Научная статья на тему 'Интегральная оценка ведущих медико-социальных характеристик образа жизни и состояния здоровья студентов ВГМА им. Н. Н. Бурденко'

Интегральная оценка ведущих медико-социальных характеристик образа жизни и состояния здоровья студентов ВГМА им. Н. Н. Бурденко Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
353
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ / МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / STUDENTS / MODE OF LIFE / STATE OF HEALTH / MEDICAL AND SOCIAL CHARACTERISTIC FEATURE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Петрова Т. Н., Зуйкова А. А.

Проведено комплексное медико-социальное исследование состояния здоровья и образа жизни студентов-медиков ВГМА им. Н.Н. Бурденко. Дана характеристика образу и условиям жизни учащихся высшего медицинского образовательного учреждения, которая позволила определить основные тенденции в динамике, структуре и уровне заболеваемости. Сформулирована интегральная оценка ведущих медико-социальных характеристик образа жизни студентов. Установлена зависимость состояния их здоровья от социальногигиенических показателей, факторов учебного процесса и, выявлены наиболее значимые из них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Петрова Т. Н., Зуйкова А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMPLEX MEDICO-SOCIAL RESEARCH OF THE STATE OF HEALTH AND THE WAY OF LIFE OF THE STUDENTS OF VORONEZH STATE MEDICAL ACADEMY NAMED AFTER N.N.BURDENKO IS CONDUCTED

A complex medical and social research of the state of health and mode of life at the medical students of the Voronezh State Medical Academy after N.N.Burdenko is performed. The description of the students` mode of life and living conditions is given, which allows defining basic tendencies in dynamics, structure and disease level. The integrated estimation of prevailing medical and social characteristic features of the students` mode of life is formulated. The dependence of their health condition on social and hygienic indices and factors of educational process is established, and the most significant of them are revealed.

Текст научной работы на тему «Интегральная оценка ведущих медико-социальных характеристик образа жизни и состояния здоровья студентов ВГМА им. Н. Н. Бурденко»

obstructive pulmonary disease. It is shown that unsatisfactory clinic result is accompanied with low level of cortisol in blood, détermination of which is necessary for proper choosing methods and parameters of laser therapy.

Key words: low level laser radiation, chronic obstructive pulmonary disease, cortisol.

УДК 61-057.875

ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ВЕДУЩИХ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗА ЖИЗНИ И СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ВГМА ИМ. Н.Н. БУРДЕНКО

Т.Н. ПЕТРОВА, А.А. ЗУЙКОВА*

Проведено комплексное медико-социальное исследование состояния здоровья и образа жизни студентов-медиков ВГМА им. Н.Н. Бурденко. Дана характеристика образу и условиям жизни учащихся высшего медицинского образовательного учреждения, которая позволила определить основные тенденции в динамике, структуре и уровне заболеваемости. Сформулирована интегральная оценка ведущих медико-социальных характеристик образа жизни студентов. Установлена зависимость состояния их здоровья от социальногигиенических показателей, факторов учебного процесса и, выявлены наиболее значимые из них.

Ключевые слова: студенты, образ жизни, состояние здоровья, медико-социальные характеристики.

Проблема охраны здоровья студенческой молодежи является одной из наиболее трудных и приоритетных задач. Особый социальный статус, специфические условия трудовой деятельности, быта и образа жизни студентов отличают их от всех других категорий населения и делают эту группу чрезвычайно уязвимой в социальном плане, подверженной воздействию негативных факторов общественной жизни.

Ухудшение здоровья студенческой молодежи происходит за счёт комплексного воздействия неблагоприятных факторов, характеризующихся интенсификации умственной деятельности, обусловленной повышением объёма учебной нагрузки в условиях дефицита учебного времени в процессе обучения. Реформирование образовательной системы высшей школы, интенсификация учебной деятельности, переход от традиционной организации учебного процесса к инновационным технологиям существенным образом повышают требования к состоянию здоровья студентов. Ситуация обостряется в связи с возрастающей популярностью в молодежной среде привлекательности различных видов нефизической деятельности и с ростом вредных привычек. Образ жизни студенческой молодежи не отвечает оптимальным гигиеническим требованиям и нормам, что является предпосылкой роста заболеваемости. Студенческая молодежь не готова к преодолению возрастающего интенсивного социального стресса и выбирает патологические формы поведения, такие как наркотизация, алкоголизация, асоциальное поведение.

Все изменения, происходящие за последние десятилетия в нашей стране, отразились и на молодых возрастных группах, характеризующихся становлением и формированием личности, выбором и получением профессии, созданием семьи и воспитанием детей. Среди всей молодежи, студенты вузов являются той прогрессивной частью общества, которая в ближайшем будущем будет обеспечивать развитие страны. В данной ситуации еще более актуальными являются сохранение здоровья молодежи, профилактика и коррекция образа жизни.

Цель исследования - оценка состояние здоровья студентов ВГМА им. Н.Н. Бурденко с учетом их образа жизни, возрастных особенностей функционального состояния организма.

Материалы и методы исследования. Кафедрой общей врачебной практики (семейной медицины) лечебного факультета ВГМА им. Н.Н. Бурденко было проведено выборочное исследование студентов 1 и 6 курсов, в рамках программы по формированию здорового образа жизни у студентов Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко В основу исследования положен программно-целевой подход, разработанный на кафедре общей врачебной практики (семейной медицины) ВГМА им. Н.Н. Бурденко.

Было обследовано 38 студентов 1 курса и 42 студента 6

* Кафедра общей врачебной практики, ГОУ ВПО МЗ РФ ВГМА им. Н.Н. Бурденко, Россия

курса, из них 31 юноша и 49 девушек. Средний возраст обследованных составил 20,5 ± 1,5. Характеристика выборки представлена в табл. 1.

Таблица 1

Характеристика обследованных студентов по возрасту и полу

Возраст Юноши Девушки

1 курс 6 курс 1 курс 6 курс

17 лет 1 3

18 лет 15 17

19 лет 1

20 лет

21 лет 1

22 года 7 19

> 22 лет 6 10

Всего 18 13 20 29

Исследование проводилось по специально разработанным анкетам. Наряду с этим проводилось: измерение артериального давления (АД), антропометрия, диетологический опрос, исследование глюкозы крови, оценка степени физической активности (ФА), распространенности алкоголизации и табакокурения. С целью определения реальной распространенности курения в студенческой среде параллельно проведен опрос по анкете Хорна (для определения типа курительного поведения), специально разработанной анкете оценки степени готовности по отказу от курения и оценка степени никотиновой зависимости (тест Фагенстрема).

Для оценки уровня личностной (ЛТ) и ситуационной тревожности (СТ) проведено тестирование по госпитальной шкале тревожности.

Использованы следующие критерии факторы риска: категории АД фиксировались в соответствии с рекомендациями ВНОК (2008г.). Гипергликемия устанавливалась при повышении уровня глюкозы выше 5,5 ммоль/л.

Физическое развитие оценивали путем измерения антропометрических показателей: длины и массы тела с последующим вычислением индекса массы тела (ИМТ=вес/рост2). Оценку ИМТ проводили согласно рекомендациям экспертов ВОЗ (1997): нормальные значения ИМТ - 18,5-25 кг/м2, недостаточное питание -ИМТ менее 18,5 кг/м2, избыточная масса тела - 25,1-30 кг/м2, ожирение - 30,1-40 кг/м2, ИМТ свыше 40 кг/м2 - соотносили как резко выраженное (морбидное) ожирение.

К курящим относили студентов, выкуривающих хотя бы 1 сигарету в сутки. В категорию лиц с низкой физической активностью (НФА) относили студентов, не занимающихся в спортивных секциях. Обработка результатов осуществлялась с использованием пакета статистических программ 8ТЛТ18Т1СЛ 6.0.

Результаты и их обсуждение. В результате обследования установлено, что информированность респондентов о цифрах своего артериального давления составляет 58%. 34% знают, что у них склонность к лабильному артериальному давлению. При этом абсолютное большинство респондентов не лечатся и не акцентируют свое внимание на «неправильном» образе жизни и наличии у них факторов риска здоровью.

При этом, средние уровни как систолического АД, так и диастолического АД у юношей были выше, чем у девушек: систолическое АД - 121,6±1,4 мм рт.ст. и 113,5±0,6 мм рт.ст. (р<0,001), диастолическое АД - 76,8±1,0 мм рт.ст. и 73,0±0,5 мм рт.ст., соответственно (р<0,001). Распределение студентов по категориям АД представлена в табл. 2.

Таблица 2

Характеристика уровня АД студентов

Категории АД Юноши (%) Девушки (%)

Оптимальное АД 38,0 64,8

Нормальное АД 43,3 29,4

Высокое нормальное АД 14,0 5,6

ИСАГ 4,7 0,2

Артериальная гипертензия в целом установлена у 4,9% обследованных, в мужской популяции частота артериальной гипертензии оказалась в 4,5 раза выше по сравнению с женской (4,7% против 0,2%). Высокое нормальное АД выявлено у 19,6%, так же чаще среди юношей (14,0%), чем среди девушек (5,6%). Следует отметить, что высокое нормальное артериальное давление достоверно чаще встречалась у студентов 6 курса, как у юношей, так и у девушек. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в 14% случаев артериальная гипертензия была обусловлена повышением диастолического АД и только в 4,9% носила систоличе-

ский характер. 15,0% опрошенных указали на периодическое снижение АД в анамнезе, из них 4,3% юношей и 10,7% девушек. У 40,7% обследованных выявлена отягощенная наследственность по сердечно-сосудистым заболеваниям: гипертонии - 58,1%; ИБС

- 12,2%; инфаркту миокарда - 17,0%; инсульту - 12,7%.

У большинства студентов отмечена низкая физическая активность и высокие показатели распространенности избыточной массы тела и ожирения.

Анализ антропометрических данных показал, что, несмотря на то, что среди обследуемых студентов преобладали лица с нормальной массой тела (девушки 76,9%, юноши 66,7%). Средняя масса тела у студентов 1 курса была достоверно выше относительно средней массы тела в группе студентов 6 курса. Избыточная масса тела чаще выявлялась у юношей (27,8%), чем у девушек (9,85%). У девушек в 11,8% случаев был выявлен дефицит массы тела, а у юношей 2,89%, их масса тела и ИМТ были достоверно ниже по сравнению с возрастными и половыми нормативами. Ожирением I степени страдают 2,6% студентов юношей и 1,45% студентов девушек. Основные параметры физического развития студентов 1 и 6 курсов представлены в табл. 3.

Таблица 3

Характеристика физического развития студентов 1 и 6 курса ВГМА им. Н.Н. Бурденко

Значение массы тела ИМТ, кг/м2 Юноши (%) Девушки (%)

Дефицит массы тела <18,5 2,89 11,8

Нормальная масса тела 18,5 - 25,0 66,7 76,9

Избыточная масса тела 25,1 - 30,0 27,8 9,85

Ожирение 30,1 - 40,0 2,6 1,45

Представляется интересным обстоятельство, что у юношей 1 курса ИМТ составил 22,1 кг/м2 и 23,5 кг/м2 юношей 6 курса, тогда как у девушек 1 курса он был - 24,3 кг/м2 и 21,0 кг/м2 у девушек на 6 курсе соответственно. Кроме того, ожидаемо были выявлены достоверно более высокие показатели ИМТ у лиц с повышенным диастолическим АД (23,3 кг/м2) и высоким нормальным АД (22,4 кг/м2) по сравнению со студентами с нормальным АД (20,2 кг/м2), р<0,001. Установлена положительная корреляция между уровнем САД и ИМТ, массой костей и процентным содержанием абдоминального жира (г=0,29, р<0,001). Для ДАД было выявлено еще большее количество тесных положительных корреляций, из которых хотелось бы особо подчеркнуть возраст, ИМТ, процентное содержание абдоминального жира, уровень глюкозы и частоту пульса (г=0,23, р<0,01).

Заслуживают внимания результаты исследования глюкозы крови студентов. Средний уровень гликемии оказался достоверно выше у юношей по сравнению с девушками. Представляется интересным то, что независимо от половой принадлежности уровень глюкозы крови прямо пропорционально нарастал по мере увеличения ИМТ и ДАД. Кроме того, у юношей уровень сахара в крови тесно коррелировал с массой костей и интервалом PQ. В целом, такое сочетание нескольких факторов риска, в значительной степени увеличивает риск развития хронических неинфекционных заболеваний в последующие годы.

Между тем, одним из основных факторов, влияющих на состояние здоровья молодых людей, является табакокурение. В результате прямого опроса нами выявлено, что 24,7% юношей и 2,2% девушек были подвержены табакокурению. Существенные различия выявлены не только в распространенности, но и в интенсивности курения. Если девушки в подавляющем большинстве (87,5%) выкуривали 1 сигарету в день, то для молодых людей было характерно более интенсивное курение: 45,9% выкуривали от 2 до 10 сигарет в день и 43,2% - 11-20 сигарет в день. Параллельно мы провели системное анкетирование, которое позволило установить реальную ситуацию пристрастия к табакокурению в молодежной среде. Опрос зафиксировал низкий уровень информированности о вреде курения и число лиц, бросивших курить к моменту опроса (8,9% юношей и 1,1% девушек).

Анкетирование студентов-медиков с использованием тестов Д. Хорна и Фагенстрема наряду с распространенностью табакокурения (45,9% среди юношей и 3,6% среди девушек) позволило определить особенности курительного поведения. В большинстве случаев тип курительного поведения носил смешанный характер, преимущественно «расслабление» (43,9%) и «поддержка» (42,4%), в то же время у 18,2% курильщиков выявлена высо-

кая психологическая зависимость от никотина, а у 16,7% опрошенных курение обусловлено физической привязанностью к табаку. У каждого пятого курящего студента-медика установлена высокая степень зависимости (> 6 баллов по тесту Фагенстрема). При определении психологической готовности к отказу от курения установлено, что 50,8% студентов планируют продолжить курение и лишь незначительная часть курильщиков (20,6%) готова отказаться от вредной привычки.

Изучение мотивов приобщения к табакокурению показало, что 33,0% опрошенных начали курить из любопытства, 29,0% -по примеру друзей, 26,0% - от нечего делать. Более 10 сигарет в день выкуривают 12,0% студентов, от 5 до 10 сигарет - 38,0%, менее 5 сигарет - 38,0%, 1-5 сигарет в месяц - 12,0%.

Помимо табакокурения, результаты обследования студентов выявили высокую степень алкоголизации в студенческой среде. В течение года хотя бы раз употребляли алкогольные напитки 48,8% опрошенных. Среди студентов 1 курса алкоголь употребляли 11,7% опрошенных и 53,9% студентов 6 курса. Более половины (65,7%) будущих врачей впервые попробовали спиртное в возрасте 15-17 лет, 14,2% - до 15 лет, 20,1% - старше 17 лет. Слабоалкогольные напитки считали вредными 87,2% респондента. У 1,4% студентов вред алкогольного напитка ассоциировался с его крепостью, 1,4% - с качеством и 10,0% - с количеством выпитого. Как известно, в процессе распространения употребления алкоголя среди молодежи большую роль играют социальные факторы, окружение, причем, особенно важным является влияние родителей и сверстников. В семьях опрошенных студентов алкоголь употребляют не чаще одного раза в неделю (57,1%), чаще 1 раза в неделю (1,4%), менее 5 раз в год (15,7%) и не употребляют (25,7%).

Особую озабоченность вызывает факт того, что число подверженных алкоголизации среди девушек и юношей было практически одинаковым: 48,9 юношей и 48,7% девушек соответственно. Мало существенных различий выявлено и в частоте принимаемых алкогольных напитков: ежедневно употребляли алкоголь 1,2% опрошенных (1,3% юношей и 1,1% девушек), 3-4 раза в неделю - 0,4% студентов и 0,6% соответственно, 1-2 раза в неделю - 0,4% (0,7 и 0,3%), 1-2 раза в месяц - 9,7% (14,0 и 7,8%) и реже, чем 1 раз в месяц - 37,2% (32,0 и 39,4%).

Обучение в вузе - один из тех видов деятельности, при котором на человека падает огромная умственная и нервноэмоциональная нагрузка. Значительная интенсификация в сфере умственной деятельности, повышенные требования, которые предъявляют новые принципы, формы и методы обучения студентов приводят к повышению напряженности регуляторных механизмов центральной нервной системы и различных функций организма. Поэтому наличие объективной и достоверной информации о психологическом статусе студента является важным для оценки состояния здоровья молодых людей. В результате психологического тестирования установлено: при оценке уровня личностной тревожности из 80 обследуемых повышенный уровень наблюдался у 50% студентов , средний уровень - у 41% , низкий уровень всего лишь у 11%. Высокий уровень ситуационной тревожности был выявлен у 52% студентов , средний уровень - у 45%, низкий уровень - у 3% обследуемых. Причем, из 50% студентов с высоким уровнем личностной тревожности, у 45% наблюдался повышенный уровень ситуационной тревожности, у 2,4% - средний уровень ситуационной тревожности, у 1,6%

- низкий уровень. А из 5% студентов с низким уровнем личностной тревожности высокий уровень ситуационной тревожности наблюдался у 0,8% студентов , средний - у 1,7%, низкий - у 2,5% студентов. Таким образом, у большинства обследованных студентов наблюдался высокий уровень как личностной, так и ситуационный тревожности.

В целом, факторы риска не обнаружены лишь у 30,5% юношей и 8,2% девушек. Особую обеспокоенность вызывает состояние здоровья молодых людей (24,2% юношей и 10,3% девушек), у которых выявлено сочетание нескольких факторов риска. Это в значительной степени увеличивает риск развития хронических неинфекционных заболеваний в последующие годы. Практически здоровыми признаны лишь 27,0% студентов. У 36,0% выявлено сочетание нескольких заболеваний. В структуре заболеваемости преобладала патология щитовидной железы -54,6%. В группу студентов, подозреваемых в отношении возможного наличия сахарного диабета, отнесено 0,7% обследованных. Патология желудочно-кишечного тракта была выявлена у 21,8%

обследованных, хронические неспецифические заболевания легких - у 20,0%, болезни почек - у 14,0%, сердечно-сосудистые заболевания - у 6,6%, нейроциркуляторная дистония - у 12,0%. Закрытые черепно-мозговые травмы в анамнезе обнаружены у 5,0% юношей и 5,5% девушек. Нуждаются в консультации невропатолога 24,1% юношей и 50% девушек, предъявляющих жалобы на еженедельные головные боли, головокружение, ухудшение памяти. Обращает на себя внимание, что из числа студентов с хронической патологией только 15,9% (17,8% юношей и 12,8% девушек) состоит на диспансерном учете, а у 42,2% - заболевания были выявлены впервые во время профилактического осмотра.

Заключение. Таким образом, результаты нашей работы еще раз показали нам высокий уровень напряженности эпидемиологической ситуации в отношении основных факторов риска хронических неинфекционных заболеваний.

В настоящее время, назрела необходимость в разработке и реализации профилактических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости в молодежной среде. Полученные результаты указывают на необходимость мотивации студентов на формирование рационального, здорового образа жизни у студентов в процессе обучения в вузе. Сохранение и укрепление здоровья молодежи возможно при взаимодействии всех заинтересованных структур.

Литература

1. Аветисян, Л.Р. Изучения влияния повышенной учебной нагрузки на состояние здоровья учащихся / Л. Р. Аветисян, С.Г.Кочарова // Гигиена и санитария.- 2001.- №6.- С.48-49.

2. Ботникова, Е.А. Комплексная оценка состояния здоровья школьников в процессе непрерывного наблюдения: автореф. дис. ... канд. мед. наук / Е. А.Ботникова.- Ижевск, 2002.

3. Ваганова, Л.И. Медико-социальная характеристика сту-дентов-подростков, новые подходы к совершенствованию организации медицинской помощи: автореф. дис. ... канд. мед. наук / Л.И. Ваганова.- Уфа, 2003.

4. Лавлинская, Л.И. Здоровье студентов медицинского ВУЗа как фактор образа жизни и критерий ее качества / Л.И. Лав-линская, И. С. Саидюсупова // Сборник статей научной конференции.- Воронеж: ВГМА, 2007.- Вып. 3.- С. 36-40.

5. Лавлинская, Л. И. Состояние здоровья студентов-медиков /Л.И. Лавлинская, И.С. Саидюсупова // Вестник ВГТУ.- Воронеж, 2007.- Т.3, № 1.- С. 170-174.

THE COMPLEX MEDICO-SOCIAL RESEARCH OF THE STATE OF HEALTH AND THE WAY OF LIFE OF THE STUDENTS OF VORONEZH STATE MEDICAL ACADEMY NAMED AFTER N.N.BURDENKO IS CONDUCTED

T. N. PETROVA, A.A.ZUIKOVA

Voronezh State Medical Academy after N. N. Burdenko,

Chair of General Medical Practice (family medicine)

A complex medical and social research of the state of health and mode of life at the medical students of the Voronezh State Medical Academy after N.N.Burdenko is performed. The description of the students' mode of life and living conditions is given, which allows defining basic tendencies in dynamics, structure and disease level. The integrated estimation of prevailing medical and social characteristic features of the students' mode of life is formulated. The dependence of their health condition on social and hygienic indices and factors of educational process is established, and the most significant of them are revealed.

Key words: students, mode of life, state of health, medical and social characteristic feature.

УДК 616.13 - 004.6;612.13]:615.849.19

ЛЁГОЧНОЕ СЕРДЦЕ: СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ

И.А. ПОЛЕТАЕВА, Е.С. ГРОШЕВА, Ю.В. КОНДУСОВА*

Хороший эффект на терапию легочной гипертензии антагонистами

кальция значительно улучшает прогноз этих пациентов, а отсутствие эффекта требует применения препаратов других классов, что

* Воронежская государственная медицинская академия им. Н. Н. Бурденко Минздравсоцразвития России, г. Воронеж улица Студенческая 10, тел.: 235-58-45; 8-905-049-43-92, e-mail: [email protected]

ограничено сложностью их использования, высокой вероятностью

развития побочных эффектов, высокой стоимостью лечения, а в ряде случаев - недостаточной изученностью вопроса.

Ключевые слова: легочное сердце, варфарин, антагонисты кальция.

Легочное сердце - увеличение правого желудочка сердца при заболеваниях, нарушающих структуру или функцию легких (за исключением случаев первичного поражения левых отделов сердца, врожденных пороков сердца).

К его развитию приводят следующие заболевания:

- первично влияющие на прохождение воздуха в легких и альвеолах (хронический бронхит, бронхиальная астма, эмфизема легких, туберкулез, бронхоэктатическая болезнь, и др.);

- первично влияющие на подвижность грудной клетки (деформация грудной клетки, нервно-мышечные заболевания).

- первично поражающие сосуды легких (первичная легочная гипертензия, артерииты, тромбозы и эмболии сосудов легких, сдавление ствола легочной артерии и легочных вен опухолью, аневризмой и др.)[1,3].

В патогенезе легочного сердца основную роль играет уменьшение суммарного поперечного сечения сосудов легких. При заболеваниях, первично влияющих на прохождение воздуха в легких и на подвижность грудной клетки, к спазму мелких легочных артерий приводит альвеолярная гипоксия; при заболеваниях, поражающих сосуды легких, повышение сопротивления кровотоку обусловлено сужением или закупоркой просвета легочных артерий. Повышение давления в малом круге кровообращения приводит к гипертрофии гладких мышц легочных артерий, которые становятся более ригидными. Перегрузка правого желудочка давлением обусловливает его гипертрофию, дилатацию, в дальнейшем - правожелудочковую сердечную недостаточность [2].

Острое легочное сердце развивается при тромбоэмболии легочных артерий, спонтанном пневмотораксе, тяжелом приступе бронхиальной астмы, тяжелой пневмонии за несколько часов или дней. Проявляется внезапно возникающей давящей болью за грудиной, резкой одышкой, цианозом, артериальной гипотензией, тахикардией, усилением и акцентом II тона сердца над легочным стволом; отклонением электрической оси сердца вправо и электрокардиографическими признаками перегрузки правого предсердия; быстро нарастающими признаками правожелудочковой недостаточности - набуханием шейных вен, увеличением и болезненностью печени. Хроническое легочное сердце формируется в течение ряда лет. В его развитии выделяют три стадии: I (доклиническая) - диагностируется только при инструментальном исследовании; II - при развитии гипертрофии правого желудочка и легочной гипертензии без признаков сердечной недостаточности; III (декомпенсированное легочное сердце) - при появлении симптомов правожелудочковой недостаточности [2,3].

Клинические признаки хронического легочного сердца -одышка, усиливающаяся при физической нагрузке, быстрая утомляемость, приступы сердцебиения, боли в грудной клетке, обмороки. При сдавлении возвратного нерва расширенным стволом легочной артерии возникает охриплость голоса. При осмотре могут быть обнаружены объективные признаки легочной гипертензии - акцент II тона на легочной артерии, диастолический шум Грехема-Стилла (шум относительной недостаточности клапанов легочной артерии). Об увеличении правого желудочка могут свидетельствовать пульсация за мечевидным отростком, усиливающаяся на вдохе, расширение границ относительной тупости сердца вправо. При значительной дилатации правого желудочка развивается относительная трикуспидальная недостаточность, проявляющаяся систолическим шумом у основания мечевидного отростка, пульсацией шейных вен и печени. В стадии декомпенсации появляются признаки правожелудочковой недостаточности: увеличение печени, периферические отеки [1].

На ЭКГ выявляют гипертрофию правого предсердия и правого желудочка. Рентгенологически острое и подострое легочное сердце проявляется увеличением правого желудочка, расширением дуги легочной артерии, расширением корня легкого; хроническое легочное сердце - гипертрофией правого желудочка, признаками гипертензии в малом круге кровообращения, расширением верхней полой вены.

При эхокардиографии могут быть обнаружены гипертрофия стенки правого желудочка, дилатация правых камер сердца, расширение легочной артерии и верхней полой вены, легочная гипертензия и трикуспидальная недостаточность.

При развитии острого легочного сердца показано лечение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.