Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ'

СОСТОЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
467
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ / ПСИХИЧЕСКОЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / СТУДЕНТЫ ПЕРВОГО КУРСА / МЕТОД ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ Б. СПИНОЗЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хонелидзе Дарья Сергеевна, Родин Юрий Иванович, Сорокоумова Светлана Николаевна

Введение. Статья посвящена одной из актуальных проблем педагогической психологии - изучению состояния здоровья студентов на начальном этапе обучения в педагогическом вузе. Исходным методологическим основанием научной рефлексии выступает положение Б. Спинозы о целесообразности, в соответствии с которым телесность и психика предстает витальным единством человека целостного. В рамках этой целостности предпринята попытка проанализировать холистическое здоровье на физическом, психическом и личностном уровнях как фрагмент постоянно сменяющихся состояний, происходящих в процессе непрерывного движения человека от ситуативной адаптации к внешним условиям - к надситуативной психологической адаптации - к психологической адаптации личности к внешним условиям, способствующей личностному росту - к психологической адаптации к условиям, созданным самой личностью по удовлетворению ее потребности в самоактуализации генетически заложенных и врожденно приобретенных потенций развития. Материалы и методы. При написании статьи применялся теоретический анализ отечественной и иностранной литературы, изучение научных статей и публикаций по теме; обобщение и систематизация результатов отечественных и зарубежных исследований; психологический эксперимент. Результаты исследования. Результаты исследования являются основанием для разработки адаптивно-развивающих моделей учебно-профессиональной деятельности студентов на начальном этапе обучения в вузе, включающих пространственные, предметные, санитарно-гигиенические и социально-психологических условия, которые выступают ресурсами профессионального становления, психического, личностного развития, сохранения здоровья учащейся молодежи. Обсуждение и заключения. Особое внимание в статье уделяется описанию особенностей состояния здоровья первокурсников, которые проявляются: на физическом уровне в наличии у студентов заболеваний сердечно-сосудистой, зрительной, пищеварительной, выделительной, эндокринной систем организма, дисгармонизации физического развития и низких интегральных показателях физического здоровья; на психическом и психологическом уровнях - в наличии у юношей и девушек непатологической и патологической нервно-психической дезадаптации к учебно-профессиональной деятельности, в преобладании умеренной и высокой ситуативной и личностной тревожности, в подверженности к депрессии и тревоге, относительно низких показателях здоровья на поведенческом уровне при относительно высоких показателях ценностно-мотивационного уровня и осведомленности в вопросах здоровья и здорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Хонелидзе Дарья Сергеевна, Родин Юрий Иванович, Сорокоумова Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE OF PHYSICAL AND MENTAL HEALTH OF STUDENTS AT THE INITIAL STAGE OF THEIR STUDIES AT THE UNIVERSITY

Introduction. The article is devoted to one of the topical problems of pedagogical psychology to study the health of students at the initial stage of education at the pedagogical university. The original methodological principle of scientific reflection is the principle of the wholeness of B. Spinoza in accordance with which physicality and psyche appear as a vital unity of the whole person. Within this integrity, an attempt has been made to analyse holistic health on the physical, mental and personal levels as a fragment of the successive states of the successive states of the person's continuous movement from situational adaptation to external conditions, to supraitual psychological adaptation, to the psychological adaptation of the individual to external conditions, contributing to personal growth, to psychological adaptation to the conditions created by the individual to satisfy its need for self-actualization of genetically embedded and acquired potentials. Materials and Methods. The following methods were used for the preparation of this article; theoretical analysis of Russian and international literature, study of scientific articles and publications on the topic, overview of results from Russian and international studies; psychological experiment. Results. The results of the study are the basis for the development of adaptive-developing models of the educational and professional activities of first-year students including spatial, substantive, sanitary and socio-psychological conditions, which act as resources of professional and personal development and recovery of students. Discussion and Conclusions. The article pays special attention to the description of the health of freshmen, which are manifested: at the physical level in the presence of students diseases of cardiovascular, visual, digestive, excretion, endocrine systems of the body, disharmonization of physical development and low integral indicators of physical health; at the mental and psychological levels, in the presence of young men and women nonpathological and pathological neuro-mental de-adaptation to educational and professional activities, in the predominance of moderate and high situational and personal anxiety, in the susceptibility of depression and anxiety, relatively low health indicators at the behavioral level with relatively high rates of value-motivational level and health awareness and health and health.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ»

Педагогическая психология Статья/Article

УДК 378.8+159.9

DOI: 10.26795/2307-1281 -2020-8-4-9

СОСТОЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Д. С. Хонелидзе1, Ю. И. Родин2, С. Н. Сорокоумова3'4

1 Тульский государственный педагогический университет, Тула, Российская Федерация Московский педагогический государственный университет, Москва, Российская Федерация 3Российский государственный социальный университет, Москва, Российская Федерация 4Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний,

Рязань, Российская Федерация

АННОТАЦИЯ

Введение. Статья посвящена одной из актуальных проблем педагогической психологии -изучению состояния здоровья студентов на начальном этапе обучения в педагогическом вузе. Исходным методологическим основанием научной рефлексии выступает положение Б. Спинозы о целесообразности, в соответствии с которым телесность и психика предстает витальным единством человека целостного. В рамках этой целостности предпринята попытка проанализировать холистическое здоровье на физическом, психическом и личностном уровнях как фрагмент постоянно сменяющихся состояний, происходящих в процессе непрерывного движения человека от ситуативной адаптации к внешним условиям -к надситуативной психологической адаптации - к психологической адаптации личности к внешним условиям, способствующей личностному росту - к психологической адаптации к условиям, созданным самой личностью по удовлетворению ее потребности в самоактуализации генетически заложенных и врожденно приобретенных потенций развития. Материалы и методы. При написании статьи применялся теоретический анализ отечественной и иностранной литературы, изучение научных статей и публикаций по теме; обобщение и систематизация результатов отечественных и зарубежных исследований; психологический эксперимент.

Результаты исследования. Результаты исследования являются основанием для разработки адаптивно-развивающих моделей учебно-профессиональной деятельности студентов на начальном этапе обучения в вузе, включающих пространственные, предметные, санитарно-гигиенические и социально-психологических условия, которые выступают ресурсами профессионального становления, психического, личностного развития, сохранения здоровья учащейся молодежи.

Обсуждение и заключения. Особое внимание в статье уделяется описанию особенностей состояния здоровья первокурсников, которые проявляются: на физическом уровне в наличии у студентов заболеваний сердечно-сосудистой, зрительной, пищеварительной, выделительной, эндокринной систем организма, дисгармонизации физического развития и

низких интегральных показателях физического здоровья; на психическом и психологическом уровнях - в наличии у юношей и девушек непатологической и патологической нервно-психической дезадаптации к учебно-профессиональной деятельности, в преобладании умеренной и высокой ситуативной и личностной тревожности, в подверженности к депрессии и тревоге, относительно низких показателях здоровья на поведенческом уровне при относительно высоких показателях ценностно-мотивационного уровня и осведомленности в вопросах здоровья и здорового образа жизни.

Ключевые слова: физическое, психическое, психологическое здоровье; студенты первого курса; метод целесообразности Б. Спинозы.

Для цитирования: Хонелидзе Д.С., Родин Ю.И., Сорокоумова С.Н. Состояние физического и психического здоровья студентов на начальном этапе обучения в вузе // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, №4. С.9.

THE STATE OF PHYSICAL AND MENTAL HEALTH OF STUDENTS AT THE INITIAL STAGE OF THEIR STUDIES AT THE UNIVERSITY

D. S. Honelidze1, Yu. I. Rodin2, S. N. Sorokoumova3'4

1HBOU "Tulsk State Teachers' University" by him. L.N. Tolstoy, Tula, Russian Federation Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russian Federation 3Russian State Social University Moscow, Moscow, Russian Federation 4Federal Treasury Educational Institution of Higher Education "Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service " Ryazan, Russian Federation

ABSTRACT

Introduction. The article is devoted to one of the topical problems of pedagogical psychology to study the health of students at the initial stage of education at the pedagogical university. The original methodological principle of scientific reflection is the principle of the wholeness of B. Spinoza in accordance with which physicality and psyche appear as a vital unity of the whole person.

Within this integrity, an attempt has been made to analyse holistic health on the physical, mental and personal levels as a fragment of the successive states of the successive states of the person's continuous movement from situational adaptation to external conditions, to supraitual psychological adaptation, to the psychological adaptation of the individual to external conditions, contributing to personal growth, to psychological adaptation to the conditions created by the individual to satisfy its need for self-actualization of genetically embedded and acquired potentials.

Materials and Methods. The following methods were used for the preparation of this article; theoretical analysis of Russian and international literature, study of scientific articles and publications on the topic, overview of results from Russian and international studies; psychological experiment.

Results. The results of the study are the basis for the development of adaptive-developing models of the educational and professional activities of first-year students including spatial, substantive,

sanitary and socio-psychological conditions, which act as resources of professional and personal development and recovery of students.

Discussion and Conclusions. The article pays special attention to the description of the health of freshmen, which are manifested: at the physical level in the presence of students diseases of cardiovascular, visual, digestive, excretion, endocrine systems of the body, disharmonization of physical development and low integral indicators of physical health; at the mental and psychological levels, in the presence of young men and women nonpathological and pathological neuro-mental de-adaptation to educational and professional activities, in the predominance of moderate and high situational and personal anxiety, in the susceptibility of depression and anxiety, relatively low health indicators at the behavioral level with relatively high rates of value-motivational level and health awareness and health and health.

Keywords: physical, mental, psychological health; First-year students; B. Spinoza's whole-like method.

For citation: Honelidze D.S., Rodin Yu.I., Sorokoumova S.N. The state of physical and mental health of students at the initial stage of their studies at the university // Vestnik of Minin University. 2020. Vol. 8, no. 4. Р.9.

Введение

Начальный период профессионального образования в вузе связан с активным вхождением молодых людей в новую социальную ситуацию развития. Формирование учебно-профессиональной деятельности сопряжено с профессиональной и социальной неопределенностью студенческой молодежи в обществе, низким социальным статусом, интенсификацией жизнедеятельности, тревоги за результаты своей деятельности. В результате кумулятивного воздействия постоянно действующих и различных по природе факторов возникает стрессогенная ситуация, приводящая к истощению резервов организма и психики молодого человека, появляются симптомы психологического выгорания. Это не может не отразиться негативно на состоянии здоровья первокурсников [6, 7, 8, 11, 12, 15, 18].

На этом неблагоприятном фоне в педагогической психологии отсутствует комплексный подход к рассмотрению проблемы здоровьесбережения учащейся молодежи. В современных научных исследованиях преобладает фрагментарный узкодисциплинарный характер исследований. Вместо системных стандартизированных программ обследования в распоряжении практических психологов образования имеются парциальные диагностические методики, применение которых не позволяет разработать комплексные программы профессионального образования для учащейся молодежи с различным состоянием здоровья [1, 12, 13, 14, 16, 17].

Создавшееся положение осложняется неразрешимостью психофизиологической проблемы Рене Декарта, разделяющей человека целостного на две одинаково ложные абстракции - бестелесную душу и бездушное тело? ... И вытекающим из этого ложного методологического причинно-следственного принципа и метода анализа телесности и психики, легшего в основу бихевиоризма. Ведь столетие спустя Б. Спиноза в своих размышлениях противопоставил причинно-следственной цепочке зависимостей телесных и душевных явлений концепцию целесообразности. Предложив в качестве исходной позиции

философских рассуждений целесообразность устройства всего сущего, Б. Спиноза замкнул в своих размышлениях начало и конец причинно-следственной цепочки, обосновав необходимость выстраивания философских рассуждений исходя из витального единства телесности (имеется в виду не только соматики, но и ее проявлений) и психики как необходимого условия жизнедеятельности человека с последующим дискурсивным анализом причинно-следственных зависимостей физического и психического развития в виде предпосылок, источника, условий возникновения и становления личности человека, то есть реконструкции человека целого и состояния его холистического здоровья (приводится в трактовке Э.В. Ильенкова [5]).

Исходя из целесообразности как основного принципа и метода научной рефлексии, мы попытались взглянуть на проблему здоровья студенческой молодежи на начальном этапе обучения в вузе как на некую целостность, проявляющуюся на физическом, психическом и психологическом уровнях. Для ее решения поставили ряд задач. Первая задача заключалась в разработке комплексной диагностической программы состояния здоровья студентов. Вторая задача - в изучении состояния физического, психического и психологического здоровья первокурсников педагогического вуза на этапе адаптации к учебно-профессиональной деятельности.

Материалы и методы

Организация, выборка и методики исследования. Констатирующий эксперимент проходил в сентябре - декабре 2019 и 2020 гг. на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого». В исследовании принимали участие 227 студентов первого курса очной формы обучения факультетов естественных наук, математики, физики и информатики, иностранных языков - 157 девушек и 70 юношей. Возраст испытуемых варьировался от 17 лет до 17,5 лет.

При отборе методик диагностики мы исходили из сложившегося в психологии представления о холистическом здоровье человека, согласно которому быть полноценно здоровым означает не только обладать потенцией к развитию, но и проявлять активность по отношению к своему развитию, находиться в состоянии динамичного равновесия развивающейся соматики, психики, личности как некой целостности, способной не только адекватно осуществлять свое поведение в постоянно меняющейся окружающей действительности, но и адекватно отвечать на вызовы, связанные с драматизмом становления человека личностью [1, 12, 13, 14]. Методики оценки физического здоровья отражают свойства организма как сложной биологической системы, которые проявляются: в заболеваемости первокурсников, в уровне физического развития, его гармоничности, физической подготовленности, функциональной готовности к выполнению физических нагрузок и адаптации к различным средовым факторам. Для оценки физического здоровья первокурсников был произведен анализ выписок из медицинских карт, показателей физического развития, его гармоничности, интегрального показателя физического здоровья, результатов ответов респондентов на вопросы опросника SF-36 «Оценка качества жизни» [9, 11, 12, 13].

При отборе методик оценки психического здоровья мы руководствовались исследованиями состояния психики, обеспечивающими гармоничное, успешное, устойчивое, гибкое функционирование молодого человека в различных ситуациях. Мы использовали диагностические методики, позволяющие произвести интегральную оценку психического

состояния студентов, диагностировать преобладающее психологическое состояние студентов в течение недели, измерить тревожность как состояние, связанное с текущей ситуацией человека [2, 3, 4, 10, 19].

Отобранные нами методики психологического здоровья отражают холистический подход к здоровью как обретаемой целостности личности человека. Они раскрывают личностную зрелость и синтез фундаментальных противоречий человеческого существования или интрапсихических полярностей как состояния субъективного, внутреннего благополучия личности, обеспечивающего оптимальный выбор действий, поступков и поведения в ситуациях ее взаимодействия с окружающими объективными условиями, другими людьми и позволяющего ей свободно актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности. С этой целью мы воспользовались методиками, позволяющими измерить тревожность как личностное свойство человека, оценить психический компонент здоровья студентов, изучить значимость ценности здоровья в системе основных личностных ценностей студентов, выявить интегральный показатель, характеризующий душевное равновесие, состояние общего душевного комфорта [2, 3, 4, 12, 19].

Результаты исследования

Анализ результатов исследования здоровья студентов первого курса. Физическое здоровье. Проведенный нами анализ выписок из медицинских карт выявил у 47% первокурсников наличие заболеваний различной тяжести. Преобладающими были нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы и заболевание органов зрения. В сумме они составляют 53% от всех заболеваний. Количество первокурсников, страдающих нарушениями физического развития и опорно-двигательного аппарата, составило 14%. У 20% студентов зафиксированы нарушения в деятельности пищеварительной и выделительной систем. Значительно реже наблюдаются заболевания эндокринной системы, кожи, крови, аллергии. Они составили 13% от общего числа заболеваний (см. рисунок 1).

Кумулятивное воздействие экологических, социальных, психолого-педагогических условий жизни и осуществления учебно-профессиональной деятельности вчерашних школьников, а ныне студентов первого курса сказалось по-разному (см. рисунки 2, 3, 4). Юноши в целом отличались достаточно высокими параметрами физического развития: Средние показатели длины тела у них составили 178,6 ± 0,85 см, массы тела - 68,9 ± 1,26 кг, окружности грудной клетки - 91,5 ± 1,14 см. У девушек 17 лет выявлена тенденция к астеничности развития, она проявилась в преобладании среднего и ниже среднего уровня развития соматических характеристик. При среднем росте 165,4 ± 0,489 см в большинстве случаев наблюдались как низкие, так и высокие показатели массы тела и окружности грудной клетки (см. рисунок 2). Последнее обстоятельство во многом обусловило дисгармоничное развитие у 53,5% обследованных и резко дисгармоничное развитие у 20,4%. Причем в группе юношей с гармоничным развитием зафиксировано 22 человека (31,4%), с дисгармоничным - 36 человек (51,4%), с резко дисгармоничным развитием - 12 человек (17,1%). В группе девушек с гармоничным развитием выявлена 41 студентка (26,1%), с дисгармоничным - 84 студентки (53,5%), с резко дисгармоничным развитием - 32 студентки (20,4%). Следует также отметить выраженный половой диморфизм по всем исследуемым соматическим признакам.

Заболевание крови / Hemotological diseases Заболевание кожи / Skin diseases Аллергические заболевания / Allergic diseases

Нарушение эндокринной системы / Endocrine disruption

Заболевания дыхательной системы / Respiratory system diseases

Нарушения выделительной системы / Disorders of the excretory system Заболевания пищеварительной системы / Digestive system diseases Нарушения физического развития / Physical development disorders

0,94% 0,94% 0,94% ■ 2,83%

Заболевания органов зрения / Ophthalmic diseases

Заболевания сердечно-сосудистой системы / Diseases of the cardiovascular system

23,58%

29,40%

0,00% 5,00% 10,00% 15,00% 20,00% 25,00% 30,00% 35,00%

Рисунок 1 - Заболеваемость студентов первого курса / Figure 1 - Incidence of first-year students

Длина тела / Body length

Масса тела / Body weight

Окружность грудной клетки / Chest circumference

Гармоничность развития / Harmony of development

Рисунок 2 - Оценка физического развития студентов / Figure 2 - Assessment of students' physical development

Интегральная оценка физического здоровья выявила у преобладающего большинства юношей и девушек низкий и ниже среднего уровень физического здоровья: в совокупности у 53 юношей (75,72%) и у 107 девушек (68,15%). Студентов со средними показателями здоровья было 16 юношей (22,86%) и 14 девушек (8,92%), только 1 студент был с показателем здоровья выше среднего. Применение непараметрического критерия Манна-Уитни выявило статистически достоверные различия между значениями интегрального показателя здоровья юношей и девушек (см. рисунок 3).

Рисунок 3 - Оценка интегрального показателя физического здоровья студентов / Figure 3 - Assessment of an integral indicator of students' physical health

Таким образом, проведенный нами анализ выписок из медицинских карт, результатов обследования физического развития, физиометрических показателей, функционального состояния организма свидетельствует о преобладании у большинства юношей и девушек первого курса низкого уровня физического здоровья на этапе адаптации к учебно-профессиональной деятельности.

Психическое здоровье студентов первого курса. Анализ состояния психического здоровья обследуемых свидетельствует об удовлетворительной нервно-психической адаптации первокурсников к учебно-профессиональной деятельности. Преобладающее количество юношей - 51 (72,8%) и девушек - 90 (57,3%) продемонстрировали здоровую и оптимальную адаптацию в первые месяцы занятий в вузе. У них полностью отсутствовали психиатрические симптомы, связанные с изменением условий жизнедеятельности. В то же время у 9 юношей (12,8%) и 15 девушек (13,5%) наблюдалась непатологическая и патологическая психическая дезадаптация, а в вероятностно болезненном состоянии находилось 10 юношей (14,3%) и 47 девушек (29,9%). Следует также отметить, что юноши на статистически значимом уровне (р<0,05) продемонстрировали более высокую нервно-психическую устойчивость к средовым воздействиям (см. рисунок 4).

Рисунок 4 - Оценка нервно-психической адаптации студентов первого курса / Figure 4 - Assessment of neuro-mental adaptation of first-year students

На фоне относительно высокого суммарного процента первокурсников с непатологической и патологической психической дезадаптацией и вероятностно болезненным состоянием у большинства юношей и девушек преобладали нормальные и высокие показатели эмоционального состояния по критериям самочувствия, активности и настроения. Причем у девушек все показатели оказались выше: по самочувствию и активности на статистически значимом уровне (р<0,05), а по показателю настроения на статистически незначимом уровне (р>0,05). Наиболее высокие показатели у студенток были зафиксированы в настроении и самочувствии. У юношей наблюдались более умеренные результаты по всем категориям (см. рисунок 5).

Самочувствие / Health

Активность / Activity

Настроение / Mood

Ситуативная тревожность / Sittative anxiety

Рисунок 5 - Оценка эмоционального состояния и ситуативной тревожности студентов / Figure 5 - Assessing the emotional state and situational anxiety of students

Следует также отметить умеренную и высокую ситуативную тревожность обучающихся и отсутствие полового диморфизма по этому признаку. Умеренная и высокая ситуативная тревожность наблюдалась у 67 юношей (97,5%) и 134 девушек (85%). И только у 4,3% студентов и 14,6% студенток зафиксирована низкая тревожность на возникающие ситуации (см. рисунок 5).

Психологическое здоровье студентов первого курса. Полученные нами данные свидетельствуют о низком уровне психологического здоровья вчерашних школьников. У большинства первокурсников высокая ситуативная тревожность перерастает в свойство личности. Умеренный и высокий уровень тревожности наблюдался у 54 юношей (77,1%). У девушек этот показатель был выше на статистически значимом уровне (р=0,000001). Он наблюдается у 153 девушек (97,5%) (см. рисунок 6).

Личная тревожность

Психологическое здоровье

64,30

58,20

51,10

61,00

65,20

59,40

59,10

59,80

Юноши/ Девушки / Юноши/ Девушки/ Юноши/ Девушки/ Юноши/ Девушки/

Male Female Male Female Male Female Male Female

Жизненная активность Социальное Ролевое Самооценка

(VI) функционирование(SF) функционирование. психического здоровья

обусловленное (МБ)

эмоциональным

состоянием(ЕЕ)

Рисунок 6 - Оценка эмоционального состояния и ситуативной тревожности студентов / Figure 6 - Assessment of students' emotional state and situational anxiety

В результате ощущение общего благополучия и степень удовлетворенности различными сторонами жизнедеятельности учащейся молодежи снижается. Но на юношей и девушек это обстоятельство подействовало по-разному (см. рисунок 6). Наиболее высокие значения у юношей зафиксированы по показателям жизнеспособности (Vitality) и ролевого функционирования, обусловленного эмоциональным состоянием (RE); у девушек наиболее высокие результаты были зафиксированы по показателю социального функционирования (SF). По показателю самооценки психического здоровья (MH) у студентов и студенток выявлены относительные низкие показатели. Семнадцатилетние студенты подвержены депрессии и тревоге. У юношей и девушек преобладал средний уровень интегрального показателя психологического здоровья.

Большинство молодых людей верят в неисчерпаемость своих физических и психических ресурсов, у них наблюдалась мотивация к достижению высокого уровня здоровья, они нуждались в приобретении знаний и навыков ведения здорового образа жизни,

при этом испытывали недостаток практического опыта здоровьесберегающего поведения и деятельности (см. рисунок 7).

4,30 4,80 4,80 4,60

4,00 4.10 3,50 4,00

Юноши/ Девушки / Male Female Когнитивная, баллы Юноши/ Девушки / Male Female Эмоциональная, баллы Юноши/ Девушки / Male Female Поведенческая, баллы Юноши/ Девушки / Male Female Ценностно-мотив а цио иная, баллы

Рисунок 7 - Иерархия ценностного отношения к здоровью юношей и девушек / Figure 7 - Hierarchy of value for the health of boys and girls

Это проявилось в достаточно высоких значениях на ценностно-мотивационном уровне и у юношей, и у девушек, высокой осведомленности в вопросах здоровья, понимании значения здорового образа жизни в качестве и продолжительности жизни, среднем уровне тревожности по отношению к своему здоровью, желании наслаждаться хорошим самочувствием при относительно низких показателях здоровья на поведенческом уровне. Следует также отметить статистически более высокую осведомленность девушек по сравнению с юношами о факторах, негативно влияющих на состояние физического и личностного здоровья, понимании значения здорового образа жизни в качестве и продолжительности жизни.

Обсуждение и заключения

Начальный этапа обучения в вузе следует рассматривать как процесс адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности, который характеризуется активным освоением учебно-профессиональной деятельности и связанной с ним перестройкой жизнедеятельности молодого человека. Процесс вхождения первокурсников в образовательную среду вуза порождает процессы адаптации на физическом, психическом и личностном уровнях в виде ситуативной адаптивности, формирования потребности в приобретении профессионально значимых компетенций на уровне внеситуативной адаптации, с последующим стремлением к реализации новой социально значимой роли студента, направленности личности на будущую профессиональную деятельность.

Процесс освоения студентами первого курса учебно-профессиональной деятельности и вхождения в образовательную среду педагогического вуза происходит на фоне неблагоприятных кумулятивных воздействий экологических, социальных и дидактических факторов школьного периода жизнедеятельности. Это обусловливает особенности здоровья первокурсников, которые проявились: на физическом уровне в наличии у студентов

заболеваний сердечно-сосудистой, зрительной, пищеварительной, выделительной, эндокринной систем организма, дисгармонизации физического развития и низких интегральных показателях физического здоровья; на психическом и психологическом уровнях в наличии у каждого десятого молодого человека непатологической и патологической нервно-психической дезадаптации к учебно-профессиональной деятельности, в преобладании у подавляющего большинства респондентов умеренной и высокой ситуативной и личностной тревожности, в подверженности каждого пятого студента депрессии и тревоге, относительно низких показателях поведенческого уровня здоровья при относительно высоких показателях ценностно-мотивационного уровня и осведомленности в вопросах здоровья и здорового образа жизни.

С целью предупреждения у первокурсников возникновения стрессогенной ситуации, связанной с кардинальными изменениями условий их жизнедеятельности на начальном этапе обучения в вузе, необходимо создание пространственных, предметных, санитарно-гигиенических, организационно-смысловых, социально-психологических условий осуществления учебно-профессиональной деятельности как ресурса гармоничного раскрытия физического, интеллектуального, эмоционального, социального, личностного, творческого и духовного аспектов холистического здоровья молодых людей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важнейшим условием сохранения полноценного здоровья студентов на этапе адаптации к учебно-профессиональной деятельности в вузе является всестороннее знание о первокурсниках. При создании программы мониторинга следует исходить из холистического понимания здоровья как череды постоянно меняющихся состояний, производных от процесса развития человека как некой целостности в результате непрерывного взаимодействия с экологическими, гигиеническими, материальными, социально-психологическими средовыми условиями жизнедеятельности. На этом основана разработанная нами комплексная программа диагностики состояния здоровья, позволяющая в относительно короткие сроки зафиксировать, оценить происходящие у студентов текущие изменения в физической и психической сферах, смоделировать возможные пути раскрытия потенциалов их развития и оздоровления.

Физическое здоровье первокурсников следует анализировать по результатам анамнеза, медицинского осмотра при поступлении в вуз, данным физического развития, интегральному показателю физического здоровья, опроснику оценки качества жизни (физический компонент); психическое здоровье - по интегральной оценке психического состояния здоровья, диагностике преобладающего психологического состояния студентов, изучению тревожности как состояния, связанного с текущей ситуацией человека; психологическое здоровье - по оценке тревожности как личностного свойства человека, качества жизни (психический компонент здоровья студентов); анализу значимости ценности «здоровья» в системе основных личностных ценностей студентов; интегральному показателю психического здоровья, характеризующему душевное равновесие, состояние общего душевного комфорта.

Список использованной литературы

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001. 272 с.

2. Барканова О.В. Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум. Вып. 2. Красноярск: Литера-принт, 2009. 237 с. (Серия: Библиотека актуальной психологии).

3. Березовская Р.А. Отношение к здоровью: практикум по психологии здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Питер, 2005. 177 с.

4. Гурвич И.Н. Социальная психология здоровья. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1999. 1023 с.

5. Ильенков Э.В. Идеальное. И реальность. 1960 - 1979 / автор-составитель Е. Иллеш. М.: Изд-во «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2018. 528 с.

6. Казин Э.М., Касаткина Н.Е., Семенкова Т.Н. Психолого-физиологические подходы к созданию образовательной адаптивно-развивающей среды // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. №13(115). С. 254-259.

7. Лебедева О.В., Сорокоумова С.Н. Проблема формирования психологического здоровья детей с задержкой психического развития // Дефектология. 2016. №1. С. 21-26.

8. Николаевский Р.П., Сорокоумова С.Н. Развитие коммуникативных компетенций у студентов - будущих педагогов: монография. Н. Новгород: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2013. 94 с.

9. Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков. М.: ТЦ Сфера, 2004. 64 с.

10. Практикум по психологии состояний: учебное пособие / под ред. проф. О.А. Прохорова. СПб: Речь. 2004. С.121-122.

11. Приказ Министерства здравоохранения РФ «Об утверждении «Медицинской карты ребенка для образовательных учреждений» от 03.07.2000 г. №241. URL: https://l slsm .jimdo.com/документация-школы/медицинская-карта/ (дата обращения: 21.07.2020).

12. Психология здоровья: учебник для вузов /под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Питер. 2006. 607 c.

13. Родин Ю.И. Научные основы здоровьесбережения детей дошкольного возраста. М.: МПГУ, 2019. 300 с.

14. Родин Ю.И., Капралова М.И., Метелкина Д.С. Проблема здоровья человека сквозь призму культуры и образования // Ежемесячный научный журнал Национальной ассоциации ученых. 2015. №2(7). С. 132-135.

15. Сорокоумова С.Н., Елшанский С.П., Пучкова Е.Б., Суховершина Ю.В. Когнитивные стили и персонализация обучения студентов-психологов // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, №1(30). С. 10.

16. Sorokoumova S.N., Ju Rong, Buldakova N.V., Sergeeva M.G., Galushkin A.A., Soloviev A.A., Kryukova N.I. Foresight methods in pedagogical design of university learning environment // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2017. Vol. 13, no. 8. Pp. 5281-5293.

17. Sorokoumova S.N., Nikonova E.I., Sharonov I.A., Suvorova O.V., Sorokoumova E.A. Modern Functions of a Textbook on Social Sciences and Humanities as an Informational Management Tool of University Education // International Journal of Environmental and Science Education (IJESE). 2016. Vol. 11, no. 10. Pp. 3764-3774.

18. Suvorova O.V., Minaeva E.V., Ivanova N.V., Mamonova E.B., Sorokoumova S.N. Communicative behavior of pedagogics students in relation to the structure of the parental families // Espacios. 2019. Vol. 40, no. 23.

19. Ware J.E., Snow K.K., Kosinski M., Gandek B. SF-36 Health Survey. Manual and interpretation guide. The Health Institute, New England Medical Center, Boston, Mass, 1993. P. 238.

References

1. Anan'ev B.G. On the problems of modern human science. St. Petersburg, Piter Publ., 2001. 272 p. (In Russ.)

2. Barkanova O.V. Methods for diagnosing the emotional sphere: psychological workshop. Issue 2. Krasnoyarsk, Litera-print Publ., 2009. 237 p. (Series: Library of Contemporary Psychology). (In Russ.)

3. Berezovskaya R.A. Attitude to health: a workshop on health psychology / ed. G.S. Nikiforov. St. Petersburg, Piter Publ., 2005. 177 p. (In Russ.)

4. Gurvich I.N. Social psychology of health. St. Petersburg, St. Petersburg University Press, 1999.1023 p. (In Russ.)

5. Il'enkov E.V. Perfect. And reality. 1960 - 1979 / compiled by E. Ilesh. Moscow, Publ. «Kanon+» ROOI «Reabilitaciya», 2018. 528 p. (In Russ.)

6. Kazin E.M., Kasatkina N.E., Semenkova T.N. Psychological and physiological approaches to the creation of an educational adaptive-developing environment. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta, 2011, no. 13(115), pp. 254-259. (In Russ.)

7. Lebedeva O.V., Sorokoumova S.N. The problem of the formation of psychological health in children with mental retardation. Defektologiya, 2016, no. 1, pp. 21-26. (In Russ.)

8. Nikolaevskij R.P., Sorokoumova S.N. Development of communicative competencies among students - future teachers: monograph. Nizhny Novgorod, Rossijskaya akademiya narodnogo hozyajstva i gosudarstvennoj sluzhby pri Prezidente Rossijskoj Federacii Publ., 2013. 94 p. (In Russ.)

9. Assessment of physical development and health status of children and adolescents. Moscow, TC Sfera Publ., 2004. 64 p. (In Russ.)

10. Workshop on the psychology of states: textbook / ed. prof. O. A. Prokhorov. St. Petersburg, Rech' Publ., 2004. Pp. 121-122. (In Russ.)

11. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation "On approval of the" Medical card of a child for educational institutions "dated 03.07.2000, no. 241. Available at: https://lslsm.jimdo.com/documentation-school/medical-card/ (accessed: 21.07.2020). (In Russ.)

12. Psychology of health: textbook for universities / ed. G.S. Nikiforov. St. Petersburg, Piter Publ., 2006. 607 p. (In Russ.)

13. Rodin YU.I. Scientific bases of health preservation of preschool children. Moscow, MPGU Publ., 2019. 300 p. (In Russ.)

14. Rodin YU.I., Kapralova M.I., Metelkina D.S. The problem of human health through the prism of culture and education. Ezhemesyachnyj nauchnyj zhurnal Nacional'noj associacii uchenyh, 2015, no. 2(7), pp. 132-135. (In Russ.)

15. Sorokoumova S.N., Elshanskij S.P., Puchkova E.B., Suhovershina YU.V. Cognitive styles and personalization of teaching psychology students. VestnikMininskogo universiteta, 2020, vol. 8, no. 1(30), p. 10. (In Russ.)

16. Sorokoumova S.N., Ju Rong, Buldakova N.V., Sergeeva M.G., Galushkin A.A., Soloviev A.A., Kryukova N.I. Foresight methods in pedagogical design of university learning environment. Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education, 2017, vol. 13, no. 8, pp. 5281-5293.

17. Sorokoumova S.N., Nikonova E.I., Sharonov I.A., Suvorova O.V., Sorokoumova E.A. Modern Functions of a Textbook on Social Sciences and Humanities as an Informational Management Tool of University Education. International Journal of Environmental and Science Education (IJESE), 2016, vol. 11, no. 10, pp. 3764-3774.

18. Suvorova O.V., Minaeva E.V., Ivanova N.V., Mamonova E.B., Sorokoumova S.N. Communicative behavior of pedagogics students in relation to the structure of the parental families. Espacios, 2019, vol. 40, no. 23.

19. Ware J.E., Snow K.K., Kosinski M., Gandek B. SF-36 Health Survey. Manual and interpretation guide. The Health Institute, New England Medical Center, Boston, Mass, 1993. P. 238.

© Хонелидзе Д.С., Родин Ю.И., Сорокоумова С.Н., 2020

Информация об авторах Хонелидзе Дарья Сергеевна - аспирант, ГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет» им. Л.Н. Толстого, Тула, Российская Федерация, e-mail: ochhappy@yandex .ru.

Родин Юрий Иванович - доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики дошкольного образования, ГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected]. Сорокоумова Светлана Николаевна - доктор психологических наук, профессор; профессор кафедры социальной, общей и клинической психологии ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», Москва, Российская Федерация; профессор кафедры общей психологии ФКОУ ВО «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний», Рязань, Российская Федерация, e-mail: [email protected].

Information about the authors Honelidze Daria S. - post-graduate student, HBOU "Tulsk State Teachers' University" by him. L.N. Tolstoy, Tula, Russian Federation, e-mail: ochhappy@yandex .ru.

Rodin Yuri I. - doctor of psychological Sciences, associate Professor, Professor of the Department of theory and methodology of preschool education, Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russian Federation, e-mail: [email protected].

Sorokoumova Svetlana N. - doctor of psychological Sciences, Professor, Professor of the Department of Social, General and Clinical Psychology at Russian State Social University Moscow, Russian Federation; Professor, Department of General Psychology Federal Treasury Educational Institution of Higher Education "Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service", Ryazan, Russian Federation, e-mail: [email protected].

Вклад соавторов

Хонелидзе Дарья Сергеевна - проведение эксперимента, сбор данных, их первичная обработка, подготовка начального варианта текста и его доработка на завершающем этапе. Родин Юрий Иванович - научное руководство; руководство проведением эксперимента, интерпретация его результатов; критический анализ и доработка текста.

Сорокоумова Светлана Николаевна - представление данных в тексте; критический анализ и доработка текста; развитие методологии; формализованный анализ данных.

Information about the authors Honelidze Daria S. - conducting an experiment, collecting data and evidence, their primary processing, preparing the initial version of the text; data interpretation; revision of the text. Rodin Yuri I. - scientific leadership; management of the experiment and its further interpretation; critical analysis and revision of the text.

Sorokoumova Svetlana N. - presentation of data in the text; critical analysis and revision of the text; methodology development; formalized data analysis.

Поступила в редакцию: 02.09.2020 Принята к публикации: 15.10.2020 Опубликована: 05.11.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.