Научная статья на тему 'Оценка уровня психического и соматического здоровья студентов Воронежской государственной медицинской академии с анализом факторов негативного влияния'

Оценка уровня психического и соматического здоровья студентов Воронежской государственной медицинской академии с анализом факторов негативного влияния Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
750
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКОЕ И СОМАТИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / СТУДЕНТЫ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / MENTAL AND SOMATIC HEALTH LEVEL / STUDENTS / MODE OF LIFE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Губарева Ю. А., Петрова Т. Н., Зуйкова А. А.

Проведено комплексное медико-социальное исследование состояния здоровья и образа жизни студентов-медиков ВГМА им. Н.Н. Бурденко. Дана характеристика образу и условиям жизни учащихся высшего медицинского образовательного учреждения, которая позволила определить основные тенденции в динамике, структуре и уровне заболеваемости. Сформулирована интегральная оценка ведущих медико-социальных характеристик образа жизни студентов. Установлена зависимость состояния их здоровья от социально-гигиенических показателей, факторов учебного процесса и, выявлены наиболее значимые из них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATION OF MENTAL AND SOMATIC HEALTH LEVEL AT THE STUDENTS OF VORONEZH STATE MEDICAL ACADEMY WITH THE ANALYSIS OF NEGATIVE EFFECT FACTORS

A complex medico-social studying the state of health and modus vivendi of the students of Voronezh State Medical Academy after N.N.Burdenko has been performed. The description of students mode of life and in conditions of the higher medical school is given, that allows defining the basic tendencies in dynamics, structure and morbidity level. The integrated estimation of prevailing medico-social characteristic features of the studentsmode of life has been formulated. Dependence of their health condition on socially and hygienic indices and educational process factors is established, and most significant of them are revealed.

Текст научной работы на тему «Оценка уровня психического и соматического здоровья студентов Воронежской государственной медицинской академии с анализом факторов негативного влияния»

На рис. 1 явно видно, что с увеличением концентрации веществ клетки со временем погибают. Так например, в течение 3 часов клетки живые во всех концентрациях, но в течение 24 часов клетки начинают погибать. В концентрации 0,02+0,188 обнаруживается малое количество мертвых клеток, но однако в следующем количестве вещества большинство клеток погибли. В последних концентрациях клетки погибли. Следующая проба была взято спустя 48 часов с начала опыта, и клеток во всех концентрациях не были обнаружены.

Рис. 2. Зависимость формы клеток от концентрации веществ в интервале времени.

Примечание: По оси Ох располагается концентрация БН и СК. По оси Оу

находятся численные значения форм клеток: 3 - шаровидная;

2 - переходная; 1- ланцетовидная.

Рис. 2 является подтверждением, того что увеличение концентрации ведет к внутриклеточным изменениям в организме простейших. В течение первых 3 часов эксперимента форма клетки начинает меняется в концентрации 0,2+0,188 и 0,1+0,3. Дальнейшие продолжение опята показало, что в течение 24 часов от начала исследования в любой концентрации клетки приобрели шаровидную форму, она же сохранилась и спустя 48 часов от начала эксперимента.

Заключение. Потребление БН является нежелательным, даже в минимальных концентрациях. Постоянное потребление этого консерванта с пищей приводит к снижению жизнеспособности организмов и гибели части клеток.

При совместном использовании СК и БН негативные тенденции в состоянии популяции усугубляются. Таким образом, можно сделать вывод о том, что совместное применение консервантов для сохранности пищевых продуктов особо нежелательно.

Литература

1. Богдан, А.С. Комплексная биологическая оценка объектов природного и искусственного происхождения на Tetrahymena pyriformis: метод. Рекомендации /А.С. Богдан.- Минск, 1996.

2. Икрина, М.А. Сорбиновая кислота и её производные / Икрина М. А., Симонов В.Д.- М., 1988.

3. Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения СССР.- М., 1991.

STUDYING TOXIC PROPERTIES OF WIDESPREAD MODERN PRESERVATIVES

D.B. BLAGOVESHCHENSKAYA, A.S. MERZLYAKOV Lyceum #2, Tula

The article substantiates the negative effect of food preservatives, such as sodium benzoate and potassium sorbate, upon cellular vital functions.

Key words: effect, cellular vital functions, preservatives, sodium benzoate, potassium sorbate.

УДК 61-057.875-033

ОЦЕНКА УРОВНЯ ПСИХИЧЕСКОГО И СОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ВОРОНЕЖСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ С АНАЛИЗОМ ФАКТОРОВ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ

Ю.А. ГУБАРЕВА, Т.Н. ПЕТРОВА, А.А. ЗУЙКОВА*

Проведено комплексное медико-социальное исследование состояния здоровья и образа жизни студентов-медиков ВГМА им.

* Кафедра общей врачебной практики (семейной медицины) ГОУ ВПО МЗ РФ ВГМА им. Н.Н. Бурденко, Воронеж

Н.Н. Бурденко. Дана характеристика образу и условиям жизни учащихся высшего медицинского образовательного учреждения, которая позволила определить основные тенденции в динамике, структуре и уровне заболеваемости. Сформулирована интегральная оценка ведущих медико-социальных характеристик образа жизни студентов. Установлена зависимость состояния их здоровья от социально-гигиенических показателей, факторов учебного процесса и, выявлены наиболее значимые из них.

Ключевые слова: психическое и соматическое здоровье, студенты, образ жизни.

Проблема охраны здоровья студенческой молодежи является одной из наиболее трудных и приоритетных задач. Особый социальный статус, специфические условия трудовой деятельности, быта и образа жизни студентов отличают их от всех других категорий населения и делают эту группу чрезвычайно уязвимой в социальном плане, подверженной воздействию негативных факторов общественной жизни.

Вместе с тем многие ученые указывают на неуклонный рост уровня заболеваемости этой категории населения, в то время как общество нуждается в активных, здоровых, творческих личностях, готовых реализовывать себя во всех жизненных сферах, в первую очередь - в профессиональной деятельности.

К великому сожалению, на сегодняшний день, нет единой комплексной программы исследований, на основе которой можно было бы своевременно выявлять общие и специфические факторы риска, а также особенности социально-гигиенических и медико-биологических характеристик, непосредственно влияющих на состояние здоровья студентов. Следствием подобной ситуации можно считать фрагментарность научных изысканий, что в свою очередь, не позволяет дать научно обоснованную и главное, объективную медико-социальную оценку состоянию здоровья и определить пути совершенствования организации медицинской помощи студентам конкретного высшего учебного заведения.

Все вышесказанное определило цель и задачи исследования. Цель исследования - оценить состояние здоровья студентов Воронежской государственной медицинской академии, с учетом взаимосвязи с социально-гигиеническими и медикоорганизационными факторами риска.

Материалы и методы исследования. Настоящее исследование проведено в рамках программы по формированию здорового образа жизни у студентов Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко В основу исследования положен программно-целевой подход, разработанный на кафедре общей врачебной практики (семейной медицины) ВГМА им. Н.Н. Бурденко.

Репрезентативная группа сформирована методом случайной выборки и носила сплошной характер. Объектом наблюдения явились 42 студента (13 юношей и 29 девушек) 6 курса лечебного факультета ВГМА им. Н. Н. Бурденко.

В процессе исследования была изучена медицинская и социальная активность студентов и степень адекватности их поведения, соблюдения правил здорового образа жизни по специально разработанным анкетам.

Для решения поставленных в работе задач использован комплекс медико-социологических (анкетирование), клинических, биохимических и инструментальных методов исследования.

Специально разработанная анкета комплексного исследования социально-гигиенического статуса и образа жизни студен-тов-медиков содержала в себе 146 вопросов, которые можно разделить на три типа: «закрытые», в которых были указаны возможные варианты ответов и необходимо было выбрать один из них; «открытые», которые предлагали самостоятельные ответы и дихотомические, требующие ответа «да» или «нет» и состоит из относительно самостоятельных частей.

В процессе анкетирования правильным мы считали только те ответы, в которых была указана вся информация, которая отвечала современному состоянию знаний о здоровом образе жизни.

Психологический статус и качество жизни студентов изучен с использованием шкалы тревожности, теста коммуникативных и организаторских способностей, а также с помощью аппаратно-программного комплекса «Омега-М» для скрининг-оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья, функциональных и адаптивных резервов организма.

Сбор и статистическая обработка материала исследования была проведена на электронно-вычислительных машинах IBM-PC Pentium-4 с помощью основных и сопряженных биометрических методик, с использованием прикладных программ Windows (Excel, Word), Statistiga, StatPlus 2007, с использованием альтер-

нативного, вариационного, корреляционного, факторного анализа, а также расчета величин относительного риска с применением компьютерных технологий.

Результаты и их обсуждение. С целью получения общей картины о состоянии здоровья студенческой молодежи в Воронежской государственной медицинской академии мы изучили влияние внешних факторов на состояние здоровья студентов, использовав холистический подход к здоровью студентов на основе пяти основных компонентов: физическое здоровье (питание, сон-отдых, наличие заболеваний), духовное здоровье (самореализация, планы на будущее), социальное здоровье, интеллектуальное здоровье (образование, досуг), эмоциональное здоровье.

Исследование проводилось на студентах 6 курса лечебного факультета, дневной формы обучения. Возраст испытуемых от 21 до 26 лет, из них юношей - 13, девушек - 29. Результаты распределение респондентов по возрастным группам представлены в табл.1

Таблица 1

Распределение респондентов по возрастным группам

Возраст Всего

Юноши Девушки

абс. (%) абс. (%)

21-25 лет 7 16,6 25 59,5

Старше 25 лет 6 14,3 4 9,6

Всего 13 30,9 29 69,1

Преобладающее большинство студентов - жители г. Воронежа - 65,6%, жители сельских районов Воронежской области составили - 19,2% и 15,2% - это приезжие из других областей.

56,5% студентов проживают с родителями. Отношения с родителями респонденты оценивают как прекрасные - 33,6%, ровные

- 58,9%, конфликтные - 4,1% и никакие - 2,1%. 43,5% студентов имеют временное жилье в общежитии и на съемной квартире.

Исследование показало, что 63,0% студентов-медиков, принявших участие в научном исследовании, имеют наследственную предрасположенность к различным заболеваниям: гипертонии -58,1%; ИБС - 26,9%; инфаркту миокарда - 17,0%; инсульту -20,0%; сахарному диабету - 17,0%. На каждого обучающегося ВУЗа, таким образом, приходится примерно 1,4 наследственных заболеваний. Вместе с тем, в процессе проведения опроса установлено, что 87,1% респондентов считают себя практически здоровыми, в то время как 22,5% из них имеют хронические заболевания и на каждого студента-медика в год приходится 2,1 острых заболеваний. При этом в связи с ухудшением социально-экономических условий только 12,9% опрошенных имеют возможность выезжать летом для отдыха за пределы региона; 62,1% студентов ведут гипо-динамический образ жизни, из которых 65,9% девушек.

Данные анкетирования показали, что 95% студентов считают, что ведут «не здоровый» образ жизни, и лишь 5% опрошенных уверены, что их образ жизни соответствует общепринятым здоровьесберегающим установкам. Придерживаться принципов здорового образа жизни необходимым считают 71,7% студентов, частично - 24,3%, не считают необходимым - 4%.

Вместе с тем, подавляющее большинство отметили поверхностное представление о понятии «здоровый образ жизни». Свои знания респонденты оценили на «хорошо» - 34,5% студентов, «удовлетворительно» - 62,2%, «неудовлетворительно» - 3,3%. Основным источником, интересующей информации о здоровом образе жизни для студентов, являются средства массовой информации: газеты, теле- и радиорепортажи (46%). Редко используется информация, полученная из специальной литературы, материалов лекций и семинаров ВУЗа (14%).

Основным фактором, мешающим заниматься своим здоровьем, является у студентов недостаток времени, у юношей -34%, у девушек - 35%. У студентов-юношей преобладает отсутствие условий - 20,6%, материальные затруднения - 18,6% и лень

- 14,4%. Девушки выделяют такие факторы, как материальные затруднения - 19,1%, лень - 17,1%.

Из общего числа студентов лишь 8,9% юношей и 23,8% девушек задумываются о своем здоровье. При субъективной оценке состояния своего здоровья считают себя практически здоровыми 78,3% юношей-студентов и 14,9% девушек, часто болеют (более двух раз в год) - 3,0% и 11,1% соответственно, редко болеют (менее двух раз в год) - 4,3% и 35,7% соответственно. Имеют хронические заболевания 17,3% и 28,2% соответственно. Из них состоит на диспансерном учете 4,0% и 3,4% соответственно.

Полученные данные свидетельствуют о том, что на первом месте стоят заболевания органов дыхания (41,4%), на втором месте - заболевания органов пищеварения (34,8%), на третьем месте - заболевания мочеполовой системы и ЛОР-заболевания (21,7%). Увеличилось число неврологических заболеваний и заболеваний сердечно-сосудистой системы. Таким образом, здоровье наших студентов находится в очень плачевном состоянии.

За медицинской помощью при заболеваниях обращаются к врачу 23,7% юношей и 30,1% девушек. В случае болезни занимаются самолечением 38,2% и 34, 2% соответственно.

Проведенный корреляционный анализ показал связь между наличием факторов риска соматических заболеваний и жалобами, характеризующими психоэмоциональную дезадаптацию и вегетативные расстройства.

На момент проведения обследования, по данным анкетирования мы выявили относительно высокий процент лиц с такими жалобами, как наличие тревоги (46%), частое внутреннее напряжение (41%), рассеянное внимание (27%), повышенная утомляемость (35%), повышенная раздражительность (32%), «комок» в горле (35%). Среди студентов относительно высок процент отмечавших ухудшение самочувствия в период сессии (32,5%). Данные представлены в табл. 2.

Таблица 2

Результаты анкетного опроса студентов 6 курса лечебного факультета ВГМА

Анализируемые признаки Количество студентов,%

Психологическая и эмоциональная дезадаптация:

наличие тревоги 36

частое внутреннее напряжение 41

рассеянное внимание 27

повышенная утомляемость 33

повышенная раздражительность 32

"ком" в горле 35

навязчивые страхи 14

Вегетативные жалобы:

головные боли 42

сердцебиение 38

боли в области живота 31

склонность к повышенному артериальному давлению 6

склонность к пониженному артериальному давлению 17

Среди вегетативных нарушений часто отмечаются головные боли (42%) и боли в области живота (38%). Корреляционная связь выявлена также между наследственным фактором и вегетативными жалобами на головные боли, нарушения функции кишечника, лабильности дыхания, сердцебиения.

Корреляционный анализ показал, что одним из факторов, вызывающих расстройства в виде повышенной утомляемости, нарушения сна и жалоб на головные боли, является гиподинамия. Гиподинамия - сниженная физическая активность - одна из важнейших причин возникновения и развития большинства заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем, желудочнокишечного тракта, опорно-двигательного аппарата и т.д.

Низкая физическая активность отмечается у 36% студентов и 70,9% студентов, эпизодически занимающихся физкультурой и спортом. Из числа опрошенных респондентов не занимались утренней гигиенической гимнастикой 52,1% юношей и 50,2% девушек. Занимались - 14,2% и 10,6% соответственно. Посещают спортивные секции или ходят на занятия физкультурой 9,1% юношей и 55,2% девушек соответственно.

Большую часть свободного времени студенты предпочитают встречаться с друзьями - 22,2% юношей и 20,3% девушек, спать - 15,4% и 19,1% соответственно (табл. 3).

Таблица 3

Организация досуга респондентов

Вид деятельности Всего

Юноши Девушки

абс. (%) абс. (%)

Читать книги 13 36

Встречаться с друзьями 22 20

Смотреть телевизор 35 29

Развлекаться 29 14

Ходить в театры и кино 42 16

Спать 15 19

Д е 32 23

Анализ полученных данных показал, что на особенности мотивации физкультурно-оздоровительных занятий студентов оказывает влияние не только состояние здоровья, но и характер факторов риска, которые могут способствовать развитию заболеваний. При этом обнаруживаются половые различия. Так, для студенток, отметивших низкую физическую активность, значимыми оказались факторы, связанные с потребностью в физическом совершенствовании: освоить двигательные навыки, улучшить пластику движения, улучшить телосложение. В то же время юноши с низким уровнем двигательной активности на занятиях по физическому воспитанию видят, во-первых, возможность в психической реабилитации; во-вторых, для них значима различная деятельность преподавателей по организации занятий. И кроме того, для данной группы студентов (юношей) не безразлично и своевременное получение зачета. Причем, как показало наше исследование, этот мотив связан с такими целями занятий, как снять с себя эмоциональное напряжение, «чтобы не возникло острого утомления», «чтобы не возникло конфликта с преподавателем», т.е. данный мотив должен рассматриваться как основа необходимости устранения дополнительных отрицательных психогенных влияний.

Так, для девушек целью занятий является только улучшение своего соматического здоровья. В то же время девушки рассматривают занятия по физическому воспитанию как способ восстановления не только физического, но и психического здоровья. Так, юноши рассматривают их как способ восстановления психической работоспособности. Юноши, у которых отмечено наличие эмоциональной дезадаптации, в занятиях по физическому воспитанию видят возможность не только улучшить состояние здоровья, но и удовлетворить комплекс других потребностей: повысить уважение к себе со стороны друзей и повысить уверенность в себе.

При изучении режима питания учащихся обнаружилось, что среди обследуемых 16,5% юношей и 14,2% девушек принимают пищу три раза в день, четыре раза в день - 6,4% и 4,2% соответственно, два раза - 21,4% и 30,2% соответственно и один раз - 4,2% и 5,1% соответственно.

Из числа опрошенных завтракают по утрам 70,4 юношей и 81,1 девушек. Условия принятия пищи студентами в обеденный перерыв: в буфете обедают 32,3+3,9 юношей и 53,7+2,8 девушек; в столовой -33,8+4,0 юношей и 19,7+2,2 девушек; приносят обед с собой 2,1+1,2 юношей, 7,8+1,5 девушек, другое - юноши -31,7+3,9, девушки - 18,7+2,2.

При кажущемся благополучии опрос показал, что многие студенты, особенно юноши, принимают пищу беспорядочно. Бывают длительные перерывы в еде с последующей массивной пищевой нагрузкой в вечернее время (табл. 5)

Таблица 5

Время принятия ужина респондентов

Время ужина Всего

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Юноши Девушки

абс. (%) абс. (%)

18 -19 часов 2 20 5 55,5

20-21 час 5 50 3 33,3

Позднее 21 часа 3 30 1 11,2

Всего 10 100 9 100

Таблица 6

Причины вредных привычек (на общее число обследованных)

Причины Всего

Юноши (п=19) Девушки (п=23)

абс. (%) абс. (%)

Стрессы, вызванные перегруженностью учебных программ 7 36,8 2 8,7

Неустроенность быта и досуга 3 15,8 5 21,7

Отсутствие адекватных механизмов релаксации 3 15,8 12 52,2

Интерес, желание «войти» в компанию 10 52,6 4 17,4

Семейные традиции 2 8,7

Не менее важным в здоровом образе жизни является длительность ночного сна. От его продолжительности вплотную зависит дневная активность, работоспособность, умственная деятельность студентов. По результатам проведенного анкетирования было установлено, что у 63,4% юношей и 82,2% девушек ночной сон составляет менее 7 часов, 8 часов - у 33,6% и 13,4%

соответственно. Лишь незначительный процент опрошенных студентов спят более 8 часов - 5,9% и 4,2% соответственно.

Девиантное поведение современных студентов-медиков предполагает анализ распространения среди студентов табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков. Эти разрушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье.

Основной причиной вредных привычек студенты считают стрессы, вызванные перегруженностью учебных программ. Данные представлены в табл. 6.

Распространенность табакокурения среди респондентов составила 41,9% (девушки - 22,8%, юноши - 64,2%). Юноши более часто курят, что является статистически достоверным (р<0,05). Стаж курения у некоторых достиг уже более пяти лет. Курят 1-5 лет - 26,75% юношей и 3,8 % девушек, нерегулярно курят 10,2% и 7,6 % соответственно.

Таблица 7

Курение среди респондентов

Всего

Юноши Девушки

абс. (%) абс. (%)

Не курю 7 35,8 17 77,2

Курю менее 1 года 2 7,6

Курю 1-5 лет 5 26,75 1 3,8

Курю 6-10 лет 4 21,4 1 3,8

Курю более 10 лет 1 5,35

Курю нерегулярно 2 10,7 2 7,6

Всего 12 64,2 6 22,8

Основная доля респондентов начала курить в возрасте 1415 лет - 41,9%, 26,1% - в 16-17 лет, 18,6% - старше 18 лет. Отмечено, что юноши начинают курить преимущественно в 14-15 лет, а девушки - в 16-17 лет. Из числа курящих юношей выкуривают менее полпачки 40,4%, девушек - 80,5%, одну пачку - 34,0% и 1,6% соответственно.

Не менее опасна алкоголизация молодежи, нарастающая весьма высокими темпами. Причин для этого явления вполне достаточно: это неумение занять себя в свободное время, отсутствие клубов по интересам, частые праздники, поиск путей самоутверждения в обществе и подражание взрослым.

Эпизодически употребляют спиртные напитки 42,7% юношей, 41,2% девушек. Один раз в месяц - 8,8% и 5,7% соответственно, не употребляют 20,7+3,8% и 38,6+2,7% соответственно. Впервые попробовали спиртные напитки в возрасте после 15 лет 74,4% юношей и 69,2% девушек, до 10 лет - 3,2% и 2,9% соответственно. Юноши наиболее часто употребляют алкоголь, что статистически достоверно (р<0,001). Выявлена закономерность: распространенность употребления алкогольных напитков достоверно выше среди курящих по сравнению с некурящими. Так некурящих девушек и употребляющих алкоголь оказалось 6,3, а курящих и употребляющих алкоголь выявлено - 26,7 на общее число опрошенных (р<0,05). Юношей, которые не курят и употребляют алкоголь, выявлено 17,2 на общее количество опрошенных, а курящих и употребляющих алкогольные напитки - 49,6 (р<0,05).

Полученные данные о современных тенденциях распространенности употребления алкогольных напитков студентами, их самокритике и отношении к внешней критике следует трактовать как весьма неблагоприятный симптом, который оказывает пагубное влияние на здоровье молодого поколения, будущих потенциальных родителей, специалистов, профессионалов, призванных заниматься охраной здоровья населения. Проблему преодоления алкоголизации общества в целом и молодежи в частности, необходимо ставить на одно из первых мест в масштабе государства.

Анализ данных, полученных в результате исследования, свидетельствует о сравнительно большом распространении употребления наркотических средств среди учащейся молодежи, как юношей, так и девушек. Употребление наркотических средств тесно связано с микросоциальной средой, раннее приобщение к наркотикам во многом определяется неблагоприятными социальными факторами и недостатками воспитания. Из числа опрошенных не употребляют наркотические средства 98,0% юношей и 98,2% девушек. Изредка - 2,0% и 1,8% соответственно. В числе регулярно принимающих наркотики студентов не оказалось. Анализ возраста первой пробы наркотика показал, что если средний возраст первой пробы алкоголя составил 13,8 лет, то средний возраст первой пробы наркотика достоверно выше и равен 15,9 лет.

Литература

1. Ананьев, Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста / Б.Г. Ананьев // Современные психологические проблемы высшей школы.- Л., 1974.- Выпуск 2.

2. Ваганова, Л.И. Медико-социальная характеристика сту-дентов-подростков, новые подходы к совершенствованию организации медицинской помощи: автореф. дис. ... канд. мед. наук / Л.И. Ваганова.- Уфа, 2003.

3. Лавлинская, Л.И. Здоровье студентов медицинского ВУЗа как фактор образа жизни и критерий ее качества / Л.И. Лав-линская, И. С. Саидюсупова // Сборник статей научной конференции.- Воронеж: ВГМА, 2007.- Вып. 3.- С. 36-40.

4. Никифоров, Г.С. Практикум по психологии здоровья. / Г.С. Никифоров.- СПб: Питер, 2005.

5. Положий, Б.С. Психическое здоровье как отражение социального состояния общества / Б.С. Положий // Обозрение психиатрии и мед. психологии, 1998.- № 4.- С. 6-11.

6. Петрова, Н.Н. Психология для медицинских специальностей: учебник для студ. сред. мед. учеб. Заведений / 3-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 320 с.

7. Jackson, A. W. Physical activity for health and fitness / Jackson A.W., Morrow J.R., Hill D.W., Dishman R.K. // Human Kinetics, 2004.- No. 3.- P. 271-293; 357-362.

8. Pyle, R.P. High school student athletes: associations between intensity of participation and health factors / Pyle R.P. // Clinical Pediatrics, 2003.- No. 42.- P. 97-701.

ESTIMATION OF MENTAL AND SOMATIC HEALTH LEVEL AT THE STUDENTS OF VORONEZH STATE MEDICAL ACADEMY WITH THE ANALYSIS OF NEGATIVE EFFECT FACTORS

Y.A. GUBAREVA, T.N. PETROVA, A.A. ZUIKOVA

Voronezh State Medical Academy after N. N. Burdenko,

Chair of General Practice (family medicine)

A complex medico-social studying the state of health and modus vivendi of the students of Voronezh State Medical Academy after N.N.Burdenko has been performed. The description of students' mode of life and in conditions of the higher medical school is given, that allows defining the basic tendencies in dynamics, structure and morbidity level. The integrated estimation of prevailing medico-social characteristic features of the students'mode of life has been formulated. Dependence of their health condition on socially and hygienic indices and educational process factors is established, and most significant of them are revealed.

Key words: mental and somatic health level, students, mode of life.

УДК: 591.147.8.001.6:615.874.24

ВЛИЯНИЕ ПИЩЕВОЙ ДЕПРИВАЦИИ НА ЯИЧНИКИ КРЫС Н.В.ХОРОШИХ*

Крыса - самый удобный объект для изучения влияния различных факторов на половую систему. Половой цикл крыс состоит из влагалищного и яичникового циклов. В исследованиях мы описали влияние голода на влагалищный цикл. Эта статья посвящена изучению влияния голода на структуру и функцию яичников крыс. Было изучено 48 с периодом голодания от одного до семи дней. Нарушения цикла были обнаружены: количество желтых тел уменьшилось, количество атрофированных фолликулов увеличилось. Более длительное время лишения пищи сопровождалось большим количеством изменений. Однако мы не узнавали серьезные необратимые изменения в яичниках во время периода исследований голода.

Ключевые слова: пролиферация, яичники, фолликул увеличенный.

В биологии и медицине достаточно часто возникают ситуации, требующие воспроизведения менструального цикла с целью изучения структуры и функции репродуктивной системы. Наиболее удобным и часто используемым тест-объектом для этого являются крысы, так как половой цикл у них относительно короткий и легко прослеживается с помощью вагинальных мазков. [1,2,3]. Половой цикл является устойчивой функцией, строго специфической для определенного вида животных с незначительным отклонением его для отдельных индивидуумов. Состоит половой цикл из овариального и эстрального компонентов. Под

* ГОУ ВПО ВГМА им. Н.Н. Бурденко Минздравсоцразвития

овариальным компонентом понимают изменения, происходящие со строгой периодичностью в яичниках, а под эстральным - изменения, происходящие в матке и влагалище. Эстральный цикл состоит из 4 фаз, при этом каждой из них соответствует определенный клеточный состав влагалищного мазка. Самая длинная фаза - стадия покоя (Dioestrus), она длится около 57 часов, в мазках обнаруживается большое количество лейкоцитов, эпителиальных клеток и немного слизи. Следующая стадия предтечки, называемая также стадией пролиферации (Proestrus), самая короткая, она длится не более 12 часов, в мазках обнаруживаются крупные эпителиальные клетки. Стадия течки (Oestrus) составляет 20-25 часов, в мазках обнаруживаются лишь чешуйки в виде крупных безъядерных клеток. Завершающим периодом цикла является стадия восстановления (Metoestrus), которая также длится около 60 часов. В это время в мазках быстро исчезают чешуйки, появляются лейкоциты и эпителиальные клетки, слизи еще нет [2,4,6,7]. Таким образом, полный эстральный цикл крыс длится около 6 суток. Для полноценного исследования с последующим анализом рекомендуется изучение не менее 8-10 циклов.

На протяжении всего овариального цикла происходит как рост фолликулов, так и их атрезия, которая может возникнуть на любой стадии развития фолликула. При этом полость фолликула спадается, стенки его ложатся в складки, начинается дегенерация клеток, приводящая к исчезновению гранулезы, возникают явления хроматолиза, нарушается связь ооцита с клетками лучистого венца. В конечной стадии полость фолликула заполняется слизистой жидкостью, переходящей затем в волокнистую ткань. Во время фазы покоя в яичниках могут обнаруживаться желтые тела [1,2,4].

Половой цикл крыс чутко реагирует на изменения, происходящие в организме, и может меняться при неблагоприятных воздействиях. Описаны изменения цикла под влиянием различных лекарственных и токсических веществ, изменений тонуса симпатического и парасимпатического отделов ЦНС, сильных звуковых и световых раздражителей [1,3]. Однако данных о влиянии голодания на половую функцию крысы в доступной литературе не обнаружено. Между тем, всестороннее изучение такого физиологического процесса, как голодание, является достаточно актуальным, так как может иногда встречаться в жизни. Во-первых, человек может оказаться в условиях абсолютного или относительного голода в силу случайного события (стихийного бедствия, несчастного случая и т.д.). Во-вторых, лечебное голодание нередко используется в медицине для лечения ряда заболеваний, чаще всего в психиатрии. В-третьих, среди молодых девушек и женщин растет популярность голодания в той или иной форме, вплоть до анорексии [5].Не вызывает сомнения, что применение такого сильного воздействия требует тщательного изучения его последствий для организма.

В предыдущих публикациях были проанализированы изменения эстрального цикла крыс под влиянием пищевой депривации. Было установлено, что под влиянием голодания менялся эстраль-ный цикл крыс. Эти изменения заключались в удлинении отдельных циклов, что, в свою очередь, вызвано изменением продолжительности отдельных фаз, а именно фазы предтечки и фазы покоя. Как свидетельствуют результаты исследования, фаза покоя только удлинялась, в то время как фаза предтечки не только удлинялась, но и изменялась качественно. Кроме того, выявлялось извращение смены фаз цикла, когда вместо фазы течки после фазы предтечки отмечалась дополнительная фаза покоя. Все эти явления выражены резче при более длительном голодании [6].

Цель исследования - изучение в эксперименте влияние полного голодания без ограничения воды на изменения яичников лабораторных крыс.

Материалы и методы исследования. Для выяснения влияния пищевой депривации (ПД) на структуру яичников были проведены исследования на 48 самках беспородных белых крыс (Ratusratus). Животные выращивались в виварии на обычном рационе до возраста трех месяцев, при этом у них определяли эстральный цикл на протяжении 8 недель. Их масса к тому времени составляла 150-250 грамм. Затем они помещались в условия голодания при свободном доступе к воде на срок от 1 до 7 суток. Все животные были разбиты на 2 группы: 24 крысы составили основную группу, 24 - контрольную; каждая группа была разбита на подгруппы с учетом длительности периода голодания. В основной группе крысы лишались пищи на 1, 3, 5 и 7 суток; в контрольной - получали обычное питание. Дальнейшее наблюдение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.