Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТА В ВУЗЕ'

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТА В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПОЗИЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ / МОДЕЛЬ / HEALTH-SAVING POSITION / FORMATION / MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комарова Эмилия Павловна, Аристова Ирина Владимировна

В статье освещены вопросы моделирования процесса формирования здоровьесберегающей позиции студента на основе теоретической модели. Целью статьи является обоснование подходов, принципов и компонентов формирования здоровьесберегающей позиции студента в вузе. Задачи статьи: обобщить и отрефлексировать имеющиеся в отечественной и зарубежной литературе теоретические подходы в рамках данного исследования; обосновать использования комплекса взаимосвязанных подходов, принципов и компонентов для формирования здоровьесберегающей позиции студента. Для достижения цели исследования использован теоретический анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы, обобщение зарубежного и отечественного педагогического опыта, эмпирические исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF FORMATION OF HEALTH SAVING POSITION OF STUDENT IN UNIVERSITY

The paper highlights the issues of modeling the process of forming a student's health- saving position on the basis of a theoretical model. The purpose of the article is to substantiate the approaches, principles and components of the formation of a student's health- saving position in the university. Objectives of the article: to generalize and reflect on the theoretical approaches available in domestic and foreign literature within the framework of this study; substantiate the use of a complex of interrelated approaches, principles and components for the formation of a student's health- saving position. To achieve the goal of the study, a theoretical analysis of domestic and foreign psychological and pedagogical literature, a generalization of foreign and domestic pedagogical experience, empirical research were used.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТА В ВУЗЕ»

Литература:

1. Алексеева Г.А. Формирование интегрированной компетенции в контексте цифровой образовательной среды // Антропоцентрические науки: инновационный взгляд на образование и развитие личности. Материалы XI Международной научно-практической конференции. - 2020. С. 167-170

2. Алмазова Н.И., Серова Т.С. Интегрированное обучение иностранным языкам и профессиональным дисциплинам. Опыт российских вузов: [коллективная монография] / Н.И. Алмазова, Т.А. Баранова, Е.К. Вдовина, Н.Д. Гальскова, Т.С. Серова; М-во образования и науки Рос. Федерации, С.-Петерб. гос. политехн. ун-т им. Петра Великого. - Санкт-Петербург: Изд-во Политехн. ун-та, 2018. - 380 с.

3. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 239.

4. Вербицкий А.А. Теория и технология контекстного образования // А.А. Вербицкий, Москва: Издт-во МПГУ, - 2017 г. - 262 с.

5. Кораблина Е.П. Теоретические и прикладные аспекты помогающей деятельности // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. - 2012. - № 12. -С. 112-120.

6. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. - Мн.: Книжный Дом. 2003. - 1280 с. - (Мир энциклопедий).

7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.03.2017 г. № 293н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)" [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2017/04/10/mintrud-prikaz293-site-dok.html.

8. Современный психологический словарь / [Авдеева Н.Н. и др.]; под ред. Б.Г. Мещерякова,

B.П. Зинченко. - Москва: АСТ: Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2007. - 489 с.

9. Стеблецова А.О., Торубарова И.И. Иностранный язык в медицинском вузе в свете государственных образовательных стандартов третьего поколения: проблемы и перспективы // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2012. - № 2. -

C. 206-208.

10. Фетисов А.С. Педагогическая концепция формирования профессиональных качеств педагога в контексте здоровьесберегающей образовательной среды (система повышения квалификации) [текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. доктора пед. наук (13.00.08) / Фетисов Александр Сергеевич. Воронеж, 2020. - 48 с.

11. Alfehaid A.F.T. Developing an ESP curriculum for students of health sciences through needs analysis and course evaluation in Saudi Arabia. Thesis submitted for the degree of Doctor of Philosophy in Applied Linguistics and TESOL. - University of Leicester, 2011. - 336 p. - Электронный ресурс. Режим доступа: https://lra.le.ac.uk/bitstream/2381/10289/1/2011alfehaidaftphd.pdf.

12. Dudley-Evans T. Developments in ESP: A Multi-disciplinary Approach / T. Dudley-Evans, J. St John. -Cambridge: Cambridge University Press, 1998. - 301 p.

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, профессор Комарова Эмилия Павловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Воронежский государственный технический университет» (г. Воронеж); аспирант Аристова Ирина Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Воронежский государственный технический университет» (г. Воронеж)

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТА В ВУЗЕ

Аннотация. В статье освещены вопросы моделирования процесса формирования здоровьесберегающей позиции студента на основе теоретической модели. Целью статьи является обоснование подходов, принципов и компонентов формирования здоровьесберегающей позиции студента в вузе. Задачи статьи: обобщить и отрефлексировать имеющиеся в отечественной и зарубежной литературе теоретические подходы в рамках данного исследования; обосновать использования комплекса взаимосвязанных подходов, принципов и компонентов для формирования здоровьесберегающей позиции студента. Для достижения цели исследования использован теоретический анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы, обобщение зарубежного и отечественного педагогического опыта, эмпирические исследования.

Ключевые слова: здоровьесберегающая позиция, формирование, модель.

Annotation. The paper highlights the issues of modeling the process of forming a student's health- saving position on the basis of a theoretical model. The purpose of the article is to substantiate the approaches, principles and components of the formation of a student's health- saving position in the university. Objectives of the article: to generalize and reflect on the theoretical approaches available in domestic and foreign literature within the framework of this study; substantiate the use of a complex of interrelated approaches, principles and components for the formation of a student's health- saving position. To achieve the goal of the study, a theoretical analysis of domestic and foreign psychological and pedagogical literature, a generalization of foreign and domestic pedagogical experience, empirical research were used.

Keywords: health-saving position, formation, model.

Введение. В условиях самоизоляции в процесс обучения были введены цифровые ресурсы, которые негативно влияют на сохранение и укрепление здоровья. Были определены объективные факторы, которые привели к нарастанию психического перенапряжения и росту психосоматических заболеваний студентов: отсутствие двигательной активности, нарушение режима дня и питания. Средняя прогнозируемая продолжительность жизни в Россия за последние 10 лет снизилась с 73,6 до 64,0 лет, продолжается рост показателей заболеваемости детей и подростков. По оценкам специалистов до 90% абитуриентов, поступающих в вузы страны, имеют нарушения в здоровье и хронические заболевания. При поступлении в

вуз для студентов начальных курсов ситуация усугубляется так как обучение в новой образовательной среде требует использования ресурсов здоровья как для личностной, так и профессиональной адаптации [1].

Сложившаяся ситуация становится предметом законодательных образовательных инициатив. В «Национальной доктрине развития образования на период до 2025 г.» поставлены задачи по созданию условий, возможностей и мотивации на формирование здоровьесберегающей позиции, которая рассматривается как ценностно-смысловая направленность личности, способность к самостоятельности, творчеству и саморазвитию. Разработка компетентностной образовательной модели и ее внедрение в учебный процесс ориентирует обучающихся на профессиональное саморазвитие, в том числе здоровьесбережение, которые выступают двигателем профессиональной и личностной самореализации. Приведенные факты обуславливают актуальность разработки проблемы формирования здоровьесберегающей позиции студентов в ВУЗе.

Изложение основного материала статьи. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема формирования здоровьесберегающей позиции пока еще не стала предметом научных исследований, что обуславливает новизну разработки данной проблематики. Здоровьесберегающая позиция специалиста определяется как «интегральное качество личности, регламентирующее стиль его поведения в вопросах сохранения и укрепления здоровья в единстве субъективных и объективных факторов, при определяющей роли ценностных ориентаций и мировоззрения» [2].

Однако в научной литературе представленные исследования формирования здоровьесбережения как отечественных, так и зарубежных исследователей предлагают различные модели его формирования.

Основой для педагогического моделирования здоровьесбережения послужили модели «здоровья» П.И. Калью который, выделил стратегические модели формирования здоровья: медицинскую, биомедицинскую, биосоциальную и ценностно-социальную [3].

Проблема формирования здоровьесбережения рассматривается в трудах зарубежных ученых (Э. Чарлтон, В. Блэр, И.Л. Янис, Л. Манн, М.Х. Беккер, К. Тоунсом, Майман Л.А., Розенстоск Л.М. и др.) и свидетельствуют о постоянном интересе к ее исследованию. Анализ моделей зарубежных ученых показывает множественность компонентов, влияющих на формирование здоровьесбережения.

Когнитивная модель [A. Charlton, V. Blair] [4] предполагает, что знания о положительных и отрицательных алгоритмах поведения опосредующих здоровье или его нарушение является определяющим для формирования здоровьесбережения, эту модель также называют ЗОП (знание, отношение, поведение).

В образовательной модели [I.L. Janis, L. Mann] [5] когнитивный компонент модели усилен деятельностным компонентом, где кроме информативности об альтернативных вариантах влияния поведения и привычек на здоровьесбережение, основное внимание уделяется формированию навыков, необходимых для принятия решений, определяющих здоровьесберегающее поведение.

В модели взглядов на здоровье [M.H. Becker] [6] разрабатывается когнитивный и деятельностный компоненты с учетом индивидуальных и личностных особенностей принятия решений. Данная модель предполагает внутренний диалог определяющий баланс между личными угрозами нарушения здорового образа жизни и возможными потерями социальных контактов при изменении своих привычек, целью которого является осознание необходимости здоровьесберегающего поведения.

Ряд моделей зарубежных исследователей делают акцент на социальных и политических аспектах формирования здоровьесбережения. Так, радикально-политическая модель [Э. Чарлтона] [7] основана на необходимости законодательных изменений, таких как субсидии на питание и занятия спортом для привлечения к здоровому образу жизни. Развивая свою же модель Э. Чарлтон выдвигает модель самоусиления с синтезом медицинской информации, и включая обучение навыкам принятия решений, характерных для образовательных моделей. Образовательная и социальная среда несут основную нагрузку по формированию здоровьесбережения и являются ресурсом для психологической и мотивационной поддержки формирования здоровьесбережения.

Модель действий на благо здоровья [К. Tones] [8] учитывает социальные воздействия, психологические факторы личности, образовательные возможности формирования навыков здоровьесберегающего поведения. В числе составляющих модели действий на благо здоровья включен мотивационный компонент формирования здоровьесбережения, однако базируется модель на нормативных социальных представлениях о здоровьесбережении в обществе, где проблема формирования здоровья вытесняется интересами реализации продукции и связанных с ней паттернов поведения зачастую вредных для здоровья.

Широкое распространение получила также теоретическая модель убеждений в отношении здоровья, сторонники которой: [M.H. Becker, L.A. Maiman, I.M. Rosenstock] [6, 9, 10] выделяют мотивационный компонент как основополагающий для здоровьесберегающего поведения. Ученые уверены, что только формирование мотивации путем получение стимулов внешних и внутренних таких как: восприятие физических состояний, воздействия СМИ, межличностное взаимодействие и осознание тяжести заболеваний способны заставить изменить поведение в пользу здоровьесбережения.

Важным для нашего исследования являются работы отечественных ученых О.С. Васильевой и Ф.Р. Филатова, которые провели ретроспективный анализ и обобщили модели зарубежных и отечественных ученых выделили подходы к моделированию здоровьесбережения: нормоцентрический, феноменологический, холистический, кросс-культурный, дискурсивный, аксиологический, интегративный [11]. Авторы указывают на системный характер моделей и считают необходимым развивать интегративные модели, как наиболее эффективные для формирования здоровьесбережения.

Представляет интерес для нашего исследования биопсихосоционоэтическая или духовная модель [12] формирования здоровьесбережения, основанная на антропологической психологии Духовная модель формирования здоровьесбережения, развивается в работах Залевского Г.В., Залевского В.Г., Кузьминой Ю.В. и основана на представлениях об интегративной природе человека, в которой высшим регулятором деятельности является ценностно-смысловая или духовная составляющая.

Эффективным средством моделирования здоровьесберегающей позиции выступает образовательная среда, которая в работах исследователей рассматривается в качестве обобщенного, совокупного, объединенного, целостного фактора (средства) развития личности.

Работы отечественных ученых раскрывают особенности построения различных моделей развивающего, здоровьесберегающего образования: эколого-личностная модель (В.А. Ясвин) [13]; коммуникативно-

ориентированная модель образовательной среды (В.В. Рубцов) [14]; антрополого-психологическая модель (В.И. Слободчиков) [15]; экопсихологическая модель образовательной среды (В.И. Панов) [16].

А.В. Хуторской, моделируя образовательную среды в дистанционном эвристическом обучении указывает на активный, побудительный характер образовательной среды: «...главными элементами эвристического обучения выступают ученик как субъект (микрокосм), окружающая образовательная среда с включенными в неё объектами (макрокосм) и система их взаимодействия как процесс образования (вселения) ученика.» [17].

Таким образом, ученые акцентируют внимание на важности отдельных компонентов модели: определенных субъект-субъектных связях и отношениях [13, 15]; активности субъектов взаимодействия для обеспечения возможностей для саморазвития [13, 15, 17]; использования ресурсов возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся [16]; опоры на индивидуальные и личностные особенности, как первоначально заданные [13, 15]; важности процессов взаимопонимания, коммуникации, рефлексии [14, 15, 17], выделяя системный характер и иерархическую структуру моделей здоровьесберегающей среды, системообразующим элементом которой является ценностно-смысловая сфера личности.

Опираясь на вышеуказанные модели, нами были определены структурные компоненты модели формирования здоровьесберегающей позиции студента на основе контекстно-рефлексивной технологии, в соответствии, с которой формирование здоровьесберегающей позиции студента в вузе будет успешным при условии реализации педагогической модели, базирующейся на взаимосвязанных методологических подходах: системном, субъектно-деятельностном, аксиологическом, контекстном и компетентностном.

В рамках системного подхода (И.В. Блауберг и др.) [18] здоровьесберегающая позиция студента представлена совокупностью взаимосвязанных структурно-функциональных компонентов: мотивационно-ценностного, когнитивного, операционно-деятельностного, рефлексивно-оценочного компонентов представляющих собой единое целое.

Субъектно-деятельностный подход (К.А. Абульханова-Славская и др.) [19] формирования здоровьесбережгающей позиции студентов обусловлен учетом индивидуальных и личностных особенностей обучающихся и выступает условием развития природных индивидуально-личностных задатков и способностей участников образовательного процесса.

Аксиологический подход (Е.В. Бондаревская и др.) [20] переводит здоровье в разряд общезначимых духовных ценностей, задающих направленность мотивации и здоровьесберегающему поведению и определяет личностную ответственность за здоровьесбережение.

Использование контекстного подхода (А.А. Вербицкий, Э.П.Комарова и др.) [21, 22] при построении модели формирования здоровьесберегающей позиции студентов на основе контекстно-рефлексивной технологии дает возможность совместить получение профессиональных знаний и навыков с навыками построения алгоритмов профессиональной здоровьесберегающей позиции.

Использование компетентностного подхода (Зеер Э.Ф., Зимняя И.А. и др.) продиктовано целевыми установками образования, в котором освоенные компетенции, выступают «эталоном оценки знаний, умений и навыков полученных в процессе обучения» [23, 24]. При этом самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение) выступают основой для профессионального становления выпускника.

Процесс реализации разработанной модели формирования здоровьесберегающую позиции студентов предполагает использование определенных психолого-педагогических принципов: структурной целостности, который предполагает интеграцию всех компонентов здоровьесберегающей позиции, при котором совокупность компонентов проявляет новые свойства не характерные для компонентов в отдельности; профессиональной направленности, который позволяет моделировать проблемные ситуации в производственных отношениях, способствующих становлению и развитию здоровьесберегающей позиции, личностноцентрированной направленности ориентирует обучение студентов на основе их индивидуально-личностных особенностей и специфику построения личностной картины мира; принцип сотрудничества заключается в коллективной деятельности актуализирующей внутренние механизмы саморазвития; единства когнитивного и ценностного заключается в том, что новые знания укрепляют ценностные основания здоровьесберегающей позиции, являясь одновременно и побудительным центром получения новых знаний.

Для определения здоровьесберегающей позиции студентов был проведен констатирующий эксперимент, результаты которого выявили, что лишь 20,8% респондентов выделяют здоровье в числе базовых ценностей личности, что показывает низкий уровень формирования мотивационно-ценностного компонента здоровьесберегающей позиции. При этом 69,0% респондентов знания о здоровьесбережении получают из средств массовой информации и сети Интернет, 14,0% от преподавателей, 12,0% от родителей, 5,0% от друзей. Это показывает потерю ключевых позиций педагогов в предоставлении достоверной информации для формирования здоровьесберегающей позиции. Проявляют активность на формирование здоровьесберегающей позиции в деятельностной форме 29,7% респондентов. Среди них 16,5% занимаются спортом, 13,2% занимаются физкультурой, делают зарядку. Является интересным тот факт, что 49,5% респондентов интересуются спортом, пассивно: 39,6% смотрят спортивные телепередачи, 9,9% посещают соревнования как зрители [25].

Опираясь на исследования ученых [5, 6, 9, 11, 14, 15, 16, 18] были определены компоненты необходимые для реализации формирования здоровьесберегающей позиции студентов на основе контекстно-рефлексивной технологии: мотивационно-ценностный, когнитивный, операционно-деятельностный, рефлексивно-оценочный компоненты.

Мотивационно-ценностный компонент здоровьесберегающей позиции студентов направлен на формирование системы мотивов к формированию здоровьесберегающей позиции, ценностного отношения к здоровью как средству достижения саморереализации значимой для общества и личности. Когнитивный компонент здоровьесберегающей позиции студентов направлен на получение достоверных знаний об индивидуально-личностных особенностях формирования здоровьесберегающей позиции, осознание личных возможностей и способностей для формирования здоровьесберегающей позиции. Операционно-деятельностный компонент направлен на овладение различными стратегиями здоровьесберегающего поведения в личной и профессиональной деятельности. Рефлексивно-оценочный компонент развивает личностное самосознание, осознание собственной ответственности за формирование здоровьесберегающей позиции как основы для личностной и профессиональной самореализации.

Выводы. Таким образом, обозначенная педагогическая модель формирования здоровьесберегающей позиции студента генерирует в себе целый комплекс прогрессивных педагогических идей, с целью формирования здоровесберегающей позиции студента, определяя ценностный мир и установки студентов в процессе личностной и профессиональной самореализации.

Литература:

1. Двоеносов В.Г., Юсупов Р.А. Здоровье студента как один из факторов повышения конкурентоспособности специалиста // Вестник Казанского технологического университета. 2006 №6. С. 194-201

2. Фетисов А.С., Аристова И.В. Проблема формирования здоровьесбеоегающей позиции студентов в цифровой образовательной среде. Журнал «Глобальный научный потенциал» 2020, № 5 (110) С. 77-79

3. Калью П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация / П.И. Калью. - М., 1988.

4. Charlton, A. Predicting the onset of smoking in boys and girls / A. Charlton, V. Blair // Soc. Sci. Med. -1989. - V. 29. - P. 813-818.

5. Janis, I.L. Decision making: A psychological analysis of conflict, choice and commitment / I.L. Janis, L. Mann. - N. Y.: The Free Press & L.: Collier Macmillan, 1977. - 19 p.

6. Becker, M.H. The health belief model and personal health behavior / M.H. Becker // Health Educat. Monogr. - 1974. - V. 2. - P. 324-508.

7. Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни / Э.Чарлтон // Вопросы психологии. - 1997. - №2. - С. 3-14

8. Tones, K. Health education: Effectiveness, efficacy and equity (2nd edition) / К. Tones, S. Tilford. - L.: Caption and Hall, 1994. - 305 p.

9. Maiman, L.A. The Health Belief Model: Origins and correlates in psychological theory / L.A Maiman, M.H. Becker // Health Education Monographs - 1974. - Р. 336-353.

10. Rosenstock, I.M. Historical origins of the Health Belief Model / I.M. Rosenstock // Health Education Monograph - 1974. - Р. 328-335.

11. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека. М.: Академия, 2001, С. 17-19.

12. Залевский Г.В., Залевский В.Г., Кузьмина Ю.В. Антропологическая психология: биопсихосоционоэтическая модель развития личности и ее здоровья // Сибирский психологический журнал. 2010. №33. С. 99-104.

13. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл,

2001. - 365 с.

14. Рубцов В.В Основы социально-генетической психологии. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж, НПО «МОДЭК»,1996. - 384 с.

15. Слободчиков В.И. Антропологический смысл исследовательской работы школьников. Развитие личности № 1, 2006.

16. Панов В.И. Экопсихологическая модель образовательной среды // 4-я Российская конференция по экологической психологии / Психологический институт РАО. - М.: УМК «Психология», 2005. - С. 213-216.

17. Хуторской А.В. Модель образовательной среды в дистанционном эвристическом обучении // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005.

18. Блауберг И.В., Мирский Э.М., Садовский В.Н. Системный подход и системный анализ // Системные исследования. - М., 1982.

19. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991.

20. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. - Ростов н/Д., 1999

21. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. -Москва: Высшая школа, 1991. - 204 с.

22. Комарова Э.П. Эмоциональный интеллект: понятие, роль и формы интеграции в социокультурном общении / Э.П. Комарова // Вестник ВГТУ. - 2014. - Т. 10, № 3-2. - С. 43-45.

23. Зеер Э.Ф. Психология профессий / Э.Ф. Зеер. - Москва: Акад. проект, 2008. - 117 с.

24. Зимняя, И.А. Педагогическая психология : учеб. пособие для вузов / И.А. Зимняя. - Москва: Логос,

2002. - 383 с.

25. Комарова Э.П., Аристова И.В. Проблема формирования здоровьесберегающей позиции студентов в вузе. Журнал «Вестник ВГУ» Серия: Проблемы высшего образования. 2020. № 1, С. 56-60

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук Коник Оксана Геннадиевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ

Аннотация. Статья посвящена изучению особенностей влияния современных социокультурных и психологичексих особенностей на процесс формирования коммуникативных навыков ребенка.

Ключевые слова: коммуникативные навыки, формирование, современные социокультурные условия, коммуникативная компетенция.

Annotation. The article is devoted to the study of the influence of modern socio-cultural and psychological features on the process of forming a child's communication skills.

Keywords: communication skills, formation, modern socio-cultural conditions, communicative competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.