Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА КЕЙС-СТАДИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ПРОВИЗОРА'

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА КЕЙС-СТАДИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ПРОВИЗОРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CASE STUDIES / PHARMACEUTICAL TECHNOLOGY / PHARMACEUTICAL CHEMISTRY / TOXICOLOGICAL CHEMISTRY / PHARMACIST / PROFESSIONAL COMPETENCIES / ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ТЕМЕ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ / ТОКСИКОЛОГИЧЕСКАЯ ХИМИЯ / ПРОВИЗОР / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никифорова Е.Б., Давитавян Н.А., Шевченко А.И.

Развитие фармацевтической отрасли является одной из приоритетных задач нашего государства, направленной на обеспечение населения Российской Федерации современными безопасными и эффективными лекарственными средствами. Решение этой задачи невозможно без формирования высоко квалифицированного кадрового потенциала, соответствующего запросу и ожиданиям фармацевтического рынка и общества в целом. В этой связи, в системе подготовки провизоров в последние годы происходят довольно динамичные и гибкие преобразования, продиктованные насущными запросами отечественного здравоохранения. Следует отметить, что в процессе реализация данного образовательного стандарта на первый план выходит компетентностный подход в организации процесса подготовки современных провизоров. Одним из эффективных инструментов формирования профессиональных компетенций в различных образовательных сферах является метод кейс-стади. Кейс-стади - метод обучения, основанный на анализе реальных ситуаций из различных областей профессиональной деятельности и способствующий развитию компетентностных способностей специалиста. Компетентностная направленность метода кейс-стади соответствует современным представлениям об организации образовательного процесса подготовки провизоров. Метод кейс-стади активно используется в процессе преподавания дисциплин учебного плана ФГБОУ ВО КубГМУ Минздрава России по специальности 33.05.01 Фармация. Примеры заданий кейс- стади, как образовательной технологии, представлены в разработанных на кафедре фармации рабочих программах дисциплин учебного плана специальности 33.05.01 Фармация. В зависимости от содержания преподаваемой дисциплины данные задания моделируют ту или иную ситуацию из профессиональной деятельности провизоров, предлагаемую студентам для всестороннего анализа и оценки. Применение данной образовательной технологии способствует интегрированию знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения и их компетентностному профилированию в соответствии с современным уровнем развития отечественного здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никифорова Е.Б., Давитавян Н.А., Шевченко А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF THE CASE STUDI METHOD IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF PREPARING THE PROVISOR

The development of the pharmaceutical industry is one of the priority tasks of our state, aimed at providing the population of the Russian Federation with modern safe and effective medicines. The solution to this problem is impossible without the formation of a highly qualified personnel potential that meets the demand and expectations of the pharmaceutical market and society as a whole. In this regard, in the system of training of pharmacists in recent years, quite dynamic and flexible transformations have been taking place, dictated by the urgent needs of domestic health care. It should be noted that in the process of implementing this educational standard, the competency-based approach to organizing the process of training modern pharmacists comes to the fore. One of the effective tools for the formation of professional competencies in various educational fields is the case study method. Case study is a training method based on the analysis of real situations from various areas of professional activity and contributing to the development of specialist competency. The competency-based orientation of the case study method is in line with modern ideas about the organization of the educational process for the training of pharmacists. The case study method is actively used in the process of teaching disciplines of the curriculum of the Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education KubGMU of the Ministry of Health of Russia, specialty 33.05.01 Pharmacy. Examples of case study tasks as educational technology are presented in the work programs of the curriculum disciplines of the specialty 33.05.01 Pharmacy developed at the Department of Pharmacy. Depending on the content of the taught discipline, these tasks simulate a particular situation from the professional activities of pharmacists, offered to students for a comprehensive analysis and evaluation. The use of this educational technology contributes to the integration of knowledge, skills acquired in the learning process and their competency-based profiling in accordance with the current level of development of domestic health care.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА КЕЙС-СТАДИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ПРОВИЗОРА»

"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "Сознание"

УДК 615.1:378.147

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2020-22-9-4-7

APPLICATION OF THE CASE STUDI METHOD IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF PREPARING THE PROVISOR

Nikiforova E.B., Davitavyan N.A., Shevchenko A.I.

Kuban State Medical University, Krasnodar, Russian Federation

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА КЕЙС-СТАДИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ПРОВИЗОРА

Никифорова Е.Б., Давитавян Н.А., Шевченко А.И.

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Краснодар, Российская Федерация

Abstract. The development of the pharmaceutical industry is one of the priority tasks of our state, aimed at providing the population of the Russian Federation with modern safe and effective medicines. The solution to this problem is impossible without the formation of a highly qualified personnel potential that meets the demand and expectations of the pharmaceutical market and society as a whole. In this regard, in the system of training of pharmacists in recent years, quite dynamic and flexible transformations have been taking place, dictated by the urgent needs of domestic health care. It should be noted that in the process of implementing this educational standard, the competency-based approach to organizing the process of training modern pharmacists comes to the fore. One of the effective tools for the formation of professional competencies in various educational fields is the case study method. Case study is a training method based on the analysis of real situations from various areas of professional activity and contributing to the development of specialist competency. The competency-based orientation of the case study method is in line with modern ideas about the organization of the educational process for the training of pharmacists. The case study method is actively used in the process of teaching disciplines of the curriculum of the Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education KubGMU of the Ministry of Health of Russia, specialty 33.05.01 Pharmacy. Examples of case study tasks as educational technology are presented in the work programs of the curriculum disciplines of the specialty 33.05.01 Pharmacy developed at the Department of Pharmacy. Depending on the content of the taught discipline, these tasks simulate a particular situation from the professional activities of pharmacists, offered to students for a comprehensive analysis and evaluation. The use of this educational technology contributes to the integration of knowledge, skills acquired in the learning

Аннотация. Развитие фармацевтической отрасли является одной из приоритетных задач нашего государства, направленной на обеспечение населения Российской Федерации современными безопасными и эффективными лекарственными средствами. Решение этой задачи невозможно без формирования высоко квалифицированного кадрового потенциала, соответствующего запросу и ожиданиям фармацевтического рынка и общества в целом. В этой связи, в системе подготовки провизоров в последние годы происходят довольно динамичные и гибкие преобразования, продиктованные насущными запросами отечественного здравоохранения. Следует отметить, что в процессе реализация данного образовательного стандарта на первый план выходит компе-тентностный подход в организации процесса подготовки современных провизоров. Одним из эффективных инструментов формирования профессиональных компетенций в различных образовательных сферах является метод кейс-стади. Кейс-стади - метод обучения, основанный на анализе реальных ситуаций из различных областей профессиональной деятельности и способствующий развитию компетент-ностных способностей специалиста. Компетент-ностная направленность метода кейс-стади соответствует современным представлениям об организации образовательного процесса подготовки провизоров. Метод кейс-стади активно используется в процессе преподавания дисциплин учебного плана ФГБОУ ВО КубГМУ Минздрава России по специальности 33.05.01 Фармация. Примеры заданий кейс-стади, как образовательной технологии, представлены в разработанных на кафедре фармации рабочих программах дисциплин учебного плана специальности 33.05.01 Фармация. В зависимости от содержания преподаваемой дисциплины данные задания мо-

"Educationalbulletin "Consciousness"/"Образовательный вестник "Сознание"

process and their competency-based profiling in accordance with the current level of development of domestic health care.

Keywords: case studies, pharmaceutical technology, pharmaceutical chemistry, toxicological chemistry, pharmacist, professional competencies.

делируют ту или иную ситуацию из профессиональной деятельности провизоров, предлагаемую студентам для всестороннего анализа и оценки. Применение данной образовательной технологии способствует интегрированию знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения и их компетент-ностному профилированию в соответствии с современным уровнем развития отечественного здравоохранения.

Ключевые слова: исследование по теме, фармацевтическая технология, фармацевтическая химия, токсикологическая химия, провизор, профессиональные компетенции.

REFERENCES

[1] Kiryakova A.V. Case Study Technology in Competence-Oriented Education: A Training Manual / A.V. Kiryakova, I.D. Belanovskaya, D.S. Kargapoltseva; Orenburg State University - Orenburg: OSU, 2011. -105 p.

[2] The Russian Federation. Orders. "On approval of the federal state educational standard of higher education - specialty in specialty 33.05.01 - Pharmacy" [Electronic resource]: Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of March 27, 2018 No. 219. - Reference legal system "Consultant Plus". Access mode: http://www.consultant.ru.

[3] The Russian Federation. Orders. "On approval of the state program of the Russian Federation" Development of the pharmaceutical and medical industry "[Electronic resource]: Decree of the Government of the Russian Federation of April 15, 2014 No. 305. -Reference legal system "Consultant Plus". Access mode: http://www.consultant.ru.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

[1] Кирьякова, А.В. Технология «кейс-стади» в компетентностно-ориентированном образовании: учебно-методическое пособие / А.В. Кирьякова, И.Д. Белановская, Д.С. Каргапольцева; Оренбургский государственный университет -Оренбург: ОГУ, 2011. - 105 с.

[2] Российская Федерация. Приказы. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования -специалитет по специальности 33.05.01 - Фармация» [Электронный ресурс]: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 марта 2018 года .№219. - Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru.

[3] Российская Федерация. Приказы. «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» [Электронный ресурс]: постановление правительства РФ от 15.04.2014 №305. - Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Режим доступа: http ://www. consultant. ru.

Author Contribution. Nikiforova E.B. - research concept and design, writing a text; Davitavyan N.A. - collection and processing of materials; Shevchenko A.I. - literature review.

Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest.

Nikiforova E.B. - SPIN-ID: 7687-6980; ORCID ID: 0000-0001-7081-3523

Davitavyan N.A. - SPIN-ID: 5544-6979; ORCID ID: 0000-0001-8151-0587

Shevchenko A.I. - SPIN-ID: 5580-5200; ORCID ID: 0000-0001-9534-8218

Вклад авторов. Никифорова Е.Б. - концепция и дизайн исследований, написание текста; Давитавян Н.А. - сбор и обработка материалов; Шевченко А.И. - обзор литературы.

Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Никифорова Е.Б. - SPIN-ID: 7687-6980; ORCID ID: 0000-0001-7081-3523 Давитавян Н.А - SPIN-ID: 5544-6979; ORCID ID: 0000-0001-8151-0587 Шевченко А.И. - SPIN-ID: 5580-5200; ORCID ID: 0000-0001-9534-8218

"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "Сознание"

Введение. Развитие фармацевтической отрасли является одной из приоритетных задач нашего государства, направленной на обеспечение населения Российской Федерации современными безопасными и эффективными лекарственными средствами. Решение этой задачи невозможно без формирования высоко квалифицированного кадрового потенциала, соответствующего запросу и ожиданиям фармацевтического рынка и общества в целом. В этой связи, в системе подготовки провизоров в последние годы происходят довольно динамичные и гибкие преобразования, продиктованные насущными запросами отечественного здравоохранения [3].

Как известно, в 2018 г. вступил в силу ФГОС ВО (3++) - специалитет по специальности 33.05.01 Фармация (утвержден приказом Министерства образования и науки №219 от 27 марта 2018 г.) [2]. Следует отметить, что в процессе реализация данного образовательного стандарта на первый план выходит компетентностный подход в организации процесса подготовки современных провизоров. Данный подход, прежде всего, ориентирован на подготовку специалиста, способного осуществлять свои трудовые функции в соответствии с требованиями профессиональных стандартов [2]. В частности, компетенции современного выпускника фармацевтического профиля должны обеспечивать его возможности работать в самых разных областях, таких как фармацевтическая, экспертно-аналитическая, организационно-управленческая, контрольно-разрешительная, производственная и научно-исследовательская деятельность.

Одним из эффективных инструментов формирования профессиональных компетенций в различных образовательных сферах является метод кейс-стади. Кейс-стади (англ. са8е method, case-study) - технология обучения, базирующаяся на описании реальных ситуаций из различных областей профессиональной деятельности. Перед обучающимися ставится задача детально проанализировать ситуацию, определить проблемные вопросы, предложить возможные и выбрать оптимальные решения [1].

В настоящее время метод кейс-стади достаточно широко распространен в образовательном процессе различных направлений подготовки системы высшего образования. Его использование позволяет смоделировать практическую ситуацию, рассмотрение которой актуализирует определенный объем теоретических знаний, которые необходимо применить при разрешении данной проблемной задачи. Следует отметить, что приме-

нение данной образовательной технологии способствует проявлению инициативы и самостоятельности студентов, способствует их профессиональному взрослению, формированию интереса и положительного отношения студентов к учебе. Основная часть. Компетентностная направленность метода кейс-стади в полной мере соответствует современным представлениям об организации образовательного процесса подготовки специалистов для системы здравоохранения. В этой связи, данный способ обучения успешно интегрирован в подготовку врачей и провизоров ФГБОУ ВО КубГМУ Минздрава России. В частности, примеры заданий кейс-стади, как образовательной технологии, представлены в разработанных на кафедре фармации рабочих программах дисциплин учебного плана специальности 33.05.01 Фармация. В зависимости от содержания преподаваемой дисциплины данные задания моделируют ту или иную ситуацию из профессиональной деятельности провизоров, предлагаемую студентам для всестороннего анализа и оценки. Задание кейс-стади по фармацевтической технологии представляет собой ситуационную задачу, направленную на интегрирование знаний, умений и навыков студента, относящихся, согласно требованиям профессионального стандарта «Провизор», к трудовым функциям провизора-технолога. В качестве примера таковой может быть приведено следующее задание: «При приготовлении 2 л концентрированного раствора натрия гидрокарбоната 5 % фармацевт в асептических условиях в подставку отмерил 1850 мл горячей воды очищенной, растворил в ней 100,0 г натрия гидрокарбоната. Затем он проанализировал раствор на количественное содержание натрия гидрокарбоната, которого оказалось 4,8 %, профильтровал и заполнил раствором бюреточную установку. Оцените действия фармацевта». Анализ действий фармацевта в данном случае предполагает наличие у студента знаний, умений и навыков в области изготовления, проведения расчетов и оценки качества концентрированных растворов. Кроме того, в данной кейс-ситуации студенту необходимо будет вспомнить особенности получения растворов лекарственных средств, требующих соблюдения определенных технологических режимов изготовления.

Одной из важных трудовых функций, в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Провизор», является способность специалиста осуществлять грамотный приемочный контроль. В этой связи при изучении фармацевтической химии на кафедре фармации предлагаются

"Educationalbulletin "Consciousness"/"Образовательный вестник "Сознание"

различные варианты заданий кейс-стади, способствующих закреплению и развитию данной трудовой функции. В частности, студенту предлагается проанализировать ситуацию следующего характера: «При приемке товара от оптовой фармацевтической организации заведующая аптекой «№> (г. Краснодар) обнаружила, что «Каптоприл, таблетки 0,05 г 10 шт., упаковки ячейковые контурные, пачки картонные» серии 1591216 производства ООО «Пранафарм» (Россия) находится в забраковке в соответствии с решением Рос-здравнадзора о прекращении обращения данного лекарственного средства на основании информации о выявлении экспертной организацией ФГБУ «ИМЦЭУАОСМП» Росздравнадзора в рамках выборочного контроля качества лекарственных средств несоответствия партии вышеуказанного лекарственного средства требованиям нормативной документации по показателю «Маркировка». Укажите, на основании какого документа осуществляется приемка товаров в аптеке; документы, поступающие вместе с товаром; основные параметры показателя «Маркировка», по которым осуществляется приемочный контроль поступающих товаров; особенности организации в аптеке карантинной зоны; требования, предъявляемые к правилам хранения указанного лекарственного средства».

Как было сказано выше, особенностью подготовки провизоров на современном этапе является существенное расширение его профессиональных возможностей. В частности, в настоящее время выпускник по специальности 33.05.01 Фармация может, при условии соответствия его компетенций требованиям профессионального стандарта, осуществлять трудовую деятельность в области клинической и лабораторной диагностики. Формирование части профессиональных компетенций в этом направлении на кафедре фармации осуществляется в процессе преподавания токсикологической химии. Реализацию метода кейс-

стади в данном случае иллюстрирует ситуационная задача следующего содержания: «Для проведения судебно-химической экспертизы на анализ доставлены биологические объекты, в которых был обнаружен токсикант, относящийся к группе производных барбитуровой кислоты. При проведении ТСХ-скрининга в общих системах растворителей после обработки пластинки 5% раствором сульфата ртути в концентрированной серной кислоте и 0,1% раствором дифенилкарбазона в хлороформе на хроматограмме было обнаружено пятно сине-фиолетового цвета. В результате реакции данного токсиканта с концентрированной серной кислотой под микроскопом были обнаружены сфероиды и сростки в виде «снопов», «ежей», состоящие из тонких бесцветных игольчатых кристаллов. По реакции с железойодидным реактивом токсикант образует оранжево-коричневые кристаллы в виде призм и сростков из них. При патологоанатомическом вскрытии в головном мозге обнаружены точечные кровоизлияния, дегенеративные изменения и некрозы в подкорковых центрах». В процессе работы над ситуационной задачей студент должен определить токсикант, представить информацию о выборе биообъекта, токсикокинетике и метаболизме токсиканта; способе пробоподготовки и изолирования токсиканта; методах его идентификации и количественного определения; дать заключение об обнаружении токсиканта.

Выводы. Таким образом, метод кейс-стади достаточно активно используется в процессе подготовки провизоров на кафедре фармации ФГБОУ ВО КубГМУ Минздрава России. Применение данной образовательной технологии способствует интегрированию знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения и их компе-тентностному профилированию в соответствии с современным уровнем развития отечественного здравоохранения, фармацевтической отрасли и требованиями ФГОС ВО (3++) по специальности 33.05.01 Фармация.

Ответственный за переписку: Никифорова Елена Борисовна - кандидат фармацевтических наук, доцент кафедры фармации ФГБОУ ВО «Кубанский государственный медицинский университет», г. Краснодар, Российская Федерация, email: elenanik94@mail. ru

Corresponding Author: Nikiforova Elena Borisovna - candidate of pharmaceutical Sciences, Associate Professor of the Department of Pharmacy, Kuban State Medical University, Krasnodar, Russian Federation, email: elenanik94@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.