Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПОЗИЦИИ УЧАЩИХСЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА'

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПОЗИЦИИ УЧАЩИХСЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УХУДШЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПОЗИЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фетисов Александр Сергеевич, Бирюкова Наталья Викторовна

В статье рассматривается проблема формирования здоровьесберегающей позиции учащихся, выявляются объективные причины ухудшения здоровья обучающихся, раскрываются понятия «здоровье», «ЗОЖ», «здоровьесбережение», «здоровьесберегающая позиция», диагностируется здоровье учащихся, приводятся результаты констатирующего эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фетисов Александр Сергеевич, Бирюкова Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUILDING A HEALTHY STUDENT POSITION AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

The article examines the problem of the formation of the health-saving position of students and identifies objective reasons for the deterioration of the health of students, reveals the concept of "health," "HEALTH," "health saving position. The students’ health is diagnosed and the results of formative experiments are given.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПОЗИЦИИ УЧАЩИХСЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

направлении совершенствования нравственных качеств курсантов образовательных организаций высшего образования МВД России на занятиях профессиональной рукопашной подготовкой.

Литература:

1. Гагонин, С.Г. Развитие теории и практики физической культуры путём обобщения опыта боевых искусств Востока: дисс... док. пед. наук / С.Г. Гагонин. - СПб., 1998. - 431 с.

2. Дзигаро Кано. Кодокан дзю-до: монография / Кано Дзигаро. - Ростов на Дону: Феникс, 2000. - 448 с.

3. Путин, В.В. Учимся дзю-до с Владимиром Путиным: учебно-практическое пособие для тренеров и спортсменов / В.В. Путин. - Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 159 с.

4. Усков, С.В. Совершенствование нравственных качеств у курсантов высшей школы полиции России на занятиях по рукопашной подготовке / С.В. Усков // Areas of scientific thought: pedagogical sciences: materials of XI international research conference. - Sheffield: Sciences and Education Ltd, 12.03.2014 - 07.01.2015. - P. 52-55.

5. Усков, С.В. Религиозно-философские основы учебно-воспитательного процесса боевых искусств Дальнего Востока / С.В. Усков // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология: сборник научных трудов. - Ялта: ГПА КФУ им. В.И. Вернадского, 2018. - В. 58. - Ч.1. -С. 67-70.

6. Хабаров, Д.В. Специальная физическая подготовка: учебная программа дисциплины для специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность». Специализация «Оперативно-розыскная деятельность». Узкая специализация «Деятельность оперуполномоченного уголовного розыска» / Д.В. Хабаров, П.В. Коляго. - Краснодар: КрУ МВД России, 2018. - 13 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Фетисов Александр Сергеевич

ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет» (г. Воронеж); директор Бирюкова Наталья Викторовна

ФГАОУВО первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова ресурсный центр «Медицинский Сеченовский предуниверсарий» (г. Москва)

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПОЗИЦИИ УЧАЩИХСЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования здоровьесберегающей позиции учащихся, выявляются объективные причины ухудшения здоровья обучающихся, раскрываются понятия «здоровье», «ЗОЖ», «здоровьесбережение», «здоровьесберегающая позиция», диагностируется здоровье учащихся, приводятся результаты констатирующего эксперимента.

Ключевые слова: ухудшение здоровья, здоровьесберегающая позиция.

Annotation. The article examines the problem of the formation of the health-saving position of students and identifies objective reasons for the deterioration of the health of students, reveals the concept of "health," "HEALTH," "health saving position. The students' health is diagnosed and the results of formative experiments are given.

Keywords: deteriorating health, health-saving position.

Введение. Проблема сохранения и укрепления здоровья детей обуславливает формирование здоровьесбережения учащихся, их потребность продуктивно решать в дальнейшем проблемы в сферах медицины, во всех областях повседневной жизни, что находит отражение в работах таких авторов как: Н.А. Абыденова [2], Маджуга, А.Г. [12] и др. В современных образовательных стандартах требования к здоровьесбережению отождествляется с понятием самореализация и самоорганизация учащихся, что согласуется с определением здоровья личности. В связи с переходом от знаниевой парадигмы к компетентностной приоритетным направлением является личностная мобилизация обучающихся, обладающих устойчивой системой взглядов и убеждений, ориентированных на выбор своего места в жизни. Изменение взглядов на здоровьесберегающую позицию указывает на потребность общества в личностно зрелых, высоконравственных обучающихся с устойчивой здоровьесберегающей позицией, готовых к порождению ценностей к себе, и к своему окружению (К.А. Абульханова-Славская [1]). Особое внимание уделяется формированию здоровьесберегающей позиции в ресурсном центре «Медицинский Сеченовский предуниверсарий».

Изложение основного материала статьи. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что система здравоохранения, основанная на патолого-центристской парадигме, сконцентрирована на болезнях, а не на здоровье. Современные педагогические технологии не учитывают уровень здоровья, а также адаптивные возможности детей. Следовательно, проблема сохранения, укрепления и формирования здоровьесберегающей позиции в образовательных учреждениях является весьма актуальной. Проведенный анализ о состоянию здоровья выявил причины ухудшения здоровья учащихся: изменение принципов социально-экономического устройства жизни; ухудшение качества питания из-за сложностей экономической ситуации; низкое качество санитарных условий, в которых проживает человек; ухудшение условий охраны труда и снижение требований к технике безопасности; снижение ответственности за состояние собственного здоровья. Поэтому именно государство должно заботиться о здоровье нации, прививать культуру питания среди населения через различные социальные программы, через факультативные занятия в школах, посредством рекламы на телевиденье и в местах массового скопления народа. Статистика ВОЗ показала, что условно-здоровыми можно считать только 20,0% взрослого населения. 18,0% же находятся в состоянии предболезни, а 22,0% имеют более двух хронических заболеваний, у оставшихся 38,0% организм находится в состоянии истощения, при котором он не может самостоятельно противостоять болезни. Были выявлены факторы, влияющие на здоровый образ жизни [11]:

Рисунок 1. Факторы влияющие на здоровый образ жизни

Исследование проблемы здоровьесберегающей позиции учащихся, потребовало рассмотрение понятий «здоровье», «здоровьесбережение», «здоровьесберегающая деятельность», «подготовка», позволяющие определить теоретические аспекты исследуемой проблемы. Таким образом, «Valetudo bonum optimum», -говорили древние. - «Здоровье - наивысшее благо». «Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто» (Сократ). Здоровье рассматривается как «благо», способствующее духовному удовлетворению человека, как явление, тождественное гармонии. Ф. Бэкон (1561-1626) рассматривает здоровье, как одной из главных человеческих благ. Значительную ценность приобретает познание человеком собственного организма для сохранения здоровья [8].

Рассматривая понятие здоровья понятия «здоровье», большое внимание уделяется процессу формирования адаптивных возможностей человека, свойств и функций организма к действительности. Это выражается в улучшении зрительной и слуховой памяти, стимуляции процессов мышления, повышении адекватности самооценки, обеспечивающих эффективность адаптации [3, 6, 8, 12].

Изучение феномена здоровье привело к выявлению существенных разночтений в рассмотрении человеческой сущности, что стало причиной появления в минувшем столетии различных понятий, таких как «здоровый образ жизни», «валеология», «здоровьесбережение» «здоровьеукрепление» и др. Психология здоровья указывает на то, что сохранение здоровья человеком предполагает действенность среды (образовательной, воспитательной, социальной, профессиональной и др.) за счет реализации ею таких функций, как профилактическая, корректирующая, информирующая, обогащающая, гармонизирующая и сберегающая [3, 4, 5, 6, 7, 13, 15, 19].

Поскольку здоровьесбережение является атрибутом современного образования, то закономерно считать здоровьесберегающую деятельность аспектом профессионально-педагогической деятельности, включающей такие качества, как: компетентность, инициативность, педагогическое мастерство, нравственность [16, 18]. В настоящее время в ресурсном центре «Медецинский Сеченовский предуниверсарий» предпринимаются первые шаги по созданию программы «Методологические элементы обучения здоровьесберегающей позиции учащегося». Возраст обучающихся в ресурсном центре с 16,5 до 18 лет. Диагностика заболеваний учащихся показывает, что возросло количество хронических заболеваний, среди которых сколиоз, гастрит, сердечнососудистые заболевания, болезни органов дыхания. Поэтому важной составляющей учебной и воспитательной работы является сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Главная ответственность за достижение положительного результата ложится на предметы естественнонаучного и медико-биологического цикла. При изучении этих дисциплин учащиеся знакомятся с основными компонентами здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, режим дня, закаливание, нравственное отношение к окружающим людям и природе, личная гигиена, трудовая деятельность, полноценная семейная жизнь. На занятиях по общей биологии освещаются проблемы специальной и возрастной анатомии, физиологии, гигиене, экологии, биохимии, генетики, естествознании с методикой преподавания, основах медицинских знаний. В курсе гигиены формируется умение составлять пищевой рацион с учетом энергозатрат, студенты знакомятся с концепцией здорового питания и доказывают ее положения, привлекая полученные ранее знания. Курс «Основы медицинских знаний» дает учащимся информацию о болезнях, связанных с нарушением питания, причинах пищевых отравлений и мерах первой помощи.

Таким образом, преподавание предметов медико-биологического цикла (анатомия, физиология, экология, гигиена и др.) является катализатором формирования здоровьесберегающей позиции учащихся, способствующий изменению взглядов и убеждений в процессе формирования здоровьсберегающей позиции, укрепления и сохранения здоровья.

Анализ словарей позволил раскрыть понятие «позиция», как: положение, утверждение, точка зрения», устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, интегральная, наиболее обобщенная характеристика положения индивида в статусно-ролевой внутригрупповой структуре [14].

Чрезвычайно важным нам представляется положение Л. С. Выготского и Д. Б. Эльконина о социальной ситуации развития, суть которого заключается в том, что условия развития оказывают влияние на формирование личности, в зависимости от того, в каком отношении к ним стоит человек [7, 22].

В педагогических исследованиях понятие «позиция» рассматривается как устойчивые системы отношения учителя (к ученику, к себе, к коллегам), определяющие его поведение [17, 19]. В исследованиях В. А. Сластенина «субъектная позиция учащихся рассматривается как позиция личностного и профессионального саморазвития, системное отношение внутренних психических элементов, позволяющих человеку осуществлять взаимодействие одновременно с внешней и внутриличностной средой -согласованность внешних педагогических воздействий с внутриличностным потенциалом или «внутренними условиями» [9, 10]. Субъектная позиция учащихся соответствует педагогическим требованиям: цель, мотивы, способы, действия. Система требований стимулирует способности обучающегося в поиске жизненно-профессионального роста [9, 10].

Позиция достаточно устойчивая характеристика может преобразовываться, закрепляться в зависимости от внутренних и внешних факторов в процессе деятельности обучающихся. Были выделены основные характеристики позиции в отношении здоровья: «осознание здоровья как высшей жизненной ценности; понимание роли здоровья в обеспечении эффективности жизнедеятельности; осведомлённость о здоровье и здоровом образе жизни; знание факторов риска здоровья; мониторинг состояния своего здоровья; выбор и осуществление стратегии поддержки и регуляции здоровья; знание и использование способов восстановления здоровья и его развития», сохранение здоровья, занятие физической культурой, стрессоустойчивость ресурс достижения жизненных ценностей [9, 12, 20, 21].

Результаты констатирующего эксперимента показали, что большинство обучающихся осознают важность формирования здоровьесберегающей позиции в подготовке специалиста нового формата. Между тем в ходе проведенного анкетирования обучающихся сущностные характеристики здоровьесберегающей позиции в среднем в ресурсном центре «Медицинский Сеченовский предуниверсарий» корректно смогли определить только 69,6% респондентов. Обучающиеся не смогли в полной мере обозначить ценностные ориентиры здоровьесберегающей позиции человека. Были выделены следующие характеристики здоровьесберегающии позиции учащихся: сохранение здоровья - 80,2%, занятие физической культурой -85,8%, поведенческая активность, направленная на поддержание здоровья - 80,6%, стрессоустойчивость -61,3%, признание здоровья важным ресурсом для достижения жизненных целей - 55,7%, понимание необходимости здорового образа жизни - 50,7%, осведомлённость о здоровье - 40,7% [19].

Выводы. В нашем исследовании здоровьесберегающая позиция учащихся рассматривается как интегративное качество личности учащегося, с его внутренними убеждениями, направленными на сохранение и укрепление здоровья, обеспечивающая возможность проявления свободы выбора и принятия на себя ответственности за сохранения здоровья. Здоровьесберегающая позиция обеспечивает благополучное развитие обучающегося и способствует его успешной социализации. Важнейшей позицией сохранения и укрепления собственного здоровья является гармоничное физическое и духовное развитие обучающегося. Микросреда (социальная среда в узком смысле) играет важную роль в здоровьесберегающей позиции обучающихся. Здоровый психический климат в семье и учебной группе, соблюдение гигиены умственного и физического труда, правильное благоустройство жилища, его эстетика и гигиена, следование основным правилам рационального питания оказывают существенное воздействие на становление здоровьесберегающей позиции обучающихся. Психическое здоровье обучающихся предполагает не только гигиену тела, но и психогигиену, самовоспитание духовной сферы, нравственную жизненную позицию, чистоту помыслов. Проблема стрессов приобрела первостепенное значение в жизни обучающихся. В настоящее время стресс рассматривается как общая реакция напряжения, возникающая в связи с действием факторов, угрожающих благополучию организма или требующих интенсивной мобилизации его адаптационных возможностей со значительным превышением диапазона повседневных колебаний. Выраженность ответной реакции организма человека зависит от характера, силы и продолжительности стрессирующего воздействия, конкретной стрессовой ситуации, исходного состояния организма и его функциональных резервов.

Данный синтез позволил раскрыть целостность здоровьесберегающей позиции учащихся через суммарность и взаимообусловленность этих позиций, отсюда следует, что феномен здоровьесберегающая позиция обучающихся имеет сложную структурную организацию.

В соответствии с цифровизацией образования были предложены эффективные формы формирования здоровьесберегающей позиции учащихся: дискуссионно-семинарские занятия; практические занятия; психолого-педагогические тренинги; проектные и деловые игры; анализ профессиональных ситуаций. Таким образом, здоровьесберегающая позиция учащихся понимается нами как интегративное качество личности, включающее систему ценностных ориентаций и устойчивых взглядов обучающихся, направленных на осознанный выбор своего места в жизни обеспечивающий готовность к успешному взаимодействию и сотрудничеству в медицинской сфере.

Литература:

1. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследований реальной личности): Избранные психологические труды / К.А. Абульханова. - Москва: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «Модек», 1999. - 224 с.

2. Абыденова Н.А. Развитие личностной значимости в профессиональной подготовке педагога / Н.А. Абыденова // Вестник университета, 2007, № 6 (32). М.: Государственный университет управления, 2007. - С. 5-11.

3. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2001. — 272 с.

4. Асмолов, А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров / А.Г. Асмолов. — М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. — 768 с.

5. Брушлинский, А.В. Психология субъекта / А.В. Брушлинский. — СПб.: Алетейя, 2003. — 270 с.

6. Вайнер, Э. Н. Валеология: Учебник для вузов / Э. Н. Вайнер. - М.: Флинта: Наука, 2001. - 416 с.

7. Выготский Л.С. Психологи и педагогика / Под ред. В.В. Давыдова. - Москва: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.

8. Джуринский А.Н. История педагогики и образования: учебник для бакалавров / А.Н. Джуринский. -3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство «Юрайт», 2013. - 676 с.

9. Кубышкина М.Л. — Субъектная позиция в отношении здоровья у мужчин и женщин зрелого возраста / Казакова Е.В., Гашева А.А. // Психолог. - 2020. - № 2. - С. 1-14.

10. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник. - 2-е изд. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 512 с.

11. Маджуга, А.Г. Валеоакмеологическая модель развития здоро-вья личности / А.Г. Маджуга, С.Р. Хакутдинова, О.Н. Брунько // Сибирский педагогический журнал. 2012. - № 9. - С. 37-44.

12. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - Москва: Знание, 1996. - 312 с.

13. Педагогический энциклопедический словарь / главный редактор Б.М. Бим-Бад; редколлегия: М.М. Безруких [и др.]. - Москва: Большая российская энциклопедия, 2003. - 528 с.

14. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В. Петровский. - Санкт-Петербург: Питер, 2007. - 447 с.

15. Полуэктова Н.М., Смирнова А.Н. Человек как субъект здоровья // Человек. - 2016. - №1. - С. 5-16.

16. Сластенин В.А. Субъектная педагогика: контуры новой научной теории / В.А. Сластенин // Негосударственное высшее образование: Теория и современные проблемы: сборник научных трудов. - М., 1999. - 213 с.

17. Соколовская О.К. Становление профессиональной позиции студента-психолога в процессе обучения в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук / О.К. Соколовская. - Ярославль, 2010. - 18 с.

18. Фетисов А.С. Здоровьесберегающая среда школы в контексте педагогической психологии / А.С. Фетисов // Вестн. ВГТУ. — 2013. — Т. 9, № 3.2. — С. 201-204.

19. Фетисов А.С. Психологические основания взаимодействия здоровьеобеспечивающей образовательной среды и личностно-профессиональных качеств педагога / А.С. Фетисов // Вестн. ВГТУ. — 2012. — Т. 8, № 10.2. — С. 144-149.

20. Фетисов А.С. Формирование личностно-профессиональных качеств педагога в здоровьесберегающей образовательной среде школы / А.С. Фетисов // Вестн. ВГТУ. — 2013. — Т. 9, № 5.2. — С. 157-160.

21. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - Москва: Педагогика, 1987. - 304 с.

Педагогика

УДК 784.9-056.874

кандидат педагогических наук, доцент Фурсенко Татьяна Фёдоровна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта);

студентка Шевченко Вероника Андреевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ» И ЕГО СТРУКТУРА

Аннотация. В статье исследуется сущность понятия «ценностные ориентации личности в области музыкальной культуры», вводится рабочее определение данного понятия, выявлена его структура.

Ключевые слова: ценностные ориентации личности в области музыкальной культуры, структурные компоненты, музыкальное восприятие, творчество, музыкальный интерес.

Annotation. The article examines the essence of the concept of «personal value orientations in the field of musical culture», introduces a working definition of this concept, reveals its structure.

Keywords: personal value orientations in the field of musical culture, structural components, musical perception, creativity, musical interest.

Введение. Ценностные ориентации личности в области музыкальной культуры являются показателем уровня музыкального развития человека в целом, для усовершенствования изучаемого нами процесса необходимо рассмотреть сущность понятия «ценностные ориентации личности в области музыкальной культуры» и выявить его структурные компоненты.

Изложение основного материала статьи. Проблеме ценностных ориентаций, механизмов и средств их формирования посвящены научные исследования по философии, социологии, психологии и педагогике.

Сущность понятия «ценностные ориентации» раскрыты в трудах Л. Архангельского, А. Здравомыслова, М. Кагана, В. Сагатовского, В. Сиверса, А. Ручки. Ученые подчеркивают, что ценностные ориентации отражают осознанное отношение к социальной деятельности, связанное с мотивацией поведения и направленностью личности. Социальное поведение начинается с готовности, установки, в которой отражены и стремления, и цели, и требования, и ожидания человека. Выраженные в сознании личности ориентации и знания тесно связаны друг с другом. Если в знаниях отражаются предметы и явления действительности, то в ориентациях отражается отношение человека к ним.

Социологи В. Ольшанский, У. Орлов, И. Попова исследовали роль ценностных ориентаций как самостоятельного феномена, связанного с различными видами социокультурной деятельности человека. Ценностные ориентации они рассматривают, с одной стороны, как ценностное отношение человека к социуму, а с дугой - как систему аксиологических установок, определяющих то или иное его поведение в определенной ситуации.

Психологический аспект проблемы раскрывается в публикациях Б. Ананьева, Б. Додонова, В. Мясищева, С. Рубинштейна, Д. Узнадзе. Ученые толкуют ценностные ориентации как взаимосвязь элементов психологической направленности личности, ее интересов, потребностей, вкусов, установок, способностей. В данных исследованиях можно выделить два подхода в изучении ценностных ориентаций личности. Первый -основной предмет исследования - психологические процессы, обусловливающие формирование у личности той или иной системы ценностей и соответствующего ей ряда ценностных ориентаций. Второй - предметом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.