Научная статья на тему 'Сравнительный анализ мотивации учебной деятельности студентов младших и старших курсов педагогического вуза'

Сравнительный анализ мотивации учебной деятельности студентов младших и старших курсов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
422
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / МОТИВ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СТУДЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА / MOTIVATION / MOTIVE / LEARNING ACTIVITIES / MOTIVATION OF LEARNING ACTIVITIES / STUDENTS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савинова Татьяна Викторовна, Сюбаева Рената Ринатовна

Статья посвящена изучению мотивации учебной деятельности студентов младших и старших курсов педагогического вуза. В ней осуществлен теоретический анализ проблемы мотивации учебной деятельности в психолого-педагогической литературе, представлены результаты эмпирического исследования мотивации учебной деятельности студентов младших и старших курсов педагогического вуза, осуществлен ее сравнительный анализ, составлены психолого-педагогические рекомендации для преподавателей и студентов по развитию мотивации учебной деятельности студентов педагогического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савинова Татьяна Викторовна, Сюбаева Рената Ринатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE MOTIVATION OF EDUCATIONAL ACTIVITIES OF STUDENTS OF JUNIOR AND SENIOR COURSES OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The article is devoted to the study of the motivation of educational activities of students of junior and senior courses of a pedagogical university. It carried out a theoretical analysis of the problem of motivation of educational activities in the psychological and pedagogical literature, presents the results of an empirical study of the motivation of educational activities of students of junior and senior courses of a pedagogical university, carried out its comparative analysis, compiled psychological and pedagogical recommendations for teachers and students on the development of educational motivation pedagogical university.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ мотивации учебной деятельности студентов младших и старших курсов педагогического вуза»

способных жить без нужд и умирать без страха" [10, 51]. Поэтому теплющийся благодатный огонь в душе героини, с которого, по мысли Лескова, и начинается спасение всякого человека, был для него главной целью изображения в повести.

Литература:

1. Ахматова Е.Н. Мое знакомство с Н.С. Лесковым и его письма ко мне (отрывок из воспоминания восьмидесятилетней женщины) // В мире Лескова. Сост. В.А.Богданов. - М.: Сов. писатель,1983. - С. 322-336.

2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Канонические. - М.: Российское Библейское Общество, 1993.

3. Бухштаб Б.Я. Н.С. Лесков (1831-1895) // Лесков Н.С. Собр. соч.: В 6т. М.: Правда, 1973.Т.1. -С. 3-42.

4. Видуэцкая И.П. Творчество Лескова в контексте русской литературы XIX века: Дис... д-ра филол. наук: 10.01.01. - Москва, 1994. - 410 с.

5. Громов П.П., Эйхенбаум Б.М. Н.С. Лесков (Очерк творчества): Вст. ст. // Лесков Н.С. Собр. соч.: В 11т. - М.: ГИХЛ, 1956. - Т.1. - С. 5-60.

6. Дыханова Б.С. Великий рассказчик: Вст. ст. // Лесков Н.С. Очарованный странник. Повести и рассказы. - М.: Худ. лит-ра, 1984. - С. 3-11.

7. Крупчанов Л.М. Жажда света: Вст. ст. // Лесков Н.С. Повести и рассказы. - М.: Правда, 1981. -С. 3-16.

8. Лесков Н.С. Н.С.Лесков о литературе и искусстве. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. - 285 с.

9. Лесков Н.С. Собрание сочинений: В 11 т. / Редкол.: А.Бихтер (отв. ред.) и др.: М.: ГХИЛ, 1956-1958. В дальнейшем цитируется по этому изданию с указанием в скобках тома и страницы с сохранением особенностей авторской орфографии и пунктуации.

10. Лесков Н.С. Честное слово / Сост., подг. текста, вст. ст. и коммент. Л.А.Аннинского. - М.: Сов. Россия, 1988. - 352 с.

11. Майорова О.Е. Вступление // Лесков Н.С. "Христианство на Руси еще не проповедано.": Затерянные статьи Николая Лескова // Лит. газета.- 1993. 21июля. - С. 5.

12. Павленко И.В. Психологические особенности индивидуального типа сознания простолюдина в рассказе Н.С. Лескова «Разбойник» Я. // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология - Сб. статей. - Ялта: РИО ГПА, 2016. - Вып. 53. - 4.IV. (№ 1455 из перечня российских рецензируемых научных журналов). С. 364-371.

13. Русина Н.С. Становление реализма в творчестве Н.С. Лескова 1860-х годов (Проблема характера и среды): Дис. к-та филол. наук: 10.01.01. - Москва, 1971. - 276 с.

14. Свительский В.А. "Человек живет словами.": Вст. ст. // Лесков Н.С. Повести. Рассказы. - Воронеж, 1981. - С. 5-34.

15. Столярова И.В. Н.С. Лесков о литературе и искусстве: Вст. ст. // Н.С.Лесков о литературе и искусстве. - М.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. - С. 4-30.

16. Тимина С. Театральный характер: Вст. заметка // Лесков Н.С. Театральный характер. Рассказ // Нева. - 1982. - №7. - С. 116-129.

17. Троицкий В. Ю. Писатель земли русской: Вст.ст. // Лесков Н.С. Повести и рассказы. - М.: Правда, 1986. - С. 3-24.

18. Тюхова Е.А. Принципы психологического анализа в раннем творчестве Н.С.Лескова // Творчество Н.С. Лескова: Межвуз. сб. научн. трудов. - Курск, 1986. - С. 19-28.

19. Филимонова Н.Ю. Изображение народного характера в произведениях Н.С.Лескова (1870-1880-е годы): Дис. к-та филол. наук: 10.01.01. - Москва, 1978. - 197 с.

20. Чередникова М.П. Открытие Лескова // Лит-ра в школе. - 1991. - №2. - С. 87-102.

21. Чуднова Л.Г. Лесков в Петербурге. - Л.: Лениздат, 1975. - 255 с.

Психология

УДК 159.9:370(045)

кандидат психологических наук, доцент Савинова Татьяна Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск); магистрант направления подготовки 44.04.02

Психолого-педагогическое образование Сюбаева Рената Ринатовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск)

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ И СТАРШИХ КУРСОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация. Статья посвящена изучению мотивации учебной деятельности студентов младших и старших курсов педагогического вуза. В ней осуществлен теоретический анализ проблемы мотивации учебной деятельности в психолого-педагогической литературе, представлены результаты эмпирического исследования мотивации учебной деятельности студентов младших и старших курсов педагогического вуза, осуществлен ее сравнительный анализ, составлены психолого-педагогические рекомендации для преподавателей и студентов по развитию мотивации учебной деятельности студентов педагогического вуза.

Ключевые слова: мотивация, мотив, учебная деятельность, мотивация учебной деятельности, студенты педагогического вуза.

Annotation. The article is devoted to the study of the motivation of educational activities of students of junior and senior courses of a pedagogical university. It carried out a theoretical analysis of the problem of motivation of educational activities in the psychological and pedagogical literature, presents the results of an empirical study of the motivation of educational activities of students of junior and senior courses of a pedagogical university, carried out its comparative analysis, compiled psychological and pedagogical recommendations for teachers and students on the development of educational motivation pedagogical university.

Keywords: motivation, motive, learning activities, motivation of learning activities, students of a pedagogical university.

Введение. Одной из важнейших проблем современной психологии является мотивация учебной деятельности. Ее актуальность обусловлена тем, что в настоящее время в нашей стране многие являются студентами высших, а также средних профессиональных учреждений. Зачастую молодое поколение стремится к получению образования не для удовлетворения личных потребностей и реализации собственного потенциала, а попросту для диплома о высшем образовании. По этой причине на сегодняшний день важным из числа проблем решения трудностей образования считается вопрос изучения мотивации студентов к учебной деятельности, так как только лишь уяснив внутренние аргументы и стремления человека, возможно найти конкретное решение внешних трудностей образования. Изучение мотивации учебной деятельности считается значимым не только для системы образования. Данная проблема важна и для самих обучающихся, так как только лишь разобравшись в самом себе, в мотивах собственного учения, возможно что-то изменить и двигаться дальше в будущее, т. е. совершенствоваться.

Изложение основного материала статьи. Изучение отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы показывает, что определение «мотивация» в современной психологии рассматривается в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

A. Шопенгауэр впервые употребил слово «мотивация» в статье «Четыре принципа достаточной причины». Он считал, что мотивация действует только на основе и при условии определенной склонности человека, которая у него индивидуальна. Данный термин прочно закрепился в психологическом обиходе для разъяснения причин поведения человека [7].

Значительный вклад в разработку проблемы мотивации в отечественной психологии внес А. Н. Леонтьев Он отмечает, что мотивация - это то, что движет систему деятельности, независимо от конкретных лиц, которые играют необходимые роли в конкретном случае [4].

По мнению Н. В. Цыганенко, мотивация представляет собой совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают каждого человека к определенной деятельности, задают ее границы и формы, придают ей направленность, ориентированную на достижение определенных целей [5].

Б. И. Додонов выделяет в мотивации четыре структурных компонента. Среди них: удовольствие от самой деятельности, личностная значимость ее результата, «мотивирующая» сила вознаграждения, а также принуждающее давление на личность. Перечисленные структурные компоненты соотносятся со структурой учебной деятельности и помогают эффективно производить анализ учебной мотивации [3].

B. И. Чирков на основе сравнительного анализа и обобщения ряда исследований дал характеристику особенностей внешней и внутренней мотивации. При преобладающей внутренней мотивации желание выполнять деятельность более стойкое и продолжительное, она сопровождается положительными эмоциями (удовлетворение, радость), субъект выбирает для себя более трудные цели и задачи, часто отдает предпочтение творческим задачам. При внешней мотивации большую роль играет внешнее подкрепление, выделяется тенденция выбирать стандартные несложные задачи, снижается уровень спонтанности и креативности, часто при выполнении деятельности появляются отрицательные эмоции [6].

А. С. Герасимова выделила определения «мотивация учения», «мотивация деятельности учения», «мотивационная сфера учащегося», «учебная мотивация», которые применяются чаще как синонимы. В широком значении, эти определения означают целый комплекс мотивирующих условий, порождающих активность субъекта и характеризующих ее направление. В узком значении, данными определениями обозначают достаточно непростую систему мотивов. Мотивация учения понимается автором как «совокупность побуждений к учебной деятельности. Она формируется из многочисленных регулярно изменяющихся и вступающихся в новые отношения друг с другом условий» [2].

К числу отличительных черт учебной деятельности студентов высших учебных заведений можно отнести: особенности целей и результатов (подготовка к самостоятельному труду; освоение знаниями, умениями, навыками; формирование индивидуальных и профессионально значимых качеств); особенный вид объекта изучения (академические познания, сведения о перспективе труде, и т. д.); запланированный учебный процесс; особые средства деятельности. В мотивации учебной деятельности студентов регулярно совмещаются академический и профессиональный элементы. Структура мотивов студента, формирующаяся в момент обучения, становится стержнем личности будущего профессионала. Таким образом, развитие положительных учебных мотивов - необходимая составная часть развития личности обучающегося.

Согласно Ю. Н. Кулюткину и Г. С. Сухобской, познавательная мотивация носит непосредственный характер, и в этом случае она выступает в форме внутреннего познавательного интереса, любознательности, стремления к новизне. Деятельность, направленная на получение информации о свойствах и отношениях изучаемого объекта, подкрепляется самим фактом овладения новым знанием и снятия неопределенности, то есть в данном случае цель деятельности (поиск информации) и ее мотив (получить новую информацию) совпадают [3].

Анализ литературы показывает, что мотивация учебной деятельности является эффективным способом улучшения учебного процесса, движущей силой, правильно управляя которой можно достичь высоких результатов в процессе обучения.

С целью изучения и выявления особенностей мотивации учебной деятельности студентов младших и старших курсов педагогического вуза нами была проведена опытно-экспериментальная работа на базе ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» г. Саранска. В исследовании приняли участие 144 студента, из них: 72 студента первого и второго курсов направлений подготовки: 44.03.02 Психолого-педагогическое образование профилей Психология в образовании и социальной сфере, Психология и педагогика инклюзивного образования, 37.03.01 Психология, 44.03.05 Педагогическое образование профилей Русский язык. Литература, Русский язык. История и 72 студента четвертого и пятого курсов направлений подготовки: 44.03.02 Психолого-педагогическое образование профилей Психология образования, Психология и педагогика инклюзивного образования, 44.03.05 Педагогическое образование профилей Русский язык. Литература, Русский язык. История, Дошкольное

образование. Начальное образование.

Для осуществления сравнительного анализа мотивации учебной деятельности студентов младших и старших курсов педагогического вуза был использованы следующие методы: эмпирические: методика «Изучение мотивации обучения в вузе» (Т. И. Ильина); методика «Изучение мотивов учебной деятельности» (А. А. Реан, В. А. Якунин); методика «Диагностики учебной мотивации студентов» (А. А. Реан, В. А. Якунин, модификация Н. Ц. Бадмаевой); методы математической обработки данных: t - критерий Стьюдента.

Методика «Изучение мотивации обучения в вузе» (Т. И. Ильина) применялась с целью выявления доминирующих мотивов обучения студентов в педагогическом вузе. В результате проведенного сравнительного исследования выявлены статистические значимые различия на 1 % уровне (2,7**) по мотиву «приобретение знаний». Он преобладает у 50 % студентов младших курсов в начале обучения. В то же время у студентов старших курсов, которые приближаются к завершению учебной деятельности в вузе, данный мотив менее выражен и характерен только лишь для 27,7 % испытуемых. Доминирующими мотивами у них становятся «овладение профессией» (37,5 %) и «получение диплома» (34,7 %).

С помощью методики «Изучение мотивов учебной деятельности» (А. А. Реан, В. А. Якунин) выявлены преобладающие мотивы учебной деятельности студентов младших и старших курсов. По итогам сравнительного исследования между студентами младших и старших курсов педагогического вуза выявлены статистически значимые различия на 1 % уровне (3,1**) по мотиву «стать высококвалифицированным специалистом». Данный мотив сильнее выражен у студентов старших курсов (79,1 %), чем у младших (56,9 %). Это связано с тем, что студенты старших курсов завершают обучение и всерьез задумываются о своей дальнейшей профессиональной деятельности, в то время как студенты младших курсов только начали свой путь в профессиональном образовании. Также выявлены статистически значимые различия на 1 % уровне (2,9**) по мотиву «успешно продолжить обучение на последующих курсах». У студентов младших курсов данный мотив выражен сильнее (34,7 %), чем у старших (15,2 %). Такие различия весьма логичны, так как студенты старших курсов завершают обучение в вузе. Статистически значимые различия на 5 % уровне (2,5*) определились по мотиву «постоянно получать стипендию». Мотив более выражен у студентов младших курсов, (48,6 %), чем у старших (29,1 %). Для большинства студентов младших курсов получение стипендии является дополнительной мотивацией к повышению успеваемости. По мотиву «успешно учиться, сдавать экзамены на хорошо и отлично» выявлены статистически значимые различия на 1 % уровне (3**). Данный мотив в большей степени характерен для студентов младших курсов (63,8 %), чем для старших (40,2 %). Эта группа студентов стремится завоевать уважение преподавателей, сокурсников и родителей, получать стипендию. Статистически значимые различия на 1 % уровне (2,9**) выявлены по мотиву «приобрести глубокие и прочные знания». У студентов младших курсов данный мотив выражен сильнее (77,7 %), чем у старших (58,3 %). Главной задачей этих студентов является получение знаний и умений во время изучения дисциплин. По мотиву «получить интеллектуальное удовлетворение» определены статистически значимые различия на 1 % уровне (2,8**), который в большей степени свойственен студентам младших курсов (65,2 %), чем старших (43 %). Данное обстоятельство характеризует студентов младших курсов как активных субъектов учебной деятельности и позволяет говорить об их успешности в учебной деятельности. Также были выявлены статистически значимые различия на 1 % уровне (2,7**) по мотиву «обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности». Мотив сильнее выражен у студентов старших курсов (72,2 %), чем у младших (52,7 %). Такие различия логичны, потому что к концу учебной деятельности старшекурсники начинают задумываться о трудоустройстве.

Методика «Диагностики учебной мотивации студентов» (А. А. Реан, В. А. Якунин, модификация Н. Ц. Бадмаевой) использовалась для изучения оценки развития мотивов учения. По итогам сравнительного исследования между студентами младших и старших курсов педагогического вуза статистически значимые различия на 5 % уровне (2*) определились по шкале «мотивы избегания». У студентов младших курсов данный мотив выражен сильнее (26,3 %), чем у старших (12,5 %). Они в большей степени пытаются избежать неприятностей, связанных именно с неуспехом в учебной деятельности. Статистически значимые различия на 1 % уровне (2,9**) определились по шкале «профессиональные мотивы». У студентов старших курсов он выражен сильнее (25 %), чем у студентов младших курсов (9,7 %). Такие результаты можно объяснить тем, что в процессе обучения формируются профессиональные мотивы будущей профессии. Одним из важных источников формирования профессиональных мотивов выступает представление студента о специфике избранной профессии. По шкале «учебно-познавательные мотивы» определились статистически значимые различия на 1 % (2,7**) уровне. У студентов младших курсов данные мотивы выражены сильнее (22,2 %), чем у студентов старших курсов (9,7 %). Студенты в начале своего обучения в вузе больше замотивированы на получение новой информации, чем студенты старших курсов.

На основе данных сравнительного анализа нами были разработаны психолого-педагогические рекомендации для преподавателей и студентов по развитию мотивации учебной деятельности.

Психолого-педагогические рекомендации для преподавателей по развитию мотивации учебной деятельности студентов педагогического вуза:

1. Поддерживать в учебном процессе атмосферу взаимопонимания и сотрудничества.

2. Формировать в начале занятия правильную постановку цели, способствующей пониманию и принятию цели студентами как собственной, значимой для своего интеллектуального развития.

3. Стимулировать интерес к познанию дисциплины с помощью экскурса в историю предмета.

4. Использовать во время проведения занятий метод проблемного обучения.

5. Создавать во время занятия ситуации успеха, который формирует чувство удовлетворенности, уверенности в себе, объективную самооценку.

6. Стимулировать студентов к поиску объяснений с помощью противоречий.

7. Формировать у студентов необходимость практической значимости изучаемой дисциплины.

Психолого-педагогические рекомендации для студентов младших и старших курсов по развитию

мотивации учебной деятельности:

1. Использовать в процессе обучения постепенность изучаемого содержания материала: движение от усвоения содержания средней трудности, затем трудных заданий и, наконец, легких.

2. Формировать мотивацию учебной деятельности чтением дополнительной литературы по заинтересовавшим темам.

3. Стимулировать изучение учебного материала, дополняя его своими структурными схемами и примечаниями.

4. Стимулировать свои успехи в учебе с помощью обратной связи. Студенты должны знать реальные результаты, чтобы сравнить их с теми результатами, которые могли бы быть при более серьезной подготовке к учебному процессу.

5. Формировать мотивацию учения индивидуальным целеполаганием или планировать цели и задачи самостоятельно.

6. Рассчитывать свое индивидуальное время для его структурированного применения.

7. Стимулировать себя на поиск возможностей включения учебного материала в повседневную жизнь и будущую профессиональную практику.

Выводы. Мотивация учебной деятельности является системным образованием, которое обеспечивает побуждение учащихся к продуктивной познавательной деятельности, определяет активное освоение содержания учебного процесса и регуляцию выполнения учебной деятельности. В мотивации учебной деятельности студентов младших и старших курсов педагогического вуза имеются специфические особенности, учет которых способствует ее эффективному развитию.

Литература:

1. Герасимова, А. С. Мотивация учения в контексте деятельностного подхода: учеб. пособие / А. С. Герасимова. Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. - 140 с.

2. Додонов, Б. И. Эмоция как ценность [Электронный ресурс] / Б. И. Додонов. - М.: МПСИ, 2006. -368 с. - URL: http://pedlib.ru/Books/6/0322/6_0322-1.shtml.

3. Кулюткин, Ю. Н. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся / Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. - М.: Педагогика, 1971. - 112 с.

4. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев. - М.: Смысл, Академия, 2005. - 352 с.

5. Цыганенко, Н. В. Демотивирующие факторы учебной деятельности студентов вуза / Н. В. Цыганенко // Актуальные проблемы социологии молодежи, культуры, образования и управления: материалы международной конференции, памяти профессора В. Т. Шапко. - 2014. - Т. 3. - С. 249-253.

6. Чирков, В. И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека / В. И. Чирков // Вопросы психологии. - 1996. - № 3. - С. 116-132.

7. Шопенгауэр, А. Полное собрание сочинений в одном томе / А. Шопенгауэр. - М.: Престиж БУК, 2015. - 1032 с.

Психология

УДК 159.9

старший преподаватель кафедры психологии Саидов Асланбек Арбиевич

Чеченский государственный педагогический университет (г. Грозный)

ГНЕВ И АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК РЕЗУЛЬТАТ НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ

Аннотация. В первой части статьи приводится теоретический анализ понятия агрессивности, описываются психологические аспекты гнева. На основе проведенного анализа определяется значение понятий гнева и агрессии, строится классификация различных видов агрессии, а также устанавливаются различные факторы, влияющие на возникновения и проявление агрессивного поведения у человека. Во второй части представлены результаты эмпирического исследования влияния показателей удовлетворённости жизнью на проявления гнева и агрессии.

Ключевые слова: агрессивное поведение, вербальная агрессия, физическая агрессия, предметная агрессия, эмоциональная агрессия, самоагрессия, гнев, неудовлетворенность жизнью.

Annotation. The first part of the article provides a theoretical analysis of the concept of aggressiveness, describes the psychological aspects of anger. On the basis of the analysis performed, the meaning of the concepts of anger and aggression is determined, a classification of various types of aggression is constructed, and various factors influencing the occurrence and manifestation of aggressive behavior in humans are established. The second part presents the results of an empirical study of the effect of life satisfaction indicators on manifestations of anger and aggression.

Keywords. Aggressive behavior, verbal aggression, physical aggression, object aggression, emotional aggression, self-aggression, anger, dissatisfaction with life.

Работа выполнена при финансовой поддержке Совета по грантам Президента Российской Федерации

для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук (Конкурс - МК-2018) (№МК-2469.2018.6 «Способы реализации агрессивных побуждений и идеи мести в контексте переживания стрессов высокой интенсивности»)

Введение. Агрессивное поведение представляет собой комплексную биопсихосоциальную проблему, которая требует многостороннее изучение различными специалистами: психологами, психиатрами, социологами, криминологами, философами и другими. Агрессия - это воздействие с целью нанесения вреда. Агрессивность индивида зависит от его нейромедиаторных, гормональных, генетических, половых особенностей, однако биологические факторы не в полной мере обусловливают проявления агрессии. Выраженность и частоту проявлений агрессии определяют социальные факторы. На характеристики агрессии также оказывают влияние психологические особенности эмоциональных реакций, мышления и волевых качеств человека, а также имеющиеся у него психические и поведенческие нарушения.

Изложение основного материала статьи. Существует несколько определений понятия агрессии.

Агрессия, в первую очередь, определяется как любой ответ субъекта, который доставляет, вербально или невербально, вредные воздействия другому лицу, однако восприятие полученного вреда для человека субъективно [14].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.