Научная статья на тему 'Особенности эмоционального самочувствия студентов в процессе изучения иностранного языка'

Особенности эмоционального самочувствия студентов в процессе изучения иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
337
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / СТУДЕНТЫ / MOTIVATION / EMOTIONAL STATE / FOREIGN LANGUAGE / STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Смоловик Ольга Васильевна

В статье представлены результаты экспериментального исследования, посвященного проблеме эмоционального самочувствия студентов при изучении иностранного языка в ВУЗе. Цель исследования заключается в выявлении особенностей эмоционального самочувствия студентов, как одного из основных компонентов учебной мотивации, в процессе изучения иностранного языка. Экспериментальное изучение проводилось на базе Нижегородского Государственного Педагогического Университета им. К. Минина среди студентов первого, второго и выпускного курсов при помощи методики САН (самочувствие, активность, настроение), авторами которой являются В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, М.П. Мирошников, В.Б. Шарай. Диагностика выявила, что студенты второго курса имеют самые низкие показатели по всем критериям: самочувствие, активность, настроение. Материалы исследования могут быть полезны преподавателям иностранного языка для оптимизации процесса обучения иностранному языку и повышения мотивации студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT’S EMOTIONAL STATE IN THE PROCESS OF LEARNING A FOREIGN LANGUAGE

The article presents the results of the experimental study devoted to the problem of studentsemotional state while studying a foreign language at the University. The aim of the research is to identify the features of studentsemotional state, as one of the main component of academic motivation, in the process of learning the foreign language. The empirical research was conducted among freshmen, sophomores and undergraduate students of Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University by means of WAM (well-being-activity-mood). The diagnosis revealed that the sophomores have the lowest rates for all criteria. The research materials can be useful for teachers to optimize the learning process and increase studentsmotivation.

Текст научной работы на тему «Особенности эмоционального самочувствия студентов в процессе изучения иностранного языка»

устойчивости внимания - улучшение показателей у второклассников и последующее снижение высокого уровня выраженности этого качества на протяжении третьего класса и в четвертом.

Выводы Результаты нашего исследования позволяют констатировать следующее:

1. За период обучения детей в начальной школе у младших школьников достоверно улучшаются показатели объема внимания, причем это улучшение происходит на протяжении всего периода - с первого по четвертый класс. Поскольку объем внимания в большей степени отражает степень физиологической зрелости мозга детей, мы можем говорить о том, в условиях систематического обучения эти процессы неуклонно совершенствуются и дети физиологически «дозревают», что в целом благоприятно для общего психического развития и тем более для развития познавательных процессов и внимания, в частности.

2. За период перехода детей из первого класса во второй достоверные улучшения отмечаются в степени развития у детей продуктивности и устойчивости внимания, за последующие периоды обучения, сколько бы то ни было значимых изменений этого свойства внимания не отмечено.

3. Статистически значимые изменения происходят в степени сформированности качеств распределения у младших школьников при их переходе из второго в третий класс - качество распределения у детей в этот период снижается. Это может быть связано и как с проявлением каких-либо физиологических особенностей, накопившихся в этому периоду, утомляемости детей, а также с недостаточностью развивающей работы с детьми в условиях, когда уровень сложности учебного материла значительно возрастает.

Литература:

1. Афанасьев, В.Ф. Особенности изменения произвольного внимания младших школьников в условиях учебной деятельности // Развитие познавательных возможностей школьников в условиях учебной деятельности. - Вологоград, - 2008 - 236 с.

2. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций / Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.

3. Добрынин, Н.Ф. Изучение особенностей внимания младших школьников / Н.Ф. Добрынин. - М. -2003. - 125 с.

4. Левитина, С.С. Можно ли управлять вниманием школьников? / С.С.Левитина /. - М. - 2010 - 96 с.

5. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. - СПб, 2004 - 248с .

Психология

УДК 159.9

старший преподаватель Смоловик Ольга Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина" (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального исследования, посвященного проблеме эмоционального самочувствия студентов при изучении иностранного языка в ВУЗе. Цель исследования заключается в выявлении особенностей эмоционального самочувствия студентов, как одного из основных компонентов учебной мотивации, в процессе изучения иностранного языка. Экспериментальное изучение проводилось на базе Нижегородского Государственного Педагогического Университета им. К. Минина среди студентов первого, второго и выпускного курсов при помощи методики САН (самочувствие, активность, настроение), авторами которой являются В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, М.П. Мирошников, В.Б. Шарай. Диагностика выявила, что студенты второго курса имеют самые низкие показатели по всем критериям: самочувствие, активность, настроение. Материалы исследования могут быть полезны преподавателям иностранного языка для оптимизации процесса обучения иностранному языку и повышения мотивации студентов.

Ключевые слова: мотивация, эмоциональное самочувствие, иностранный язык, студенты.

Annotation. The article presents the results of the experimental study devoted to the problem of students' emotional state while studying a foreign language at the University. The aim of the research is to identify the features of students' emotional state, as one of the main component of academic motivation, in the process of learning the foreign language. The empirical research was conducted among freshmen, sophomores and undergraduate students of Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University by means of WAM (well-being-activity-mood). The diagnosis revealed that the sophomores have the lowest rates for all criteria. The research materials can be useful for teachers to optimize the learning process and increase students' motivation.

Keywords: motivation, emotional state, foreign language, students.

Введение. На современном этапе социального, экономического и политического развития наше общество нуждается в высококвалифицированных кадрах, владеющих иностранным языком на уровне, необходимом для реализации профессиональных задач и самосовершенствования. Данные требования к выпускникам ВУЗов прописаны в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте 3++, методологическую основу которого составляет компетентностный подход и определяет направления пересмотра всех компонентов процесса обучения [3]. Таким образом формирование коммуникативной компетенции является основной целью обучения иностранным языкам в ВУЗе в том числе и на неязыковых профилях подготовки.По мнениюН.А.Бакшаевой, А.А.Вербицкого вопрос успешности протекания учебной деятельности студентов в высшей школе напрямую зависит от мотивации [2]. Проблема мотивации является актуальной и одной из основополагающих как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Она широко представлена в многочисленных исследованиях таких ученых, как И.Л.Бим (1989), А.А.Вербицкий (2006) [2], И.А.Зимняя (1997), Г.В.Рогова (1999), Дж. Аткинсон (1957), А. Маслоу (1957), Д. Макклелланд (1953), Р.Гарднер (2004)[8], Х. Хекхаузен (1967), Деси (2017) [9], Невид (2013) и других.В психологической литературе доказана зависимость мотивации студентов от эмоций, которые они испытывают в ходе учебной деятельности. Непосредственно эмоции имеют мотивирующее значение в процессе изучения иностранного

языка. В психологии показано, что эмоции развиваются не сами по себе, а тесно зависят от особенностей деятельности человека.По мнению С.Л. Рубинштейна эмоции являются формой переживания потребности, выражающей ее активную сторону. Связь эмоций с потребностями он выразил в своей формуле, констатируя, что эмоции являются субъективной (психической) формой существования потребностей [5]. По мнению А. Н. Леонтьева эмоции отражают отношение между мотивами и вероятным успехом деятельности по реализации этих мотивов. Эмоции появляются у человека при актуализации мотива и зачастую до того, как человек осознал и рационально оценил свою деятельность [4]. Таким образом, эмоции влияют на протекание любой деятельности, в том числе и учебной. Эмоции выполняют регулирующую функцию, когда они предшествуют учебной деятельности, предвосхищают ее, что подготавливает студента к активному включению в эту деятельность. Следовательно, эмоции и сами зависят от деятельности и оказывают на нее свое влияние.В связи с чем, целью настоящего исследования является определение особенностей эмоциональное самочувствие студентов разных этапов обучения в процессе изучения иностранного языка в ВУЗе.

Изложение основного материала статьи. Для реализации данной цели мы использовали методику САН (самочувствие, активность, настроение), авторами которой являются Доскин В.А., Лаврентьева Н.А., Мирошников М.П., Шарай В.Б. Исследование проводилось на базе Нижегородского Государственного Педагогического Университета имени Козьмы Минина города Нижнего Новгорода. В исследовании приняли участие 158 студентов 1, 2 и выпускного курсов гуманитарного и психолого-педагогического факультетов, в возрасте 17-22 года. Диагностика проводилась во время выполнения студентами заданий (на проверку грамматической стороны речи). Результаты исследования эмоционального состояния студентов представлены в таблице № 1.

Таблица №1

Эмоциональное самочувствие студентов

Студенты 1 курса Студенты 2 курса Выпускники

Самочувствие 5,3 3,4 5

Активность 4,7 3,2 4,5

Настроение 5,4 4 5,8

Согласно результатам исследования у испытуемых первого курса ведущим показателем является хорошее настроение (5,4 балла из 7 возможных). Настроение отражает психоэмоциональное состояние студентов. Данный результат предполагает наличие благоприятной атмосферы в ходе занятий по иностранному языку, а именно в процессе выполнения поставленной задачи (проверки остаточных знаний по временам английского глагола). Студенты настроены позитивно, данное задание их не угнетает, они не испытывают эмоционального дискомфорта, первокурсники в рабочем порядке выполняют упражнения, чувствую себя при этом хорошо, о чем свидетельствует показатель хорошего самочувствия (5,3 балла из 7 возможных). Однако показатель активности у студентов первого курса немного снижен (4,7 из 7 возможных). Это может быть вызвано тем, что предложенное к выполнению задание не имеет непосредственной связи с их будущей профессиональной деятельностью, не находит отклика в их личностно-значимых интересах. В целом результаты диагностики эмоционального состояния первокурсников показали, что испытуемые находятся в благоприятном эмоциональном самочувствии, их настроение и физическое самочувствие, а также активность имеют показатели выше среднего (средний показатель-4 балла). Студенты считают поставленную цель (выполнение упражнения) достижимой, они рассчитывают на успех в результате выполнения данной работы, активно включаются в деятельность, демонстрируя положительные эмоции в ходе ее выполнения. Это дает нам возможность полагать, что занятия по иностранному языку воспринимаются первокурсниками положительно. Обратимся к результатам диагностики студентов второго курса. Как показывают результаты исследования у большинства студентов второго курса присутствует нейтральное настроение в ходе выполнения задания (4 балла). Данный показатель имеет взаимосвязь с психологическим и физиологическим комфортом. Это дает нам возможность утверждать, что у студентов во время занятий по иностранному языку преобладает нейтральный эмоциональный фон, они чувствуют себя спокойно, их эмоциональное состояние стабильно. Тем не менее, этот показатель ниже, чем у студентов первого курса (на 1,4 балла), что может быть связано с ожиданием студентами более строгой оценки их деятельности, чем оценка работ первокурсников. Показатель хорошего самочувствия второкурсников имеет 3,4 балла против 5,3 у студентов первого курса. Данный показатель также снизился в результате возросшей нагрузки второкурсников как по специальным предметам, так и по дополнительным дисциплинам (модулям), усложнением материала необходимого к усвоению, увеличением ответственности за результаты своей учебной деятельности, в связи с чем увеличивается эмоциональная тревожность, влияющая на самочувствие. Активность второкурсников выражена в 3,2 баллах, что на 1,5 балла уступает аналогичному показателю первокурсников. Активность напрямую связана с тем, каким образом происходит прогнозирование развития событий.Исходя из этого можно сделать вывод, что второкурсники в меньшей степени рассчитывают на положительные результаты своей деятельности, в данном случае на успешное выполнение задания. Ситуация резкого снижения баллов по всем трем показателям говорит о наличие ситуативной тревожности второкурсников, повышении утомляемости и эмоционального напряжения по сравнению с испытуемыми первого курса, что привело к снижению работоспособности второкурсников. У студентов выпускного курса выявлены следующие результаты диагностики эмоционального самочувствия. Ведущим показателем вновь стал показатель хорошего настроения (5,8 баллов против 4 баллов у второкурсников и 5,4 баллов у студентов первого курса). Как известно, настроение, в отличие от ощущений направляется на определенный объект, а также его вызывает какая-либо причина, в связи с чем, мы можем полагать, что студенты выпускного курса имеют положительное отношение к дисциплине иностранный язык, задания по данному модулю вызывают у них радость. Необходимо принять во внимание тот факт, что курс иностранного языка в рамках вузовской программы рассчитан на два учебных года (первый и второй курс обучения), на выпускном курсе студенты продемонстрировали положительное отношение и желание выполнить упражнение на выявление остаточных знаний по временам английского глагола, их эмоциональный фон не снизился, а хорошее настроение было

вызвано возможность вспомнить ранее изученный грамматический материал по иностранному языку. Это свидетельствует о том, что иностранный язык вызывает положительный эмоциональный отклик у выпускников.Следующим показателем стало хорошее самочувствие выпускников (5 баллов против 3,4 у второкурсников и 5,3 у студентов первого курса). Хорошее самочувствие свидетельствует о хорошем психологическом и физиологическом состоянии организма. Следовательно, выполнение задания по иностранному языку не вызывает эмоционального напряжения, которое влияет на самочувствие выпускников, они не испытывают дискомфорта, несмотря на довольно продолжительный срок отсутствия занятий по иностранному языку, что может говорить об их уверенности в своих силах, ориентации на успех, свидетельствующей об их адекватной самооценке.Показатель активности выражен в 4,5 баллах против 3,2 у второкурсников и 4,7 у студентов первого курса. Данный показатель имеет незначительные отличия от курса к курсу, но в целом студенты имеют средний уровень активности. Так как активность является проявлением темперамента, то можно предположить, что среди выпускников, также, как и среди студентов других этапов обучения, холерики встречаются гораздо реже, чем флегматики, меланхолики и сангвиники. По итогам данной диагностики лучшие показатели настроения (5,8) выявлены у выпускников, а наибольшие показатели хорошего самочувствия (5,3) и активности (4,7) обнаружены у студентов первого курса.

Выводы. Результаты диагностики самочувствия, активности и настроения студентов позволили определить, что данные показатели студентов первого и выпускного курсов находятся в пределе и выше нормы, что способствует эмоциональной стабильности и проявлению положительного отношения испытуемых к занятиям по иностранному языку, которые оказывают влияние на мотивацию учащихся. У студентов второго курса были диагностированы низкие показатели по сравнению со студентами других экспериментальных групп. Такое соотношение говорит об общей утомляемости организма второкурсников, их эмоциональном напряжении и снижении работоспособности. Материалы исследования могут быть полезны преподавателям иностранного языка для поиска путей и способов снижения напряжения студентов второго курса на занятиях по иностранному языку, создания комфортной атмосферы и ситуаций успеха в процессе обучения иностранному языку с целью повышения мотивации студентов.

Литература:

1. Архипова М.В., Жерновая О.Р. Экспериментальное исследование особенностей учебной мотивации современных школьников при изучении иностранного языка // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8 № 6-1. С. 177-179

2. Бакшаева, Н. А. Психология мотивации студентов : учебное пособие для вузов / Н. А. Бакшаева, А. А. Вербицкий. — 2-е изд., стер. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 178 с. — (Серия: Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-00268-3.

3. Лапшова А.В. Профессиональная подготовка бакалавров в условиях модернизации вуза // Вестник Мининского университета. 2013. No 2. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/archive/?year=2013&issue=2

4. Леонтьев А.Н . Проблемы развития психики. 4-е изд. М.: Изд-во МГУ, 1981

5. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2000. - 712 с. -(Серия «Мастера психологии»).

6. Смоловик О.В., Шутова Н.В. Особенности мотивационной направленности студентов к достижению успеха, избеганию неудач при изучении иностранного языка // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-7. С. 227-233.

7. Смоловик О.В., Шутова Н.В. Сравнительный анализ мотивов изучения иностранного языка у современных студентов // Казанский педагогический журнал. 2016. № 4 (117). С. 168-171.

8. Gardner, R. C. (2004). Attitude/motivation test battery: International AMTB research project. Canada: The University of Western Ontario.

9. Ryan, R. M., & Deci, E. L. (2017). Self-determination theory: Basic psychological needs in motivation, development, and wellness. New York: Guilford Publishing. ISBN 978-1-4625-2876-9.

Психология

УДК: 159.923

доктор психологических наук, профессор Соловьева Ольга Владимировна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); аспирантка направления подготовки 37.06.01 Психологические науки. Профиль - Педагогическая психология Бондаренко Ольга Сергеевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ПСИХОЛОГА РАЗНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Аннотация. В статье раскрывается роль и значение эмоционального интеллекта как детерминанты успешности профессиональной деятельности психологов разной направленности. Дается краткий обзор феномена эмоционального интеллекта с точки зрения научной рефлексии в зарубежной и отечественной психологии. Показано место эмоционального интеллекта в структуре профессионально важных качеств психолога. Подчеркнута необходимость целенаправленного формирования эмоционального интеллекта будущих психологов на этапе получения высшего профессионального образования.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, профессионально важные качества, профессия психолог, психологи разной профессиональной направленности, профессиональное образование психологов.

Annotation. The article reveals the role and importance of emotional intelligence as determinants of success of professional activity of psychologists of different directions. The article gives a brief overview of the phenomenon of emotional intelligence in terms of scientific reflection in foreign and domestic psychology. The place of emotional intelligence in the structure of professionally important qualities of a psychologist is shown. The necessity of purposeful formation of emotional intelligence of future psychologists at the stage of higher professional education is emphasized.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.