Научная статья на тему 'Опыт реализации современных технологий в преподавании химических дисциплин на фармацевтическом факультете'

Опыт реализации современных технологий в преподавании химических дисциплин на фармацевтическом факультете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
химические дисциплины / провизор / интерактивные образовательные технологии / кейс-метод / мнемотехника / круглый стол / мозговой штурм / chemical disciplines / pharmacist / interactive educational technologies / case method / mnemonics / round-table method / brainstorming

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Ирина Валерьевна, Винокурова Наталья Викторовна, Неволина Виктория Васильевна, Проходцев Кирилл Александрович

В условиях изменения ориентиров современного общества и реализации практико-ориентированной модели подготовки выпускника вуза возникает необходимость совершенствования образовательного процесса и поиска эффективных педагогических технологий формирования и развития компетенций студентов-провизоров. Одним из путей реализации этой задачи стало внедрение интерактивных технологий в образовательный процесс медицинского вуза. В статье рассматривается специфика применения интерактивных образовательных технологий в рамках изучения химических дисциплин будущими провизорами на кафедре фармацевтической химии ФГБОУ ВО «ОрГМУ». Дается обоснование необходимости применения таких технологий, как кейсы, мнемотехника, круглый стол, мозговой штурм в рамках подготовки провизоров. Использование интерактивных образовательных технологий при изучении химических дисциплин на фармацевтическом факультете дает возможность будущим провизорам проявлять и совершенствовать аналитические, прогностические и рефлексивно-регулятивные навыки, практические основы командной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлова Ирина Валерьевна, Винокурова Наталья Викторовна, Неволина Виктория Васильевна, Проходцев Кирилл Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN THE IMPLEMENTATION OF MODERN TECHNOLOGIES IN THE TEACHING OF CHEMICAL DISCIPLINES AT THE FACULTY OF PHARMACY

In the context of changing the orientations of modern society and the implementation of a practice-oriented model of training university graduates, there is a need to improve the educational process and search for effective pedagogical technologies for the formation and development of the competencies of students-pharmacists. One of the ways to accomplish this task was the introduction of interactive technologies into the educational process of a medical university. The article discusses the specifics of the use of interactive educational technologies in the study of chemical disciplines by future pharmacists at the Department of Pharmaceutical Chemistry of the Orenburg state medical University. The substantiation of the need to use technologies such as cases, mnemonics, round table, brainstorming in the preparation of pharmacists is given. The use of interactive educational technologies in the study of chemical disciplines at the Faculty of Pharmacy makes it possible for future pharmacists to show and improve analytical, predictive and reflexive-regulatory skills, the practical foundations of teamwork.

Текст научной работы на тему «Опыт реализации современных технологий в преподавании химических дисциплин на фармацевтическом факультете»

Опыт реализации современных технологий в преподавании химических дисциплин на фармацевтическом факультете

Михайлова Ирина Валерьевна,

д. биол.н., доцент, кафедра фармацевтической химии, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет»

E-mail: [email protected]

Винокурова Наталья Викторовна,

к. биол.н., доцент, кафедра фармацевтической химии, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» E-mail: [email protected]

Неволина Виктория Васильевна,

д.п.н., профессор, кафедра философии, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» E-mail: [email protected]

Проходцев Кирилл Александрович,

соискатель, ассистент, кафедра философии,

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский

университет»

E-mail: [email protected]

В условиях изменения ориентиров современного общества и реализации практико-ориентированной модели подготовки выпускника вуза возникает необходимость совершенствования образовательного процесса и поиска эффективных педагогических технологий формирования и развития компетенций студентов-провизоров. Одним из путей реализации этой задачи стало внедрение интерактивных технологий в образовательный процесс медицинского вуза. В статье рассматривается специфика применения интерактивных образовательных технологий в рамках изучения химических дисциплин будущими провизорами на кафедре фармацевтической химии ФГБОУ ВО «ОрГМУ». Дается обоснование необходимости применения таких технологий, как кейсы, мнемотехника, круглый стол, мозговой штурм в рамках подготовки провизоров. Использование интерактивных образовательных технологий при изучении химических дисциплин на фармацевтическом факультете дает возможность будущим провизорам проявлять и совершенствовать аналитические, прогностические и рефлексивно-регулятивные навыки, практические основы командной работы.

Ключевые слова: химические дисциплины, провизор, интерактивные образовательные технологии, кейс-метод, мнемотехника, круглый стол, мозговой штурм.

К современным образовательным тенденциям можно отнести приоритет самостоятельной деятельности обучающихся, студентоцентрирован-ность, креативность, практикоориентированность и прогностические ориентиры профессиональной подготовки. Следовательно, в современном образовательном процессе актуален поиск новых, более эффективных технологий, способствующих развитию аналитических, прогностических и рефлексивно-регулятивных навыков обучающихся, которые способствуют оптимизации учебного процесса, что, в свою очередь, повышает качество подготовки специалистов будущего [1].

В профессиональной подготовке провизоров значимо уделять внимание личному развитию и саморазвитию студентов. Важно учитывать, что повышение уровня профессиональных знаний и навыков взаимосвязано с личностным ростом студента. Главной целью обучения в ВУЗе является целостное развитие личности студента и формирование предпосылок для дальнейшего самостоятельного, гармоничного и целенаправленного становления в рамках избранной профессии. Уровень индивидуального развития и в дальнейшем понимание траекторий саморазвития студента служат критерием успешности последующей профессиональной деятельности.

Важным фактором качества подготовки будущих провизоров на кафедре фармацевтической химии ФГБОУ ВО «ОрГМУ» Минздрава России выступает серьезная подготовка по химии, закладывающая основы понимания роли химических дисциплин в профессиональной деятельности специалистов-провизоров. Так, в обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений, по специальности «Фармация» включены 9 химических дисциплин. В их состав входят: «Химия лекарственных препаратов на основе неорганических соединений» (2 з.е.), «Общая и неорганическая химия» (6 з.е.), «Органическая химия» (11 з.е.), «Физическая и коллоидная химия» (6 з.е.), «Аналитическая химия» (11 з.е.), «Биологическая химия» (6 з.е.), «Номенклатура химических соединений» (2 з.е.), «Токсикологическая химия» (6 з.е.), «Фармацевтическая химия» (19 з.е.). Ряд других дисциплин, включенных в учебный план этой образовательной программы, также используют методологию и инструменты химической науки. Дисциплины, изучаемые в дальнейшем, во многом основаны на понимании химических процессов, происходящих при синтезе лекарств. Общий объем подготовки по дисциплинам химического профиля составляет 69 зачетные

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

U

см

единицы, или 22% от общей трудоемкости подготовки специалиста. Это, на наш взгляд, разумно и объясняется взаимосвязью химической и фармацевтической наук.

Для реализации указанных целей совершенствования личностного и профессионального развития студентов-провизоров при преподавании химических дисциплин на кафедре фармацевтической химии происходит внедрение технологий интерактивного обучения.

Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка «interact». «Inter» - это «взаимный», «act» - действовать [2]. Интерактивное обучение -обучение, нацеленное на формирование постоянного диалога между преподавателем и студентами, а также внутри студенческого коллектива. Целью применения интерактивных технологий является создание комфортных условий взаимодействия, усвоения новой информации и формирования навыков, создающих атмосферу успешности, стимулирующих интеллектуальное совершенствование. Реализация этих условий повышает продуктивность образовательного процесса [3].

Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков [4]. Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает опыт, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на ключевые вопросы темы занятий [5].

Особый интерес к интерактивным методам обучения на кафедре фармацевтической химии проявляется связи с тем, что они позволяют обучающимся получать и разбирать примеры применения формируемых в процессе обучения знаний и навыков в имитируемых ситуациях, вероятных в рамках профессиональной деятельности. В отличие от традиционных методов обучения - лекций, семинаров, активные методы вносят в учебный процесс методики активизации индивидуальных и групповых исследований, «мозговых штурмов», которые организуют «добывание знаний» обучающимися, «приводят» участников игры к самостоятельным обобщениям, выводам и способствуют выработке у студентов устойчивых практических навыков самостоятельной научной и управленческой деятельности [6].

Возможные трудности применения интерактивных образовательных технологий приведены в таблице 1. Ключевыми из них, на наш взгляд, являются общий рост трудозатрат, как для преподавателя, так и для студента, а также формирование мотивации для активного и осознанного их применения и участия.

К методам и приемам интерактивного обучения, применяемым в обучение на кафедре фармацевтической химии, относятся: - мозговой штурм - неограниченное высказывание идей по заданной проблеме с текущей их фиксацией и последующим критическим обсуждением;

- использование информационно-коммуникационных технологий и медиа-материалов при проведении занятия (выполнение задания или тестирования в электронно-образовательной среде, работа с электронными обучающими материалами - учебниками, программами, сайтами и др.);

- круглый стол (дискуссия, дебаты) - групповое, структурированное обсуждение заданной проблемы с последующим совместный поиском возможного решения;

- деловые игры (в том числе ролевые, имитационные) - имитационная реализация заданной проблемной ситуации (сюжета) путем выполнения участниками-игроками ролевых действий;

- метод проектов - самостоятельная деятельность, подразумевающая наличие значимой проблемы, которая требует демонстрации целостности знаний, навыков исследовательского поиска, проектной деятельности и получение практического результата с последующим его публичным предъявлением.

Таблица 1. Трудности при использовании интерактивных

образовательных технологий

Для преподавателя: Для студента:

необходимость дополнительной целостной и четкой методологической проработки реализации выбранной технологии увеличение объема самостоятельной работы

формирование мотивации учащихся участвовать в реализации технологии отсутствие мотивации для активного участия

формирование условий контроля реализации технологии и критериев оценивания отсутствие привычной системы контроля выполнения заданий

В настоящее время в образовательный процесс кафедры широко внедряется метод кейсов как элемент творческих заданий. Под кейс-методом понимается активный метод обучения, основанный на организации преподавателем в группе студентов обсуждения задания, представляющего собой описание конкретной ситуации с явной или скрытой проблемой[7]. Метод кейсов используется для выработки у студента-провизора комплексного подхода при принятии решений в нестандартных, сложных ситуациях в условиях коллективной, либо индивидуальной деятельности.

Кейсы и ситуационные задачи, применяемые на практических занятиях по химическим дисциплинам, имеют значительную долю сходства по методике реализации, однако призваны решать разный круг задач в процессе обучения студента-провизора. Ситуационные задачи, как правило, имеют открыто сформулированную проблему и линейное решение, для которого бывает достаточно знания отдельно взятой теории протекания химических процессов. Кейсы, в свою очередь, подразумевают отсутствие четко сформулирован-

ной проблемы и предполагают необходимость ее выявления на основе целостного анализа и интерпретации текста описания задания, которое формулируется с достаточно высокой степенью детализации.

Необходимость использования кейс-метода на практических занятиях определено следующими причинами:

- способствуют получению опыта поведения, связанного с ситуациями профессиональной деятельности, в особенности отработки алгоритмов действий в нестандартных, неопределенных и проблемных условиях;

- кейс-задания выступают ресурсом мотивации студентов-провизоров на осознанное, целенаправленное и более полное усвоение и закрепление теоретических знаний;

- использование кейсов позволяет повысить уровень профессиональной подготовки студентов-провизоров.

Игровые технологии в рамках реализации химических дисциплин используются с целью актуализации и расширения познания посредством акцентирования внимания на чувственно-эмоциональной сфере студента, развития информационно-коммуникативных и поисковых навыков. Данный метод можно использовать на заключительном занятии. Для этого студентов нужно разделить на три команды, в каждой выбрать ответственного, который будет направлять действия команды и отвечать за взаимодействие с преподавателем. Каждой команде предлагается составить по одной ситуационной задаче по изучаемой дисциплине. Игра проходит в форме вызова - алгоритмизированной последовательности действий по рассмотрению составленных ранее задач. На каждом этапе игры - вызове -принимает участие все команды. Каждая из них по одному разу последовательно выполняет функции - Докладчиков, Оппонентов и Рецензентов. На этапе «вызова» командам не разрешается пользоваться дополнительными источниками информации.

Задача Докладчика - изложить решение составленной ситуационной задачи, сопровождая рассказ мультимедийной презентацией. Для подготовки оппонирования команде дается 2 минуты. В это время команда-Оппонент может задать докладчику уточняющий вопрос по презентации, на который можно ответить только «да» или «нет». Оппонирующая команда докладывает критический анализ представленного решения. Команда, исполняющая роль Рецензента должна за отведенное время (3 минуты) постараться дать аргументированную оценку решению задачи. Также в функции Рецензентов входит оценка выступлений Докладчика и Оппонента по критериям адекватности исполнения обязанностей-ролей и степени владения информацией по обсуждаемой проблеме. Преподаватель в процессе реализации данной технологии выполняет функции модератора, создавая условия для соблюдения регламента игры, а также выступает в роли жюри.

Для успешного освоения химических дисциплин на фармацевтическом факультете применяется запоминание на уровне ассоциативного мышления, с использованием мнемоники. Мнемотехника (или мнемоника, от греч. тпетоткоп -искусство запоминания) означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций [8].

При изучении химических дисциплин возможно использование следующих приемов мнемотехники:

- образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации;

- применение рифмования запоминаемой информации;

- использование ассоциации по созвучию для запоминания длинных терминов или иностранных слов;

- метод Цицерона с использованием пространственного воображения. По-другому он также именуется «методом Римской комнаты», или методом мест. Суть его состоит в том, что дробные блоки информации, которые необходимо запомнить, воображаемо расставляются подобно предметам в хорошо знакомом пространстве, при этом порядок расстановки предметов определяется строго. Для последующего воспроизведения запомненной таким образом информации необходимо вспомнить выбранное для воображаемой расстановки пространство.

- метод Айвазовского с использованием зрительной памяти. На протяжении 5 минут нужно внимательно посмотреть на предмет, формулу. Закрыть глаза и мысленно восстановить образ предмета так четко, насколько это возможно. Для лучшего запоминания, образы можно воссоздавать не только в голове, но и нарисовать на бумаге, что повысит эффективность тренировки.

Круглый стол - одина из интерактивных образовательных, подразумевающая групповое, структурированное обсуждение заданной проблемы с последующим совместный поиском возможного решения. Цель круглого стола - выявить противоречия, сравнить разные точки зрения и выбрать приемлемые для всех участников позиции и решения [9]. Применение данной технологии направлено на развитие коммуникативных и ораторских навыков, умений формулирования и решения интеллектуальных задач, практическое использование получаемых знаний в учебных условиях, развитие креативного и профессионально-ориентированного мышления. На занятия, проводимые с применением технологии «круглого стола» выносятся основные темы дисциплины, усвоение которых определяет качество профессиональной подготовки; вопросы, наиболее трудные для понимания и усвоения. Такие темы обсуждаются коллективно, что обеспечивает активное участие каждого обучающегося [10]. Применение

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

данного метода возможно совмещать с использованием ситуационных задач и кейсов.

Для закрепления имеющихся знаний наиболее подходящей формой мероприятий, по нашему мнению, является «Мозговой штурм». Данный метод обучения может проводиться у студентов в период подготовки к экзаменам, и нацелено на формирование знаний, характеризующихся устойчивым характером, и умением надлежащим образом реализовывать эти знания.

«Мозговой штурм» по химическим дисциплинам может иметь конкурсную составляющую -по результатам мероприятия выявляется победитель, который дал больше всего ответов на означенные вопросы, победитель подлежит награждению. Конкурсная составляющая данного мероприятия позволит интегрировать студентов в воспитательный процесс, реализуемый наряду с образовательной деятельностью, по формированию заинтересованной личности, умеющей работать в команде и находить в быстрые сроки правильные решения любых профессиональных задач [11].

Преподавание химических дисциплин на фармацевтическом факультете направлено на формирование устойчивых знаний, умений и навыков профессиональной деятельности, которые необходимо быстро и всесторонне применять в профессии. В условиях формирования практико-ориентированной модели профессиональной подготовки особое внимание уделяется формированию личности будущего провизора, владеющего необходимым объемом профессиональных навыков. Ключевой инновацией в процессе профессионально-личностного становления специалиста-провизора в размах изучения им химических дисциплин на кафедре фармацевтической химии является реализация интерактивных образовательных технологий. Благодаря ориентации этих технологий на активацию практически-поисковых навыков и укрепление субъект-субъектного взаимодействия в рамках группы они способствуют развитию стремлений к самостоятельным обобщениям, выводам и выработке у студентов устойчивых практических навыков самостоятельной научной и управленческой деятельности.

Литература

1. Булгакова, О.Н. Из опыта применения мультимедийных технологий в преподавании химических дисциплин / О.Н. Булгакова, П.Д. Хал-фина, Г.Н. Шрайбман, Н.В. Иванова // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2010. - № 2 (42). - С. 32-36.

2. Ефимов, П.П. Интерактивные методы обучения - основа инновационных педагогических технологий / П.П. Ефимов, И.О. Ефимова // Инновационные педагогические технологии: Международная научная конференция (г. Казань, октябрь 2014 г.) / отв. ред.: Г.А. Кайнова,

Е.И. Осянина. - Казань: Бук, 2014. - С. 286290.

3. Мыкоц, Л.П. Интерактивные методы обучения студентов по дисциплине «Физическая и коллоидная химия» / Л.П. Мыкоц, Н.Н. Степанова, А.В. Погребняк, А.А. Глушко // Развитие и достижения в учебно-методическом обеспечении образовательной деятельности: материалы 69-й региональной учебно-методической конференции. - Пятигорск: Пятигорский медико-фармацевтический ин-т - фил. ГБОУ ВПО Вол-гГМУ Минздрава России, 2015. - С. 155-164.

4. Блинов, А.О. Интерактивные методы в образовательном процессе: учебное пособие / Блинова А.О., Благирева Е.Н., Рудакова О.С. - М.: Научная библиотека, 2014. - 262 с.

5. Брель, А.К. «Круглый стол» как метод интерактивного обучения, развивающий мотивацион-ную сферу личности современного студента / А.К. Брель, Н.Н. Складановская, К.Р. Жарова, Н.А. Танкабекян, Е.Н. Жогло // Современные проблемы науки и образования. - 2018. -№ 3. - URL: http://www.science-education.ru/ ru/article/view?id=27633 (дата обращения: 03.05.2021)

6. Байбаева, М.Х. Психологические особенности интерактивных методов обучения / М.Х. Байбаева, П.С. Уразбаева // Инновационные педагогические технологии: II Международная научная конференция (г. Казань, май 2015 г.) / отв. ред.: Г.А. Кайнова, Е.И. Осянина. - Казань: Бук, 2015. - С. 2-4.

7. Винокурова, Н.В. Кейс-метод как педагогическая технология при изучении химических дисциплин на фармацевтическом факультете / Н.В. Винокурова, И.В. Михайлова, Н.А. Кузь-мичева, И.П. Воронкова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2020. -№ 5-3 (95). - С. 88-91.

8. Фатеева, Г.И. Характеристика мнемотехники как метода развития мышления у детей и взрослых / Г.И. Фатеева // Актуальные задачи педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). - М.: Буки-Веди, 2018. - С. 3-5. - URL: https://moluch.ru/ conf/ped/archive/279/14274/ (дата обращения: 24.09.2020).

9. Демченко, Т.В. Ситуационные задачи, как метод активного обучения. Методический доклад / Т.В. Демченко // Мультиурок. Страница Демченко Татьяны Владимировны. - URL: https://multiurok.ru/files/situatsionnyie-zadachi-kak-mietod-aktivnogho-obuch.html (дата обращения: 20.04.2020).

10. Зайцева, О.С. Интерактивные формы и методы обучения интернет-технологиям в ВУЗе / О.С. Зайцева // Вестник Тобольской государственной социально- педагогической академии им. Д.И. Менделеева. - 2012. - № 4. -С.19-26.

11. Неволина, В.В. Методологические основы педагогического сопровождения профессио-

нального саморазвития студента: монография / В.В. Неволина, И.Д. Белоновская. - М.: Издательство «Перо», 2019. - 124 с.

EXPERIENCE IN THE IMPLEMENTATION OF MODERN TECHNOLOGIES IN THE TEACHING OF CHEMICAL DISCIPLINES AT THE FACULTY OF PHARMACY

Mikhailova I.V., Vinokurova N.V., Nevolina V.V., Prokhodtsev K.A.

Orenburg State Medical University

In the context of changing the orientations of modern society and the implementation of a practice-oriented model of training university graduates, there is a need to improve the educational process and search for effective pedagogical technologies for the formation and development of the competencies of students-pharmacists. One of the ways to accomplish this task was the introduction of interactive technologies into the educational process of a medical university. The article discusses the specifics of the use of interactive educational technologies in the study of chemical disciplines by future pharmacists at the Department of Pharmaceutical Chemistry of the Orenburg state medical University. The substantiation of the need to use technologies such as cases, mnemonics, round table, brain-storming in the preparation of pharmacists is given. The use of interactive educational technologies in the study of chemical disciplines at the Faculty of Pharmacy makes it possible for future pharmacists to show and improve analytical, predictive and reflexive-regulatory skills, the practical foundations of teamwork.

Keywords: chemical disciplines, pharmacist, interactive educational technologies, case method, mnemonics, round-table method, brainstorming.

References

1. Bulgakova, O. N. From the experience of using multimedia technologies in teaching chemical disciplines / O.N. Bulgakova, P.D. Khalfina, G.N. Shraibman, N.V. Ivanova // Bulletin of the Kemerovo State University. - 2010. - № 2 (42). - P. 32-36.

2. Efimov, P.P. Interactive teaching methods - the basis of innovative pedagogical technologies / P.P. Efimov, I.O. Efimova // Innovative pedagogical technologies: International Scientific conference (Kazan, October 2014) / ed.: G.A. Kainova, E.I. Osyani-na. - Kazan: Buk, 2014. - P. 286-290.

3. Mykots, L.P. Interactive methods of teaching students on the discipline "Physical and colloidal chemistry" / L.P. Mykots,

N.N. Stepanova, A.V. Pogrebnyak, A.A. Glushko // Development and achievements in educational and methodological support of educational activities: materials of the 69th regional educational and methodological conference. - Pyatigorsk: Pyatigorsk Medical and Pharmaceutical Institute of the Volga State Medical University of the Ministry of Health of Russia, 2015. -P. 155-164.

4. Blinov, A.O. Interactive methods in the educational process: a textbook / Blinova A.O., Blagireva E.N., Rudakova O.S. - M.: Scientific Library, 2014. - 262 p.

5. Brel, A. K. "Round table" as a method of interactive learning that develops the motivational sphere of the personality of a modern student / A.K. Brel, N.N. Skladanovskaya, K.R. Zharova, N.A. Tankabekyan, E.N. Zhoglo // Modern problems of science and education. - 2018. - № . 3. - URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27633 (accessed: 03.05.2021)

6. Baibayeva, M.H. Psychological features of interactive teaching methods / M.H. Baibayeva, P.S. Urazbaeva // Innovative pedagogical technologies: II International Scientific Conference (Kazan, May 2015) / ed.: G.A. Kainova, E.I. Osyanina. - Kazan: Buk, 2015. - P. 2-4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Vinokurova, N.V. Case-method as a pedagogical technology in the study of chemical disciplines at the Faculty of Pharmacy / N.V. Vinokurova, I.V. Mikhailova, N.A. Kuzmicheva, I. P. Vo-ronkova // International Research Journal. - 2020. - № 5-3 (95). - P. 88-91.

8. Fateeva, G.I. Characteristics of mnemonics as a method of developing thinking in children and adults / G.I. Fateeva // Actual problems of pedagogy: materials of the IX International Scientific Conference (Moscow, June 2018). - Moscow: Buki-Vedi, 2018. - P. 3-5. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/ar-chive/279/14274/ (accessed 24.09.2020).

9. Demchenko, T.V. Situational tasks as a method of active learning. Methodical report / T.V. Demchenko // Multiurok. Page of Demchenko Tatyana Vladimirovna. - URL: https://multiurok.ru/ files/situatsionnyie-zadachi-kak-mietod-aktivnogho-obuch.html (accessed: 20.04.2020).

10. Zaitseva, O.S. Interactive forms and methods of teaching Internet technologies in higher education / O.S. Zaitseva // Bulletin of the D.I. Mendeleev Tobolsk State Socio - Pedagogical Academy. - 2012. - № . 4. - P. 19-26.

11. Nevolina, V.V. Methodological bases of pedagogical support of professional self-development of the student: monograph / V.V. Nevolina, I.D. Belonovskaya. - M.: Publishing house "Pero", 2019. - 124 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.