Научная статья на тему 'Сравнительный анализ мотивов изучения иностранного языка у современных студентов'

Сравнительный анализ мотивов изучения иностранного языка у современных студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
485
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / МОТИВАЦИЯ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВНУТРЕННИЕ МОТИВЫ / ВНЕШНИЕ МОТИВЫ / СТУДЕНТЫ / FOREIGN LANGUAGE / MOTIVATION / TRAINING ACTIVITIES / INTERNAL MOTIVATION / EXTERNAL MOTIVATION / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смоловик О. В., Шутова Наталья Вадимовна

В статье представлены результаты экспериментального исследования мотивов изучения иностранного языка у студентов на разных этапах обучения в ВУЗе. Анализ экспериментальных материалов позволил выявить ведущие (внутренние и внешние) мотивы изучения иностранного языка у студентов. Полученные экспериментальные данные дают возможность эффективно организовывать образовательную среду, в которой с опорой на ведущие мотивы изучения иностранного языка каждый студент мог бы реализовать свои возможности и потребности при его изучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смоловик О. В., Шутова Наталья Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE MOTIVES OF LEARNING A FOREIGN LANGUAGE BY STUDENTS

The article presents the results of an experimental study of the motives of learning a foreign language by students at different stages of studying in the University. Analysis of experimental results allowed us to identify the leading (internal and external) motives of learning a foreign language. The experimental data make it possible to organize educational environment effectively, where every student could realize his potential and needs.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ мотивов изучения иностранного языка у современных студентов»

УДК 159.9

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОТИВОВ ИЗУЧЕНИЯ

ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА У СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

О.В. Смоловик, Н.В. Шутова

Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального исследования мотивов изучения иностранного языка у студентов на разных этапах обучения в ВУЗе. Анализ экспериментальных материалов позволил выявить ведущие (внутренние и внешние) мотивы изучения иностранного языка у студентов. Полученные экспериментальные данные дают возможность эффективно организовывать образовательную среду, в которой с опорой на ведущие мотивы изучения иностранного языка каждый студент мог бы реализовать свои возможности и потребности при его изучении.

Ключевые слова: иностранный язык, мотивация, учебная деятельность, внутренние мотивы, внешние мотивы, студенты.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE MOTIVES OF

LEARNING A FOREIGN LANGUAGE BY STUDENTS

O. Smolovik, N. Shutova

Abstract. The article presents the results of an experimental study of the motives of learning a foreign language by students at different stages of studying in the University. Analysis of experimental results allowed us to identify the leading (internal and external) motives of learning a foreign language. The experimental data make it possible to organize educational environment effectively, where every student could realize his potential and needs.

Keywords: foreign language, motivation, training activities, internal motivation, external motivation, students.

Владение иностранным языком в наш век информации, коммуникации и высоких технологий стало одним из самых значимых составляющих современного, успешного человека, который хочет быть востребованным специалистом и достичь желаемых высот в карьере. Именно поэтому развитие позитивной мотивации в процессе изучения иностранных языков является одной из актуальных проблем современного образования. Данная проблема особа значима в период обучения в ВУЗе, когда у студентов активно развиваются профессиональные компетенции. Проблемы развития мотивации к изучению иностранного языка рассматривается в работах М.В. Архиповой, О.А. Даниловой, Р.А. Дукина, Д.В. Коновой, С.В. Мишина, Н.В. Шутовой и др.

Развитие у студентов внутренней мотивации изучения иностранного языка наиболее значимо в образовательной практике, поскольку именно от нее в достаточной степени зависит образовательный результат и формирование будущих специалистов, ориентированных на постоянный процесс познания и саморазвития [2].

Цель настоящего исследования — экспериментально изучить особенности развития мотивов изучения иностранного языка студентами в традиционных условиях организации вузовского обучения, проследить

при этом характер возрастной динамики их развития и изменений, происходящих в период от начала к концу вузовского обучения.

Испытуемыми являлись 158 студентов первого, второго и выпускного курсов бакалавриата факультета гуманитарных наук Нижегородского Государственного

Педагогического Университета им. К. Минина. Возраст студентов от 17 - 18 лет до 21 года. Все испытуемые были разделены на 3 экспериментальные группы: 1 курс — 60 человек; 2 курс - 50 человек, 5 курс — 48 человек. Студентам предлагалось написать диагностическое эссе на тему: «С какой целью я изучаю иностранный язык». Ответы студентов с помощью контент-анализа были распределены на 8 ведущих мотивов изучения иностранного языка. К внутренним мы отнесли такие мотивы как: 1) «нравится изучать иностранный язык»; 2) «стать востребованным специалистом на рынке труда»; 3) «общее развитие,

самосовершенствование»; 4) «для работы с ИКТ, просмотра фильмов и чтения книг в оригинале». К внешним были отнесены следующие мотивы: 5) «путешествия за границу»; 6) «расширение круга общения среди граждан других государств»; 7) «уехать жить за рубеж»; и 8) «вынужденная обязанность».

Результаты исследования выявили, что среди внутренних мотивов изучения иностранного языка почти четверть первокурсников (24,4%) в качестве ведущего выбрали мотив «для общего развития, самосовершенствования», что указывает на их стремление с помощью иностранного языка приобрести новые знания в период обучения в ВУЗе. Для 12,2% первокурсников наиболее значимый мотив - «стать востребованным специалистом на рынке труда», эти студенты стремятся к изучению иностранного языка с целью построения успешной карьеры в будущем. Небольшой процент испытуемых (10,4%) выбрали в качестве основного мотива изучения иностранного языка «работу с ИКТ, чтение книг и просмотр фильмов в оригинале». Мотив «нравится изучать иностранных язык», в качестве наиболее значимого встречается лишь у 5,2%. Это, безусловно, один из ведущих мотивов, который должен присутствовать на протяжении всего периода обучения иностранному языку. Среди лидирующих внешних мотивов изучения иностранного языка 22,6% первокурсников выбрали мотив «расширить круг общения с представителями других стран». Мотив «путешествий за границу» выбрали 16,5% испытуемых. Для них иностранный язык важен, чтобы «чувствовать себя комфортно в любом уголке мира». Для 5,2% первокурсников изучение иностранного языка - это «вынужденная обязанность». Мотив «уехать жить за рубеж» является ведущим в изучении иностранного языка для 3,5% испытуемых. «Изучаю английский язык, чтобы улететь из страны и жить за границей» - отмечают они. Как можно видеть, для 52,2% первокурсников доминирующими мотивами изучения иностранного языка являются внутренние мотивы, 47,8% первокурсников выбирают внешние мотивы.

Иные результаты мотивов изучения иностранного языка были обнаружены у студентов 2 курса. В данной экспериментальной группе внутренний мотив изучения иностранного языка «с целью общего развития, самосовершенствования» выбрали 16,6% второкурсников (против 24,4% первокурсников). Мотив «стать

востребованным специалистом на рынке труда» выбрали 16% испытуемых, студенты отмечают, что устроиться на работу в солидную фирму невозможно без владения иностранным языком. Ко 2 курсу возросло число студентов (12% против 10,4% на первом курсе), выбравших мотив «работы с ИКТ,

просмотр фильмов и чтение книг в оригинале». Следует отметить, что ко 2 курсу почти вдвое увеличилось число студентов, для которых изучение иностранного языка -«вынужденная обязанность» (10% студентов второго курса против 5,2% первокурсников). Мотивы «нравится изучение иностранного языка» выбрали 4% студентов второго курса. Данный процент снизился по сравнению с 1 курсом (4% против 5,2%). Среди внешних мотивов у студентов второго курса лидирующее место занимает мотив «расширение круга общения среди представителей иностранных государств», его выбрали 26,7% испытуемых. Такой результат на наш взгляд обусловлен тем, что сегодня в Мининском университете обучается большое количество иностранных студентов. Значительно меньше студентов 2 курса выбрали в качестве ведущего мотива изучения иностранного языка «путешествия за границу» (10,7% против 16,5% на первом курсе); студенты стали четко осознавать, что необходимы значительные средства для осуществления поездок за рубеж. Мотив «уехать жить за границу» выбрали лишь 4% испытуемых. Как можно видеть, у студентов второго курса доминирует внешняя мотивация изучения иностранного языка, 51,4% испытуемых выбрали в качестве ведущих именно внешние мотивы. Возможно, данная ситуация обусловлена сложностями в освоении иностранного языка, так как на последующем этапе обучения материал, подлежащий усвоению, становится все труднее. Среди студентов выпускного курса картина распределения мотивов выглядит следующим образом: ведущим мотивом изучения иностранного языка для 30% испытуемых является мотив «становления высококвалифицированного специалиста». Мотив «с целью общего развития, самосовершенствования» выбрали 25% выпускников. Среди студентов 10% испытуемых указали в своих работах мотив «для использования ИКТ, чтения книг в оригинале и просмотра фильмов на языке носителей». Интересный факт, что студенты разделились поровну при выборе мотивов таких как «нравится изучение иностранного языка» и «вынужден учить язык» по 2,5% на каждый мотив. Мотив «расширения круга общения» наиболее значим для 17,5% выпускников. «Путешествие за границу» как наиболее значимый мотив изучения иностранного языка выделили 12,5% испытуемых. Важно отметить, что мотив

«уехать жить за границу» среди студентов выпускного курса выбран не был. Это дает нам основания полагать, что выпускники педагогического ВУЗа видят свою будущую профессиональную деятельность и жизнь в родной стране. В данной группе испытуемых четко выражена внутренняя мотивация изучения иностранного языка. Так как более половины выпускников (67,5%) выбрали в качестве ведущих внутренние мотивы. Этот показатель демонстрирует положительную тенденцию среди выпускников к развитию более осознанного подхода к процессу обучения в ВУЗе и становлению будущих специалистов.

Рассмотрев данную проблему и экспериментально изучив ведущие мотивы изучения иностранного языка у студентов 1, 2 и выпускного курсов, можно сделать вывод, что изменение мотивации имеет следующую тенденцию: на первом курсе выражена

внутренняя мотивация, что обусловлено воодушевлением первокурсников тем фактом, что они поступили в университет. Ко второму курсу данный уровень снижается в силу объективных обстоятельств, таких как -сложность предмета, необходимостью постоянно заниматься специализированными предметами. Но к выпускному курсу наблюдается неуклонный рост повышения внутренней мотивации, так как карьерные перспективы и мысли о будущей трудовой деятельности занимают одно из ведущих мест в жизни выпускника, что неминуемо ведет к увеличению внутренней мотивации к изучению иностранного языка. Исследование мотивационных факторов изучения

иностранного языка имеет большое значение для создания развивающей образовательной среды, в которой каждый студент мог бы реализовать свои возможности и потребности в изучении иностранного языка.

Литература:

1. Архипова М.В., Шутова Н.В. Психологические возможности использования музыкального искусства в процессе изучения иностранного языка школьниками / М.В. Архипова, Н.В. Шутова // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2013. - № 1. - С. 68-71.

2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности / В.Г. Асеев. - Москва. -1976. - 159 с.

3. Елфимова Н.В. Пути исследования мотивации в когнитивной психологии: сравнительный анализ / Н.В. Елфимова // Вопросы психологии. - 1985. - № 5. - С. 162-168.

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - Москва. - 1986. - С. 130-134.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - Москва. - 1989. - С. 111-112.

Сведения об авторах:

Смоловик Ольга Васильевна (г. Нижний Новгород, Россия), аспирант кафедры классической и практической психологии, преподаватель кафедры иноязычной профессиональной коммуникации Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина, e-mail: olga.nnspu24@gmail.com

Шутова Наталья Вадимовна (г. Нижний Новгород, Россия), доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры классической и практической психологии Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина.

Data about the authors:

O. Smolovik (Nizhny Novgorod, Russia), postgraduate student of Department of Classical and Practical Psychology of Nizhny Novgorod State Pedagogical University n.a. K. Minin, e-mail: olga.nnspu24@gmail.com

N. Shutova (Nizhny Novgorod, Russia), Ph.D. in Psychology, Professor, Professor of Department of Classical and Practical Psychology of Nizhny Novgorod State Pedagogical University n.a. K. Minin.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.