Литература:
1. Барретт Д. Выбор профессии. Пер. с англ. - М.: АСТ. - 2017. - 221 с.
2. Бендюков М.А. Ступени карьеры: азбука профориентации. - СПб.: Речь. -2006. - 236 с.
3. Володина Ю.А. Дорога в жизнь или путешествие в будущее. - М.: Генезис. - 2015 - 251 с.
4. Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. - М.: Просвещение. -2017. - 235 с.
5. Гурова Е.В. Профориентационная работа в школе: методическое пособие. -М.: Просвещение. -
2015. - 95 с.
6. Зеер Э.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. - М.: МПСИ. -
2016. - 342 с.
7. Исмагилова Ф.С. Основы профессионального консультирования. - М.: Аспект-Пресс. -
2017. - 391 с.
8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям: Педагогика и психология. Социальная педагогика. Педагогика. - М.: Academia. - 2016. - 301 с.
9. Панов А.М. Неустойчивая занятость: концептуальные понятия и критерии оценки // Вопросы территориального развития. - 2019, №3 (33). - С. 10-13.
10. Пряжников Н.С. Активизирующая профконсультация: теория, методы, программы. - М.: Академия. - 2015. - 352 с.
11. Рогов Е.И. Выбор профессии: становление профессионала. - М.: Владос-Пресс. - 2016. - 384 с.
12. Салтыков В.И. Рынок труда в РФ на современном этапе развития // Инновации и инвестиции. -2017, №4. - С. 61-64.
Педагогика
УДК 37.046:001.08
кандидат педагогических наук, доцент Усков Сергей Валерьевич
Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); кандидат педагогических наук Богослова Елена Георгиевна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); старший преподаватель кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Веремьёв Алексей Сергеевич
Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь)
К ВОПРОСАМ НРАВСТВЕННОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
ДЗЮ-ДО, КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ РУКОПАШНОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА БУДУЩИХ
ОФИЦЕРОВ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА
Аннотация. В результате исследования видно, что дзю-до создавалась в основном и как инновационное боевое искусство, и как целостная этически-нравственная педагогическая система обучения и воспитания человека, в методическую основу которого положен тогдашний передовой научный опыт. А основатель этой системы, Дзигаро Кано, был человеком образованным, формирование прогрессивных педагогических взглядов которого проходило под воздействием реформ революции Мейдзи.
Ключевые слова: дзю-до, курсанты, педагогическая технология, полиция, профессиональная подготовка.
Annotation. As a result of research evidently, that created judo mainly and as an innovative martial art, and as an integral ethic and moral pedagogical departmental and education of man teaching, of that time front-rank scientific experience is fixed in methodical basis of which. And a founder of this system, Jzigaro Kano, was a man formed, forming of the advanced pedagogical views of which passed under act of reforms of revolution of Meiji.
Keywords: judo, cadets, pedagogical technology, police, professional preparation.
Введение. Как педагогическая технология спортивной тренировки, дальневосточное боевое искусство под названием дзю-до было разработано и научно обоснованно с позиций современной спортивной педагогики, в начале двадцатого столетия, талантливым японским педагогом и врачом Дзигаро Кано. Доктор Кано, по мнению большинства учёных и специалистов [1; 3] в вопросах дальневосточных единоборств однозначно определяется одним из основных новаторов в дидактики боевых искусств Дальнего Востока.
Техника и тактика этого единоборства базируется на рукопашной подготовке самураев - дзю-дзюцу, как общего направления рукопашного боя без оружия. Данный вид поединка базируется на взаимосвязи бросков и болевых рычагов.
Формируя свою педагогическую технологию, Дзигаро Кано понимает, что одних технических и тактических нововведений будет не достаточно для согласованного усовершенствования адепта. Для того чтобы дзю-до создалось как педагогическая система нужна инновационная система формирующая доктрина, дающая возможность определить перевес над классическими технологиями дзю-дзюцу. И в будущем, интеллектуально развитый аспирант главного университета Японии (Токийский Императорский) эту концепцию создал.
В тот период все мастера дзю-дзюцу предопределяли единоборства лишь как прикладной аспект самозащиты. Не предполагалась даже сама научно аргументированная концепция создания боевого искусства - как педагогической технологии для постижения вершины совершенства за счёт взаимного дополнения функциональных и моральных частей. Помимо прочего, в классических системах дзю-дзюцу имело место клановая замкнутость, а часто и примитивная мистификация, и лишь Дзигаро Кано понял, что руководствуясь данными пережитками старины добиться позитивных успехов в государстве, вставшей на дорогу европейского формирования (буржуазная революция Мейдзи 1866 года), не является допустимым.
Изначально он заявляет, что его педагогическая технология предопределенна лишь для тех, кто стремится к гармоническому совершенствованию, то есть мы уже видим иннервацию очеловечивания дидактического процесса, по примеру с общеевропейской педагогической концепции эпохи Возрождения.
Главная же доктрина развития и обучения его педагогической системы обуславливается пропагандой жизнеутверждающего национального осознания и развития японского народа.
Существовала еще одна значительная инновация, положенная в «фундамент» создания дзю-до, как педагогической технологии боевых искусств. В тот период введения во все составляющие социальной деятельности нововведений революции Мейдзи, Японское государство начало равняться на западноевропейскую систему образования и воспитания, и к работе в её ВУЗах было привлечено большое количество европейских учёных. Так что доценты и профессора из Европы и преподали Дзигаро Кано научные знания по основам спортивной педагогики. В начале XX века, учебно-воспитательный процесс боевых искусств вообще не предполагал какую либо методическую базу. На занятиях по основным дисциплинам, а также занимаясь исследовательской деятельностью в библиотеках, Дзигаро Кано начал понимать суть научных результатов в направлении теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки. Это осознание предопределило его стремление обратиться за советами, в создании инновационной дидактической доктрины дзю-дзюцу, к очень уважаемому на тот момент в Японии немецкому врачу Эрвину Бельцу. И именно к данному учёному и относится заслуга в разработке функциональной доктрины дзю-до.
И вот, «оперативно появившись» в устоявшейся на тот момент общей системе дальневосточных боевых искусств, высоко образованный и ищущий себя аспирант, обогатившись научно-методическими знаниями по спортивной педагогике, психологии, биомеханике и физиологии приступает к реформации традиционного дзю-дзюцу. Доктор Кано всё чаще начинает указывать об «инновационной доктрине» и о глобальном различии между разработанной им учебно-воспитательной технологией и иными направлениями дзю-дзюцу. Поставив в основание своей системы именно моральное развитие, а технику и тактику, как сопутствующий аспект в развитие адепта, Дзигаро Кано, в отличии от прочих мастеров осознал все устремления японского народа. Никто из специалистов традиционных направлений дзю-дзюцу даже и не подумал, что разработал доктор Кано.
Педагогическая концепция дзю-до оперирует нравственно-этическими аспектами в направлении единоборств. Основным принципом дзю-до является теория всемирной гармонии и благоденствия. Технико-тактические моменты атаки, контратаки и зашиты не только необходимы в вопросах постижения акмеологической вершины физических и психологических составляющих, но и должны применяться к вопросах улучшения социальных факторов общества, так как взаимная гармония между людьми достигается в первую очередь взаимной помощью и уступками. Нравственно-этические основы дзю-до напрямую пересекаются с моральными составляющими гуманистических парадигм цивилизованного общества.
Дзю-до - это в первую очередь «мягкая сила», то есть податливость, хитрость, отвлечение бдительности противника посредством ложной мягкости, возможность уступить с последующим использованием вектора силы противника против него самого. Термин «дзю» на японском дословно означает «безобидный, эластичный, покладистый, податливый», а определение «до» означает «дорогу, путь, движение». Это понятие обуславливается учениями древних даосов, как одного из составляющих религиозно-философских основ всех дальневосточных боевых искусств [5]. Оно определяется тем, что дзюдоист поддаётся атаки соперника, пока он не попадётся на хитрость, и тогда двигательное действие противника обращается против него самого. Владимир Владимирович Путин [3], сам являясь мастером спорта по дзю-до объясняет основной принцип «поддаться, чтобы одержать победу», отталкиваясь от изречений Дзигаро Кано: «Ветка под грузом снега сгибается до тех пор, пока не сбросит его» и «Гибкая ива распрямляется после бури, а могучий дуб лежит поверженным» [2].
Интересен недавний пример использования концепции дзю-до во внешней политики России. Весной 2014 году, пока «ограниченно развитые» бандеровцы веселились и скакали в Киеве, по случаю победы неонацистского государственного переворота, в Крыму появились «вежливые люди». То есть Россия как бы особо не заявляла о своей неприязни к событиям на Майдане, как бы всё уступили, усыпили, дали «поверить в себя». И не случайно, последний законно избранный президент Украины - Виктор Фёдорович Янукович, на данный момент пока проживает в Москве. Пока!
«В 1886 году была проведена встреча между представителями претендовавших на лидерство нескольких школ, в том числе и дзю-до. Целью встречи было определить одну, наиболее эффективную систему, на основе которой и вести преподавание в дальнейшем. Ученики Дзигаро Кано победили в тринадцати поединках, две схватки закончились вничью. Практическая ценность дзю-до, как наиболее реального боевого искусства была признана, его начали культивировать в армии и полиции, включили в программу средних и высших учебных заведений» [1, с. 128].
Но это всё не остановило амбициозных мастеров школ дзю-дзюцу, от угроз и клеветы относительно Дзигаро Кано, который на это всё реагировал абсолютно нейтрально, осознавая, что в этом споре победит тот, кто обыграет соперников не только в состязаниях на борцовском ковре, но и на уровне государственного контроля и помощи, без которой не сможет развиваться ни одна система дзю-дзюцу. А для этого нужно в первую очередь создать такую педагогическую технологию, которая могла бы наиболее реально отвечать дидактическим задачам профессионального обучения курсантов ведомственных учебных заведений (армия, полиция и служба безопасности), что в дальнейшем он благополучно и осуществил, использовав данные структуры как базовые форпосты своей школы. Это ещё раз указывает на то, что из тогдашних специалистов дзю-дзюцу доктор Кано был однозначно, самым прогрессивно мыслящим, что в свою очередь обуславливает большие педагогические возможности дзю-до в области совершенствовании умственных качеств.
Понимая все это гораздо лучше своих конкурентов, доктор Кано продолжил с отрешённым разумом формировать технический и тактический арсенал и нравственные основы дзю-до. На создание структуры двигательных действий дзю-до было потрачено пять лет. Из техники дзю-до были убраны все опасные действия дзю-дзюцу. Дзигаро Кано ушёл от ударов по болевым зонам организма, в связи с тем, что его инновационная технология предполагала в первую очередь функционального и нравственного совершенствования молодежи в мирное время.
По ходу формирования своих спортивно-педагогических изучений доктор Кано подходит к философскому разграничению основных целей и задач традиционных школ и разработанных педагогических технологий дзю-до. Он приходит к выводам, что дзю-дзюцу - это искусство или практика наиболее рационального выполнения психофизиологической и нравственной энергетики, то есть средство. В тот же
момент дзю-до мастер определяет как «путь» (педагогический процесс) этого применения, то есть принципы, методы, условия и практика постижения реальной цели.
Итак, необходимо обобщить, что дзю-до изначально создавалась как педагогическая технология дальневосточных боевых искусств, в которой формируются и совершенствуются основные нравственно-психологические качества: стрессустойчивость, терпение, гибкость интелекта, доброта, толерантность. Дзигаро Кано постоянно заострял внимание на том, что дзю-до - это в первую очередь путь идеального использования физического и духовного, что является концептуальной целью тренировочных занятий.
Доктор Кано сформировал многогранную педагогическую технологию физического и нравственного совершенствования, взпимосвязавшую традиции самураев с теориями и методиками олимпийского спорта. Мастер изначально настаивал на спортивно-педагогической идее. Он отказался от того, чтобы создать на основе дзю-до только лишь очередное направление рукопашного боя. Перспектива философских и гуманистических теорий её создателя, благородство обазначенного целепологания - формирование и совершенствование гармонически развитого человека, достойное поведение адептов - всё это вызывало расположения людей и послужило в дальнейшем популярности во всём мировом сообществе (дзю-до входит в перечень олимпийских видов спорта).
Изложение основного материала статьи. На протяжении последних лет работы в Крымском филиале Краснодарского университета МВД России, нами использовались авторские технологии воспитания нравственности [4], как составная и взаимосвязанная часть интегральной рукопашной подготовки. Как было раскрыто выше, реализация именно воспитательного потенциала боевого искусства дзю-до и предполагает, по нашему мнению, нравственное совершенствование курсантов. Если классические занятия по утверждённым учебным программам [6] представляют собой, как правило, подготовительную часть, общую и специальной физическую подготовку, и изучения техники двигательных действий (в их практическом смысле), то в предлагаемой нами экспериментальной программе упор делается на элементе субъект-субъектных взаимоотношений, в которых преподаватель, совместно с курсантами раскрывает и прорабатывает нравственный образ техники и тактики дзю-до, основы философии использования агрессии противника против него самого и не причинения ему излишнего вреда в боестолкновении, значимость морального этикета дзю-до, его постижение и воспитание у курсантов осознания необходимости выполнения правил поведения, определяемых им.
В процессе обучения с курсантами обсуждались выдержки из наставлений основоположника дзю-до доктора Дзигаро Кано, раскрывалось соответствие занятий рукопашным боем с использованием технико-тактических и нравственно-психологических составляющих дзю-до идеям мастера, создавшего это боевое искусство. Научно-экспериментальное наблюдение за курсантами прямо на занятиях, фиксирование их эмоций, предпочтений, мыслей, высказываний, давало возможность поправлять доктрину каждого отдельного занятия, варьировать его построением, использовать акценты на нужных именно «здесь и сейчас» воспитательных методиках.
Помимо всего прочего, сведения, приобретенные в констатирующем периоде эксперимента, давали возможность определять тех курсантов, кому в более чем другим необходимо было уделять особое участие (с низким порогом эмпатии, с высоким порогом агрессии и т.д.). Данные научные заключения также обогащали короткие но достаточно ёмкие по содержанию рефераты на темы «Что такое дзю-до?», «Зачем я занимаюсь рукопашной подготовкой в высшей школе полиции?» и т.д. Эти сочинения также предназначались для коррекции воспитательной деятельности преподавателя. На базе этих данных преподаватель видоизменял построение учебного занятия с основной философской целью тактики дзю-до: сочетания «мнимой податливости + эффективности + не причинения чрезмерного вреда» касательно избранного нами целеполагающего вектора нравственного совершенствования профессиональной рукопашной подготовки. С противоположной стороны, эти рефераты давали возможность курсанту объективно оценивать собственные занятия, мотивацию, желания, приобретать более конкретный образ личностного роста, целей и задач рукопашной подготовки и т.д.
Работа с курсантами обнаружила, что бушующие оперуполномоченные уголовного розыска в разработанной нами «системе воспитания нравственности», стали более сознательно рассуждать на темы превышения полномочий, причинения излишнего вреда и т.д. Курсанты, в процессе обучения, начинали всё более интересоваться изучением техники и тактики дзю-до именно в проекции её нравственно-философских основ. У них начал изменяться акцент в выполнении технико-тактических двигательных действий рукопашного боя с силового направления, на более осмысленную тренировку пассивных и плавных движений, направленных на мнимую податливость и использование силы противника.
Это, в свою очередь, привело к более осознанному использованию приёмов рукопашного боя в учебно-соревновательных поединках, что предопределяло контроль при применении физического воздействия на предполагаемого преступника. Они также стали всё больше интересоваться моральными принципами дзю-до, задавать вопросы о потенциале решения экстремальных ситуаций в их будущей профессиональной деятельности не насильственным путём.
Конечно бывало, что курсанты решали конфликты со сверстниками жёстко, дрались (естественно не на территории университета), но уже стремились не избить до полусмерти соперника, а аккуратно и великодушно «провести силовое задержание». Эти эпизоды осмысленной силы и контроля личностной агрессии были очевидным олицетворением концепций нравственности дзю-до в обыденной жизнедеятельности.
Большинство из них стало меньше употреблять нецензурную лексику в общении с товарищами, они стали гораздо уравновешеннее в своих поступка. Формирование данной среды занятий рукопашной подготовкой в высшей школе полиции, в которой присутствует составляющая «проговаривания» нравственного осознания практики боевых двигательных действий, где сформулирован менталитет взаимопонимания и взаимосодействия преподавателя и курсанта, предполагает достаточный потенциал позитивных итогов воспитательного процесса.
Выводы. В связи с этим можно прийти к выводу, что применения методов нравственного воспитания учебно-воспитательного процесса дзю-до на занятиях по рукопашной подготовки в высшей школе полиции дало возможность стабилизировать индивидуально-психологические показатели у курсантов, а также способствовало формированию базовых социально-значимых личностных свойств. В дальнейших работах мы попытаемся показать основные этапы проведённого нами научно-педагогического эксперимента в
направлении совершенствования нравственных качеств курсантов образовательных организаций высшего образования МВД России на занятиях профессиональной рукопашной подготовкой.
Литература:
1. Гагонин, С.Г. Развитие теории и практики физической культуры путём обобщения опыта боевых искусств Востока: дисс... док. пед. наук / С.Г. Гагонин. - СПб., 1998. - 431 с.
2. Дзигаро Кано. Кодокан дзю-до: монография / Кано Дзигаро. - Ростов на Дону: Феникс, 2000. - 448 с.
3. Путин, В.В. Учимся дзю-до с Владимиром Путиным: учебно-практическое пособие для тренеров и спортсменов / В.В. Путин. - Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 159 с.
4. Усков, С.В. Совершенствование нравственных качеств у курсантов высшей школы полиции России на занятиях по рукопашной подготовке / С.В. Усков // Areas of scientific thought: pedagogical sciences: materials of XI international research conference. - Sheffield: Sciences and Education Ltd, 12.03.2014 - 07.01.2015. - P. 52-55.
5. Усков, С.В. Религиозно-философские основы учебно-воспитательного процесса боевых искусств Дальнего Востока / С.В. Усков // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология: сборник научных трудов. - Ялта: ГПА КФУ им. В.И. Вернадского, 2018. - В. 58. - Ч.1. -С. 67-70.
6. Хабаров, Д.В. Специальная физическая подготовка: учебная программа дисциплины для специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность». Специализация «Оперативно-розыскная деятельность». Узкая специализация «Деятельность оперуполномоченного уголовного розыска» / Д.В. Хабаров, П.В. Коляго. - Краснодар: КрУ МВД России, 2018. - 13 с.
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент Фетисов Александр Сергеевич
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет» (г. Воронеж); директор Бирюкова Наталья Викторовна
ФГАОУВО первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова ресурсный центр «Медицинский Сеченовский предуниверсарий» (г. Москва)
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПОЗИЦИИ УЧАЩИХСЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования здоровьесберегающей позиции учащихся, выявляются объективные причины ухудшения здоровья обучающихся, раскрываются понятия «здоровье», «ЗОЖ», «здоровьесбережение», «здоровьесберегающая позиция», диагностируется здоровье учащихся, приводятся результаты констатирующего эксперимента.
Ключевые слова: ухудшение здоровья, здоровьесберегающая позиция.
Annotation. The article examines the problem of the formation of the health-saving position of students and identifies objective reasons for the deterioration of the health of students, reveals the concept of "health," "HEALTH," "health saving position. The students' health is diagnosed and the results of formative experiments are given.
Keywords: deteriorating health, health-saving position.
Введение. Проблема сохранения и укрепления здоровья детей обуславливает формирование здоровьесбережения учащихся, их потребность продуктивно решать в дальнейшем проблемы в сферах медицины, во всех областях повседневной жизни, что находит отражение в работах таких авторов как: Н.А. Абыденова [2], Маджуга, А.Г. [12] и др. В современных образовательных стандартах требования к здоровьесбережению отождествляется с понятием самореализация и самоорганизация учащихся, что согласуется с определением здоровья личности. В связи с переходом от знаниевой парадигмы к компетентностной приоритетным направлением является личностная мобилизация обучающихся, обладающих устойчивой системой взглядов и убеждений, ориентированных на выбор своего места в жизни. Изменение взглядов на здоровьесберегающую позицию указывает на потребность общества в личностно зрелых, высоконравственных обучающихся с устойчивой здоровьесберегающей позицией, готовых к порождению ценностей к себе, и к своему окружению (К.А. Абульханова-Славская [1]). Особое внимание уделяется формированию здоровьесберегающей позиции в ресурсном центре «Медицинский Сеченовский предуниверсарий».
Изложение основного материала статьи. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что система здравоохранения, основанная на патолого-центристской парадигме, сконцентрирована на болезнях, а не на здоровье. Современные педагогические технологии не учитывают уровень здоровья, а также адаптивные возможности детей. Следовательно, проблема сохранения, укрепления и формирования здоровьесберегающей позиции в образовательных учреждениях является весьма актуальной. Проведенный анализ о состоянию здоровья выявил причины ухудшения здоровья учащихся: изменение принципов социально-экономического устройства жизни; ухудшение качества питания из-за сложностей экономической ситуации; низкое качество санитарных условий, в которых проживает человек; ухудшение условий охраны труда и снижение требований к технике безопасности; снижение ответственности за состояние собственного здоровья. Поэтому именно государство должно заботиться о здоровье нации, прививать культуру питания среди населения через различные социальные программы, через факультативные занятия в школах, посредством рекламы на телевиденье и в местах массового скопления народа. Статистика ВОЗ показала, что условно-здоровыми можно считать только 20,0% взрослого населения. 18,0% же находятся в состоянии предболезни, а 22,0% имеют более двух хронических заболеваний, у оставшихся 38,0% организм находится в состоянии истощения, при котором он не может самостоятельно противостоять болезни. Были выявлены факторы, влияющие на здоровый образ жизни [11]: