Научная статья на тему 'Особенности организации педагогической работы по здоровьесберегающим технологиям в медицинском профильном обучении'

Особенности организации педагогической работы по здоровьесберегающим технологиям в медицинском профильном обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
профильное обучение / здоровьесберегающие технологии / физическое / социально-нравственное и психическое здоровье / подходы и принципы / методы и формы обучения.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бирюкова Н. В., Нестерова О. В., -

В статье описаны особенности организации работы по профильному медицинскому обучению в ресурсном центре "Медицинский Сеченовский предуниверситет". Центр был открыт в рамках масштабной программы непрерывного профессионального образования "Школа – Вуз – Клиника" и является продолжением проекта "Медицинский класс в московской школе". Ранняя специализация и интенсификация знаний, конечно, требует большой нагрузки на детей. Основные направления работы довузовского учреждения связаны с сохранением физического, эмоционального, психического и социально-нравственного здоровья детей. Описаны основные направления работы по сохранению здоровьяучащихся, структура, содержание, методические подходы и формы педагогической работы. Анализируется история внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бирюкова Н. В., Нестерова О. В., -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности организации педагогической работы по здоровьесберегающим технологиям в медицинском профильном обучении»

DOI 10.24412/2076-1503-2021-5-189-195 БИРЮКОВА Наталья Викторовна,

директор Ресурсного центра «Медицинский Сеченовский Предуниверсарий», e-mail: [email protected]

НЕСТЕРОВА Ольга Владимировна,

доктор фармацевтических наук, профессор кафедры фармакогнозии, заведующая кафедрой химии ФГАОУ ВО Первый МГМУ имени И.М. Сеченова Минздрава России, e-mail: [email protected]

МААДЫР-ООЛ Урана Александровна,

кандидат биологических наук, преподаватель биологии Ресурсного центра «Медицинский Сеченовский Предуниверсарий», e-mail:[email protected]

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИМ ТЕХНОЛОГИЯМ В МЕДИЦИНСКОМ

ПРОФИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ

Аннотация. В статье описаны особенности организации работы по профильному медицинскому обучению в ресурсном центре «Медицинский Сеченовский предуниверситет». Центр был открыт в рамках масштабной программы непрерывного профессионального образования «Школа - Вуз - Клиника» и является продолжением проекта «Медицинский класс в московской школе». Ранняя специализация и интенсификация знаний, конечно, требует большой нагрузки на детей. Основные направления работы довузовского учреждения связаны с сохранением физического, эмоционального, психического и социально-нравственного здоровья детей. Описаны основные направления работы по сохранению здоровьяуча-щихся, структура, содержание, методические подходы и формы педагогической работы. Анализируется история внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.

Ключевые слова: профильное обучение; здоровьесберегающие технологии; физическое, социально-нравственное и психическое здоровье; подходы и принципы, методы и формы обучения.

BIRYUKOVA Natalia Viktorovna,

Director of the Resource Center "Medical Sechenov pre-university education"

NESTEROVA Olga Vladimirovna,

Doctor of Philosophy, Professor of the Department of Pharmacognosy, Head of the Department of Chemistry of the First Moscow State Medical University

named after I.M. Sechenov, Ministry of Health of Russia;

MAADYR-OOL Urana Aleksandrovna,

candidate of biological sciences, teacher of biology at the Resource Center "Medical Sechenov pre-university education"

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF PEDAGOGICAL WORK ON HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES IN MEDICAL PROFILE TRAINING

Annotation. The article describes the features of the organization of work on specialized medical training in the resource center «Medical Sechenov Pre-University». The center was opened as part of the large-scale program of continuing professional education «School - University - Clinic» and is a continuation of the «Medical class in a Moscow school» project. Early specialization and the

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

intensification of knowledge, of course, requires a great deal of stress on children. The main areas of work of a pre-university institution are related to the preservation of the physical, emotional, mental and socio-moral health of children. The main directions of work to preserve the health of students, structure, content, methodological approaches and forms of pedagogical work are described. The history of the implementation of health-saving technologies in the educational process is analyzed.

Key words: specialized training; health-saving technologies; physical, social, moral and mental health; approaches and principles, methods and forms of training.

Введение. Ныне высокие темпы научно-технического прогресса сказались на требованиях, предъявляемых к квалификации современного специалиста: к уровню образования, к важным профессиональным качествами специальным знаниям, умениям и навыкам. В связи с этим Концепция модернизации российского образования, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации [28], определила переход на профильное обучение в старших классах общеобразовательной школы. Создание профильного образования в наше время является очень эффективным средством для выбора профессии. Оно позволяет учащимся выбрать осознанно конкретную приоритетную область для более глубокого изучения и дает шанс молодому поколению к самореализации, что и определило цель профильного образования. Содержание образования - формирование профессиональных ключевых компетенций и обучение практико-ориентирован-ным знаниям. Особенностью профильного образования служит увеличение объема профильных предметов, элективных курсов и самостоятельной работы.Конечной целью профильного образования является получение знаний и навыков, которые необходимы для поступления и обучения в соотвествующие высшие учебные заведения. Однако вместе с внедрением новых подходов в образовании возникает ряд противоречий, в первую очередь, связанных со здоровьем учащихся. Факторов, влияющих на здоровье учеников, очень много, но приобретённые в процессе учебы сколиозы, остеохондрозы, близорукость и другие патологии обусловлены сугубо школьными факторами, например, большая загруженность учебного материала.Проблема об ухудшении здоровья детей подтверждается статистическими данными специалистов - врачей и психологов. Поэтому решение данного вопроса на сегодняшний день является не менее приоритетным, чем вопросы реализации успешной учебной деятельности современного подростка. Следовательно, сохранение здоровья в образовательном процессе является государственнойзадачей[21, 11]. Необходимо изменить подходы к организации урока и способы оценки его качества с точки зрения здо-ровьесбережения. В настоящее время ряд проблем и противоречий в практике внедрения новых подходов в образовательной деятельности в

какой-то степени уже решены. Накопленный за весь период реализации задач профильного образования позволяет сделать некоторые выводы и осмысления. В частности, по здоровьесберегаю-щим технологиям в профильном обучении. Цель статьи - осветить комплекс образовательных инноваций, включающий в себя предпрофильную подготовку с целью сохранения и укрепления здоровья детей.

История внедрения здоровьесберегаю-щих технологий в учебно-воспитательный процесс. Самое первое упоминание по сохранению здоровья мы обнаруживаем в трудах греческих философов Аристотеля, Платона, Демокрита и Сократа. Из трудов древнегреческих философов мы узнаем о роли семейного воспитания по здоровьесбережению. При этом эту главную роль выполняла женщина, так как здоровье ребенка зависело от состояния здоровья матери. Поэтому женщины постоянно занимались физическими упражнениями и спортом. Они воспитывали своих детей выносливости и храбрости. Аристотель в своих трудах сформулировал 10 наставлений, посвященные сохранению здоровья, высказал о роли природосообразности. По его мнению, воспитание человека такой же естественный процесс, как и саморазвитие природы [1]. В школах Древнего Египта учащиеся получали первоначальные медицинские знания, обучались приемам закаливания, подвижным играм. Огромное внимание в древнем Египте уделялось соблюдению традиционно установленных гигиенических норм и правил по предупреждению болезней [8].

В XVII века труд Джона Локка «Мысли о воспитании» сыграл большую роль в развитии педагогической системы. Труд был посвящен физическому и психическому воспитанию мальчиков, также были даны рекомендации об одежде в разных случаях: во время прогулки, на занятиях [11]. Неоценимый вклад в развитии педагогики принесли труды основоположников научной педагогики К.Д. Ушинского, В. А.Сухомлинского, А.С. Макаренко, Я.А. Коменского послужили фундаментальной базой для разработки современных технологий здоровьесбережения. Ушинский К.Д. высоко оценил роль матери в сохранении и укреплении здоровья своего ребенка. По мнению Ушинского, в самые ранние периоды жизни, после рождения ребенок не зря попадает в женские

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

руки, когда его телесный и душевный организм более всего подвержен опасности [21]. А.С. Макаренко основным средством воспитания считает режим дня[14]. Л. С. Выготский считает обязательным обеспечение комфортных условий во время обучения с целью развития возможностей и способностей ребенка[6].

В отечественной педагогике XVIII М. Ломоносов затрагивал вопросы о сохранении здоровья, об обеспечении страны медицинской помощью [12]. Французский философ Жан-Жаком Руссо в своих работах поднимал вопросы формирования физического, морального и умственного воспитания ребенка на разных этапах его развития, описывал приёмы закаливания и укрепления здоровья [7]. Развитием теории здоровьесбережения занимаются специалисты разных областей наук. В середине XIX веке большую роль для формирования здоровьесберегающих тенденций в системе образования имели научные труды известных русских учёных-физиологов И.М. Сеченова [18], Н.И Пирогова [16], А.И. Мечникова. [15] Такие ученые физиологи, как Н.И. Куинджи [10], Смирнов Н.К. [19] выдвигают требования нормирования учебной нагрузки и предлагают сочетание разных видов учебной деятельности на уроке. Большой вклад в реализации задач ФГОС в области здравоохранения внесли труды широко известных педагогической общественности педагогов-новаторов В.Ф. Шаталова [22], Ш. А. Амонашвили [3], С.Н. Лысенкова [13], И.П. Волкова [5]. Современные исследователи Аксёнов А.М. [2], Баянова Л.И.[4], Кузнецова И.В. в период нововведения в образовательной политике своевременно разработали современную модель здоровьесбереже-ния.

Огромную работу по созданию здоровьесбе-регающей педагогики провели специалисты кафедры психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья Академии ПКиППР Министерства образования и науки РФ. По словам профессора Н. К. Смирнова, здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся [23]. Изучив исторический контекст по здоровьесберегающим технологиям, надо отметить, что люди испокон веков бережно относились к своему здоровью и ведению здорового образа жизни, эти ценности сохранились и передавались из поколения в поколение. В разных странах в разные периоды существовала своя система обучения и воспитания по охране и укреплению здоровья, которая дополнялась, совершенствовалась и дошла до наших дней. Еще в древние времена наиболее остро поднимались вопросы о

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

сохранении и укреплении не только физического, но и психического и социального здоровья. Выделялись факторы, влияющие на здоровье человека.

Внедрение здоровьесберегающих технологий в ресурсном центре. В 2016 году совместно с Правительством Москвы в Первом Московском Государственном университета имени И.М. Сеченова (Сеченовский университет) был создан Ресурсный центр «Предуниверсарий». Центр открывался в рамках масштабной программы непрерывного профессионального образования «Школа - Университет - Клиника» и является продолжением проекта «Медицинский класс в московской школе». Участниками проекта «Медицинский класс в московской школе» являются несколько школ города Москвы. Предуниверсарий является важным связующим звеном в этом непрерывном образовании. Эти новые образовательные организации созданы с целью подготовки компетентных и осмысленно выбравших будущую профессию специалистов, востребованных на современном рынке труда. Также в проекте задействовано большое количество учреждений здравоохранения Москвы, дающих возможность ученикам получить знания и практические навыки по профилю. Деятельность ресурсного центра ведется согласно внутренним нормативно-правовым документам: Устав, Программа развития, Лицензия, коллективные Договора.

В связи со спецификой профиля в ресурсном центре применяются технологии, связанные с медициной. Основные предметы программы -химия и биология. Однако, работа будущего врача - это не только лечение больных, но и грамотное обращение с современным цифровым медицинским оборудованием. Поэтому практикуется глубокое изучение таких предметов, как физика, математика, информатика и иностранные языки. Педагогические подходы и методы направлены на сохранение здоровья участников педагогического процесса, точнее, создание комфортных здоро-вьесберегающих условий через обеспечение оптимальной нагрузки и совершенствование методической работы педагогов. В ресурсном центре скорректированы рабочие программы, воспитательные мероприятия, разработаны элективные курса, которых выбирают сами учащиеся, исходя из своих интересов и возможностей. Расписание уроков составлено с учетом возможной перегрузки и рассчитано на 5-дневную рабочую неделю. Уроки по профилю спарены и проводятся только в одну смену. При составлении расписания учтены специфика обучения, психофизиологические особенности, сложность и объем учебных предметов.

На всех уроках соблюдаются условия здоро-вьесбережения, как санитарно-гигиенический режим классной комнаты, температура, освещенность, правильная посадка ученика. Согласно требованиям СанПина обеспечивается экологический режим: питьевая вода, здоровая и полезная еда, воздушная среда, озеленение помещений. На сегодняшний день обеспечение и поддержание всех этих условий являются наиболее значи-мыми.В связи с эпидемиологической ситуацией в стране в настоящее время некоторые мероприятия и лекционные занятия проводятся в дистанционном режиме. Уроки физической культуры занимают важное место в сохранении физического здоровья детей, спортивные залы предуниверса-рия оснащены всем необходимым оборудованием. Наличие медицинских тренажеров и роботов создают хорошие условия для решения здоро-вьесберегающих задач уроков.

Основные требования к организации образования, которыми руководствуется педагог - это принципы обучения. Вся работа предуниверсария выполняется соответственно специфическим принципам здоровьесбережения - непрерывности и преемственности, субъект-субъектных взаимоотношений, принцип творчества и успеха, принцип доверия и поддержки. Профильное обучение характеризуется использованием основных понятий и представлений о здоровом образе жизни, что позволяет вырабатывать гибкий навык применения имеющихся знаний в различных условиях. Все это достигается применением общедидактических принципов обучения, например, принципы наглядности, связи теории с практикой. В основе профильного обучения лежит принцип научности - это применение научных терминологий, работа на новейшем оборудовании, знание последних научных достижений, выполнение исследовательских работ. Обучение также включает интегрированные формы, характерные для вуза, но при этом предусматривает творческую и продуктивную работу по интересам. В зависимости от цели и содержания занятия используются проблемные методы обучения, метод проектов. Широко применяются традиционные словесные, наглядные и практические методы обучения с новыми технологиями.

В качестве основного направления в профильном обучении рассматривается компетент-ностный подход, который способствует в самостоятельном решении проблем в разных видах деятельности. На практических занятиях дети имеют возможность знакомиться с измерительными приборами, макетами органов, оборудованием для первой помощи, вследствие чего, учащиеся получают все необходимые умения и практические

навыки без вреда здоровью. Основные компоненты в проведении практических работ - ответственность, дружелюбие, активность, заинтересованность, что исключает риск утомляемости учителя и учащихся на уроке. Такие методические приемы, как опрос, самостоятельные и контрольные работы дополняются тестовыми заданиями. В место традиционных семинаров появляются мастер-классы, кейс методы. Организуются круглые столы, также проводятся современные технологии: мозговой штурм, творческие часы, презентации и другие. Учащиеся с большим интересом посещают уроки с применением цифровых лабораторий по химии, физиологии, экологии.

Благоприятное сочетание всех этих форм и методов обучения зависит от педагогической компетентности учителя. В ресурсном центре работают педагоги, пройденные специальную подготовку по здоровьесберегающим технологиям и курсы повышения квалификации. Педагогами соблюдаются рациональная организация урока: виды учебной деятельности, их продолжительность и чередование. Использование ТСО подчиняется требованиям дидактических принципов обучения. Педагог должен грамотно владеть психолого-педагогическими технологиями снятия напряжения, от него требуется умение мотивировать деятельность учащихся. В связи со спецификой предуниверсария лекции, семинары и мастер-классы также проводятся практикующими врачами столичных клиник и учеными ведущих медицинских вузов. Таким образом, на каждом уроке и мероприятии осуществляется задача сформировать у школьника необходимые компетенции по здоровому образу жизни, научить реализовывать их в повседневной жизни. В учебно-воспитательном процессе ресурсного центра участвуют и психологи. Важнейшие задачи психологического сопровождения — мониторинг и своевременное устранение возможных факторов возникновения недостатков в учебе. Год за годом приумножается педагогический опыт работы по реализации задач здоровьесбережения учащихся. О результатах своей работы педагоги, ученые делятся с коллегами на научно-практических конференциях, семинарах, обсуждают возникающие проблемы, совместно решают пути их решения. Ежегодное проведение конференция «Медицинская весна», «Старт в медицину» стали традиционными. Обобщив свой опыт педагогической работы, учителя разрабатывают дополнительные образовательные программы. Элективные курсы незаменимы для достижения целей профильного образования. Они усиливают задачу формирования стереотипов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья. Вот некоторые из них:

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

«Основы медицинских знаний», «Практикум по микробиологии», «Основы физиологии и анатомии», «Оказание первой медицинской помощи».

Здоровый образ жизни, прежде всего, начинается с семьи. Это поддержание физического здоровья: физические упражнения, правильный отдых, посещение секций, спортивных мероприятий. Адекватное окружение школьника (родные, близкие люди), отсутствие вредных привычек, благоприятная семейная обстановка, хороший пример родителей, мотивация играют очень важную роль в сохранении и укреплении здоровья детей.В предуниверсарии проводится совместная работа с родителями. Организована работа волонтёрского движения сторонников здорового образа жизни по элективным курсам. Важным моментом в современных здоровьесберегающих технологиях обучения служит наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Это может быть внешняя мотивация - оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Внешняя мотивация стимулирует у ученика его внутреннюю мотивацию: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу. Особенностью профильного обучения считается выполнение учащимися проектных и научно-исследовательских работ. В течение учебного года в университете проходят предпрофессиональные олимпиады, мастер-классы, конференции и другие образовательные мероприятия. Победители и призёры научно-практических конференций получают дополнительные баллы на вступительных испытаниях. Кроме того, ежегодно проводится Сеченовская олимпиада по химии и биологии для учащихся профильных классов, на которой победители также получают серьёзные преференции при поступлении в высшие медицинские учебные заведения.

Выводы. Итак, кардинальные изменения во всех уровнях образования поставили педагогов страны в самое затруднительное положение. Сложность образовательных преобразований заключается в большой загруженности старшеклассников, в поиске новых подходов и специально подготовленных кадров. Изучив научно-педагогический опыт как зарубежных, так и отечественных педагогов, современные педагоги сумели найти пути выхода из этой сложной ситуации. Они создали новую модель по сохранению здоровья школьника, новые формы и методы обучения в условиях ФГОС, разработали научно-обоснованные здоровьесберегающие технологии. Под «здоровьем» понимается не только хорошее физическое состояние, но, и, такие факторы, как психическое, нравственно-социальное здоровье. Задача сохранения и укрепления здоровья уча-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

щихся достигается путем создания следующих условий: обеспечение современными средствами обучения, выбор наиболее оптимальных подходов, форм и методов, медико-психологическая поддержка. В современных технологиях не отбрасываются традиционные формы и методы обучения, они в какой-то степени дополняются и обновляются, соответственно новым требованиям. Организация здоровьесберегающей работы в ресурсном центре включает разные формы и методы обучения от традиционных до инновационных.

Используемые педагогические технологии способствуют снижению утомляемости на занятиях и уровня заболеваемости, отсутствию конфликтных ситуаций, обеспечивают благоприятный психологический климат. Главный показатель

- учебные достижения обучающихся, увеличение числа победителей и призеров на олимпиадах, выполнение исследовательской работы на высоком уровне. Несмотря на положительную динамику педагогической работы по сохранению здоровья обучающихся, в предуниверсарии проблема поиска научно-обоснованных путей и средств повышения эффективности учебно-воспитательного процесса остается актуальной по сей день. Дальнейшая работа ресурсного центра направлена на развитие накопленного опыта, поддержку традиций, в том числе, волонтерского движения, будет продолжаться работа по воспитанию и обучению подрастающего поколения с высоко сформированными здоровьесберегающими установками.

^исок литературы:

[1] Абдуллаев М.С. Аристотель и аристоте-лизм в истории анатомии. - Баку, Азернешр, 1988.

- 292 с.

[2] Аксенова А.М. Создание здоровьесбере-гающей среды как условие формирования здорового образа жизни у детей \\ Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2013. - №2. - С. 360-366.

[3] Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония. - Екатеринбург, 1993. -Т.3.-140с.

[4] Баянова, Л.И. Формирование валеологи-ческой культуры младших школьников [Электронный ресурс]: автореф. дис. ...канд. пед. наук.: 13.00.01 / Л.И. Баянова. - Казань, 2002.

[5] Волков И.П. Цель одна - дорог много: Проектирование процессов обучения. - М.:Про-свещение, 1990. - 159 с.

[6] Выготский Л. С.. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — Издательство «Лабиринт», М. , 1999 — 352 с.

[7] Дворцов А.Т., Ж.-Ж. Руссо. - М.: Наука,

1980

[8] Иванов В. Г. История этики Древнего мира. - Л., 1980. - С. 142

[9] Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989г.)

[10] Куинджи Н.Н. Валеология: пути формирования здоровья школьников. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 139 с.

[11] Локк Дж. Мысли о воспитании/Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М., 1981, с.163-195

[12] Ломоносов М.В. «О воспитании и образовании». (Сост. Буторина Т.С.) - М.: 1991. - 68 с.

[13] Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. - М.: Просвещение, 1988 - 192 с.

[14] Макаренко А.С. Педагогическая поэма/ А.С. Макаренко. - Москва: Худ. лит., 1975.-511с.

[15] Мечников И.И. Избранные биологические труды. - М.: Издательство «Акад. наук СССР», 1950 - 818 с.

[16] Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения / Сост. А.Н. Алексюк, Г.Г. Савенок; Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1985. - 493 с. -(Педагогическая библиотека). - Библиогр.: с. 489491 . - Указ.:493 с.

[17] Постановление Правительства РФ от 29.12.2001 № 916 «Общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи» [2001-12-29].

[18] Сеченов И.М. Избранные труды. - М.: Изд-во Всесоюзного Института экспериментальной медицины при СНК СССР, 1935. - XXXIV, 389 с. - (XV Международный физиологический конгресс). - Ленинград - Москва, 1935.

[19] Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО , 2002. - 121 с.

[20] Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - Киев: Ряданьска школа, 1974. - 288 с.

[21] Ушинский. К.Д. Избранные труды. В 4 книгах. Книга 3. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии - М.: Дро-фа,2005.-560с.

[22] Шаталов В. Ф. Куда и как исчезли тройки. М.: Педагогика, 1980.- 134 с.

[23] Щербакова Е.В. Особенности педагогической мсыли в эпоху Возрождения / Е.В. Щербакова и др. // Молодой ученый - 2019. - № 1 (239) - С.187-190.

[24] Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РоссийскойФедерации»

[25] Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования. 17 декабря 2010 г.

Spisok literatury:

[1] Abdullaev M.S. Aristotel' i aristotelizm v istorii anatomii. - Baku, Azerneshr, 1988. - 292 s.

[2] Aksenova A.M. Sozdanie zdorov'esberegay-ushchej sredy kak uslovie formirovaniya zdorovogo obraza zhizni u detej \\ Izvestiya Tul'skogo gosudarst-vennogo universiteta. Gumanitarnye nauki. - 2013. -№2. - S. 360-366.

[3] Amonashvili Sh.A. Pedagogicheskaya sim-foniya. - Ekaterinburg, 1993. -T.3.-140s.

[4] Bayanova, L.I. Formirovanie valeologich-eskoj kul'tury mladshih shkol'nikov [Elektronnyj resurs]: avtoref. dis. ...kand. ped. nauk.: 13.00.01 / L.I. Bayanova. - Kazan', 2002.

[5] Volkov I.P. Cel' odna - dorog mnogo: Proekti-rovanie processov obucheniya. - M.:Prosveshchenie, 1990. - 159 s.

[6] Vygotskij L. S.. Myshlenie i rech'. Izd. 5, ispr. — Izdatel'stvo "Labirint", M. , 1999 — 352 s.

[7] Dvorcov A.T., Zh.-Zh. Russo. - M.: Nauka,

1980

[8] Ivanov V. G. Istoriya etiki Drevnego mira. -L., 1980. - S. 142

[9] Konvenciya o pravah rebenka (N'yu-Jork, 20 noyabrya 1989g.)

[10] Kuindzhi N.N. Valeologiya: puti formirovaniya zdorov'ya shkol'nikov. - M.: Aspekt Press, 2001. - 139 s.

[11] Lokk Dzh. Mysli o vospitanii/Hrestomatiya po istorii zarubezhnoj pedagogiki. - M., 1981, s.163-195

[12] Lomonosov M.V. «O vospitanii i obrazova-nii». (Sost. Butorina T.S.) - M.: 1991. - 68 s.

[13] Lysenkova S.N. Metodom operezhayush-chego obucheniya. - M.: Prosveshchenie, 1988 -192 s.

[14] Makarenko A.S. Pedagogicheskaya poema/ A.S. Makarenko. - Moskva: Hud. lit., 1975.-511s.

[15] Mechnikov I.I. Izbrannye biologicheskie trudy. - M.: Izdatel'stvo «Akad. nauk SSSR», 1950 -818 s.

[16] Pirogov N.I. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya / Sost. A.N. Aleksyuk, G.G. Savenok; Akad. ped. nauk SSSR. - M.: Pedagogika, 1985. -493 s. - (Pedagogicheskaya biblioteka). - Bibliogr.: s. 489-491 .- Ukaz.:493 s.

[17] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 29.12.2001 № 916 "Obshcherossijskoj sisteme monitoringa sostoyaniya fizicheskogo zdorov'ya nasele-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

туа, flzicheskogo razvitiya detej, podrostkov i то1о-dezhi" [2001-12-29].

[18] Sechenov I.M. Izbrannye trudy. - М.: Izd-vo Vsesoyuznogo Instituta eksperimental'noj mediciny pri SNK SSSR, 1935. - XXXIV, 389 s. - (XV Mezhdun-arodnyj flziologicheskij kongress). - Leningrad -Moskva, 1935.

[19] Smimov N.K. Zdorov'esberegayushchie obrazovatel'nye tekhnologii V sovremennoj shkole. -М.: АРК i PRO , 2002. - 121 s.

[20] Suhomlinskij, V.A. Serdce otdayu detyam / V.A. Suhomlinskij. - Kiev: Ryadan'ska shkola, 1974. - 288 s.

[21] Ushinskij. K.D. Izbrannye trudy. V 4 knigah. Kniga 3. Chelovek kak predmet vospitaniya. Opyt pedagogicheskoj antropologii - М.: Drofa,2005.-560c.

[22] Shatalov V. F. ^а i kak ischezli trojki. М.: Pedagogika, 1980.- 134 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[23] Shcherbakova E.V. Osobennosti pedagog-icheskoj msyli V epohu Vozrozhdeniya / Е.У Shcher-bakova i dr. // Molodoj uchenyj - 2019. - № 1 (239) -S.187-190.

[24] Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 №273^ «ОЬ obrazovanii V RossijskojFederacii»

[25] Federal'nyj Gosudarstvennyj Obrazova-tel'nyj Standar"t Osnovnogo Obshchego ОЬга-zovaniya. 17 dekabrya 2010 д.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.