Научная статья на тему 'Комплексная система оценки состояния охраны труда на Восточно-Сибирской железной дороге'

Комплексная система оценки состояния охраны труда на Восточно-Сибирской железной дороге Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
14079
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА МНОГОСТУПЕНЧАТОГО КОНТРОЛЯ / ОПЕРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВСЕХ РАБОЧИХ МЕСТАХ / ВОСТОЧНО-СИБИРСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА / MULTIMACHINE CONTROL SYSTEM / OPERATING CONTROL / LABOR SAFETY / EAST SIBERIAN RAILWAY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Съемщиков Сергей Евгеньевич, Евстигнеева Изабелла Юрьевна

ЦЕЛЬ. Комплексная система оценки состояния охраны труда на предприятии (КСОТ-П) это многоступенчатый контроль за состоянием охраны труда в производственном и структурном подразделении с целью определения факторов рисков, разработки системы управления факторами рисков и создания безопасных условий труда. Целью данной работы является анализ результатов внедрения КСОТ-П на Восточно-Сибирской железной дороге. МЕТОДЫ. Сравнивались методики проведения трехступенчатого контроля и КСОТ-П. РЕЗУЛЬТАТЫ. Рассмотрены результаты внедрения КСОТ-П на предприятиях ВСЖД. Выявлены положительные и отрицательные стороны внедрения. Рассмотрена электронная версия КСОТ-П, предназначенная для ведения оперативного контроля за состоянием охраны труда, минимизации бумажных затрат для оформления результатов проверок. Оценена экономическая эффективность внедрения КСОТ-П. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Система многоступенчатого контроля КСОТ-П успешно внедрена на предприятиях ВСЖД и позволяет контролировать безопасность на всех рабочих местах во всех подразделениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Съемщиков Сергей Евгеньевич, Евстигнеева Изабелла Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPLEX LABOR PROTECTION ASSESSMENT SYSTEM IN EAST SIBERIAN RAILWAY ENTERPRISES

INTRODUCTION. Complex labor protection assessment at railway enterprise (KSOT-P) is a multistage labor protection control procedure in industrial and structural divisions aimed at identifying risk factors and creating safe working conditions. The article aims at analyzing KSOT-P implementation results at the East Siberian Railway. METHODS. Three-stage control and KSOT-P methods were compared. RESULTS. KSOT-P implementation results for the East Siberian Railway enterprises were dealt with. Positive and negative implementation aspects were identified. The electronic KSOT-P version applied for operating labor protection control, minimization of paper expenses on inspection results registration were analyzed. The economic efficiency of KSOT-P implementation is assessed. CONCLUSION. The multistage KSOT-P control system is successfully implemented in East Siberian Railway enterprises. It helps control labor safety in all divisions.

Текст научной работы на тему «Комплексная система оценки состояния охраны труда на Восточно-Сибирской железной дороге»

а

Ж/

ОХРАНА ТРУДА И ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ LABOR PROTECTION AND INDUSTRIAL SAFETY

Оригинальная статья / Original article УДК 331.45

КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА НА ВОСТОЧНО-СИБИРСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ

© С.Е. Съемщиков1, И.Ю. Евстигнеева2

1Иркутский государственный университет путей сообщения, Российская Федерация, 664074, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15. 2Иркутский национальный исследовательский технический университет, Российская Федерация, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

РЕЗЮМЕ. ЦЕЛЬ. Комплексная система оценки состояния охраны труда на предприятии (КСОТ-П) - это многоступенчатый контроль за состоянием охраны труда в производственном и структурном подразделении с целью определения факторов рисков, разработки системы управления факторами рисков и создания безопасных условий труда. Целью данной работы является анализ результатов внедрения КСОТ-П на Восточно-Сибирской железной дороге. МЕТОДЫ. Сравнивались методики проведения трехступенчатого контроля и КСОТ-П. РЕЗУЛЬТАТЫ. Рассмотрены результаты внедрения КСОТ-П на предприятиях ВСЖД. Выявлены положительные и отрицательные стороны внедрения. Рассмотрена электронная версия КСОТ-П, предназначенная для ведения оперативного контроля за состоянием охраны труда, минимизации бумажных затрат для оформления результатов проверок. Оценена экономическая эффективность внедрения КСОТ-П. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Система многоступенчатого контроля КСОТ-П успешно внедрена на предприятиях ВСЖД и позволяет контролировать безопасность на всех рабочих местах во всех подразделениях.

Ключевые слова: система многоступенчатого контроля, оперативный контроль, безопасность на всех рабочих местах, Восточно-Сибирская железная дорога.

Формат цитирования: Съемщиков С.Е., Евстигнеева И.Ю. Комплексная система оценки состояния охраны труда на Восточно-Сибирской железной дороге // XXI век. Техносферная безопасность. 2017. Т. 2. № 3. С. 18-33.

COMPLEX LABOR PROTECTION ASSESSMENT SYSTEM IN EAST SIBERIAN RAILWAY ENTERPRISES S.E. Sjemshchikov, I.Yu. Yevstigneyeva

Irkutsk State Railway Transport University,

15, Chernyshevsky St., Irkutsk, 664074, Russian Federation.

Irkutsk National Research Technical University,

83, Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russian Federation.

ABSTRACT. INTRODUCTION. Complex labor protection assessment at railway enterprise (KSOT-P) is a multistage labor protection control procedure in industrial and structural divisions aimed at identifying risk factors and creating safe working conditions. The article aims at analyzing KSOT-P implementation results at the East Siberian Railway. METHODS. Three-stage control and KSOT-P methods were compared. RESULTS. KSOT-P implementation results for the East Siberian Railway enterprises were dealt with. Positive and negative implementation aspects were identified. The electronic KSOT-P version applied for operating labor protection control, minimization of paper expenses on inspection results registration were analyzed. The economic efficiency of KSOT-P implementation is assessed. CONCLUSION. The multistage KSOT-P control system is successfully implemented in East Siberian Railway enterprises. It helps control labor safety in all divisions.

Keywords: multimachine control system, operating control, labor safety, East Siberian Railway

For citation: S.E. Sjemshchikov, I.Yu. Evstigneeva. Complex labor protection assessment system in East Siberian Railway Enterprises. XXI century. Technosphere Safety. 2017, vol. 2, no. 3, pp. 18-33. (In Russian)

1Съемщиков Сергей Евгеньевич, кандидат технических наук, доцент кафедры техносферной безопасности, e-mail: [email protected]

Sergey E. Sjemshchikov, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of Technosphere Safety, e-mail: [email protected]

Евстигнеева Изабелла Юрьевна, магистрант, e-mail: [email protected] Isabella Y. Yevstigneyeva, Undergraduate, e-mail: [email protected]

Том 2, № 3 2017 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Vol. 2, no. 3 2017 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

а

Ж/

ОХРАНА ТРУДА И ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ LABOR PROTECTION AND INDUSTRIAL SAFETY

Введение

В настоящее время риск-ориентированный подход является на предприятиях одним из направлений управления охраной труда и промышленной безопасностью. Каждая организация разрабатывает и внедряет свои инновационные решения. Таким инновационным решением по управлению охраной труда, реализуемым на железной дороге, является комплексная система оценки состояния охраны труда (КСОТ-П). Эта система представляет собой многоступенчатый контроль за состоянием охраны труда в производ-

ственном и структурном подразделении, с целью определения факторов рисков, разработки системы управления факторами рисков и создания безопасных условий труда 313

Целью данной работы является анализ результатов внедрения КСОТ-П на Восточно-Сибирской железной дороге.

Целями и задачами КСОТ-П является:

- вовлечение руководителей среднего звена, профсоюзных организаций и непосредственных исполнителей работ к

3

СТО РЖД 15.014-2012 «Система управления охраной труда в ОАО «РЖД». Организация контроля и порядок его проведения». / MS of the Russian Railway 15.014-2012 "Labor protection control system in JSC "Russian Railways". Control management and performance".

4СТО РЖД 15.011-2015 «Система управления охраной труда в ОАО «РЖД». Организация обучения», утвержденный распоряжением ОАО «РЖД» № 3081 р от 25.12.2015 г. / MS of the Russian Railway 15.011-2015 " Labor protection control system in OAO "Russian Railways". Training organization", No. 3081 r approved by the order of JSC "Russian Railways" of 12/25/2015.

Распоряжение ОАО «РЖД» № 921р от 15 апреля 2014 г. / Order of JSC "Russian Railways" No. 921 r of April 15, 2014.

Распоряжение ВСЖД № 368р от 01.07.2014г. «О внедрении пилотного проекта КСОТ-П». / Order of ESR No. 368r of 01.07.2014. "In implementation of the KSOT-P pilot project".

Распоряжение ВСЖД от 22 января 2015 года № 39р «Об организации и проведении работ по внедрению визуализированного метода контроля «Комплексная система оценки состояния охраны труда на производственном объекте». / Order of ESR of January 22, 2015 No. 39r "On the organization and implementation of the visualized control method "Complex labor protection assessment system in an industrial facility".

Распоряжение ОАО «РЖД» от 12 ноября 2015 г. № 2669р «О порядке формирования и реализации целевых бюджетных средств на мероприятия по КСОТ-П на полигонах железных дорог - филиалов ОАО «РЖД». / Order of JSC "Russian Railways" of November 12, 2015 No. 2669r "On target budgetary funding formation and implementation for KSOT-P on railway grounds of JSC Russian Railway branches.

Распоряжение ОАО «РЖД» от 7.10.2014 г. № 2356р «О совершенствовании в подразделениях вагонного хозяйства пилотного проекта «Комплексная система оценки состояния охраны труда на производственном объекте». / The Order of JSC "Russian Railways" No. 2356r of 10/7/2014 "On improvement of the pilot project "The Complex System of Assessment of a Condition of Labor Protection on a Production Object" in divisions of the carriage sector. 10Приказ от 1 декабря 2015 г. № ВСЖД-334 «Об образовании комиссии по реализации выделенных целевых бюджетных средств на мероприятия по КСОТ-П». / Order No. VSZhD-334 of December 1, 2015 "On formation of the commission for implementing allocated target budgetary funds for KSOT-P".

11Протокол ОАО «РЖД» от 12 ноября 2015 г. № ВГ-504/пр «О продолжении работы в 2016 году по приобретению стендов КСОТ-П в соответствии с утвержденными в ОАО «РЖД» техническими требованиями». / The Protocol of JSC "Russian Railways" No. VG-504/pr of November 12, 2015 "On further works on purchasing KSOT-P stands according to the technical requirements of JSC "Russian Railways" for 2016".

^Распоряжение от 26 января 2016 г. № ВСЖД-73р «Об организации работы по совершенствованию системы контроля за состоянием охраны труда в 2016 году». / Order No. VSZhD-73r of January 26, 2016 "On improvement of the labor protection control system in 2016".

13Приказ от 1 декабря 2015 г. № ВСЖД-334 «Об образовании дорожной комиссии по реализации целевых бюджетных средств на мероприятия по КСОТ-П». / Order No. VSZhD-334 of December 1, 2015 "On road commission formation for implementing target budgetary funds for KSOT-P".

Ш/

Том 2, № 3 2017 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Vol. 2, no. 3 2017 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

а

Ж/

ОХРАНА ТРУДА И ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ LABOR PROTECTION AND INDUSTRIAL SAFETY

управлению охраной труда, предупреждению случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний с последующим анализом полученной информации, оценкой факторов рисков и выработкой мер по устранению выявленных нарушений;

- ведение визуального контроля за состоянием охраны труда на предприятии;

- формирование прозрачной системы самоаудита по вопросам создания безопасных условий труда в структурных подразделениях с балльной оценкой по каждому критерию;

- оценка факторов рисков и несоответствий (нарушений) в области охраны труда на рабочих местах (с соответствующей балльной оценкой) и выработка мероприятий по их минимизации;

- разработка на перспективу алгоритма автоматизированной оценки факторов рисков, влияющих на процессы технического обслуживания и ремонта подвижного состава в эксплуатационных депо.

Одной из главных задач КСОТ-П является формирование у работников поведенческих навыков по выявлению факторов рисков и опасностей, которые могут привести к травмированию.

КСОТ-П прошла пилотные испытания и в соответствии с распоряжением ОАО «РЖД» № 921 р от 15 апреля 2014 года рекомендована к внедрению во всех структурных подразделениях функциональных филиалов ОАО «РЖД», в том числе на полигоне Восточно-Сибирской железной дороги:

- Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры, включающей Иркутск-Сортировочнаую дистанцию пути; Чунскую дистанцию пути; Гусинозерскую дистанцию пути; Ленскую дистанцию пути; Тайшетскую дистанцию электроснабжения; Улан-Удэнскую дистанцию электроснабжения; Северобайкальскую дистанцию электроснабжения; Нижнеудинскую дистанцию сигнализации, централизации и блокировки.

- Восточно-Сибирской дирекции по ремонту тягового подвижного состава, содержащей ремонтное локомотивное депо Зиминское; ремонтное локомотивное депо Нижнеудинское.

- Восточно-Сибирской дирекции управления движением, в составе станции Иркутск-Сортировочный; Суховского центра организации работы железнодорожных станций.

- Восточно-Сибирской дирекции мо-торвагонного подвижного состава, представленной моторовагонными депо Вихо-ревка и Иркутск-Сортировочный.

- Дирекции аварийно-восстановительных средств, со всеми восстановительными поездами.

- Восточно-Сибирской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений, включая все дистанции гражданских сооружений.

В каждом структурном подразделении были образованы рабочие группы по координации и составлены планы мероприятий по внедрению КСОТ-П. Они ежеквартально рассматривали результаты внедрения комплексной системы в структурных подразделениях, расположенных в границах полигона ВСЖД, обеспечивали контроль за ходом выполнения плана мероприятий. Всем начальникам региональных дирекций, дирекций РЦКУ, структурных подразделений предписывалось обеспечить выполнение плана мероприятий и разработку документов, необходимых для внедрения КСОТ-П, а начальникам дирекций, служб - ежеквартально, главным инженерам дирекций, служб, начальникам структурных подразделений - ежемесячно рассматривать результаты внедрения комплексной системы, выполнение мероприятий.

Внедряемая система проведения автоматизированного анализа позволяет выявлять несоответствия и осуществлять непрерывный мониторинг состояния охраны труда на уровне производственных

Том 2, № 3 2017 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Vol. 2, no. 3 2017 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

щж

ОХРАНА ТРУДА И ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ LABOR PROTECTION AND INDUSTRIAL SAFETY

ЩМ

участков и структурных подразделений дирекций; дает возможность эффективного планирования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, осуществлять контроль за устранением выявленных несоответствий не только со стороны руководителей структурного подразделения, но также со стороны руководителей на уровне дирекций, служб, НБТ.

В целях реализации мероприятий по устранению выявленных несоответствий по безопасности труда работников смежных хозяйств распоряжением ОАО «РЖД»

от 12 ноября 2015 года № 2669р утвержден Порядок формирования и реализации целевых бюджетных средств на мероприятия по «КСОТ-П» на полигонах железных дорог - филиалов ОАО «РЖД». Приказом от 1 декабря 2015 года, № ВСЖД - 334, на дороге образована комиссия по реализации выделенных целевых бюджетных средств на мероприятия по Комплексной системе оценки состояния охраны труда на производственном объекте и утвержден ее состав.

Методика проведения КСОТ-П

По КСОТ-П устанавливается следующая периодичность контроля:

- ежедневная (ежесменная);

- ежемесячная;

- ежеквартальная.

Ответственными за организацию и проведение КСОТ-П в структурном подразделении являются:

- ежедневно (ежесменно) - непосредственный руководитель работ (старший осмотрщик - ремонтник вагонов, бригадир, руководитель группы, мастер);

- ежемесячно - руководитель производственного подразделения (мастер ТОР, старший мастер, начальник ПТО, начальник ремонтного цеха);

- ежеквартально - начальник структурного подразделения (или по его поручению главный инженер, заместитель).

При проведении ежедневного (ежесменного) контроля результаты проверки визуально отражают в бланке «КСОТ-П», или как его еще называют «Крест безопасности» (представлено на рис. 1), путем закрашивания одной ячейки соответствующим цветом. Бланк «КСОТ-П» состоит из 31 (28, 29, 30) нумерованной ячейки (каждая ячейка - это день месяца) на листе формата не менее А4. Ячейки поделены по диагонали пополам: верхняя часть ячейки -

дневная смена, нижняя - ночная.

Бланк «КСОТ-П» может закрашиваться красным, оранжевым, желтым, синим или зеленым цветом в зависимости от выявленных нарушений в соответствии с перечнем опасностей и предупреждений.

Красным цветом бланк закрашивается при наличии нарушений категории «Опасность»; оранжевым - «Предупреждение»; желтым - «Внимание»; синим - «Допущенные микротравмы в смене»; зеленым - «Отсутствие нарушений». В случае выявления нарушений, относящихся к опасностям разного вида, закраска производится по более грубому нарушению. Также в бланк «КСОТ-П» заносятся данные о количестве дней работы подразделения без травм.

Выявленные в ходе проверки нарушения дополнительно вносятся в ведомость несоответствий, в которой в свою очередь указываются:

- дата, время проверки;

- фамилия, имя и отчество выявившего нарушение;

- выявленное нарушение;

- фамилия, имя и отчество нарушителя;

- принятые оперативные меры;

- отметка о выполнении.

Том 2, № 3 2017 Vol. 2, no. 3 2017

XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

'S

а

Ж/

ОХРАНА ТРУДА И ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ LABOR PROTECTION AND INDUSTRIAL SAFETY

Визуализация состояния охран ы тру à и п подразделении

у/ у У / / у

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X У / / /

J „ / / / / / г / ш / . у îr У JLJ jT s У /

(J / IS / z If jr IM у lit / in /

11 / îr и / 24 X Vf / / j* /

V г/ / / ШЁ fjm

/

Рис. 1. Форма визуализированной информации «КСОТ-П» Fig. 1. The form of visualized KSOT-P information: cell top - a day shift; cell bottom - night

Бланк «КСОТ-П» и ведомость несоответствий (далее - Ведомость) размещаются на специальных стендах.

Хранятся Ведомости и заполненные бланки в течение года, следующего за отчетным. При неустранении выявленных несоответствий срок хранения документов продлевается до тех пор, пока нарушения

не будут ликвидированы.

Выявленные нарушения ежедневного (ежесменного) контроля «КСОТ-П» по окончанию смены заносятся в бланк визуализации путем закрашивания надлежащей ячейки и в ведомость несоответствий (текстом) в соответствии с данными табл. 1.

Таблица 1

Перечень опасностей и предупреждений для ежедневной (ежесменной) оценки состояния охраны труда

Table 1

The list of dangers and preventions for daily (shift) assessment of the labor protection state

1. Опасность: / Danger:

1.1 получение работником производственной травмы; / industrial injuries of workers

1.2 появление работника на работе или в течение рабочего дня (смены) в состоянии алкогольного, наркотического, токсического или другого опьянения; / ntoxicated workers during working hours or working shifts;

1.3 подлезание и протаскивание инструмента под неогражденным подвижным составом; / tool crawling and dragging under not protected rolling equipment;

1.4 направление работников вагонного хозяйства на техническое обслуживание неогражденного установленным порядком подвижного состава / maintenance of the unprotected rolling equipment by railway workers;

1.5 проезд работника на подножке подвижного состава; / workers travelling on a footboard of the rolling stock;

Том 2, № 3 2017 Vol. 2, no. 3 2017

XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

шм

ISNN 2500-1582

У

щж

ОХРАНА ТРУДА И ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ LABOR PROTECTION AND INDUSTRIAL SAFETY

1.6 применение экстренного торможения локомотивной бригады в целях предотвращения наезда на работника; / emergency braking in order to prevent running-down of the worker;

1.7 авария, инцидент, допущенные на территории опасного производственного объекта; разрушение, излом действующего оборудования; / the accident, incident in the territory of hazardous production facilities; destruction, break of the equipment;

1.8 переход железнодорожных путей в неустановленном месте или перед близко идущим поездом; / crossing railway tracks at an unpropert location or before a coming train;

1.9 работа по ремонту электрооборудования, которую необходимо выполнять по наряду-допуску или распоряжению без соответствующего оформления; / electric equipment repairs have to be performed with admission or by an order without registration;

1.10 нарушение мер безопасности при выполнении работ на ж.д. путях; / violation of security measures when working on railway tracks;

1.11 необоснованное расширение фронта производства работ. / unreasonable expansion of the scope of works .

2. Предупреждение: / Prevention:

2.1 уровень освещения на рабочих местах и маршрутах служебного прохода ниже установленных норм; / lighting level in workplaces and routes of office pass below the established norms;

2.2 неприменение или повреждение спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты; / non-use or damage of overalls, special footwear and other individual protection equipment;

2.3 отсутствие у работников удостоверений, правильность оформления нарядов-допусков и др. документов на выполнение работ, связанных с повышенной опасностью; / absence at workers of certificates, correctness of execution of work permits, etc. the documents for performance of work connected with the increased danger;

2.4 отсутствие необходимых для работы исправных инструментов, приспособлений и средств связи; использование неисправных инструментов, наращивание ключей трубами для увеличения опрокидывающего момента и т.д.; / lack of serviceable tools, devices and means of communication, necessary for work; use of faulty tools, building of keys pipes for increase in the overturning moment, etc.;

2.5 работа на неисправном производственном оборудовании;/ work on the faulty production equipment;

2.6 отсутствие оградительных, защитных и предохранительных средств, неисправность вентиляционных и осветительных установок; / absence protective, protective and preservatives, malfunction of ventilating and lighting installations;

2.7 нарушение габарита складирования материалов, заготовок и приспособлений вдоль железнодорожных и крановых путей; / violation of a dimension of warehousing of materials, preparations and devices along railway and crane tracks;

2.8 неудовлетворительное состояние маршрутов служебного и технологического проходов и проездов; отсутствие планировки междупутий, отсыпка щебнем крупной фракции, наличие старогодных материалов верхнего строения пути, наличие ям, воды, наледи, открытых водоотводных люков; / unsatisfactory condition of routes of office and technological passes and drives; lack of planning of mezhduputiya, dumping by crushed stone of large fraction, availability of old good materials top structure of a way, existence of holes, waters, frost, open drainage hatches;

Том 2, № 3 2017 Vol. 2, no. 3 2017

XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

üf

ОХРАНА ТРУДА И ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ LABOR PROTECTION AND INDUSTRIAL SAFETY

2.9 отсутствие первичных средств пожаротушения; / lack of emergency firefighting equipment;

нарушение работниками требований инструкций по охране труда, правил нахождения на железнодорожном пути, правил пожарной и электробезопасности, эксплуатации

2.10 грузоподъемных кранов, сосудов, работающих под давлением, и др. правил, обеспечивающих безопасность выполнения работ и технологических операций на участке. / violation of labor protection of instructions, rules for working on railway tracks, fire and electrical safety requirements, load-lifting cranes, pressure vessels operation rules.

3. Внимание: / Attention:

3.1 производство работ без технологической документации; / works without technological documentation;

3.2 несвоевременное проведение инструктажей (внепланового, повторного); / untimely briefings (unplanned, repeated);

3.3 уровень освещения на рабочих местах и маршрутов служебного прохода ниже установленных норм; / low lighting level in workplaces and routes of the office pass;

3.4 отсутствие у работников удостоверений; / lack of certificates;

3.5 нарушение правил складирования материалов, заготовок, запасных частей и приспособлений; / violation of warehousing rules for preparations, spare parts and devices;

3.6 неисправность вентиляционных и осветительных установок; / malfunction of ventilating and lighting equipment;

неудовлетворительное состояние маршрутов служебного и технологического проходов

3.7 и проездов; наличие старогодных материалов верхнего строения пути, наличие ям, воды, наледи, открытых водоотводных люков; / unsatisfactory condition of routes for office and technological passes and drives; old good materials of the top structure of tracks, holes, waters, frost, open drainage hatches;

3.8 отсутствие первичных средств пожаротушения; / lack of primary emergency firefighting equipment;

3.9 Нарушение организационно-технических мероприятий при обслуживании электроустановок; / violation of organizational and technical actions when maintaining electrical units;

3.10 нарушение правил эксплуатации грузоподъемных кранов, сосудов под давлением, транспортных средств; / violation of load-lifting cranes vessels under pressure, vehicles operation instructions,;

3.11 неисправность устройств АУПТ, ОПС; / malfunction of AUPT, OPS devices;

3.12 нарушение требований инструкций по охране труда и порядка выполнения технологических операций; / violation of labor protection requirements and order of performance of technological operations;

3.13 неукомплектованность аптечек первой доврачебной помощи. / incompleteness of first-aid kits.

4. Микротравмы. / Microinjuries.

5. Отсутствие нарушений. / Lack of violations.

Ежемесячный контроль проводит непосредственный руководитель производственного подразделения (мастер, начальник ПТО, начальник ремонтного цеха). В проверке может принимать участие уполномоченный по охране труда.

При проведении ежемесячного кон троля проверяют:

- своевременность проведения ин структажей работников по охране труда ведение журналов инструктажа;

- ознакомление работников с марш

Том 2, № 3 2017 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Vol. 2, no. 3 2017 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

ОХРАНА ТРУДА И ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ LABOR PROTECTION AND INDUSTRIAL SAFETY

шм

т

щм

вы

рутами служебных и технологических проходов;

- наличие в производственных помещениях и местах проведения инструктажей инструкций по охране труда, перечней необходимого рабочего инструмента, технологических процессов и схем маршрутов служебных проходов;

- соответствие содержания маршрутов служебного и технологического проходов «Техническим требованиям к служебным проходам по территориям железнодорожных станций и других структурных подразделений ОАО «РЖД» с утвержденным распоряжением от 24 декабря 2012 г. № 2667р;

- соответствие уровня освещенности рабочих территорий требованиям ГОСТ Р 54984 - 2012 «Освещение наружное объектов железнодорожного транспорта. Нормы и методы контроля» и исправность систем освещения рабочих мест;

- исправность громкоговорящей парковой связи, стационарной и носимых радиостанций;

- обеспеченность работников исправным инструментом, осветительными фонарями;

- наличие знаков безопасности, плакатов, сигнальной разметки и предупреждающей окраски;

- исправность электрооборудования, обеспечение его безопасной эксплуатации и соблюдение работниками правил электробезопасности при работе в электроустановках и с электроинструментом;

- наличие и состояние защитных, сигнальных и противопожарных средств и устройств, контрольно-измерительных приборов;

- обеспечение мер безопасности в служебно-технических и вспомогательных помещениях (соблюдение теплового режима в закрытых помещениях, исправность освещения, наличие и исправность ограждения станков, оборудования, механизмов, свободность проходов в цехах, складских

помещениях);

- соблюдение работниками при нахождении на железнодорожных путях необходимых мер безопасности, регламента переговоров, требований инструкций по охране труда и технологических процессов;

- обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты и правильность их применения;

- проведение ежедневного (ежесменного) контроля «КСОТ-П»;

- обеспеченность работников сани-тарно-бытовыми помещениями (душевыми, гардеробными, умывальниками, комнатами приема пищи, туалетами, шкафчиками для хранения спецодежды, помещениями для сушки спецодежды и др.) и их содержание;

- ограждение и обозначение негабаритных мест и других опасных зон;

- соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины;

- другие вопросы охраны труда.

При выявлении нарушений, угрожающих безопасности людей, работы приостанавливают, работников выводят из опасной зоны и принимают необходимые меры по устранению нарушений.

По результатам проверки заполняется контрольный лист № 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ежеквартальный контроль осуществляется руководителем структурного подразделения или его заместителями с участием представителя профсоюзного органа структурного подразделения, инженера по охране труда и в присутствии руководителя подразделения, не реже одного раза в три месяца с охватом всех производственных подразделений, при этом проверяемые производственные подразделения могут быть постоянно закреплены за одним из руководителей депо. Рекомендуется для проведения ежеквартального контроля предварительно составлять годовой график, с охватом всех производственных подразделений в течение одного квартала.

Ж)

ISNN 2500-1582

Том 2, № 3 2017 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Vol. 2, no. 3 2017 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

а

Ж/

ОХРАНА ТРУДА И ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ LABOR PROTECTION AND INDUSTRIAL SAFETY

Ежеквартально проверяют:

- организацию обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда;

- содержание рабочих мест, оборудования и инструмента;

- организацию электробезопасности;

- организацию пожарной безопасности;

- соблюдение работниками мер безопасности по охране труда;

- осуществление контроля за состоянием охраны труда;

- обеспечение работников спецодеждой, спецобувью и средствами защиты;

- санитарно-бытовое обеспечение;

- другие вопросы охраны труда.

По результатам проверки заполня-

ется контрольный лист № 2, представленный на рис. 2.

При заполнении контрольного листа № 2 руководитель депо (его заместитель) в графе «Соответствие требованиям охраны труда» делает следующие отметки:

- «да» (или +) при наличии оцениваемого фактора в полном объеме;

- «нет» (или -) при отсутствии одного из показателей оцениваемого фактора.

После заполнения контрольного листа № 2 дается оценка состоянию охраны труда в производственном подразделении в баллах, отмечаются пункты, по которым выявлены несоответствия, и разрабатываются мероприятия по устранению выявленных нарушений. Оценка степени соответствия в баллах проводится согласно табл. 2.

Рис. 2. Контрольный лист № 2 Fig. 2. Control list No. 2

Оценка степени соответствия, в баллах

Compliance degree assessment, in points

Таблица 2 Table 2

Баллы / Compliancpoints Степень соответствия: / Degrees:

90-100 полностью соответствует; / completely corresponds;

80-90 в основном соответствует; / generally corresponds;

60-80 частично соответствует; / partially corresponds;

0-60 не соответствует. / doesn't correspond.

Ï6f

Том 2, № 3 2017 Vol. 2, no. 3 2017

XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ШМ

ISNN 2500-1582

V

а

Ж/

ОХРАНА ТРУДА И ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ LABOR PROTECTION AND INDUSTRIAL SAFETY

Программное обеспечние КСОТ-П

Основными задачами программного обеспечения КСОТ-П являются:

- автоматизация хозяйственных операций подразделения;

- отображение сводных данных предприятия для всех пользователей;

- контроль за выполнением распоряжений, документов, проверок по ОТ и безопасности движения;

г он^^нв

«- ■* С Ьчр 10.109.192.101 801/-.уо<1кл/т1-

ДИСПЕТЧЕРСКАЯ СВОЦКА

- снижение трудозатрат диспетчеров дистанции;

- реализация методики КСОТ-П на предприятии (снижение трудозатрат специалиста по охране труда).

Программа доступна с любого компьютера сети РЖД (рис. 3).

Основной интерфейс программы показан на рис. 4.

Рис. 3. Доступ к программе в сети РЖД Fig. 3. Access to the software in the Russian Railway network

У [ *] ¡KHI ■ ПГГЩШ

«- С . . bvp ,10.109.192.101 S01/svodka/index.php?f=plarVindex

КРКУТСК-СРРТУРОЭО^МОЙ ДИСТАНЦИИ CUB ШЧ-5 _ Poceuûc-u. ДИСПЕТЫЕВС^АЯ СВОДКА ■ — t^-

Посостоянию на: _«Jl_10.11.MIS_|t > j Отчеты Кадровые длимые ££ Управление пользователями 0 Ярцев Апексей Сергеевич (UIH) »J Выйти |

Оперативный план ✓ Перемещения работников Предупреждения на производство работ 9 Журнал прикаюа Окна 43 Замечания АС КМО 94 Замечания ЕКАСУИ 96 Автотранспорт 8 Отключения 1 Замечания прич. служб 4 Отсутствующие РС 15 ЯГА КИП Метрология Проверки по Охране труда КСОТ-Л 1 Операции

Добавить план Удалить план

Оперативный план на 10 ноября 2015 1СЦБ » 1

Шифр Тип Инструкция Раздел/ пункт Наименование роботы Категория

090 СЦБ 939р 11 21 Проверка работы устройств автоматического заряда на контрольно) аккумуляторной батареи на станции В порядке ксплуатацит сухоеекая мегст сусескю»* ВОСННЫ> городок кая гсимАРоео большой гут " л.--'.Чмида иркутск-сорт ПОЛОВИНА rcortf СИ64*Р батарейная

281 СЦБ 939р 10 2 2 Проверка состояния кабельных ящжов В порядке тегу щей эксплуатации касьяноока попоем на

кабеля С ЦБ Контроль входящих документов 11 Оперативные распоряжения Замечания систем пожаротушения Учет электроэнергии Обратная свяэь 21 223 СЦБ 939р 9 21 Проверка видимости огней заградительные и переездных светофоров при питании переменным и постоялом током Проверка нееозмо*ности открытия шлагбаума кнопкой >еар>»<ого открытия при включенной заградительной сигнализацш бе> выдврихи времем Проверка действия заградительной сигнализации на входных, выкодныа маршрутных, проходных и маневровых светофорах, применяемых в качестве заградительных (проверяется один светофор на группу) Измерение тока потребляемого электродвигателем постоянного тока при работе на фрикцло -и ооеннък горшок иркутск-пасс кая ИмЕммм

сухооская метет

Рис. 4. Основной интерфейс программы Fig. 4. Main software interface

Том 2, № 3 2017 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Vol. 2, no. 3 2017 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

ОХРАНА ТРУДА И ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ LABOR PROTECTION AND INDUSTRIAL SAFETY

ЩМ

Визуализация как по предприятию в целом, так и по каждому подразделению представлена в модуле КСОТ-П «Крест безопасности»: Список проверок на выбранную дату; Форма ввода несоответ-

ствия; Форма ввода микротравм; Ведомость несоответствий; Графики несоответствий; Контроль за выполнением выявленных замечаний; Карточка проверки, 3 ступени (рис. 5-12, соответственно).

Окна 21

Отказы

Замечания АС КМО 9'

Замечания ЕКАСУИ 12

Автотранспорт

Отключения

Замечания лрич. служб

Отсутствующие РС 1:

ДГА

КИП

Метрология

Проверки по Охране труда КСОТ-П 1:

Журнал учета июляции кабеля С ЦБ Контроль входящих документов 1:

Оперативные распоряжения Замечания систем пожаротушения Учет электроэнергии Обратная связь 2

Список цехов Список работников Список станций и перегонов Список ДГА Список должностей Список служб/предприятий Графиковые работы Список исполнителей Список систем пожаротушения

~ГНовая проверка || Новая микротравиаТ~ I Версия для печати 11 Ведомость несоотв«

Контрольный пнет M9 1~|

_Bbigpatb подраздел«

| По всем подразделениям

< Предыдущий месяц | Следующий месяц » |

1 Донь 1 1 Ночь 1 Работаем Оез травм (дней) 231 и © и Всего неустранено: 48 Просрочено: 13

m © m ш © ш (3 © H

S © m и © m ш © (3 и © и а © ® ИЗ © (3 и

из © m из © m 0 s 0 0 I«] ® и из (g) и В / р

Рис. 5. Модуль КСОТ-П «Крест безопасности» Fig. 5. KSOT-P module "Safety cross"

Рис. 6. Список проверок на выбранную дату Fig. 6. Inspection list for the chosen date

Том 2, № 3 2017 Vol. 2, no. 3 2017

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ШМ

ISNN 2500-1582

щж

ОХРАНА ТРУДА И ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ LABOR PROTECTION AND INDUSTRIAL SAFETY

ЩМ

Рис. 7. Форма ввода несоответствия Fig. 7. Form for inputting non-compliances

Рис. 8. Форма ввода микротравм Fig. 9. Form for inputting microinjuries

Том 2, № 3 2017 Vol. 2, no. 3 2017

XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

üf vö/

ОХРАНА ТРУДА И ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ LABOR PROTECTION AND INDUSTRIAL SAFETY

щм

Рис. 9. Ведомость несоответствий Fig. 9. Non-compliance list

Рис. 10. Графики несоответствий Fig. 10. Non-compliance schedules

Том 2, № 3 2017 Vol. 2, no. 3 2017

XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

а

Ж/

ОХРАНА ТРУДА И ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ LABOR PROTECTION AND INDUSTRIAL SAFETY

Рис. 11. Контроль за выполнением выявленных замечаний Fig. 11. Control over implementation of corrections

Рис. 12. Карточка проверки, 3 ступени Fig. 12. Inspection card, three steps

В этой карточке указываются документы (файлы, фотографии и т.д.) по результатам проверки на объекте и в качестве отчета ответственным за выполнение.

Также в данной программе есть модуль «Проверки по охране труда» руководителей, представленный на рис. 13.

Том 2, № 3 2017 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Vol. 2, no. 3 2017 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

а

Ж/

ОХРАНА ТРУДА И ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ LABOR PROTECTION AND INDUSTRIAL SAFETY

ДИСПЕТЧЕРСКАЯ СВОДКА

По состоянию на: | < || 10.tl.2015 || > | Ць Отчеты ^ Кадровые данные Управление пользователями ^ Ярцев Алексей Сергеевич (ШН) Выйти

Оперативный план Перемещения работников f | Операции

Проверки по ОТ (по руководителям) Сводная ведомость Добавить

Предупреждения на производство работ 9 Проверки руководителей

Журнал приказов Объявления

< 2015 >

43

Отказы

Замечания АС КМО 94

Замечания ЕКАСУИ 96

Автотранспорт 8 АБ Восток (ШНС-24 АБ Восток)

Отключения 1 АБ Запад (ШНС-18 АБ Запад)

Замечания прич. служб Отсутствующие РС ДГА АБ Центр (ШНС-28 АБ Центр) □

Ангарск (ШНС-13 Ангарск-Южная) □

Батарейная (ШНС-9 Батарейная) □

Бепая (ШНС-17 Белая)

Большой Луг (ШНС-22 Большой Луг) □

Метрология Военный городок (ШНС-19 Военный Городо>) □ □

Проверки по Охране труда Гараж (Гараж) □

КСОТ-П Глубокая (ШНС-23 Подкаченная Глубокая)

Гончарово (ШНС-21 Гончарове)

кабеля СЦБ Зуй (ШНС-Ю Зуй-Мегет) □

Контроль входящих документов Оперативные распоряжения Иркутск-Пассажирский (ШНС-19 Иркутск-Пассажирский ) □ □

Иркутск-Сортировочный 1 ПОСТ (ШНС-3 1 ПОСТ) □

Замечания систем пожаротушения Иркутск-Сортировочный 19 ПОСТ (ШНС-3 1 ПОСТ)

Учет электроэнергии Иркутск-Сортировочный 2 ПОСТ (1Ш4С-1 2.8 9 ПОСТ) □

Иркутск-Сортировочный 8 ПОСТ (ШНС-1 2.8 9 п

Рис. 13. График проверок руководителей Fig. 13. Inspection schedule by managers

Заключение

В работе рассмотрены результаты внедрения КСОТ-П на предприятиях ВСЖД. Положительными сторонами внедрения являются:

- визуализация контроля за соблюдением требований охраны труда на предприятии;

- выработка поведенческих навыков у работников;

- привлечение большого числа работников к проведению контроля за безопасностью труда на предприятии, предупреждению случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний с последующим анализом полученной информации, оценкой факторов рисков и выработкой мер по устранению выявленных нарушений;

- формирование прозрачной системы самоаудита по вопросам создания безопасных условий труда в структурных подразделениях с балльной оценкой по каждому критерию;

- оценка факторов рисков и несоответствий (нарушений) в области охраны

труда на рабочих местах (с соответствующей их балльной оценкой) и выработка мероприятий по их минимизации;

- на перспективу - разработка алгоритма автоматизированной оценки факторов рисков, влияющих на процессы технического обслуживания и ремонта подвижного состава в эксплуатационных депо.

Одновременно выявлены системные замечания по результатам внедрения КСОТ-П:

- низкое качество проверок как руководителями структурных подразделений (на 3-м уровне), так и руководителями производственных участков (на 1-м и 2-м уровнях);

- в визуализированных картах рисков не учтены все возможные опасности травмирования работников;

- в должностных инструкциях руководителей структурных подразделений не внесены обязанности в части осуществления контроля по КСОТ-П;

- контрольные листы № 1 и № 2 не в полной мере отражают весь перечень во-

Том 2, № 3 2017 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Vol. 2, no. 3 2017 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

ОХРАНА ТРУДА И ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ LABOR PROTECTION AND INDUSTRIAL SAFETY

т

вы

просов, по которым можно оценить состояние охраны труда на конкретном производственном участке. Имеющиеся перечни не всегда актуальны (применимы), в результате приходится дополнительно вписывать выявляемые замечания, соответственно увеличивается расход бумаги;

- не все члены комиссий, определенные приказами, участвуют в проверках состояния охраны труда;

- начальниками станций не в полной мере применяется «Автоматизированная система ведения актов комиссионных месячных осмотров станций и контроля за устранением неисправностей (АС КМО)», в части ввода несоответствий (замечаний), касающихся работы смежных хозяйств.

В целях ведения оперативного контроля за состоянием охраны труда, минимизации бумажных затрат для оформления результатов проверок в Иркутск-

Критерий авторства

Съемщиков С.Е., Евстигнеева И.Ю. обладают равными авторскими правами и несут равную ответственность за плагиат.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Поступила 28.08.2017

Сортировочной дистанции сигнализации, централизации и блокировки разработана электронная версия КСОТ-П.

Положительными сторонами внедрения автоматизированной системы КСОТ-П являются:

- проведение автоматизированного анализа выявленных несоответствий, осуществление непрерывного мониторинга состояния охраны труда на уровне производственных участков и структурных подразделений дирекций;

- возможность эффективного планирования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

- осуществление контроля за устранением выявленных несоответствий не только со стороны руководителей структурного подразделения, но и также со стороны руководителей на уровне дирекций, служб, НБТ.

Authorship criteria

Sjemshchikov S.E., Yevstigneyeva I.Yu. have equal authors' rights and responsibility for plagiarism.

Conflict of interests

The authors declare no conflict of interests.

Received on 28 August 2017

ISNN 2500-1582

Том 2, № 3 2017 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Vol. 2, no. 3 2017 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.