ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ
СИСТЕМЫ У СТУДЕНТОВ ЛЕВО-И ПРАВОПОЛУШАРНОГО ПРОФИЛЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
Л.А. ХОХЛОВА,
кандидат биологических наук, доцент кафедры иностранных языков Северного государственный медицинский университета
E-mail: [email protected] Л.Е. ДЕРЯГИНА,
доктор медицинских наук, профессор; профессор кафедры психологии
Московского университета МВД России E-mail: [email protected] Научная специальность: 19.00.02 — Психофизиология
Аннотация. Представлены результаты психофизиологического исследования, проведенного на выборке студентов медицинского ВУЗа. Выявлены психологические особенности мотивационного поведения студентов лево- и правополушарного профиля в процессе изучения иностранных языков. Установлены электроэнцефалографические корреляты разных групп мотивов и их связь с успешностью обучения. Доказано, что левопо-лушарное доминирование, наличие познавательного мотива, высокие показатели инициативности и уровня прилагаемых усилий являются важными факторами успешной учебы.
Ключевые слова: доминантность полушарий, мотивация, успешность обучения, тревожность.
MOTIVATION PECULIARITIES OF THE RIGHT AND LEFT HEMISPHERE DOMINANT STUDENTS IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE MASTERING
L.A. KHOKHLOVA,
Northern State Medical University, candidate of biological sciences;
associate professor of the Foreign Language Department.
L.E. DERYAGINA,
Moscow University of the Ministry of Interior of Russia, doctor of medicine, professor
Annotation. Findings of psychophysiological investigation of medical students are presented in the paper. Individual characteristics and motivated behavior peculiarities of the right and left hemisphere dominant students are determined, electroencephalogram correlates related to successful foreign language mastering being estimated. Left hemispheric dominance, the presence of cognitive motivation, high level of initiative and made efforts proved to be important factors of successful studies.
Keywords: hemispheric dominance, motivation, successful learning, anxiety.
В последнее время исследованиям мотивации придается все большее значение. Исследуются интересы и установки, разного рода атрибуции и представления индивида о себе как показатели существенно связанные и определяющие достижения во всякого рода деятельности, от учебной до профессиональной.
Большую значимость приобретают исследования широких форм мотивации, которые, проявляясь в разных сферах деятельности, определяют инициативное отношение к делу и влияют как на характер, так и на качество выполнения задания. В данной связи большая роль отводится особенностям мотива
избегания неудач и мотивации достижения успеха [3, 5].
Многочисленные исследования указывают на связь мотивационных переменных с эмоциональными процессами и различными состояниями организма. Авторы ссылаются на данные, подтверждающие, что эмоции выполняют энергетическую и контролирующую функции, осуществляя поддержку ближайших и конечных целей, реализуемых индивидом [4, 9, 10].
Не менее интересно изучение учебной мотивации, являющейся, по сути, наиболее неоспоримым и изученным фактором успешного процесса обучения. Такая мотивация, как правило, определяется целым рядом специфических факторов, к числу которых можно отнести характер образовательной среды, организацию педагогического процесса в образовательном учреждении, особенности самого обучаемого (пол, возраст, уровень интеллектуального развития и способностей, уровень притязаний и самооценка), личностные особенности преподавателя и специфику учебного предмета.
Цель проводимого нами исследования — изучение влияния мотивационных составляющих на показатели языковой подготовки студентов медицинского ВУЗа и выявление электроэнцефалографических коррелят разных групп мотивов.
Поставленная цель потребовала проведения исследования личностных характеристик студентов, особенностей их мотивационного поведения в процессе изучения иностранных языков и выявления взаимосвязи межполушарных асимметрий с выбором мотивов и успешностью обучения.
Исследование проводилось на выборке студентов Северного Государственного Медицинского Университета, проходивших двухгодичный курс обучения на кафедре иностранных языков.
Приступая к проведению исследования, мы сравнили группы хорошо и плохо успевающих по языку студентов, в результате чего остановились на предположении о том, что именно особенности меж-полушарных асимметрий определяют эффективность реализации высших психических функций, мотивационные составляющие человека и его успешность в процессе изучения иностранных языков. Таким образом, электроэнцефалографическое исследование биоэлектрической активности мозга и не инструментальный тест Торранса, определяющий
особенности межполушарных взаимодействий, послужили оправданной основой для ранжирования групп. В качестве объектов изучения были отобраны студенты лево- и правополушарного типа, которые и составили две основные группы исследования. В группу левополушарных вошли 330 человек (200 девушек и 130 юношей), в группе правополушарных оказалось 300 студентов (170 девушек и 130 юношей). Средний возраст составил 17,8 ±1,4 года.
В ходе исследования проводилось анкетирование, выявляющее основные мотивационные факторы, побуждающие студентов медицинского ВУЗа к изучению иностранных языков. Успеваемость по языку определялась с учетом письменных работ и устных ответов учащихся в процессе обучения. Определение мотивационных составляющих и уровня притязаний личности проводили по опроснику Гер-бачевского и тесту Т. Элерса, позволяющих выявить особенности мотивации к достижению успеха и избеганию неудач. Выявление личностных характеристик студентов указывало и на необходимость изучения уровня ситуативной и личностной тревожности, что исследовалось при помощи теста Спил-бергера в модификации Ю.А. Ханина.
Все полученные результаты подвергались комплексной статистической обработке на IBM — Pentium посредством пакета прикладных программ: электронных таблиц «Microsoft Excel» версия 7.0 и «Statistica 5.0 for Windows». Сравнение количественных данных исследуемых групп проводилось по критерию Стъюдента при уровне значимости 95% (р<0,05). При корреляционном анализе связь между показателями оценивали: как сильную при абсолютном значении коэффицента корреляции r>0,70; как имеющую среднюю силу при r в интервале от 0,69 до 0,30; как слабую при r<0,29.
На начальном этапе исследования первокурсников мы попытались выявить те факторы, которые наиболее часто определяют и влияют на мотивацию студентов медицинского вуза к изучению иностранных языков. Результаты анкетирования показали, что более чем половина, а именно 63,2% студентов изучают язык только потому, что он предусмотрен учебной программой, 25% учащихся проявляют действительный интерес к изучению данного предмета и только 11,8% считают, что знание иностранного языка им пригодится в будущем. Приведенные
данные указывают на высокую степень преобладания внешней мотивации, которая и определяет не очень высокое качество владения данной дисциплиной.
После получения первоначальных сведений, дальнейшее исследование было направлено на изучение мотивационных механизмов умственной деятельности и влияния мотивации на показатели академической успеваемости по языку.
Анализируя данные опросника Гербачевского по определению уровня притязаний личности, мы столкнулись с существенными различиями в мотивацион-ной структуре студентов лево- и правополушарного профиля (табл. 1).
Набрав наибольшее количество баллов по компонентам 1,2,4, входящих в группу системы мотивации, студенты левополушарного типа, тем самым, создавали ядро факторов, положительно влияющих на эффективность их познавательной и учебной деятельности. Студенты правополушарного типа демонстрировали менее адекватные мотивационные предпосылки к успешной учебе.
Во II и III группах мотивов различия в основном сводились к компонентам 9,10,11,12, указывая, тем
самым на то, что левополушарные студенты более эффективно используют поступающую информацию о достигаемых результатах и на этой основе более эффективно корректируют свою деятельность, чем пра-вополушарные. Студенты левополушарного типа прилагают больше волевых усилий и более адекватно оценивают свой потенциал, имея, при этом, лучшие показатели успеваемости по всем учебным предметам.
В отношении причинных факторов, составляющих IV группу компонентов мотивационной структуры, можно отметить, что студенты правополушарного типа имеют низкий уровень инициативности и вместе с тем, высоко оценивают свои возможности, что проявляется в достаточно высоком уровне компонента 14 (закономерность результатов).
Особый интерес представляют два, наиболее распространенных на сегодняшний день, типа мотивации: мотивация на достижение успеха; мотивация на избегание неудач. По результатам опросника Герба-чевского, наибольшее количество баллов по мотиву избегания (компонент 3) набрали студенты правополушарного типа. Это подтверждается и данными диагностической методики Элерса (табл. 2).
Группы мотивов Мотивы Студенты левополушарного профиля (п=330) Студенты правополушарного профиля (п=300)
1. Внутренний 16±1,3* 10,1 ±0,2
2. Познавательный 20,1±1,2* 14,3±1,2
I 3. Мотив избегания 9,2±0,3 17,1 ±1,3
4. Состязательный 18,4±1,4* 12,2±1,4
5. Смена деятельности 15±0,1 13,2±1,3
6. Самоуважение 16,9± 1,7 14,1 ±0,7
7. Значимость результатов 14± 1,2 12,1 ±1,0
8. Уровень сложности задания 13,6±0,4 9,1±0,2
II 9. Проявление волевого усилия 18± 1,5* 10,1±1,2
10. Оценка уровня достигнутых результатов 16,5±1,4* 9,1±0,2
11. Оценка своего потенциала 17,2±1,7* 12,6±1,4
III 12. Намеченный уровень усилий 17,3±1,5* 11,1±1,2
13. Ожидаемый уровень результатов 18,3±1,4 16,4±1,7
IV 14. Закономерность результатов 16,4±1,6 15,3±1,7
15. Инициативность 18,4±1,7* 10,1 ±0,9
Примечание: * р<0,05 различия внутри групп.
Табл. 1. Мотивационная структура личности студентов лево- и правополушарного профиля
Табл. 2. Результаты диагностической методики Т. Элерса
Вид мотивации Студенты левополушарного профиля (п=330) Студенты правополушарного профиля (п=300)
Мотивация достижения успеха 22,3±2,4* 15,1±1,7
Мотивация избегания неудач 12,1±1,3* 20,0±1,4
Примечание: * р<0,05 различия внутри групп.
Мы попытались изучить взаимосвязь между показателями академической успеваемости и уровнем тревожности у студентов с разной направленностью мотивации в ситуации проверочных работ по языку и в обычных условиях (табл. 3).
Из таблицы 3 видно, что у студентов с мотивацией достижения успеха личностная и реактивная тревожность практически не повышались перед тестом, а у испытуемых с мотивацией избегания, в ситуации проверочных работ, наблюдалось значимое повышение и личностной, и реактивной тревожности (р<0,05), что было связано с проявлением неуверенности и психологическими особенностями студентов данной группы.
В связи с этим, можно предположить, что студенты с мотивацией достижения успеха и испытуемые с мотивацией избегания неудач имеют разные возможности для выполнения когнитивных задач и изучения иностранных языков. Результаты показали, что у студентов лывополушарного типа, направленных на
достижение успеха, показатели языковых тестов намного выше, чем у правополушарных, большую часть которых составляют студенты с мотивацией избегания неудач.
Учитывая данные результаты, мы попытались выявить и специфические особенности психической саморегуляции, предложив студентам проанализировать причины успехов и неудач их учебы вообще и в изучении иностранных языков в частности (табл. 4).
Как показывают результаты исследования, лево-полушарные студенты считают, что успех в учебе значительно и примерно в равной степени зависит от их личностных качеств и волевых усилий. Вклад в высокую успеваемость такого фактора как случайность, оценивается ими существенно ниже (р<0,001). В качестве закономерного и естественного условия хорошей учебы студенты данной группы отмечают систематический труд и связанные с ним прилагаемые усилия.
Из таблицы 4 видно, что правополушарные студенты разделились на 2 подгруппы. Хотя успеваемость
Табл. 3. Показатели реактивной и личностной тревожности перед тестом и в обычных условиях
Мотивация РТ ЛТ
Обычные условия Ситуация теста Обычные условия Ситуация теста
Достижение успеха 36,2±2,7 36,7±3,1 35,5±3,3 36,3±2,9
Избегание неудач 40,2±3,6* 45,4±4,1 50,1±4,5* 53,2±3,7*
Примечание: * р<0,05 различия внутри групп.
Табл. 4. Среднегрупповые значения оценок роли отдельных факторов успешной учебы
Группы Факторы успешной учебы Академическая успеваемость
Личные качества Прилагаемые усилия Случайность
Левополушарные (п=330) 5,0 5,5* 2,9 4,9
Правополушарные 2А (п=110) 5,8 6,6 4,0* 2,8
Правополушарные 2Б (п=190) 3,5* 6,7 2,4 3
Примечание: * р<0,05 различия внутри групп.
у всех представителей правополушарного типа была невысокой, основанием для разделения на подгруппы послужили различия в субъективных критериях оценки учебной деятельности. Подгруппу 2А составили испытуемые, которые, несмотря на низкую успеваемость, оценивали свою учебу как успешную. Понимая всю важность прилагаемых усилий и личностных качеств в достижении успеха, существенное значение в этой группе все же придавалось фактору случайности.
В подгруппу 2Б вошли студенты, которые рассматривали свою учебу как неуспешную и единственно значимым условием приодаления неудач считали уровень прилагаемых усилий. В целом, эти студенты могут быть охарактеризованы как группа желающих учиться, но не достигающих высокой успеваемости из-за дефектов в саморегуляции учебной деятельности.
Не менее интересными представляются электроэнцефалографические корреляты разных групп мотивов, проявляющиеся в изменении активности ритмических диапазонов и увеличении числа участков коры, корреляционная связь между которыми имела статистическую значимость. Нами установлено, что: 1) показатели по мотиву избегания обнаруживают взаимосвязь (г>0,70) с повышением амплитуды тета-ритма в височных и центральных областях правого полушария; 2) при когнитивной нагрузке снижение амплитуды тета-ритма в задних областях правого полушария приводило к снижению инициативности, обнаруживая, тем самым, связь (г>0,68) с компонентом 15 опросника Гербачевского; 3) при низком уровне проявления волевых усилий возрастала синхронизация в затылочных и теменных областях правого полушария; 4) при повышении уровня прилагаемых усилий фокус активации тета-ритма перемещался в передние зоны коры левого полушария; 5) повышение амплитуды альфа и тета-ритмов височных и лобных отведениях левого полушария обнаруживало корреляционную связь (г>0,70) с познавательным мотивом; 6) повышение активности бета-ритма в центральных областях как левого, так и правого полушария демонстрировало взаимосвязь (г>0,65) с состязательным мотивом.
Проведенное исследование раскрыло новые, ранее не изучаемые проблемы мотивационного поведения. Нами установлена закономерная взаимосвязь между выбором мотива и особенностями биоэлектрической активности мозга. В показателях академиче-
ской успеваемости прослеживается зависимость эффективности обучения от типа мотивационного поведения студентов. Преобладание мотива избегания в мотивационной структуре личности правополушар-ных повышало уровень тревожности и эмоциональную неуравновешенность, оказывая, тем самым, отрицательное влияние на протекание когнитивных процессов, проявляющееся в низких показателях академической успеваемости.
Следует отметить, что условием высоких достижений в процессе изучения иностранных языков является преимущественное развитие функций левого полушария.
Преобладание познавательного и состязательного мотива, высокие показатели инициативности и уровня прилагаемых усилий — важные факторы успешной учебы в группе левополушарных.
Психофизиологические особенности, неизбежно проявляющиеся в процессе обучения, говорят о необходимости организации специальной и педагогической коррекции для студентов, попадающих в группу риска.
Литература
1. Бадмаева Н.Ц. Мотивация умственной деятельности: монография / Н.Ц.Бадмаева. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2004.
2. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей. монография / Н.Ц.Бадмаева. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005.
3. Вилюнас В.К. психологические механизмы мотивации человека. М.: 2003.
4. Изард К. Психология эмоций (пер. с англ.). СПб.: Питер, 2000.
5. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельность. М.; 2004. С. 181—198.
6. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности. М.: 2006.
7. Соколова Е.Г. Мотивация и восприятие. М.: Изд-во МГУ, 2002.
8. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения (пер. с англ.). СПб.: Речь, 2001.
9. Kuhl J. A functional approach to motivation and self-regulation // Handbook of self-regulation. San Diego (CA): Academic, 2004.
10. Wegge J. Motivation, information processing and performance // Trends and Prospects in Motivational Research. Boston, London: Kluwer Academic Press, 2006.