Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ УЧАЩИМИСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ'

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ УЧАЩИМИСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОР ПРОФЕССИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / РОДИТЕЛЬСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСИЛИУМ / РЕФЛЕКСИЯ / САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / РЫНОК ТРУДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тахохов Борис Александрович

В статье представлен авторский подход к педагогическому сопровождению профессионального выбора учащихся старших классов. Рассматриваемый феномен раскрывается как системный объект, представляющий собой целостную многоуровневую, динамичную структуру, которая наполняется тремя составляющими: личность ученика (субъект), конкретная желаемая профессия (объект) и психолого-педагогическая поддержка субъекта деятельности. Выявлено, что осознание старшеклассниками сущности своей будущей профессиональной деятельности и методов ее адекватного достижения составляет ведущий концепт психолого-педагогической поддержки. Доказывается, что предлагаемый в работе «родительско-педагогический консилиум» можно считать эффективной формой помощи выпускникам школ в выборе послешкольного образовательного маршрута. Показано, что практическое воплощение персонифицированной организации профориентационной работы может стать основой индивидуальной подготовки специалистов и, следовательно, тем самым вузы приобретают реальную возможность самоидентификации в соответствии с трендами общественного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тахохов Борис Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING SUPPORT FOR THE CHOICE OF PROFESSION BY HIGH SCHOOL STUDENTS

The article presents the author's approach to the pedagogical support of professional orientation of high school students. The phenomenon under consideration is revealed as a system object, which is an integral multi-level, dynamic structure, which is filled with three components: the student's personality (subject), a specific desired profession (object), and psychological and pedagogical support for the subject of activity. It is revealed that the awareness of high school students of the essence of their future professional activity and methods of its adequate achievement is the leading concept of psychological and pedagogical support. It is proved that the proposed "parent-teacher consultation" can be considered an effective form of assistance to school graduates in choosing a post-school educational route. It is shown that the practical implementation of the personalized organization of career guidance work can become the basis for individual training of specialists and, consequently, thereby universities acquire a real opportunity for self-identification in accordance with the trends of social development.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ УЧАЩИМИСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ»

8. Innovations in learning technologies for English language teaching. Edited by Gary Motteram, 2013 British Council. Retrieved from June 12th 2020 British Council website - [Electronic Resource] - Mode of access: https://www. teachingenglish.org.uk/sites/teacheng/files/ (accessed 25.10. 2020).

9. Graham Stanley (2019), Remote teaching - how to keep learners' attention.- [Electronic Resource] -Mode of access: https://www. British council. org/ voices-magazine/remote-teaching-how-keep-learners attention? fbclid=IwAR0_S-mktuUkmxIPfYXfEYatVDWr_ fK0Nc 74HT1jOg0MfANU brZR0-QAGE (accessed 05.09. 2020).

10. Jenkins J. Mobility and English language policies and practices in higher education / J. Jenkins // The Routledge Handbook of Migration and Language. Edition: 1st, Chapter: 28, Publisher: Routledge, Editor: Suresh Canagarajah: 2017- pp. 502-518.

11. OECD Annual report, 2007 - [Electronic Resource] - Mode of access: https://www.oecd.org/ newsroom/ 38528123.pdf (accessed 22.09. 2020).

12. Open educational resources (OERs), 2014- [Electronic Resource] - Mode of access: https://www.jisc.ac.uk/guides/open-educational-resources (accessed 12.09. 2020).

13. Samoylenko N.B. Blended learning in academic writing course / N.B. Samoylenko N.B. // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов. - Ялта: РИО ГПА, 2019 - Вып. 65 -Ч. 1 - С. 230-234.

14. Teaching online for the first time: 7 tips for those about to sail into uncharted waters. - [Electronic Resource] - Mode of access: https://differentefl. blogspot.com/2020/03/teaching-online-for-first-time-7-tips.html?m=1 (accessed 09.11.2020).

15. Understanding languages: learning and teaching, 2019. - [Electronic Resource]- Mode of access: https://www.futurelearn.com/ courses/understanding-language (accessed 05.11.2020).

16. UNESCO, 2012 - [Electronic Resource] - Mode of access: https://unesdoc.unesco.org/ark:/ 48223/pf0000220416 (accessed 10.11.2020).

17. UNESCO (2019) Recommendation on Open Educational Resources. - [Electronic Resource] - Mode of access: https://unesdoc.unesco.org/ark:/ 48223/pf0000370936 (accessed 15.11.2020).

Педагогика

УДК 378.1

доктор педагогических наук, профессор Тахохов Борис Александрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова» (г. Владикавказ)

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ УЧАЩИМИСЯ СТАРШИХ

КЛАССОВ

Аннотация. В статье представлен авторский подход к педагогическому сопровождению профессионального выбора учащихся старших классов. Рассматриваемый феномен раскрывается как системный объект, представляющий собой целостную многоуровневую, динамичную структуру, которая наполняется тремя составляющими: личность ученика (субъект), конкретная желаемая профессия (объект) и психолого-педагогическая поддержка субъекта деятельности. Выявлено, что осознание старшеклассниками сущности своей будущей профессиональной деятельности и методов ее адекватного достижения составляет ведущий концепт психолого-педагогической поддержки. Доказывается, что предлагаемый в работе «родительско-педагогический консилиум» можно считать эффективной формой помощи выпускникам школ в выборе послешкольного образовательного маршрута. Показано, что практическое воплощение персонифицированной организации профориентационной работы может стать основой индивидуальной подготовки специалистов и, следовательно, тем самым вузы приобретают реальную возможность самоидентификации в соответствии с трендами общественного развития.

Ключевые слова: выбор профессии. образовательный маршрут, педагогическое сопровождение, родительско-педагогический консилиум, рефлексия, самоидентификация, рынок труда.

Annotation. The article presents the author's approach to the pedagogical support of professional orientation of high school students. The phenomenon under consideration is revealed as a system object, which is an integral multilevel, dynamic structure, which is filled with three components: the student's personality (subject), a specific desired profession (object), and psychological and pedagogical support for the subject of activity. It is revealed that the awareness of high school students of the essence of their future professional activity and methods of its adequate achievement is the leading concept of psychological and pedagogical support. It is proved that the proposed "parent-teacher consultation" can be considered an effective form of assistance to school graduates in choosing a post-school educational route. It is shown that the practical implementation of the personalized organization of career guidance work can become the basis for individual training of specialists and, consequently, thereby universities acquire a real opportunity for self-identification in accordance with the trends of social development.

Keywords: choice of profession. educational route, pedagogical support, parent-teacher consultation, reflection, self-identification, labor market.

Введение. Проблема, которая всегда актуальна для любой страны и отдельно взятой личности, заключается в необходимости систематического пополнения вузов выпускниками школ и последующего их трудоустройства по соответствующему направлению подготовки. Правильный выбор вуза и специальности является важнейшим условием мотивации студентов к напряженной учебно-познавательной деятельности и предстоящей профессиональной самореализации, Именно это обстоятельство обусловливает морально-психологический комфорт личности и выступает определенной гарантией ее эффективной деятельности на конкретном рабочем месте. Поэтому так важна конкретная поддержка со стороны психологов и педагогов учащихся старших классов в их выборе будущей профессиональной деятельности. Сущность данного феномена определяется как поиск и нахождение личностного смысла в будущей профессиональной деятельности и стремление к его достижению (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов).

Изложение основного материала статьи. Среди публикаций по исследуемой теме имеются работы, характеризующие психологию старшего подростка с точки зрения его готовности к самоопределению

[3; 4; 12]. Вопросы профориенталогии как направления исследования в психологии и педагогике рассмотрены Э.Ф. Зеером [6], Е.А. Климовым [8], Н.С. Пряжниковым [9]. Научно-практические проекты Д. Барретта [1], Е.В. Гуровой [5], посвящены школьной профориентационной работе; в контексте актуальных направлений подготовки профессиональных кадров выполнены исследования Ф.С. Исмагиловаой [7], G. Zahid [15], рынок труда исследуется в работах А.М. Панова [9], В.И. Салтыкова [12] и др.

Указанные исследовательские опыты - свидетельство актуальности проблемы, требующей дальнейшей разработки с учетом тех издержек, перекосов, которые имеются в современной практике подготовки специалистов с высшим образованием.

Исследования, посвященные профессиональным компетенциям современных специалистов и рынку труда в России, констатируют значительное повышение требований к любому работнику, вбирающих множество факторов - как социально-экономических, так и морально-психологических, и это создает дополнительную актуальность проблемы выбора выпускниками школ профессии [9; 12].

Вне всякого сомнения, для молодого человека без достаточного жизненного опыта «попасть в десятку» при определении профессии столь же сложно, как сказочному Ивану-царевичу выбрать одну из трех дорог, ведущей его к цели. Молодых людей манят десятки профессий, и если нет ярко выраженной наклонности или способности к определенному виду деятельности, то нередки ошибочные решения под влиянием сиюминутных настроений, близких, знакомых и т.д. Как отмечает психолог А.Г. Асмолов, сделать правильный выбор будущей профессии - задача, почти непостижимая для человека 16-17 лет.

Абсолютное большинство школьников 9-11 классов делают реальный выбор будущей сферы профессиональной деятельности с учетом своих физических, психологических, материальных и интеллектуальных ресурсов. Этот выбор может оказаться более обоснованным и аргументированным, если педагоги, в том числе вузовские вместе с родителями помогают им в достижении цели.

Сказанное обусловливает необходимость научной разработки психолого-педагогических механизмов поддержки профессионального самоопределения учеников старших классов, чтобы свести к минимуму те издержки, которые неминуемы в вопросе принятия единственно правильного решения со стороны учеников. Считаем, что система социально-психологической подготовки учащихся в общеобразовательных школах требует разработки эффективной технологии профессионального самоопределения школьников. Это необходимо как для средних специальных и высших образовательных организаций, так и для рынка труда, которые заинтересованы в приеме мотивированных к конкретной специальности выпускников школ и последующей эффективной профессиональной деятельности.

Данная проблема не только российского масштаба, она глобальна, ибо перед необходимостью выбора будущей профессиональной деятельности становятся все выпускники общеобразовательных учреждений любой страны [1; 13]. Совершенно очевидно, что для значительного числа выпускников школ весьма сложной задачей становится выбор жизненной траектории, а именно: какую выбрать профессию, в какой вуз поступить, кем бы хотелось стать. Следует отметить, что среди школьников 12-14% имеют известные способности к той или иной профессиональной деятельности [7]. Среди них дети родителей творческих профессий - актеров, музыкантов, художников, которые, как правило, идут по стопам родителей, ибо с детства впитали дух, ценности, референтные в окружении семьи. Безусловно, не все дети известных артистов или художников заимствуют у них таланты, но сама атмосфера, в торой вырос ребенок, волей-неволей оставляет заметный след в его сознании и психологии, и он, сначала подражая, а потом уже пробуя, осваивает и впитывает какие-то моменты, умения, которые со временем перерастают в навыки, первые ростки соответствующих компетенций, и у такого ребенка начинают формироваться способности. В.Франкл отмечал, что такой путь формирования способностей один из самых типичных, но он не гарантирует высших достижений: определенный уровень ремесленничества - да, но истинные талантливые люди рождаются со своим даром, Богом данным, правда, для его раскрытия тоже необходимы условия, в противном случае врожденный талант так и останется втуне, не раскрытым. По мнению Гегеля, талант - это только 8-10% врожденного дара и более 90% систематического труда. Как писал Ж.-Ж.Руссо, надо отыскать, выявить способности ученика и систематически, целенаправленно развивать их. Именно поэтому и родители и особенно педагоги, психологи должны увидеть способности ученика и помогать ему в их раскрытии. Многие современные ученики имеют условия для развития своих способностей, особенно проживающие в городах, где находятся учреждения дополнительного образования, разного рода центры интеллектуального развития, профильные классы, курсы для подготовки к поступлению в вузы и т.д. В сельской местности ничего такого нет, и школьникам все это недоступно. Переход на профильное обучение, осуществленный в нашей стране в 2002-2003 учебном году, не мог охватить сельские школы, так как формирование классов по профилям обучения там ограничено из-за малой наполняемости школ и отсутствия соответствующих педагогических кадров. В условиях города профильные классы просуществовали недолго, и сегодня мало кто вспоминает этот мертворожденный проект, например, в национальном проекте «Образование» и других официальных документах по развитию образования в стране профилизация школьного образования вообще не упоминается.

В настоящее время реализуются программы «Точка роста», «Точка кипения», «Кванториум» и др., направленные на формирование технико-технологических компетенций учащихся, активизацию их интеллектуального потенциала, приобщение к различным видам практической деятельности, что является важным фактором профессионального выбора. Однако весьма низок процент охвата этими программами учащихся школ - в основном в них участвуют менее двух процентов столичных школьников [7].

В научной литературе отмечается, что 25% педагогов школ считают, что к поступлению и дальнейшей учебе в вузе готовы только 10% выпускников школ, а по мнению 65% учителей старших классов, у более 90% школьников 10-11 классов очень низкие показатели умений и навыков самостоятельной учебно-познавательной деятельности, что является существенной помехой в освоении вузовских программ [2; 5]. Эти данные коррелируют и с нашим ежегодным мониторингом по сформированности самообразовательных компетенций студентов первого курса, обучающихся по психолого-педагогическим, психологическим и педагогическим направлениям подготовки.

В этих условиях неотложной и важнейшей задачей становится целенаправленная работа, организованная совместными усилиями школы, вуза и работодателей со старшеклассниками по выбору будущей профессии и учебного заведения для подготовки к ней.

Выпускники школ, имеющие определенный уровень социализации, психологически подготовленные к неизбежным переменам, смотрящие с надеждой в будущее и даже готовые мысленно «перепрыгнуть» через незавершенные этапы-классы, желают долгожданной перемены. Школьная жизнь кажется им слишком простой, детской, не очень серьезной, временной, ненастоящей, пропедевтикой другой, более интересной, «взрослой» жизни, которая во многом желанна, но полна неизвестности.

Молодые люди, конечно, дают себе отчет в том, что послешкольное будущее может быть не совсем гладким, успешным, но, как показывает проводимый нами ежегодный мониторинг, почти все выпускники школ полны надежд на позитивное продолжение жизни в форме учебы, прежде всего, в высших учебных заведениях. Какими бы легкомысленными и беспечными не выглядели юноши и девушки, выбор профессии - их главная забота в эту пору.

Предвидение своей «взрослой жизни» в той или иной профессиональной деятельности в результате анализа своих интеллектуальных и физических ресурсов и приложения их к требованиям профессии считается основой самоутверждения человека в обществе, важнейшим решением в жизни [9, с. 120].

С точки зрения «психологии профессионала» (Е.А. Климов) выбор профессии нельзя понимать как одномоментный акт, это, скорее, несколько этапов, соединенных в один процесс - профессиональное самоопределение, в котором есть период предпрофессиональной жизни личности - от беззаботного детства и отрочества до возникновения профессиональных намерений и трудовой деятельности. Следует при этом отметить, что часто человек меняет свою профессию в течение жизни несколько раз, и эта смена, мысли, психологический настрой, мечты о будущем входят в понятие «профессиональное самоопределение».

Сознательный выбор профессии предполагает объективный анализ своих способностей и возможностей, оценку рынка труда, предпочтения, социальные и личностные ценности. Однако довольно часто юноши выбирают профессию из-за некоторого ее ореола, романтизма, который связан с какими-то детско-юношескими впечатлениями, навеянными литературой, примером близкого человека, родственника, референтной личности. Если не оказывается рядом с таким увлеченным юношей более трезвомыслящий «аналитик», способный опустить такого романтика с небес на землю, то устремленный за мечтой юноша, часто проходит этап «блуждания», поиска и наспех поступает куда проще.

Осмысление будущей профессиональной деятельности обусловлено несколькими обстоятельствами, но есть универсальный подход, согласно которому необходимо прежде всего учитывать профессиональные функции того или иного специалиста и соответствие им качеств (физических, морально-психологических, специальных), которые имеются в наличие или в потенциале у молодого человека.

Важное место в профессиональном самоопределении старшеклассников занимает взаимодействие школы и семьи. Семья является первичным лоном личностного становления и развития ребенка, формирования его основных черт характера, интересов, привычек, ценностей. Родители в некоторых случаях целенаправленно, но чаще всего спонтанно передают ему свое понимание «правильной жизни» - образцы поведения, взаимодействия с окружающей средой, родственниками, старшими, соседями. Именно от родителей ребенок получает первые зачатки гражданского поведения, активности или нейтральности, индифферентности в жизни социума, рациональные и эмоциональные оценки. Это, по сути, непосредственная социализация в условиях семьи, и ребенок по мере взросления приобретает очень важные для себя навыки следования семейным традициям. Вообще в профессиональном самоопределении традиции семьи играют весьма значимую роль: профессии актера, врача, юриста, стоматолога, адвоката, бизнесмена, как правило, передаются из поколения в поколение. Кроме того, в каждой отдельной семье существуют традиции чествования отличившихся в положительную сторону в чем-либо, и все это напрямую или косвенно влияет на выбор профессии подростка. Так, уже в начальной школе родители видят, каким предметам - гуманитарным, естественным или техническим - отдает предпочтение ребенок. Но со временем, в среднем звене, абсолютному большинству родителей уже не досуг интересоваться пристрастием ребенка, тем более, если он не имеет заметных, публичных достижений или ему не угрожает второгодничество. Психологам известно, что именно этот период для подростка во многом является одним из самых важных, и окажись рядом старший с ненавязчивой подсказкой, поддержкой, особенно если это исходит от родителей, он чаще всего следует этим советам. Иная ситуация наблюдается в девятом и одиннадцатом классах, когда в выборе дальнейшей учебы подростка родители, как правило, особенно, если семья благополучная, активны в определении дальнейшей жизни ребенка, в подборе направления подготовки, выборе учебного заведения. Тем более что значительная часть школьников уже с девятого класса начинают заниматься углубленно по предмету с репетиторами, которых нанимают родители, следовательно, их влияние становится решающим.

Перемена ценностей родителей за последние четверть века сказывается в том, до 90-х гг. прошлого века при выборе профессии для своего ребенка они в основном опирались на его наклонности и способности, но нынешние родители во главу угла ставят престижность вуза, возможности для карьерного роста, и часто -свои амбиции и ожидания. В практической реализации профессионального самоопределения школьников велика роль репетиторства, ибо большинство современных педагогов школ не могут обеспечить необходимый уровень подготовки учеников. Однако около 70% родителей городских школ и более 90% сельских школ не имеют возможности оплачивать работу репетиторов и поэтому их роль в определении вуза для поступления ребенка ограничена. Данные нашего анкетирования в течение трех лет - 2017-2020 -показывают, что около 30% родителей несколько индифферентны к выбору профессии своим ребенком, но 52% родителей уверены в том, что их роль должна быть решающей в вопросе о подходящей профессии для сына или дочери. При этом интересы и способности детей не всегда являются основным показателем родительских предпочтений, более важными становятся мысли о «теплом местечке» и высокой зарплате. Почти четверть выпускников школ при выборе профессии идут по стопам одного из родителей, что можно объяснить его удовлетворенностью работой и возможностью оказания конкретной поддержки в последующем трудоустройстве и приобретении необходимых компетенций.

Опрос 562 учащихся 9-11 классов г. Владикавказа, проведенный в течение 3-х лет (2017-2020 гг.), показал, что 42% школьников считают совет родителей решающим, 24% выбрали направление подготовки самостоятельно, исходя из интереса к определенной профессии, 8% прислушались к мнению преподавателей вузов и 26% выбрали специальность и конкретный вуз по возможности реального поступления (в основном педагогические и некоторые технические специальности). Запросы рынка труда никто не учитывал.

Профессиональные способности не определившихся в своем выборе учащихся выявляются разными методиками, например, при помощи «Карты интересов», разработанной Н.И Голомштоком [2], но, на наш

взгляд, она громоздкая и не практичная: 174 вопроса, отражающие направленность интересов в 29 сферах деятельности, и лист ответов, состоящий из шести строк и 29 колонок, каждая из которых соответствует одной из сфер деятельности. Ответы респондентов проливают свет на потребности, способности и степень выраженности интереса к конкретному виду деятельности.

Методика американского психолога Дж. Холланда направлена на раскрытие механизма взаимодействия предметов, средств и задач деятельности и мотивационно-когнитивных, эмоционально-волевых и операторных качеств личности. В результате сравнения этих показателей выявляется тип профессиональной направленности ученика - реалистический, исследовательский, артистический, социальный, предпринимательский или конвенциональный. Как видим, каждый из этих типов вполне может выбрать чуть ли не любую профессиональную деятельность.

Весьма популярна классификация профессий, составленная Е.А. Климовым, в соответствии с которой наиболее популярными являются пять групп профессий:

- «человек - человек» - все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;

- «человек - техника» - все технические, инженерные профессии;

- «человек - знак» - профессии, связанные с расчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;

- «человек - художественный образ» - все творческие специальности;

- «человек - природа» - все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством [8].

На практике часто используется «Анкета выявления готовности школьников к выбору профессии», разработанная В.Б. Роговым [11], которая позволяет выявить 4 уровня готовности: низкий, средний, высокий и неготовность. Анализ результатов тестирования позволяет педагогам определить степень выраженности интересов учащихся к тем или иным профессиям и соответствующим учебным дисциплинам, что еще не является показателем особого пристрастия к конкретным видам профессиональной деятельности, но выбор профильных дисциплин для углубленного изучения значительно сужает пространство поиска будущего учебного заведения для получения специальности. Полагаем, что можно использовать эту анкету для опроса учащихся 9-11 классов средних общеобразовательных организаций, расположенных не только в городах, но и в сельской местности.

Наиболее эффективным следует признать накопление информации о каждом ученике при помощи тестирования, беседы, анкетирования, изучения документации, наблюдения, экспертной оценки. При этом ведущей компонентой следует признать самопознание и самоанализ, адекватная самооценка индивидуальных особенностей и возможностей и последующее их сопоставление с профессиональными компетенциями, необходимыми для выполнения той или иной деятельности, и потребностями рынка труда в перспективе.

Последнее условие выполнимо при тесной взаимосвязи школы и вуза с социумом, ибо важно учитывать тенденции развития экономики, культуры, образования, медицины и других сфер производства [5; 9].

Взаимодействие школы с организациями высшего образования и представителями рынка труда позволяет целенаправленно реализовать профориентационные мероприятия, среди которых приоритетными можно назвать следующие:

- расширение и углубление знаний и умений по отдельным предметам школьного образования;

- паритетное внимание всем категориям обучающихся с учетом их физического состояния, способностей, психологических особенностей индивидуальных склонностей и потребностей;

- приобщение учащихся к особенностям технологий обучения в вузе, к преемственности между общим и профессиональным образованием;

- углубленная подготовка выпускников школ к беспроблемному вхождению в вузовскую социально-культурную и проблемно-поисковую жизнь с последующим трудоустройством.

Педагогическое сопровождение выбора профессии выпускникамиф школ заключается в подборе таких методик, использование которых обусловлено знанием особенностей личности ученика и соответствия этих особенностей с профессиограммой той или иной специальности. Именно психолог вуза, имеющий навыки исследовательской деятельности, располагающий набором соответствующих компетенций, может помочь старшеклассникам в правильном выборе будущей профессиональной траектории. Для этого он сравнивает социально-психологический «портрет» каждого ученика с трудовыми функциями того или иного специалиста, определенными Министерством труда и социальной защиты, и организует «Родительско-педагогический консилиум» в помощь каждому выпускнику школы в выборе профессии после школьного образования.

Полагаем, что кроме тех методик, которые были названы выше, можно определить тип личностной направленности, способности к тем или иным видам деятельности, предпочтения, спектр увлечений ученика. Например, будущий общественно-политический деятель, или педагог должны быть, как правило, экстравертами, так как данные виды деятельности требуют от специалиста более или менее яркого темперамента, а врач, юрист, экономист, исследователь и некоторые другие специалисты предполагают интравертность, так как основные направления их работы связаны с «кабинетной деятельностью», требующей владение такими компетенциями, как способность корректно сравнивать, проводить анализ и синтез, т.е. внутренняя, сугубо интеллектуальная деятельность для них является предпочтительной. Кроме того, отметим, что некоторые из старших подростков имеют такие психологические характеристики, которые ярко манифестируют их как представителя одного из пяти типов: реалистический, социально-ориентированный, артистический, предпринимательский и исследовательский. Однако следует иметь в виду, что у значительной части старшеклассников нет возможности продемонстрировать и развивать те или иные способности и именно поэтому необходим в каждой школе тот родительско-педагогический консилиум, о котором было сказано выше.

Выводы. Таким образом, педагогическое сопровождение выбора профессии учащимися может быть эффективным при условии всестороннего изучения способностей, задатков, возможностей и интересов каждого из них, психологических особенностей - типа темперамента и эмоциональной сферы, мышления и речи, воли и характера, самооценки. Следует учитывать и роль среды, возможности обучения и воспитания, мотивацию, личностную активность, уровень самосознания и самоидентичности, ценностных ориентаций и жизненных планов, успеваемости - то, что создает индивидуальность личности с ее предпочтениями.

Литература:

1. Барретт Д. Выбор профессии. Пер. с англ. - М.: АСТ. - 2017. - 221 с.

2. Бендюков М.А. Ступени карьеры: азбука профориентации. - СПб.: Речь. -2006. - 236 с.

3. Володина Ю.А. Дорога в жизнь или путешествие в будущее. - М.: Генезис. - 2015 - 251 с.

4. Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. - М.: Просвещение. -2017. - 235 с.

5. Гурова Е.В. Профориентационная работа в школе: методическое пособие. -М.: Просвещение. -

2015. - 95 с.

6. Зеер Э.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. - М.: МПСИ. -

2016. - 342 с.

7. Исмагилова Ф.С. Основы профессионального консультирования. - М.: Аспект-Пресс. -

2017. - 391 с.

8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям: Педагогика и психология. Социальная педагогика. Педагогика. - М.: Academia. - 2016. - 301 с.

9. Панов А.М. Неустойчивая занятость: концептуальные понятия и критерии оценки // Вопросы территориального развития. - 2019, №3 (33). - С. 10-13.

10. Пряжников Н.С. Активизирующая профконсультация: теория, методы, программы. - М.: Академия. - 2015. - 352 с.

11. Рогов Е.И. Выбор профессии: становление профессионала. - М.: Владос-Пресс. - 2016. - 384 с.

12. Салтыков В.И. Рынок труда в РФ на современном этапе развития // Инновации и инвестиции. -2017, №4. - С. 61-64.

Педагогика

УДК 37.046:001.08

кандидат педагогических наук, доцент Усков Сергей Валерьевич

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); кандидат педагогических наук Богослова Елена Георгиевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); старший преподаватель кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Веремьёв Алексей Сергеевич

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь)

К ВОПРОСАМ НРАВСТВЕННОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

ДЗЮ-ДО, КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ РУКОПАШНОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА БУДУЩИХ

ОФИЦЕРОВ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА

Аннотация. В результате исследования видно, что дзю-до создавалась в основном и как инновационное боевое искусство, и как целостная этически-нравственная педагогическая система обучения и воспитания человека, в методическую основу которого положен тогдашний передовой научный опыт. А основатель этой системы, Дзигаро Кано, был человеком образованным, формирование прогрессивных педагогических взглядов которого проходило под воздействием реформ революции Мейдзи.

Ключевые слова: дзю-до, курсанты, педагогическая технология, полиция, профессиональная подготовка.

Annotation. As a result of research evidently, that created judo mainly and as an innovative martial art, and as an integral ethic and moral pedagogical departmental and education of man teaching, of that time front-rank scientific experience is fixed in methodical basis of which. And a founder of this system, Jzigaro Kano, was a man formed, forming of the advanced pedagogical views of which passed under act of reforms of revolution of Meiji.

Keywords: judo, cadets, pedagogical technology, police, professional preparation.

Введение. Как педагогическая технология спортивной тренировки, дальневосточное боевое искусство под названием дзю-до было разработано и научно обоснованно с позиций современной спортивной педагогики, в начале двадцатого столетия, талантливым японским педагогом и врачом Дзигаро Кано. Доктор Кано, по мнению большинства учёных и специалистов [1; 3] в вопросах дальневосточных единоборств однозначно определяется одним из основных новаторов в дидактики боевых искусств Дальнего Востока.

Техника и тактика этого единоборства базируется на рукопашной подготовке самураев - дзю-дзюцу, как общего направления рукопашного боя без оружия. Данный вид поединка базируется на взаимосвязи бросков и болевых рычагов.

Формируя свою педагогическую технологию, Дзигаро Кано понимает, что одних технических и тактических нововведений будет не достаточно для согласованного усовершенствования адепта. Для того чтобы дзю-до создалось как педагогическая система нужна инновационная система формирующая доктрина, дающая возможность определить перевес над классическими технологиями дзю-дзюцу. И в будущем, интеллектуально развитый аспирант главного университета Японии (Токийский Императорский) эту концепцию создал.

В тот период все мастера дзю-дзюцу предопределяли единоборства лишь как прикладной аспект самозащиты. Не предполагалась даже сама научно аргументированная концепция создания боевого искусства - как педагогической технологии для постижения вершины совершенства за счёт взаимного дополнения функциональных и моральных частей. Помимо прочего, в классических системах дзю-дзюцу имело место клановая замкнутость, а часто и примитивная мистификация, и лишь Дзигаро Кано понял, что руководствуясь данными пережитками старины добиться позитивных успехов в государстве, вставшей на дорогу европейского формирования (буржуазная революция Мейдзи 1866 года), не является допустимым.

Изначально он заявляет, что его педагогическая технология предопределенна лишь для тех, кто стремится к гармоническому совершенствованию, то есть мы уже видим иннервацию очеловечивания дидактического процесса, по примеру с общеевропейской педагогической концепции эпохи Возрождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.