Д. С. Метелкина, Ю. И. Родин
(Тула)
СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА НА ЭТАПЕ АДАПТАЦИИ К УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
STATUS OF HEALTH OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS
AT THE STAGE OF ADAPTATION TO EDUCATIONAL PROFESSIONAL ACTIVITY
В статье представлены результаты исследования состояния здоровья студентов педагогического вуза на начальном этапе обучения. Высказывается предположение о негативном воздействии постоянно действующих и различных по природе факторов на физическое и психологическое здоровье первокурсников, выдвигается тезис о необходимости комплексного подхода к решению проблемы оздоровления студенческой молодежи психолого-педагогическими средствами.
Ключевые слова: физическое и психологическое здоровье, студенты педагогического вуза, стрес-согенная ситуация, симптом профессионального выгорания.
The article presents the results on the study of the health status of pedagogical university students at the initial stage of training. An assumption is made about the negative impact of constantly acting and various by nature factors on physical and psychological health of first-year students, the thesis about the need for the integrated approach to solving the problem of improving students' health by psychological and pedagogical means is suggested
Key words: physical and psychological health, students of pedagogical university, stressful situation, professional burnout symptom.
В последние годы особую тревогу вызывает состояние здоровья студентов младших курсов высших учебных заведений. Социальная и профессиональная неопределенность студенческой молодежи в обществе, низкий социальный статус, интенсификация образовательной деятельности, высокая требовательность преподавателей, ожидание «наказания» за невыполнение учебных обязанностей - все это вызывает у первокурсников негативные эмоциональные переживания, чувство страха и неопределенности, порождает заниженные ожидания по отношению к результатам своей учебно-профессиональной деятельности [1, 5].
На этом фоне происходит активное вхождение молодого человека в новую социальную среду. Оно характеризуется действиями, направленными на получение признания и высокого статуса в группе сверстников, часто средствами, не способствующими сохранению здоровья (никотин, алкоголь, наркотики) [5].
В результате кумулятивного воздействия постоянно действующих и различных по природе факторов возникает стрес-согенная ситуация, превышающая адаптационные возможности первокурсников. У них наблюдается рост неудовлетворенности результатами своей учебно-профессиональной деятельности, разочарование,
фрустрация, снижение мотивации достижений и, как следствие, истощение резервов организма и психики, появляются симптомы профессионального выгорания.
С целью изучения влияния условий жизнедеятельности на этапе адаптации к учебно-профессиональной деятельности на состояние физического и психологического здоровья студенческой молодежи в сентябре 2015 года и в сентябре 2016 года нами было проведено пилотажное исследование юношей и девушек 17 лет, поступивших на первый курс факультетов математики, физики, информатики, иностранных языков и естественно-научного факультета Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого.
При подборе диагностических методик мы исходили из холистического представления о здоровье человека как о динамичном нетривиальном и в то же время относительно равновесном состоянии единой иерархически организованной, саморегулирующейся, саморазвивающейся биосоциальной суперсистемы, открытой к сре-довым воздействиям различной природы.
Предварительно, опираясь на результаты ответов респондентов на вопросы опросника поведения и переживания, связанного с работой «AVEM» (У Шааршмидт, А. Фишер), адаптированного Т. И. Ронгинской [7], нами были отобраны первокурсники (120 юношей и 220 девушек), относящиеся к двум наиболее распространенным типам поведения, соответствующим синдрому профессионального выгорания. Эта группа исследуемых составила около 80% от общего количества поступивших на первый курс.
Для студентов первого типа поведения были характерны высокое субъективное значение учебно-профессиональной деятельности и связанная с ним высокая готовность к энергетическим затратам, которая сочеталась с низкой устойчивостью к фрустрации, стрессу, психической перегрузке, преобладанием негативных эмоций и неудовлетворенностью эффектами своей деятельности.
У первокурсников второго типа поведения наблюдалась слабая значимость учебно-профессиональной деятельности, низкая стрессоустойчивость к неблагоприятным средовым факторам, ограниченная способностью к релаксации, также наблюдались избегание или отказ от конструктивного решения возникающих проблем (особенно в трудных ситуациях), постоянное чувство беспокойства, беспредметный страх [5, 7].
Состояние физического здоровья студентов определялось нами на основе анализа медицинских карт, сравнения данных физического развития обследуемых со среднестатистическими показателями юношей и девушек 17 лет. По полученным данным была определена гармоничность физического развития студентов. На основании индивидуальных значений длины, массы тела, жизненной емкости легких, пульса в состоянии покоя, силы сжатия кисти, уровня систолического давления и времени восстановления пульса после функциональной пробы Маритинэ-Куше-левского (20 приседаний за 30 сек.), по методике Г. Л. Апанасенко, произведена интегральная оценка уровня физического здоровья каждого студента [2, 4, 5].
Психологическое здоровье первокурсников изучалось с использованием следующих диагностических методик: «Шкала Спилбергера-Ханина для определения личностной и ситуативной тревожности», методика «Самооценка психического здоровья», «Методика и диагностика самочувствия, активности и настроения (САН)». Анализ результатов обследования проводился с учетом данных психолого-педагогического наблюдения за учебно-профессиональной деятельностью студентов [3, 4, 7, 8].
Описание результатов исследования. Состояние физического здоровья студентов. Анализ результатов медицинского осмотра позволил нам отнести 54% юношей и 35% девушек 17 лет к основной группе. Они не имели медицинских противопоказаний для занятий физической культурой. При-
мерно 25% юношей и 34% девушек были отнесены к подготовительной группе. Им было временно рекомендовано ограничить интенсивность физической нагрузки и закаливающих мероприятий. Как правило, это часто болеющие студенты. Значительную долю от общего числа обследуемых составила группа студентов, отнесенных к специальной медицинской группе «А» (2% юношей и 3% девушек). У данной группы студентов наблюдались хронические заболевания, врожденные пороки развития в стадии компенсации.
При анализе показателей роста студентов выявлена относительно благополучная картина. Длина тела большинства вчерашних школьников соответствовала возрастной норме, у 15% - наблюдались высокие и средние показатели, и только у 5% исследуемых зафиксирована длина тела ниже среднестатистического значения. А вот анализ показателей массы тела показал, что избыток массы тела характерен для 18% юношей и 31% девушек. Большой разброс зафиксирован нами и при оценке показателей окружности грудной клетки первокурсников. У 10% юношей и
15% девушек выявлены характеристики, превышающие возрастную норму. У 12% юношей и 10% девушек окружность грудной клетки была ниже среднестатистических значений. Только у 78% студентов и 75% студенток окружность грудной клетки соответствовала возрастной норме (рис. 1).
Настораживают данные оценки гармоничности физического развития студентов и интегрального показателя физического здоровья. Дисгармоничное физическое развитие выявлено у 16% юношей и 17% девушек. Интегральный показатель состояния физического здоровья у 62% процентов юношей соответствовал низкому и ниже среднего уровню, доля девушек с низким и ниже среднего уровнем здоровья составила 61%. Студентов с выше среднего и высоким уровнем здоровья не наблюдалось (рис. 1).
Состояние психологического здоровья. Анализ полученных данных по шкале ситуативной и личностной тревожности Спил-бергера-Ханина выявил высокий уровень ситуативной тревожности у 27% юношей и 15% девушек. Данная категория студентов воспринимала широкий круг объективно
70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
Юноши Условные обозначения:
- % студентов, отнесенных к специальной медицинской и подготовительной группе
□
Девушки
- % студентов с избытком массы тела
% студентов с дисгармоничным | | - % студентов с низким и ниже среднего
физическим развитием
уровня здоровья
Рис. 1. Оценка состояния физического развития и состояния здоровья первокурсников (к-во студентов в %).
безопасных обстоятельств как содержащих угрозу. Низкий уровень ситуативной тревожности наблюдался соответственно у 2% и 14% студентов. Для них были характерны депрессивное, неактивное состояние и низкий уровень мотиваций.
С высокими показателями личностной тревожности зафиксировано 46% юношей и 65% девушек. Они были склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности и реагировали весьма выраженным состоянием тревожности в обширном диапазоне ситуаций, включая учебно-профессиональную деятельность. Низкий уровень личностной тревожности наблюдался у 2% студентов и 14% студенток. Для данной категории обследуемых были характерны низкая личностная активность, низкий уровень мотивации, учебно-профессиональной деятельности, сопровождаемые слабой заинтересованностью как процессом, так и ее результатом, несформированностью чувства ответ-
ственности за выполнение своих учебных обязанностей.
Экспресс-оценка по методике САН выявила неблагоприятное самочувствие у 6% юношей и 5% девушек; низкую активность соответственно у 10,5% и 15% первокурсников, пониженное настроение у 4% студентов и 2% студенток. В то же время 20% юношей оценили свое психологическое здоровье высоко и 40% как соответствующее среднему уровню. Среди девушек 25% респондентов оценили состояние своего здоровья высоко и 35% как среднее (рис. 2).
В ходе пилотажного исследования было изучено наличие взаимосвязи физического и психологического здоровья студентов. Мы исходили из имеющихся в научной литературе данных о том, что физическое здоровье является предпосылкой позитивного приобщения к миру культуры, освоения ее ценностей и, как следствие, психологического здоровья человека [2, 6]. При сопоставлении отдельных показателей
60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
60%
46%
/ 65%
Юноши Девушки
Условные обозначения:
% студентов с высоким уровнем Щ - % студентов с низким уровнем ситуативной
□
ситуативнои тревожности
% студентов с высоким уровнем личностной тревожности
- % студентов с низкой активностью
□
тревожности
- % студентов низким уровнем личностной тревожности
% студентов, оценивающих свое психическое здоровье на высоком и среднем уровне
Рис. 2. Оценка состояния психологического здоровья первокурсников (к-во студентов в %).
физического и психологического здоровья с использованием метода ранговой корреляции Спирмена статистически значимой корреляционной связи не выявлено. В то же время наблюдалась тенденция наличия более высокого уровня психологического здоровья у студентов с высокими интегральными показателями физического здоровья. Это свидетельствует об отсутствии простой, лапласовской зависимости между отдельными показателями физического и психологического здоровья и подтверждает выработанный в психологии здоровья тезис о сложных «взаимоотношениях» между различными уровнями здоровья человека. Этот тезис можно выразить двумя на первый взгляд противоречивыми, а на самом деле взаимодополняющими фразами: «в здоровом теле - здоровый дух» и «здоровый дух определяет здоровье тела».
Таким образом, нами получены выводы:
1. Выявленный у более половины обследуемых (65% юношей и 68% девушек) неадекватный тип реагирования на учебно-профессиональную деятельность свидетельствует о высокой вероятности развития у первокурсников симптомов дезадаптации и профессионального выгорания на начальном этапе обучения в вузе.
2. Вероятность возникновения профессионального выгорания сопровождается высоким процентом студентов с низкими показателями состояния физического и психологического здоровья.
3. Негативное влияние различных по природе факторов на состояние физического здоровья студентов проявилось: в достаточно высоком проценте обследуемых, отнесенных к специальной медицинской и подготовительной группам (27% юношей и 37% девушек); в физическом развитии первокурсников (избыток массы тела наблюдался у 18% юношей и 31% девушек, дисгармоничность физического развития соответственно у 16% и 17% исследуемых); в интегральных показателях физического здоровья (низкий и ниже среднего уровень здоровья зафиксирован у 62% процентов юношей и 61% девушек).
4. Неблагоприятное воздействие стрес-согенной ситуации на состояние психологического здоровья студентов в период адаптации к учебно-профессиональной деятельности проявилось в снижении физической и психической активности, ухудшении настроения, что сопровождалось жалобами на общее самочувствие, более чем у половины исследуемых с высокой или низкой ситуативной и личной тревожностью.
5. Выявленная в ходе исследования тенденция наличия более высоких показателей, характеризующих психологическое здоровье, у студентов с высокими интегральными показателями физического здоровья, на наш взгляд, подтверждает тезис о витальном единстве человека и окружающей его действительности. Полученные данные позволяют говорить о кумулятивном влиянии постоянно действующих различных по природе средовых факторов на состояние здоровья учащейся молодежи на физическом и психологическом уровнях. Каждый из нас является не просто частью ноосферы (термин Вернадского), а растворен в ней благодаря культуре. Телесность (имеется в виду не только соматика, но и двигательное поведение) и психика человека отражены в преобразовываемом им предметном мире. И наоборот, любое изменение в ноосфере ведет к изменениям сопряженного характера в различных функциональных системах организма и психики индивида и, следовательно, отражается в целом в состоянии его здоровья [6].
6. Полученные данные являются основанием для разработки образовательных технологий оздоровительной направленности. Они должны быть направлены на повышение культуры здоровья студентов, создание здоровьесберегающих условий осуществления учебно-профессиональной деятельности, включающих: благоприятный для здоровья режим учебных занятий и отдыха, программу психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на укрепление физического и психологического здоровья первокурсников.
Литература
1. Ананьев В. А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии
здоровья. - СПб.: Речь, 2006. - 384 с.
2. Апанасенко Г Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека. - СПб.: Петрополис, 1992.
- 138 с.
3. Батаршев А. В. Базовые психологические свойства и самоопределение личности: Практи-
ческое руководство по психологической диагностике. - СПб.: Речь, 2005. - С. 44-49.
4. Диагностика здоровья. Психологический практикум / под ред. Г. С. Никифорова [Электрон-
ный ресурс] СПб.: Питер, 2007. - 960 с. URL: http: /www.ozon.ru/context/detail/id/3188833/ (дата обращения 12.09.16.).
5. Психология здоровья: Учебник для вузов / под ред. Г С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2006. -
607 с.
6. Родин Ю. И., Капралова М. И., Метелкина Д. С. Проблема здоровья человека сквозь призму
культуры и образования // Ежемесячный научный журнал Национальной ассоциации ученых. - Часть 8. - 2015. - № 2 (7). - С. 132-135.
7. Ронгинская Т. И. Специфика синдрома выгорания в профессиях с высоким уровнем стрес-
са [Электронный ресурс] // Вестник СПбГУ Серия 16: Психология. Педагогика. - 2016. №2. URL: http: //cyberleninka.ru/artide/n/spetsifika-sindroma-vygoramya-v-professiyah-s-vysokim-urovnem-stressa (дата обращения: 29.01.2017).
8. Исследование тревожности / Ч. Д. Спилбергер (адаптированная Ю. Л. Ханиным) // Диагно-
стика эмоционально-нравственного развития / ред. и сост. И. Б. Дерманова. - СПб., 2002.
- С.124-126.
9. Шувалов А. В. Антропологические аспекты психологии здоровья // Психологическое здоро-
вье подрастающего поколения: проблемы и пути решения: Материалы Международной научно-практической конференции / сост. И. А. Еремицкая. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2009. - С. 14-25.