Научная статья на тему 'Результаты апробации технологий практико-ориентированного обучения по охране труда'

Результаты апробации технологий практико-ориентированного обучения по охране труда Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
255
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / БЕЗОПАСНОСТЬ / LABOR PROTECTION MANAGEMENT SYSTEM / PRACTICE-FOCUSED TRAINING / PROFESSIONAL COMPETENCES / PROFESSIONAL STANDARD / SAFETY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Утюганова Валентина Владимировна, Сердюк Виталий Степанович

ЦЕЛЬ. Предложены инновационные технологии практико-ориентированного обучения в области охраны труда студентов, специалистов по охране труда, работодателей малых предприятий, руководителей и специалистов организаций. Целью исследования ставилась задача реализации государственной политики в области охраны труда, повышении эффективности управления охраной труда и сохранении здоровья и жизни работников на основе внедрения технологий практико-ориентированного обучения студентов. МЕТОДЫ. Использовались методы активного социально-психологического обучения: групповая дискуссия, «мозговой штурм», имитационная деловая игра, моделирование процесса и др. РЕЗУЛЬТАТЫ. Представлен процесс апробации технологий. Рассмотрено получение в процессе внедрения технологий практико-ориентированного обучения необходимых профессиональных компетенций и практических навыков по решению проблем в области охраны труда, самостоятельности, способности к разработке новых малозатратных высокоэффективных методов. ВЫВОДЫ. В результате апробации инновационных технологий практико-ориентированного обучения в области охраны труда студентов, специалистов по охране труда, работодателей малых предприятий, руководителей и специалистов организаций выявлены основные преимущества предлагаемых технологий обучения, а также новые направления их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Утюганова Валентина Владимировна, Сердюк Виталий Степанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF PRACTICE-FOCUSED LABOR PROTECTION TRAINING TECHNOLOGY APPROBATION

PURPOSE. Innovative technologies of practice-focused labor protection training of students, labor protection experts, employers of small enterprises and managers of large companies are analyzed. The research aims to implement the public measures in labor protection, improve labor protection management efficiency and maintain health and life of workers by introducing practice-focused training of students. METHODS. Methods of active social and psychological training were used: group discussion, "brainstorming", business game simulation, process modeling, etc. RESULTS. The technologies approbation process is analyzed. Professional skills and competences required for solving labor protection tasks, development of new low-cost highly efficient methods are described. CONCLUSIONS. Key advantages and development areas of innovative practice-focused labor protection training technologies are identified.

Текст научной работы на тему «Результаты апробации технологий практико-ориентированного обучения по охране труда»

ОХРАНА ТРУДА И ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ LABOR PROTECTION AND INDUSTRIAL SAFETY

Оригинальная статья / Original article УДК 341.4/378

DOI: http://dx.doi.org/10.21285/1814-3520-2018-3-16-23

РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

© В.В. Утюганова1, В.С. Сердюк2

Омский государственный технический университет, 644050, Российская Федерация, г. Омск, пр. Мира, 11.

ЦЕЛЬ. Предложены инновационные технологии практико-ориентированного обучения в области охраны труда студентов, специалистов по охране труда, работодателей малых предприятий, руководителей и специалистов организаций. Целью исследования ставилась задача реализации государственной политики в области охраны труда, повышении эффективности управления охраной труда и сохранении здоровья и жизни работников на основе внедрения технологий практико-ориентированного обучения студентов. МЕТОДЫ. Использовались методы активного социально-психологического обучения: групповая дискуссия, «мозговой штурм», имитационная деловая игра, моделирование процесса и др. РЕЗУЛЬТАТЫ. Представлен процесс апробации технологий. Рассмотрено получение в процессе внедрения технологий практико-ориентированного обучения необходимых профессиональных компетенций и практических навыков по решению проблем в области охраны труда, самостоятельности, способности к разработке новых малозатратных высокоэффективных методов. ВЫВОДЫ. В результате апробации инновационных технологий практико-ориентированного обучения в области охраны труда студентов, специалистов по охране труда, работодателей малых предприятий, руководителей и специалистов организаций выявлены основные преимущества предлагаемых технологий обучения, а также новые направления их развития. Ключевые слова: система управления охраной труда, практико-ориентированное обучение, профессиональные компетенции, профессиональный стандарт, безопасность.

Информация о статье. Дата поступления 20 июля 2018 г.; дата принятия к печати 22 августа 2018 г.; дата он-лайн-размещения 28 сентября 2018 г.

Формат цитирования. Утюганова В.В., Сердюк В.С. Результаты апробации технологий практико-ориентированного обучения по охране труда // XXI век. Техносферная безопасность. 2018. Т. 3. № 3. С. 16-23. DOI: 10.21285/1814-3520-2018-3-16-23

RESULTS OF PRACTICE-FOCUSED LABOR PROTECTION TRAINING TECHNOLOGY APPROBATION

Valentina V. Utjuganova, Vitaliy S. Serdjuk

Omsk State Technical University,

11, Mira Av., Omsk, Russian Federation, 644050

PURPOSE. Innovative technologies of practice-focused labor protection training of students, labor protection experts, employers of small enterprises and managers of large companies are analyzed. The research aims to implement the public measures in labor protection, improve labor protection management efficiency and maintain health and life of workers by introducing practice-focused training of students. METHODS. Methods of active social and psychological

1Утюганова Валентина Владимировна, аспирант, старший преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности, e-mail: [email protected]

Valentina V. Utjuganova, Graduate Student, Senior Teacher of Department of Health and Safety, e-mail: [email protected]

2Сердюк Виталий Степанович, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности, e-mail: [email protected]

Vitaliy S. Serdjuk, Doctor of Technical Science, Professor, Leader of Department of Health and Safety, e-mail: [email protected]

Том 3, № 3 2018 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Vol. 3, no. 3 2018 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

ОХРАНА ТРУДА И ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ LABOR PROTECTION AND INDUSTRIAL SAFETY

training were used: group discussion, "brainstorming", business game simulation, process modeling, etc. RESULTS. The technologies approbation process is analyzed. Professional skills and competences required for solving labor protection tasks, development of new low-cost highly efficient methods are described. CONCLUSIONS. Key advantages and development areas of innovative practice-focused labor protection training technologies are identified. Keywords: labor protection management system, practice-focused training, professional competences, professional standard, safety

Information about the article. Received on July 20, 2018; accepted for publication on August 22, 2018; available online on September 28, 2018.

For citation. Utjuganova V.V., Serdjuk V.S. Results of practice-focused labor protection training technology approbation. XXI vek. Tekhnosfernaya bezopasnost' = XXI century. Technosphere Safety, 2018, vol. 3, no. 3, pp. 16-23. DOI: 10.21285/1814-3520-2018-3-16-23. (In Russian)

Введение

Сегодня перед преподавателями высшей школы ставится задача по реализации государственной политики в области охраны труда, повышению эффективности управления охраной труда и сохранению здоровья и жизни работников на основе внедрения технологий практико-ориентиро-ванного обучения студентов, специалистов по охране труда, работодателей малых предприятий, руководителей и специалистов организаций. Решение поставленной задачи предусматривает: повышение уровня культуры по охране труда, компетентности руководителей организаций, специалистов по охране труда и работников с целью снижения уровней травматизма и профессиональной заболеваемости на предприятиях; совершенствование образовательных программ; установление социального диалога между руководителями предприятий родственной отрасли (обмен опытом), а также между руководством и сотрудниками организации при коллективной работе по формированию и совершенствованию системы управления охраной труда; повышение мотивации работодателей соблюдать требования охраны труда и совершенствовать систему управления охраной труда в организации.

Критерии эффективности предлагаемых технологий обучения, получения студентами-выпускниками направления 20.03.01 «Техносферная безопасность»,

руководителями организаций и специалистами в области охраны труда необходимых компетенций (знаний, умений, навыков) содержит Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 августа 2014 г. № 524н Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда» [1-3].

В настоящее время основными проблемами, связанными с процессом обучения по охране труда, являются: отсутствие или недостаточный уровень сформированных у слушателей профессиональных компетенций по окончании обучения и проверки знаний требований охраны труда; сложность самообучения, практического применения полученных знаний. Актуальность эффективного обучения руководителей и специалистов требованиям охраны труда растет в связи с разнообразием и большим объемом нормативно-технических документов, сложностью их разработки и применения на практике. В связи с этим необходимо искать новые подходы, методы и организационные формы преподавания в процессе обучения. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 предлагает несколько форм реализации образовательных программ, которые эффективно могут применяться на предприятиях при обучении в области охраны труда. К ним относятся: сетевая форма реализации, реализация с при-

Том 3, № 3 2018 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Vol. 3, no. 3 2018 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

ОХРАНА ТРУДА И ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ LABOR PROTECTION AND INDUSTRIAL SAFETY

менением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Также для осуществления необходимых мероприятий рассматриваются печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы. Программы обучения, разработанные в соответствии с Приказом Минтруда России № 153, ГОСТ 12.004-2015 [4] и реализуемые учебными центрами, направлены на приобретение теоретических знаний по охране труда, но при этом не предусматривают отработку практиче-

Под практико-ориентированным обучением авторы понимают сочетание традиционных методов обучения и прикладных программам практических занятий, основанных на коллективном поиске решений актуальных проблем в области охраны труда в группах обучающихся, объединенных по родственным видам экономической деятельности. Обучение должно проводиться преподавателями, имеющими опыт деятельности в области охраны труда, а также владеющими актуальной информацией и умеющими доступно ее излагать [57]. В зависимости от вида экономической деятельности содержание программы может быть изменено с учетом специфики проблем по охране труда в данной отрасли.

ских навыков для решения самими слушателями существующих на их конкретных предприятиях проблем. Процесс обучения направлен на ознакомление с нормативными правовыми актами, требованиями в области охраны труда с использованием традиционных методов обучения, не обеспечивающих необходимой мотивации слушателей к совершенствованию системы управления охраной труда в своих организациях.

Содержание программы должно учитывать необходимость усвоения теоретических основ в области охраны труда при выполнении практических заданий, разработанных на основе использования проблемного обучения, деловых игр, дискуссий, выступлений с речью, имитации реальной деятельности и др. подходов [5, с. 110-115]. При использовании дистанционных технологий необходима организация вебинаров, конференций, применение программ интерактивного обучения. В настоящее время традиционные подходы к обучению по охране труда являются недостаточно эффективными и не направлены на получение практических навыков в процессе обучения.

Результаты

Технологии практико-ориентирован-ного обучения были реализованы в процессе обучения студентов направления 20.03.01 «Техносферная безопасность» Омского государственного технического университета. Технология практико-ориентированного обучения включает 3-х этапное обучение:

- 1-й этап включает в себя ознакомление с нормативной правовой базой и выдачу подготовленных кейсов с заданием (также предполагается обмен контактными

данными между обучающимися и обмен опытом);

- 2-й этап предполагает выполнение практических заданий и разработку Положения о системе управления охраной труда;

- 3-й этап предусматривает проведение защиты и экспертной оценки Положения.

Студенты-выпускники были разделены на три подгруппы обучающихся с учетом видов экономической деятельности

Том 3, № 3 2018 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Vol. 3, no. 3 2018 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

ОХРАНА ТРУДА И ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ LABOR PROTECTION AND INDUSTRIAL SAFETY

предприятий их преддипломной практики. Первым заданием для студентов стал поиск проблем в области охраны труда на выбранных предприятиях и разработка предложений по их решению совместно с изучением основных нормативных правовых требований в области охраны труда.

В процессе обучения были использованы методы организации дискуссий и деловых игр. Деловые игры строились на проведении «операционных игр», позволяющих отрабатывать выполнение конкретных специфических операций. Операционные игры, в свою очередь, были основаны на моделировании соответствующих рабочих процессов, они проводятся в условиях, имитирующих возможные ситуации (имитация реальной деятельности и др.).

Поиск проблем руководителем и/или специалистом в области охраны труда выполнялся с учетом распределения обязан-

ностей по уровням управления предприятием в области охраны труда, что является основой повышения культуры в области охраны труда и мотивирует всех сотрудников предприятия повышать уровень знаний самостоятельно.

Между студентами каждой подгруппы также были распределены обязанности (см. рисунок).

На втором этапе обучения осуществлялся процесс подготовки проекта, отражающего основные направления в решении выявленных проблем и совершенствовании процесса управления охраной труда (в частности, разработка Положения о системе управления охраной труда предприятия), а также его обсуждение. Во время практических занятий обучающиеся выполняли задания по поиску путей решения возможных проблем в области охраны труда, возникающих в конкретной отрасли.

Работодатель

(несет ответственность за охрану труда в организации)

Служба охраны труда (специалист по охране труда)

I-

Руководитель структурного подразделения

Представитель прав работников (уполномоченное лицо)

-1

Руководитель производственного участка/ бригады

Схема варианта распределения ролей (обязанностей) по решению вопросов охраны труда между студентами/слушателями Student roles distribution scheme for solving labor protection tasks

Том 3, № 3 2018 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Vol. 3, no. 3 2018 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

ОХРАНА ТРУДА И ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ LABOR PROTECTION AND INDUSTRIAL SAFETY

При организации и проведении практических занятий студенты получили следующие необходимые компетенции в области охраны труда, соответствующие профессиональному стандарту [3]: оценка приоритетности реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда с точки зрения их эффективности; анализ причин несоблюдения требований охраны труда; оценка и выбор адекватных мер по устранению выявленных нарушений; анализ лучшей практики в области формирования и развития системы управления охраной труда и оценка возможности ее адаптации; выделение ключевых целей и задач в области охраны труда, показателей эффективности реализации мероприятий по улучшению условий труда, снижению уровней профессиональных рисков и др.

Во время самостоятельной домашней подготовки проекта по совершенствованию системы управления охраной труда слушателям учебного центра работодателями предлагается максимальное вовлечение сотрудников предприятия в процесс

Обсуждение резу

Практико-ориентированный подход развивает не только необходимые навыки и умения у обучающихся, но и повышает мотивацию к самообучению на основе наличия конкурсной составляющей, выполнения поиска наиболее оптимальных решений поставленных задач и обоснованной защиты своих предложений.

В процессе обучения у студентов направления 20.03.01 «Техносферная безопасность» были сформированы компетенции в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда» [3]. Результаты обучения: получение готового продукта для практической реализации в организации; оптимизация распределения сил и средств для управления профессиональными рисками; понимание места и роли системы

решения поставленных задач, основанное на распределении обязанностей работников по охране труда на разных уровнях управления [6].

На последнем этапе подготовленные Положения о системе управления охраной труда выдвигаются на рецензирование, обсуждение и оценку не только преподавателю, но и другим обучающимся. Задача каждой из трех подгрупп обучающихся - дать обоснованные взаимные предложения по совершенствованию проектов Положений и таким образом отразить полученные ими в процессе обучения знания и достигнутый уровень компетентности в области охраны труда.

Разработка «Положения о системе управления охраной труда» студентами сопровождалась разработкой мероприятий по улучшению состояния условий и охраны труда на предприятиях, получением практических навыков по разработке локальных документов предприятия (учитывающих специфику деятельности предприятия).

ов исследования

управления охраной труда в организации безопасных условий труда; повышение мотивации работодателя совершенствовать систему управления охраной труда для достижения высоких результатов экономической деятельности; формирование сплоченной и компетентной команды на малых предприятиях, способной совместными усилиями под руководством работодателя разработать и внедрить эффективную систему управления охраной труда. Таким образом, студенты применяют теоретические знания для решения практических задач, получают необходимые умения и навыки профессиональной деятельности. В тесной связи программы практико-ориентированного обучения и деятельности предприятий в области охраны труда студенты находят практическое примене-

Том 3, № 3 2018 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Vol. 3, no. 3 2018 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

ОХРАНА ТРУДА И ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ LABOR PROTECTION AND INDUSTRIAL SAFETY

ние полученным знаниям для выполнения трудовых функций, разработки предложений, имеющих практическую ценность, предоставляют полученный материал в виде предложений для решения актуальных задач предприятий. По результатам проведения входного (в начале обучения), промежуточного (в середине обучения) и выходного (в конце обучения) контроля зна-

ний по охране труда были получены данные, представленные в таблице.

Представленные в таблице данные отражают процент правильных ответов в исследуемой группе студентов на протяжении периода обучения. Более 70% студентов смогли реализовать практические навыки и внедрить разработанные положения на предприятиях.

Результаты контроля знаний студентов в процессе практико-ориентированного обучения Results of knowledge control during practice-focused training

Наименование модуля контрольных заданий Результаты входного контроля Результаты промежуточного контроля Результаты выходного контроля

Оценка состояния условий и охраны труда в организации 42 % 66 % 94 %

Организация работ по охране труда 30 % 60 % 94 %

Управление охраной труда в организации 26 % 57 % 92 %

Дальнейшие перспективы исследования

В процессе практико-ориентирован-ного обучения побудительным мотивом к разработке эффективного решения в области охраны труда может быть организация и проведение конкурса разработанных программ с привлечением к судейству в конкурсе представителей органов исполнительной власти в области охраны труда.

Обучение слушателей с использованием технологий практико-ориентирован-ного подхода предполагает привлечение работодателей предприятий и специали-

стов по охране труда к совместной деятельности с целью совершенствования системы управления охраной труда и развития системы менеджмента предприятия. В дальнейшем предполагается развитие предлагаемых технологий в процессе обучения специалистов по охране труда, работодателей малых предприятий, руководителей и специалистов организаций, внедрение и совершенствование системы управления охраной труда на малых предприятиях.

Том 3, № 3 2018 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Vol. 3, no. 3 2018 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

ОХРАНА ТРУДА И ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ LABOR PROTECTION AND INDUSTRIAL SAFETY

Выводы

Дальнейшее развитие предлагаемых инновационных технологий предполагается по следующим основным направлениям:

- разработка учебно-методических комплексов, включающих дистанционные образовательные технологии, для практи-ко-ориентированного обучения в области охраны труда;

- развитие активных форм обучения, включающих деловые игры, проблем-

ное обучение по организации охраны труда на малых предприятиях;

- организация работ сервисного центра по оказанию научно-образовательных услуг по охране труда для малых предприятий;

- развитие на основе практико-ориентированного обучения социального партнерства по охране труда на малых предприятиях.

Библиографический список

1. Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: base.consultant.ru/cons/cgi/ (12.10.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Приказ Минтруда РФ от 21.06.2003 № 153 «Об утверждении примерных программ обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных» [Электронный ресурс]. URL: base.consultant.ru/cons/cgi/ (12.10.2017).

3. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 августа 2014 г. № 524н Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда» [Электронный ресурс]. URL: base.consultant.ru/cons/cgi/ (12.10.2017).

4. ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Организация обучения безопасности труда. Общие положения» [Электронный ресурс]. URL:

base.consultant.ru/cons/cgi/ (12.10.2017).

5. Штроо В.А. Методы активного социально-психологического обучения. М.: Издательство «Юрайт», 2016. 277 с.

6. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 19.08.2016 г. № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда» [Электронный ресурс]. URL: base.consultant.ru/cons/cgi/ (14.11.2017).

7. Секачева Л.М., Овчаров А.И., Касьянова Т.И. Инновации в обучении охране труда [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/ru/artic-le/view?id=5853 (16.09.2017).

References

1. Postanovlenie Ministerstva truda RF i Ministerstva obrazovaniya RF ot 13 yanvarya 2003 g. № 1/29 «Ob utverzhdenii Poryadka obucheniya po ohrane truda i proverki znanij trebovanij ohrany truda rabotnikov or-ganizacij» [The resolution of the Ministry of Labour of the Russian Federation and the Ministry of Education of the Russian Federation of January 13, 2003 No. 1/29 "About the statement of the Order of training in labor protection and examinations of requirements of labor protection of employees of the organizations"]. Available at: base.consultant.ru/cons/cgi/ (accessed on 12 October 2017).

2. Prikaz Ministerstva truda RF ot 21.06.2003 № 153 «Ob utverzhdenii primernyh programm obucheniya po ohrane truda otdel'nyh kategorij zastrahovannyh» [The order of the Ministry of Labour of the Russian Federa-

tion from 6/21/2003 No. 153 "About the approval of approximate programs of training in labor protection of the separate categories insured"]. Available at: base.consultant.ru/cons/cgi/ (accessed on 12 October 2017).

3. Prikaz Ministerstva truda i social'noj zashchity RF ot 4 avgusta 2014 g. № 524n Ob utverzhdenii profession-al'nogo standarta «Specialist v oblasti ohrany truda» [Order of the Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation of August 4, 2014 No. 524n On the approval of the professional standard "The Expert in the field of Labor Protection"]. Available at: base.consultant.ru/cons/cgi/ (accessed on 12 October 2017).

4. GOST 12.0.004-2015 «Sistema standartov bezopas-nosti truda (SSBT). Organizaciya obucheniya bezopas-

Том 3, № 3 2018 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Vol. 3, no. 3 2018 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

ОХРАНА ТРУДА И ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ LABOR PROTECTION AND INDUSTRIAL SAFETY

ю

nosti truda. Obshchie polozheniya» [Occupational safety standards system. Organization of training of safety of work. General provisions]. Available at: base.consultant.ru/cons/cgi/ (accessed on 12 October 2017).

5. Shtroo V.A. Metody aktivnogo social'no-psihologicheskogo obucheniya [Methods of active social and psychological training]. Moscow, Izdatel'stvo «Yurajt» Publ., 2016, 277 p. (In Russian)

6. Prikaz Ministerstva truda i social'noj zashchity RF ot 19.08.2016 g. № 438n «Ob utverzhdenii Tipovogo polozheniya o sisteme upravleniya ohranoj truda» [The

Критерий авторства

Утюганова В.В., Сердюк В.С. имеют на статью равные авторские права и несут ответственность за плагиат.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов в этой работе.

order of the Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation from 8/19/2016 of No. 438n "About the adoption of the Standard provision on a control system of labor protection"]. Available at: base.consultant.ru/cons/cgi/ (accessed on 14 November 2017).

7. Sekacheva L.M., Ovcharov A.I., Kas'yanova T.I. In-novacii v obuchenii ohrane truda [Innovations in training in labor protection]. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=5853 (accessed on 16 September 2017).

Contribution

Utjuganova V.V., Serdjuk V.S. have equal author's rights and bear responsibility for plagiarism.

Conflict of interests

The authors declare no conflict of interests regarding the publication of this article.

VTK

ISNN 2500-1582

üf

Том 3, № 3 2018 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Vol. 3, no. 3 2018 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.