Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ОБРАЗОВАННОСТЬ - ФУНДАМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И КУЛЬТУРЫ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ'

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ОБРАЗОВАННОСТЬ - ФУНДАМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И КУЛЬТУРЫ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
265
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / СОЗНАНИЕ / КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лазарева Н.В.

Рассмотрены значимость экологических знаний для формирования экологического сознания и культуры в высшей школе. Освещены актуальные экологические ситуации в сфере образования, воспитания и формирования экологического сознания, которые затрагивают проблемы сохранения и восстановления окружающей среды. Решение глобальных экологических проблем, достижение устойчивого развития и экологической безопасности территорий невозможно без фундамента основ культуры природопользования и экологической образованности населения. Показаны и аргументированы возможные точки зрения на характер образовательного процесса, позволяющие интегрировать совокупность полученных знаний на практике. Раскрыты особенности проектных технологий и приведены преимущества его использования при подготовке специалистов, с точки зрения профессионального совершенствования. Статья посвящена актуализации и значимости экологического образования, с целью формированию экологического сознания и культуры населения, для процессинга устойчивого развития общества. Одним из важных направлений, связанных с решением экологических проблем на современном этапе является экологическое образование и воспитание студентов и формирование экологической культуры. Экологическое образование и в мире, и в России считается сегодня приоритетным направлением обучения и воспитания студентов на всех уровнях образования. Нами обоснована актуальность и взаимосвязь экологического образования и воспитания, раскрыта их сущность, задачи, содержание, принципы, формы и методы работы; дан анализ состояния, охарактеризован механизм разработанности тех или иных аспектов проблемы и т.д. Достижение устойчивого развития и экологической безопасности территорий, решение глобальных экологических проблем, невозможно без фундамента основ культуры природопользования и экологической образованности населения. Применяемый вариант при подготовке специалистов в любой области народного хозяйства показал высокую эффективность при формировании практико-ориентируемых компетенций выпускников высших учебных заведений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL EDUCATION AND EDUCATION IS THE FOUNDATION FOR THE FORMATION OF ENVIRONMENTAL CONSCIOUSNESS AND CULTURE IN HIGHER SCHOOL

The article considers in detail the need for environmental knowledge for the formation of environmental consciousness and culture in higher education. The current environmental situations in the field of education, upbringing and formation of environmental consciousness, which affect the problems of preserving and restoring the environment, are highlighted. The solution of global environmental problems, the achievement of sustainable development and environmental safety of territories is impossible without the foundation of the foundations of the culture of nature management and environmental education of the population. Possible points of view on the nature of the educational process are shown and argued, allowing to integrate the body of knowledge gained in practice. The features of design technologies are disclosed and the advantages of its use in the training of specialists from the point of view of professional development are given. The article is devoted to the actualization and importance of environmental education, with the aim of shaping the environmental consciousness and culture of the population, for the processing of sustainable development of society. One of the important directions related to the solution of environmental problems at the present stage is environmental education and upbringing of students and the formation of environmental culture. Environmental education, both in the world and in Russia, is today considered a priority for teaching and educating students at all levels of education. We substantiated the relevance and interconnection of environmental education and upbringing, disclosed their essence, tasks, content, principles, forms and methods of work; the analysis of the state is given, the mechanism of development of certain aspects of the problem is characterized, etc. Achieving sustainable development and environmental safety of territories, solving global environmental problems is impossible without the foundation of the foundations of a culture of nature management and environmental education of the population. The variant used in the training of specialists in any field of the national economy has shown high efficiency in the formation of practice-oriented competencies of raduates of higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ОБРАЗОВАННОСТЬ - ФУНДАМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И КУЛЬТУРЫ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

RESEARCH ARTICLE | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

© Lazareva N. V., 2022

и?* : ч http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2022-24-3-32-41

V — Ч Принята 28.03.2022 | Accepted 28.03.2022

УДК 378.14.014.13

ENVIRONMENTAL EDUCATION AND EDUCATION IS THE FOUNDATION FOR THE FORMATION OF ENVIRONMENTAL CONSCIOUSNESS AND CULTURE IN HIGHER SCHOOL

Lazareva N.V.

Samara State University of Economics, Samara, Russian Federation

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ОБРАЗОВАННОСТЬ -ФУНДАМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И КУЛЬТУРЫ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Лазарева Н.В.

ФГАОУ ВО «Самарский государственный экономический университет»,

Abstract. The article considers in detail the need for environmental knowledge for the formation of environmental consciousness and culture in higher education. The current environmental situations in the field of education, upbringing and formation of environmental consciousness, which affect the problems of preserving and restoring the environment, are highlighted. The solution of global environmental problems, the achievement of sustainable development and environmental safety of territories is impossible without the foundation of the foundations of the culture of nature management and environmental education of the population. Possible points of view on the nature of the educational process are shown and argued, allowing to integrate the body of knowledge gained in practice. The features of design technologies are disclosed and the advantages of its use in the training of specialists from the point of view of professional development are given. The article is devoted to the actualization and importance of environmental education, with the aim of shaping the environmental consciousness

Аннотация. Рассмотрены значимость

экологических знаний для формирования экологического сознания и культуры в высшей школе. Освещены актуальные экологические ситуации в сфере образования, воспитания и формирования экологического сознания, которые затрагивают проблемы сохранения и восстановления окружающей среды. Решение глобальных экологических проблем, достижение устойчивого развития и экологической безопасности территорий невозможно без фундамента основ культуры природопользования и экологической образованности населения. Показаны и аргументированы возможные точки зрения на характер образовательного процесса, позволяющие интегрировать совокупность полученных знаний на практике. Раскрыты особенности проектных технологий и приведены преимущества его использования при подготовке специалистов, с точки зрения профессионального совершенствования. Статья посвящена актуализации и значимости

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

and culture of the population, for the processing of sustainable development of society. One of the important directions related to the solution of environmental problems at the present stage is environmental education and upbringing of students and the formation of environmental culture. Environmental education, both in the world and in Russia, is today considered a priority for teaching and educating students at all levels of education. We substantiated the relevance and interconnection of environmental education and upbringing, disclosed their essence, tasks, content, principles, forms and methods of work; the analysis of the state is given, the mechanism of development of certain aspects of the problem is characterized, etc. Achieving sustainable development and environmental safety of territories, solving global environmental problems is impossible without the foundation of the foundations of a culture of nature management and environmental education of the population. The variant used in the training of specialists in any field of the national economy has shown high efficiency in the formation of practice-oriented competencies of raduates of higher educational institutions.

Keywords: environmental consciousness, culture

education, upbringing,

REFERENCES

[1]. Environmental education and education are two "pillars" of sustainable development / Otv. ed. Corresponding Member RAS G.S. Rosenberg, Dr. biol. D.B. Gelashvili, Dr. economy. Sciences G.R. Khasaev, Dr. biol. Sciences G.V. Shlyakhtin. -Samara; Tolyatti; N. Novgorod; Saratov: Samara State economy. un-t, 2014.

[2]. N.V. Lazareva, N.G. Lifirenko, V.I. Popchenko, G.S. Rosenberg. On some problems of medical ecology (with examples from the Volga basin, Samara region and the city of Togliatti). Scientific journal "Izvestia of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences" 2015, volume 17, No. 4. p.55-67.

[3]. Rozenberg G. S,. Lazareva N. V,. Khasaev G. R SOME ENVIRONMENTAL AND ECONOMIC PROBLEMS OF LARGE RIVER POOLS // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. https://doi.org/10.15405/epsbs.2020.033

[4]. Lazareva N.V., Rosenberg G.S., Sapova O.A. Model of Sustainable Development of Regional Ecological and Economic Systems // LECTURE NOTES IN NETWORKS AND SYSTEMS. Tom 84, 2020 p. 433440. DOI: 10.1007/978-3-030-27015-5 52

экологического образования, с целью формированию экологического сознания и культуры населения, для процессинга устойчивого развития общества. Одним из важных направлений, связанных с решением экологических проблем на современном этапе является экологическое образование и воспитание студентов и формирование экологической культуры. Экологическое образование и в мире, и в России считается сегодня приоритетным направлением обучения и воспитания студентов на всех уровнях образования. Нами обоснована актуальность и взаимосвязь экологического образования и воспитания, раскрыта их сущность, задачи, содержание, принципы, формы и методы работы; дан анализ состояния, охарактеризован механизм разработанности тех или иных аспектов проблемы и т.д. Достижение устойчивого развития и экологической безопасности территорий, решение глобальных экологических проблем, невозможно без фундамента основ культуры природопользования и экологической образованности населения. Применяемый вариант при подготовке специалистов в любой области народного хозяйства показал высокую эффективность при формировании практико-ориентируемых компетенций выпускников высших учебных заведений.

Ключевые слова: экологическое образование, воспитание, сознание, культура

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

[1]. Экологическое образование и образованность -два «кита» устойчивого развития / Отв. ред. чл.-корр. РАН Г.С. Розенберг, докт. биол. наук Д.Б. Гелашвили, докт. эконом. наук Г.Р. Хасаев, докт. биол. наук Г.В. Шляхтин. - Самара; Тольятти; Н. Новгород; Саратов: Самарский гос. эконом. ун-т, 2014.

[2]. Н.В. Лазарева, Н.Г. Лифиренко, В.И. Попченко, Г.С. Розенберг. О некоторых проблемах медицинской экологии (с примерами по Волжскому бассейну, Самарской области и городу Тольятти). Научный журнал «Известия Самарского научного центра РАН» 2015, том 17, № 4. с.55-67.

[3]. Rozenberg G.S,. Lazareva N.V,. Khasaev G.R SOME ENVIRONMENTAL AND ECONOMIC PROBLEMS OF LARGE RIVER POOLS // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. https://doi.org/10.15405/epsbs.2020.03.3

[4]. Lazareva N.V., Rosenberg G.S., Sapova O.A. Model of Sustainable Development of Regional Ecological and Economic Systems // LECTURE NOTES IN NETWORKS AND SYSTEMS. Тот

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

зз

[5].

Public health and environmental health: pro et contra. [Collective of authors] / Ed. Corresponding Member RAS G.S. Rosenberg, Ph.D. R.S. Kuznetsova, Doctor of Biological Sciences N.V. Kostina, MD N.V. Lazareva. Togliatti: Anna, 2021.374 p.

84, 2020 р. 433-440. DOI: 10.1007/978-3-030-27015-5_52

[5]. Здоровье населения и здоровье среды: pro et contra. [Коллектив авторов] / Под ред. чл.-корр. РАН Г.С. Розенберга, к.б.н. Р.С. Кузнецовой, д.б.н. Н.В. Костиной, д.м.н. Н.В. Лазаревой. Тольятти: Анна, 2021. 374 с. ISBN 978-56045366-2-9

Lazareva N.V. SPIN ID: 9332-2147; ORCID ID: 0000-0002-5174-2923

Research interests, number of main publications: Study of methods and options for the educational process, published more than 90 publications of them 6 in SCOPUS, 6 in WoS, 45 in the Higher Attestation Commission and 35 in conference proceedings, 9 inventions.

Лазарева Н.В. — БРШ-код: 9332-2147; ORCЮ Ю: 0000-0002-5174-2923.

Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Изучение методов и вариантов образовательного процесса, опубликованы более 90 публикаций из них 6 в СКОПУС, 6 в WoS, 45 в ВАК и 35 в материалах конференций, 9 изобретений.

For citation: Lazareva N.V. ENVIRONMENTAL EDUCATION AND EDUCATION IS THE FOUNDATION FOR THE FORMATION OF ENVIRONMENTAL CONSCIOUSNESS AND CULTURE IN HIGHER SCHOOL // Educational bulletin "Consciousness". - 2022. - №3. Vol.24. - C. 32-41. Doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2022-24-3-32-41.

Для цитирования: Лазарева Н.В. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ОБРАЗОВАННОСТЬ -ФУНДАМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И КУЛЬТУРЫ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ // Образовательный вестник "Сознание". - 2022. - №3. Т.24. - С. 32-41. Doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2022-24-3-32-41.

Введение: в условиях современных реалий в педагогической науке, ведется активный поиск методик, средств и вариантов совершенствования, моделирования и проецирования экологического образования. Вопрос, ставится шире: следует говорить не только об «экологическом образовании», но и об образованности - «экологической культуре», «экологическом воспитании» (если образование формирует понимание причинно-следственных связей и умение ими управлять, то воспитание создает систему ценностей и целей, мотивации и оценки деятельности), «экологическом сознании» (формирование экологического сознания [или экологизация] идет двумя путями -рациональным, за счет убеждения и осознания здравых аргументов, и иррациональным - за счет принятия каких-то идей на веру, получения неосознаваемых эмоциональных впечатлений),

«экологическом мышлении» (большинство

взрослых гораздо серьезнее детей и им нужны более осознанные мифы и утопии, «приправленные» рациональными

аргументами, что требует развития экологического мышления, при котором люди планируют действия, оценивают их и прогнозируют последствия не только в социальном, экономическом, но и в экологическом плане [такой утопией является «устойчивое развитие»; Устойчивое развитие Волжского..,2012]), «природоохранное

образование» (формирует этические, гражданские и правовые представления об охране природы), «образование для устойчивого развития» (модель объединяет экологическое образование и образование для развития мира [environmental education, development education and peace studies]). Тогда есть надежда подготовиться к тому, о чем 60 лет тому назад предупреждал создатель кибернетики Н. Винер [1954, с. 5758]: «Чем больше мы берем от мира, тем

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

менее мы оставляем в нем, и в конечном итоге мы вынуждены будем оплатить наши долги в тот самый момент, который может оказаться очень неподходящим для того, чтобы обеспечить продолжение нашей жизни». [1].

Целью настоящего исследования.

Обоснование введения основ экологического образования при подготовке специалистов с медицинским образованием.

Материалы и методы. Одним из важных направлений, связанных с решением экологических проблем на современном этапе является экологическое образование и воспитание подрастающего поколения. Экологическое образование и в мире, и в России считается сегодня приоритетным направлением обучения и воспитания студентов в высших учебных заведениях.

Мы почти забыли их подлинное значение и не всегда осознаем, что это - разные понятия. Образование - значит сумма специальных знаний («Образование - это то, что у вас останется, когда вы забудете всё, чему учились», говорил американский психолог и писатель Б. Скиннер [Skinner Burrhus Frederic; 1904-1990]).

Результаты и обсуждение. Образованность -просвещенность, культура. И еще, образованность - это способность общаться, учиться, анализировать, прогнозировать, проектировать, выбирать и творить. Человек с образованием может быть и не образованным. Особенно ярко это проявляется на примере экологического образования и образованности. Студентам мы должны дать не только высшее образование, но и высшую образованность, которая включает экологическую составляющую. Конференция ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 году, обсуждавшая проблемы окружающей среды и развития образования, в своих документах и решениях также подчеркнула огромное значение экологического образования в реализации стратегии выживания и устойчивого развития человечества. [1,2].

Учеными обоснована актуальность и взаимосвязь экологического образования и воспитания, раскрыта их сущность, задачи, содержание, принципы, формы и методы

работы; дан анализ состояния, охарактеризован механизм разработанности тех или иных аспектов проблемы и т.д. Вместе с тем следует отметить, что соотношение понятий «экологическое образование» и «экологическое воспитание» до сих пор остается в педагогике дискуссионной проблемой. Большинство ученых-педагогов (А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Л.П. Салеева, И.Т. Суравегина и др.) рассматривают «экологическое образование» как целенаправленное воздействие на личность с целью формирования ее мировоззрения, осознанного отношения к окружающему, вооружение экологическими знаниями, умениями, навыками. По их мнению, экологическое образование определяется такими понятиями, как «сознание — мышление — знание — деятельность»; экологическое воспитание же оперирует такими терминами как «Экологическая безопасность». [1].

Решение глобальных экологических проблем, достижение устойчивого развития и экологической безопасности территорий невозможно без фундамента основ культуры природопользования. Экологическое

образование - это не столько раздел биологии, сколько комплексная дисциплина, наука о единстве развития природы и общества, гармоничное единение

естественных и гуманитарных наук, опыта природопользования в прошлом и настоящем. Блестящими примерами такого рода «экологизации» естественных наук могут служить представления о биосфере и ноосфере, наверное, последнего

энциклопедиста ХХ века академика В.И. Вернадского, биогеохимические идеи его ученика, академика А.П. Виноградова (кстати, единственного дважды лауреата Ленинской премии), биосферная природа этногенеза историка и географа Л.Н. Гумилева, медицинская география и экология человека академика РАМН и РАН В.П. Казначеева [1,3].

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

Нами разработана и активно внедряется Концепция экологического образования.

Целью концепции является интеграция многоуровневой образовательной среды, которая позволит человеку раскрыть свой личностный творческий потенциал в различных областях экологической направленности, стать активным

гражданином на местном, национальном и глобальном уровне экоосознанности. Итогом является создание жизнеспособной, активно развивающейся образовательной модели.

Концепции общего экологического образования в интересах устойчивого развития

• Семья - Институт семьи

• Детсад

• Школа

• СПО, колледжи

• ВУЗ: -бакалавриат - специалитет -магистратура -аспирантура - докторантура, Ассоциация «Зеленые Вузы России»

• Предприятия, организация, корпорация, холдинг, учреждения

• Стиль, образ и окружение жизни

• Общество, территория жизни

• Район, регион, государство, международное сообщество

• Экологическое инклюзивное образование

• Эковолонтерское движение

• Экологические квесты Представленная многоуровневая концепция способствует формированию и укреплению в психологии каждого человека, начиная с самого раннего возраста, интегрированной жизненной концепции «Экологические принципы и навыки жизни».

Проблемы и трудности

• Отсутствие единой концепции поэтапного экологического образования

• Отсутствие программ и формирования компетенций на каждом этапе

• Дефицит подготовленных квалифицированных кадров в области

экологии для осуществления

преподавательской деятельности

• Отсутствие дополнительного образования в сфере экологии у руководящего состава организаций, предприятий, корпораций, холдингов, учреждений.

Пути решения проблемы

• На всех уровнях образовательного процесса ввести дисциплину «Экология»

• На всех направлениях подготовки в школе, на СПО, и Вузе в ООП и учебных планах ввести компетенции по экологии

• Подготовка ППС с профильным образованием «Экология и природопользование» для осуществления преподавательской деятельности на всех уровнях образовательного процесса

• Формирование компетенций в области «Экология» в различных отраслях АПК, промышленности, НГПК и т.д.

• Обязательная переподготовка (доп. образование, переподготовка) руководящего состава организаций и муниципальных служащих, работающих в направлении «Экология»

• Обучение населения разных возрастных групп по вопросам экологического образования

• Организация эковолонтерского движения

• Организация экологического инклюзивного образования

• Издание буклетов, брошюр, пособий

• Проведение экологических акций, фестивалей и праздников

• Экологический туризм, на региональном, российском и международном уровне.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Научно-практические конференции и конкурсы по вопросам экологии

• Экологические сборы, детские и молодежные лагеря

• Формирование мотивации и ответственности населения за соблюдение экостиля жизни

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

Ученые выделяют следующие аспекты экологического образования:

• Знание экологических проблем и способов их разрешения;

• Развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке, улучшению состояния окружающей среды;

• Воспитание ценностных ориентаций экологического характера;

• Формирование мотивов, потребностей, привычек и целесообразного поведения, и деятельности, способности научных и нравственных суждений по экологическим вопросам;

• Стремление к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

Высшей и конечной целью экологического образования и воспитания считается формирование эксцентрического типа экологического сознания, так как только сознание определяет поведенческие реакции человека, его поступки, выражающиеся в экологической культуре.

Согласно Концепции общего экологического образования экологическое образование - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение человека к окружающей социально-природной среде. [4].

Экологическое образование в высшей школе как важное звено в общей системе образования призвано обеспечить достижение целей обучения, направленных, в частности, на:

- формирование экологически грамотных людей, понимающих биологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины их видового разнообразия;

- установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле.

То есть экологическое образование должно представлять целостную систему, охватывающую всю жизнь человека. Оно также ставит своей целью формирование мировоззрения, основанного на

представлении о единстве с природой.

Ученые выделяют следующие аспекты экологического образования:

• Знание экологических проблем и способов их разрешения;

• Развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке, улучшению состояния окружающей среды;

• Воспитание ценностных ориентаций экологического характера;

• Формирование мотивов, потребностей, привычек и целесообразного поведения и деятельности, способности научных и нравственных суждений по экологическим вопросам;

• Стремление к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

Высшей и конечной целью экологического образования и воспитания считается формирование эксцентрического типа экологического сознания, так как только сознание определяет поведенческие реакции человека, его поступки, выражающиеся в экологической культуре.

В настоящее время в педагогической науке ведется интенсивный поиск путей и средств совершенствования экологического образования. [5].

По мнению современных педагогов-экологов И.Д. Зверева, А.Н. Захлебного, И.Т. Суравегиной, А.П. Сидельковского содержание экологического образования представляет собой совокупность

межпредметно-экологических идей, научных экологических и нравственно-экологических знаний (понятий, представлений, фактов), интеллектуальных и практических умений и навыков, социально выработанного опыта творческой деятельности, подлежащих усвоению учащимися в процессе

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

формирования у них ответственного отношения к природе. [2,5].

Содержание экологического

образования системно-детерминировано и определяется многими социально-экономическими и психолого-

педагогическими факторами и условиями, важнейшими среди которых являются следующие:

- заинтересованность общества в сохранении экологически чистой среды существования;

- потребность общества в экологически грамотных гражданах;

- состояние и достижения экологической науки;

- психологические закономерности умственной деятельности школьников;

- психолого-возрастные и познавательные особенности учащихся;

-общее состояние и тенденции развития общеобразовательной школы и общества в целом.

Содержание экологического

образования представляет динамичное, постоянно развивающееся явление. Конструирование и непрерывное

совершенствование содержания образования есть проблема непреходящей социально-педагогической значимости.

Прогрессивный и долговременный характер вышеуказанных тенденций, являющихся, несомненно, появлением определенных закономерностей, необходимо учитывать при конструировании системы психолого-педагогических путей, средств и условий совершенствования экологического образования у студентов.

С точки зрения авторов: И.Д. Зверева, А.Н. Захлебного, И.Т. Суравегиной, А.П. Сидельковского, И.Т.Барановой содержанию экологического образования принадлежит центральная роль в процессе формирования у личности ответственного отношения к окружающей среде. [1,5].

Оно во многом определяется тем, насколько глубоко нормативно-ценностные аспекты мировоззренческого понятия

природы взаимодействуют с системой его доминирующих ценностей.

В целом уровень

ответственного отношения студента к окружающей среде определяется тем, насколько доминирующие в обществе ценности, социально - значимые нормы и правила отношения к природе, внешне заданный экологический идеал будут восприняты данным студентом как личностно значимые. При этом формы, методы и приемы экологического образования студентов должны быть направлены, прежде всего, на «перевод» во внутренний мировоззренческий план личности социальных экологических ориентиров: знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций и идеалов, принципов и правил отношений к окружающей природной среде.

И.Т. Суравегина предлагает вместо термина «ответственное отношение к окружающей среде» использовать более краткий термин «экологическая

ответственность», который, по ее мнению, вбирает в себя все существенные признаки понятия ответственности как социальной, так и моральной категории. [5].

Она также считает, что экологическая ответственность является сложной чертой личности, которая не может быть сформирована в рамках одного или даже нескольких учебных предметов, но предлагает объединение потенциальных возможностей всех школьных предметов.

В научной педагогической литературе отмечается, что отношение личности к окружающей среде имеет три аспекта:

• первый аспект выражает отношение к природе как к всеобщему условию и предпосылке материального производства, как к объекту и предмету труда, как к естественной среде жизнедеятельности человека;

• второй - отношение к собственным природным данным, к своему организму,

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

который объективно включен в систему экологических взаимодействий; • третий - представляет отношение людей к деятельности, связанной с изучением и охраной природной среды.

В целевой установке экологического образования отмечена и такая специфическая особенность - неразрывное единство чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека как важное условие становления у детей элементов экологической культуры. Это сложный процесс, требующий решения следующих задач:

• обучение - формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека; системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения;

• воспитание потребностей (мотивов, побуждений), направленных на реализацию здорового образа жизни и улучшение состояния окружающей среды;

• развитие интеллектуальной сферы -способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций; эмоциональной сферы -эстетического восприятия и оценки состояния окружающей среды; волевой сферы - уверенности в возможности решить экологические проблемы; стремления распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды. [2,5].

Эти задачи, очерченные в Концепции общего экологического образования, приемлемы для всех возрастных этапов обучения с обязательным учетом возрастных особенностей.

Впервые в мир знаний о природе дети попадают в начальной школе. Как дальше они

будут относится к природе во многом будет зависеть от того, насколько они осознают ценность природы в жизни человека, многообразные связи его с природной средой, насколько глубоко воспитаны в них эстетические и нравственные отношения к природным объектам. Успешность экологического образования на начальном этапе во многом определяется возможностями использования в

воспитательной работе природного окружения.

Осознание окружающей природы как ценности особого рода, обладающей способностью жизнеобеспечения,

эстетическими, практическими и др. качествами, происходит на основе развертывания знаний о мире природы и об окружающей среде в целом.

Концепция общего экологического образования рассматривает его как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентации, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью. Главная ценность экологического образования как составной части естественно-научного образования — это воспитание личности, воплотившей в себе достижения мировой экологической культуры. Само экологическое образование выступает как развитие личности через приобщение к мировой экологической культуре, к культуре сохранения и поддержания здоровья.

В качестве основных критериев экологической образованности, на наш взгляд, являются следующие проявления нравственно-экологической позиции

личности:

• усвоение норм и правил взаимодействия с окружающим миром;

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на их практическое применение; проявление эстетических чувств, умения и потребность видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности; потребность в общении с живой природой; сопереживание; бережное отношение ко всему окружающему; проявление инициативы в решении экологических проблем.

Критерием

эффективности

экологического образования и воспитания

могут служить как система знаний на

глобальном, региональном, локальном

уровнях, так и реальное улучшение

окружающей среды своей местности, достигнутое усилиями школьников.

Выводы: «Экологическое образование» - это непрерывный, динамичный, постоянно развивающийся процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, умений и навыков, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих

ответственное отношение к окружающей социально - природной сфере и здоровью. Экологическое образование должно представлять единую целостную систему, охватывающую всю жизнь человека. Оно ставит своей целью формирование мировоззрения, основанного на

представлении о единстве с природой.

Corresponding Author: Lazareva Natalya Vladimirovna - Doctor of Medical Sciences, Deputy. Head Department of Ecology and Life Safety "Samara State University of Economics", Samara, Russian

Federation

E-mail natalya-lazareva@mail.ru

Ответственный за переписку: Лазарева Наталья Владимировна -доктор медицинских наук, зав. кафедрой экологии и безопасности жизнедеятельности ФГАОУ ВО «Самарский государственный экономический университет», г. Самара,

Российская Федерация

E-mail natalya-lazareva@mail.ru

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

До встречи на XXIV Международном конгрессе

"ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗОВАНИЕ В XXI ВЕКЕ" Москва, 14—16 декабря 2022 г.

на базе гостиницы DoubleTree by Hilton Hotel Moscow - Vnukovo Airport

https://www.scongress.ru

EDUCATIONAL BULLETIN "CONSCIOUSNESS" / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ВЕСТНИК "СОЗНАНИЕ"

2022, Том 24, № 3

Ученый секретарь: Пашкин Сергей Борисович -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

доктор педагогических наук, профессор,

профессор кафедры психологии профессиональной деятельности,

ФГБОУ ВО Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,

г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

Ответственный секретарь: Скобликова Татьяна Владимировна -доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры физического воспитания, ФГБОУ ВО "Юго-Западный государственный университет", г. Курск, Российская Федерация

Контактная информация редакции: Тел:+79114636467, +79097788305 E-mail: publish@e-pubmed.org; Website: www.e-pubmed.org

Почтовой адрес редакции: Россия, 236001, г. Калининград, бульвар Франца Лефорта, 12, лит. VI из лит. А

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

41

~ 4 I ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.