□ Считают акутальной разработку программ
^Не готовы дать однозначный ответ
□ Не считают разработку программ необходимым
Рисунок 1. Мнение сотрудников спецподразделений (n=54) об актуальности разработки специальной комплексной программы оптимизации физического и психического состояния
При этом 66,7% опрошенных отметили, что могли бы при психологических проблемах заниматься по разработаннойпрограмме. Готовность сотрудничать с целью улучшения психологического состояния со специалистами физической культуры и принять личное участие в занятиях выразили 59,2% участника опроса.
Для восстановления физических и психических сил после выполнения поставленных задач, улучшению психоэмоционального состояния сотрудников, более оптимальному переходу в условия мирной жизни в социуме, может быть рекомендовано парциальное применение программы «Феникс», спроектированное нами для ветеранов боевых действий и представленное в предыдущих публикациях [5].
Выводы. Разнообразие представленных средств, междисциплинарный подход к содержательной стороне проектируемой программы комплексной оптимизации физического и психического состояния сотрудников спецподразделений «Тайфун», а также результаты предварительных опросов среди потенциального контингента занимающихся позволяют говорить об актуальности и прогнозировать возможность её внедрения в существующую практику работы и достижение поставленных задач.
Литература:
1. Абдурахманов P.A. Психологические трудности общения и их коррекция у ветеранов боевых действий в Афганистане: дисс. ... канд. психол. наук. -М., 1994. - 223 С.
2. Батов М.А. Психологическое воздействие в оздоровительном процессе ветеранов боевых действий: дисс. канд. психол. наук. -М., 2009. - 200 с.
3. Зуйкова А.А. Особенности этиопатогенеза дезадаптивных изменений участников боевых действий: дисс. ... д-ра мед. наук. - Н.Новгород, 2014. - 288 с.
4. Кокорин С.А. Государственная политика России по борьбе с терроризмом: политологический анализ: автореф. дисс. канд. полит. наук. - Ставрополь, 2012. - 22 с.
5. Смирнова Ю.В., Сайкина Е.Г. К вопросу об оптимизации психического состояния военнослужащих и ветеранов боевых действий с использованием средств физической культуры в современных социокультурных условиях // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 6.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=23806 (дата обращения: 19.10.2017).
6. Смирнова Ю.В., Ишунькин В.С. Актуализация совершенствования физической подготовки сотрудников спецподразделений в условиях усиления борьбы с террористической угрозой // Актуальные вопросы прикладной военно-прикладной гимнастики: сборник материалов межвузовской научно-практической конференции, посвящённой памяти профессор В.И. Силина. - СПб.: Изд-во ВИФК, 2016 . -С. 23-27.
Психология
УДК 159.9
старший преподаватель Смоловик Ольга Васильевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук Шобонова Любовь Юрьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального исследования, посвященного проблеме мотивации учебной деятельности студентов. Цель исследования заключается в выявлении ведущих мотивов и определении вида мотивации учебной деятельности студентов. Экспериментальное изучение проводилось на базе Нижегородского Государственного Педагогического Университета им. К. Минина среди студентов первого, второго и выпускного курсов гуманитарного и психолого-педагогического факультетов. Диагностика выявила, что у студентов второго курса психолого-педагогического факультета преобладает внешняя мотивация учебной деятельности.
Ключевые слова: мотивация, мотивы, внутренняя мотивация, внешняя мотивация, студенты. Annotation. The article presents the results of the experimental study devoted to the problem of students' academic motivation. The aim of the research is to identify the leading motives and type of students' academic motivation. The empirical research was conducted among freshmen, sophomores and undergraduate students of Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University. The diagnosis revealed that the sophomores of the faculty of psychology and pedagogy have external academic motivation.
Keywords: motivation, motives, external motivation, internal motivation, students.
Введение. В настоящее время перед системой образования стоят острые проблемы, являющиеся следствием осуществляемых в стране глубоких реформ. Происходящие в обществе политические, социально-экономические, организационные преобразования требуют существенных перемен в подготовке будущих специалистов.Эффективная подготовка специалистов при массовом переходе на многоуровневую структуру образования должна наиболее полно отвечать требованиям ФГОС 3++. В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта нового поколения в высшем образовании актуальным является модульно-компетентностный подход, который на сегодняшний день является методологической основой ФГОС нового поколения, и определяет направления пересмотра всех компонентов процесса обучения [5].Вопрос эффективного обучения студентов в ВУЗе имеет особую значимость, в том числе и для преподавателей высшей школы. В многочисленных работах современных исследователей, таких как М.В.Архипова [1], Т.О.Гордеева [4], Н.В.Шутова [6], О.В.Смоловик [6], [7] и других, регулярно подтверждается связь эффективности обучения студентов с учебной мотивацией. Это доказывает и один из создателей новой образовательной парадигмы, отечественный ученый А.А.Вербицкий. Он считает, что изучение мотивации студентов необходимо в связи с переходом имеющейся системы высшего и среднего образования к новой образовательной парадигме, к новому типу обучения и воспитания, к обеспечению каждым вузом такого качества образования выпускников, которое отвечает вызову времени [3].Проблема мотивации является актуальной и одной из основополагающих как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Она широко представлена в фундаментальных работах таких ученых, как И.Л.Бим (1989), А.А.Вербицкий (2017), [2], И.А.Зимняя (1997), Г.В.Рогова (1999), Дж. Аткинсон (1957), А. Маслоу (1957), Д. Макклелланд (1953), Р.Гарднер (2004), [8], Х. Хекхаузен (1967), Деси (2017), [9], Невид (2013) и других.Опираясь на изученный теоретический и практический материал можно выделить различные виды мотивации. К ним относятся: 1) внешняя мотивация - мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами; 2) внутренняя мотивация - мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.
Исследования свидетельствуют о том, что выраженность внутренней мотивации деятельности связана с большей вовлеченностью в деятельность и достижениями в учебной деятельности в школе и вузе (успеваемость и результаты тестов достижений), профессиональными достижениями. Данные эмпирических исследований успешных учащихся также подтверждают, что высокие достижения однозначно связаны с преобладанием внутренних мотивов в их деятельности (Шумакова, 2006; Щебланова, 2010; Bloom, 1985; Gottfried et al., 2006 и др.).В связи с этим целью нашего исследования является определение мотивов учебной деятельности студентов ВУЗа и выявление ведущего вида мотивации учебной деятельности (внутренняя или внешняя мотивация).
Изложение основного материала статьи. Для реализации данной цели мы использовали методику
A.А. Реана и В.А. Якунина «Изучение мотивов учебной деятельности». Исследование проводилось на базе Нижегородского Государственного Педагогического Университета имени Козьмы Минина города Нижнего Новгорода. В исследовании приняли участие 158 студентов 1, 2 и выпускного курсов гуманитарного и психолого-педагогического факультетов, в возрасте 17-22 года.
Обратимся к анализу результатов исследования, полученным в ходе обработки методики А.А. Реана и
B.А. Якунина «Изучение мотивов учебной деятельности». Важно отметить, что среди 16 мотивов учебной деятельности наибольшую частоту выборов получили мотивы: «стать высококвалифицированным специалистом», «приобрести глубокие и прочные знания», «обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности», «получить интеллектуальное удовлетворение», «получить диплом». Данные мотивы мы разделили на две группы: внутренние и внешние мотивы. К внутренним мы отнесли следующие мотивы: «стать высококвалифицированным специалистом», «приобрести глубокие и прочные знания», «получить интеллектуальное удовлетворение». К внешним: «обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности», «получить диплом».
Результаты диагностики студентов приведены ниже.В ходе исследования было выявлено, что для 50% студентов первого курса гуманитарного факультета и 30% студентов психолого-педагогического факультета наиболее значимым является внутренний мотив «стать высококвалифицированным специалистом», что свидетельствует об ответственном выборе и серьезном отношении к своей будущей профессии. Внутренний мотив «приобретения глубоких и прочных знаний» считают приоритетным 30% студентов первого курса гуманитарного факультета и 20% студентов-первокурсников психолого-педагогического факультета. Данные студенты испытывают потребность в обучении, в знаниях, умениях и навыках которыми может обеспечить их университет. Среди студентов психолого-педагогического факультета 10% первокурсников выбрали внутренний мотив «получение интеллектуального удовлетворения». Эти студенты ожидают, что их будущая профессиональная деятельность принесет им радость и удовлетворение от пользы, оказываемой ими обществу. Студенты гуманитарного факультета внутренний мотив «получить интеллектуальное удовлетворение» не считают значимым. Для 30% первокурсников психолого-педагогического факультета и 20% испытуемых первого курса гуманитарного факультета внешний мотив «обеспечения успешности будущей профессиональной деятельности» является наиболее значимым. Для этих студентов важно создание определенного уровня жизни благодаря получаемой профессии. Среди студентов психолого-педагогического факультета внешний мотив «получить диплом» был выбран 10% первокурсников. Данный мотив не был выбран студентами гуманитарного факультета.Полученные результаты свидетельствуют, что, несмотря на возраст (17-18 лет), студенты первого курса гуманитарного факультета обладают глубокой внутренней мотивацией (80% испытуемых), которая ориентирована на овладение новыми знаниями, на интеллектуальное развитие и на получение профессии. Оценивая результаты испытуемых психолого-педагогического факультета, обнаружено, что только 60% первокурсников обладают внутренней мотивацией, что непосредственно влияет на результаты их учебной деятельности.Для студентов 2 курса (возрастная группа 18-19 лет) характерен следующий выбор основных мотивов учебной деятельности: для 28% студентов гуманитарного факультета и 20% второкурсников психолого-педагогического факультета внутренний мотив «стать высококвалифицированным специалистом» является наиболее значимым. Студенты второго курса хорошо осознают необходимость вузовского образования для построения успешной карьеры. 24% второкурсников гуманитарного факультета и 12% студентов психолого-педагогического факультета ориентированы на приобретение глубоких и прочных знаний. Данные студенты выбрали внутренний мотив, так как он отражает их потребность в обучении, которая является необходимой для развития личности в
качестве профессионала. Среди испытуемых 20% второкурсников гуманитарного факультета рассматривают внутренний мотив «получения интеллектуального удовлетворения» в качестве ведущего. Второкурсники стремятся удовлетворить свои интеллектуальные потребности в процессе обучения в вузе. Среди испытуемых психолого-педагогического факультета данный мотив выбран не был.Внешний мотив «обеспечение успешности будущей профессиональной деятельности» является основополагающим для 40% студентов второго курса психолого-педагогического факультета и 20% второкурсников гуманитарного факультета. Данные студенты рассматривают обучение в ВУЗе как «трамплин» для их будущей профессиональной деятельности именно с точки зрения внешних факторов (карьерный рост и перспективы, высокая заработная плата, бонусы и привилегии). Для 28% испытуемых психолого-педагогического факультета внешний мотив «получение диплома» является приоритетным. Главным результатом своей учебной деятельности данные студенты видят диплом, подтверждающий квалификацию, а не знания, полученные в ходе обучения в университете. Примечательно, что среди студентов второго курса гуманитарного факультета мотив «получить диплом» был выбран только 8% испытуемых. Таким образом, студенты гуманитарного факультета, обладая внутренней мотивацией (72% испытуемых), стараются обогатить свой интеллектуальный багаж, развиваться в будущей профессии, при этом получая моральное удовлетворение от проделанной работы. У студентов второго курса психолого-педагогического факультета наблюдается противоположная ситуация. Внутренней мотивацией обладают лишь 32% испытуемых. Большинство (68%) второкурсников рассматривают свое обучение с позиции внешних мотивов, они стремятся к получению диплома и благополучной, с точки зрения материальных благ, профессиональной деятельности. Среди выпускников распределение мотивов обучения в ВУЗе выглядит следующим образом: 42% испытуемых гуманитарного факультета и 25% испытуемых психолого-педагогического факультета считают внутренний мотив «стать высококвалифицированным специалистом» ведущим в их учебной деятельности. Для 29% выпускников гуманитарного факультета и 21% студентов психолого-педагогического факультета внутренний мотив «приобретение глубоких и прочных знаний» является приоритетным. Лишь 4,5% испытуемых психолого-педагогического факультета считают внутренний мотив «получения интеллектуального удовлетворения» наиболее значимым. Желание получить интеллектуальное удовлетворение можно расценивать, как намерение связать свою жизнь с получаемой профессией и добиться успеха в ней, что, безусловно, является положительным результатом обучения в ВУЗе. Среди выпускников гуманитарного факультета данный мотив выбран не был.Среди внешних мотивов наибольшее число выборов получил мотив «получение диплома», он оказался наиболее важным для 28,5% выпускников психолого-педагогического факультета и 8% испытуемых гуманитарного факультета. Внешний мотив «обеспечение успешности будущей профессиональной деятельности» был выбран в качестве ведущего 21% выпускников гуманитарного и психолого-педагогического факультетов. Данный показатель свидетельствует об ориентации на удовлетворение личностной потребности в получении материального блага. Таким образом, у выпускников гуманитарного факультета наблюдается внутренняя мотивация (71%), в то время как у выпускников психолого-педагогического факультета внешняя и внутренняя мотивация учебной деятельности находится практически на одном уровне (50,5%). Динамика выбора ведущих мотивов учебной деятельности студентами гуманитарного и психолого-педагогического факультета представлена в таблице 1.
Таблица 1
Динамика выбора ведущих мотивов учебной деятельности студентов разных курсов
Гуманитарный факультет Психолого-педагогический факультет
1 2 5 Средний % выбора мотива 1 2 5 Средний % выбора мотива
Стать 50 28 42 40 30 20 25 25
высококвалифицирован
ным специалистом
Приобрести глубокие и 30 24 29 27,7 20 12 21 17,7
прочные знания
Обеспечить успешность будущей профессиональной 20 20 21 20,3 30 40 21 30,3
деятельности
Получить 0 20 0 6,7 10 0 4,5 4,8
интеллектуальное
удовлетворение
Получить диплом 0 8 8 5,3 10 28 28,5 22,2
Таблица отображает изменение выбора каждого мотива от курса к курсу на разных факультетах. Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что в среднем 40% студентов гуманитарного факультета и 25% студентов психолого-педагогического факультета считают внутренний мотив «стать высококвалифицированным специалистом» приоритетным в процессе получения образования в рамках данного учебного заведения. Мотив «приобретения глубоких и прочных знаний» в качестве ведущего выбрали 27,7% студентов гуманитарного факультета и 17,7% испытуемых психолого-педагогического факультета, что свидетельствует об их глубокой внутренней мотивации к учению. Мотив «получения интеллектуального удовлетворения» 6,7% студентов гуманитарного факультета и 4,8% испытуемых психолого-педагогического факультета педагогического университета находят основным, это характеризует их деятельность, движимую внутренней мотивацией. Тем не менее, 30,3% испытуемых психолого-педагогического и 20,3% студентов гуманитарного факультетов полагают основным внешний мотив «обеспечение успешности будущей профессиональной деятельности». Для 22,2% испытуемых психолого-педагогического факультета и 5,3% студентов гуманитарного факультета внешний мотив «получить диплом» является наиболее важным для их деятельности в ВУЗе. Как можно видеть внутренний мотив «стать
высококвалифицированным специалистом» является доминирующим у студентов гуманитарного факультета (40%), что говорит об их внутренней мотивации учебной деятельности. Студенты психолого-педагогического факультета тяготеют к внешней мотивации, и наибольшее число выборов получил внешний мотив «обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности» (30,3%). В связи с этим нам представляется необходимым отразить динамику внутренней мотивации учебной деятельности студентов гуманитарного и психолого-педагогического факультетов, так как именно она (внутренняя мотивация) является основным катализатором любой деятельности, в том числе и учебной, и профессиональной, а также обеспечивает ее успешность. Изменения внутренней мотивации учебной деятельности от курса к курсу представлены в таблице 2.
Таблица 2
Динамика внутренней мотивации учебной деятельности студентов
Гуманитарный факультет Психолого-педагогический факультет
Студенты 1 курса 80% 60%
Студенты 2 курса 72% 32%
Студенты выпускного курса 71% 50,5%
Как видно из таблицы для большинства студентов гуманитарного факультета характерна внутренняя мотивация. На первом курсе она уверенно представлена у 80% испытуемых, однако у студентов второго курса она немного ниже и присутствует у 72% испытуемых. Данный уровень практически сохраняется и у студентов выпускного курса (71%). Следовательно, студенты гуманитарного факультета имеют потребность в освоении профессии на высоком уровне, ориентированы на получение прочных профессиональных знаний и практических навыков, необходимых для профессиональной деятельности, как в системе образования, так и в других сферах.Обратную ситуацию мы наблюдаем у студентов психолого-педагогического факультета. Изначально их уровень внутренней мотивации (60%) ниже, чем у студентов гуманитарного факультета. При этом студенты второго курса демонстрируют низкий показатель внутренней мотивации, всего 32%. У выпускников наблюдается средний уровень внутренней мотивации: 50,5% испытуемых обладают внутренней мотивацией. Исходя из полученных данных можно сделать вывод, что у большинства студентов наблюдается внешняя мотивация учебной деятельности, особенно острое проявление внешней мотивации выявлено у студентов второго курса.
Выводы. Результаты экспериментального исследования показали, что студенты гуманитарного факультета демонстрируют наличие внутренней мотивации учебной деятельности, в то время как у студентов психолого-педагогического факультета выявлено преобладание внешней мотивации. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости целенаправленного развития внутренней мотивации студентов психолого-педагогического факультета, особенно у студентов второго курса для успешности самой учебной деятельности, достижения высоких академических результатов и будущей профессиональной реализации.
Литература:
1. Архипова М.В., Жерновая О.Р. Экспериментальное исследование особенностей учебной мотивации современных школьников при изучении иностранного языка // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8 № 6-1. С.177-1792
2. Бакшаева, Н. А. Психология мотивации студентов: учебное пособие для вузов / Н. А. Бакшаева, А. А. Вербицкий. — 2-е изд., стер. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 178 с. — (Серия: Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-00268-3.
3. Вербицкий А.А. «Человеческое измерение» реформы образования. Технологии построения систем образования с заданными свойствами. Материалы IV-й Международной научно-практической конференции. М., РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2013
4. Гордеева Т. О. Базовые типы мотивации деятельности: потребностная модель // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. - 2014. - №3 - с. 63-78.
5. Лапшова А.В. Профессиональная подготовка бакалавров в условиях модернизации вуза // Вестник Мининского университета. 2013. No 2. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/archive/?year=2013&issue=2
6. Смоловик О.В., Шутова Н.В. Особенности притязаний студентов в процессе изучения иностранного языка // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2018. Т. 9. № 4. С. 64-75.
7. Смоловик О.В. Мотивация к изучению иностранного языка у студентов: эмпирические оценки // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-11. С. 329-336.
8. Gardner, R. C. (2004). Attitude/motivation test battery: International AMTB research project. Canada: The University of Western Ontario. 9. Ryan, R. M., & Deci, E. L. (2017). Self-determination theory: Basic psychological needs in motivation, development, and wellness. New York: Guilford Publishing. ISBN 978-1-4625-2876-9.
Психология
УДК 316.77
кандидат культурологии, доцент Терещенко Любовь Викторовна
Федеральное государственное бюджетного образовательное учреждение
высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар);
магистрант Гич Анастасия Сергеевна
Федеральное государственное бюджетного образовательное учреждение
высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар)
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЦЕЛЕВУЮ АУДИТОРИЮ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПОРТФЕЛЯ ПРОЕКТОВ
Аннотация. Объект исследования в данной статье - процесс управления портфелем проектов по продвижению, предмет - методы психологического воздействия на аудиторию в системе продвижения портфеля проектов компании. Цель - рассмотреть методы психологического воздействия на целевую аудитории. В современном обществе крупные компании характеризуются повышенным вниманием к интеграции краткосрочных задач в корпоративные проекты, а затем в портфели. При формировании маркетинговых портфелей специалисты большое внимание уделяют использованию приемов психологического воздействия на целевую аудиторию для достижения поставленных целей. Разнообразие данных приемов позволяет обеспечивать дополнительную эффективность в ходе реализации портфеля проектов.
Ключевые слова: управление проектами, портфель проектов, психологическое воздействие, менеджмент, маркетинг, проектная деятельность.
An^tatton. The object of the research in this article is the process of portfolio management for promotion projects, the subject is the methods of psychological impact on the audience in the system of promotion of the company's portfolio of projects. The aim is to consider the methods of psychological impact on the target audience. In modern society, large companies are characterized by increased attention to the integration of short-term tasks in corporate projects, and then in portfolios. In the formation of marketing portfolios, experts pay great attention to the use of methods of psychological impact on the target audience to achieve their goals. The variety of these techniques allows to provide additional efficiency during the implementation of the project portfolio.
Keywords: project management, project portfolio, psychological impact, management, marketing, project activities.
Введение. В разработке проектов по продвижению товаров и услуг необходимо использование выводов и заключений различных наук, при определении стратегии воздействия на потребителя информации используются методы, разработанные в такой области гуманитарного знания, как социальная психология. В настоящее время в условиях жесткой конкурентной борьбы большие компании для обеспечения интенсивного воздействия на потенциальную целевую аудиторию прибегают к реализации не одного самостоятельного проекта, а комплекса проектов, объединенных в портфели. Такой подход позволяет разработать программу маркетинговых мероприятий, которая будет направлена на больший круг людей и которая приведет к достижению большего количества стратегических целей. Также реализация портфеля проектов позволяет использовать в каждом из составляющих проектов определенные методы психологического воздействия для охвата большего количества сегментов целевой аудитории.
Изложение основного материала статьи. В настоящее время в теории и на практике развито большое количество инструментов психологического убеждения в рекламе. Как вид психологического воздействия убеждение - это воздействие прямое и обращенное к сознанию. Современные успешные маркетологи используют скрытые приемы влияния, вписывающиеся в определенный проект по концепту, стратегической цели и заданным характеристикам выбранной потенциальной целевой аудитории.
Одним из наиболее эффективных методов психологического воздействия является метод контраста. Данный инструмент заключается в присваивании ассоциативного ряда рекламируемому товару. Как правило, маркетологи с помощью смысловых или технических средств показывают потенциальному покупателю жизненную ситуацию с объектом рекламирования (дорогого автомобиля, красивой одежды, качественной бытовой техники), которая привлекает положительным отношением. После просмотра такого рода рекламы потенциальный потребитель сравнивает свою жизнь с увиденным. Причем на контрасте нынешняя жизнь кажется человеку утрированно худшей, чем она могла бы быть с присутствием рекламируемого товара.
Исследование метода контраста было проведено в государственных университетах штатов Аризона и Монтана. Студентам университета было предложено оценить девушку среднестатистической внешности на фото после просмотра рекламных статей в журнале. Эксперимент показал, что группе исследуемых девушка на фото показалась менее привлекательной после восприятия визуальных образов женщин из журнала [1].
Еще одним эффективным методом психологического влияния, который маркетологи адаптировали под рекламную деятельность является принцип взаимного обмена. В настоящее время этот метод применяется крупными компаниями при организации личных продаж.
Сегодня популярным методом рекламирования является семплинг. Практически каждый поход покупателя в универсам сопровождается предложением представителей различных компаний попробовать рекламируемый товар. Покупатель берет бесплатный образец сыра, шоколада, кофе, зубной пасты или любого другого товара, после чего срабатывает механизм взаимного обмена. В процессе социализации человек привык к тому, что на добро нужно ответить добром: если он получил что-то в дар, он подсознательно старается оказать ответную услугу.
По этому же принципу работает компания Amway. Представители компании доставляют на дом потенциальным клиентам комплект пробной продукции. Через определенный промежуток времени представитель возвращается для оформления заказа на понравившуюся клиенту продукцию. К этому времени потенциальный покупатель чувствует себя обязанным за безвозмездное предоставления товаров и готов сделать заказ.
Дистрибьютор в штате Массачусетс, США пишет: «Самая фантастическая коммерческая идея в истории!.. В среднем клиенты покупают примерно половину комплекта пробной продукции, когда они берут