УДК 61-056.22-061.12
ЭКСПРЕСС-ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ВГМА ИМ. Н.Н. БУРДЕНКО
А.А. ЗУЙКОВА, Т.Н. ПЕТРОВА*
Проведено комплексное исследование состояния здоровья студентов ВГМА им. Н.Н. Бурденко. Показано, что у подавляющего у большинства студентов отмечается функциональное напряжение всех систем организма. Установлена зависимость состояния их здоровья от социально-гигиенических показателей, факторов учебного процесса и, выявлены наиболее значимые из них. Состояние функционального напряжения адаптационных механизмов - это начальный этап пограничной зоны между здоровьем и болезнью. Задача докторов не упустить время и успеть произвести коррекцию. Ключевые слова: студенты, функциональное состояние здоровья, адаптационные возможности.
Одной из важнейших стратегических задач государства является сохранение и укрепление здоровья студенческой молодежи. Ежегодные медицинские обследования студентов, поступающих в высшие учебные заведения, выявляют значительное ухудшение их функционального состояния, отставание физического развития, а также высокий процент лиц, имеющих хронические заболевания.
Отклонения в состоянии здоровья, сформировавшиеся в юношеском возрасте, снижают возможность реализации важнейших социальных и биологических функций при вступлении в социально-активный период жизни.
Обучение в высшей школе - сложный и достаточно длительный процесс, имеющий ряд характерных особенностей и предъявляющий высокие требования к пластичности психики и физиологических функций молодых людей. Молодые люди, только что окончившие среднюю школу, нелегко привыкают к новым для них методам преподавания и контроля успеваемости в ВУЗе, к действующей системе экзаменов, по этому адаптация первокурсников к высшей школе является одной из насущных проблем любого ВУЗа.
Процесс адаптации происходит на фоне других влияний, характерных для современных условий, и в той или иной степени отражающихся на здоровье всех людей. Снижение адаптационных возможностей организма приводит к социально - психологической дезадаптации, перенапряжению ряда систем организма и состояниям, которые могут трансформироваться в различные заболевания.
Вышеизложенное указывает на необходимость поиска новых подходов к коррекции нарушений, вызванных влиянием учебной нагрузки на организм студентов, и на необходимость поиска эффективных профилактических и реабилитационных мероприятий. Наиболее предпочтительными являются методы и устройства, основанные на принципе саморегуляции функционального состояния человека по механизму биологической обратной связи. Методы с обратной связью позволяют модифицировать биоритмы функциональных систем на клеточном и системном уровнях, добиваясь купирования многих предпатологиче-ских и патологических симптомов на фоне полной отмены медикаментозной терапии.
Цель исследования — оценить состояние здоровья студентов 1-У1 курсов и выявить вклад различных функциональных систем в отклонение состояния здоровья и процессов адаптации у студентов ВГМА им. Н.Н. Бурденко.
Материалы и методы исследования. Программа исследования включала комплексное антропометрическое, физиологическое и психологическое обследование студентов 1-6 курсов в количестве 80 человек. Из них 38 студентов 1 курса (18 юношей и 20 девушек) и 42 студента 6 курса (13 юношей и 29 девушек).
Исследование уровня соматического здоровья проводилось по методике экспресс-оценки уровня здоровья.
Психологический статус и качество жизни студентов изучен с использованием шкалы тревожности, теста коммуникативных и организаторских способностей Оценка психофизиологического состояния включала: самооценку функционального состояния - самочувствия, активности, настроения, а также с помощью аппаратно-программного комплекса «Омега-М» для скрининг-оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья, функциональных и адаптивных резервов организма.
* Кафедра общей врачебной практики (семейной медицины) ГОУ ВПО МЗ РФ ВГМА им. Н. Н. Бурденко, Воронеж
Экспресс-оценка состояния сердечно-сосудистой системы была произведена с использованием специально разработанных и апробированных тестов с измерением антропометрических данных с помощью измерительной ленты и биоимпедансметра с последующим анализом внутренних сред организма. Оценка функционального состояния сердца с последующим дисперсионным анализом проведена с применением компьютеризированной системы «Кардиовизор» (экспресс-оценка состояния сердца по ЭКГ-сигналам от конечностей).
Экспресс-оценка дыхательной системы организована с использованием компьютеризированного спирометра, смокелайзе-ра, пульсоксиметра (оксиметр пульсовой). С целью оценки функционального состояния внешнего дыхания у обследуемых студентов был использован метод спирографии. Исследование проводилось при дыхании атмосферным воздухом в положении обследуемых сидя. Оценивались следующие показатели: жизненная емкость легких (ЖЕЛ), минутный объем дыхания (МОД), частота дыхания (ЧД), форсированная ЖЕЛ (ФЖЕЛ), время ФЖЕЛ (ТФЖЕЛ), максимальная объемная скорость при выдохе 25, 50 или 75% ФЖЕЛ (соответственно МОС25, МОС50 и МОС75), рассчитывался индекс Тиффно (ИТ). Количественная оценка полученных у обследуемых показателей легочных и вентиляционных объемов проводилась путем сопоставления их фактических значений с должными величинами.
Сбор и статистическая обработка материала исследования была проведена на электронно-вычислительных машинах IBM-PC PENTIUM-4 с помощью основных и сопряженных биометрических методик, с использованием прикладных программ WINDOWS (EXCEL, WORD), STATISTIGA, StatPlus 2007, с использованием альтернативного, вариационного, корреляционного, факторного анализа, а также расчета величин относительного риска с применением компьютерных технологий.
Достоверность отличий определяли по t-критерию Стью-дента.
Результаты и их обсуждение. На первом этапе мы оценили уровень физического здоровья у студентов 1 и 6 курсов в процессе обучения в вузе.
Исследование показало, при субъективной оценке состояния своего здоровья считают себя практически здоровыми 7S,3% юношей-студентов и 14,9% девушек, часто болеют (более двух раз в год) - 3,0% и 11,1% соответственно, редко болеют (менее двух раз в год) - 4,3% и 35,7% соответственно. Имеют хронические заболевания 17,3% и 2S,2% соответственно. Из них состоит на диспансерном учете 4,0% и 3,4% соответственно.
При анализе первичной заболеваемости патология желудочно-кишечного тракта была выявлена у 21,S% обследованных, хронические неспецифические заболевания легких - у 20,0%, болезни почек - у 14,0 %, сердечно-сосудистые заболевания - у 6,6%, нейроциркуляторная дистония - у 12,0%. Закрытые черепно-мозговые травмы в анамнезе обнаружены у 5,0% юношей и 5,5% девушек. Увеличилось число неврологических заболеваний и заболеваний сердечно-сосудистой системы. Нуждаются в консультации невропатолога 24,1% юношей и 50% девушек, предъявляющих жалобы на еженедельные головные боли, головокружение, ухудшение памяти. Обращает на себя внимание, что из числа студентов 63,0% студентов-медиков, принявших участие в исследовании, имеют наследственную предрасположенность к различным заболеваниям: гипертонии - 5S,1%; ИБС - 26,9%; инфаркту миокарда - 17,0%; инсульту - 20,0%; сахарному диабету - 17,0%. На каждого обучающегося ВУЗа, таким образом, приходится примерно 1,4 наследственных заболеваний. Из общего числа студентов лишь S,9% юношей и 23,S% девушек задумываются о своем здоровье. Вместе с тем, здоровье наших студентов находится в очень плачевном состоянии.
Таким образом, обследование уровня здоровья выявило, что на низкий и ниже среднего уровень здоровья у юношей приходиться 50% от общего количества, а у девушек этот показатель составляет 44%. Полученные результаты представлены в табл. 1.
Таблица І
Показатели уровня здоровья в среднем у юношей и девушек
Уровень здоровья Юноши Девушки
Низкий 23 % 22 %
Ниже среднего 27 % 22 %
Средний 33 % 46 %
Выше среднего 17 % 10 %
Показатель уровня здоровья отличался не только по половому признаку, но и существенно отличался по мере увеличения длительности обучения в академии. Распределение по состоянию здоровья у первокурсников и выпускников ВУЗа представлено в табл. 2.
Таблица 2
Показатели уровня здоровья у студентов 1-6 курсов
Показатель уровня здоровья 1 курс 6 курс
Юноши Девушки Юноши Девушки
Низкий уровень 38% 26% 19% 22%
Ниже среднего уровень 31% 17% 25% 11%
Средний уровень 25% 48% 25% 67%
Выше среднего уровень 6% 9% 31% 0
На следующем этапе исследования нам предстояло выявить и оценить вклад различных функциональных систем в отклонение состояния здоровья и процессов адаптации у студентов ВГМА им. Н.Н. Бурденко.
Для оценки состояния дыхательной системы использовали расчет должной жизненной емкости легких. Результаты проведенного исследования показали, что у 50% юношей 1 курса снижен показатель жизненной емкости легких (ЖЕЛ). У девушек на первом курсе число лиц со сниженной ЖЕЛ составляет 56%. При этом у юношей к шестому курсу достоверно значимо уменьшается число лиц со сниженной ЖЕЛ. По нашим данным количественно это составило 32% от общего числа обследованных, у девушек же напротив отмечается повышение числа лиц со сниженной ЖЕЛ и относительно общего количества обследованных достигает 66%.
Кроме того, традиционно при оценке результатов спирографии особое внимание уделяется анализу показателей форсированных дыхательных проб, которые отражают состояние проходимости воздухоносных путей. Анализ фактических величин ФЖЕЛ, ОФВ1, МОС25, МОС50, МОС75 и сравнение их с должными позволило сделать заключение, что у студентов как 1 так и 6 курсов, нет увеличенного сопротивления дыхательных путей.
Оценка функционального состояния сердца с последующим дисперсионным анализом проведена с применением компьютеризированной системы «Кардиовизор» (экспресс-оценка состояния сердца по ЭКГ-сигналам от конечностей). Исходно мы оценили показатель «Миокард» по рангу клинической интерпретации, при этом показатель «Миокард» <15% - считали соответствующим норме, от 15 до 27% - расценивали как пограничное состояние, а ИМ > 27% — как патологи. Распределение представлено в табл. 3.
Таблица 3
Распределение показателя индекса миокарда по рангу клинической интерпретации
Индекс миокарда Студенты 1 курса (п=38) Студенты 6 курса (п=31)
Юноши (п=17) Девушки (п=21) Юноши (п=8) Девушки (п=23)
< 15 % 9 14 5 10
15 -27 % 8 4 3 13
> 27 % 3
При сравнительном анализе показателя «Индекс миокарда» было установлено, что он достоверно не отличался в группах 1 и 6 курсов (р>0,05). Большинство студентов как 1 курса, так и 6 курса имели значения индекса миокарда <15%, что соответствует отсутствию патологических изменений. Средние значения показателя «Миокард» для студентов 1 курса составили 11,81±1,41%, для студентов 6 курса 13,1±1,65%. Между тем у подавляющего большинства студентов значения показателя «Миокард», группировались в районе верхней границы нормы.
Предпороговые нарушения в работе сердца (показатель «Миокард» от 15% до 27%) наблюдались у 12 студентов 1 курса, что составило 32% от общего числа обследованных и 16 студентов 6 курса - 52% соответственно.
По данным скрининга патологии сердечно-сосудистой системы 8% уже имеют выраженные формы патологии (показатель «Миокард» более 27%). Так у 3 студенток 1 курса был отмечен показатель «Миокарда» более 27%, свидетельствующий о патологии сердца с характерным «портретом сердца» с преобладанием красных тонов.
Рис. 1. «Портрет сердца» с ИМ<15%, картограмма имеет зеленый цвет.
В работе мы получили определенный разброс данных, который затрудняет реальную оценку функционального состояния дыхательной и сердечно-сосудистой системы у студентов ВУЗа. Для определения взаимосвязи между исследуемыми показателями был проведен корреляционный анализ.
Рис. 2. Выраженные формы нарушения в работе сердца (показатель «Миокард» от 15% до 27%) с характерным «портретом сердца» с преобладанием красных тонов.
Важно отметить, что студентов 6 курса отличает большее количество корреляционных связей между биологическим возрастом легких и антропометрическими параметрами, показателями системной гемодинамики. Тогда как у студентов 1 курса индекса Тифно тесно коррелировал с показателями системной гемодинамики, с изменением скорости деполяризации предсердий.
Кроме того, полученные результаты продемонстрировали большое количество тесных корреляционных связей между длительностью интервала ОТ с напряжением регуляторных механизмов сердечно-сосудистой системы косвенно связанных с нарушением психоэмоционального равновесия студентов.
В результате психологического тестирования на аппаратнопрограммном комплексе «ОМЕГА-М» установлено, что у 60% юношей со сниженным уровнем здоровья отмечается оптимальная мобилизованность физических и психических сил. У 40% девушек со сниженным уровнем здоровья преобладает пониженный первоначальный уровень возбуждения, что соответствует умеренной потребности в восстановлении и отдыхе, их энергопотенциал невысок, но вполне достаточен для успешной деятельности в привычных, условиях. Все это вызывает снижение функционального состояния и способствует формированию тревожности, как черты личности в целом.
При оценке уровня личностной тревожности из 80 обследуемых повышенный уровень наблюдался у 50% студентов , средний уровень - у 41% , низкий уровень всего лишь у 11%. Высокий уровень ситуационной тревожности был выявлен у 52% студентов , средний уровень - у 45%, низкий уровень - у 3% обследуемых. Причем, из 50% студентов с высоким уровнем личностной тревожности, у 45% наблюдался повышенный уровень ситуационной тревожности, у 2,4% - средний уровень ситуационной тревожности, у 1,6% - низкий уровень. А из 5% студентов с низким уровнем личностной тревожности высокий уровень ситуационной тревожности наблюдался у 0,8% студентов , средний - у 1,7%, низкий - у 2,5% студентов. Таким обра-
зом, у большинства обследованных студентов наблюдался высокий уровень как личностной, так и ситуационный тревожности. К тому же показатели регуляции ритма сердца у студентов академии не соответствуют состоянию удовлетворительной адаптации (интерпретируется как норма), причем особенно выражены эти отличия в группе девушек. Результаты исследования представлены в табл. 4
Таблица 4
Показатели вариабельности сердечного ритма у студентов младших курсов
Показатели Студенты 1 курса Студенты 6 курса
Юноши Девушки Юноши Девушки
Индекс напряжения 95,1 ±7,5 125,5±19,1* 76,0±10,1 80,5±9,3*
ИВР 178,5±23,6 207,2±17,9** 166,7±19,2 137,9± 12,1**
ВПР 0,36±0,03 0,34±0,02 0,26±0,02* 0,37±0,03
Примечание: *, **, *** - отличия студентов 1 курса от студентов 6 курса по 1-критерию Стьюдента при р<0,05, р<0,01, р<0,001
У большинства студентов отмечается выход интегрального показателя всех регуляторных влияний в диапазон «напряжения», что свидетельствует об увеличенной нагрузке на аппарат кровообращения с некоторым снижением вариабельности.
Таким образом, в своей работе мы показали, что у подавляющего у большинства студентов отмечается функциональное напряжение всех систем организма. Состоянию функционального напряжения, с одной стороны, свойственна высокая степень развития элементов стадии резистентности, а с другой - адаптационная деятельность осуществляется на пределе возможностей организма и сопровождается развитием определенных нарушений. Состояние функционального напряжения адаптационных механизмов - это начальный этап пограничной зоны между здоровьем и болезнью. Задача докторов не упустить время и успеть произвести коррекцию.
Литература
1. Белов, В.Б. Уровень образования и самооценки здоровья населения / В.Б.Белов // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины М.: Медицина.- 2003.- №1.- С. 14-19.
2. Ваганова, Л.И. Динамика состояния здоровья и образа жизни студенческой молодежи г. Челябинска / Л.И. Ваганова // Учащаяся молодежь России: прошлое, настоящее, будущее: сб. науч. ст. - Челябинск, 2000. - С 178-180.
3. Вишняков, Н.И. Профилактика и диспансеризация студентов в современных условиях / Н.И. Вишняков, Л.В. Кочорова, Н.Ю. Колесникова, Ж.С. Деркун // Общественное здоровье, управление здравоохранением и подготовка кадров. Материалы всероссийской научной конференции.- М., 2007.- С. 142-144.
4. Горбач, Н.А. Перспективы использования метода оценки качества жизни в формировании здоровья студентов вузов / Н.А.Горбач, А.В.Жарова, М.А.Лисняк // Здравоохранение Российской Федерации. М.- 2007, №2.- С. 43^6.
5. Лавлинская, Л.И. Организация медико-социальной помощи
студентам-медикам /Л.И. Лавлинская, И.С. Саидюсупова // Материалы межрегиональной научно-практической юбилейной конференции.- Воронеж: ВГУ, 2008.- С. 253-256.
THE COMPLEX RESEARCH OF THE STATE OF HEALTH OF THE STUDENTS OF VORONEZH STATE MEDICAL ACADEMY NAMED AFTER N.N.BURDENKO IS CONDUCTED
A.A. ZUYKOVA, T.N. PETROVA
Voronezh State Medical Academy after N. N. Burdenko,
Chair of General Medical Practice (family medicine)
The complex research of the health state of the students of Voronezh State Medical Academy after N.N.Burdenko is conducted. It is noted, that the overwhelming majority of the students suffer from functional tension of all organism systems. Dependence of the condition of their health on the social and hygienic indices and educational process factors is established and most significant of them are revealed. The condition of functional tension of adaptable mechanisms is the initial stage of a border line between health and illness. The task for a doctor is not to miss time for proper correction.
Key words: students, functional state of health, adaptation possibilities.
УДК 616.24+616.12-008.331.1-07:615.849.19
КЛИНИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ НИЗКОИНТЕНСИВНОЙ ЛАЗЕРНОЙ ТЕРАПИИ У БОЛЬНЫХ С ОБОСТРЕНИЕМ ХРОНИЧЕСКОЙ ОБСТРУКТИВНОЙ БОЛЕЗНИ ЛЕГКИХ В СОЧЕТАНИИ С АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИЕЙ
Е. П. КАРПУХИНА, Д. О. ПОПОВА*
В статье проанализированы результаты лечения низкоинтенсивным лазерным излучением больных с обострением хронической обструк-тивной болезнью лёгких в сочетании с артериальной гипертензией. Включение лазеротерапии в комплексное лечение больных с обострением хронической обструктивной болезни легких и сопутствующей артериальной гипертензией повышает эффективность терапии респираторной патологии и способствует снижению артериального давления.
Ключевые слова: низкоинтенсивное лазерное излучение, хроническая обструктивная болезнь легких, артериальная гипертензия.
В современном обществе хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ) наряду с гипертонической болезнью (ГБ), ишемической болезнью сердца и сахарным диабетом 2 типа входит в группу ведущих социально-значимых хронических заболеваний. Характерным клиническим легочным проявлением болезни является не полностью обратимое ограничение экспираторного потока, которое со временем прогрессирует [1]. Замедлить клиническое прогрессирование болезни может профилактика и своевременное эффективное лечение обострений, которыми часто осложняется течение ХОБЛ [4,5]. Обострения ухудшают прогноз больных, особенно при наличии сопутствующей патологии [6]. Наиболее частой коморбидной патологией у больного ХОБЛ является артериальная гипертензия (АГ), выявляющаяся у 6,8 до 76,3% пациентов, составляя в среднем 34,3%. Фармакотерапия таких коморбидных пациентов нередко проблематична, так как препараты, используемые для лечения обострений ХОБЛ (глюкокортикостероиды, 62-агонисты, метилксантины) могут негативно влиять на гемодинамику, а гипотензивные средства могут ухудшать бронхиальную проходимость. В связи с вышесказанным актуальным является разработка немедикаментозных методов лечения обострений ХОБЛ у больных с артериальной гипертензией, позволяющих уменьшить ятрогенное воздействие на сердечно-сосудистую систему. Особого внимания заслуживает применение низкоинтенсивного лазерного излучения (НИЛИ), которое оказывает противовоспалительное, антиоксидантное, иммуномодулирующее действия, улучшает микроциркуляцию в тканях [2,3].
Цель исследования - изучение эффективности НЛИ у больных с сочетанной патологией: обострение ХОБЛ и артериальная гипертензия.
Материалы и методы исследования. Проведенное исследование было сравнительным в параллельных группах. В него были включены пациенты с обострением ХОБЛ 2, страдающие сопутствующей ГБ 2 стадии, степенью АГ 1-2, с риском сердечно сосудистых осложнений 3. При первичном обследовании у всех пациентов наряду с общеклиническими признаками обострения ХОБЛ выявлялись повышенные значения АД.
Критериями исключения из исследования являлись тяжелые обострения ХОБЛ, установление диагноза ХОБЛ и ГБ менее чем за 5 лет до включения в исследование, хроническая сердечная недостаточность 3-4 функциональных классов. От больных было получено согласие на участие в исследовании.
Пациенты были разделены на три рандомизированные группы. Больные одной из них получали стандартную терапию (СТ) обострения ХОБЛ (бронхолитики ингаляционно и внутривенно, системные глюкокортикостероиды, антибиотики, муколи-тики) и АГ (ингибиторы АПФ, 6-блокаторы, антагонисты кальция). Пациенты второй группы на фоне СТ получали лечение НИЛИ. В качестве источника НИЛИ использовали аппарат «Мулат», длина волны излучения 0,63 мкм, мощность 4 мВт, экспозиция 20 минут. Облучение проводили чрезкутанно на проекцию кубитальной вены. Лазеротерапевтическое лечение проводилась со 2 дня поступления больного в стационар после уточнения диагноза и наличия противопоказаний к нему, было ежедневным в течение 10 дней. Для пациентов третей группы, также полу-
* Воронежская государственная медицинская академия имени Н.Н.Бурденко. Кафедра пропедевтики внутренних болезней с курсом
терапии ИПМО 394055, Воронеж, Российская Федерация, ул. Депутатская, д. 15, тел. (4732) 36-68-31, факс: (4732) 63-88-09, e-mail: [email protected]