Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ МОДЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВУЗЕ'

К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ МОДЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА СОВРЕМЕННЫХ ВУЗОВ / ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ДЕЛОВАЯ ИГРА / ФАКУЛЬТАТИВ / КОНКУРС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иваненко Татьяна Александровна

В статье рассматриваются проблема поиска таких приемов, способов, технологий и моделей, которые позволят на высоком практико-ориентированном уровне проводить процесс преподавания юридического блока дисциплин для обучающихся по экономическим направлениям подготовки. Автор убежден, что поиск форм и моделей работы со студентами, развивающих их вовлеченность является не только практико-ориентированным подходом, но и закладывает фундамент успешного формирования практических навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иваненко Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON IMPLEMENTATION OF PRACTICAL-ORIENTED MODELS IN THE PROCESS OF TEACHING LEGAL DISCIPLINES IN ECONOMIC UNIVERSITY

The article deals with the problem of finding such techniques, methods, technologies and models that will allow for a high practice-oriented level to conduct the process of teaching the legal block of disciplines for students in economic areas of training. The author is convinced that the search for forms and models of work with students that develop their involvement is not only a practice-oriented approach, but also lays the foundation for the successful formation of practical skills.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ МОДЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВУЗЕ»

Проведя исследование ситуативной и личностной тревожности, мы увидели, что средние значения ситуативной и личностной тревожности характеризуют ее как выраженную, в группе старшеклассников и второкурсников. Только у первокурсников средний показатель ситуативной тревожности относится к категории умеренной. Вероятно, успешное поступление в вуз снижает ситуативную тревожность, и в меньшей степени личностную. При оценке распределения участников тестирования по уровню тревожности мы также увидели, что больше всех участников с выраженной тревожностью среди старшеклассников, чуть меньше среди второкурсников, и менее всего в группе первокурсников.

Подобное исследование своего психологического состояния полезно и для школьников, которым необходимо бороться с экзаменационным стрессом, правильно оценивая свои страхи, и для студентов. В дальнейшем правильно было бы выяснить основные причины тревог и способы снижения тревожности.

Выводы. Проанализировав все результаты исследований можно сделать следующие выводы:

1. В условиях ухудшения здоровья и функционального состояния детей и юношества и увеличения экологической и стрессовой нагрузки важным направлением здоровьесберегающей работы педагогов является обучение учащихся способам контроля своего психофизического состояния.

2. При субъективной оценке своего самочувствия и активности наиболее низкие характеристики регистрируются у старшеклассников. Практически у большей части опрошенных выявляется выраженный уровень ситуативной и личностной тревожности, причем больше всего это выявляется среди старшеклассников.

Литература:

1. Бобкова С.Н., Бобков Г.С., Зверева М.В. Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе дошкольных образовательных учреждений / Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-2. - С. 50-53.

2. Бобкова С.Н., Зверева М.В., Бобков Г.С. Формирование мотивации к здоровому образу жизни у школьников при освоении естественнонаучных дисциплин // В сборнике: Здоровьесберегающие технологии в современном образовании. Материалы III Всероссийской студенческой научно-практической конференции. Екатеринбург, 2020. - С. 36-39.

3. Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации за 2018 год [Электронный ресурс]. Электронные данные. - Режим доступа: https://rosmintrud.ru/social/202 (дата обращения: 27.02.2020).

4. Детские болезни: учебник / Под ред. А.А. Баранова - 2-е изд., - 2009. - 1008 с.

5. Доскин В.А. Психологический тест «САН» применительно к исследованиям в области физиологии труда / В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, О.М. Строгина // Гигиена труда и профессиональных заболеваний, 1975. - № 5 - С. 28.

6. Егоров И.В., Конышева Н.М., Бадулина О.И., Зверева М.В., Горбаткина И.М., Романенко Н.Л., Муртазина Н.А., Бочарникова М.А., Прохорова А.В., Семенюк Н.М. Эмоциональное благополучие и поддержание здоровья детей в системе предшкольного и начального образования / Начальная школа. 2012. № 3. - С. 43-71.

7. Зверева М.В. Особенности вариабельности сердечного ритма обучающихся в процессе их адаптации к новым условиям учебной деятельности \ М.В. Зверева, Ю.А. Матвеев, Ж.Т. Искакова \\ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Естественные науки. 2020. № 3 (39). - С. 8-17.

8. Кучма, В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий / В.Р. Кучма - М.: Изд-во Научного центра здоровья детей РАМН, 2001. - 280 с.

9. Здравоохранение в России - 2019. Статистический сборник. [Электронный ресурс]. - Электронные данные. - Режим доступа: https://resursor.ru/statisticheskij-sbomik-zdravooxranenie-v-rossii-2019-polnaya-versiya/zdorovye-naseleniya-vzroslye/#1585670525664-2038545f-0577

10. Психодиагностика стресса: практикум / сост. Р.В. Куприянов, Ю.М. Кузьмина; М-во образ. и науки РФ, Казан. гос. технол. ун-т. - Казань: КНИТУ, 2012. - 212 с.

11. WHO report on health behaviours of 11-15-year-olds in Europe reveals more adolescents are reporting mental health concerns [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Режим доступа: https://www.euro.who.int/en/media-centre/sections/press-releases/2020/who-report-on-health-behaviours-of-1115-year-olds-in-europe-reveals-more-adolescents-are-reporting-mental-health-concerns

Педагогика

УДК 372.881.1

ассистент кафедры «Философия, история и право» Иваненко Татьяна Александровна

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Краснодарский филиал Финуниверситета) (г. Краснодар)

К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ МОДЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Аннотация. В статье рассматриваются проблема поиска таких приемов, способов, технологий и моделей, которые позволят на высоком практико-ориентированном уровне проводить процесс преподавания юридического блока дисциплин для обучающихся по экономическим направлениям подготовки. Автор убежден, что поиск форм и моделей работы со студентами, развивающих их вовлеченность является не только практико-ориентированным подходом, но и закладывает фундамент успешного формирования практических навыков.

Ключевые слова: индивидуальные образовательные траектории, практико-ориентированные и интерактивные модели обучения, образовательная среда современных вузов, онлайн-обучение, техническая поддержка, цифровизация образования, дидактическая модель, деловая игра, факультатив, конкурс.

Annotation. The article deals with the problem of finding such techniques, methods, technologies and models that will allow for a high practice-oriented level to conduct the process of teaching the legal block of disciplines for students in economic areas of training. The author is convinced that the search for forms and models of work with

students that develop their involvement is not only a practice-oriented approach, but also lays the foundation for the successful formation of practical skills.

Keywords: individual educational trajectories, practice-oriented and interactive learning models, educational environment of modern universities, online learning, technical support, digitalization of education, didactic model, business game, elective, competition.

Введение. На сегодняшний день возникла объективно обусловленная необходимость дифференцировать векторы получения качественных знаний студентами, часто данный феномен звучит как «индивидуальные образовательные траектории». На наш взгляд, блок правовых дисциплин для студентов, обучающимся по направлениям укрупненной группы специальностей 38.00.00 «Экономика и управление», таким как: 38.03.01 - «Экономика», 38.03.02 - «Менеджмент», 38.03.05 - «Бизнес-информатика» должен осваиваться именно с позиций интерактивных подходов погружения в профессиональную деятельность. По этой причине необходимо сделать все возможное, чтобы интеграция знаний правового поля осуществлялась системно в процессе освоения каждой формируемой компетенции. Например, программа подготовки по направлению «Бизнес-информатика» включает в себя изучение менеджмента, кибербезопасности и информационного права, и запросы на высококвалифицированных специалистов в области информационного права или кибербезопасности растут неуклонно в связи с глобальными метаморфозами, обусловленными цифровизацией.

Но общие проблемные вопросы для высшей школы, связанные с формированием, и самое главное, -воплощением в жизнь индивидуальных образовательных траекторий, вызывает много сложностей, которые зафиксированы сегодня в материалах форумов, научно-практических конференций. Связано это, в основном, с такими проблемными моментами, как: во-первых, в настоящее время необходима определенность о приоритетности либо четких стандартов обучения, либо желаемого профиля обучаемого; во-вторых, перестройка всего образовательного процесса (переход к модульным образовательным программам и элементам); в-третьих, качественные диагностические инструменты, настроенные под конкретную задачу/модуль; в-четвертых, серьезные усилия (временные и человеческие ресурсы) на создание системы в целом, блока тестирования и блока образовательных программ; в-пятых, высокая квалификация персонала и преподавателей, новые профессиональные компетенции и специалисты; в-шестых, высокая начальная стоимость; в-седьмых, использование новых технологий (тестирование, сопровождение и т.д.); в-восьмых, индивидуальное сопровождение обучаемых, повышение сервисности обучения.

Трудоемкость этих изменений весьма масштабна, потому что она включает в себя не только формирование начального профиля и подбор под него образовательных программ, которые впоследствии нужно разложить на отдельные модули, и под каждый из этих элементов нужно создать систему тестирования, но еще и необходимость создания диагностических матриц для всех этих структурных элементов образовательных траекторий. По мнению экспертов, силами одного вуза это воплотить практически невозможно [1].

Изложение основного материала статьи. Решение этой проблемы должно быть найдено. Прогрессивные и элитные образовательные сообщества предлагают такого рода меры. Так, например, на Пленарном заседании Зимней школы педагогического мастерства 2021 "Не цифрой единой...", инициированной Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации, было озвучено, что формирование персональных образовательных траекторий создаст возможности расширения образовательного охвата (новые аудитории, новые заказчики, возможное кратное увеличение оказания образовательных услуг), позволит повысить финансовую устойчивость, снизить расходы при масштабировании и выходе на новые рынки, позволит разработать новые программы. Также бесспорными плюсами, по мнению экспертов, являются: устойчивость к внешним воздействиям и быстрое реагирование на них (включая постановку новых задач от заказчиков, пандемия COVID-19 и ее вызовы, новые веяния рынка), четкий контроль за учебным процессом и его параметрами, повышение качества учебного процесса и его результатов (возможность подбирать лучших преподавателей и выдавать слушателям максимум) [1].

На наш взгляд, одной из интересных форм преподавания юридических дисциплин в контексте профессиональной деятельности, является деловая игра. Это один из ключевых трендов сегодня, активно погружающий студента в алгоритм и модель его образовательной траектории, потому что такая форма работы дает ему возможность более глубоко вникнуть в практический аспект правового поля выбранной им профессии.

Если рассматривать практико-ориентированную сторону учебного процесса как деловую игру, то наиболее интересным и простым вариантом является включение деловой игры в программу преподаваемых в вузе учебных дисциплин, в частности, в нашем случае это: «Правовое регулирование управленческой деятельности», «Правовое регулирование экономической деятельности», «Информационное право», «Договорное право», «Международное экономическое право».

На занятиях по данным дисциплинам мы проводим деловые игры в виде упрощенных модельных процессов, которые включены в качестве разделов и тем в рабочие программы дисциплин (далее РПД). В рамках подготовки деловой игры, обучающиеся выбирают один из предложенных преподавателем сценариев, который направляется им, приблизительно, за три недели до проведения деловой игры, и при этом каждый сценарий состоит из двух частей. Первая часть посвящена процессуальным вопросам, т.е. это определение компетенции суда, либо международного коммерческого арбитража, это принятие обеспечительных мер и др.

Вторая часть касается именно определения существа заявленных требований. При этом те основные проблемы, которые студенты должны разрешить, они упомянуты в фабуле самого дела, т.е. в его материалах (с частично отсутствующими элементами). Обучающиеся должны самостоятельно определить и осветить такие дополнительные вопросы в рамках тех документов, которые они готовят, а также представить в виде устных выступлений [2].

В процессе подготовки и проведения деловой игры, студенты, как правило, делятся на три группы. Первая группа готовит позицию ответчика, вторая - позицию истца, третья - выступает в качестве арбитра или судей, которые рассматривают спор. При этом студенты самостоятельно разрабатывают письменные позиции истца и ответчика, таким образом, они готовят полномасштабный иск, все необходимые ходатайства, доверенности на представление интересов и иных документов, которые впоследствии предоставляются на проверку преподавателю [3].

Группа обучающихся, которые выполняют роль арбитров, либо третейских судей, должны в рамках подготовки ознакомиться с регламентом или правилами проведения соответствующего арбитражного института, и также изучить установленный порядок проведения устных слушаний, а также подготовить вопросы сторонам. Сама деловая игра проводится в рамках семинарского или практического занятия, которое может иметь вид игрового арбитражного разбирательства и максимально интегрирует в контекст правового регулирования экономической деятельности, информационного права, международного или договорного права и др. При этом каждая группа обучающихся выступает в той роли, которую они изначально для себя избрали [4]. На заключительном этапе преподаватель дает краткую оценку с объяснением тех недостатков и доводов, которые сторона могла бы использовать для того, чтобы максимально усилить свою позицию.

Следующая интересная практико-ориентированная форма работы-это интерактивная творческая мастерская по той или иной дисциплине, в которой могут использоваться самые разные задания, дифференцированные по уровню сложности. Например, задание, представленное на рисунке 1.

Проанализируйте

данные

статистики,

представленные

на рисунке,

подберите всю

необходимую

информацию,

напишите мини-

эссе на тему:

«Какие социально

экономические

факторы

обусловливают

цифры,

представленные

на рисунке?»

Рисунок 1. Пример разноуровневого задания для интерактивной творческой мастерской по дисциплине «Правовое регулирование экономической деятельности»

При этом необходимо учитывать, что одним из приоритетных направлений становится развитие самомотивации к образовательной деятельности обучающихся (рисунок 2).

Са.чостоятельная работа студентов

Целевой Содержательный Технологический Управленческий

1 1

Цели и задачи Содержание Методы Орг. формы

Мотивация Система задании Средства Контроль

Готовность Образцы Технологии Анализ, коррекция

1 1 1 1

Эффективность Рекомендации информационное nfWnP4t>Hire Руководство

сповня

у "líüxiOpbl

Рисунок 2. Компоненты самостоятельной работы студентов

Третья разновидность интерактивной работы по созданию моделей в ходе преподавания юридических дисциплин - это факультатив. Можно считать проведение факультативных занятий возможным вариантом модельного процесса. Названия факультативов могут быть выбраны самые разные, но в любом случае их тематика должна опережать время и быть направленной в профессиональную среду, в которую впоследствии будут погружаться обучающиеся [5].

Примерами названий факультатива для обучающихся по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» может быть «Исследование экономических споров», «Актуальные вопросы оценки убытков», для

обучающихся по направлению 38.03.02 «Менеджмент» - «Проблемы правового регулирования управленческих отношений», «Конфликты интересов», для обучающихся по направлению 38.03.05 «Бизнес-информатика» - «Патенты. Защита авторских прав и информационная безопасность» и др. Факультативы, как правило, посвящены самым разным навыкам, которые необходимы, чтобы студенты могли использовать их на практике.

Четвертая и одна из самых перспективных моделей - это соревнование или конкурс. Например, это может быть конкурс «На самую лучшую модель ведения переговоров». Конкурсы по общему правилу подразумевают подготовку командой студентов письменных меморандумов истца и ответчика, а также последующее устное выступление перед жюри с защитой соответствующей правовой позиции. Подобная «игровая» форма обучения студентов очень быстро стала популярной, поскольку позволяет им получить необходимые практические навыки составления письменных состязательных документов, потренировать навыки публичных выступлений, научиться работать в команде.

Выводы. На основании вышеизложенного можно сделать выводы о том, что модельные процессы в педагогической среде позволяют вплотную подойти к алгоритму индивидуальной траектории получения правовых знаний студентами экономического вуза, что обусловлено изменением не только педагогического дизайна и глобальной цифровизацией высшего образования, но и запросом на соединение контента, технологий и педагогического мастерства, чтобы увлечь обучающихся и удержать их интерес в мотивационном векторе получения знаний, умений и навыков. Это позволит также учитывать конкуренцию на рынке труда, статистику исков и споров в экономике, менеджменте и бизнес-информатике. Также приоритетным направлением работы по поиску оптимальных моделей является междисциплинарный подход к обучению, предполагающий комплексное изучение исследуемых вопросов в контексте интеграции права и профессиональной деятельности экономистов, менеджеров, бизнес-информатиков [6].

Литература:

1. Материалы Зимней школы педагогического мастерства 2021 «Не цифрой единой...» // https://www.youtube.com/watch?v=DuafmeJh6rw&feature=youtu.be

2. Августова Ю.В. Применение практико-ориентированного подхода к обучению будущих юристов // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru / (дата обращения: 16.02.2021).

3. Кузнецова С.П. Компетентностный подход в преподавании юридических дисциплин: опыт и проблемы реализации // Территория науки. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 16.02.2021).

4. Жадан В.Н. Опыт применения интерактивных и инновационных форм и методов обучения в преподавании юридических дисциплин // БГЖ. 2018. №3 (24). URL: https://cyberleninka.ru obucheniya- (дата обращения: 16.02.2021).

5. Алямкин С.Н. Применение кейс-метода в преподавании правовых дисциплин // Мир науки и образования. - 2017. - № 1 (9). - С. 13-14.

6. Kuz'mina E.V., P'yankova N.G., Tret'yakova N.V., Botsoeva A.V. Using data analysis methodology to foster professional competencies in business informaticians // European Journal of Contemporary Education. 2020. Т. 9. № 1. С. 54-66.

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель межфакультетской языковой кафедры Идигова Жанна Руслановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М.Д. Миллионщикова» (г. Грозный); кандидат филологических наук, доцент кафедры чеченской филологии Сельмурзаева Хеди Рамзановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет» (г. Грозный); кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и методики его преподавания Мусаева Лиана Селимсолдовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: В статье описана кейс-технология как средство формирования учебно-познавательной деятельности студентов в условиях иноязычного образования. Автор показывает роль использования технологий кейс-стади на занятиях по иностранному языку в вузе, который обусловливается переходом на новый Федеральный государственный стандарт основного общего образования, реализующийся в рамках компетентностного подхода, и предполагает разнообразное использование в учебном процессе интерактивных и активных форм и методов обучения, эффективных образовательных технологий. Автором актуализируется проблема поиска новых методик, технологий, методов, средств и приемов, которые в большей или меньшей степени были бы направлены на активизацию познавательной деятельности студентов.

Ключевые слова: кейс-технология, средство, формирование, учебно-познавательная деятельность, студенты, условия, иноязычное образование.

Annotation. The article describes the case-technology as a means of forming the educational and cognitive activity of students in the conditions of foreign language education. The author shows the role of the use of case-study technologies in foreign language classes at the university, which is conditioned by the transition to a new Federal state standard of basic general education, implemented within the framework of the competence approach, and involves the diverse use of interactive and active forms and methods of teaching, effective educational

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.