Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ САМОДИАГНОСТИКЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ И СТУДЕНТОВ МЕГАПОЛИСА'

ОБУЧЕНИЕ САМОДИАГНОСТИКЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ И СТУДЕНТОВ МЕГАПОЛИСА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
158
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОДИАГНОСТИКА ЗДОРОВЬЯ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ОПРОСНИК САН / СИТУАТИВНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / ЛИЧНОСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зверева Марина Валентиновна, Бобкова Софья Ниазовна, Бобков Герман Сергеевич

Статья посвящена актуальной теме - поиску новых подходов к формированию здорового образа жизни у школьников и студентов, живущих и обучающихся в современных условиях мегаполиса . Формирование сознательного и активного отношения к своему здоровью и образу жизни обучающихся становится особенно важным в деятельности педагогов и требует новых подходов, в том числе обучения учащихся самодиагностике своего здоровья, самочувствия, психологического состояния. Проведены скрининговые исследования субъективной оценки своего самочувствия, активности, настроения старшеклассниками и студентами 1 и 2 курсов. Выявлено общее снижение этих показателей у значительной доли (от 23% у студентов до 38% у старшеклассников) опрошенных. Особенно снижены показатели самочувствия у старшеклассников (до 3,96±1,0). Также выявлено повышение уровня ситуативной и личностной тревожности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Зверева Марина Валентиновна, Бобкова Софья Ниазовна, Бобков Герман Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING IN SELF-DIAGNOSTIC HEALTH OF HIGH SCHOOL STUDENTS AND MEGAPOLIS STUDENTS

The article is devoted to the current topic-the search for new approaches to the formation of a healthy lifestyle among schoolchildren and students living and studying in the modern conditions of the metropolis. The formation of a conscious and active attitude to their health and lifestyle of students becomes especially important in the activities of teachers and requires new approaches, including teaching students to self-diagnose their health, well-being, and psychological state. Screening studies of the subjective assessment of their well-being, activity, and mood of high school students and students of the 1st and 2nd courses were conducted. There was a general decrease in these indicators in a significant proportion (from 23% in students to 38% in high school students)of the respondents. The indicators of well-being in high school students were especially reduced (up to 3.96±1.0). An increase in the level of situational and personal anxiety was also revealed.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ САМОДИАГНОСТИКЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ И СТУДЕНТОВ МЕГАПОЛИСА»

3. Задумова Н.П. Логопедическая работа по формированию вербальных средств общения у детей с умеренной умственной отсталостью: дисс. ... канд. пед. наук. - Спб., 2005. - 252 с.

4. Задумова Н.П. Коммуникативно-прагматический подход к изучению общения детей с умеренной и легкой умственной отсталостью // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2020. - Вып. 69. - Ч. 1. - С. 219-223.

5. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. - СПб.: Речь, 2003. - 391 с.

6. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986. - 143 с.

7. Мамаева А.В., Кудинова Ю.П. Особенности невербальных средств коммуникации у детей 7-10 лет с умеренной и тяжелой умственной отсталостью // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. № 3(33). -С. 169-172.

8. Питерси М., Трилор Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Книга 3: Навыки общения: Пер. с англ. Н. Грозной; Науч. ред. Е. Мастюкова - М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001. - 112 с.

9. Рузская А.Г., Рейнстейн А.Э. Речь детей двух-семи лет в общении со взрослым и сверстником // Генетические проблемы социальной психологии. Сб. статей / Под ред. Я.Л. Коломинского, М.И. Лисиной. -Минск: Изд-во «Университетское», 1985. - С. 88-96.

Педагогика

УДК 371.398

кандидат медицинских наук, доцент Зверева Марина Валентиновна

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (г. Москва); кандидат медицинских наук, доцент Бобкова Софья Ниазовна Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (г. Москва); педагог дополнительного образования Бобков Герман Сергеевич

Центр проектного творчества «Старт-ПРО» Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (г. Москва)

ОБУЧЕНИЕ САМОДИАГНОСТИКЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ И

СТУДЕНТОВ МЕГАПОЛИСА

Аннотация. Статья посвящена актуальной теме - поиску новых подходов к формированию здорового образа жизни у школьников и студентов, живущих и обучающихся в современных условиях мегаполиса. Формирование сознательного и активного отношения к своему здоровью и образу жизни обучающихся становится особенно важным в деятельности педагогов и требует новых подходов, в том числе обучения учащихся самодиагностике своего здоровья, самочувствия, психологического состояния. Проведены скрининговые исследования субъективной оценки своего самочувствия, активности, настроения старшеклассниками и студентами 1 и 2 курсов. Выявлено общее снижение этих показателей у значительной доли (от 23% у студентов до 38% у старшеклассников) опрошенных. Особенно снижены показатели самочувствия у старшеклассников (до 3,96±1,0). Также выявлено повышение уровня ситуативной и личностной тревожности.

Ключевые слова. Самодиагностика здоровья, здоровый образ жизни, обучающиеся, опросник САН, ситуативная тревожность, личностная тревожность.

Annotation. The article is devoted to the current topic-the search for new approaches to the formation of a healthy lifestyle among schoolchildren and students living and studying in the modern conditions of the metropolis. The formation of a conscious and active attitude to their health and lifestyle of students becomes especially important in the activities of teachers and requires new approaches, including teaching students to self-diagnose their health, well-being, and psychological state. Screening studies of the subjective assessment of their well-being, activity, and mood of high school students and students of the 1st and 2nd courses were conducted. There was a general decrease in these indicators in a significant proportion (from 23% in students to 38% in high school students)of the respondents. The indicators of well-being in high school students were especially reduced (up to 3.96±1.0). An increase in the level of situational and personal anxiety was also revealed.

Keywords. Self-diagnosis of health, healthy lifestyle, students, SAN questionnaire, situational anxiety, personal anxiety.

Введение. Здоровье населения является одной из важнейших составляющих его человеческого капитала, в значительной мере определяющая его будущие перспективы. Состояние соматического и психического здоровья детей и юношества вызывает значительные опасения, в особенности в новых условиях пандемического кризиса, вынужденной самоизоляции и дистанционного обучения [1, 2, 3].

Одним из веяний нашего времени является представление о том, что это поколение значительно отличается от множества предыдущих. Поколение Зет. Обнаружено много отличий в ментальной, познавательной сфере подрастающих поколений, но, к сожалению, исследователи видят много отличий и в физическом состоянии, состоянии здоровья.

С одной стороны, по многим антропометрическим показателям современные дети отличаются от прошлых поколений в лучшую сторону. В результате процесса акселерации за 100 лет рост человека в целом в мире в среднем вырос на 10 и более см. С другой стороны, физические возможности современных тинейджеров значительно уступают в сравнении с поколениями шестидесятых - восьмидесятых годов прошлого столетия. Увеличилась распространенность функциональных отклонений, особенно в деятельности сердечно-сосудистой системы, сердечном ритме [7, 9]. Многие их этих нарушений связаны с дисбалансом нервных механизмов регуляции деятельности сердца, эмоциональными и физическими перегрузками [4].

Объяснений этому существует множество - это и влияние экологических факторов, факторов питания, но и в значительной мере изменение интересов, образа жизни, резкое снижение двигательной активности, длительный стресс. Ситуация с пандемическими ограничениями и дистанционным обучением в сложившихся

обстоятельствах, несмотря на попытки соблюдения санитарно-гигиенических норм, привела к тому, что ученики все равно большую часть времени проводят перед экранами цифровых устройств. Как результат, подобный учебный режим приводит не только к общему ухудшению здоровья и перегрузкам, но и к конкретным нарушениям в отдельных системах организма.

В любом случае, состояние человека в значительной степени зависит от того, какой образ жизни он выбирает, и насколько сознателен этот выбор.

Современные образовательные стандарты среди ожидаемых результатов личностного развития определяют сформированность бережного, ответственного и компетентного отношения к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей. Знания, полученные учащимся в основной и старшей школе в процессе освоения естественнонаучных дисциплин, а также здоровьеформирующие и здоровьесберегающие умения и навыки должны обеспечить именно такие характеристики его отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

В подростковом и юношеском возрасте определяется характер интересов и потребностей молодого человека, выявляются индивидуальные особенности и черты личности, изменяются и закрепляются структуры личностных установок и мотиваций, что требует особого внимания к формированию новых стимулов выбора здорового образа жизни.

Для формирования этого результата надо знакомить и обучать учащихся способам самодиагностики здоровья, определения критических моментов, факторов риска. В частности, это касается и самодиагностики психологического состояния.

Изложение основного материала статьи. Психофизическое состояние является важной характеристикой жизнедеятельности человека, тесно связанной с состоянием его здоровья, если его понимать, как сложное интегральное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма и социальную активность - то, что в итоге и обеспечивает определенный уровень умственной и физической работоспособности [6].

Проблемы в состоянии психического здоровья детей различного возраста на протяжении достаточно большого отрезка времени отмечаются во многих странах. Новый отчет международного исследования «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» (HBSC), опубликованный недавно Европейским региональным бюро ВОЗ и посвященный здоровью и социальному поведению школьников в возрасте 11, 13 и 15 лет из 45 стран, показывает, что доля подростков с хорошим психическим состоянием снизилась во многих странах в период с 2014 по 2018 год [11].

По данным Научного центра здоровья детей РАМН в нашей стране в пятерку самых распространенных функциональных отклонений в состоянии здоровья школьников вошли отклонения со стороны нервной системы и психической сферы (вместе) [8]. Доля заболеваний нервной системы в общей заболеваемости школьников 15-17 лет составила в 2015 году 5,6%, доля психических расстройств - 2,8 % [9].

Специальные исследования свидетельствуют, что психическое здоровье ребенка определяется его эмоциональным благополучием [6]. К сожалению, зачастую обучение связано с отрицательными эмоциями. Между тем, образовательное учреждение должно стать не только местом, где идет образовательный процесс, но основой взросления успешных, счастливых и здоровых людей.

Важно, чтобы и школьники, и педагоги в своем общении не забывали о ценности здоровья и психического благополучия, умели оценить его, при необходимости отслеживать динамику и связь с образом жизни.

В данной работе описывается опыт обучения самодиагностике психоэмоционального состояния учащихся старших (выпускных) классов общеобразовательных школ и студентов начальных курсов. Для развития способности оценивать свое состояние учащимся было предложено пройти и проанализировать результаты опросника САН, состоящего из 30 пар противоположных характеристик самочувствия, а также субъективных характеристик активности и настроения [5]. Опросник зарекомендовал себя как достаточно информативный и доступный для выполнения в разных возрастных категориях опрашиваемых.

Внутри каждой пары антонимов (противоположных характеристик) в опроснике располагается шкала с семью возможными значениями. Необходимо соотнести свое самочувствие, либо оценить свою активность, либо настроение относительно этой градации. То есть семь значений обозначены цифрами 3210123. Однако, эти цифры не являются баллами. При прохождении теста опрашиваемый ставит галочку рядом с выбранным значением, а по окончании пересчитывает их в баллы от 1 до 7 в направлении от худшего к лучшему. Таким образом, если ответ соответствовал значению 3 рядом с положительной характеристикой, то ему присваивается 7 баллов, если соответствовал значению 2, то 6 баллов, если ответ соответствовал значению 3 около негативной характеристики, то ему присваивается 1 балл.

При этом понимание полюсов положительного и отрицательного исходит из той категории, к которой относится вопрос. Например, в паре «Бездеятельный - Деятельный», относящейся к категории «Активность», положительный полюс относится к слову Деятельный, а в паре «Напряженный - Расслабленный» из категории «Самочувствие», положительный полюс - «Расслабленный».

После проставления баллов, они суммируются по трем категориям согласно ключу опросника [5], и затем каждая сумма делится на 10, то есть определяется среднее арифметическое в каждой категории. Норма при результате выше 4-х. Оптимальные оценки состояния располагаются в диапазоне 5,0-5,5 баллов.

Опрашиваемые учащиеся после проведения инструктирования сами считали и анализировали полученные результаты. Средние результаты для исследуемых групп представлены в таблице 1.

Таблица 1

Субъективная оценка здоровья школьников и студентов по опроснику САН

\Показатель Группа Самочувствие, усл. ед. Активность, усл. ед. Настроение, усл. ед. Доля опрошенных с показателями по 2 и более параметрам ниже нормы

Старшеклассники (п=22) 3,96±1,0 4,21±1,0 4,83±0,8 38%

1 курс (п=40) 4,38±1,21 4,52±0,84 4,97±0,99 23%

2 курс (п=20) 4,57±1,54 4,24±1,19 4,81±1,28 30%

Анализируя полученные средние данные по группам, мы видим, что они близки к 4 баллам, то есть не относятся к неблагоприятным, однако и не достигают оптимальных 5-5,5 баллов. В особенности низкие результаты получены в категории «Самочувствие» у старшеклассников (3,96±1,0) и «Активность» у старшеклассников и студентов 2 курса. В целом показатели субъективной оценки своего состояния здоровья у школьников выпускных классов ниже, чем у студентов (на 15,4% показатель самочувствия ниже, чем у второкурсников, на 7,3% показатель активности ниже, чем у первокурсников). Самые близкие к оптимальным значения регистрируются в категории «Настроение», в особенности у первокурсников, недавно преодолевших вступительные испытания и начинающих адаптироваться к учебе в вузе.

После проведения тестирования и старшеклассники и студенты сами пытались проанализировать результаты и объяснить их. Например, первокурсники объясняли более низкие баллы самочувствия, чем настроения, радостью от поступления, но и утомлением от выполненных усилий. Еще одним объяснением более низких показателей самочувствия было напряжение в процессе адаптации к новым условиям обучения. Некоторые высказывания касались особенностей образа жизни, режима работы и отдыха.

У второкурсников относительно ниже других были показатели активности, а показатели самочувствия выше, чем у первокурсников. Объяснением может быть лучшая адаптация к среде. Низкие показатели субъективной оценки самочувствия школьников выпускных классов определяются большим напряжением при подготовке к ГИА, стрессом грядущих экзаменов.

Участвовавшие в самодиагностике школьники и студенты с интересом оценивали полученные характеристики. Видно было, что это исследование и его анализ мотивирует их более внимательно относиться к вопросам своего психофизического состояния и образа жизни.

Следующей частью исследования среди учащихся было проведение теста на ситуативную и личностную тревожность Ч.Д. Спилберга, под адаптацией Ю.Л. Ханина. В тесте предлагается ответить на две группы по 20 вопросов, выбрав один из предложенных вариантов («Никогда», «Почти никогда», «Часто» и т.д.) Первая группа относится к реактивной, или ситуативной тревожности, характеризующей состояние субъекта на данный момент времени, его субъективные переживания в конкретной ситуации и обстоятельствах, а вторая группа определяет личностную тревожность, как устойчивую индивидуальную характеристику, определяющую предрасположенность субъекта к тревоге в целом [10].

Ситуативная тревожность связана с воздействием факторов среды, в том числе образовательной среды, с уровнем напряженности и утомления, именно они существенно влияют на психофизическое состояние человека. Личностная тревожность может быть врожденной особенностью, но увеличение ее уровня может быть и приобретенным под действием накопившегося утомления и напряжения, боязни неуспеха.

После того, как участники тестирования, ответят на все вопросы, им предлагается самостоятельно подсчитать результаты, сверяясь с ключом теста и проанализировать согласно нормативам. Выраженная тревожность регистрируется при 45 и более баллах.

Средние результаты по группам опрошенных представлены в таблице 2.

Таблица 2

Оценка ситуативной и личностной тревожности старшеклассниками и студентами

Показатель Группа Ситуативная тревожность Личностная тревожность Доля опрошенных с выраженной ситуативной тревожностью Доля опрошенных с выраженной личностной тревожностью

Старшеклассники (п=22) 50,23±10,6 57,86±12,9 77,2% 86,4%

1 курс (п=40) 39,3±9,4 46,3±5,4 13,3% 53,3%

2 курс (п=20) 49, 69± 11,6 52, 25±14,1 62,5% 62,5%

Проведя исследование ситуативной и личностной тревожности, мы увидели, что средние значения ситуативной и личностной тревожности характеризуют ее как выраженную, в группе старшеклассников и второкурсников. Только у первокурсников средний показатель ситуативной тревожности относится к категории умеренной. Вероятно, успешное поступление в вуз снижает ситуативную тревожность, и в меньшей степени личностную. При оценке распределения участников тестирования по уровню тревожности мы также увидели, что больше всех участников с выраженной тревожностью среди старшеклассников, чуть меньше среди второкурсников, и менее всего в группе первокурсников.

Подобное исследование своего психологического состояния полезно и для школьников, которым необходимо бороться с экзаменационным стрессом, правильно оценивая свои страхи, и для студентов. В дальнейшем правильно было бы выяснить основные причины тревог и способы снижения тревожности.

Выводы. Проанализировав все результаты исследований можно сделать следующие выводы:

1. В условиях ухудшения здоровья и функционального состояния детей и юношества и увеличения экологической и стрессовой нагрузки важным направлением здоровьесберегающей работы педагогов является обучение учащихся способам контроля своего психофизического состояния.

2. При субъективной оценке своего самочувствия и активности наиболее низкие характеристики регистрируются у старшеклассников. Практически у большей части опрошенных выявляется выраженный уровень ситуативной и личностной тревожности, причем больше всего это выявляется среди старшеклассников.

Литература:

1. Бобкова С.Н., Бобков Г.С., Зверева М.В. Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе дошкольных образовательных учреждений / Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-2. - С. 50-53.

2. Бобкова С.Н., Зверева М.В., Бобков Г.С. Формирование мотивации к здоровому образу жизни у школьников при освоении естественнонаучных дисциплин // В сборнике: Здоровьесберегающие технологии в современном образовании. Материалы III Всероссийской студенческой научно-практической конференции. Екатеринбург, 2020. - С. 36-39.

3. Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации за 2018 год [Электронный ресурс]. Электронные данные. - Режим доступа: https://rosmintrud.ru/social/202 (дата обращения: 27.02.2020).

4. Детские болезни: учебник / Под ред. А.А. Баранова - 2-е изд., - 2009. - 1008 с.

5. Доскин В.А. Психологический тест «САН» применительно к исследованиям в области физиологии труда / В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, О.М. Строгина // Гигиена труда и профессиональных заболеваний, 1975. - № 5 - С. 28.

6. Егоров И.В., Конышева Н.М., Бадулина О.И., Зверева М.В., Горбаткина И.М., Романенко Н.Л., Муртазина Н.А., Бочарникова М.А., Прохорова А.В., Семенюк Н.М. Эмоциональное благополучие и поддержание здоровья детей в системе предшкольного и начального образования / Начальная школа. 2012. № 3. - С. 43-71.

7. Зверева М.В. Особенности вариабельности сердечного ритма обучающихся в процессе их адаптации к новым условиям учебной деятельности \ М.В. Зверева, Ю.А. Матвеев, Ж.Т. Искакова \\ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Естественные науки. 2020. № 3 (39). - С. 8-17.

8. Кучма, В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий / В.Р. Кучма - М.: Изд-во Научного центра здоровья детей РАМН, 2001. - 280 с.

9. Здравоохранение в России - 2019. Статистический сборник. [Электронный ресурс]. - Электронные данные. - Режим доступа: https://resursor.ru/statisticheskij-sbomik-zdravooxranenie-v-rossii-2019-polnaya-versiya/zdorovye-naseleniya-vzroslye/#1585670525664-2038545f-0577

10. Психодиагностика стресса: практикум / сост. Р.В. Куприянов, Ю.М. Кузьмина; М-во образ. и науки РФ, Казан. гос. технол. ун-т. - Казань: КНИТУ, 2012. - 212 с.

11. WHO report on health behaviours of 11-15-year-olds in Europe reveals more adolescents are reporting mental health concerns [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Режим доступа: https://www.euro.who.int/en/media-centre/sections/press-releases/2020/who-report-on-health-behaviours-of-1115-year-olds-in-europe-reveals-more-adolescents-are-reporting-mental-health-concerns

Педагогика

УДК 372.881.1

ассистент кафедры «Философия, история и право» Иваненко Татьяна Александровна

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Краснодарский филиал Финуниверситета) (г. Краснодар)

К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ МОДЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Аннотация. В статье рассматриваются проблема поиска таких приемов, способов, технологий и моделей, которые позволят на высоком практико-ориентированном уровне проводить процесс преподавания юридического блока дисциплин для обучающихся по экономическим направлениям подготовки. Автор убежден, что поиск форм и моделей работы со студентами, развивающих их вовлеченность является не только практико-ориентированным подходом, но и закладывает фундамент успешного формирования практических навыков.

Ключевые слова: индивидуальные образовательные траектории, практико-ориентированные и интерактивные модели обучения, образовательная среда современных вузов, онлайн-обучение, техническая поддержка, цифровизация образования, дидактическая модель, деловая игра, факультатив, конкурс.

Annotation. The article deals with the problem of finding such techniques, methods, technologies and models that will allow for a high practice-oriented level to conduct the process of teaching the legal block of disciplines for students in economic areas of training. The author is convinced that the search for forms and models of work with

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.