Научная статья на тему 'Особенности притязаний студентов в процессе изучения иностранного языка'

Особенности притязаний студентов в процессе изучения иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / FOREIGN LANGUAGE / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ASPIRATIONS / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ПРИТЯЗАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смоловик Ольга Васильевна, Шутова Наталья Вадимовна

Статья посвящена экспериментальному исследованию притязаний студентов в процессе изучения иностранного языка на разных этапах обучения в ВУЗе. В статье представлен краткий анализ работ, посвященных влиянию мотивации и притязаний личности на успешность овладения иностранным языком. Анализируются экспериментальные материалы, позволяющие выявить специфику притязаний студентов разных курсов в процессе изучения иностранного языка. Целью исследования является изучение особенностей притязаний студентов на разных этапах обучения в ВУЗе в процессе изучения иностранного языка. Методологическую основу исследования составили теоретический анализ психологических работ по проблеме исследования, эмпирические методы исследования, количественный и качественный анализ эмпирических данных. Результаты. Полученные экспериментальные данные показывают, что большинство студентов при традиционном обучении в ВУЗе имеют средний и низкий уровни притязаний при изучении иностранного языка, что негативно сказывается на процессе и результате деятельности студентов. Область применения результатов. Материалы исследования могут быть применены в системе высшего психолого-педагогического образования в курсах «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Психология высшей школы», а также использованы в системе переподготовки и повышения квалификации преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смоловик Ольга Васильевна, Шутова Наталья Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF STUDENTS’ ASPIRATIONS IN THE PROCESS OF STUDYING A FOREIGN LANGUAGE

The article deals with the experimental research of studentsaspirations at different stages of studying a foreign language in the University. The article presents a brief analysis of papers devoted to the influence of motivation and aspirations on the mastering a foreign language. The experimental data allow revealing the specificity of studentsaspirations at different terms in the process of studying a foreign language. Purpose of the research is to study features of studentsaspirations at different stages of studying a foreign language in the University. Methodology of the study is the theoretical analysis of psychological research, empirical research methods, quantitative and qualitative analysis of the empirical data. Results. The experimental data show that the majority of students have medium and low levels of aspirations when studying a foreign language in the University. These levels negatively affect the process of foreign language acquisition and students’ results. Practical applications. The research materials can be applied in higher education system in the courses: “Developmental psychology”, “Pedagogical psychology”, “Psychology of higher education”, and used in training and professional development of faculty members.

Текст научной работы на тему «Особенности притязаний студентов в процессе изучения иностранного языка»

DOI: 10.12731/2218-7405-2018-4-64-75 УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ ПРИТЯЗАНИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Смоловик О.В., Шутова Н.В.

Статья посвящена экспериментальному исследованию притязаний студентов в процессе изучения иностранного языка на разных этапах обучения в ВУЗе. В статье представлен краткий анализ работ, посвященных влиянию мотивации и притязаний личности на успешность овладения иностранным языком. Анализируются экспериментальные материалы, позволяющие выявить специфику притязаний студентов разных курсов в процессе изучения иностранного языка.

Целью исследования является изучение особенностей притязаний студентов на разных этапах обучения в ВУЗе в процессе изучения иностранного языка. Методологическую основу исследования составили теоретический анализ психологических работ по проблеме исследования, эмпирические методы исследования, количественный и качественный анализ эмпирических данных. Результаты. Полученные экспериментальные данные показывают, что большинство студентов при традиционном обучении в ВУЗе имеют средний и низкий уровни притязаний при изучении иностранного языка, что негативно сказывается на процессе и результате деятельности студентов.

Область применения результатов. Материалы исследования могут быть применены в системе высшего психолого-педагогического образования в курсах «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Психология высшей школы», а также использованы в системе переподготовки и повышения квалификации преподавателей.

Ключевые слова: иностранный язык; притязания; мотивация; студенты.

features of students' aspirations IN THE process OF STuDYING A FOREIGN LANGuAGE

Smolovik O.V., ShutovaN.V.

The article deals with the experimental research of students'aspirations at different stages ofstudying a foreign language in the University. The article presents a brief analysis ofpapers devoted to the influence of motivation and aspirations on the mastering a foreign language. The experimental data allow revealing the specificity of students'aspirations at different terms in the process of studying a foreign language.

Purpose of the research is to study features of students' aspirations at different stages of studying a foreign language in the University.

Methodology of the study is the theoretical analysis ofpsychological research, empirical research methods, quantitative and qualitative analysis of the empirical data.

Results. The experimental data show that the majority of students have medium and low levels of aspirations when studying a foreign language in the University. These levels negatively affect the process of foreign language acquisition and students' results.

Practical applications. The research materials can be applied in higher education system in the courses: "Developmentalpsychology ", "Pedagogical psychology", "Psychology of higher education", and used in training and professional development offaculty members.

Keywords: foreign language; students; aspirations; motivation.

Введение

В настоящее время общество нуждается в людях с высоким уровнем профессионализма, общего развития, инициативы и активности, творческих способностей, и владеющих иностранным языком. Данные требования прописаны в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте 3++. В условиях реализации федерального Государственного Образовательного Стандарта нового поколения в высшем образовании актуальным является компетентностный под-

ход, который на сегодняшний день является методологической основой ФГОС нового поколения и определяет направления пересмотра всех компонентов процесса обучения [5]. Иноязычная коммуникативная компетенция предполагает наличие определенного уровня владения иностранным языком, необходимого для реализации целей в профессиональном развитии, самосовершенствовании. Но на сегодняшний день мы не можем отметить тенденцию к увеличению количества студентов, свободно владеющих иностранным языком.

Признавая личность учащегося основной ценностью обучения, современная психология и педагогика подчеркивает необходимость апелляции к проблеме побудительных механизмов учебной деятельности, или проблеме мотивации, как основной побудительной силе в процессе эффективного освоения иностранного языка [1,2,6]. Проблема мотивации является актуальной и одной из основополагающих как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Она широко представлена в многочисленных исследованиях таких ученых, как И.Л. Бим (1989), А.А. Вербицкий (2006), И.А. Зимняя (1997), Г.В. Рогова (1999), Дж. Аткинсон (1957), А. Маслоу (1957), Д. Макклелланд (1953), Р. Гарднер (2004), Х. Хекхаузен (1967), Деси (2017), Невид (2013) [2, 8, 9, 10,11, 12, 13, 14, 15] и других.

Одним из психологических феноменов, отражающих индивидуальные особенности мотивации и целенаправленного поведения человека, является уровень притязаний. Притязание рассматривается как стремление личности достигнуть определенного статуса, определенной цели, определенного результата деятельности [4]. Уровень притязания тесно связан c самооценкой личности, т.е. стремлением к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. В основе уровня притязания личности лежит такая оценка своих способностей, сохранение которой стало для человека потребностью [7]. Понятия «притязание» и «уровень притязаний» имеет широкую и не односложную трактовку. В. Гошек подчеркивает, что уровень притязаний представляет собой самооценку, косвенно выраженную посредством требований к качеству собственной деятельности [3]. Х. Хекхаузен видит в уровне притя-

заний показатель индивидуальной специфики мотивации достижения, ее конкретно-личностное выражение [11].

Притязания студентов в ходе изучения иностранного языка влияют на эффективность их овладения учебным материалом, на успешность развития четырех видов речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения и письма) и оптимизацию процесса изучения иностранного языка в целом, этим определяется актуальность нашего исследования.

В связи с этим целью нашего исследования является изучение особенностей притязаний студентов на разных этапах обучения в ВУЗе в процессе изучения иностранного языка.

Задачи исследования:

1. Выявить особенности притязаний студентов в процессе изучения иностранного языка;

2. Проследить изменения притязаний студентов в процессе изучения иностранного языка на разных этапах обучения в ВУЗе.

Методологическую основу исследования составили теоретический анализ психологических работ по проблеме исследования, эмпирические методы исследования, количественный и качественный анализ эмпирических данных, полученных в процессе проведения эксперимента.

Характеристика выборки

Исследование проводилось на базе Нижегородского Государственного Педагогического Университета имени Козьмы Минина города Нижнего Новгорода. В исследовании приняли участие 158 студентов 1, 2 и выпускного курса гуманитарного и психолого-педагогического факультетов, в возрасте 17-22 года.

С целью изучения притязаний студентов в процессе изучения иностранного языка мы использовали методику В.К. Гербачевского «Оценка уровня притязаний». Студентам предлагалось ответить на вопросы теста после выполнения сложного учебного задания. Так как восприятие иноязычной речи на слух считается одним из наибо-

лее трудных заданий в ходе обучения иностранному языку, именно упражнения на данный вид речевой деятельности были включены в диагностический процесс.

Результаты

Полученные результаты отображены на рисунке 1:

60

студенты первого курса студенты второго курса студенты выпускного курса

Рис. 1. Уровни притязаний студентов разных этапов обучения

Как видно из рисунка у 24,6% первокурсников 17% второкурсников и 45% выпускников выявлен высокий уровень притязаний. У данных студентов доминируют внутренний и познавательный мотивы. Эти испытуемые проявляют интерес к заданию, выполняют его с увлечением, рассматривают задания как возможность обогатить свои знания по иностранному языку. У данных студентов выражен состязательный мотив, для них важен высокий результат и они прикладывают усилия с целью его достижения, чтобы избежать неудачи и не показать низкие по сравнению с однокурсниками оценки. Мотив самоуважения характеризует намерение студентов преуспеть в выполнении задания повышенной сложности.

Мотив к смене текущей деятельности у этих студентов не выражен, они не склонны отвлекаться и прерывать свою работу над заданиями. Данные испытуемые проявляют волевое усилие в процессе изучения иностранного языка, они принимают сложные учебные

задачи, прогнозируют результаты своей деятельности, стараются преуспеть в выполнении заданий, выполняют упражнения сосредоточенно и последовательно, рассчитывая на положительную оценку, они нацелены на достижение высоких результатов своей деятельности. Данные испытуемые осознают свои возможности при выполнении задания, представляющего для них упражнение повышенной сложности, они проявляют инициативу в ходе его выполнения, прикладывают усилия. Все это характеризует этих студентов как уверенных в своих силах, эмоционально устойчивых, деятельных субъектов образовательного процесса.

У 41,1% испытуемых первого курса, 29% второкурсников и 34% выпускников диагностирован средний уровень притязаний. Для этих студентов характерно недостаточное проявление внутреннего и познавательного мотива в ходе учебного процесса по иностранному языку, они не считают задание важным для их личностного и интеллектуального развития, в связи с чем не слишком заинтересованы в успешности его выполнения и результате. У данных студентов проявился мотив избегания и смены деятельности, боязнь получения отрицательной оценки и порицаний провоцирует данных студентов к избеганию выполнения заданий повышенной сложности, студенты склонны прекращать работу и проявлять невнимательность. У этих студентов мотив достижения целей выражен недостаточно, не все студенты рассматривают данное задание как личностно-значимое, они признают его сложность и в определенной степени прилагают волевое усилие для выполнения данного задания, но ориентируясь на результаты предыдущих подобных заданий, могут выражать сомнение в достижении успеха. Активность и инициатива данных испытуемых зависит от степени вовлеченности в выполнение конкретного задания. Мотив самоуважения у них не статичен, эти студенты невысоко оценивают свой потенциал и свои возможности в решении сложных учебных задач.

Среди первокурсников 34,3% имеют низкий уровень притязаний. Данный уровень притязаний был выявлен у 54% испытуемых второго курса и 21% студентов выпускного курса. У этих студентов

диагностировано отсутствие внутреннего и познавательного мотивов в ходе выполнения задания по иностранному языку. Мотив избегания и смены деятельности ярко выражен. Студенты не проявляют интереса ни к учебной задаче, ни к результату своей деятельности. Они оценивают свой потенциал как недостаточный для выполнения сложного упражнения, в связи с чем предпочитают не проявлять волевых усилий для его успешного выполнения. Данные студенты неактивны и безынициативны в ходе учебного процесса по иностранному языку, они не мобилизуют усилия при выполнении заданий и не рассчитывают на положительную оценку. Данные испытуемые не ставят перед собой сложные цели, их деятельность направлена на избегание неудач и порицаний.

Особенности притязаний студентов на разных этапах обучения в ВУЗе можно проследить на графике:

60

10

о

высокий уровень притязаний средний уровень притязаний низкий уровень притязаний студенты первого курса — студенты второго курса — студенты выпускного курса

Рис. 2. Особенности притязаний студентов на разных этапах обучения

Как видно из графика притязания студентов претерпевают изменения в зависимости от этапа обучения в ВУЗе. Высокий уровень притязаний преобладает у выпускников (45%), наименьший показатель выявлен у студентов второго курса (17%), среди первокурсников

24,6% студентов имеют высокий уровень притязаний. В мотиваци-онной структуре данных студентов выражены внутренний мотив к изучению иностранного языка, познавательный мотив доминирует в ходе учебной деятельности, мотив самоуважения и состязательный мотив. Они высоко оценивают свой потенциал и стремятся к достижению высоких результатов. Выпускники в большей степени ориентированы на достижение целей, на успех в своей деятельности, они проявляют активность в процессе деятельности. Мотив к избеганию и смене деятельности у данных студентов не выражен. Данные студенты проявляют волевое усилие, мобилизуют свои интеллектуальные ресурсы. Их характеризует находчивость при выполнении учебных задач, инициативность, намерение достигнуть успеха в деятельности.

Средний уровень притязаний доминирует у первокурсников (41,1%), наименьший показатель был диагностирован у студентов второго курса (29%), и 34% выпускников обладают данным уровнем. Для этих студентов характерно недостаточное проявление внутреннего и познавательного мотивов, они зависят от степени заинтересованности испытуемых в учебном задании и результате. Данные студенты проявляют инициативу и волевое усилие в выполнении задания повышенной сложности лишь в случае значимости результатов деятельности. Данные студенты невысоко оценивают свой потенциал и не пытаются ставить перед собой труднодостижимые цели. Для них характерно проявление мотива к смене деятельности и мотива избегания. Они считают данное учебное задание сложным и прогнозируют удовлетворительный, а не отличный результат своей деятельности.

Низкий уровень притязаний превалирует у испытуемых второго курса (54%), меньше всего выпускников (21%) имеют данный уровень, у 34,3% первокурсников также диагностирован данный уровень. Число студентов с низким уровнем притязаний к выпускному курсу снизилось. Для этих студентов характерно отсутствие внутреннего и познавательного мотивов, а также мотива состязания. Мотив избегания и смены деятельности ярко выражен. Данные сту-

денты не заинтересованы в получении высоких результатов, они не ставят перед собой труднодостижимые цели. Эти студенты оценивают свой потенциал недостаточным для выполнения упражнений повышенной сложности, для них учебные задания по английскому языку не являются личностно-значимыми. Студенты не мобилизуют интеллектуальные ресурсы и не прикладывают усилия для достижения положительных результатов, для них характерно отсутствие заинтересованности в результатах своей деятельности.

Заключение

Таким образом полученные данные свидетельствуют, что большинство студентов первого и второго курсов при традиционном обучении имеют средний и низкий уровни притязаний в процессе изучения иностранного языка. Результаты исследования могут быть применены в дальнейших психологических исследованиях, а также использованы преподавателями иностранного языка в педагогической практике. Экспериментальные материалы свидетельствуют о необходимости поиска эффективных средств способствующих развитию позитивной мотивации и притязаний студентов в процессе изучения иностранного языка.

Список литературы

1. Архипова М.В., Шутова Н.В. К проблеме использования специально организованного музыкального воздействия в учебном процессе // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7. № 3. С. 171.

2. Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов. Учебное пособие. М.: Логос, 2006. 184 с.

3. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. М., 1986. 103 с.

4. Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы, 1992.

5. Лапшова А.В. Профессиональная подготовка бакалавров в условиях модернизации вуза // Вестник Мининского университета. 2013. No 2. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/archive/?year=2013&issue=2

6. Смоловик О.В., Шутова Н.В. Сравнительный анализ мотивов изучения иностранного языка у современных студентов // Казанский педагогический журнал. 2016. № 4 (117). С. 168-171.

7. Шапарь В.Б. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харьков: Торсинг, 2005. 734 с.

8. Atkinson J.W. (1957) Motivational determinants of risk-taking behavior. Psychological Review, 64, 359-372.

9. Gardner R.C. (1985). Social psychology and second language learning: The role of attitudes and motivation. London: Edward Arnold.

10. Gardner R.C. (2004). Attitude / motivation test battery: International AMTB research project. Canada: The University of Western Ontario.

11. Heckhausen H. (1967) The anatomy of achievement motivation. New York: Academic Press, Chapt. 2.

12. Maslow A.H., A philosophy of psychology, in Fairchild, J. (ed.), Personal Problems and Psychological Frontiers, New York: Sheridan, 1957.

13. McClelland D.C., Atkinson J.W., Clark R.W., & Lowell E.L. (1953) The achievement motive. New York: Appleton-Century Crofts.

14.Nevid J. (2013). Psychology: Concepts and applications. Belmont, CA: Wadworth.

15. Ryan R.M., & Deci E.L. (2017). Self-determination theory: Basic psychological needs in motivation, development, and wellness. New York: Guilford Publishing.

References

1. Arkhipova M.V., Shutova N.V. K probleme ispol'zovaniya spetsial'no organizovannogo muzykal'nogo vozdeystviya v uchebnom protsesse [To the problem of using a specially organized musical influence in the educational process]. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl' [Historical and Socio-educational Thought]. V. 7, No. 3. P. 171.

2. Bakshaeva N.A., Verbitskiy A.A. Psikhologiya motivatsii studentov [Psychology of students motivation]. Tutorial. Moscow: Logos, 2006. 184 p.

3. Borozdina L.V. Issledovanie urovnya prityazaniy [Investigation of the level of claims]. M., 1986. 103 p.

4. Konyukhov N.I. Prikladnye aspekty sovremennoypsikhologii: terminy, zakony, kontseptsii, metody [Applied aspects of modern psychology: terms, laws, concepts, methods], 1992.

5. Lapshova A.V. Professional'naya podgotovka bakalavrov v usloviyakh modernizatsii vuza [Professional training of bachelors in the conditions of university modernization]. VestnikMininskogo universiteta [Herald of the University of Minin]. 2013. No 2. http://vestnik.mininuniver.ru/ reader/archive/?year=2013&issue=2

6. Smolovik O.V., Shutova N.V. Sravnitel'nyy analiz motivov izucheniya inostrannogo yazyka u sovremennykh studentov [Comparative analysis of the motives of studying a foreign language in modern students]. Ka-zanskiy pedagogicheskiy zhurnal [Kazan Pedagogical Journal]. 2016. No. 4 (117), pp. 168-171.

7. Shapar' V.B. Slovar'prakticheskogopsikhologa [Dictionary of practical psychologist]. Moscow: AST, Kharkov: Torsing, 2005. 734 p.

8. Atkinson J. W. (1957) Motivational determinants of risk-taking behavior. Psychological Review, 64, 359-372.

9. Gardner R.C. (1985). Social psychology and second language learning: The role of attitudes and motivation. London: Edward Arnold.

10.Gardner R.C. (2004). Attitude / motivation test battery: International AMTB research project. Canada: The University of Western Ontario.

11. Heckhausen H. (1967) The anatomy of achievement motivation. New York: Academic Press, Chapt. 2.

12.Maslow A.H. A philosophy of psychology, in Fairchild, J. (ed.), Personal Problems and Psychological Frontiers, New York: Sheridan, 1957.

13. McClelland D.C., Atkinson J.W., Clark R.W., & Lowell E.L. (1953) The achievement motive. New York: Appleton-Century Crofts.

14.Nevid J. (2013). Psychology: Concepts and applications. Belmont, CA: Wadworth.

15. Ryan R.M., & Deci E.L. (2017). Self-determination theory: Basic psychological needs in motivation, development, and wellness. New York: Guilford Publishing.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Смоловик Ольга Васильевна, старший преподаватель

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)»

ул.Ульянова,1 г. Нижний Новгород, 604950, Российская Федерация

olga.nnspu24@gmail.com

Шутова Наталья Вадимовна, профессор, доктор психологических наук, профессор

Нижегородский национальный исследовательский университет имени Н.И.Лобачевского (ННГУ) пр. Гагарина, д. 23, г. Нижний Новгород, 603950, Российская Федерация

shutovanataliavadimovna@mail.ru

DATA ABOuT THE AuTHORS Smolovik Olga Vasilyevna, Senior Lector

Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University

1, Ulyanova Str., Nizhny Novgorod, 604950, Russian Federation

olga.nnspu24@gmail.com

SPIN-code: 3238-9670

ORCID: 0000-0002-6286-7983

Researcher ID: J-9136-2017

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Shutova Natalya Vadimovna Professor, Ph.D. in Psychology, Professor

Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod

23, Prospekt Gagarina, Nizhny Novgorod, Russian Federation

shutovanataliavadimovna@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.