УДК 159.9
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОТИВОВ ИЗУЧЕНИЯ
ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА У СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ
О.В. Смоловик, Н.В. Шутова
Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального исследования мотивов изучения иностранного языка у студентов на разных этапах обучения в ВУЗе. Анализ экспериментальных материалов позволил выявить ведущие (внутренние и внешние) мотивы изучения иностранного языка у студентов. Полученные экспериментальные данные дают возможность эффективно организовывать образовательную среду, в которой с опорой на ведущие мотивы изучения иностранного языка каждый студент мог бы реализовать свои возможности и потребности при его изучении.
Ключевые слова: иностранный язык, мотивация, учебная деятельность, внутренние мотивы, внешние мотивы, студенты.
COMPARATIVE ANALYSIS OF THE MOTIVES OF
LEARNING A FOREIGN LANGUAGE BY STUDENTS
O. Smolovik, N. Shutova
Abstract. The article presents the results of an experimental study of the motives of learning a foreign language by students at different stages of studying in the University. Analysis of experimental results allowed us to identify the leading (internal and external) motives of learning a foreign language. The experimental data make it possible to organize educational environment effectively, where every student could realize his potential and needs.
Keywords: foreign language, motivation, training activities, internal motivation, external motivation, students.
Владение иностранным языком в наш век информации, коммуникации и высоких технологий стало одним из самых значимых составляющих современного, успешного человека, который хочет быть востребованным специалистом и достичь желаемых высот в карьере. Именно поэтому развитие позитивной мотивации в процессе изучения иностранных языков является одной из актуальных проблем современного образования. Данная проблема особа значима в период обучения в ВУЗе, когда у студентов активно развиваются профессиональные компетенции. Проблемы развития мотивации к изучению иностранного языка рассматривается в работах М.В. Архиповой, О.А. Даниловой, Р.А. Дукина, Д.В. Коновой, С.В. Мишина, Н.В. Шутовой и др.
Развитие у студентов внутренней мотивации изучения иностранного языка наиболее значимо в образовательной практике, поскольку именно от нее в достаточной степени зависит образовательный результат и формирование будущих специалистов, ориентированных на постоянный процесс познания и саморазвития [2].
Цель настоящего исследования — экспериментально изучить особенности развития мотивов изучения иностранного языка студентами в традиционных условиях организации вузовского обучения, проследить
при этом характер возрастной динамики их развития и изменений, происходящих в период от начала к концу вузовского обучения.
Испытуемыми являлись 158 студентов первого, второго и выпускного курсов бакалавриата факультета гуманитарных наук Нижегородского Государственного
Педагогического Университета им. К. Минина. Возраст студентов от 17 - 18 лет до 21 года. Все испытуемые были разделены на 3 экспериментальные группы: 1 курс — 60 человек; 2 курс - 50 человек, 5 курс — 48 человек. Студентам предлагалось написать диагностическое эссе на тему: «С какой целью я изучаю иностранный язык». Ответы студентов с помощью контент-анализа были распределены на 8 ведущих мотивов изучения иностранного языка. К внутренним мы отнесли такие мотивы как: 1) «нравится изучать иностранный язык»; 2) «стать востребованным специалистом на рынке труда»; 3) «общее развитие,
самосовершенствование»; 4) «для работы с ИКТ, просмотра фильмов и чтения книг в оригинале». К внешним были отнесены следующие мотивы: 5) «путешествия за границу»; 6) «расширение круга общения среди граждан других государств»; 7) «уехать жить за рубеж»; и 8) «вынужденная обязанность».
Результаты исследования выявили, что среди внутренних мотивов изучения иностранного языка почти четверть первокурсников (24,4%) в качестве ведущего выбрали мотив «для общего развития, самосовершенствования», что указывает на их стремление с помощью иностранного языка приобрести новые знания в период обучения в ВУЗе. Для 12,2% первокурсников наиболее значимый мотив - «стать востребованным специалистом на рынке труда», эти студенты стремятся к изучению иностранного языка с целью построения успешной карьеры в будущем. Небольшой процент испытуемых (10,4%) выбрали в качестве основного мотива изучения иностранного языка «работу с ИКТ, чтение книг и просмотр фильмов в оригинале». Мотив «нравится изучать иностранных язык», в качестве наиболее значимого встречается лишь у 5,2%. Это, безусловно, один из ведущих мотивов, который должен присутствовать на протяжении всего периода обучения иностранному языку. Среди лидирующих внешних мотивов изучения иностранного языка 22,6% первокурсников выбрали мотив «расширить круг общения с представителями других стран». Мотив «путешествий за границу» выбрали 16,5% испытуемых. Для них иностранный язык важен, чтобы «чувствовать себя комфортно в любом уголке мира». Для 5,2% первокурсников изучение иностранного языка - это «вынужденная обязанность». Мотив «уехать жить за рубеж» является ведущим в изучении иностранного языка для 3,5% испытуемых. «Изучаю английский язык, чтобы улететь из страны и жить за границей» - отмечают они. Как можно видеть, для 52,2% первокурсников доминирующими мотивами изучения иностранного языка являются внутренние мотивы, 47,8% первокурсников выбирают внешние мотивы.
Иные результаты мотивов изучения иностранного языка были обнаружены у студентов 2 курса. В данной экспериментальной группе внутренний мотив изучения иностранного языка «с целью общего развития, самосовершенствования» выбрали 16,6% второкурсников (против 24,4% первокурсников). Мотив «стать
востребованным специалистом на рынке труда» выбрали 16% испытуемых, студенты отмечают, что устроиться на работу в солидную фирму невозможно без владения иностранным языком. Ко 2 курсу возросло число студентов (12% против 10,4% на первом курсе), выбравших мотив «работы с ИКТ,
просмотр фильмов и чтение книг в оригинале». Следует отметить, что ко 2 курсу почти вдвое увеличилось число студентов, для которых изучение иностранного языка -«вынужденная обязанность» (10% студентов второго курса против 5,2% первокурсников). Мотивы «нравится изучение иностранного языка» выбрали 4% студентов второго курса. Данный процент снизился по сравнению с 1 курсом (4% против 5,2%). Среди внешних мотивов у студентов второго курса лидирующее место занимает мотив «расширение круга общения среди представителей иностранных государств», его выбрали 26,7% испытуемых. Такой результат на наш взгляд обусловлен тем, что сегодня в Мининском университете обучается большое количество иностранных студентов. Значительно меньше студентов 2 курса выбрали в качестве ведущего мотива изучения иностранного языка «путешествия за границу» (10,7% против 16,5% на первом курсе); студенты стали четко осознавать, что необходимы значительные средства для осуществления поездок за рубеж. Мотив «уехать жить за границу» выбрали лишь 4% испытуемых. Как можно видеть, у студентов второго курса доминирует внешняя мотивация изучения иностранного языка, 51,4% испытуемых выбрали в качестве ведущих именно внешние мотивы. Возможно, данная ситуация обусловлена сложностями в освоении иностранного языка, так как на последующем этапе обучения материал, подлежащий усвоению, становится все труднее. Среди студентов выпускного курса картина распределения мотивов выглядит следующим образом: ведущим мотивом изучения иностранного языка для 30% испытуемых является мотив «становления высококвалифицированного специалиста». Мотив «с целью общего развития, самосовершенствования» выбрали 25% выпускников. Среди студентов 10% испытуемых указали в своих работах мотив «для использования ИКТ, чтения книг в оригинале и просмотра фильмов на языке носителей». Интересный факт, что студенты разделились поровну при выборе мотивов таких как «нравится изучение иностранного языка» и «вынужден учить язык» по 2,5% на каждый мотив. Мотив «расширения круга общения» наиболее значим для 17,5% выпускников. «Путешествие за границу» как наиболее значимый мотив изучения иностранного языка выделили 12,5% испытуемых. Важно отметить, что мотив
«уехать жить за границу» среди студентов выпускного курса выбран не был. Это дает нам основания полагать, что выпускники педагогического ВУЗа видят свою будущую профессиональную деятельность и жизнь в родной стране. В данной группе испытуемых четко выражена внутренняя мотивация изучения иностранного языка. Так как более половины выпускников (67,5%) выбрали в качестве ведущих внутренние мотивы. Этот показатель демонстрирует положительную тенденцию среди выпускников к развитию более осознанного подхода к процессу обучения в ВУЗе и становлению будущих специалистов.
Рассмотрев данную проблему и экспериментально изучив ведущие мотивы изучения иностранного языка у студентов 1, 2 и выпускного курсов, можно сделать вывод, что изменение мотивации имеет следующую тенденцию: на первом курсе выражена
внутренняя мотивация, что обусловлено воодушевлением первокурсников тем фактом, что они поступили в университет. Ко второму курсу данный уровень снижается в силу объективных обстоятельств, таких как -сложность предмета, необходимостью постоянно заниматься специализированными предметами. Но к выпускному курсу наблюдается неуклонный рост повышения внутренней мотивации, так как карьерные перспективы и мысли о будущей трудовой деятельности занимают одно из ведущих мест в жизни выпускника, что неминуемо ведет к увеличению внутренней мотивации к изучению иностранного языка. Исследование мотивационных факторов изучения
иностранного языка имеет большое значение для создания развивающей образовательной среды, в которой каждый студент мог бы реализовать свои возможности и потребности в изучении иностранного языка.
Литература:
1. Архипова М.В., Шутова Н.В. Психологические возможности использования музыкального искусства в процессе изучения иностранного языка школьниками / М.В. Архипова, Н.В. Шутова // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2013. - № 1. - С. 68-71.
2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности / В.Г. Асеев. - Москва. -1976. - 159 с.
3. Елфимова Н.В. Пути исследования мотивации в когнитивной психологии: сравнительный анализ / Н.В. Елфимова // Вопросы психологии. - 1985. - № 5. - С. 162-168.
4. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - Москва. - 1986. - С. 130-134.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - Москва. - 1989. - С. 111-112.
Сведения об авторах:
Смоловик Ольга Васильевна (г. Нижний Новгород, Россия), аспирант кафедры классической и практической психологии, преподаватель кафедры иноязычной профессиональной коммуникации Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина, e-mail: olga.nnspu24@gmail.com
Шутова Наталья Вадимовна (г. Нижний Новгород, Россия), доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры классической и практической психологии Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина.
Data about the authors:
O. Smolovik (Nizhny Novgorod, Russia), postgraduate student of Department of Classical and Practical Psychology of Nizhny Novgorod State Pedagogical University n.a. K. Minin, e-mail: olga.nnspu24@gmail.com
N. Shutova (Nizhny Novgorod, Russia), Ph.D. in Psychology, Professor, Professor of Department of Classical and Practical Psychology of Nizhny Novgorod State Pedagogical University n.a. K. Minin.