.
Интервьюированы по специально разработанной анкете для поставленных целей 153 студентов первого курса Сеченовского Университета. Исследование включало изучение не только наличия вредных привычек, но и оценку уровня их физической активности, анализ пищевых предпочтений, распределение бюджета времени.
Ведение цифровых ресурсов в образовательный процесс подтверждается нормативно-правовыми документами, в том числе Постановлением Правительства РФ«06 утверждении государственной программы РФ «Развитие образования» (от 26.12.2017 № 1642, ред.. от 26.04.2018)». Также Правительством Российской Федерации (2015 г.) была принята Концепция информационной безопасности детей о защите ребенка от дестабилизирующего воздействия информацион-
ной продукции и создания условий информационной среды для позитивной социализации и индивидуализации, об охране физического, психического и психологического здоровья [13].
По данным ЮНИСЕФ, треть пользователей сети Интернет во всем мире составляют дети и подростки в возрасте до 18 лет, с наибольшим количеством выходов в сети интернет является и молодежь до 24 лет [18]
Согласно данным Лаборатории Касперского [22], российские подростки проводят больше времени в сети, чем подростки из Европы и США, время, проведенное российскими несовершеннолетними пользователями составляет до 8 часов в сутки. В России по данным за 2015 год доля школьников, имеющих персональные компьютеры и доступ к сети Интернет, составляла 97%. Доля подростков, увлеченных Интернетом, с каждым годом продолжает расти. Об этом свидетельствуют исследования, проведенные Д.О. Королевой [7]. Дети и подростки используют компьютеры и обращаются к сети Интернет не только дома, но и в школе [2]. В исследованиях Татаринчик А.А. [16] установлено, что влияние использования ИКТ на формирование отклонений в физическом развитии школьников и студентов связано с частотой их использования в неделю. Имеется обзор фундаментальных и прикладных экспериментальных научно-исследовательских работ в биологии и медицине по влиянию электромагнитных и магнитных полей, генерируемых компьютерной техникой, на состояние различных систем организма и здоровье человека [9].
К проблеме привязанности подростков к цифровой технике посвящены исследования электромагнитных полей и излучений и других физических факторов [8,9]. Авторы Борисов Н.А., Кириллов Г.М приходят к выводу, что воздействие электронных технологий проявляется в первую очередь, в индивидуальном и общественном сознании, а также влияет на характер их социальных взаимодействий [4]. Имеются исследования, в которых анализируется взаимосвязь психологического здоровья и ИКТ [6]. Некоторые труды обобщают воздействия ИКТ на детское здоровье и делают акцент на способах обезопасить молодое поколение от возможных рисков [10]. Фельд-штейн Д.И. [17] подчеркивает, что жизнь современного подростка находится в ситуации разорванных социальных связей, вследствие структурно-содержательных связей информация, поступающая из различных СМИ и интернета. Баева Л.В. и другие [3] предлагают разработку цифровых образовательных курсов с нормированным (без перенасыщения) контентом, с гармоничным сочетанием наглядно-образного и текстового материала.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021
Согласно исследованиям ученых, действительно, есть основания полагать, что частое использование ИКТ негативно воздействует на здоровье детей школьного возраста и студентов. Некоторые показатели исследований подтверждают, что при соблюдении адекватного режима использования Интернета показатели состояния здоровья детей могут находиться в норме. Тем не менее, вопрос является чрезвычайно актуальным и требует четко разработанную концепцию обращения с ИКТ и Интернетом, особенно для подростков и детей младшего школьного возраста.
Реформирование системы образования с применением интерактивных методов обучения несет определенные риски здоровью обучающихся, в то же время интерактивные методы исключают авторитарный стиль преподавания, что существенно повышает их здоровьесберегаю-щий потенциал. Задача, стоящая перед системой образования организовать учебный процесс таким образом, чтобы цифровые технологии были эффективным средством, способствующим формированию здоровьесберегающей позиции студентов.
Результаты и обсуждения. Выявление частоты использования электронных средств.
Исследования показали, сто среднее время использования сотового телефона студентами 1 курса в сутки почти в 3 раза превышает время, затрачиваемое на учебную деятельность. К тому же на работу с планшетом и компьютером студенты затрачивают от 2,4 до 5,9 часов в сутки. Таким образом, среди студентов установлено практически постоянное использование электронных средств, сопровождающееся значительным напряжением зрительного анализатора, так как обучающиеся преимущественно работают с электронным средством с малой диагональю (сотовый телефон). Было выявлено, что студенты чаще всего используют сотовый телефон, т.к. больше всего времени отдают общению, общению через социальные сети, прослушиванию музыки и интернет-сёрфингу. На подготовку и различные работы для учебных занятий они затрачивают в 1,8 раз меньше времени, чем на использование электронных средств на занятиях.
Установлено, что первокурсники по времени информационной нагрузки используют максимально в качестве основного электронного средства сотовый телефон, а также компьютер и планшет.
Из всех опрошенных указали диагональ и марку имеющегося своего электронного средства только 59,2%. Большинство опрешенных студентов используют в своей деятельности планшет (72,7%) с диагональю от 3,5 до 15 дюймов, сотовый телефон (71,4%) с диагональю от 9,7 до 13
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021
дюймов, компьютер (54,5%) - среднее значение диагонали 11,86 дюймов. Ноутбуком пользуются 23,4%. Имеют в личном пользовании 2 электронных средства - 38,5%, 3 электронных средства -24,4%, каждый 5-ый обучающийся - одно; 4 электронных средства имеют 16,6%первокурсника.
Выявление продолжительности сна. Средняя длительность ночного сна составила 5,52±1,2 часа. Большинство молодых людей (88,7%) спят на 1 час меньше необходимой продолжительности сна. Продолжительность ночного сна 8 и более часов имеют лишь 16,3%, а 2% спят днём от 15 минут до 2,35 часа. Отход ко сну позже 0:00 осуществляют 56,9%, а позже 3:00 - 3,8% опрошенных, что может иметь неблагоприятные последствия для здоровья, т.к. является частой причиной нарушений сна.
Выявление времени на дорогу. На дорогу до места учебы уходит в среднем 1,82±0,8 часов в день, каждый 5-ый студент проводит в дороге более 2,5 часов ежедневно. Пользуются двумя транспортными средствами 40% молодых людей, тремя - около 4%, ездят на электричке - каждый 5-ый студент. Добираются до места учёбы исключительно пешком 2,2% опрошенных первокурсников.
По результатам исследования продолжительности подготовки к занятиям превышает гигиенические нормы у 69,2% студентов Сеченовского Университета. На подготовку к учебным занятиям молодые люди тратят в среднем 2,4±1,5 часа. Самостоятельные работы 21% делают после 20:00, утром, до занятий - 5%, не делают -2,3%. При этом у 72% молодых людей имеются дополнительные занятия (1,6±0,8 часа в день в среднем). Таким образом, подготовка к занятиям и время на учебные работы, включая дополнительные задания, у 74% первокурсников занимает существенное время.
На внеучебную деятельность, связанную с кружковой, досуговой деятельностью, занятием любимым делом (хобби), чтение, просмотр телевизора, работу по дому первокурсники тратят от 2,3 часов до 8 часов в день. Чтению, просмотру телевизора, работам по дому уделяют время 44,6%, 38,3%, 32,3% соответственно. Почти каждый четвертый студент имеет хобби. В структуре хобби чаще всего занимаются музыкой, рисованием, танцами: 26,6%, 20%, 10%, соответственно. Таким образом, среди молодежи имеет место попытка разнообразить свободное время, хотя на эти виды деятельности затрачивается в среднем 5-6,5% времени в сутки; основное предпочтение студенты отдают электронным средствам.
Гигиенические процедуры занимают в среднем у большинства студентов лишь 15-40 минут в день (0,52±0,33 минут в среднем). Обра-
щает на себя внимание, что только 52,3% опрошенных включают в свой распорядок дня водные процедуры 2-3 раза в сутки.
Оценка распространённости факторов риска и осведомленности о них среди студентов. Риски здоровья, связанные с прием пищи. Прием горячей пищи 1 раз в день и реже (76%), дефицит в рационе молока и молочных продуктов (55%), недостаток овощей и фруктов (46%), дефицит употребления мяса как источника полноценного животного белка (44%), низкая двигательная активность (44%). Такие факторы образа жизни формируют атерогенный профиль питания, а в сочетании с низкой двигательной активностью и дефицитом сна будут способствовать формированию избыточной массы тела, ожирения, гипертонической болезни, метаболического синдрома.
При опросе 37% студентов указали на употребление пива и других спиртных напитков, 11% - на курение. Причем регулярное курение выявлено у 34% опрошенных, а употребление спиртных напитков - у 13%.
Аналогичное исследование распространённости факторов риска, проведённое среди первокурсников в 2014 году показало, что 89% были уверены, что курить не будут. Данные нашего исследования свидетельствуют, что более трети участников анкетирования имеют факт регулярного курения.
Изучение информированности о факторах риска у студентов показало, что чуть больше половины имеют информированность о факторах риска своему здоровью и только у 50% из них наличествует установку на ведение здорового образа жизни. Большинство обследованных имели средние значения критериев «самочувствие - активность - настроение» по тесту САН. Однако обращает на себя внимание некоторое увеличение низких показателей активности (18%) и настроения (16%). Косвенно судить об утомлении (по тесту САН) в процессе учебной деятельности позволяет показатель дивиргенции - расхождение более чем на 0,6 балла между уровнем самочувствия и уровнем активности. Таким образом, по данным проведенного анализа хронокарт установлено, что среди студентов 1 курса недостаточная кратность (два и менее раз в день) употребления пищи наблюдается у 33,1%, причем у всех имеется склонность к вечернему приему пищи. Время, в среднем затрачиваемое на все приемы пищи за сутки, составляет 59,09±29,06 минут, что является свидетельством достаточно быстрого процесса приёма пищи.
Итак, проведенный анкетный опрос первокурсников свидетельствует о недостаточной их готовности, даже мотивированных к выбору профессии медика, к ведению правильного образа
жизни и недостаточной информированности о факторах риска.
В ходе анкетирования, направленного на оценку невротизации изучались и жалобы студентов младшего курса на свое самочувствие. Анализ данных анкетирования показал, что они предъявляют большое количество жалоб со стороны нервной системы. Основное место в структуре жалоб со стороны нервной системы занимают жалобы, связанные с недостаточным временем сна: сонливость днём (88%)и трудности засыпания (57%). Жалобы, связанные с торможением когнитивных функций: забывчивость (77,5%), понижение настроения (61%) возможно связать как с дефицитом сна, так и с высокой долей использования электронных устройств во внеу-чебное время. Высокая доля невротических и астенических реакций: навязчивые мысли (84%), различные страхи (57%), боязнь ошибки (66%); симптомов вегетативной лабильности: сердцебиение (64%) и потливость рук (61%), также, возможно, связана с напряжением учебной нагрузки.
Выводы. В многочисленных исследованиях ученых различных сфер доказывается негативное влияние цифровых компьютерных технологий на здоровье и развитие подрастающего поколения, делается вывод о том, что данная проблема стала наиболее актуальной для сохранения здоровья молодого поколения. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что студенты первого курса входят в категорию повышенного риска. Основанием для этого является, во-первых, в три раза больше, времени тратят на использование электронных средств, чем учебная деятельность. На подготовку к учебным занятиям молодые люди тратят в среднем 2,4±1,5 часа. Пытаются разнообразить свой досуг другими видами занятий только 20-26% опрошенных первокурсников. Опрошенные студенты страдают дефицитом сна. Средняя длительность ночного сна студентов составила 5,52±1,2 часа. В ходе опроса выявлено, что прием пищи происходит 1 раз в день при недостаточном рационе питания. Также были отмечены употребление спиртных напитков и чрезмерное курение. Проведенное исследование показало, что первокурсники предъявляют большое количество жалоб со стороны нервной системы. Анализ данных анкетирования свидетельствует о недостаточной готовности первокурсников к выбору профессии медика, о неумении вести правильный образ жизни и недостаточной информированности о факторах риска.
Список литературы:
[1] Александрова, Н.Э. Обоснование гигиенических требований к использованию интерактивной доски в учебном процессе / М.И. Степа-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021
нова, Н.Э. Александрова, З.И. Сазанюк, Б.З. Воронова, И.П. Лаптева, Т.В Шумкова. // Здоровье населения и среда обитания.-2014.-№ 5 (254).-С. 12-14.
[2] Артемьева Н. М., Назимова А. С. Чем занимаются дети в России: практики и динамика временных затрат // Вестник Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (отв. ред. Козырева П. М.). 2017. №7. С. 117-128.
[3] Баева Л. В., Храпов С. А., Ажмухамедов И. М., Григорьев А. В., Кузнецова В. Ю. Цифровой поворот в российском образовании: от проблем к возможностям // Ценности и смыслы. 2020. № 5 (69). С. 28-44.
[4] .Борисов Н.А., Кириллов Г.М. Влияние современных электронных технологий на физическое здоровье и сознание человека //Вопросы студенческой науки.2020. №1 (41). С.42-47.
[5] Гичев Ю.П., Гичев Ю.Ю. Влияние электромагнитных полей на здоровье человека. Новосибирск: Ин-т регион. патологии и патоморфоло-гии СО РАМН. - 1999. №52. С. 6-12.
[6] Друзин В. Н. Педагогическая профилактика игровой компьютерной аддикции детей и подростков // Педагогика. 2012. № 8. С.14-23.
[7] Королева Д. О. Всегда онлайн: использование мобильных технологий и социальных сетей современными подростками дома и в школе // Вопросы образования. 2016. № 1. С. 205-224.
[8] Кудратиллаев К.Р. Что такое ЭМИ? Влияние электромагнитного излучения на человека/К.Р. Кудратиллаев. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2020. №23(313). С.78-80.
[9] Кураев Г.А., Войнов В.Б., Моргалев Ю.Н. Влияние электромагнитных излучений персональных компьютеров на организм человека. https:// суЬег1ептка.т/агйс1е/пМуате-е1еМготадпКпу^ izlucheniy-personalnyh-kompyuterov-na-organizm-cheloveka/viewer
[10] Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Храмцов П.И. Гигиеническая безопасность жизнедеятельности детей в цифровой среде // Здоровье населения и среда обитания. 2016. №8(281). С. 4-7.
[11] Минина В. Н. Цифровизация высшего образования и ее социальные результаты // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2020. Т. 13. Вып. 1. С. 84-101.
[12] Миронов В. В., Сорина Г. В., Перов В. Ю. и др. Онлайн и офлайн-образование: методология и принятие решений: мат-лы круглого стола // Проблемы современного образования. 2019. № 4. С. 9-49.
[13] Распоряжение Правительства РФ от 02.12.2015 № 2471-р
[14] Степанова М. И. Гигиеническая безопасность цифровой образовательной среды для
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021
детей и подростков // Педагогика. 2018. №12. С. 38-46.
[15] Стариченко, Б. Е. Цифровизация образования: реалии и проблемы / Б. Е. Стариченко. -Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2020. - № 4. - С. 16-26.
[16] Татаринчик, А.А. Гигиенические проблемы использования информационно- коммуникационных технологий школьниками и студентами / Н.А. Скоблина, О.Ю. Милушкина, А.А. Татаринчик, Д.М. Федотов // Здоровье населения и среда обитания. 2017. № 9 (294). С. 52-55.
[17] Фельдштейн Д. И. Глубинные изменения детства и актуализация психолого-педагогических проблем развития образования. — СПб. : СПб-ГУП, 2011. 36 с.
[18] ЮНИСЕФ. Положение детей в мире, 2017 год: дети в цифровом мире. 2017. URL: https://www.unicef.org/eca/media/4926/file (дата обращения: 25.09.2021)
[19] Gebremariam M. K., Ве^ I. H., Andersen L. F., Ommundsen Y., T^nd T. H., Bjelland M., Grydeland M., Lien N. Аге screen-based sedentary behaviors 1опд^таИу associated with dietary behaviors and ^иге-^те physical ас^Ку in Ше transits into adolescence? // 1^ета^опа! Joumal of Behavioral Nutria and Phys^l Adivity. 2013. Ml. 10. ^ие 1. P. 9-17.
[20] Gur K., Yurt S., Bulduk S., Atagбz S. Intemet addiction and physical and psychosocial behavior problems among rural secondary school students // Nursing& НеаМ Sciences. 2015. Ml. 17. ^ие 3. P. 331-338.
[21] Huang G. C., Unger J. В., Soto D., Fujimoto K., Pentz M. A., Jordan-Marsh M. Peer influences: The impact of о^те and ofПine friendship networks оп adolescent smoking and alcohol use // Journal of Adolescent НеаШг 2014. №54. P. 508-514.
[22] https://3dnews.ru/984780
Spisok literatury:
[1] Aleksandrova, N.E. Obosnovanie gigienich-eskih trebovanij k ispol'zovaniyu interaktivnoj doski v uchebnom processe / M.I. Stepanova, N.E. Aleksan-drova, Z.I. Sazanyuk, B.Z. Voronova, I.P. Lapteva, T.V SHumkova. // Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya.-2014.-№ 5 (254).-S. 12-14.
[2] АЛет^а N. M., Nazimova A. S. СНет zan-imayutsya deti v Rossii: praktiki i d^m^ vram^n-nyh zatrat // Vestnik Rossijskogo monitoringa е^-nomicheskogo polozheniya i zdorov'ya naseleniya NIU VSHE fatv. red. Kozyreva P. M.). 2017. №7. S. 117-128.
[3] Вае/а L. V., Нгаро/ S. A., Azhmuhamedov I. M., Grigor'ev A. V., Kuznecova V. YU. Cifrovoj ро/о-rot v rossijskom obrazovanii: ot problem k vozmozh-
nostyam // Cennosti i smysly. 2020. № 5 (69). S. 28-44.
[4] .Borisov N.A., Kirillov G.M. Vliyanie sovre-mennyh elektronnyh tekhnologij na fizicheskoe zdor-ov'e i soznanie cheloveka //Voprosy studencheskoj nauki.2020. №1 (41). S.42-47.
[5] Gichev YU.P., Gichev YU.YU. Vliyanie elek-tromagnitnyh polej na zdorov'e cheloveka. Novosibirsk: In-t region. patologii i patomorfologii SO RAMN. - 1999. №52. S. 6-12.
[6] Druzin V. N. Pedagogicheskaya profilaktika igrovoj komp'yuternoj addikcii detej i podrostkov // Pedagogika. 2012. № 8. C.14-23.
[7] Koroleva D. O. Vsegda onlajn: ispol'zovanie mobil'nyh tekhnologij i social'nyh setej sovremennymi podrostkami doma i v shkole // Voprosy obrazovaniya. 2016. № 1. S. 205-224.
[8] Kudratillaev K.R. CHto takoe EMI? Vliyanie elektromagnitnogo izlucheniya na cheloveka/K.R. Kudratillaev. - Tekst: neposredstvennyj // Molodoj uchenyj. 2020. №23(313). S.78-80.
[9] Kuraev G.A., Vojnov V.B., Morgalev YU.N. Vliyanie elektromagnitnyh izluchenij personal'nyh komp'yuterov na organizm cheloveka. https://cyber-leninka.ru/article/n/vliyanie-elektromagnitnyh-izluch-eniy-personalnyh-kompyuterov-na-organ-izm-chelove ka/viewe r
[10] Kuchma V.R., Suhareva L.M., Hramcov P.I. Gigienicheskaya bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti detej v cifrovoj srede // Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya. 2016. №8(281). S. 4-7.
[11] Minina V. N. Cifrovizaciya vysshego obrazovaniya i ee social'nye rezul'taty // Vestnik Sankt-Pe-terburgskogo universiteta. Sociologiya. 2020. T. 13. Vyp. 1. S. 84-101.
[12] Mironov V. V., Sorina G. V., Perov V. YU. i dr. Onlajn i oflajn-obrazovanie: metodologiya i prin-yatie reshenij: mat-ly kruglogo stola // Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2019. № 4. S. 9-49.
[13] Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 02.12.2015 № 2471-r
[14] Stepanova M. I. Gigienicheskaya bezopasnost' cifrovoj obrazovatel'noj sredy dlya detej i podrostkov // Pedagogika. 2018. №12. S. 38-46.
[15] Starichenko, B. E. Cifrovizaciya obrazovaniya: realii i problemy / B. E. Starichenko. - Tekst : neposredstvennyj // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2020. - № 4. - S. 16-26.
[16] Tatarinchik, A.A. Gigienicheskie problemy ispol'zovaniya informacionno- kommunikacionnyh tekhnologij shkol'nikami i studentami / N.A. Skoblina, O.YU. Milushkina, A.A. Tatarinchik, D.M. Fedotov // Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya. 2017. № 9 (294). S. 52-55.
[17] Fel'dshtejn D. I. Glubinnye izmeneniya det-stva i aktualizaciya psihologo-pedagogicheskih problem razvitiya obrazovaniya. — SPb. : SPbGUP, 2011. 36 s.
[18] YUNISEF. Polozhenie detej v mire, 2017 god: deti v cifrovom mire. 2017. URL: https://www. unicef.org/eca/media/4926/file (data obrashcheniya: 25.09.2021)
[19] Gebremariam M. K., Bergh I. H., Andersen L. F., Ommundsen Y., Totland T. H., Bjelland M., Grydeland M., Lien N. Are screen-based sedentary behaviors longitudinally associated with dietary behaviors and leisure-time physical activity in the transition into adolescence? // International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity. 2013. Vol. 10. Issue 1. P. 9-17.
[20] Gur K., Yurt S., Bulduk S., Atagoz S. Internet addiction and physical and psychosocial behavior problems among rural secondary school students // Nursing& Health Sciences. 2015. Vol. 17. Issue 3. P. 331-338.
[21] Huang G. C., Unger J. B., Soto D., Fuji-moto K., Pentz M. A., Jordan-Marsh M. Peer influences: The impact of online and offline friendship networks on adolescent smoking and alcohol use // Journal of Adolescent Health. 2014. №54. P. 508-514.
[22] https://3dnews.ru/984780
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021